ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОЧ.УМЕЛЫЕ РУЧКИ» (старшая группа)
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Программа кружка «Оч.умелые ручки» направлена на формирование у дошкольников познавательной и исследовательской активности, развитие конструктивных навыков и умений, на развитие творческих способностей детей. На протяжении всего периода обучения дети шире знакомятся с видами и типами конструирования. Программа кружка включает в себя как техническое, так и художественное конструирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_och.umelye_ruchki_gotovo.docx | 36.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент социальной политики Администрации города Кургана
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Кургана «Детский сад общеразвивающего вида № 100 «Солнышко»
(МБДОУ «Детский сад № 100»)
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОЧ.УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
(старшая группа)
Автор:
воспитатель Козина Т.А
воспитатель Макарова Д.А.
Курган
2020
Конструирование (construo – строю, создаю) – вид продуктивной деятельности, в ходе которой ребенок самостоятельно или совместно со взрослым создает конструкцию из деталей, для чего он должен научиться определенным способам действия.
Программа кружка «Оч.умелые ручки» направлена на формирование у дошкольников познавательной и исследовательской активности, развитие конструктивных навыков и умений, на развитие творческих способностей детей. На протяжении всего периода обучения дети шире знакомятся с видами и типами конструирования. Программа кружка включает в себя как техническое, так и художественное конструирование.
В техническом конструировании дети отображают реально существующие объекты. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки. К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления. В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой. К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного и бросового материала.
Существование двух видов детского конструирования – творческого и технического, каждый из которых имеет свои особенности, требует дифференцированного подхода в руководстве ими.
В плане подготовки детей к школе конструктивная деятельность ценна еще и тем, что в ней развивается умение тесно связывать приобретенные знания с их использованием, понимание того, что и для успеха в деятельности знания просто необходимы. Дети убеждаются, что отсутствие необходимых знаний о предмете, конструктивных умений и навыков является причиной неудач в создании конструкции, неэкономного способа ее изготовления, плохого качества результата работы. На образовательных ситуациях конструктивной деятельностью у дошкольника формируются важные качества; умение слушать воспитателя, принимать умственную задачу и находить способ ее решения.
Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным участникам будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даёт возможность предостеречь воспитанника от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Программой предусматривается 1 занятие в неделю во второй половине дня. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 6-7 лет –25-30 минут. Срок реализации с сентября по май.
Цель и задачи программы
Формировать у детей устойчивый интерес к конструированию и моделированию.
Задачи.
Образовательные:
- Совершенствовать умение работать с различными материалами для конструирования, учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности.
- Закреплять умение выделять, называть, классифицировать разные объёмные геометрические тела и архитектурные формы, входящие в состав лего конструкторов.
- Закреплять умение использовать различные типы композиции для создания объёмных конструкций.
- Закреплять умение создавать сюжетные конструктивные образы.
- Закреплять умение сопоставлять геометрические формы друг с другом и объектами окружающей жизни.
- Закреплять умение выделять образ в различных геометрических телах.
- Совершенствовать умение использовать различные приёмы и техники в процессе создания конструктивного образа.
- Продолжать учить составлять конструкцию по словесной инструкции, описанию, условиям, схемам.
- Учить самостоятельно преобразовывать материалы с целью изучения их свойств в процессе создания конструктивных образов.
- Закреплять умение подбирать адекватные способы соединения деталей конструктивного образа, делая их прочными и устойчивыми.
- Закреплять умение находить замену одних деталей другими.
- Совершенствовать умение сгибать бумагу различной плотности в различных направлениях.
- Учить работать по готовым выкройкам, чертежам.
Развивающие:
- Продолжать формировать чувство формы, пластике при создании построек и поделок.
- Закреплять умение использовать композиционные закономерности: масштаб, пропорция, пластика объёмов, фактура, динамика (статика) в процессе конструирования.
- Продолжать развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, внимания, памяти.
- Совершенствовать умение планировать свою деятельность.
- Закреплять и расширять словарь ребёнка специальными понятиями: заменитель, структура и т.п.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к искусству конструирования.
- Расширять коммуникативные способностей детей.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Виды конструирования.
По материалам, используемым в процессе конструирования:
- Конструирование из конструктора
- Конструирование из бумаги и картона
- бумагопластика;
- оригами;
- нетрадиционные техники работы с бумагой.
