Рабочая программа по художественному труду "Наши руки не для скуки"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Художественный труд детей - важнейшее средство воспитания, развития интеллекта и духовно-нравственной сферы личности. В программе «Радуга» раздел «Аппликация» объединен с разделом «Художественный труд», поэтому возникла необходимость в разработке данной рабочей программы. Рабочая программа по художественному труду разработана в соответствии с нормативными документами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_nashi_ruki_ne_dlya_skuki.docx | 94.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «ДЕТСКИЙ САД № 245 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
630123, г. Новосибирск, ул. Байкальская, 17
тел. (383)200-27-90, телефакс (383)200-10-89, e-mail: ds_245_nsk@nios.ru
СОГЛАСОВАНО педагогический совет протокол № от « »________2015 г. | УТВЕРЖДЕНА Заведующий МКДОУ д/с № 245 _________ И.Ф. Кривошеева приказ №_____________ от « »________2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТРУДУ
«НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ»
СОСТАВИТЕЛЬ:
ЗУЕВА Н.И.
НОВОСИБИРСК 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы 3
1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы. 4
1.1.3. Характеристики развития детей 4
1.2. Планируемые результаты освоения программы 5
2.1. Описание образовательной деятельности. 8
2.2. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников 14
3.1. Материально-техническое обеспечение программы. 16
3.2. Методические материалы и средства обучения. 16
3.3. Особенности традиционных событий. 16
3.4. Особенности организации развивающей предметно -пространственной среды 18
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
Художественный труд детей - важнейшее средство воспитания, развития интеллекта и духовно-нравственной сферы личности. В программе «Радуга» раздел «Аппликация» объединен с разделом «Художественный труд», поэтому возникла необходимость в разработке данной рабочей программы. Рабочая программа по художественному труду разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26).
- Приказ Министерства образования и науки Новосибирской области от 14.04.2014 г. № 919 «О введении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- «Образовательная программа дошкольного образования МКДОУ города Новосибирска «Детский сад № 245»» от 18.12.2015 г.
Рабочая программа направлена на решение задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в МКДОУ д/с № 245. Программа призвана обеспечивать эстетическое развития личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и творческой деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических особенностей. Программа ориентирована на детей от 3 до 8 лет.
Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мировоздания, способность находить выход из сложных жизненный ситуаций) – одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. Важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества, для развития которых необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение со взрослыми, предметно-манипулятивные занятия, разные виды деятельности.
Обучение ребенка должно обогащать и уточнять восприятие и представление его об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы.
Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка.
- Цели и задачи реализации рабочей программы
Цель: способствовать формированию у детей дошкольного возраста активно-творческого отношения к окружающему миру.
Задачи:
- совершенствовать художественно-творческие способности детей;
-способствовать познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними;
- развивать умение создавать художественные образы;
- развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев, умение владеть инструментами и материалами.
- Принципы и подходы к формированию рабочей программы.
Основой для построения рабочей программы является системно-деятельностный подход к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС:
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательной деятельности.
- Характеристики развития детей
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга»/ Е.С. Соловьева и др. стр.22-41.
- Планируемые результаты освоения программы
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Планируемые результаты освоения программы:
- высокий уровень общего развития ребенка,
- положительное отношение к окружающему миру,
- стремление к самостоятельной творческой деятельности,
- овладение простейшими ручными операциями.
Младшая группа.
Наклеивание готовых форм.
№ п/п | Ф.И. ребенка | Нанесение клея на деталь кистью | Приклеивание детали | Ориентирование на плоскости листа | Составление сюжетных композиций из геометрических фигур | Точность выполнения | Аккуратность | |
произвольное | В определенном порядке по образцу | |||||||
1 |
Средняя группа.
Наклеивание и вырезывание.
№ п/п | Ф.И.ребенка | Наклеивание готовых форм по образцу | Наклеивание узора на основу неправильной формы | Знание правил работы с ножницами | Вырезывание несложных форм путем срезания углов | Вырезывание фигур круглой и овальной формы из квадрата и прямоугольников | Умение держать ножницы | ||
Разрезание по диагонали | Разрезание по прямой | Закругление углов | |||||||
1 |
Старшая группа.
Вырезывание.
№ п/п | Ф.И.ребенка | Разрезание по прямым и ломаным линиям | Симметричное вырезывание | Вырезывание способом многократного сложения | Вырезывание сложных форм | Точность выполнения | Координация движений | Ориентировка | |
По трафарету | Силуэтное | ||||||||
1 |
Старшая группа.
Виды аппликации.
№ п/п | Ф.И. ребенка | Аппликация способом обрывания | Аппликация из деталей, полученных путем сложения | Аппликация с частичным наклеиванием деталей (объемная) | Аппликация из бумажных комочков |
1 |
Подготовительная к школе группа.
Составление композиции.
№ п/п | Ф.И.ребенка | Составление сюжетных аппликаций | Использование различных техник | Оригинальность замысла | Самостоятельность | Аккуратность | |||||
По образцу | По замыслу | Клеевой набрызг | Аппликация из сыпучих материалов | Аппликация из нитей | Оригами | Плетение деталей | |||||
1 |
А.Н.Малышева, Н.В.Ермолаева «Аппликация в детском саду»; Ярославль, «Академия развития», 2008г. (стр. 132-133)
Уровень освоения:
Низкий - задание выполнено частично.
Средний - задание выполнено в полном объеме (базовый уровень).
Высокий - задание выполнено в полном объеме, ребенок проявил творческий подход к решению задания.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Описание образовательной деятельности.
Образовательная деятельность по художественному труду детей дошкольного возраста реализуется в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «Радуга» и «Основной общеобразовательной программой дошкольного образования МКДОУ д/с № 245»
Методы реализации
- объяснительно – иллюстративный,
- репродуктивный,
- исследовательский,
- эвристический (частично поисковый),
- диагностика,
- рефлексивные приёмы и методы.
Перспективный план реализации программы
Вторая младшая группа.
