программа дополнительного образования детей "Умелые ручки"
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа) на тему
программа содержит цели, задачи, перспективное планирование занятий с детьми средней группы на год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhkovoy_deyatelnosti_nesmeyanova_t.a.doc | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад №10»
Челябинская область город Троицк
Принята на заседании «Утверждаю»
Педагогического совета Директор МБС(К)ОУ
Протокол № ________Л.П. Грубая
«__» _______ 201_г. «__» _______ 201_г.
Программа дополнительного образования детей
«Умелые ручки»
на 2015 – 2016 год
Воспитатель: Несмеянова Т.А.
Троицк
2015г.
Содержание
- Целевой раздел
- Пояснительная записка……………………………………………………3
- Цели и задачи программы………………………………………………...3
- Принципы программы…………………………………………………….4
- Направленность программы………………………………………………4
- Планируемые результаты…………………………………………………5
- Формы подведения итогов реализации программы…………………….5
II. Содержательный раздел
Условия формирования группы……………………………………………....6
2.1Сроки и временной режим занятий………………………………………6
2.2Методы и приемы, используемые в работе……………………………...6
2.3Эффективность программы……………………………………………….7
III. Материально – техническое обеспечение
3.1 Список литературы………………………………………………………...8
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармоничного развития ребенка.
Художественное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком.
Художественное творчество является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способах решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит художественному творчеству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно – эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
- Цели и задачи программы
Ведущая идея данной программы – создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (Развитие творческого, нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего-то нового).
Целью программы является развитие мелкой моторики рук, речевой деятельности, воображения, мышления; воспитание самостоятельности, уверенности, инициативности, интереса к художественному экспериментированию.
Задачи программы:
Обучающие:
- Знакомить детей с различными материалами, используемыми в нетрадиционной аппликации;
- Обучать различным приемам работы с бумагой;
- Формировать умение следовать устным инструкциям;
Развивающие:
- Развивать внимание, память. Логическое и пространственное воображение;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
- Развивать у детей способность работать руками;
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к нетрадиционной аппликации;
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки; Учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные навыки;
1.2 Принципы программы.
- Принцип систематичности и последовательности (знания преподносятся в системе с опорой на ранее изученный материал);
- Принцип наглядности (познание дошкольников нуждается в наглядном подтверждении);
- Принцип доступности (познание происходит от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному);
- Принцип личностно-ориентированного подхода (знания подаются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей);
- Принцип творчества и самостоятельности (не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно, не сдерживать инициативы детей);
- Принцип единства с семьей (предполагает соблюдение единых требований ДОУ и семьи в вопросах художественно-эстетического развития дошкольника)
1.3 Направленность программы.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
1.4 Планируемый результат.
В результате занятий по данной программе дети:
- Научатся использовать в аппликации различные материалы (салфетки, ткань, нитки, крупу, пластилин, яичную скорлупу, стружку от карандашей);
- Научатся следовать устным инструкциям;
- Разовьют внимание, память, мышление, мелкую моторику рук;
- Разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию;
- Овладеют навыками труда;
- Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе;
- Результатом воспитательной работы является формирование у детей устойчиво – позитивного отношения к окружающей действительности.
Должны знать: культуру поведения в коллективе, нормы поведения в быту в обществе.
Должны уметь: доводить начатое дело до конца.
1.5 Формы подведения итогов реализации программы.
- Составление альбома лучших работ.
- Проведение выставок работ.
- Участие в мероприятиях дошкольного учреждения.
- Участие в дистанционных конкурсах.
- Содержательный раздел.
Условия формирования группы.
2.1 Сроки и временной режим занятий.
Программа «Умелые ручки» рассчитана на 1 год. Численность детей в группе кружка свободная. Годовой курс программы рассчитан на 36 часов (1 час в неделю) 1 занятие по 20 минут. Группа формируется из детей в возрасте 4 – 5 лет.
2.2 Методы и приемы, используемые в работе.
При выборе метода изложения материала учитывается уровень подготовки детей, соответствие содержанию изучаемого материала.
Методы проведения занятий:
Словесные
Для изучения материала используется объяснение рассказ. Различные технологии при изготовлении поделок. Правила техники безопасности при работе.
