Статья на тему "Значение строительных игр для всестороннего развития детей дошкольного возраста"
статья по конструированию, ручному труду (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Жардан Ольга Константиновна

В статье раскрываются дидактические принципы, лежащие в основе системы сенсорного воспитания, даётся краткая характеристика игр со строительным материалом, раскрывается значение строительных игр для сенсорного воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко» п. Знаменский Ивантеевского района Саратовской области»

(МДОУ «Детский сад «Солнышко»)

Статья на тему:

«Значение строительных игр для всестороннего развития

детей дошкольного возраста».

Материал подготовила воспитатель первой категории

Жардан Ольга Константиновна

        

                                                             2022 г.

Содержание

Введение __________________________________________________стр. 2

Сущность понятия «Сенсорное воспитание» ______________________стр. 4

Дидактические принципы, лежащие в основе системы сенсорного воспитания

___________________________________________________________стр. 5

Задачи сенсорного воспитания детей раннего и дошкольного возраста___

___________________________________________________________стр. 5

Краткая характеристика игр со строительным материалом___________стр. 8

Значение строительных игр для всестороннего развития ребёнка_____стр. 9

Заключение________________________________________________стр. 10

Список источников__________________________________________стр. 11

         

Введение

     В психолого-педагогическом словаре сенсорное воспитание (от лат. sensus - чувство) трактуется как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорные процессы представляют собой первую ступень познания, образуют область чувственного познания, поэтому сенсорное воспитание часто выступает исходным звеном умственного воспитания. В процессе сенсорного воспитания подготавливается переход от чувственного к рациональному познанию, от восприятия к мышлению, формируется основа последующей интеллектуальной деятельности. Вместе с тем развитие сенсорных процессов играет существенную роль в совершенствовании практической деятельности ребёнка.

    Логическое познание, в котором ведущая роль принадлежит мышлению и речи, вырастает из чувственного опыта, отражает его и формируется на его основе. Само освоение речи также имеет сенсорные основы: выделение речи

как особого раздражителя, различение интонации слов, звуков обеспечиваются слуховыми и кинестетическими восприятиями.

   Логическое мышление и речь перестраивают чувственное познание. Восприятие  становится «думающим», приобретает характер наблюдения. Обобщённые и осмысленные знания ускоряют распознавание, накопление новых чувственных данных, способствуют включению этих новых данных в ранее накопленные системы. Таким образом, мышление и речь становятся условием дальнейшего сенсорного развития человека, культуры чувственного познания.

   Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Установлено, что большинство человеческих спо-собностей имеет ярко выраженную сенсорную основу. Так, в деятельности художника, архитектора, конструктора точное восприятие, различение и представление форм, их пространственного расположения, отношений по величине и т. д. играет решающую роль. В деятельности музыканта, врача,  механика и др. особую роль играет точное восприятие и различение звуков по длительности, высоте, тембру, силе и т. д. Эти слуховые восприятия лежат

в основе создания музыкальных произведений или их исполнения (у музыканта), в основе диагностики ряда заболеваний (у врача), в определении характера неисправности у работающего механизма.

   Автоматизация современного производства требует от человека большой скорости и точности в распознавании целого ряда сигналов, их оценке и регулирования на основе своей деятельности и работы механизмов. Это предъявляет повышенные требования к быстроте и точности двигательных реакций и ориентировки в пространстве (деятельность операторов, станочников, лётчиков и др.).

   Уже эти примеры показывают, что сенсорное развитие человека – одно из

условий успешного овладения любой деятельностью. Развитие науки и техники, стирание граней между физическим и умственным трудом требуют гармонического сенсомоторного и мыслительного развития человека. «Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека», - подчёркивает известный психолог Б. Г. Ананьев. 

    Дошкольный возраст – это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место. 

   Сущность понятия «Сенсорное воспитание»

   Сенсорное воспитание включает в себя формирование восприятия формы, величины, пространственных отношений между предметами, цвета, а также музыкального слуха, совершенствование звукового анализа речи и др.

     Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка - совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Воспринимая  предметы и действуя с ними, ребёнок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и т.д. При восприятии музыки он учится следить за мелодией, выделять соотношения звуков по высоте, улавливать ритмический рисунок, при восприятии речи - слышать тончайшие различия в произношении сходных звуков. Значительно совершенствуется у детей умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий и разделяющие их промежутки времени.

   Ориентировка в многообразном конкретном опыте требует обобщений, сведения многообразия к общим типичным явлениям, т. е. усвоения меры качеств – эталонов, выработанных человечеством. Это эталоны цвета (цвета спектра), форм (геометрические плоскостные и объёмные формы), материалов, эталоны пространственного положения и направлений (вверху, внизу, слева, справа и др.), эталоны величин (метр, килограмм, литр и др.), длительности времени (минута, секунда, час, сутки и др.), эталоны звучания звуков речи, звуковысотных интервалов (тон, полутон) и т. п.

   Осваивая под руководством взрослых эталонные значения качеств на основе предшествующего собственного сенсорного опыта, ребёнок поднимается на новый, более высокий уровень знаний – обобщённых, систематизированных, в известной мере отвлечённых, ибо любая геометрическая форма, например, беднее формы предмета, лишена его индивидуальности. То же самое – цвета спектра и пр. Но знание эталонов позволяет ребёнку анализировать действительность, самостоятельно видеть знакомое в незнакомом и особенности незнакомого, накапливать новый сенсорный опыт. Ребёнок становится более самостоятельным в познании и деятельности.

Дидактические принципы, лежащие в основе системы сенсорного

воспитания. 

   Система сенсорного воспитания разрабатывалась на основе современных

дидактических принципов.

    В основу первого принципа положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование у детей начиная с раннего возраста широкой ориентировки в предметном окружении.

    Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с  

различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений. Тем самым совершенствование сенсорного воспитания должно быть направлено на выяснение смысла свойств предметов и явлений или выяснение их «сигнального значения».            

   Третьим принципом предопределяется сообщение детям обобщённых знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности.          

   Четвёртый принцип предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой – эталонами обследования любого предмета, т.е. ребёнок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом .

       Задачи сенсорного воспитания детей раннего и дошкольного возраста            

       Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны, которые в свою очередь выступают задачами сенсорного воспитания:

1) обеспечить накопление и усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений;

2) овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и объемно воспринимать окружающий мир.

    Основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы сформировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и т.д.

Роль воспитателя в основном состоит в раскрытии детям тех сторон явлений, которые могут остаться незамеченными, выработке отношения детей к этим явлениям.

   Таким образом, сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью.

   Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, основная тяжесть которого ложится на старший дошкольный и школьный возраст.

    В первые годы жизни у детей формируются предпосылки сенсорных эталонов. Со второй половины первого года до начала третьего года формируются так называемые сенсомоторные предэталоны . В этот период жизни малыш отображает отдельные свойства предметов, которые имеют существенное значение для его движений.

    В дошкольном возрасте ребёнок пользуется так называемыми предметны-

ми эталонами: образы свойств предметов соотносит с определенными предметами.

   На первом году жизни задачи сенсорного воспитания (развитие слуха, зрения, формирование предметности восприятия) успешно решаются в манипулятивной и предметной деятельности. В дальнейшем богатые возможности сенсорного развития таят в себе такие виды деятельности, как игровая, трудовая, конструктивная, изобразительная. В каждом из этих видов деятельности - своя сенсорная основа.