Месяц | Тема, программное содержание |
Сентябрь I неделя | Педагогическая диагностика |
Сентябрь III неделя | Тема: «Мой любимый дождик». Программное содержание: продолжаем знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий, капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности, воспитывать аккуратность. |
Октябрь I неделя | Тема: «Веселые мухоморы». Программное содержание: продолжаем закреплять умение рисовать пальчиками; учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. Закрепить умение ровно закрашивать шляпку гриба, окунать кисть в краску по мере необходимости, хорошо ее промывать. |
Октябрь III неделя | Тема: Встреча с колобком». Программное содержание: развивать эстетические чувства передачей художественного сказочного образа в аппликационной технике; учить обрывать бумагу разной жесткости на мелкие кусочки; аккуратно работать с клеем. |
Ноябрь I неделя | Тема: «Дерево осеннее» Программное содержание: Продолжаем учить обрывать бумагу на аккуратные кусочки; (листва, ствол, ветки): Уметь смазывать кусочки бумаги клеем на салфетке и красиво приклеивать на основной лист. Развивать воображение. |
Ноябрь III неделя | Тема: «Осенний лес». Программное содержание: развивать умение составлять коллажи из осенних листьев; видеть интересный образ; из сухих листьев; умение подбирать по сюжету материал. |
Декабрь I неделя | Тема: «Новогодние шарики». Программное содержание: развивать умение равномерно наносить рисунок по всей поверхности шарика, работать аккуратно клеем и встряхивать лишнюю манку. |
Январь I-II неделя | КАНИКУЛЫ |
Январь III неделя | Тема: «Снеговик». Программное содержание: развивать умение работать с бумагой, аккуратно скомкать (смять); развивать мускулатуру кисти руки. |
Февраль I неделя | Тема: «Рябинка». Программное содержание: учить рисовать на ветке ягодки рябины (пальчиками) и листики (примакиванием); закрепить данные приемы рисования; развивать цветовосприятие, чувство композиции. |
Февраль III неделя | Тема: «Ягоды и яблочки» Программное содержание: познакомить детей с техникой печатания печаткой из картофеля. Показать прием получения отпечатка. Учить рисовать ягоды и яблоки, рассыпанные на тарелке, используя контраст разного цвета. Развивать чувство композиции. |
Март I неделя | Тема: «Солнышко лучистое». Программное содержание: вызывать у детей эстетически е чувства к природе и ее изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие. |
Март III неделя | Тема: «Красивые цветы». Программное содержание: развивать умение скатывать шарики из бумаги; аккуратно приклеивать на картон; развивать чувство композиции. |
Апрель I неделя | Тема: «Украшения, кулоны» Программное содержание: продолжаем учить детей работать с тестом, умение раскатывать и формочками вырезать из него украшения. Развивать фантазию, мелкую моторику рук при украшении. |
Апрель III неделя | Тема: «Булки и рогалики» Программное содержание:развивать умение раскатывать тесто и формировать из него булки и рогалики. Развивать творчество и фантазию. |
Май I неделя | Тема: «Бабочки». Программное содержание: воспитывать эстетически-нравственное отношение к насекомым; формировать навыки аппликационной техники, развивать мышление, фантазию, умение аккуратно наклеивать квадратики на трафарет бабочки. |
Май III неделя | Тема: «Полянка цветов» (итоговое) Программное содержание: воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа цветов, упражнять в рисовании пальчиками, оттисками печаток; в изготовлении цветов из цветного соленого теста. Развивать творчество и фантазию. |
Средняя группа.
Месяц | Тема, программное содержание |
Сентябрь I-II неделя | Педагогическая диагностика |
Сентябрь III неделя | Тема: «Осеннее дерево с желтыми листьями». Программное содержание: продолжаем учить детей изображать дерево приемом обрывания аккуратно приклеивать кусочки на картон. |
Октябрь I неделя | Тема: «Овощи». Программное содержание: продолжаем знакомить детей с таким материалом, как соленое тесто; раскатывать, подводить к пониманию того, что предметы для игр можно сделать самим. |
Октябрь III неделя | Тема: «Фрукты». Программное содержание: заинтересовать детей лепкой фруктов из соленого теста, уметь передавать особенности формы. |
Ноябрь I неделя | Тема: «Осенний пейзаж». Программное содержание: учить детей рисовать осенними листьями, которые окунают в ванночку с гуашевой краской, развивать умение работать аккуратно. |
Ноябрь III неделя | Тема: «Рыбки». Программное содержание: продолжаем закреплять умение работать с соленым тестом, уметь последовательно выполнять рыбку, используя стеку. |
Декабрь I неделя | Тема: «Прижми и отпечатай». Программное содержание: научить детей пользоваться штампами, уметь видеть в геометрических фигурах образы, разводить краску нужную для печатания (сметана), развивать творчество, фантазию. |
Декабрь III неделя | Тема: «Удивительные платочки». Программное содержание: продолжаем учить детей работать штампиком, уметь равномерно наносить рисунок по всему платочку, развивать воображение и фантазию. |
Январь I-II неделя | КАНИКУЛЫ |
Январь III неделя | Тема: «Веселые кляксы». Программное содержание: развивать умение дорисовывать кляксы, объединяя в сюжет, развивать воображение и фантазию. |
Февраль I неделя | Тема: «Снеговички». Программное содержание: продолжаем учить детей работать с соленым тестом, раскатывать колобки, нос (морковку): круговыми и прямыми движениями рук. |
Февраль III неделя | Тема: «Зверюшки». Программное содержание: развивать умение работать с пряжей и клеем, уметь получать удовольствие от работы, развивать творчество и фантазию. |
Март I неделя | Тема: «Зверюшки». Программное содержание: учить детей делать цветы из соленого теста, раскатывать колобки, уметь оформлять композицию. |
Март III неделя | Тема: «Цветы в вазе». Программное содержание: продолжаем учить детей рисовать методом тычка, закреплять умение правильно держать кисть, углублять представления о цвете и геометрических фигурах (круг). |
Апрель I неделя | Тема: «Сказочные птицы». Программное содержание: продолжаем учить детей рисовать не кистью, а своей ладонью, дорисовывать лапки, крылья, клюв и т.д.; развивать творчество и фантазию детей. |
Апрель III неделя | Тема: «Расцвели одуванчики». Программное содержание: закреплять умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы (большие и маленькие), располагать цветы по всему листу бумаги, закреплять умение рисовать тонкой кисточкой листья и стебли. Расширять знания о первых весенних цветах. |
Май I неделя | Тема: «Мотыльки, стрекозы». Программное содержание: закрепить технику обрывания бумаги, стараясь работать аккуратно; развивать мелкую моторику рук. |
Май III неделя | Тема: «Веселая полянка» (итоговое). Программное содержание: закрепить умение выполнять разные цветы из соленого теста, развивать фантазию, воображение, мелкую моторику рук. |
Старшая группа.
