«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский
статья (средняя группа)
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский
У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются недостатки в общей моторике. Движения организма , речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому развитие мелкой моторики должно занять прочное место в занятиях с ребенком. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма). Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Пальчиковая гимнастика - позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка, каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Самый известный вариант такой игры – «сорока- сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.
Попробуем и мы с вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится игротренинг).
- Игры с шишками, грецкими орехами и массажным мячиком.
Предлагаем ребенку покатать грецкий орех, шишку или массажный мячик между ладонями.
Упражнение с грецким орехом.
Здороваемся с орешком: крепко сжимаем его в кулачке, дуем на кулачок и разжимаем его. Повторяем 3-5 раз каждой рукой.
Побежал наш орешек по дорожке. Кладем руку на стол, пальчики вместе. На запястье укладываем орешек, накрываем его другой ладонью, катим орешек до кончиков пальцев и обратно – "вверх и вниз, вверх и вниз по дорожке ты катись". Выполняем 10 раз каждой рукой.
Мы любим кататься с горки, научим и орешек этой игре. Ставим ладошку под углом и по тыльной стороне кисти скатываем орешек, сначала по одной, затем по другой руке 10 раз.
А теперь представим, что это не орешек, а колобок. Покатаем колобок в ладошках. Одна рука лежит ладонью вверх, на ней – орешек, другая прижимает его сверху. Катаем орешек по кругу между ладонями в течение 10-15 секунд, затем меняем руки.
Теперь наш орешек в юлу превратился. Пальчиками одной руки ввинчиваем орешек в середину ладошки другой руки. Выполняем в течение пары минут, меняем руки.
2. Игры с карандашом.
«МОТОР»
Соединить ладони пальцами вперёд. Карандаш в вертикальном положении между ладонями. Перемещать ладони вперёд-назад, передвигая карандаш, постепенно ускоряя темп, затем замедляя.
Заводи мотор скорей
И ладони разогрей.
Всё быстрей, быстрей, быстрей,
Сил, приятель, не жалей.
Ход немного замедляем.
Видно, к дому подъезжаем.
Едем тише, тише, тише.
И мотор уже не слышен.
«СКАЛКА»
Соединить ладони пальцами вперёд так, чтобы одна была сверху, другая – снизу. Карандаш в горизонтальном положении между ладонями. Перемещать верхнюю ладонь вперёд-назад, передвигая карандаш по ладони и пальцам.
Мы порог испечь решили.
Ловко тесто замесили.
Хорошенько раскатаем,
В печку жаркую поставим.
«КРЮЧКИ»
Карандаш находится в горизонтальном положении. Зацепить его указательными пальцами за концы. Попеременно отрывая пальцы-«крючки» от карандаша, снова цеплять его, передвигая пальцы к середине до их сближения.
Мы повесили крючки.
Очень крепкие они.
Чок-чок, чок-чок,
Раз – крючок, два – крючок.
. Игры с прищепками.
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к
мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок - глупыш.
Он думает это не палец, а мышь, (смена рук)
Но я, же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! »
4. Массаж Су – Джок шарами
Дети повторяют слова и выполняют действия с Су – Джок шарам соответствии с текстом
Пальчиковая игра «Ёжик».
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож. (дети катают Су-Джок между ладонями)
На спине иголки (массажные движения большого пальца)
очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже (массажные движения мизинца)
на ежа похожи. (дети катают Су-Джок между ладонями)
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.
«Волшебный шарик»
Этот шарик непростой, (любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой. (накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем (катаем шарик вертикально)
И ладошки согреваем.
Раз катаем, два катаем (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согреваем.
Катаем, катаем, катаем (катаем шарик вертикально)
Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем, (катаем шарик в центре ладошки)
Сильней на шарик нажимаем. (Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)
Учитель – логопед: Сирина Алёна Сергеевна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gazeta.docx | 1.11 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
Презинтация: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»...
Проектирование плана-конспекта проведения родительского собрания на тему:"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев."
Форма родительского собрания -Семинар с элементами игры.Цель: Повысить компетентность родителей в умении развивать мелкую моторику рук у детей дома. Задачи:-формировать у родител...
Педагогический проект «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» (долгосрочный: с сентября по май) «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В.А. Сухомлинский
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.2. Игры с п...
"ум ребенка находиться на кончиках его пальцев" В. А. Сухомлинский
Камушки с улицы или морская галька – это природный материал, который прекрасно подходит для развития сенсорики, мелкой моторики, развития речи, воображения ребенка. С ним можно придумать интерес...
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский
У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются недостатки в общей моторике. Движения организма , речевая моторика имеют единые механизм...
Консультация для родителей «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» Сухомлинский В.А.
В консультации рассказывается о пользе пальчиковых игр и как правильно построить игру чтоб ребенку было интересно....
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В.А.Сухомлинский
Ознакомление детей с искусством оригами...