Рабочая программа по кружку "Наши руки не для скуки"
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа) на тему
Искусство в дошкольном возрасте рассматривается как средство освоения, открытия мира в многообразных формах своего проявления. В период дошкольного детства именно изобразительная деятельность наиболее ярко способствует развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию навыков творчески передавать свои впечатления в художественной форме. В связи с этим я и составила эту программу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nashi_ruki_ne_dlya_skuki.doc | 211 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида «Родничок»
Утверждаю :
Заведующий МКДОУ «Родничок»
___________________Е.В. Кобыльская.
Принято на педагогическом совете
Протокол № ____от______________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
К Р У Ж К А « Наши руки не для скуки»
Для детей 5-7 лет.
Составитель: воспитатель Чашкина Н.В.
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А.
В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.
Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений.
Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.
Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры.
Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности.
Цель программы - формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Основные задачи:
- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса,
творческого воображения, пространственного мышления, эстетического
чувства и понимания прекрасного, воспитания интереса и любви к
искусству, к народному творчеству через декоративно-прикладное искусство.
- умение работать различными материалами, используемыми в ИЗО;
- развивать творческую активность воображения у детей, моторику рук.
- обеспечение чувства психологической защищенности – доверия ребенка к
миру, радости существования;
- формирование творческого начала личности ребенка , развитие его
индивидуальности;
- формирование знаний, навыков и умений, как средства полноценного развития личности;
- развитие творчества дошкольников в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы и техники.
- развитие внимания, восприятие цвета.
Кружковая работа реализуется в совместной деятельности с детьми .
Образовательный процесс строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей.
Интеграция с другими образовательными областями:
«Физическая культура» | Развитие мелкой моторики |
«Здоровье» | воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотерапия, арттерапия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни |
«Коммуникация» | развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи |
«Познание» | сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений |
«Социализация» | формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу |
«Музыка» | использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства |
«Труд» | формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам |
«Чтение художественной литературы» | использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. |
«Безопасность» | формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ КРУЖКА «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ»
Искусство в дошкольном возрасте рассматривается как средство освоения, открытия мира в многообразных формах своего проявления. В период дошкольного детства именно изобразительная деятельность наиболее ярко способствует развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию навыков творчески передавать свои впечатления в художественной форме. В связи с этим основной задачей работы кружка считаю : заложить основы развития личности, ее творческого потенциала. Поэтому я выбрала новую модель проведения совместной деятельности – интегрированные задания, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей. Для интеграции взяла 4 вида художественной деятельности : печать от руки , лепка, декоративно-прикладное искусство, «бумагопластика» - (работа с различными видами бумаги).
Роль педагога в совместной кружковой деятельности – роль организатора , участника и художника творческого процесса .
- «Организатор » ставит перед детьми определенные задачи, предлагает определенные способы или средства их разрешения , оценивает правильность действий .
- «Участник», включенный в общую деятельность с детьми, демонстрирует разнообразные способы действий, решает возникающие в совместной деятельности проблемы вместе с детьми.
- «Художник» создает развивающую среду, предметный мир ребенка, когда он непосредственно включен в детскую деятельность , но в то же время предоставляет детям возможность действовать свободно и самостоятельно.
- Программа кружка предполагает один год обучения.
Программа кружка рассчитана на подготовительную к школе группу- возраст детей 6 – 7 лет . Кружок проводиться 1 раз в неделю во второй половине дня, длительность совместной деятельности с детьми составляет 25 - 30 минут.
В результате совместной продуктивной деятельности
- происходит раскрытие творческих способностей ребенка;
- ребенок обучается новым художественным техникам и способам изображения;
- развивается способность свободно экспериментировать различными изобразительными техниками, вносить инициативу в замысел, форму изображаемого;
- ребенок получает начальные знания об искусстве;о народных традициях;
- развивается образное мышление, активизируется зрительная память;
- развивается чувство композиции;
- ребенок овладевает азами цветоведения;
Деятельность в кружке – это радость творчества, школа художественного вкуса, развитие кругозора, это раскрытие творческих способностей и тера -певтический эффект.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Вводное занятие. История развития изобразительного искусства. Знакомство с программой и правилами поведения в кружке. Режим работы. Материалы, необходимые для занятий. Правила безопасности труда на занятиях. Правила подготовки к работе.