   Поскольку в раннем детстве еще не ставится задача усвоения детьми общепринятых эталонов, обучение не должно включать обязательного запоминания названий отдельных цветов, форм. На втором году жизни приём «опредмечивания» формы, цвета приводит к успешному выполнению заданий. Почвой для введения опредмечивания свойств, усвоения детьми их сигнального значения служат элементарные действия продуктивного характера, которыми дети начинают овладевать с двух лет. Например, уже на третьем году жизни детей можно научить наносить цветовые пятна, передающие специфику оп-ределённых предметов и явлений, можно использовать цветную мозаику.

Обучение не следует проводить на бесчисленном множестве разновидностей свойств, так как в этом случае не будет создаваться нужная почва для последующего овладения системой эталонов. Поскольку эта система включает                     прежде всего основные цвета спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, белый и черный), 5 фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), 3 разновидности величины (большой, средний, маленький), то у ребёнка должны складываться в первую очередь представления об этих фигурах, цветовых тонах, величинах, но без обобщающего значения.

Следовательно, в программу систематического ознакомления со свойствами предметов в раннем детстве целесообразно включить вышеперечисленные цвета (8 при рассмотрении голубого цвета как оттенка синего), 5 фигур и две величины (большой, маленький).

Обучение должно включать формирование у детей обобщенных способов обследования многих качеств, служащих решению ряда сходных задач. Соотнесение, сличение объектов между собой как раз и является обобщенным способом, формирующимся на этапе раннего детства и позволяющим успешно решать определённый круг задач на различение цвета, формы, величины.

сигнального значения служат элементарные действия продуктивного характера, которыми дети начинают овладевать с двух лет.

   Необходимо отметить, что в развитии чувственного познания велика роль речи. Слово взрослого фиксирует приобретенный ребёнком сенсорный опыт, обобщает его. Словесные обозначения признаков и свойств предметов способствуют осмысленному их восприятию, отчётливому различению.

   Таким образом, основное содержание сенсорного воспитания в детском саду и в повседневной жизни - это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.

   В соответствии с этапами рассматриваются уровни сенсорного развития по годам жизни ребенка:

1 - основная задача - предоставить ребенку максимальную возможность сенсорных ощущений;

2 - практическое усвоение сенсорных ощущений путем проб, соотношения предметов;

3 - манипуляционная функция: соотношение цвета, предметно-продуктивная, словесная деятельность;

4 - переход от предметной деятельности к нормативной;        

5 - понятие о цветовом спектре, систематизация и закрепление понятия о геометрических фигурах, параметрах величины;

6 - сформированность представлений об основных и дополнительных цветах,  геометрических фигурах, параметрах величины, анализ сложных форм предмета.

  Программа обучения детей конструированию в дошкольных учреждениях ставит следующие задачи:

– научить детей приемам строительного конструирования;
– расширять представления о сооружениях и постройках окружающего, научить видеть их конструктивные особенности, воспроизводить их в игровых постройках;
– побуждать детей всех возрастных групп к использованию в игре приобретённых при обучении умений и навыков конструирования;
– научить детей коллективно выполнять постройки, считаясь в работе с мнением друзей. Научить описывать свое мнение, мотивируя его целесообразность;
– научить работать организованно, соблюдая порядок при использовании материала;
– развивать умение работать целенаправленно, предварительно обдумывать свои действия (обдумывание элементарных форм предстоящей работы).

Краткая характеристика игр со строительным материалом. 

    Особенностью игр со строительным материалом является то, что в их основе лежат конструктивные умения и способности. Содержанием игр со строительным материалом является созидание, воспроизведение окружающей действительности с помощью различных материалов. Различаются следующие виды строительного материала:
- специально созданный (напольный, настольный строительный материал, наборы типа «Юный архитектор», «Старинный замок», конструкторы);
- природный (песок, снег, глина, камни);
- подсобный (доски, ящики, коробки и др.).
 Игры со строительными материалами связаны с другими видами игр (сюжетно-ролевыми, театрализованными, подвижными, дидактическими).                          
  Наличие игрового замысла, его свободное развитие, вариативность решения созидательной задачи, интерес детей к процессу деятельности - все это определяет творческий характер игр со строительным материалом. Следует добавить и присущую этим играм работу воображения. В самих играх заложены стимулы, побуждающие ребёнка воображать, фантазировать. Освоение конструктивных особенностей материала наталкивает детей на создание новых предметов, изменение их свойств.
  Для усвоения конструктивных умений необходимо специальное обучение.