Наглядные
Иллюстрационные (картинки)
Показ образцов, выполненных педагогом. Использование наглядных пособий.
Практические
Помогают выявить эффективность и прочность усвоения умений и навыков (выполнение поделок)
Педагогические технологии
При выборе педагогической технологии учитывается уровень подготовки детей, индивидуальные особенности и способности детей.
Технология сотрудничества
- технология совместной развивающей деятельности взрослого и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом результата этой деятельности.
Личностно-ориентированный подход
- в центре внимания – личность ребенка, который должен реализовать свои возможности.
Содержание, методы, приемы личностно – ориентированных технологий обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и развить способности каждого ребенка. Исходя из его интересов.
Игровые технологии
- педагогическая игра как вид деятельности в условиях сюжетных ситуаций, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта.
Здоровье сберегающие технологии
- система по сохранению и развитию здоровья всех участников – педагога и детей, представлены в виде комплексов упражнений для глаз, пальчиковых и подвижных игр, физминутки.
Развивающее направление
- создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов и отношений между людьми. При котором учитывается и используется закономерности развития, уровень и особенности индивидуума.
2.3 Эффективность программы
Программа является эффективной так как не вызывает трудностей при работе. После каждого занятия можно наблюдать результат работы в зависимости от особенностей развития детей.
Перспективное планирование занятий.
№ | Тема недели | Программное содержание |
1 | До свидания лето | Вводное занятие Знакомство детей с различными материалами, которые можно использовать при изготовлении аппликации. Познакомить детей с техникой безопасности при работе с клеем. |
2 | мой дом, мой город, моя страна | Аппликация из шерстяных ниток. «Флаг города Троицка» Продолжать знакомить детей с геральдикой города. Учить выполнять аппликацию в нетрадиционной технике (аппликация из ниток). Воспитывать трудолюбие и любовь к родному городу. |
3 | Урожай (овощи, фрукты) | Аппликация из бумажных шариков «Яблоко» Учить детей скатывать небольшой шарик из кусочка салфетки. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать трудолюбие. |
4 | Урожай грибы ягоды | Аппликация из круп «Гриб» Учить выполнять аппликацию из крупы. Воспитывать трудолюбие, аккуратность при выполнении работы. |
5 | Краски осени | Пластилинография «Листья клена» Учить детей выполнять аппликацию из пластилина. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Продолжать учить отрывать небольшой кусочек пластилина от большого куска и размазывать его по листу не выходя за границы рисунка. Воспитывать аккуратность при выполнении работы. |
6 | Животный мир | Аппликация из гречневой крупы «Ёжик» Продолжать учить детей выполнять работу в технике нетрадиционной аппликации. Аппликация из крупы. Воспитывать аккуратность при работе с крупой. |
7 | Народная культура и традиции | Аппликация из бумажных шариков «Дымковские кони» Продолжать учить детей скатывать небольшой шарик из кусочка салфетки. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать трудолюбие. |
8 | Профессии | Аппликация из бумажных шариков «Барашек» Продолжать учить детей скатывать небольшой шарик из кусочка салфетки. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать трудолюбие. |
9 | День народного единства | Пластилинография «Флаг России» Продолжать учить детей выполнять аппликацию из пластилина. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Продолжать учить отрывать небольшой кусочек пластилина от большого куска и размазывать его по листу не выходя за границы рисунка. Воспитывать аккуратность при выполнении работы. |
10 | Транспорт | Торцевание «Самолет» Познакомить детей с новой техникой выполнения аппликации из бумаги. Научить детей делать торцовки и выполнять из них аппликацию. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать аккуратность при выполнении работы. |
