СТАТЬЯ на тему: ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2025год
материал

Наталья Владимировна Ветряк

Аннотация: в статье рассмотрена дидактическая игра  в педагогическом процессе. В работе представлены приемы и методы руководства дидактическими играми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2026_god.docx17.59 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ на тему:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО

РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье рассмотрена дидактическая игра в педагогическом

процессе. В работе представлены приемы и методы руководства дидактиче-

скими играми.

Ключевые слова: дидактическая игра, дети дошкольного возраста, разви-

тие детей, дошкольное воспитание, приемы, методы.

Традиция широкого использования дидактических игр в дошкольной педа-

гогике получила свое развитие в трудах ученых и многих педагогов.

Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания

Фридрих Фребель разработал систему дидактических игр, в которую вошли игры

с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, шарами, цилиндрами и

прочим). Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи,

песни, рифмованные сказки.

Е.И. Тихеева, автор одной из первых отечественных педагогических систем

дошкольного воспитания, заявила о новом подходе к дидактическим играм. По

ее мнению, дидактические игры являются лишь одним из компонентов воспита-

тельно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисова-

нием, пением, гимнастикой, трудом. Обучающие задачи дидактической игры

предусматривают формирование мыслительных операций, совершенствование

речи, развитие умения ориентироваться в расстоянии, времени, пространстве.

Е.И. Тихеева разработала дидактические материалы, настольные печатные игры,

которые и сегодня используются в дошкольных учреждениях.

З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Е.О. Смирнова указывают, что в про-

цессе дидактической игры формируется познавательная деятельность ребенка. А

Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»

на базе игровых интересов формируется умение самостоятельно мыслить. Это

открывает широкие возможности для развития познавательной активности, так

как ребенок в играх не просто выполняет требования взрослого, а активно дей-

ствует.

Как отмечает Е.О. Смирнова, роль педагога в дидактической игре двой-

ственна: с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует

обучение детей, а с другой – выполняет роль участника игры, партнера, направ-

ляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости

дает образец поведения. Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за вы-

полнением правил.

Важным условием результативного использования дидактических игр в

обучении и воспитании дошкольников является соблюдение последовательности

в их подборе. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические

принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

Приемы и методы руководства дидактическими играми:

- привлечения внимания к игре (загадки, считалки, сюрпризы, т. д.);

- краткость и ясность речи воспитателя;

- активное участие воспитателя в игре (отмечает удачные решения, поддер-

живает, подбадривает, уточняет, напоминает);

- коммуникативная направленность.

По словам О. М. Дьяченко, в подготовку к проведению дидактической игры

входят:

- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения, углубление

и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психиче-

ских процессов (память, внимание, мышление, речь);

- установление соответствия отобранной игры программным требованиям

воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры

(в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и

других режимных процессов время);3

- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим);

- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры

(игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);

- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить

весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о

предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой

задачи.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на

ребёнка, и в то же время – основной вид деятельности детей. Дидактическая игра

позволяет обеспечить нужное количество повторений, на разном материале, что

немаловажно для развития памяти детей. Дидактические игры, направленные на

развитие произвольной образной памяти, должны отвечать следующим требова-

ниям:

- процесс запоминания должен начинаться специально организованного

восприятия, направленного на выделение таких разнообразных признаков объ-

екта как цвет, форма, величина, пространственно расположенные части объекта

и объектов относительно друг друга, их количество и т. д.;

- процесс запоминания должен опираться на мыслительные операции (ана-

лиз, сравнение, обобщение, выделение существенных свойств предмета);

- должно быть предусмотрено усложнение дидактических игр, в процессе

игры необходимо обеспечивать рациональное сочетание руководства педагога и

самостоятельной деятельности детей;

- необходимо обеспечивать развитие самоконтроля, состоящего в проверке

результатов запоминания и анализа ошибок;

- игра должна способствовать развитию произвольной памяти и поэтому

строиться с учётом выделенных этапов этого процесса.

Таким образом, дидактическая игра представляет собой многоплановое,

сложное педагогическое явление. Занятия в форме дидактических игр и упраж-

нений:

- позволяют индивидуализировать работу на занятиях, давать задания, по-

сильные каждому ребёнку, с учётом его умственных и психофизических возмож-

ностей и максимально развивать способности каждого ребёнка;

- активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые

связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятель-

ности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы

и обобщения;

- делают сам процесс обучения эмоциональным, позволяющим ребёнку по-

лучить собственный опыт.

Список литературы:

1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. –

М.: Просвещение, 1985. – 174 с.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспита-

теля детского сада / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2009. – 160 с.

3. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателей детского сада /

Под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 2008. – 128 с.

4. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М., 1989. – 340 с.

5. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. – Яро-

славль: Академия развития, 2007.

6. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Яро-

славль: Академия развития, 1996. – 192 с.

7. Протасова А.А. Теоретические основы использования дидактической

игры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://do.znate.ru/docs/index-

33554.html (дата обращения: 27.09.2016).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Традиция широкого использования дидактических игр в дошкольной педагогике получила свое развитие в трудах ученых и многих педагогов. Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания ...

Статья "Дидактическая игра как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"

Игра  является неотъемлемой частью обучения, которое протекает наиболее успешно, когда используются специальные дидактические игры, во время которых дети усваивают доступные им сведения и умения....

Дидактическая игра, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

Дошкольное образование - это первое и самое важное звено в системе народного образования....

Проект: "Дидактическая игра как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"

Актуальность данного проекта: В настоящее время требования к умственному развитию дошкольников всё больше возрастают. В связи с этим педагоги стараются использовать более серьёзные методы об...

Статья на тему:Дидактическая игра, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений различного материала, при этом сохраняя положительное отношение выполнению задания ....

Дидактическая игра как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Традиция широкого использования дидактических игр в дошкольной педагогике получила свое развитие в трудах ученых и мно...