Интегрированное занятие по социальному миру и художественной деятельности.
методическая разработка по конструированию, ручному труду
Тема: «Народная красавица».
Цель: ознакомление и изготовление народной куклы.
Образовательные: закрепить умение пользоваться технологической картой при изготовлении поделки; способствовать развитию математических способностей; активизировать словарный запас («безликие», «рванки», оберег).
Развивающие: способствовать развитию творческого начала, воображения и фантазии на основе ознакомления с традициями и культурой своего народа; развивать мыслительные операции, умение делать выводы; развивать ручную умелость.
Воспитательные: воспитывать чувство любви к народной культуре и традициям.
Оборудование и материалы: коллекция кукол (из соломы, ткани, ниток), один квадратный лоскуток размером 80*35 см: одна белая ткань (бязь, ситец, сатин) и набивная ткань яркой расцветки, нитки для перетяжки, обрезки ткани, ленточка, ножницы, инструкционные карты для выполнения практической работы, альбом с коллекцией кукол и кратким описанием истории каждой куклы, DVD диск с русскими народными песнями; «волшебный мешочек»
Межпредметные связи: математика, развитие речи, социальный мир, музыкальное развитие, художественная деятельность
Предварительная работа: Прослушивание русских народных песен, разучивание скороговорок, приговорок, чтение художественной литературы о народных промыслах, рассматривание альбомов с русскими народными костюмами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_kulture.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие по социальному миру и художественной деятельности.
Тема: «Народная красавица».
Цель: ознакомление и изготовление народной куклы.
Образовательные: закрепить умение пользоваться технологической картой при изготовлении поделки; способствовать развитию математических способностей; активизировать словарный запас («безликие», «рванки», оберег).
Развивающие: способствовать развитию творческого начала, воображения и фантазии на основе ознакомления с традициями и культурой своего народа; развивать мыслительные операции, умение делать выводы; развивать ручную умелость.
Воспитательные: воспитывать чувство любви к народной культуре и традициям.
Оборудование и материалы: коллекция кукол (из соломы, ткани, ниток), один квадратный лоскуток размером 80*35 см: одна белая ткань (бязь, ситец, сатин) и набивная ткань яркой расцветки, нитки для перетяжки, обрезки ткани, ленточка, ножницы, инструкционные карты для выполнения практической работы, альбом с коллекцией кукол и кратким описанием истории каждой куклы, DVD диск с русскими народными песнями; «волшебный мешочек»
Межпредметные связи: математика, развитие речи, социальный мир, музыкальное развитие, художественная деятельность
Предварительная работа: Прослушивание русских народных песен, разучивание скороговорок, приговорок, чтение художественной литературы о народных промыслах, рассматривание альбомов с русскими народными костюмами.
Ход занятия
I. Организационная момент
1. Вступительная беседа
- Ребята, как вы думайте, какое у нас сейчас будет занятие?
(Ручной труд).
- Правильно, а как вы догадались?
(Догадались, по материалам и инструментам, которые лежат на наших рабочих местах)
- Посмотрите внимательно и скажите, что нам сегодня понадобится для работы?
(Для работы нам сегодня понадобится: разноцветные лоскутки ткани, разного размера; нитки; вата; ленточка; ножницы)
- Ребята, вы внимательные и все верно назвали.
-Сегодня вы в группе вы увидите что-то очень интересное и сказочно – волшебное. Ребята, повернитесь, посмотрите вокруг. Куда мы с вами попали? (в волшебную страну кукол). Конечно, это волшебная страна! Это страна – музей кукол.
II. Основная часть
2. Подготовка к восприятию текста. Беседа о любимых куклах. - Вот куклы, в которые вы играете каждый день и дома и в садике. Эти куклы красивые! Они вам нравятся? (да, нравятся!) - Куклы бывают разные и во все эти куклы играют. Скажите ребята, а во что вы играете с куклами и как? (Играем в детский сад, в школу. Куклам придумываем имена, причесываем их, купаем, кормим, укладываем спать, шьем для них одежду)
3. Рассказ об истории куклы с показом коллекции кукол. Словарная работа.