11 | Азбука безопасности | Пластилинография «Светофор» Продолжать учить детей выполнять аппликацию из пластилина. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Продолжать учить отрывать небольшой кусочек пластилина от большого куска и размазывать его по листу не выходя за границы рисунка. Воспитывать аккуратность при выполнении работы. |
12 | Животный мир. Кто как готовится к зиме | Аппликация из салфеток «Синичка» Учить детей делать из сложенной салфетки заготовку «Цветок» и использовать ее при выполнении аппликации. Воспитывать аккуратность. Развивать моторику рук. |
13 | Здравствуй зимушка, зима | Аппликация из ватных дисков «Снеговик» Учить детей выполнять аппликацию из ватных дисков. Подбирать их по размеру. |
14 | Здравствуй зимушка, зима | Аппликация из бумажных шариков «Снегирь» Продолжать учить детей скатывать небольшой шарик из кусочка салфетки. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать трудолюбие. |
15 | Город мастеров | Аппликация из засушенных (Искусственных) цветов «Жестовские подносы» Учить детей использовать в работе искусственные цветы выполнять композиции на круглой или овальной форме. Воспитывать аккуратность. Развитие эстетического и художественного вкуса. |
16 | Новогодний калейдоскоп | Аппликация из бумажных полос «Ёлочка» Учить детей выполнять объемную аппликацию из полос. Продолжать учить резать полоску бумаги на узкие полоски. Воспитывать аккуратность. |
17 | Новогодний калейдоскоп | Аппликация из крупы «Снеговик» Продолжать учить детей выполнять работу в технике нетрадиционной аппликации. Аппликация из крупы. Воспитывать аккуратность при работе с крупой. |
18 | Наша природа | Аппликация из ваты «Зайчик» Продолжать учить детей использовать нетрадиционный материал в изготовлении аппликации для передачи внешних признаков. |
19 | Этикет | Аппликация из семян «Тарелочка» Выполнение аппликации из семян на заготовке в форме круга. Развитие воображения. Воспитывать аккуратность при выполнении работы. |
20 | В гостях у сказки | Мозаика из бумаги «Золотая рыбка» Учить детей выполнять мозаичную аппликацию. Заполнять рисунок, небольшими геометрическими формами не выходя за контур и не наезжая деталью на деталь. Воспитывать аккуратность при выполнении работы. |
21 | Моя семья | Рисование с элементами аппликации из ниток и бросового материала «Портрет мамы» Продолжать учить рисовать портрет женщины. Использовать дополнительный материал для создания выразительного образа. Нитки для волос, бусины и ткань для украшения. |
22 | Маленькие исследователи | Аппликация из бумаги и бумажных шариков «Валентинка» Продолжать учить детей скатывать небольшой шарик из кусочка салфетки. Выполнять аппликацию на шаблоне не правильной формы. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать трудолюбие. |
23 | Наши защитники | Аппликация из бумажных шариков «Танк» Продолжать учить детей скатывать небольшой шарик из кусочка салфетки. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать трудолюбие. |
24 | Здоровей-ка | Пластилинография «Ваза с фруктами» Продолжать учить детей выполнять аппликацию из пластилина. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Продолжать учить отрывать небольшой кусочек пластилина от большого куска и размазывать его по листу не выходя за границы рисунка. Воспитывать аккуратность при выполнении работы. |
25 | Женский день | Аппликация из ткани «Букет для мамы» Учить выполнять аппликацию из ткани. Воспитывать аккуратность при выполнении работы. Развивать художественный вкус. |
26 | Встречаем птиц | Аппликация из овсяной крупы «Лебедь» Продолжать учить детей выполнять работу в технике нетрадиционной аппликации. Аппликация из крупы. Воспитывать аккуратность при работе с крупой. |
27 | По сказкам Корнея Чуковского | Папье-маше «Тарелочка» Учить детей выполнять работу в технике папье-маше. Воспитывать аккуратность, развивать моторику рук. |
28 | День смеха, театр | Аппликация из бумаги и ниток «Клоун» Продолжать учить детей выполнять аппликацию из бумаги, использовать дополнительный материал для создания выразительного образа. Воспитывать аккуратность. |
29 | Быть здоровыми хотим | Аппликация из семян и крупы «Улитка» Продолжать учить детей выполнять работу в технике нетрадиционной аппликации. Аппликация из крупы. Воспитывать аккуратность при работе с крупой. |
