3. Образовательная практика
методическая разработка по конструированию, ручному труду

Хорошева Галина Викторовна

"Лего-технология как условие успешной социализации детей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание практики

Название практики

«Лего-технология как условие успешной социализации детей дошкольного возраста»

Разработчики

Хорошева Галина Викторовна, воспитатель МАДОУ ДСКН №4 г. Сосновоборска

Тип практики

Педагогическая

Актуальность практики

Сегодня детский сад рассматривается как основной институт социализации, так как в дошкольном детстве закладываются основные

структуры личности. Социализация дошкольника включает: освоение  первоначальных представлений социального характера, включение детей в систему социальных отношений, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Социальное развитие личности осуществляется в деятельности, а для дошкольников ведущим видом деятельности является игра.

Игра – важнейший спутник детства. Одна из самых популярных игр на планете - LEGO.

Лего-технология – одна из самых известных и распространенных педагогических систем, результатом применения которой, является создание трехмерных уменьшенных моделей реального мира. При этом использование LEGO-конструирования не только формирует новую развивающую и обучающую среду, но и само требует создания определенных условий для собственного функционирования.

Лего-технология значима, так как:

  • способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
  • является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающую интеграцию образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое и физическое развитие);
  • позволяет педагогу сочетать образование,  воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
  • формирует познавательную активность,
  • объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет детям возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Изучив педагогическую и методическую ценность лего-технологии, отмечая большой интерес детей к конструированию, пришла к решению применения данной технологии в работе с детьми дошкольного возраста.

Цель, задачи

Цель: создание условий для успешной социализации детей дошкольного возраста средствами LEGO-конструктора.

Задачи:

  • совершенствовать коммуникативные

навыки детей при работе в паре, коллективе, распределение обязанностей, умение действовать сообща;

  • способствовать развитию навыков

межличностного общения и коллективного творчества;

  • стимулировать детское техническое

творчество;

  • способствовать формированию знания и

умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем;

  • способствовать расширению кругозора и

развитию представлений об окружающем мире;

  • содействовать воспитанию

организационно-волевых качеств личности.

Нормативно – правовая база практики:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении СанПиН 2..4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдых и оздоровления детей и молодежи»;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196»;
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.
  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р);
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О направлении информации» № 09-3242 от 18.11.2015 г. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование»;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2014 г. №2 «Об утверждении Порядка применениями организациями, осуществляющимися образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  • Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особенных образовательных потребностей;
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 г. № АКА-2563/05 «О методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»;
  • ООП МАДОУ ДСКН №4 г.Сосновоборска;
  • Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая «LEGO – конструирование».

На какую группу участников образовательной деятельности направлена практика

Обучающиеся 4 - 5 лет (дети с ОВЗ).

Средства реализации практики

(технологии, методы, формы, способы).

В своей работе использую следующие технологии:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • игровые  технологии;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • технология исследовательской деятельности;
  • личностно - ориентированная технология.

Методы и приемы:

  • Наглядный (рассматривание готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе);
  • Информационно-рецептивный (обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа; совместная деятельность педагога и ребёнка);
  • Репродуктивный (воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);
  • Практический (использование детьми на

практике полученных знаний, умений и увиденных приёмов работы);

  • Словесный (краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей);
  • Проблемный (постановка проблемы и

поиск её решения; творческое использование готовых заданий, самостоятельное их преобразование);

  • Игровой (использование сюжетов игр для

организации детской деятельности и различных персонажей для обыгрывания сюжета);

  • Частично-поисковый (решение проблемных задач с помощью педагога и самостоятельно).

Форма организации: очная, осуществляется в процессе образовательной деятельности (фронтальной, подгрупповой) и в процессе самостоятельной деятельности:

  • Конструирование по образцу: заключается

в том, что детям предлагается образец постройки, выполненной  из деталей конструктора, и показывается способ ее воспроизведения.

  • Конструирование по модели: детям в

качестве образца предлагается модель, скрывающую от детей очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них конструктора.

  • Конструирование по условиям: не давая

детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение.

  • Конструирование по простейшим чертежам

и наглядным схемам: из деталей конструктора воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов.