Условия реализации программы
Программа работы кружка рассчитана на один год обучения. Обучение проводится с учетом индивидуальных способностей детей, их уровня знаний и умений. На занятиях детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы путем активного включения их в творческую деятельность.
Программой предусматривается 1 занятие в неделю в вечернее время.
Принципы организации работы кружка
- Принцип системности и регулярности проведения занятий.
- Доступности. Содержание программы, темы и методы обучения соответствуют возрастным особенностям учащихся, уровню их развития и познавательным возможностям, а также индивидуальным особенностям ребёнка.
- Наглядности (наличие демонстрационного материала) и доступности подаваемого материала для детей данной возрастной категории
- Системности и последовательности подачи материала от «простого к сложному».
- Прочности овладения знаниями, умениями и навыками – точное определение целей занятий. Каждый ребёнок представляет, какой результат ожидается в конце занятия, какие знания и умения он приобретёт, где сможет их применить.
- Принцип равномерного распределения нагрузки, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка, не допуская переутомления.
- Новизны. Для развития интереса необходимо постоянное внедрение элементов новизны на всех этапах учебного процесса.
Для обучения детей конструированию и моделированию используются разнообразные методы и приемы.
Методы | Приёмы |
Наглядный | Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. |
Информационно-рецептивный | Обследование деталей и материала, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой и структурой определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка. |
Репродуктивный | Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу) |
Практический | Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. |
Словесный | Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. |
Проблемный | Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. |
Игровой | Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. |
Частично-поисковый | Решение проблемных задач с помощью педагога. |
Ожидаемые результаты обучения:
В результате обучения по данной программе, предполагается овладение детьми такими знаниями, умениями и навыками, как:
• Освоение детьми нетрадиционных техник конструирования из различных материалов.
• Умение работать с разными материалами.
• Умение следовать словесной инструкции педагога.
• Повышение уровня развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации.
• Стойкий интерес и желание у детей, экспериментировать, сочетая разные виды материалов в работе.
• Овладение культурой труда и навыками работы в коллективе.
• Повышение уровня коммуникативных способностей, творческих способностей, фантазии, воображения.
Методы мониторинга:
- регулярное наблюдение в процессе НОД
- анализ продуктов детской деятельности
В процессе реализации программы дополнительного образования обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
Познавательное развитие: знакомство детей с различными материалами для композиций, определение их на ощупь; знакомство с приемами конструирования, воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;
Социально-коммуникативное: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений, развитие умения свободного общения с взрослыми и детьми, формирование умения выражать свою точку зрения.
Художественно-эстетическое развитие: стихи и рассказы согласно тематике занятия, прослушивание музыкальных произведений.
Физическое развитие: физкультминутки, формирование умения следовать правилам безопасной работы с используемыми материалами и инструментами, развитие связной речи.
Речевое развитие: развитие словаря, формирование грамматического строя.
Список детей, посещающих кружок
№ п\п | ФИ ребенка | Дата рождения |
Календарно-тематическое планирование
Выделяются три раздела:
- Работа с бумагой и картоном (оригами, бумагопластика, нетрадиционные техники) – 12 часов
- Тико-конструирование -12 часов
- Лего-конструирование - 12 часов
Итого: 36 часов
Месяц | Тема | Материалы и инструменты | Отметка о проведении |
Сентябрь | диагностика | ||
Исследование форм и свойств многоугольников | Наборы конструктор «Тико», схемы на каждого ребенка | ||
«Конструирование по замыслу» | Наборы конструктор «Лего», схемы на каждого ребенка | ||
Октябрь | «История о любопытном уголке» О.М. Жихарева стр. 8. | Тонированная бумага, схемы базовых форм. | |
