Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Юные волшебники
рабочая программа (старшая группа)
Наряду с общей физической развитостью к детям дошкольного возраста предъявляется одно особенное требование: желательно, чтобы у них была хорошо развита мелкая моторика рук. Ведь школа сразу дает большую нагрузку на глаза ребенка и на его кисти - при обучении письму и математике, на уроках рисования и трудового обучения.
Слабое развитие моторики рук, может отрицательно отразиться на обучении ребенка в школе. Движения рук имеют большое значения для овладения письмом. Если скорость движения пальцев будет замедлена, то нарушается и точность движений. Ребенку будет трудно учится писать, писать он будет медленнее других, и, скорее всего, некрасиво. Может сформироваться негативное отношение и к письму, и к учебным действиям вообще.
Наблюдая за детьми в младших группах детского сада, я заметила, что, у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук: одни не могли правильно держать ложку и ручку, другие - собрать конструктор и другие мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третьи - застегивать - расстегивать застежки – молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах и шнурках. Тогда я и начала свою работу по развитию мелкой моторики рук.
Скачать:
Предварительный просмотр:
1. Целевой раздел
Пояснительная записка.
Наряду с общей физической развитостью к детям дошкольного возраста предъявляется одно особенное требование: желательно, чтобы у них была хорошо развита мелкая моторика рук. Ведь школа сразу дает большую нагрузку на глаза ребенка и на его кисти - при обучении письму и математике, на уроках рисования и трудового обучения.
Слабое развитие моторики рук, может отрицательно отразиться на обучении ребенка в школе. Движения рук имеют большое значения для овладения письмом. Если скорость движения пальцев будет замедлена, то нарушается и точность движений. Ребенку будет трудно учится писать, писать он будет медленнее других, и, скорее всего, некрасиво. Может сформироваться негативное отношение и к письму, и к учебным действиям вообще.
Наблюдая за детьми в младших группах детского сада, я заметила, что, у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук: одни не могли правильно держать ложку и ручку, другие - собрать конструктор и другие мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третьи - застегивать - расстегивать застежки – молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах и шнурках. Тогда я и начала свою работу по развитию мелкой моторики рук.
Наиболее интересным, занимательным и любимым мною способом для развития мелкой моторики рук, считаю различные виды ручного труда. Именно поэтому я организовала кружок ручного труда «Юные волшебники».
Программа рассчитана на детей 5-6 лет, 1 час в неделю.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность программы и в том, что развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги.
Цель кружка: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
Задачи:
- развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей;
- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
- воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному населению - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
- овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно – экономическими знаниями;
- расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта воспитывающихся, их представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.
Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения программы воспитанники будут знать:
- Основные термины, используемые в работе;
- Этапы изготовления поделок;
- Оформление изделия;
- Основные приемы конструирования.
Будут уметь:
- Пользоваться рабочими инструментами;
-Владеть техникой и приемами работы с разными материалами;
- Жить и работать в коллективе.
У воспитанников формируется и приобретается комплекс знаний, умений и навыков по работе с разным материалом. Развивается мелкая моторика рук.
- Содержательный раздел
- Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
Реализация программы предполагает специально организованное занятие, в процессе которого воспитанники получают навыки и знания по изучаемым темам. Занятие проводится в форме творческой мастерской свободного общения во второй половине дня два раза в месяц, с сентяборя по май. Продолжительность занятий соответствует возрастным особенностям дошкольников: 5-6 лет - 25 минут.
2.2. Учебный план
№ п/п | Название разделов и тем | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | «Работа с бумагой и картоном». | 6 | 3 | 4 |
2 | «Работа с природным и бросовым материалом». | 6 | 2 | 4 |
3 | «Работа с пластилином». | 6 | 1 | 4 |
Итого | 18 | 6 | 12 |
Содержание учебного плана
Раздел 2.3. Содержание программы кружка:
Содержание программы представлено различными видами творческой деятельности:
«Работа с бумагой и картоном».
«Работа с природным и бросовым материалом».
«Работа с пластилином».