Месяц | Тема, программное содержание |
Сентябрь I-II неделя | Педагогическая диагностика |
Сентябрь III неделя | Тема: «Осень». Программное содержание: расширять представление о приметах осени, учить детей рисовать тычком; развивать аккуратность, творчество и воображение. |
Октябрь I неделя | Тема: «В садах созрели яблоки». Программное содержание: учить детей рисовать яблоки на ветке, закреплять умение детей наносить один слой краски на другой; расширять знания о фруктах, побуждать интерес к природе, внимание к ее сезонным изменениям. |
Октябрь III неделя | Тема: «Плетение косичек». Программное содержание: продолжаем учить детей плести в три пряди, развивать мелкую моторику рук. |
Ноябрь I неделя | Тема: «Овощи и фрукты». Программное содержание: продолжаем учить детей раскатывать тесто, умение пользоваться стекой, развивать фантазию. |
Ноябрь III неделя | Тема: «Ветка рябины в вазе». Программное содержание: формировать эстетическое отношение к натюрморту из рябины и вазы; упражнять в комбинировании различного цвета для изображения ягод; развивать чувство композиции при рисовании натюрморта. |
Декабрь I неделя | Тема: «Удивительные стежки». Программное содержание: продолжаем учить детей вдевать нитку в иголку и правильно простые стежки. |
Декабрь III неделя | Тема: «Зимний лес». Программное содержание: развивать у детей познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа. Обогащать словарь разной лексикой. Учить рисовать зимний лес, используя метод тычка. |
Январь I-II неделя | КАНИКУЛЫ |
Январь III неделя | Тема: «Узоры на ткани». Программное содержание: продолжаем учить детей вдевать нитку в иголку и правильно выполнять стежки. Развивать мелкую моторику рук. |
Февраль I неделя | Тема: «Декоративные вазы». Программное содержание: учить детей создавать красивые поделки из бросового материала. Развивать чувство ритма и композиции. Воспитывать художественный вкус. |
Февраль III неделя | Тема: «Салфетки». Программное содержание: продолжаем учить детей вдевать нитку в иголку; закрепить знакомые стежки. Учить выдергивать нитки из ткани. |
Март I неделя | Тема: «Цветок для мамы». Программное содержание: продолжаем учить детей шить простые стежки, получая удовольствие от полученного результата. |
Март III неделя | Тема: «Моя мама». Программное содержание: Продолжаем знакомить детей с жанром портрета. Закрепить умение изображать лицо (фигуру) человека; развивать чувство композиции. |
Апрель I неделя | Тема: «Живописные цветочки». Программное содержание: учить детей формировать из готовых косичек цветок, развивать фантазию, мелкую моторику рук, чувство композиции. |
Апрель III неделя | Тема: «Булки, калачи, плетенки, хворост». Программное содержание: продолжаем учить детей работать с соленым тестом; раскатывать колбаски, разрезать стекой на полоски, плести косички, закручивать калачи и т.д. Развивать воображение. |
Май I неделя | Тема: «Медальоны». Программное содержание: продолжаем учить детей работать с тестом, раскатывать лепешку и вырезать медальон по шаблону (формочке). Развивать мелкую моторику рук, воображение. |
Май III неделя | Тема: «Весна». Программное содержание: учить составлять композицию из простых деталей из соленого теста, развивать мелкую моторику рук, чувство композиции. |
Подготовительная к школе группа.
Месяц | Тема, программное содержание |
Сентябрь I неделя | Педагогическая диагностика |
Сентябрь III неделя | Тема: «Осень вновь пришла». Программное содержание: закреплять и расширять представление о приметах осени; закреплять умение детей рисовать кисточкой методом тычка; прививать любовь к природе. |
Октябрь I неделя | Тема: «Картины из осенних листочков». Программное содержание: продолжаем учить детей работать с хрупким материалом (листьями), развивать творчество, смекалку. |
Октябрь III неделя | Тема: «Коллаж из осенних листьев и цветочных лепестков» (зеркальные композиции). Программное содержание: способствовать расширению знаний о многообразии растительного мира, развивать умение видеть интересный образ в зеркальной симметрии. |
Ноябрь I неделя | Тема: «Флористические скульптуры: цветы (из апельсиновой кжуры, свежих ягод и т.д.). Программное содержание: учить детей создавать красивый образ цветов из разных материалов, развивать чувство ритма и композиции. Воспитывать художественный вкус. |
Ноябрь III неделя | Тема: «Плетение косичек». Программное содержание: продолжаем учить детей плести в три пряди, развивать мелкую моторику рук. |
Декабрь I неделя | Тема: «Салфетки». Программное содержание: продолжаем учить детей вдевать нитку в иголку; закрепить шов «вперед иголку», аккуратно выполнять стежки. |
Декабрь III неделя | Тема: «Плетеный венок». Программное содержание: продолжаем учить детей работать с тестом, раскатывать в три одинаковые колбаски и плести. |
Январь I-II неделя | КАНИКУЛЫ |
Январь III неделя | Тема: «Заплетушки». Программное содержание: развивать умение , фантазию из разных колбасок лепить заплетушки. |
Февраль I неделя | Тема: «Волшебные превращения лоскутка». Программное содержание: развивать у детей творческую самостоятельность, вызывать желание фантазировать. |
Февраль III неделя | Тема: «Тортик для кукол». Программное содержание: развивать умение раскатывать лепешки из соленого теста, развивать воображение при оформлении. |
Март I неделя | Тема: «Цветок для мамы». Программное содержание: продолжаем учить детей шить простые стежки, получая удовольствие от полученного результата. |
Март III неделя | Тема: «Кисточками и помпонами украсим свои вещи». Программное содержание: учить детей из ниток делать кисточки и помпончики, уметь работать аккуратно иглой и ножницами. |
Апрель I неделя | Тема: «Пушистые игрушки из помпонов». Программное содержание: закреплять умение как правильно выполнять помпончики разных размеров, развивать фантазию, воображение, аккуратность в работе. |
Апрель III неделя | Тема: «Цветочки-листочки». Программное содержание: продолжаем развивать умение в работе с соленым тестом, раскатывать, прищипывать, использовать стеки, палочки, развивать фантазию, воображение. |
Май I неделя | Тема: «Украшения из бисера». Программное содержание: учить детей работать с бисером, используя несложные схемы. |
Май III неделя | Тема: Итоговое. Программное содержание: развивать творчество, воображение, умение самостоятельно выбирать материал и уметь видеть результат своей работы |
- Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Связь между семьёй и воспитателем группы строится на доверии. А взаимное доверие возникновение в результате эффективного обмена информацией.
Для просвещения родителей, передачи необходимой информации по тому или иному вопросу, используются разные формы: индивидуальные и подгрупповые консультации, информационные листы, листы – памятки, папки – передвижки.
С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребёнком, в группе организуются выставки поделок, творческих работ. В приёмной есть информационный стол, на котором в папках находятся интересные для изучения материалы.
Совместно с родителями ежегодно осуществляются проекты «Скоро, скоро Новый год!», «Дорожное движение».
Родительские собрания проводятся в разных формах: круглый стол, родительская приёмная и т.п. Это активизирует родителей, привлекая их к беседе, дискуссиям, спорам. Содержание и формы работы с семьёй отличаются разнообразием.
- Консультации: «Новогодние украшения из фольги»,
«Бумажное волшебство – цветы из бумаги»
- Анкетирование родителей «Влияние изобразительной деятельности на всестороннее развитие ребёнка».
- Родительские собрания: «Развитие творчества у детей».
- Круглый стол «Рекомендации для родителей по развитию творческих способностей ребёнка».
- Творческая мастерская «Мастерилка». И т.п.
Пособия-альбомы по художественному и ручному труду в детском саду и семье помогут развить фантазию и изобретательность детей. Малыши научатся работать с бумагой, заниматься конструированием, вышиванием, плетением и т. д. Основное внимание уделяется изготовлению игрушек, персонажей для настольного театра, подарков родным и друзьям.
