программа дополнительного образования "Оч.умелые ручки"
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа)
Адресность: дети в возрасте 3-4 года
Цели программы:
- Развитие познавательных способностей ребенка;
- Развитие творческих способностей и художественного вкуса;
- Создание условий, необходимых для психологического комфорта;
Задачи программы:
- развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;
- учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала;
- учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников,
- воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.
- развивать мелкую моторику пальцев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
radchenko_och.umelye_ruchki.docx | 53.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
По дополнительной общеобразовательной программе «Оч.умелые ручки+»
Для детей 3-4 лет
срок реализации программы 1 год
Составитель:
Радченко Н.Ю.
2018 год
Направленность программы:
Художественная
Актуальность:
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких деятелей науки, как Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О.И. Мотков и другие.
В результате многолетних экспериментальных исследований психологов Э. Фромма, И. П. Волкова, Р. Бернса, О. И. Моткова и других установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Занятия по реализации дополнительной образовательной программы «Оч.умелые ручки» знакомят детей с разными видами декоративно - прикладного искусства, с различными изобразительными материалами и техникой рисования (гуашь, акварель, пастель, аппликация, учат использованию в творчестве нетрадиционных материалов и техник. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Ребята пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии- они фантазируют, выражают свое мнение, развивают художественный вкус.
ДОП «Очумелые ручки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой функцией. Развитие функции руки и речи идет параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.
Лепка- одно из полезнейших занятий для детей. Воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руку, пальчики, а это в свою очередь способствует развитию речи детей.
Лепка- любимое и увлекательное занятие детей и многих взрослых. Можно лепить по старинке - из глины и пластилина, но интересно попробовать и что-то новое, например, соленое тесто.
Тесто -хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все Что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.
Особенность программы «Оч.Умелые ручки» в том, что обычно в детском саду, на занятиях по лепке используется только пластилин. Отличительной особенностью является использование нестандартного материала для работы. (соленого теста)
Адресность: дети в возрасте 3-4 года
Цели программы:
- Развитие познавательных способностей ребенка;
- Развитие творческих способностей и художественного вкуса;
- Создание условий, необходимых для психологического комфорта;
Задачи программы:
- развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;
- учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала;
- учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников,
- воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.
- развивать мелкую моторику пальцев.
Принципы:
- Учитывать интересы, возможности ребенка при организации занятий.
- Организовать коллективную, групповую, индивидуальную формы работы детей.
- Создавать комфортный психологический климат, стимулировать успех детей.
- Не мешать ребенку творить.
Организация учебного процесса:
Занятия проводятся 2 раза в неделю, группа комплектуется по возрастному принципу. Оптимальное количество детей в группе – 10 человек. Длительность занятий 15 минут
Структура занятия:
- Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).
- Рассматривание готового изделия, анализ
- Объяснение, показ приемов работы.
- Самостоятельное творчество.
- Физ. пауза.
- Доработка изделия из дополнительного материала.
- Рассматривание готовых работ. Самоанализ. Рефлексия
Планируемые результаты:
Для каждого ребёнка конкретным показателем его успехов является:
- Возрастающий уровень его работ, легко оцениваемый и визуальный и педагогом.
- Скорость выполнения заданий и чёткость ориентировки при выборе их способов успешного выполнения.
- Коллективное участие в коллективных работах и мероприятиях.
- Оригинальность предлагаемых художественных решений.
- Окрепшая моторика рук.
Критерии оценки знаний, умений и навыков детей по программе:
Для выявления степени овладения ребенком навыков в лепке и в росписи изделий из соленого теста предлагается следующая диагностика. Данная диагностика осуществляется педагогом методом наблюдения за практической работой детей на занятиях по тестопластике и росписи изделий. С этой целью разработаны диагностические карты, в которых определены соответствующие критерии и показатели по каждой из трех возрастных групп. Оценки по каждому критерию даются по трехбалльной системе: 3 балла соответствуют высокому уровню усвоения программы, 2 – достаточному и 1 – низкому.