В теории и практике дошкольного воспитания сложилось несколько видов конструирования:
1.
Конструирование по образцу.  При использовании разных способов предъявления образца, а также изменении его характера, этот вид конструирования имеет много положительного: у детей формируются различные умения, они овладевают общими способами действий, усваивают последовательность операций, познают конструктивные возможности строительных материалов.
2.
Конструирование по заданной теме подводит ребёнка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы её решения ограничены темой.
3.
Конструирование по собственному замыслу - сложный вид конструирования, в котором ребёнок решает все задачи самостоятельно: ставит перед собой цель деятельности, планирует её, подбирает необходимый материал, реализует замысел.
4.
Конструирование по условиям содержит большие развивающие возможности. Проводится после того, как дети научатся строить тот или иной предмет.
5. «Стройка по моделям» - вид конструирования, разработанный А. Р. Лурия. Ребёнку предлагается модель постройки, на которой очертания составляющих элементов конструкции
скрыт. 

Значение строительных игр для всестороннего развития ребёнка.

В дошкольной педагогике конструирование рассматривается, как средство всестороннего развития ребёнка.

а) Умственное развитие

Формируются сенсорные способности. Наиболее успешно развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании. Конструируя, ребёнок учится различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение и др.); у него также развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребёнок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ, и синтез). Таким образом, формируется способность сравнивать, производить зрительный анализ, включать в процесс восприятия процессы мышления.           

В играх со строительным материалом у детей формируется интерес к технике, развивается наблюдательность; приобретают знания технического характера, знакомятся со свойствами геометрических тел.

б) Трудовое воспитание

Игры со строительным материалом особенно близки к трудовой деятельности. Они воспитывают у детей такие качества, которые непосредственно подготавливают их к труду: умение ставить цель; планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей работы и работы своих товарищей, творчески подходить к осуществлению поставленной цели. В процессе строительной деятельности развивается трудолюбие, самостоятельность, инициатива, ответственное отношение к делу.      

 При организации и проведении игр в детском саду имеются большие возможности для воспитания первоначальных навыков дружной работы в коллективе.

в) Развитие речи

В играх со строительным материалом большая роль принадлежит деятельности руки, связанной с активной работой сознания. Рука - тонкий орган осязания, который дополняет комплекс ощущений и делает представление о предметах более полными, более глубокими. Благодаря совместной деятельности руки, мозга и речевого аппарата человек имеет возможность воздействовать на внешний мир, познавая законы его развития. В условиях детского сада строительные игры способствуют совершенствованию речи у детей: они делятся своими замыслами, объясняют свои действия, подсказывают то или иное решение. Расширяется словарный запас.

г) Физическое воспитание

Строительные игры ценны и тем, что доставляют большое эмоциональное

наслаждение детям. В процессе игры дети воплощаются в своих любимых героев: либо это лётчик, сооружающий себе самолёт; либо капитан, горячо обсуждающий со своими матросами детали строящегося парохода, на котором предлагается далёкое плавание. 
  Постоянное упражнение в самых разнообразных движениях, сопровождаю-щееся эмоциональным подъёмом, способствует тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза. Улучшается согласованная работа отдельных мышц, особенно сгибателей и разгибателей.

д) Эстетическое воспитание

Для построек каких-либо сооружений из строительного материала, необходимо знакомить детей с их подлинным изображением. Для этого необходимы экскурсии и иллюстрации с изображением каких-либо сооружений и постро-ек. С их помощью дети имеют возможность развивать художественный вкус, вызывать эстетическое наслаждение при рассматривании красивых сооруже-ний, формировать умение ценить созданное творческим трудом людей, лю-бить архитектурные богатства своего города, страны, беречь их. Кроме того у детей развивается понимание целесообразности архитектурных решений.