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Материально-техническое обеспечение программы.
- Муляжи овощей и фруктов.
- Иллюстрации, предметные картинки.
- Изобразительные материалы: цветная бумага, картон, клей, ножницы, жесткая кисть (щетина), гуашь.
- Бросовый материал.
- Соленое тесто.
- Крупы.
- Методические материалы и средства обучения.
- Аверьянова А.П. Детский батик, - М.: Карапуз, 2007.
- Доронова Т.Н. Сделаю сам, -М.: Просвещение, 2009.
- Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование, конспекты занятий, - М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала, М.: Карапуз, 2010.
- Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов. Серия Вместе учимся мастерить, - Ярославль: Академия Развития, 1997.
- Пронякова Т.Н. Азбука мастерства : Учебник: 1 класс (Перспективная начальная школа),- М.: Учебник Академкнига, 2002.
- Румянцева Е.А. Необычная аппликация. Рабочая тетрадь для занятий с детьми старшего дошкольного возраста,- М.: Дрофа, 2009
- Утробина К.К., Утробин Г.Ф., Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет, - М.: ГНОМ и Д, 2007.
- Хананова И. Соленое тесто, - М.: АСТ- Пресс, 2010.
- Особенности традиционных событий.
№п/п | Время проведения | Модульное планирование | Мероприятия | Участники образовательного процесса | ||
Дети | Родители | Педагоги | ||||
1 | Сентябрь, октябрь 1,2 неделя | Мониторинг | Заполнение персональных карт | |||
Осень | Праздник осени | |||||
Выставка совместных работ | ||||||
2 | Октябрь 3,4, ноябрь 1,2,3 | Я и окружающий мир. | Фольклорное развлечение | |||
Выставка детских работ | ||||||
3 | Ноябрь 4, декабрь, январь | Зима. | Выставка совместных работ | |||
Новогодний праздник | ||||||
4 | Февраль | Я и мое Отечество | Праздник «День защитника Отечества» | |||
Выставка детских работ | ||||||
5 | Март, апрель 1 | Мамин день. Весна | Праздник «8 марта» | |||
Масленница | ||||||
Выставка детских работ | ||||||
6 | Апрель 2,3,4, май 1 | Гордость России | Праздник «День Победы» | |||
Выставка детских работ | ||||||
7 | Май | Скоро лето | Выставка детских работ | |||
Мониторинг | Заполнение персональных карт | |||||
8 | Июнь | Лето. | Праздник «День защиты детей» | |||
Выставка совместных работ | ||||||
9 | Июль | Мир вокруг нас | Экологический праздник | |||
Выставка детских работ | ||||||
10 | Август | Я вырасту здоровым | Малая Олимпиада | |||
Выставка совместных работ |
Особенности организации развивающей предметно -пространственной среды
Развитие ребенка зависит не только от того, как организован процесс воспитания, но и от того, насколько правильно организована взрослыми среда, в которой живет ребенок. Организация и расположение предметов развивающей среды осуществлены педагогами рационально, логично и удобно для детей, отвечает их возрастным особенностям и потребностям. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечают требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, позволяет детям свободно перемещаться. В группах, начиная с младшего дошкольного возраста созданы центры творчества.
Младший, средний дошкольный возраст
Бумага, природные и бросовые материалы | Наборы цветных бумаг и тонкого картона с разной фактурой поверхности (глянцевая, матовая, с тиснением, гофрированная, прозрачная, шероховатая, блестящая и т.п.) Подборка из бросового материала: бумажные коробки, цилиндры, катушки, конусы, пластиковые бутылки, пробки Подборка из фантиков от конфет и других кондитерских изделий и упаковочных материалов (фольга, бантики, ленты) Подборка из природного материала (шишки, мох, желуди, морские камешки, пенька, мочало, семена подсолнечника, арбуза, дыни, остатки цветных ниток, кусочки меха, ткани, пробки, сухоцветы, орехи |
Старший дошкольный возраст
Бумага, природные и бросовые материалы | Наборы цветных бумаг и тонкого картона с разной фактурой поверхности (глянцевая, матовая, с тиснением, гофрированная, прозрачная, шероховатая, блестящая и т.п Подборка из бросового материала: бумажные коробки, цилиндры, катушки, конусы, пластиковые бутылки, пробки Подборка из фантиков от конфет и других кондитерских изделий и упаковочных материалов (фольга, бантики, ленты) Подборка из природного материала (шишки, мох, желуди, морские камешки, пенька, мочало, семена подсолнечника, арбуза, дыни, остатки цветных ниток, кусочки меха, ткани, пробки, сухоцветы, орехи, соломенные обрезки, желуди, ягоды рябины и др., бечевка, шпагат, тесьма, рогожка Бумага, тонкий картон Ткань, кожа, тесьма, пуговицы, нитки Проволока в полихлорвиниловой оболочке, фольга, поролон, пенопласт |
Приложение 1.
Перспективный план работы во второй младшей группе.