(Постепенно воспитатель подводит детей к стенду с народными куклами и обращает на них внимание).
- Какие красивые куклы в этом шкафу! Эти куклы старинные в них играли ваши бабушки и бабушки ваших бабушек. Такие куклы девочки делали своими руками. И сегодня мы поговорим об этих куклах. Возьмите их в руки, рассмотрите (дать детям возможность рассмотреть эти куклы, потрогать их, взять в руки).
4. Дидактическая игра «Волшебный мешочек» (Цель: определение на ощупь материалов). Объяснение, показ и доказательство детей
- Ребята, сейчас мы с вами попробуем догадаться, из каких материалов сделаны эти куклы? И поможет нам в этом «волшебный мешочек». В нем лежат все те материалы, которые понадобились для их изготовления (дети по очереди достают по одному материалу из мешочка и доказывают, что это за материал). (Это ткань, она прочная с нее можно сделать куклу, и это можно легко проверить, сравнив ее с бумагой, например, если мы сожмем бумагу в руке, то она сомнется и не вернется в прежнее положение, а ткань останется как была. Если мы попытаемся порвать ткань, она не порвется, а бумага рвется легко.
Это солома, она хрупкая и сухая она похожа на траву и она золотого цвета, если ее соединить в пучок, то можно сделать куклу.
Это шерстяные нитки, если их сравнить с одной соломинкой, то они окажутся прочнее, и из них тоже можно сделать куклу).
- Вот ребята мы и догадались, что использовали наши бабушки для изготовления кукол, давайте назовем еще раз, из чего она сделаны? (они сделаны из соломы, ниток и ткани). Правильно ребята, эти куклы сделаны из соломы, ниток и лоскутков ткани. И сейчас я расскажу об этих куклах. Ребята, вы хотите узнать их историю? (Да, хотим).
5. Словарная работа.
- Эти куклы обрядовые, это обереги. Оберег – от слова «оберегать». Таких кукол делала мама для своих детей, а потом дети подрастали и сами учились мастерить различные игрушки. По игрушке можно было судить о возрасте и мастерстве ее хозяйки. Поэтому девочки, мамы и бабушки старались подобрать красивые лоскутки для одежды кукол. Для изготовления лица брали белую или светлую ткань. В старину лицо кукле не рисовали, и поэтому их называли «безликими». то есть без лица. По народным поверьям безликая кукла являлась одновременно оберегом для детей.
- Как вы думайте почему? (эти куклы заботились о ребенке, охраняли его сон). Все верно кукла оберегала от всех бед и болезней она должна была принести ребенку благополучие, здоровье, радость. И еще интересно то, что как правило, самыми охраняемые были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли - "рванки").
7. Рассказ воспитателя с показом коллекции кукол
-Это куклы «свадебные» Они держаться за руки, будто помогают друг другу. Таких кукол дарили на свадьбу жениху и невесте, их хранили всю жизнь.
- Это «многоруковая» кукла «десятиручка» предназначена молодой девушке недавно вышедшей замуж. Эту куклу часто дарили невесте на свадьбу, что бы она все успевала. Эту куклу вешали на самое видное место в комнате, где женщина проводит время в работе.
- А это кукла «кубышка травница» оберег на здоровье. Если у человека что- тот болит (живот, голова) то его нужно было приложить к больному месту и боль вскоре утихнет. При первом внесении куклы в дом семьи, где она будет находиться, ее необходимо помять в руках, пошевелить.
- Кукла «бессонница» когда малыш не засыпал, мама брала лоскуток и делала вот такую куклу и давала малышу. Он зажимал куколку в руке и засыпал. Иногда куколку эту клали малышу под подушку, чтобы ребенок мог рассказать ей сказку или какой – ни будь секретки.
