«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В.А.Сухомлинский
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Ознакомление детей с искусством оригами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
um_rebyonka_nahoditsya_na_konchikah_ego_paltse1.docx | 24.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ГК ДОУ КО «Здравушка»
Выполнила: Веркина Л.А.
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В.А.Сухомлинский
Оригами - это древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Оно насчитывает более 2000 лет и уходит корнями в Древний Китай, где и была открыта бумага.
Разглашать секрет ее изготовления было запрещено под страхом смертной казни. Долгое время китайцы хранили эту тайну. Но однажды, путешествующими китайскими монахами этот секрет был передан в Японию. Оригами стали складывать в монастырях, их использовали в религиозных обрядах. Это неудивительно, ведь в японском языке «Бог» и «Бумага» звучат одинаково, хотя и обозначаются разными иероглифами. Фигурами из оригами украшали стены храмов. До наших дней дошли одни из первых таких фигурок – коробочки «санбо», в которые японцы клали кусочки рыбы и овощей в качестве жертвоприношений своим богам. Фигурки оригами также символизировали мир и покой.
На Востоке оригами было не только хобби, но и настоящим искусством, которое обучало терпению и точности. На протяжении долгого времени это занятие было доступно только представителям высших сословий, и владение техникой складывания из бумаги считалось признаком хорошего тона.
Только после Второй мировой войны оригами вышло за пределы Азии и попало в Америку и Европу, где сразу обрело своих поклонников. Это произошло благодаря Акире Йошидзаве, который решил посвятить себя оригами и его развитию. Он создал «азбуку оригами», т. е. универсальные условные обозначения и символы, которые помогли зафиксировать на бумаге процесс складывания фигурок.
На Русь оригами пришло в 20 веке. Одним из первых, кто научился сгибать из листа бумаги различные фигурки, стали дети царя Николая 2-го. Обучил их этому мастерству филолог из Кембриджа, которого пригласили для обучения наследника престола. Детям это занятие сразу же пришлось по душе. Ещё долгое время Оригами в России оставалось «детским искусством». Историки утверждают, что многие известные миру люди занимались Оригами всерьёз. К их числу относят русского писателя Льва Толстого.
Оригами пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами – волшебство, чудо и конечно, игра.
Стоит вспомнить Фридриха Фребеля, известного немецкого педагога, создателя первых детских садов. Именно он впервые начал пропагандировать оригами, как дидактический материал для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Он говорил: «Оригами это когда из одной детали складывается тысяча и тысяча разнообразных фигурок. Несложные приёмы складывания и безграничная фантазия людей способна сотворить с помощью оригами целый мир особый, радостный, весёлый, добрый и не на что непохожий.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.
Оригами – искусство близкое и знакомое ребенку. Простота обработки бумаги и интересный быстрый результат привлекают детей: сложил, прогладил и вот она готовая игрушка. С ее помощью можно придумывать сказки, участвовать в приключениях. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой (складывание, сгибание, надрезание, склеивание). В процессе конструирования ребенок словесно сопровождает свои действия (объясняет приемы складывания), поэтому дети учатся правильно обозначать направления складывания бумаги (к себе, от себя, сложить противоположные углы, найти правый верхний угол и т.д.), закрепляют сведения о строение геометрических фигур(стороны, вершины, диагонали и т.д.). Складывание бумаги сопровождается комментариями ребенка, он радуется или огорчается. Выполняя работу, дети выражают свое отношение к предмету деятельности. Проговаривают, что уже сделали и что еще предстоит. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания.
В процессе конструирования дети учатся видеть конечный результат, составляя из деталей целое.
У детей с общим недоразвитием речи, недостаточно развита мелкая моторика рук, их движения, как правило, некоординированные. Дети с ОНР испытывают затруднения при одевании, застегивании пуговиц, завязывании шнурков, снижена ловкость движений, точность, рисунки их неточны.
На занятиях оригами у таких детей не только активизируются мыслительные операции, развивается память, мышление, воображение, но и углубляются знания по окружающему миру, по безопасному поведению, развивается моторика, закрепляются навыки художественной деятельности, активизируется словарь ребенка.