Месяц | Техника выполнения | Тема, программное содержание | Материал (оборудование) |
Сентябрь I неделя | Диагностика и обследование детей | ||
Сентябрь III неделя | Рисование пальчиками | Тема: «Мой любимый дождик». Программное содержание: продолжаем знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий, капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности, воспитывать аккуратность. Литература: «Рисование с детьми дошкольного возраста» под редакцией Р.Казаковой, стр.33 | Два листа формата А4 светло-серого цвета с наклеенными тучками разной величины, синяя гуашь, салфетки, зонтик для игры, иллюстрации и эскизы. |
Октябрь I неделя | Рисование пальчиками | Тема: «Веселые мухоморы». Программное содержание: продолжаем закреплять умение рисовать пальчиками; учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. Закрепить умение ровно закрашивать шляпку гриба, окунать кисть в краску по мере необходимости, хорошо ее промывать. Литература: «Рисование с детьми дошкольного возраста» под редакцией Р.Казаковой, стр.33 | Вырезанные из белой бумаги шаблоны мухоморов различной формы, алая, малиновая, оранжевая гуашь, салфетки, муляжи или иллюстрации мухоморов. |
Октябрь III неделя | Обрывание бумаги | Тема: Встреча с колобком». Программное содержание: развивать эстетические чувства передачей художественного сказочного образа в аппликационной технике; учить обрывать бумагу разной жесткости на мелкие кусочки; аккуратно работать с клеем. | Желтая двухсторонняя бумага, желтые салфетки, клей ПВА, кисти, салфетки, листы с изображением тропинки, по которой катится Колобок. |
Ноябрь I неделя | Обрывная аппликация (обрывание бумаги) | Тема: «Дерево осеннее» Продолжаем учить обрывать бумагу на аккуратные кусочки; (листва, ствол, ветки): Уметь смазывать кусочки бумаги клеем на салфетке и красиво приклеивать на основной лист. Развивать воображение. Литература: Е.А. Руманцева «Необычная аппликация» стр.10-11 | Цветной картон, цветная бумага, клей ПВА, кисти, салфетки. Образец «осеннего дерева». |
Ноябрь III неделя | Коллажи из сухих листьев разной по форме | Тема: «Осенний лес». Программное содержание: развивать умение составлять коллажи из осенних листьев; видеть интересный образ; из сухих листьев; умение подбирать по сюжету материал. Литература: И.А. Лыкова «Художественный труд в детском саду» стр.25 | Коробочка с сухими листьями разного размера и цвета, клей ПВА, кисти, лалфетки. |
Декабрь I неделя | Рисование манной крупой | Тема: «Новогодние шарики». Программное содержание: развивать умение равномерно наносить рисунок по всей поверхности шарика, работать аккуратно клеем и встряхивать лишнюю манку. Литература: Е.А. Руманцева «Необычная аппликация» стр.27 | Цветной картон, цветная бумага, манная крупа, клей ПВА, кисти |
Январь I-II неделя | КАНИКУЛЫ | ||
Январь III неделя | Аппликация из мятой бумаги (скатывание бумаги в маленькие шарики) | Тема: «Снеговик». Программное содержание: развивать умение работать с бумагой, аккуратно скомкать (смять); развивать мускулатуру кисти руки. Литература: Е.А. Руманцева «Необычная аппликация» стр.21 | Цветной картон, белая тонкая бумага (белые салфетки), цветная бумага, клей. |
Февраль I неделя | Рисование пальчиками | Тема: «Рябинка». Программное содержание: учить рисовать на ветке ягодки рябины (пальчиками) и листики (примакиванием); закрепить данные приемы рисования; развивать цветовосприятие, чувство композиции. Литература: «Рисование с детьми дошкольного возраста» под редакцией Р.Казаковой, стр.34 | Квадратный лист цветной бумаги с нарисованной веточкой, зеленая, желтая, красная, оранжевая гуашь, кисти, салфетки, ветки рябины желательно с разной ягодой |
Февраль III неделя | Оттиск печаткой из картофеля (круги разной величины) | Тема: «Ягоды и яблочки» Программное содержание: познакомить детей с техникой печатания печаткой из картофеля. Показать прием получения отпечатка. Учить рисовать ягоды и яблоки, рассыпанные на тарелке, используя контраст разного цвета. Развивать чувство композиции. Литература: «Рисование с детьми дошкольного возраста» под редакцией Р.Казаковой, стр.33 | Круг из тонированной бумаги для каждого, гуашь желтого, красного, фиолетового, зеленого цветов, печатки разного размера, салфетки, ягоды и яблоки натуральные или муляжи. |
Март I неделя | Рисование ладошкой (всей кистью руки) | Тема: «Солнышко лучистое». Программное содержание: вызывать у детей эстетически е чувства к природе и ее изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие. Литература: «Рисование с детьми дошкольного возраста» под редакцией Р.Казаковой, стр.73-74 | Листы голубой бумаги (50х50 см) с кругом желтого и оранжевого цвета посередине, гуашь желтая, красная оранжевая, блюдечки для рисования, салфетки, зонтик для игры, эскизы с изображением солнышка разного цвета и техники выполнения. |
Март III неделя | Аппликация из скатанных шариков бумаги | Тема: «Красивые цветы». Программное содержание: развивать умение скатывать шарики из бумаги; аккуратно приклеивать на картон; развивать чувство композиции. Литература: Е.А. Руманцева «Необычная аппликация» стр.19 | Гофрированная цветная бумага, цветная бумага, клей ПВА, кисти, цветной картон. |
Апрель I неделя | Тестопластика (соленое тесто) | Тема: «Украшения, кулоны» Программное содержание: продолжаем учить детей работать с тестом, умение раскатывать и формочками вырезать из него украшения. Развивать фантазию, мелкую моторику рук при украшении. Литература:И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду» стр.105 | Соленое тесто разного цвета, формочки для печенья, крупный бисер, готовые украшения для показа. |
Апрель III неделя | Тестопластика | Тема: «Булки и рогалики» Программное содержание:развивать умение раскатывать тесто и формировать из него булки и рогалики. Развивать творчество и фантазию. Литература:И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду» стр.114-115 | Соленое тесто, стеки, готовые изделия для показа. |
Май I неделя | Аппликация из фантиков, фольги или журнальной бумаги | Тема: «Бабочки». Программное содержание: воспитывать эстетически-нравственное отношение к насекомым; формировать навыки аппликационной техники, развивать мышление, фантазию, умение аккуратно наклеивать квадратики на трафарет бабочки. Литература: Е.А. Руманцева «Необычная аппликация» стр.17 | Цветной картон, трафареты бабочек (белый картон), фантики, фольга, журнальная бумага, из которой нарезаны квадратики; клей ПВА, кисти, салфетки. |
Май III неделя | Скатывание бумажных салфеток, рисование пальчиками, оттиск печатками, тестопластика (соленое тесто) | Тема: «Полянка цветов» (итоговое) Программное содержание: воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа цветов, упражнять в рисовании пальчиками, оттисками печаток; в изготовлении цветов из цветного соленого теста. Развивать творчество и фантазию. Литература: Е.А. Руманцева «Необычная аппликация» стр.19, 25; И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду» стр.136-137, 139, 106-107. | Бумажные салфетки ярких цветов, гуашь 24 цвета, печатки, соленое тесто разного цвета, клей ПВА, кисти. |
Приложение 2.
Перспективный план работы в средней группе.