- «Капустка» – обрядовая кукла, символизирующая плодородие и достаток. Делала эту куклу девушка, когда находила охоту и силу выходить замуж и рожать детей. Ставила ее на окошко и парни знали – можно звать сватов
- Еще до рождения ребенка делали куклу «пеленашку», и подкладывали в пустую колыбельку вместо ребенка, чтобы она обжилась там, а так же, обмануть злых духов которые могли обидеть ребенка. После рождения укладывали ее рядом с малышом, приговаривая "Сонница - бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой!" Такая кукла служила и оберегом от сглаза. Гости смотрели на ребенка и на куклу и говорили, обращаясь к кукле, - "Ой, до чего кукленок - то хорош!", чтобы не сглазить ребенка. Когда ребенок подрастал, с этой куклой он не расставался, а продолжал с ней играть. Ребенок мог схватить ее, подержать, бросить. Это кукла была одной из самых любимых и долго хранящихся кукол.
8.Инсценировка. - Как вы думайте как с куклой «Пеленашкой» можно играть и во что? (С этой куклой можно играть в дочки-матери: пеленать, укладывать, кормить. Ее можно нянчить и воспитывать). Покажите как (дети поют кукле колыбельную, качают на руках укладывают в кроватку, кормят ее, пеленают).
9. Разучивание приговорки. (Воспитатель подводит детей к сундуку и продолжает свой рассказ) - А сундук – то какой волшебный. Чтобы его открыть, надо сказать волшебные слова. Послушайте какие: «Фу - ты, ну - ты, лапти гнуты, сундучок - сундучок, открывай-ка свой бочок!». - Давайте вмести с вами скажем эти слова. - Скажем? (Да!) - Только ласково, как в старину разговаривали с вещами. (Дети произносят волшебные слова. А воспитатель предлагает погладить его, приговаривая): «Ох, какой хороший сундучок! А теперь мы его откроем и посмотрим, что же там лежит? Ребята, посмотрите, это сарафан. Вот такие сарафаны раньше в старину носили все русские женщины. Я сейчас этот сарафан надену, можно мне его примерить? (Да). (Дождавшись разрешение детей воспитатель продолжает): «Еще вот есть такой красивый платок». (Воспитатель надевает на себя атрибуты бабушкиного наряда): «Я теперь бабушка, а вы мои внучата. Вечером дети, мамы и бабушки собирались на посиделки, рассказывали сказки, пели песни, разговаривали и делали кукол, водили хороводы » (Воспитатель рассказывает стихотворение и разучивает с детьми) «На завалинке в светелке иль на бревнышках каких, Собирались посиделки пожилых и молодых. При лучине сидели иль под светлый небосвод говорили. Песни пели, да водили ….» (Хоровод) - Правильно. - Хотели бы вы поиграть с такими куклами? (Да, хотели) - А сделать своими руками? (Да). (После воспитатель предлагает детям на выбор сделать простую куклу. «Пеленашку» или «Бессоницу». Дети сами выбирают куклу, в которую хотели бы поиграть и сделать своими руками. Воспитатель подробно рассказывает и показывает, как надо сделать такую куклу). .- Ребята, посмотрите внимательно на технологическую карту и скажите, что нам понадобиться для изготовления куклы «Пеленашки»? (Для того чтобы сделать такую куклу понадобится: для туловища большой лоскуток ткани белого цвета, пеленка – квадратный лоскуток яркой расцветки, нитки, платок и ленточка)
- Да, ребята. Все верно, для ее изготовления нам понадобится разные лоскутки ткани. Для «пеленки» возьмем кусочки хлопчатобумажной ткани спокойных тонов. А для туловища куклы возьмем плотный, самый большой из этих лоскутков. Квадратный лоскуток ткани для платка и ленточка.
X. Практическая деятельность. Работа по технологическим картам
(Далее воспитатель раздает детям лоскутки ткани, подробно рассказывает и показывает, как выполнить работу и они вмести начинают делать куклы).
- Ребята, прежде чем начать работу, нам необходимо вспомнить технику безопасности.
- Изготовление куклы «Пеленашки».
- Из плотной ткани делаем каркас – складываем пополам и скручиваем валиком, в плотную трубочку, вот поэтому кукла так и называлась – «закрутка». Каркас перевязываем в двух местах на уровне талии и шеи. А дальше - закручиваем в цветные лоскутки и перевязываем ленточкой. Вот и все!