Уровни усвоения программы:
Высокий уровень - ребенок владеет основными приемами работы, используемыми на занятиях, точно передает форму, строение, пропорции предметов. В росписи передает окраску предметов, используя цвет как средство выразительности образов. Раскрашивает изделия аккуратно
Эмоционально относится к процессу создания изделия. Лепит и раскрашивает самостоятельно, без помощи взрослого. Адекватно оценивает результаты своей деятельности и других детей.
Достаточный уровень – ребенок в основном владеет основными приемами работы, используемыми на занятиях, но немного искажает форму, строение, пропорции предметов. В росписи изделий допускает небольшие неточности.
В реализации замысла проявляет самостоятельность, творчество, инициативу, получая при этом эстетическое наслаждение от результатов своей деятельности. В процессе работы изредка обращается за помощью к педагогу. Самостоятельно оценивает результаты своей работы и работы других детей.
Низкий уровень – характеризуется у ребенка желанием творить, но ему не всегда удается передать форму, строение, пропорции предметов. Знает названия цветов, но не всегда правильно использует их при раскрашивании. Не владеет основными приемами работы. Раскрашивает изделия неаккуратно. При реализации замысла творчество проявляется при активном напоминании педагога. В процессе работы часто обращается за помощью.
У каждого ребенка суммируются все баллы по каждому из критериев, а затем высчитывается средний балл. По полученному среднему баллу и определяется уровень умений и навыков каждого ребенка.
уровни:
Менее 2 баллов – низкий |
От 2 до 2,5 баллов – достаточный |
3 балла - высокий |
Диагностика деятельности ребенка по программе «Оч.умелые ручки» (младшая группа) Дата:______________
№ Ф. И. ребенка | Лепка | Роспись | |||
Умение слушать инструкцию | Владение основными приемами работы | Передача формы, строения, пропорции | Умение пользоваться инструментами и материалами | Умение аккуратно оформлять работу | |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
Учебно-тематический план
№ | Тема | Всего часов | Теоретических | Практических | Примечания |
1 | Вводная беседа | 1 | 1 | - |
|
2 | Работа с бумагой и картоном ( в том числе оригами и декупаж) | 16 | 16 |
| |
3 | Работа с тканью (в том числе изонить) | 10 | 10 |
| |
4 | Работа с бросовым материалом | 3 | 3 |
| |
5 | Тестопластика | 15 | 15 | ||
6 | Нетрадиционные техники рисования | 9 | 9 | ||
7 | Работа с пластилином (в том числе пластилинография) | 9 | 9 |
| |
8 | Подведение итогов | 1 | 1 | - |
|
| Итого | 64 | 2 | 64 |
|
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Вид работы (техника) | Тема | Кол-во часов | Цели и задачи | Планируемая дата проведения |
Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий. Требования к поведению во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. | Мои умелые ручки | 1 |
| ||
аппликация | Лев | 1 |
| ||
работа с тканью | Мишка идет в гости | 1 |
| ||
тестопластика | Паучок | 1 |
| ||
рисование | Паутина для паучка | 1 |
| ||
тестопластика | Мышка на сыре | 1 |
| ||
тестопластика | Ветка рябины | 1 |
| ||
рисование | Осень в лесу (коллективная работа) | 1 |
| ||
рисование | Ветка с листьями | 1 |
| ||
работа с тканью | Воробей | 1 |
| ||
пластилинография | Зонтик | 1 |
| ||
изонить | Салфетка | 1 |
| ||
аппликация | Домик поросенка | 1 |
| ||
лепка | Витамины в баночке | 1 |
| ||
декупаж | Тарелочка | 1 |
| ||
рисование | Чудеса и краски (коллективная работа) | 1 |
| ||
тестопластика | Сова |
| |||
печать губкой | Снегопад | 1 |
| ||
пластилинография | Дерево | 1 |
| ||
декупаж | Коробочка | 1 |
| ||
тестопластика | Подкова на счастье | 1 |
| ||
аппликация | Елочные шары (коллективная работа) | 1 |
| ||
конструирование | Домик | 1 |
| ||
тестопластика | Снеговик | 1 |
| ||
аппликация | Снежный день | 1 |
| ||
пластилинография | Петух | 1 |
| ||
тестопластика | Слон | 1 |
| ||