Месяц | Техника выполнения | Тема, программное содержание | Материал (оборудование) |
Сентябрь I-II неделя | Диагностика и обследование детей | ||
Сентябрь III неделя | Техника обрывания | Тема: «Осеннее дерево с желтыми листьями». Программное содержание: продолжаем учить детей изображать дерево приемом обрывания аккуратно приклеивать кусочки на картон. Литература: Е.А.Румянцева стр.11 | Картон, цветная бумага желтого цвета, клей ПВА, кисти, салфетки. |
Октябрь I неделя | Тестопластика | Тема: «Овощи». Программное содержание: продолжаем знакомить детей с таким материалом, как соленое тесто; раскатывать, подводить к пониманию того, что предметы для игр можно сделать самим. Литература:И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду» стр.120 | Соленое тесто, салфетки, стеки, веточки (спички) |
Октябрь III неделя | Тестопластика | Тема: «Фрукты». Программное содержание: заинтересовать детей лепкой фруктов из соленого теста, уметь передавать особенности формы. Литература:И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду» стр.123 | Соленое тесто разного цвета, стеки, салфетки, фрукты – муляжи. |
Ноябрь I неделя | Техника «принт» - печать листьями по бумаге | Тема: «Осенний пейзаж». Программное содержание: учить детей рисовать осенними листьями, которые окунают в ванночку с гуашевой краской, развивать умение работать аккуратно. Литература: А.П. Аверьянова «Детский батик» стр.4-5 | Бумага, осенние листья, ванночка с гуашевой краской, салфетки. |
Ноябрь III неделя | Тестопластика | Тема: «Рыбки». Программное содержание: продолжаем закреплять умение работать с соленым тестом, уметь последовательно выполнять рыбку, используя стеку. Литература:И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду» стр.134 | Соленое тесто, стеки, салфетки, образец рыбки. |
Декабрь I неделя | Рисование штампами (геометрические фигуры) | Тема: «Прижми и отпечатай». Программное содержание: научить детей пользоваться штампами, уметь видеть в геометрических фигурах образы, разводить краску нужную для печатания (сметана), развивать творчество, фантазию. Литература: А.П. Аверьянова «Детский батик» стр.10 | Листы бумаги, штампы-основа геометрические фигуры, гуашь разных цветов, миски для разведения краски, салфетки. |
Декабрь III неделя | Печатаем штампами (из овощей) | Тема: «Удивительные платочки». Программное содержание: продолжаем учить детей работать штампиком, уметь равномерно наносить рисунок по всему платочку, развивать воображение и фантазию. Литература: А.П. Аверьянова «Детский батик» стр.11 | Кусочки белой ткани размером 15х15 см, штампы из овощей, гуашь разного цвета, миски для разведения краски, салфетки, образец салфетки |
Январь I-II неделя | КАНИКУЛЫ | ||
Январь III неделя | Клясография (пятно) | Тема: «Веселые кляксы». Программное содержание: развивать умение дорисовывать кляксы, объединяя в сюжет, развивать воображение и фантазию. Литература: «Рисование с детьми дошкольного возраста» под редакцией Р.Казаковой | Гуашь, кисти, салфетки, бумага. |
Февраль I неделя | Тестопластика | Тема: «Снеговички». Программное содержание: продолжаем учить детей работать с соленым тестом, раскатывать колобки, нос (морковку): круговыми и прямыми движениями рук. Литература:И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду» стр.143 | Соленое тесто, зубочистки , салфетки. |
Февраль III неделя | Аппликация из резаных ниток | Тема: «Зверюшки». Программное содержание: развивать умение работать с пряжей и клеем, уметь получать удовольствие от работы, развивать творчество и фантазию. Литература:Т.Н. Проснякова «Азбука мастерства» стр.48 | Шаблоны зверюшек, пряжа разного цвета, клей ПВА, кисти, салфетки. |
Март I неделя | Тестопластика | Тема: «Зверюшки». Программное содержание: учить детей делать цветы из соленого теста, раскатывать колобки, уметь оформлять композицию. Литература:И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду» стр.136 | Соленое цветное тесто, стеки, салфетки |
Март III неделя | Рисование методом тычка | Тема: «Цветы в вазе». Программное содержание: продолжаем учить детей рисовать методом тычка, закреплять умение правильно держать кисть, углублять представления о цвете и геометрических фигурах (круг). Литература: «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» К.К.Утробина, Г.Ф.Утробин, стр. 20-21 | Альбомный с карандашными контурами вазы и трех небольших кругов, гуашь разных цветов, кисти, картинки с изображением цветов. |
Апрель I неделя | Печать ладошкой | Тема: «Сказочные птицы». Программное содержание: продолжаем учить детей рисовать не кистью, а своей ладонью, дорисовывать лапки, крылья, клюв и т.д.; развивать творчество и фантазию детей. Литература: «Рисование с детьми дошкольного возраста» под редакцией Р.Казаковой, стр. 7 | Листы бумаги, разведенная гуашь в мисках, гуашь, кисти, салфетки. |
Апрель III неделя | Рисование методом тычка | Тема: «Расцвели одуванчики». Программное содержание: закреплять умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы (большие и маленькие), располагать цветы по всему листу бумаги, закреплять умение рисовать тонкой кисточкой листья и стебли. Расширять знания о первых весенних цветах. Литература: «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» К.К.Утробина, Г.Ф.Утробин, стр. 29 | Зеленый лист бумаги, гуашь зеленого и желтого цвета, кисти, салфетки, образец или иллюстрации одуванчиков. |
Май I неделя | Техника обрывания бумаги | Тема: «Мотыльки, стрекозы». Программное содержание: закрепить технику обрывания бумаги, стараясь работать аккуратно; развивать мелкую моторику рук. Литература:Е.А.Румянцева «Необычная аппликация», стр.9 | Цветной картон, фантики, фольга, журнальная бумага, клей ПВА, кисти, салфетки |
Май III неделя | Тестопластика | Тема: «Веселая полянка» (итоговое). Программное содержание: закрепить умение выполнять разные цветы из соленого теста, развивать фантазию, воображение, мелкую моторику рук. Литература:И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду» стр.136, 137, 139 | Цветное соленое тесто, стеки, салфетки |
Приложение 3.
Перспективный план работы в старшей группе.