- Чтобы сделать куклу «Бессоницу», нужно взять два приблизительно одинаковых лоскутка ткани. Один лоскуток сложить пополам по диагонали. На противоположных его концах затянуть узлы. Затем в центре лоскута кладут клубочек из спутанных ниток. Лоскут снова складывают пополам, плотно обжимают вложенный комок и завязывают ниткой. Разделив второй кусок ткани, на одной из его сторон расправляют заготовку из первого лоскутка. Получившуюся заготовку будущей куклы пеленают вторым лоскутком. Для этого первый верхний конец лоскута оборачиваем слева от скрутки первого лоскута и выводим из-под первого лоскута. Левый конец второго лоскута также оборачиваем справа от скрутки. Затем скрутку расправляем. Получилась самая простая тряпичная кукла!
III. Заключительная часть
1. Драматизация
(После выполнения работы, дети дают имена своим куклам, разговаривают с ними, встают в круг и водят хоровод под русские народные песни).
- Ребята, давайте теперь с вами как в старые времена, как наши прабабушки поводим хороводы, споем русские народные песни.
«Во саду ли, в огороде». Русская народная песня.
Во саду ли, в огороде
Девица гуляла,
Невеличка, круглоличка,
Румяное личико.
За ней ходит, за ней бродит
Удалой молодчик.
За ней носит, за ней носит
Дороги подарки.
Дороги-то подарки:
Кумач да китайки.
"Кумачу я не хочу,
Китайки не надо!
Кумачу я не хочу,
Китайки не надо;
Принеси, моя надежа,
Алого гризета,
Чтоб не стыдно было девке
На улицу выйти.
Благодарствую, молодчик,
Снабдил ты девицу!"
Я пойду ли, молоденька,
Во торг торговати,
Что во торг ли торговати,
На рынок гуляти.
Я куплю ли, молоденька,
Пахучия мяты;
Посажу я эту мяту
Подле своей хаты.
"Не топчи, бел-кудреватый,
Пахучия мяты,-
Я не для тебя сажала,
Я и поливала,
Я не для тебя сажала,
Я и поливала,
Для кого я поливала,
Того обнимала".
2. Выставка работ
Дети с воспитателем оформляют выставку, делятся впечатлением. После окончания выставки 2,3 дня дарят свои куклы малышам, чтобы она их оберегала и дарила радость).
III. Итог занятия
- Что мы сегодня сделали? (куклу «закрутку и куклу «бессоницу»); - Что было самым интересным? (изготавливать куклу, узнать историю отдельной куклы, сюрпризный момент, водить хоровод под русские народные песни и играть со своими куклами); - В чём заключались трудности? (завязывать кукле узелки на ручках); - Ребята, вы сегодня молодцы, очень хорошо справились с заданием, преодолевали все трудности. Вы теперь можете дома вашим сестричкам и братикам рассказывать истории этих кукол и даже научить их изготавливать. Наверняка, ребятам младшего возраста очень понравятся ваши подарки и они с удовольствием будут и них играть и делиться своими «Секретиками»!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по социальному миру и обучению грамоте в подготовительной группе
Конспект интегрированного занятия по социальному миру и обучению грамоте в подготовительной группе. Тема занятия: Кузбасс наш край родной ......
Интегрированное занятие по окружающему миру и художественно- эстетическому развитию: « Птички- снегири, синички…»
Сформировать у детей начальные представления о зимующих птицах родного края, особенностях их образа жизни, питания, расширять кругозор детей и словарный запас....
Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе по теме: «Неваляшка»
Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие Задачи:1. Учить детей создав...
Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе по теме: «Дерево»
Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие Задачи:1. Ознакомить детей с понят...
Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе по теме: «Золотая рыбка»
Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие Задачи:Расширять знания детей морс...
Открытое занятие по социальному миру и художественному творчеству на тему "Волшебный петушок"
Открытое занятие по социальному миру и художественному творчеству для первой младшей группы на тему "Волшебный петушок"...
Конспект интегрированного занятия по социальному миру в старшей группе «Я по улице иду»
Конспект итогового интегрированного занятия по социальному миру «Я по улице иду…» в старшей группе.Цель: выявить и обобщить знания детей о правилах дорожного дви...