«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В.А.Сухомлинский
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Веркина Любовь Алексеевна

Ознакомление детей с искусством оригами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл um_rebyonka_nahoditsya_na_konchikah_ego_paltse1.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

ГК ДОУ КО «Здравушка»

Выполнила: Веркина Л.А.

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В.А.Сухомлинский

 Оригами - это древнее искусство складывания фигурок из бумаги.  Оно насчитывает более 2000 лет и уходит корнями в Древний Китай, где и была открыта бумага.

Разглашать  секрет ее изготовления было запрещено под страхом смертной казни. Долгое время китайцы хранили эту тайну. Но однажды,  путешествующими китайскими монахами этот секрет был передан в Японию. Оригами стали складывать в монастырях, их использовали в религиозных обрядах. Это неудивительно, ведь в японском языке «Бог» и «Бумага» звучат одинаково, хотя и обозначаются разными иероглифами. Фигурами из оригами украшали стены храмов. До наших дней дошли одни из первых таких фигурок – коробочки «санбо», в которые японцы клали кусочки рыбы и овощей в качестве жертвоприношений своим богам. Фигурки  оригами также символизировали мир и покой.

На Востоке оригами было не только хобби, но и настоящим искусством, которое обучало терпению и точности. На протяжении долгого времени это занятие было доступно только представителям высших сословий, и владение техникой складывания из бумаги считалось признаком хорошего тона.

Только после Второй мировой войны оригами вышло за пределы Азии и попало в Америку и Европу, где сразу обрело своих поклонников. Это произошло благодаря Акире  Йошидзаве, который решил посвятить себя оригами и его развитию. Он создал «азбуку оригами», т. е. универсальные условные обозначения и символы, которые помогли зафиксировать на бумаге процесс складывания фигурок.

На Русь  оригами пришло в 20 веке. Одним из первых, кто научился сгибать из листа бумаги различные фигурки, стали дети царя Николая 2-го. Обучил их этому мастерству филолог из Кембриджа, которого пригласили для обучения наследника престола. Детям это занятие сразу же пришлось по душе. Ещё долгое время Оригами в России оставалось «детским искусством». Историки утверждают, что многие известные миру люди занимались Оригами всерьёз. К их числу относят русского писателя Льва Толстого.

Оригами пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами – волшебство, чудо и конечно, игра.

Стоит вспомнить Фридриха Фребеля, известного немецкого педагога, создателя первых детских садов. Именно он впервые начал пропагандировать оригами, как дидактический материал для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Он говорил: «Оригами это когда из одной детали складывается тысяча и тысяча разнообразных фигурок. Несложные приёмы складывания и безграничная фантазия людей способна сотворить с помощью оригами целый мир особый, радостный, весёлый, добрый и не на что непохожий.

 Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

        Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность. А также способствуют развитию мелкой  моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.

Оригами – искусство близкое и знакомое ребенку. Простота обработки бумаги и интересный быстрый результат привлекают детей: сложил, прогладил и вот она готовая игрушка. С ее помощью можно придумывать сказки, участвовать в приключениях. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой (складывание, сгибание, надрезание, склеивание). В процессе конструирования ребенок словесно сопровождает свои действия (объясняет приемы складывания), поэтому дети учатся правильно обозначать направления складывания бумаги (к себе, от себя, сложить противоположные углы, найти правый верхний угол и т.д.), закрепляют сведения о строение геометрических фигур(стороны, вершины, диагонали и т.д.). Складывание бумаги сопровождается комментариями ребенка, он радуется или огорчается. Выполняя работу, дети выражают свое отношение к предмету деятельности. Проговаривают, что уже сделали и что еще предстоит. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания.

В процессе конструирования дети учатся видеть конечный результат, составляя из деталей целое.

У детей с общим недоразвитием речи, недостаточно развита мелкая моторика рук, их движения, как правило, некоординированные. Дети с ОНР испытывают затруднения при одевании, застегивании пуговиц, завязывании шнурков, снижена ловкость движений, точность, рисунки их неточны.

На занятиях оригами у таких детей не только активизируются мыслительные операции, развивается память, мышление, воображение, но и углубляются знания по окружающему миру, по безопасному поведению, развивается моторика, закрепляются навыки художественной деятельности, активизируется словарь ребенка.

Складывание фигурок живого мира сопровождается рассказом о них. В процессе работы по оригами педагог ведет познавательный рассказ разной направленности, знакомя детей с миром животных и растений, с различными предметами и их назначением, дает информацию экологического содержания, информацию по безопасному поведению в природе. Если дети складывают фигурку животного, то воспитатель учит детей заботливому, но и осторожному отношению. Рассказывает об их повадках, среде обитания. В результате воспитывается дружелюбное отношение к братьям нашим меньшим.