е) Нравственное воспитание

Нравственное воспитание происходит в тесном взаимодействии с умственным воспитанием, и в этом едином процессе решается задача всестороннего развития и гармоничного развития ребенка. Немаловажную роль в этом играет конструирование. Оно способствует формированию таких ценных качеств, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. На занятиях конструированием и в игре у детей воспитывают волю, сдержанность, умение выслушивать объяснения воспитателя и работать в соответствии с его указаниями, преодолевать трудности в достижении цели.

ж) Подготовка детей к школе

Целенаправленное и систематическое обучение детей конструированию играет большую роль в подготовке детей к школе. Оно способствует формированию умения учиться, раскрывает им, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений. Такой познавательный мотив вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими познавательными процессами (направлять их на решение учебных задач), в достижении определенного уровня развития мыслительных операций, способности систематически выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний.

Заключение

Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания детей. Сенсорное развитие - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, развитие способности ви-деть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, уме-ния их «конструировать» предметами, знаками, словами.

На протяжении дошкольного детства характер сенсорного познания меняется: от манипуляции с предметами ребёнок постепенно переходит к ознакомлению с ними на основе зрения, осязания, а также «зрительного ощупывания».

Именно ранний и дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Нормальное умственное развитие детей невозможно без опоры на полноценное восприятие предметов.

В связи с этим, чтобы сенсорное познание проходило успешно, необходимы планомерность , последовательность , систематичность и разнообразие методов и методик проведения занятий. При этом сенсорное воспитание органично связывается с иными видами воспитания.

Итак, сенсорное воспитание и развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, т.к. обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой - составляет фундамент общего умственного развития, обладает собственным содержанием и методикой, раскрытие которых невозможно без обращения к другим сторонам деятельности и развития.

Литература:

1. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно-
методическое пособие. - М.: Академия, 2008. - 80 с.

2.   Л. В. Куцакова Л. В.  Занятия по конструированию из строительного материала в
средней группе детского сада. Конспекты занятий: методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.-64 с.

Интернетресурсы:

 http://murzim.ru/nauka/pedagogika/didaktika/26785-harakteristika-stroitelno-konstruktivnyh-

http://baza-referat.ru/igr.html

https://www.google.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль подвижных игр в формировании всестороннего развития детей дошкольного возраста

Игра является одной из основых видов деятельности.  Благодаря  игре  ребенок развивается и получает все необходимые навыки для дальнейшего жизненного опыта. Дети любят играть, в э...

Статья "Дидактическая игра - средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"

Игра  является неотъемлемой частью жизни ребенка, обучение тоже проходит наиболее успешно, когда используются специальные дидактические игры. Играя, ребенок усваивает знания лучше и быстрее. В иг...

Статья "Дидактическая игра как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"

Игра  является неотъемлемой частью обучения, которое протекает наиболее успешно, когда используются специальные дидактические игры, во время которых дети усваивают доступные им сведения и умения....

Статья. Всестороннее развитие детей дошкольного возраста

Рекомендации в помощь  родителям по развитию детей с раннего возраста  до школы....

Статья на тему:Дидактическая игра, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений различного материала, при этом сохраняя положительное отношение выполнению задания ....

Статья «Роль слушания музыки во всестороннем развитии детей дошкольного возраста»

С каждым годом все больше детей получает в детских садах систематическое музыкальное развитие. Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки.      К...

Значение подвижной игры для всестороннего развития детей дошкольного возраста с сохранным развитием, с ограниченными возможностями здоровья.

Значение подвижной игры для всестороннего развития детейдошкольного возраста с сохранным развитием, с ограниченнымивозможностями здоровья....