ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОЧ.УМЕЛЫЕ РУЧКИ» (старшая группа)
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Козина Татьяна Андреевна

Программа кружка «Оч.умелые ручки» направлена на формирование у дошкольников познавательной и исследовательской активности, развитие конструктивных навыков и умений, на развитие творческих способностей детей. На протяжении всего периода обучения дети шире знакомятся с видами и типами конструирования. Программа кружка включает в себя как техническое, так и художественное конструирование.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_och.umelye_ruchki_gotovo.docx36.02 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент социальной политики Администрации города Кургана

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 города Кургана «Детский сад общеразвивающего вида № 100 «Солнышко»

(МБДОУ «Детский сад № 100»)

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОЧ.УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

(старшая группа)

                                               Автор:

                                                                             воспитатель Козина Т.А

                                                                                  воспитатель Макарова Д.А.

Курган

2020

Конструирование (construo – строю, создаю) – вид продуктивной деятельности, в ходе которой ребенок самостоятельно или совместно со взрослым создает конструкцию из деталей, для чего он должен научиться определенным способам действия.

Программа кружка «Оч.умелые ручки» направлена на формирование у дошкольников познавательной и исследовательской активности, развитие конструктивных навыков и умений, на развитие творческих способностей детей. На протяжении всего периода обучения дети шире знакомятся с видами и типами конструирования. Программа кружка включает в себя как техническое, так и художественное конструирование.

В техническом конструировании дети отображают реально существующие объекты. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки. К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления.  В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой. К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного и бросового материала.

Существование двух видов детского конструирования – творческого и технического, каждый из которых имеет свои особенности, требует дифференцированного подхода в руководстве ими.

В плане подготовки детей к школе конструктивная деятельность ценна еще и тем, что в ней развивается умение тесно связывать приобретенные знания с их использованием, понимание того, что и для успеха в деятельности знания просто необходимы. Дети убеждаются, что отсутствие необходимых знаний о предмете, конструктивных умений и навыков является причиной неудач в создании конструкции, неэкономного способа ее изготовления, плохого качества результата работы. На образовательных ситуациях конструктивной деятельностью у дошкольника формируются важные качества; умение слушать воспитателя, принимать умственную задачу и находить способ ее решения.

Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным участникам будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даёт возможность предостеречь воспитанника от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Программой предусматривается 1 занятие в неделю во второй половине дня. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 6-7 лет –25-30 минут. Срок реализации с сентября по май.

Цель и задачи программы

Формировать у детей устойчивый интерес к конструированию и моделированию.

Задачи.

Образовательные:

  • Совершенствовать умение работать с различными материалами для конструирования, учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности.
  • Закреплять умение выделять, называть, классифицировать разные объёмные геометрические тела и архитектурные формы, входящие в состав лего конструкторов.
  • Закреплять умение использовать различные типы композиции для создания объёмных конструкций.
  • Закреплять умение создавать сюжетные конструктивные образы.
  • Закреплять умение сопоставлять геометрические формы друг с другом и объектами окружающей жизни.
  • Закреплять умение выделять образ в различных геометрических телах.
  • Совершенствовать умение использовать различные приёмы и техники в процессе создания конструктивного образа.
  • Продолжать учить составлять конструкцию по словесной инструкции, описанию, условиям, схемам.
  • Учить самостоятельно преобразовывать материалы с целью изучения их свойств в процессе создания конструктивных образов.
  • Закреплять умение подбирать адекватные способы соединения деталей конструктивного образа, делая их прочными и устойчивыми.
  • Закреплять умение находить замену одних деталей другими.
  • Совершенствовать умение сгибать бумагу различной плотности в различных направлениях.
  • Учить работать по готовым выкройкам, чертежам.

Развивающие:

  • Продолжать формировать чувство формы, пластике при создании построек и поделок.
  • Закреплять умение использовать композиционные закономерности: масштаб, пропорция, пластика объёмов, фактура, динамика (статика) в процессе конструирования.
  • Продолжать развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, внимания, памяти.
  • Совершенствовать умение планировать свою деятельность.
  • Закреплять и расширять словарь ребёнка специальными понятиями: заменитель, структура и т.п.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к искусству конструирования.
  • Расширять коммуникативные способностей детей.
  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Виды конструирования.