Месяц | Техника выполнения | Тема, программное содержание | Материал (оборудование) |
Сентябрь I-II неделя | Диагностика и обследование детей | ||
Сентябрь III неделя | Рисование методом тычка | Тема: «Осень». Программное содержание: расширять представление о приметах осени, учить детей рисовать тычком; развивать аккуратность, творчество и воображение. Литература: «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» К.К.Утробина, Г.Ф.Утробин, стр. 42-43 | Альбомный лист бумаги, кисти для клея, гуашь разного цвета, салфетки. |
Октябрь I неделя | Рисование методом тычка | Тема: «В садах созрели яблоки». Программное содержание: учить детей рисовать яблоки на ветке, закреплять умение детей наносить один слой краски на другой; расширять знания о фруктах, побуждать интерес к природе, внимание к ее сезонным изменениям. Литература: «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» К.К.Утробина, Г.Ф.Утробин, стр. 31-32 | Альбомный лист, коробка гуаши, кисти, салфетки. |
Октябрь III неделя | Плетение из ниток | Тема: «Плетение косичек». Программное содержание: продолжаем учить детей плести в три пряди, развивать мелкую моторику рук. Литература: Т.Н. Проснякова «Азбука мастерства» стр.53 | Нитки (пряжа) разного цвета. |
Ноябрь I неделя | Тестопластика | Тема: «Овощи и фрукты». Программное содержание: продолжаем учить детей раскатывать тесто, умение пользоваться стекой, развивать фантазию. Литература: И.Хананова «Соленое тесто» стр.46,47,49 | Соленое тесто, гуашь, кисти, салфетки. |
Ноябрь III неделя | Оттиск пробкой или круглыми печатками, или рисование пальчиками | Тема: «Ветка рябины в вазе». Программное содержание: формировать эстетическое отношение к натюрморту из рябины и вазы; упражнять в комбинировании различного цвета для изображения ягод; развивать чувство композиции при рисовании натюрморта. Литература: «Рисование с детьми дошкольного возраста» под редакцией Р.Г. Казаковой стр.92-93 | Альбомные листы, гуашь, пробки, печатки, салфетки. |
Декабрь I неделя | Шитье | Тема: «Удивительные стежки». Программное содержание: продолжаем учить детей вдевать нитку в иголку и правильно простые стежки. Литература: Т.Н. Проснякова «Азбука мастерства» стр.54 | Салфетки из ткани размером 20х20 см, игла с большим ушком, катушки ниток разного цвета. |
Декабрь III неделя | Рисование методом тычка | Тема: «Зимний лес». Программное содержание: развивать у детей познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа. Обогащать словарь разной лексикой. Учить рисовать зимний лес, используя метод тычка. Литература: «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» К.К.Утробина, Г.Ф.Утробин. | Альбомные листы, гуашь, кисти жесткие (для клея), салфетки. |
Январь I-II неделя | КАНИКУЛЫ | ||
Январь III неделя | Шитье | Тема: «Узоры на ткани». Программное содержание: продолжаем учить детей вдевать нитку в иголку и правильно выполнять стежки. Развивать мелкую моторику рук. Литература: Т.Н. Проснякова «Азбука мастерства» стр.54 | Салфетки из ткани размером 20х20 см, иглы, нитки «мулине» разного цвета, ножницы. |
Февраль I неделя | Пластика на форме с использованием крупы | Тема: «Декоративные вазы». Программное содержание: учить детей создавать красивые поделки из бросового материала. Развивать чувство ритма и композиции. Воспитывать художественный вкус. Литература:И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду» стр.80 | Различные баночки, пластилин, крупа, фасоль. |
Февраль III неделя | Шитье и вышивание | Тема: «Салфетки». Программное содержание: продолжаем учить детей вдевать нитку в иголку; закрепить знакомые стежки. Учить выдергивать нитки из ткани. Литература: Т.Н. Проснякова «Азбука мастерства» стр.54 | Салфетки из ткани однотонного цвета размером 20х20 см, иглы с большим ушком, нитки «мулине». |
Март I неделя | Вышивание | Тема: «Цветок для мамы». Программное содержание: продолжаем учить детей шить простые стежки, получая удовольствие от полученного результата. Литература: Т.Н. Проснякова «Азбука мастерства» стр.55 | Салфетки из ткани размером 20х20 см, иглы с большим ушком, нитки «мулине» разного цвета. |
Март III неделя | Восковые мелки | Тема: «Моя мама». Программное содержание: Продолжаем знакомить детей с жанром портрета. Закрепить умение изображать лицо (фигуру) человека; развивать чувство композиции. Литература: «Рисование с детьми дошкольного возраста» под редакцией Р.Г. Казаковой стр.65 | Альбомные листы, цветные карандаши, восковые мелки, репродукции женских портретов. |
Апрель I неделя | Работа с косичками из пряжи (ниток) | Тема: «Живописные цветочки». Программное содержание: учить детей формировать из готовых косичек цветок, развивать фантазию, мелкую моторику рук, чувство композиции. Литература: Т.Н. Проснякова «Азбука мастерства» стр.55 | Картон размером А4 зеленого цвета, косички из шерсти разных цветов, клей ПВА, салфетки. |
Апрель III неделя | Тестопластика | Тема: «Булки, калачи, плетенки, хворост». Программное содержание: продолжаем учить детей работать с соленым тестом; раскатывать колбаски, разрезать стекой на полоски, плести косички, закручивать калачи и т.д. Развивать воображение. Литература:И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду» стр.114, 116-119 | Соленое тесто, стеки, салфетки. |
Май I неделя | Тестопластика | Тема: «Медальоны». Программное содержание: продолжаем учить детей работать с тестом, раскатывать лепешку и вырезать медальон по шаблону (формочке). Развивать мелкую моторику рук, воображение. Литература:И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду» стр.130-131 | Соленое тесто разного цвета, стеки, бисер, салфетки, формочки. |
Май III неделя | Тестопластика | Тема: «Весна». Программное содержание: учить составлять композицию из простых деталей из соленого теста, развивать мелкую моторику рук, чувство композиции. Литература:И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду» стр.139 | Соленое тесто разного цвета, стеки, салфетки. |
Приложение 4.
Перспективный план работы в подготовительной к школе группе.
Месяц | Техника выполнения | Тема, программное содержание | Материал (оборудование) |
Сентябрь I неделя | Диагностика и обследование детей | ||
Сентябрь III неделя | Рисование методом тычка | Тема: «Осень вновь пришла». Программное содержание: закреплять и расширять представление о приметах осени; закреплять умение детей рисовать кисточкой методом тычка; прививать любовь к природе. Литература: «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» К.К.Утробина, Г.Ф.Утробин, стр. 42 | Альбомный лист, набор гуаши, кисти, салфетки |
Октябрь I неделя | Аппликация из природного материала (сухие листья) | Тема: «Картины из осенних листочков». Программное содержание: продолжаем учить детей работать с хрупким материалом (листьями), развивать творчество, смекалку. Литература:И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду» стр.16-19 | Цветной картон формат А4, сухие листья разные, клей ПВА, кисти, салфетки |
Октябрь III неделя | Аппликация из сухих листьев и растений | Тема: «Коллаж из осенних листьев и цветочных лепестков» (зеркальные композиции). Программное содержание: способствовать расширению знаний о многообразии растительного мира, развивать умение видеть интересный образ в зеркальной симметрии. Литература:И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду» стр.25 | Цветной картон формат А4, клей ПВА, разные сухие листья, ножницы, кисти, салфетки. |
Ноябрь I неделя | Тема: «Флористические скульптуры: цветы (из апельсиновой кжуры, свежих ягод и т.д.). Программное содержание: учить детей создавать красивый образ цветов из разных материалов, развивать чувство ритма и композиции. Воспитывать художественный вкус. Литература:И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду» стр.71 | Свежие ягоды рябины, апельсиновая кожура, различные палочки, пластилин, салфетки. | |
Ноябрь III неделя | Плетение из ниток | Тема: «Плетение косичек». Программное содержание: продолжаем учить детей плести в три пряди, развивать мелкую моторику рук. Литература: Т.Н. Проснякова «Азбука мастерства» стр.50 | Цветные нитки (пряжа) |