  • Конструирование по замыслу: дети сами

решают, что и как будут конструировать.

  • Конструирование по теме: детям

предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения.

Средства реализации:

  • демонстрационные (применяемые

педагогом: демонстрационный тематический иллюстрированный материал, образцы построек, схемы) и раздаточные (используемые детьми: конструктор и игрушки для обыгрывания, контейнера для деталей конструктора, схемы);

  • визуальные (для зрительного восприятия:

картинки-иллюстрации, игрушки, схемы, образцы),

аудийные (для слухового восприятия: записи голосов птиц, животных, звуки транспорта и т.п.), аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия: презентации, мультфильмы, детские видеофильмы);

  • естественные (натуральные) и

искусственные (сделанные человеком)

Результат вашей практики

(промежуточный и / или состоявшийся)

Систематическое применение данной практики:  позволяет детям научиться:

  • анализировать, планировать  предстоящую работу и давать оценку проделанной работе; осуществлять контроль качества результатов собственной деятельности;
  • работать коллективно и работать в парах, создавать коллективные постройки и рассказывать о них.
  • различать и называть основные детали конструктора с учетом их конструкторских свойств; простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей конструктора);
  • осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по цвету и виду) и самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;
  • правильно работать с пошаговыми инструкциями и планировать свою деятельность;
  • реализовывать творческий замысел, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом;

позволяет детям овладевать навыками:

  •  самостоятельно создавать простые конструкции (владеть конструкторскими навыками и умениями);
  • конструировать, ориентируясь на образец изготовления конструкций;
  • преобразовывать конструкцию в соответствии с заданными условиями;

позволяет сформировать у детей  основные компетенции и личностные качества: морально-волевые качества (старательность, внимательность, умение работать в коллективе, находчивость, творческие способности), познавательные качества (любознательность, интерес, исследовательская активность), коммуникативные навыки и умение самостоятельно договариваться друг с другом.

Условия, обеспечивающие устойчивость практики и эффективность практики

Устойчивость практики обеспечивает:

 1) Систематическое повышение собственного профессионального уровня.

 2) Материально-техническое оснащение: 

Ноутбук (1 шт.);

1 проектор и подвесной экран (1 шт.);

Перечень материалов, необходимых для занятий:

Настольный пластмассовый конструктор  «LEGOeducation»;

Игрушки для обыгрывания конструкций (животные, машинки и т.д.)

Демонстрационный материал (наглядные пособия, цветные иллюстрации, фотографии, образцы, схемы, методическая литература).

Роль партнеров (при наличии) при реализации практики

__

Способы тиражирования практики

Персональный сайт воспитателя

в образовательной социальной сети https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2023/01/14/video-otchet-uchastiya-v-konkurse-tehnostart 

 На официальном сайте МАДОУ ДСКН №4 г. Сосновоборска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей Выступление на педагогических чтениях по теме: «Реализация комплексно – тематического принципа и принципа интеграции в образовательной практике детского сад

Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областейВыступление на педагогических чтенияхпо теме:«Реализация комплексно – тематического принципа и принципа...

Методическая работа образовательного учреждения как условие внедрения ФГОС в образовательную практику

Современный ритм жизни диктует определенные правила организациям и сотрудникам: информаци­онная составляющая играет важную роль в том, что­бы быть востребованными, идти в ногу со временем. Для педагог...

Паспорт образовательной программы краткосрочной образовательной практики

Паспорт образовательной программыкраткосрочной образовательной практики...

Образовательная практика - образовательный проект "Территория игры"

Издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст – возрастом игры. И это не случайно! Почти все, чем занимаются дети, предоставленные сами себе, они называют игрой. Игра – наиболее...

Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности

Доклад раскрывает значение  внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...

ИТОГИ проведении городского фестиваля успешных образовательных практик дошкольного образования «SMART- практика» среди дошкольных организаций города Лесосибирска, 2019г.,

Итоги проведении городского фестиваля успешных образовательных практик дошкольного образования «SMART- практика» среди дошкольных организаций города Лесосибирска - 2019Детское ...