По материалам, используемым в процессе конструирования:

  • Конструирование из конструктора
  • Конструирование из бумаги и картона 
  • бумагопластика;
  • оригами;
  • нетрадиционные техники работы с бумагой.

Условия реализации программы

Программа работы кружка рассчитана на один год обучения. Обучение проводится с учетом индивидуальных способностей детей, их уровня знаний и умений. На занятиях детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы путем активного включения их в творческую деятельность.

Программой предусматривается 1 занятие в неделю в вечернее время.

Принципы организации работы кружка

  1. Принцип системности и регулярности проведения занятий.
  2. Доступности. Содержание программы, темы и методы обучения соответствуют возрастным особенностям учащихся, уровню их развития и познавательным возможностям, а также индивидуальным особенностям ребёнка.
  3. Наглядности (наличие демонстрационного материала) и доступности подаваемого материала для детей данной возрастной категории
  4.  Системности и последовательности подачи материала от «простого к сложному».
  5. Прочности овладения знаниями, умениями и навыками – точное определение целей занятий. Каждый ребёнок представляет, какой результат ожидается в конце занятия, какие знания и умения он приобретёт, где сможет их применить.
  6.  Принцип равномерного распределения нагрузки, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка, не допуская переутомления.
  7. Новизны. Для развития интереса необходимо постоянное внедрение элементов новизны на всех этапах учебного процесса.

Для обучения детей конструированию и моделированию используются разнообразные методы и приемы.

Методы

Приёмы

Наглядный

Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Информационно-рецептивный

Обследование деталей и материала, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой и структурой определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично-поисковый

Решение проблемных задач с помощью педагога.

Ожидаемые результаты обучения:

В результате обучения по данной программе, предполагается овладение детьми такими знаниями, умениями и навыками, как:

• Освоение детьми нетрадиционных техник конструирования из различных материалов.

• Умение работать с разными материалами.

• Умение следовать словесной инструкции педагога.

• Повышение уровня развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации.

• Стойкий интерес и желание у детей, экспериментировать, сочетая разные виды материалов в работе.

• Овладение культурой труда и навыками работы в коллективе.

• Повышение уровня коммуникативных способностей, творческих способностей, фантазии, воображения.

Методы мониторинга:

  • регулярное наблюдение в процессе НОД
  • анализ продуктов детской деятельности

В процессе реализации программы дополнительного образования обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

Познавательное развитие: знакомство детей с различными материалами для композиций, определение их на ощупь; знакомство с приемами конструирования, воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;

Социально-коммуникативное: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений, развитие умения свободного общения с взрослыми и детьми, формирование умения выражать свою точку зрения.

Художественно-эстетическое развитие: стихи и рассказы согласно тематике занятия, прослушивание музыкальных произведений.

Физическое развитие: физкультминутки, формирование умения следовать правилам безопасной работы с используемыми материалами и инструментами, развитие связной речи.

Речевое развитие: развитие словаря, формирование грамматического строя.

Список детей, посещающих кружок

№ п\п

ФИ ребенка

Дата рождения

Календарно-тематическое планирование

Выделяются три раздела:

  1. Работа с бумагой и картоном (оригами, бумагопластика, нетрадиционные техники) – 12 часов
  2. Тико-конструирование -12 часов
  3. Лего-конструирование - 12 часов

Итого: 36 часов

Месяц

Тема

Материалы и инструменты

Отметка о проведении

Сентябрь

диагностика

Исследование форм и свойств многоугольников

Наборы конструктор «Тико», схемы на каждого ребенка

«Конструирование по замыслу»

Наборы конструктор «Лего», схемы на каждого ребенка

Октябрь

«История о любопытном уголке»

О.М. Жихарева стр. 8.

Тонированная бумага, схемы базовых форм.

«Золотые колоски»

И.А. Лыкова стр. 116

Полоски тонированной бумаги жёлтого цвета, ножницы клей.