Занятия оригами несут и культурологические сведения - знакомят с традициями Японии-родины оригами.

Занятия по оригами позволяют объединить такие виды художественной деятельности, как рисование и аппликация. Дети дорисовывают или доклеивают недостающие детали фигуркам - глаза, нос и т.д. Сделав рыбку – ребенок дорисовывает или вырезает аквариум, для парохода - море. Тем самым ребенок создает простые композиции, как подскажет его воображение.

При выполнении коллективных работ, ребёнку подбирается задание в соответствии с его возможностями. От участия в общем деле выигрывают все, так как все задействованы в творческом процессе и выполняют посильную работу. Сложные элементы выполняются педагогом. Он вносит свой вклад в творческий процесс.

В процессе складывания бумаги, движения пальцев рук становятся более точными, ловкими, координированными, увеличивается их скорость. Заметно улучшаются графические навыки, дети лучше рисуют, более точно вырезают.

Оригами способствует решению и воспитательных задач. Воспитывает аккуратность, усидчивость, самостоятельность. Оригами развивает привычку сосредоточенно и кропотливо работать

 Цель : Ознакомление  детей с  искусством оригами,  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Основные задачи

ОБУЧАЮЩИЕ:

  • Знакомить  детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
  • Формировать  умения следовать устным инструкциям.
  • Обучать  различным приемам работы с бумагой.
  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать  словарь ребенка специальными терминами.
  • Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное  воображения.
  • Развивать мелкую моторику  рук и глазомер.
  • Развивать  художественный  вкус, творческие способности и фантазии детей.
  • Развивать у детей способность работать руками, приучать  к точным движениям пальцев,  совершенствовать мелкую моторику рук, развивать  глазомер.
  • Развивать пространственное воображение.

 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • Воспитывать интерес к искусству оригами.
  • Расширять коммуникативные способностей детей.
  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.   

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ:

  • Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
  • Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
  • Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
  • Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
  • Принцип личностно-ориентированного общения. В  процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом,  а не просто пассивно перенимают его опыт.  Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ, ПРИВИВАЕМЫЕ ДЕТЯМ В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА И ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОРИГАМИ:

  • Владение ножницами.
  • Обработка квадрата.
  • Создание основ (базовых форм) оригами
  • Аппликативное оформление оригами.
  • Составление творческих композиций.

МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ:

  • беседа, рассказ, сказка;
  • рассматривание иллюстраций;

показ образца выполнения последовательности работы, интеграция образовательных областей в соответствии с федеральными государственными требованиями.

 ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ

  • Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
  • Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной.
  • Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в 2 раза больше, чем у детей.
  • При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
  • Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.
  • Линии сгиба изделия должны тщательно разглаживаться.
  • Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.
  • После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Бумага:
  • Непосредственно рабочая: цветная из набора
  • Рекомендуемая для фона: чертежно-рисовальная, обойная, картон.
  • Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений)
  • Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами)
  • Салфетки: бумажная, тканевая.
  • Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами

Кисти.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Предусматривает регулярное  индивидуальное консультирование,   совместное выполнение работ родителей и детей  с целью ознакомления родителей с особенностями оригами, способами изготовления поделок и т.д.  Разработаны консультации по темам:  «Волшебный мир оригами»,  «Влияние оригами на развитие речи дошкольников». 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате обучения   дети:

  • научатся  различным приемам работы с бумагой;
  • будут  знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
  • научатся  следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами
  • будут  создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
  • разовьют  внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
  • познакомятся  с искусством оригами;
  • овладеют  навыками культуры труда;
  • улучшат  свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Оценка результатов образовательной деятельности

Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ детей.

Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев"

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная ...

Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев

Методическая разработка для родителей -показать влияние мелкой моторики на речевое и умственное развитие ребёнка.Игры и упражнения....

Педагогический проект «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» (долгосрочный: с сентября по май) «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В.А. Сухомлинский

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.2. Игры с п...

"ум ребенка находиться на кончиках его пальцев" В. А. Сухомлинский

Камушки с улицы или морская галька – это природный материал, который прекрасно подходит для развития сенсорики, мелкой моторики, развития речи, воображения ребенка. С ним можно придумать интерес...

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»В. А. Сухомлинский У детей  с нарушениями  речи,  часто наблюдаются недостатки  в общей  моторике. Движения...

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский

У детей  с нарушениями  речи,  часто наблюдаются недостатки  в общей  моторике. Движения  организма , речевая  моторика  имеют   единые  механизм...