30 | Космос | Пластилинография «Космическая тарелка» Продолжать учить детей выполнять аппликацию из пластилина. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Продолжать учить отрывать небольшой кусочек пластилина от большого куска и размазывать его по листу не выходя за границы рисунка. Воспитывать аккуратность при выполнении работы. |
31 | Весна шагает по планете | Аппликация из ниток «Цыпленок» Учить выполнять аппликацию в нетрадиционной технике (аппликация из ниток). Воспитывать трудолюбие. |
32 | Волшебница вода | Аппликация из макаронных изделий «Рыбка золотая» Продолжать учить детей использовать в работе дополнительный материал для создания выразительного образа. Воспитывать аккуратность в работе с клеем. Развивать усидчивость. |
33 | Праздник весны и труда | Аппликация из соли «Голубь» Продолжать учить детей использовать в работе дополнительный материал для создания выразительного образа. Воспитывать аккуратность при с солью и клеем. Развивать усидчивость. |
34 | День победы | Аппликация из салфеток «Букет гвоздик» Учить детей делать из сложенной салфетки заготовку «Цветок» и использовать ее при выполнении аппликации. Воспитывать аккуратность. Развивать моторику рук. |
35 | Мир природы | Аппликация из бумажных полос «Лебедь» Продолжать учить резать полоску бумаги на узкие полоски. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать трудолюбие. |
36 | Лето | Аппликация из бумажных полос и шариков «Ромашка» Закрепить умение детей скатывать небольшой шарик из кусочка салфетки. Продолжать учить резать полоску бумаги на узкие полоски. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать трудолюбие. |
III. Материально – техническое обеспечение
- Г.Н. Давыдова «Пластилинография для малышей» Скрипторий 2008г.
- И.А. Лыкова «Я леплю из пластилина» Мир книги 2009г.
- И.В. Новикова «Поделки из ниток и пряжи в детском саду» Академия развития 2011г.
- И.А. Черкасова «От салфеток до квиллинга. Нетрадиционные техники работы с бумагой» Скрипторий 2003г.
- А.Н. Малышева Н.В. Ермолаева «Аппликация в детском саду» Академия развития 2004г.
- Н.В. Дубровская «Большая книга аппликаций из природных материалов» Астрель, Сова 2010г.
- Е.А. Каминская «Мозаика из круп и семян» Рипол классик 2011г.
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой»
Материалы и оборудование
- Щетинные кисточки для клея по количеству детей;
- Клееночки – подкладки по количеству детей;
- Салфетки из ткани хорошо впитывающей воду (30*30см) для вытирания рук во время лепки по количеству детей;
- Ножницы по количеству детей;
- Клей ПВА;
- Цветная, белая бумага;
- Пластилин
- Доски 20*20см
- Цветной картон;
- Цветная крепированная бумага;
- Ватные диски;
- Вата;
- Кусочки ткани (разных цветов и фактуры);
- Масса папье-маше;
- Бусины, паетки;
- Соль;
- Макаронные изделия (форма полукруг);
- Семена дыни, арбуза;
- Цветы искусственные;
- Нитки вязальные (красного, белого, синего, желтого, черного, коричневого цветов);
- Крупа (рисовая, гречневая, пшено, горох, чечевица, манная, овсяная)
- Салфетки бумажные (красного, желтого, зеленого, синего, розового, голубого, оранжевого, белого цветов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования «Умелые ручки» (образовательная область «Художественное творчество»)
Программа дополнительного образования «Умелые ручки» (образовательная область «Художественное творчество») Старший дошкольный возраст С.Благодатное, Петровский район Ставропольского краяПояснительная ...
Программа дополнительного образования "Умелые ручки"
Методологической основой предполагаемой программы является концепция общего художественно образования, разработанная под редакцией народного художника России Б.М.Неменского - Н.А.Горяева «...
Программа дополнительного образования "Умелые ручки"
Программа рассчитана на младший дошкольный возраст...
Рабочая программа дополнительного образования «Умные ручки» по художественно-эстетическому развитию для детей 3-4 года Срок реализации - 1 год
Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшиеручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем бо...
Рабочая программа дополнительного образования «Умелые ручки»
Настоящая программа представляет курс по развитию творческих способностей посредством продуктивной деятельности....
Программа дополнительного образования "Умелые ручки".
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условия...