Сравнение и классификация

Наборы конструктор «Тико», схемы на каждого ребенка

«Создание модели любимого сказочного героя»

Наборы конструктор «Лего», схемы на каждого ребенка

Ноябрь

«Всемирный хоровод: дружные человечки»

(Коллективная композиция)

И.А. Лыкова стр. 150.

Тонированная бумага, картон, ножницы, клей, основа «земной шар».

«Чудо - дерево»

Н.Г. Пищикова стр.11.

Тонированная бумага, цветной картон, ножницы, клей, стека.

Выявление закономерностей

Наборы конструктор «Тико», схемы на каждого ребенка

«Моделирование собачки по картинке»

Наборы конструктор «Лего», схемы на каждого ребенка

Декабрь

«Часы»

Е.М.Кузнецова стр.89.

Картонный круг, часовая и минутная стрелки из цветной бумаги, цифры от 1-12.

Рождественский венок»

(коллективная работа)

И.А. Лыкова стр. 141.

Тонированная бумага,

Цветные ленточки, различные декоративные элементы, клей, ножницы.

Комбинаторика

Наборы конструктор «Тико», схемы на каждого ребенка

«Создание модели дома для Деда Мороза»

Наборы конструктор «Лего», схемы на каждого ребенка

Январь

«Аквариум»

Н.Г. Пищикова стр.32

Тонированная бумага, зубочистка, ножницы, клей.

«Конструирование на тему зимнего отдыха (снегокаты, лыжники)

Наборы конструктор «Лего», схемы на каждого ребенка

Пространственное ориентирование

Наборы конструктор «Тико», схемы на каждого ребенка

Февраль

«Я - сам»

О.М. Жихарева стр. 15.

Схемы оригами. Тонированная и офисная бумага

«Подводная лодка»

Е.М. Кузнецова стр.84.

Цветная бумага, шаблоны геометрических фигур, клей, ножницы.

Объемные геометрические фигуры

Наборы конструктор «Тико», схемы на каждого ребенка

«Моделирование военного корабля»

Наборы конструктор «Лего», схемы на каждого ребенка

Март

«Моделирование бабочки по картинке»

Наборы конструктор «Лего», схемы на каждого ребенка

Исследование и конструирование предметов пирамидальной формы

Наборы конструктор «Тико», схемы на каждого ребенка

«Сказка о весёлом человечке»

О.М. Жихарева стр. 15.

Тонированная бумага, схемы изготовления.

Апрель

«Летающая тарелка»

Е.М.Кузнецова стр.77.

Технологическая карта,

Одноразовая тарелка, трубочки для котейля, Цветная бумага, клей, ножницы.

«Конструирование космических кораблей»

Наборы конструктор «Лего», схемы на каждого ребенка

Исследование и конструирование предметов, имеющих форму призмы

Наборы конструктор «Тико», схемы на каждого ребенка

«Журавль»

Соколова С.В. стр.31.

Офисная бумага, ножницы, клей, схема изготовления

Май

Тематическое конструирование

Наборы конструктор «Тико», схемы на каждого ребенка

«Конструирование по замыслу»

Наборы конструктор «Лего», схемы на каждого ребенка

диагностика

диагностика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования кружка "Умелые ручки" в старшей группе.

Программа дополнительного образования кружка "Умелые ручки"расчитана на 1 год.Возраст детей 5-7 лет.Направлена развить эстетический вкус,конструкторские навыки и умения....

программа дополнительного образования детей "Умелые ручки"

программа содержит цели, задачи, перспективное планирование занятий с детьми средней группы на год....

Программа дополнительного образования Ступеньки "Умелые ручки"

 Целью дополнительного образования в ГКП является подготовка детей к режиму детского сада в благоприятных условиях . Развитие мелкой и общей моторики, согласованности движения обеих рук в ...

программа дополнительного образования "Оч.умелые ручки"

Адресность:  дети в возрасте 3-4 годаЦели программы:Развитие познавательных способностей ребенка;Развитие творческих способностей и художественного вкуса;Создание условий, необходимых для психоло...

Программа дополнительного образования «Говорилка» в разновозрастной старшей группе

Новизна образовательной программы состоит в комплексном подходе к проблеме развития речи дошкольников 5-7 лет в тесной взаимосвязи с развитием общей, пальчиковой и артикуляционной моторики, а также в ...