Декабрь I неделя | Шитье | Тема: «Салфетки». Программное содержание: продолжаем учить детей вдевать нитку в иголку; закрепить шов «вперед иголку», аккуратно выполнять стежки. Литература: Т.Н. Проснякова «Азбука мастерства» стр.54 | Салфетки из ткани размером 20х20 см, иглы, нитки мулине разного цвета |
Декабрь III неделя | Тестопластика | Тема: «Плетеный венок». Программное содержание: продолжаем учить детей работать с тестом, раскатывать в три одинаковые колбаски и плести. Литература:И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду» стр. | Цветное соленое тесто, салфетки. |
Январь I-II неделя | КАНИКУЛЫ | ||
Январь III неделя | Тестопластика | Тема: «Заплетушки». Программное содержание: развивать умение , фантазию из разных колбасок лепить заплетушки. Литература:И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду» стр.117 | Цветное соленое тесто, салфетки. |
Февраль I неделя | Шитье | Тема: «Волшебные превращения лоскутка». Программное содержание: развивать у детей творческую самостоятельность, вызывать желание фантазировать. Литература: Т.Н. Проснякова «Азбука мастерства» стр.58-59 | Плотная несыпучая ткань, кусочки яркой х/б ткани, нитки х/б, иглы. |
Февраль III неделя | Тестопластика | Тема: «Тортик для кукол». Программное содержание: развивать умение раскатывать лепешки из соленого теста, развивать воображение при оформлении. Литература:И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду» стр.126-127 | Цветное соленое тесто, стеки, салфетки |
Март I неделя | Шитье | Тема: «Цветок для мамы». Программное содержание: продолжаем учить детей шить простые стежки, получая удовольствие от полученного результата. Литература: Т.Н. Проснякова «Азбука мастерства» стр.54 | Салфетки из х/б ткани размером 20х20 см, нитки мулине, иглы, ножницы. |
Март III неделя | Шитье | Тема: «Кисточками и помпонами украсим свои вещи». Программное содержание: учить детей из ниток делать кисточки и помпончики, уметь работать аккуратно иглой и ножницами. Литература: М.И.Нагибина «Чудеса из ткани своими руками» стр.122-123 | Цветная пряжа (нитки), картон, игла, ножницы. |
Апрель I неделя | Шитье | Тема: «Пушистые игрушки из помпонов». Программное содержание: закреплять умение как правильно выполнять помпончики разных размеров, развивать фантазию, воображение, аккуратность в работе. Литература: М.И.Нагибина «Чудеса из ткани своими руками» стр.125-126 | Цветная пряжа, картон цветной, иглы, нитки х/б, ножницы. |
Апрель III неделя | Тестопластика | Тема: «Цветочки-листочки». Программное содержание: продолжаем развивать умение в работе с соленым тестом, раскатывать, прищипывать, использовать стеки, палочки, развивать фантазию, воображение. Литература:И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду» стр.106-109 | Соленое тесто разного цвета, стеки, палочки, картон, салфетки. |
Май I неделя | Бисероплетение | Тема: «Украшения из бисера». Программное содержание: учить детей работать с бисером, используя несложные схемы. Литература: Т.Н.Доронова «Сделаю сам» (тетрадь) | Бисер разного цвета, нитки или тонкая леска, ножницы. |
Май III неделя | Тестопластика | Тема: Итоговое. Программное содержание: развивать творчество, воображение, умение самостоятельно выбирать материал и уметь видеть результат своей работы | Соленое тесто разного цвета, гуашь, кисти, салфетки. |
Приложение 5.
Описание техник
Бумажная пластика – её можно считать синтезом разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги, коллажа.
С лепкой и коллажом её роднит объёмность выполняемой работы, пластичность используемого материала; с конструированием из бумаги – видоизменение плоской формы путём сгибания, складывания, разрезания.
Работа на плоскости листа с помощью ножниц и клея сходна с работой в аппликации; с рисованием бумажную пластику связывает изображение реального или выдуманного, дорисовка дополнительных деталей.
Цели и задачи обучения бумажной пластике созвучны с задачами других видов изобразительной деятельности – развитие творческих способностей детей, фантазии, воображения, которое невозможно без необходимых знаний, умений, мыслительной деятельности ребёнка.
Изготовление и оформление открыток. Открытки-игрушки. Праздничные открытки. Открытка – это самостоятельный вид искусства, со своей историей. Её можно сделать своими руками для своих родных и друзей. Делая открытку, вы можете продолжить творческие эксперименты самостоятельно и сотворить своё произведение не только к празднику, ведь красивая открытка может служить и украшением стены в любом помещении.
Сделаем же каждый свой день праздником, наполнив его творчеством, и подарим радость друзьям и близким, украсив их дом красивыми картинами.
Оригами – в этой технике можно сделать аппликационные работы, самостоятельные игрушки, различные рамки, коврики, картинки. Она способствует развитию мелкой моторики рук ребёнка, конструктивному мышлению, воображению и творческим способностям детей дошкольного возраста.
Бумагокручение – оно основано на умении скручивать полоски бумаги разной длины и ширины в рулоны, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объёмные и плоскостные композиции. Это развивает мелкую моторику рук, формирует пространственное мышление, развивает усидчивость, целеустремлённость, любознательность, будит фантазию и воображение, учит наблюдать, сравнивать, анализировать, представлять конечный результат, видеть сходство с реальными предметами.
Коллаж – это весёлая и непредсказуемая техника. В ней используют и комбинируют между собой элементы, которые были не предназначены первоначально друг для друга.
Фантики от конфет, старых газет, кусочки ткани, ленты, сеточки, плоские пластмассовые игрушки и упаковки от них, листочки деревьев.
Чем необычнее материалы и нестандартнее приёмы вы используете, тем интереснее результаты. Работу в этой технике можно сравнивать с игрой.
Она помогает проявлять фантазию и терпение, развивать воображение, умение сравнивать, воспитывает усидчивость.
Объёмная аппликация – это разновидность аппликации, созданная путём наклеивания готовых сложенных из бумаги форм, на подготовленный фон. Можно использовать различные материалы: бумагу разной фактуры, ткань, нитки х/б и шерстяные, вату. Эта техника сочетает в себе разные техники (обрывание, выщипывание, работа с мятой бумагой, мозаичным и другими способами).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по художественно – эстетическому развитию образовательная область «Художественное творчество»
Художественное творчество является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми ее направлениями. Особенно, важное, значение для воспитания и развития ребенка имеет ...
Рабочая программа направление «Художественно-эстетическое развитие» образовательная область «Художественное творчество»
Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.Задачи: развитие продуктивной деятельност...
Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию дошкольников «Умелые руки»
Программа называется «Умелые руки». В названии заключена ее направленность. Познавая красоту окружающего мира, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чув...
Рабочая программа по кружку "Наши руки не для скуки"
Искусство в дошкольном возрасте рассматривается как средство освоения, открытия мира в многообразных формах своего проявления. В период дошкольного детства именно из...
Программа дополнительного образования «Наши руки не для скуки»
Формирование художественно-творческих способностей воспитанников путём создания условий для самореализации личности....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по «Художественно-эстетическому развитию» составлена на основе программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И .А. Новоскольцевой; программы по музыкально-ритмическому воспитанию детей Т. Сауко, А. Бурениной.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо «Художественно-эстетическому развитию»составлена на основе программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И .А. Новоскольцевой;программы по м...
Программа дополнительного образования "Наши руки не для скуки"
Занятия творчеством с ребенком – чудесная возможность побыть вместе, что-то смастерить. Они помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного отн...