Складывание фигурок живого мира сопровождается рассказом о них. В процессе работы по оригами педагог ведет познавательный рассказ разной направленности, знакомя детей с миром животных и растений, с различными предметами и их назначением, дает информацию экологического содержания, информацию по безопасному поведению в природе. Если дети складывают фигурку животного, то воспитатель учит детей заботливому, но и осторожному отношению. Рассказывает об их повадках, среде обитания. В результате воспитывается дружелюбное отношение к братьям нашим меньшим.
Занятия оригами несут и культурологические сведения - знакомят с традициями Японии-родины оригами.
Занятия по оригами позволяют объединить такие виды художественной деятельности, как рисование и аппликация. Дети дорисовывают или доклеивают недостающие детали фигуркам - глаза, нос и т.д. Сделав рыбку – ребенок дорисовывает или вырезает аквариум, для парохода - море. Тем самым ребенок создает простые композиции, как подскажет его воображение.
При выполнении коллективных работ, ребёнку подбирается задание в соответствии с его возможностями. От участия в общем деле выигрывают все, так как все задействованы в творческом процессе и выполняют посильную работу. Сложные элементы выполняются педагогом. Он вносит свой вклад в творческий процесс.
В процессе складывания бумаги, движения пальцев рук становятся более точными, ловкими, координированными, увеличивается их скорость. Заметно улучшаются графические навыки, дети лучше рисуют, более точно вырезают.
Оригами способствует решению и воспитательных задач. Воспитывает аккуратность, усидчивость, самостоятельность. Оригами развивает привычку сосредоточенно и кропотливо работать
Цель : Ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Основные задачи
ОБУЧАЮЩИЕ:
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
- Формировать умения следовать устным инструкциям.
- Обучать различным приемам работы с бумагой.
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
- Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
- Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
- Развивать пространственное воображение.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- Воспитывать интерес к искусству оригами.
- Расширять коммуникативные способностей детей.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ:
- Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
- Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
- Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
- Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
- Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
ТЕХНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ, ПРИВИВАЕМЫЕ ДЕТЯМ В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА И ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОРИГАМИ:
- Владение ножницами.
- Обработка квадрата.
- Создание основ (базовых форм) оригами
- Аппликативное оформление оригами.
- Составление творческих композиций.
МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ:
- беседа, рассказ, сказка;
- рассматривание иллюстраций;
показ образца выполнения последовательности работы, интеграция образовательных областей в соответствии с федеральными государственными требованиями.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ
- Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
- Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной.
- Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в 2 раза больше, чем у детей.
- При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
- Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.
- Линии сгиба изделия должны тщательно разглаживаться.
- Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.
- После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:
- Бумага:
- Непосредственно рабочая: цветная из набора
- Рекомендуемая для фона: чертежно-рисовальная, обойная, картон.
- Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений)
- Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами)
- Салфетки: бумажная, тканевая.
- Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами
Кисти.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, совместное выполнение работ родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями оригами, способами изготовления поделок и т.д. Разработаны консультации по темам: «Волшебный мир оригами», «Влияние оригами на развитие речи дошкольников».
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате обучения дети:
- научатся различным приемам работы с бумагой;
- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами
- будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
- познакомятся с искусством оригами;
- овладеют навыками культуры труда;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Оценка результатов образовательной деятельности
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ детей.
Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев"
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная ...
Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев
Методическая разработка для родителей -показать влияние мелкой моторики на речевое и умственное развитие ребёнка.Игры и упражнения....
Педагогический проект «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» (долгосрочный: с сентября по май) «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В.А. Сухомлинский
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.2. Игры с п...
"ум ребенка находиться на кончиках его пальцев" В. А. Сухомлинский
Камушки с улицы или морская галька – это природный материал, который прекрасно подходит для развития сенсорики, мелкой моторики, развития речи, воображения ребенка. С ним можно придумать интерес...
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский
laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»В. А. Сухомлинский У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются недостатки в общей моторике. Движения...
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский
У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются недостатки в общей моторике. Движения организма , речевая моторика имеют единые механизм...