По каждому виду деятельности программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.
В процессе работы обеспечивается интеграция пяти образовательных областей:
Художественно-эстетическое развитие: формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности, прослушивание музыкальных произведений;
Познавательное развитие: формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результате трудовой деятельности;
Социально-коммуникативное: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений;
Речевое развитие: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения;
Физическое развитие: физкультминутки (пальчиковые, малоподвижные игры).
Календарный учебный график
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
2.3 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
2.4 Оценочный материал
Проявляет устойчивый интерес к искусству, мелкой пластике, владеет способами зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения восприятия.
-Может отображать свои представления и впечатления об окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации) и в процессе ручного труда, детского дизайна.
-Создает узнаваемые образы конкретных предметов и явлений окружающего мира; передает обобщенную форму и цвет доступными художественными способами.
-Различает, правильно называет и самостоятельно использует по назначению основные строительные детали (пластина).
Методы и приемы организации опытно - экспериментальной деятельности:
Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов.
Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Составление плана работы по изготовлению изделия.
Практической последовательности – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.
Используемые методы:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Для проведения занятия необходимы наглядные пособия: иллюстрации, образцы работы
2.5 Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников
Сбор материала для занятий;
Буклеты: «Как воспитать творческую личность»; «Совместная творческая деятельность родителей и детей»;
Консультация: «Роль художественного и ручного труда в развитии творческих способностей детей»;
Картотека игр на развитие творческого воображения детей;
Индивидуальное консультирование родителей;
Конкурс творческих семейных работ: «Осенняя фантазия», «Зимняя сказка», «Весенняя пора»;
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим и лепке;
Мастер-класс для родителей (изготовление поделок по квиллингу)
Создание презентации детских работ на сайт;
Участие в конкурсах различного уровня.
- Организационный раздел
- Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и
воспитания
Краски, вода, пластилин, бумага, салфетки, картон, иллюстрации, магниты, дидактические материалы.
МОНИТОРИНГ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
- Изображение с использованием различных материалов (акварель, гуашь, восковые мелки)
Высокий: Ребенок умеет использовать доп. материалы, не обращаясь за помощью к педагогу.
Средний: знает применение доп. материалам, но выполняет с помощью воспитателя.
Низкий: не может применять технику без помощи педагога.
- Умение выполнять штриховку, соблюдая все ее правила
Высокий: Ребенок умеет выполнять штриховку самостоятельно.
Средний: выполняет штриховку сам, но не в полном объеме.
Низкий: не может выполнять штриховку без помощи воспитателя.
- Владение техниками декоративно-прикладного творчества
Высокий: Ребенок владеет техниками в полном объеме.
Средний: Ребенок может объяснить теоретически, но на практике применять самостоятельно не может.
Низкий: Воспитанник техниками декоративно-прикладного творчества не владеет.
- Умение ориентироваться в пространстве
Высокий: Ребенок ориентируется без помощи воспитателя.
Средний: Ребенок плохо ориентируется в пространстве.
Низкий: Воспитанник не ориентируется вообще.
Список литература:
- И. Агапова, М.Давыдова «200 лучших игрушек из бумаги и картона», Москва, 2008г
- М. Антипова «Соленое тесто» Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. Ростов-на-Дону, ИД Владис, 2007
- И.А. Лыкова «Я леплю из пластилина», Карапуз, 2008г.
- И.А. Лыкова «Я делаю аппликации», Карапуз, 2008г.
- И.А. Лыкова «Я создаю поделки», Карапуз, 2008г.
- И.А. Лыкова «Я собираю гербарий», Карапуз, 2008г.
- Л.В Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду», ТЦ «Сфера, 2005г
- Е.Рубцова «Фантазии из соленого теста», Москва, Эксмо, 2008г.
- Л.А. Парамонова, Е.Ю. Протасова «Я люблю изобретать», Мир книги, «Карапуз», 2008г
- Н.А. Чен «Замечательные поделки своими руками», Харьков, 2008г.