«Золотые колоски» И.А. Лыкова стр. 116 | Полоски тонированной бумаги жёлтого цвета, ножницы клей. | ||
Сравнение и классификация | Наборы конструктор «Тико», схемы на каждого ребенка | ||
«Создание модели любимого сказочного героя» | Наборы конструктор «Лего», схемы на каждого ребенка | ||
Ноябрь | «Всемирный хоровод: дружные человечки» (Коллективная композиция) И.А. Лыкова стр. 150. | Тонированная бумага, картон, ножницы, клей, основа «земной шар». | |
«Чудо - дерево» Н.Г. Пищикова стр.11. | Тонированная бумага, цветной картон, ножницы, клей, стека. | ||
Выявление закономерностей | Наборы конструктор «Тико», схемы на каждого ребенка | ||
«Моделирование собачки по картинке» | Наборы конструктор «Лего», схемы на каждого ребенка | ||
Декабрь | «Часы» Е.М.Кузнецова стр.89. | Картонный круг, часовая и минутная стрелки из цветной бумаги, цифры от 1-12. | |
Рождественский венок» (коллективная работа) И.А. Лыкова стр. 141. | Тонированная бумага, Цветные ленточки, различные декоративные элементы, клей, ножницы. | ||
Комбинаторика | Наборы конструктор «Тико», схемы на каждого ребенка | ||
«Создание модели дома для Деда Мороза» | Наборы конструктор «Лего», схемы на каждого ребенка | ||
Январь | «Аквариум» Н.Г. Пищикова стр.32 | Тонированная бумага, зубочистка, ножницы, клей. | |
«Конструирование на тему зимнего отдыха (снегокаты, лыжники) | Наборы конструктор «Лего», схемы на каждого ребенка | ||
Пространственное ориентирование | Наборы конструктор «Тико», схемы на каждого ребенка | ||
Февраль | «Я - сам» О.М. Жихарева стр. 15. | Схемы оригами. Тонированная и офисная бумага | |
«Подводная лодка» Е.М. Кузнецова стр.84. | Цветная бумага, шаблоны геометрических фигур, клей, ножницы. | ||
Объемные геометрические фигуры | Наборы конструктор «Тико», схемы на каждого ребенка | ||
«Моделирование военного корабля» | Наборы конструктор «Лего», схемы на каждого ребенка | ||
Март | |||
«Моделирование бабочки по картинке» | Наборы конструктор «Лего», схемы на каждого ребенка | ||
Исследование и конструирование предметов пирамидальной формы | Наборы конструктор «Тико», схемы на каждого ребенка | ||
«Сказка о весёлом человечке» О.М. Жихарева стр. 15. | Тонированная бумага, схемы изготовления. | ||
Апрель | «Летающая тарелка» Е.М.Кузнецова стр.77. | Технологическая карта, Одноразовая тарелка, трубочки для котейля, Цветная бумага, клей, ножницы. | |
«Конструирование космических кораблей» | Наборы конструктор «Лего», схемы на каждого ребенка | ||
Исследование и конструирование предметов, имеющих форму призмы | Наборы конструктор «Тико», схемы на каждого ребенка | ||
«Журавль» Соколова С.В. стр.31. | Офисная бумага, ножницы, клей, схема изготовления | ||
Май | Тематическое конструирование | Наборы конструктор «Тико», схемы на каждого ребенка | |
«Конструирование по замыслу» | Наборы конструктор «Лего», схемы на каждого ребенка | ||
диагностика | |||
диагностика |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования кружка "Умелые ручки" в старшей группе.
Программа дополнительного образования кружка "Умелые ручки"расчитана на 1 год.Возраст детей 5-7 лет.Направлена развить эстетический вкус,конструкторские навыки и умения....
программа дополнительного образования детей "Умелые ручки"
программа содержит цели, задачи, перспективное планирование занятий с детьми средней группы на год....
Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок «Умелые ручки» средняя группа
Программа по дополнительному образованию "Умелые ручки"...
программа дополнительного образования Кружок « Умелые ручки »
Младший дошкольный возраст...
Программа дополнительного образования Ступеньки "Умелые ручки"
Целью дополнительного образования в ГКП является подготовка детей к режиму детского сада в благоприятных условиях . Развитие мелкой и общей моторики, согласованности движения обеих рук в ...
программа дополнительного образования "Оч.умелые ручки"
Адресность: дети в возрасте 3-4 годаЦели программы:Развитие познавательных способностей ребенка;Развитие творческих способностей и художественного вкуса;Создание условий, необходимых для психоло...
Программа дополнительного образования «Говорилка» в разновозрастной старшей группе
Новизна образовательной программы состоит в комплексном подходе к проблеме развития речи дошкольников 5-7 лет в тесной взаимосвязи с развитием общей, пальчиковой и артикуляционной моторики, а также в ...