конспект ООД для детей 6-7 лет "Тряпичные куклы"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа. Изготовление кукол -пеленашек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kukla_-pelenashka.docx | 22.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад № 14»
Конспект по ручному труду
в подготовительной группе
Тема: «Тряпичные куклы. Изготовление куклы «Пеленашка»
Воспитатель:
Грищенко Татьяна Васильевна
2023 год
Цель:
Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.
Задачи:
- Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.
- Обогащать и активизировать словарь детей («вертеть» куклу, безлика, оберег, развивать связную, грамматически правильную речь. Формировать умение составлять описательный рассказ, добиваться эмоциональной выразительности речи, активизировать в речи прилагательные.
- Познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол.
- Способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов, координация речи с движением, согласованности действий, ловкости.
- Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета, оттеняющие друг друга. Развивать восприятие музыки, расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе. Развивать умение согласовывать движения с музыкой, воспитывать эмоционально - положительное отношение к исполнению образных движений под музыку.
Методы и приемы:
- практические: изготовление куклы, Хоровод «Заинька, выходи!»;
- наглядные: рассматривание кукол, материал для изготовления кукол;
- словесные: народные пословицы и поговорки, загадки, вопросы, игра-песня.
Раздаточный материал:
Ткань белого цвета 20*30 см для туловища, цветная ткань в форме треугольника для косыночки, цветная ткань для пеленки, цветная нить.
Предварительная работа:
Беседа «Откуда берутся игрушки?»,
Чтение сказки «Василиса Премудрая».
1. Организационный момент.
Раз, два. Три, четыре.
Три, четыре. Раз, два.
Кто шагает дружно в ряд.
Русских красавиц отряд!
Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие, в то время когда люди жили в бревенчатых избах и носили вот такие костюмы как у нас.
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда я предлагаю вам отправиться в прошлое, для этого у меня есть волшебный клубочек, который поможет нам оказаться в Древней Руси. (Дети берутся за нить, клубочек в руках у воспитателя)
Ты клубочек нас веди,
Старину нам покажи
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Воспитатель: Где мы с вами оказались?
Дети: В избе.
Воспитатель: Правильно! Молодцы! В русской избе.
-А что это за «Волшебный сундучок»? Нам нужно отгадать загадку, и мы поймем, что в нем спрятано.
Загадка: Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно… (кукла).
Воспитатель: Вы совершенно правильно отгадали загадку. Давайте посмотрим, что за кукла в сундучке. ( находят тряпичную игровую куколку)
Воспитатель: Ребята, а какая это кукла, из чего она сделана, она отличается от современных кукол? (ответы детей)
Да, правильно. Основным отличием народных тряпичных кукол от наших современных – является безликость. Наши предки считали, что если у куклы будет лицо, она станет одушевленной и может нанести вред их ребенку, вместо того, чтобы оберегать его от неприятностей и различных бед.
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Какая кукла». Дети садятся на лавочку полукругом, воспитатель дает клубок куклу из сундучка и говорит: кукла сделана из глины, какая она? (глиняная)
- из резины.
- из дерева.
- из ткани.
- из соломы.
- из бересты.
- из пластмассы.
- из бумаги.
- из фарфора.
- из тряпок.
Воспитатель: Поиграли, отдохнули, а сейчас посмотрите на этих кукол ещё раз, да меня послушайте.
Далеко мы с вами шли,
Куклу древнюю нашли.
Вы садитесь поудобней,
Вам поведаю рассказ,
С чем играли наши предки
Без утайки, без прикрас.
Воспитатель:
Слушайте внимательно загадку.
Рта нет, языка нет,
А говорит о каждом. (Зеркало)
Воспитатель: Молодцы, отгадали.
Вот оно волшебное зеркало (указывает на ноутбук)
(Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов.)
3. Показ презентации о тряпичных куклах.
Воспитатель: Посмотрите, какая интересная куколка свёрнута в маленький кулёчек! (рассмотреть куклу «Пеленашку»)
Воспитатель: Ребята, а хотели бы вы поиграть с такими куклами? (ответы детей). А хотите, я вас научу делать такую куклу – Пеленашку своими руками.
Воспитатель: Но давайте сначала с вами поиграем.
- Выходи честной народ, заводите хоровод.
Хоровод «Заинька, выходи!»
4. Практическая часть
Воспитатель: Теперь я приглашаю вас в свою мастерскую. Проходите и садитесь за стол. Сейчас я вас научу делать куклу «Пеленашку» своими руками.
1 этап: Начинаем изготовление куклы с туловища. Для этого нашу заготовку белого цвета складываем пополам, а затем сворачиваем ее в столбик.
2 этап: Затем берем косыночку, она у нас треугольной формы. На косыночку кладем нашу заготовку – туловище и закладываем стороны косынки. Обматываем косынку нитью, чтобы она держалась на туловище.
А, давайте девочки с вами исполним частушки, и отдохнем! (исполняем под ложки)
Частушки:
1.А про куклу, про игрушку
сочинили мы частушки
Прежде чем их записать
Стали петь их и играть
2.Наша кукла хороша
Ты, закруточка краса
В доме русском ты живёшь
Детям счастье принесёшь.
3. Наша кукла принесёт
Много людям радости
И удачу и богатство
Это нужно каждому
4.Мы традиции все помним
И не станем забывать
А тряпичную мы куклу
Будем дальше прославлять
5.Изготовим куклу нашу
Ручками волшебными
Будем ниточки вязать
А из ткани наряжать
Воспитатель: Молодцы! Атеперь продолжим работу над куклой!
3 этап: Теперь берем пеленку и пеленаем. Заворачиваем туловище и перевязываем нитью. Вот и готова наша «Пеленашка».
-А сейчас вы сами сделаете такую куклу.
Итог: -Какую куклу мы с вами сегодня делали?
-Почему народная кукла была безликой?
-И что вам больше всего понравилось?
Воспитатель: Хорошо нам было в гостях у старины, но нам пора возвращаться в детский сад.
Воспитатель:
Клубочек нас вернет обратно,
В пути не будем мы скучать,
Преодолеем все преграды,
Нам куклы будут помогать! (Дети с воспитателем уходят).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия НОД по теме: «Славянские обрядовые куклы. Изготовление народной куклы»
Цель занятия: Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы. ОО «Социально-коммуникативное развитие»Задачи:- совершенствовать ...
Конспект ОД в группе старшего дошкольного возраста "Кукла Дуняша" (изготовление узелковой куклы как один из видов игрового тренинга по формированию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста)
Цель: координировать общую и тонкую моторику; воспитание чувства уверенности в своих силах....
Конспект занятия для детей младшей группы : « Собираем куклу Олю на прогулку »
формировать представления о временах года, о сезонных изменениях в одежде людей;развивать социально – коммуникативные умения в общении, учить помогать друг другу....
Конспект НОД для детей раннего возраста "Умоем куклу Катю"
Конспект предназначен для детей раннего возраста по социально-коммуникативному развитию...
Конспект НОД для детей раннего возраста "Уложим куклу спать"
Конспект НОД по речевому развитию для детей раннего возраста...
Конспект НОД для детей раннего возраста "Приглашаем куклу Катю на чай"
Предлагаем вашему вниманию методическую разработку- конспект интегрированного педагогического мероприятия, приуроченного к Международному дню чая, который отмечатся 15 декабря. Конспект занятия содерж...
Конспект занятия для детей раннего возраста «Одеваем куклу на прогулку»
Конспект занятия для детей раннего возраста «Одеваем куклу на прогулку»...