- В гостях у «волшебной» палитры
Познакомить детей с художественными материалами, спецификой деятельности, одеждой художника. Развивать умение исследовать конструкцию предмета, передавать его форму, его свойства и состояния. Дать представление о цветах, которые мы получаем путем смешивания красок. Развивать интерес к самостоятельному смешиванию красок, с целью получения того или иного цвета.
2. В гостях у «волшебной радуги»
Развивать знания детей о художественных материалах, умение пользоваться живописными материалами. Дать представление и закрепить знания о радужном спектре.
Октябрь
- Осень на опушке краски разводила
Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них. По желанию рисовать на общем листе пейзаж осени.
- Золотая осень (Печать поролоном)
Познакомить детей с техникой печатанья поролоном. Закреплять умение использовать в работе различные материалы. (поролон, кисти, гуашь.
Ноябрь
- Осенний листопад
Учить детей отражать свои впечатления, изображать объекты разного размера, развивать аккуратность в работе. Познакомить с техникой рисования «Пуантилизм» (тычком).
- Необычные деревья (Воск, палочка)
Учить создавать образ зимы, сочетать различные материалы в работе, развивать образное восприятие. Учить сочетать две разные техники рисования. Познакомить детей с техникой рисования палочкой, по бумаге, покрытой воском и тушью). Развивать чувство композиции.
Декабрь
- Следы в зимнем лесу? (Зимний пейзаж)
Учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью, развивать навык работы толстой кистью методом нажима на кисть и тонкой кистью методом рисования кончиком кисти.
- Снежинки (Тарелочка из темного картона, гуашь)
Научить правильно составлять композицию на листе бумаги, развивать умение работать восковыми карандашами и гуашью. Продолжать развивать у детей моторику пальцев, руки; учить детей видеть ориентир на листе бумаги и аккуратно и последовательно выполнять задание.
Январь
- Зимний вечер (пейзаж на темном картоне)
Продолжать учить детей рисовать гуашью при помощи кистей разного размера, закреплять представление о цвете; развивать творческое воображение.
- Новогодняя сказка
Учить правильно располагать изображение на листе и передавать размер объектов их окраску, развивать эстетические чувства.
Февраль
- Снежная семья. Оттиск смятой бумагой
Совершенствовать технику рисования «оттиск смятой бумагой». Учить передавать особенности героев рисунка.
- Снегирь на ветке (пластилинография)
Учить детей наносить тонкий слой пластилина на основу, смешивать пластилин на картоне; воспитывать аккуратность и творчество в работе.
Март
- Подснежники
Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
- Мимоза для мамы (рисование ватными палочками)
Упражнять и закреплять умение рисовать ватными палочками. Учить дорисовывать недостающие детали кисточкой. Развивать чувство композиции.
Апрель
- Черемуха
Расширять знания и представления детей об окружающем мире, познакомить с внешним видом дикорастущей черемухи, ее цветущих веток. Продолжать знакомить с техникой рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма.
- Звёздное небо. (Набрызг, печать поролоном по трафарету.)
Учить создавать образ звёздного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данной техник.
Май
- Какого цвета весна? (монотипия)
- Обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски. Продолжать учить детей работать с кистями разной толщины.
2. Закреплять умение работать с акварелью, комбинировать две техники вместе.
18. «Мир на земле»
Формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины в годы Великой Отечественной войны. Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа технической направленности «Юный конструктор»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа технической направленности «Юный конструктор»...
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»
Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Юный инженер»
Данная программа предназначена для развития и воспитания детей 6-7 лет. При ее реализации используются новейшие информационные технологии, что позволяет более эффективно привить навыки профессионально...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный художник»
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный художник» (для детей 4-5 лет) (далее Программа) направлена на создание условий для развития личности ребёнка, р...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юные скульпторы» для детей дошкольного возраста (4- 5 лет)
quot;Юные скульпторы" программа дополнительного образования...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Юные артисты"
Направленность дополнительной образовательной программы «Юные артисты» художественная: театральное искусство. Программа направлена на художественно-эстетическое развитие детей дошкольного ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Маленький волшебник»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Маленький волшебник"...