работа с тканью | Зимний лес (коллективная работа) | 1 |
| ||
изонить | Коврик | 1 |
| ||
аппликация | Пёс | 1 |
| ||
декупаж | Стаканчик | 1 |
| ||
работа с тканью | Платье принцессы | 1 |
| ||
тестопластика | Бусы для куклы | 1 |
| ||
рисование | Разноцветные бусины |
| |||
аппликация | Кот |
| |||
работа с тканью | Модная прическа (коллективная работа) |
| |||
лепка | Мышь |
| |||
аппликация | Бумажный лев |
| |||
тестопластика | Осьминог |
| |||
рисование | Раскрашивание осьминога |
| |||
тестопластика | Рыбка |
| |||
бросовый материал | Кораблик |
| |||
пластилинография | Веточка вербы |
| |||
тестопластика | Ёжик |
| |||
пластилинография | Аист |
| |||
работа с тканью | Букет для мамы |
| |||
тестопластика | Одуванчики |
| |||
аппликация | Весенняя полянка (коллективная работа) |
| |||
работа с тканью | Фантастическое дерево |
| |||
тестопластика | Конфетка на палочке |
| |||
аппликация | Космос |
| |||
тестопластика | Цветочная полянка |
| |||
аппликация | Воздушный змей |
| |||
работа с тканью | Радуга после дождя |
| |||
насыпная аппликация | Цыпленок |
| |||
рисование | Одуванчики (коллективная работа) |
| |||
модульное оригами | Ромашка |
| |||
аппликация | Поляна ромашек (коллективная работа) |
| |||
насыпная аппликация | Голубь |
| |||
рисование | Бабочки |
| |||
комбинированные тех. | Смородина |
| |||
пластилинография | Салют |
| |||
тестопластика | Медаль |
| |||
итоговое занятие | Что я умею |
|
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, доска
2. Демонстрационный материал, наглядность, презентации.
Планируемые результаты
Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для детей, родителей и т.д.
Календарный учебный график
Разработан в соответствии с:
- Федеральным законом « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2013 № 273-ФЗ;
- Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013г. №706 « Правила оказания платных образовательных услуг»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
-Уставом ГБДОУ №38
- Дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами дополнительного образования ГБДОУ №38
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 1 октября | 31 мая | 32 | 64 | 2 раза в неделю по 20 минут |
Сроки проведения педагогической диагностики достижений детьми результатов освоения программы | 22.05 – 31.05 |
Периодичность проведения родительских собраний | Сентябрь, апрель (открытых мероприятий) |
Выходные дни | Суббота,воскресенье,праздничные дни,установленные законодательством Российской Федерации. |
Праздничные дни | 4-5 ноября,1-8 января,23 февраля,8 марта,1мая,9 мая,12 июня |
Летний период | В летний период занятия по дополнительным общеобразовательным программа не проводятся |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования «Умелые ручки» (образовательная область «Художественное творчество»)
Программа дополнительного образования «Умелые ручки» (образовательная область «Художественное творчество») Старший дошкольный возраст С.Благодатное, Петровский район Ставропольского краяПояснительная ...
Программа дополнительного образования "Умелые ручки"
Методологической основой предполагаемой программы является концепция общего художественно образования, разработанная под редакцией народного художника России Б.М.Неменского - Н.А.Горяева «...
Программа дополнительного образования "Умелые ручки"
Программа рассчитана на младший дошкольный возраст...
Рабочая программа дополнительного образования «Умные ручки» по художественно-эстетическому развитию для детей 3-4 года Срок реализации - 1 год
Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшиеручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем бо...
Рабочая программа дополнительного образования «Умелые ручки»
Настоящая программа представляет курс по развитию творческих способностей посредством продуктивной деятельности....
Программа дополнительного образования "Умелые ручки".
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условия...