Практическая деятельность. Изготовление продуктов детского творчества , дидактические и подвижные игры , физкультминутки .
Теоретическая деятельность. Знакомство с видами художественной деятельности – печать от руки, бумагопластика, декоративно-прикладное искусство. Знакомство с творчеством региональных художников. Использование музыкальных и литературных произведений разных авторов, в том числе и региональных, для раскрытия тем деятельности.
Итоговое занятие. Организация выставок лучших работ воспитанников. Разбор выставки, подведение итогов, используя игровую ситуацию «Зритель – экскурсовод».
Месяц | Вид деятельности | Тема | Цель | Развивающая среда |
Сентябрь | ИЗО | «Космея» | Учить передавать в рисунке форму и строение растений, относительную величину их частей, расположение, продумывать композицию рисунка на листе бумаги в соответствии с конструкцией растения. Учить рисовать концом кисти и всем ворсом, использовать приём примакивания, учить передавать цветовую гамму. | Альбомный лист, акварель ,кисти, вода. |
Лепка | «Грибы в корзинке» | Учить лепить грибы, добиваться большой точности в передаче формы, учить создавать выразительную композицию. Развивать воображение, общую ручную умелость, мелкую моторику, эстетический вкус. | Пластилин, стеки, дощечки, салфетки, грибы в корзинке(муляжи) или иллюстрации грибов. | |
Аппликация | «Георгины» | Воспитывать у детей любовь к природе, развивать наблюдательность, учить передавать красоту цветов с натуры, вырезать симметричные объёмные фигуры. | Цветная бумага, клей, кисти, ножницы, иллюстрации или открытки с изображением цветов, лист бумаги, салфетки. | |
Квилинг | «Бабочка» | |||
Октябрь | ИЗО | «Ветка дуба» | Учить рисовать ветку дуба. Закрепить представления о натюрморте, познакомиться с понятием «пейзаж». | Картины с разными пейзажами, схема последовательности изображения ветки дуба, ветка дуба, прастой карандаш, резинка, акварель, бумага А4, кисть белка №3. |
Лепка | «Дымковская игрушка» Лошадка» | Учить детей лепить лошадку конструктивным или комбинированным способом, лепить из целого куска фигурку лошадки приёмом вытягивания. Развивать воображение. формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигнуть его. | Дымковская игрушка «Лошадка», глина или пластилин, дощечка, стеки, салфетки. | |
Аппликация | «Медвежонок» | |||
Квиллинг | «Украшаем тарелку» | |||
Ноябрь | Изо | «Сказочная птица» | Закрепить умение использовать знания о соотношении цветов, чтобы получить яркий, контрастный рисунок. Развивать у детей эстетическое восприятие, фантазию. | Вырезание из плотной бумаги перышки, цветные фломастеры, акварель, кисточки (круглые и плоские), ушные палочки, вырезанная из картона и расписанная педагогом вместе с детьми сказочная птица, к хвосту которой по окончании мероприятия крепятся разрисованные детьми перья. |
Лепка | «Дымковская игрушка «Барыня» | Закрепить умения лепить по мотивам народной игрушки, лепить полные формы (юбка барыни), соблюдать пропорции фигуры. Развивать способность правильно оценивать свою работу и работу товарищей, при необходимости вносить коррективы в первоначальном замысле | Дымковская игрушка «Барыня», пластилин, стеки, дощечка, салфетки. | |
Аппликация | «Узор в круге» | Продолжать учиться составлять узоры, декоративные композиции на бумаге из растительных форм, включать в изображение птиц, животные по типу народного декоративного искусства, прививать любовь к природе. | Силуэт круга, материалы растительного происхождения (листья, цветы, семена), клей ПВА, кисти, салфетки. | |
Квиллинг | «Ветка рябины» | |||
Декабрь | ИЗО | «Зимушка- зима» | Вызвать у детей интерес к изображению зимнего пейзажа, эмоциональный отклик на поэтические образы. Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержание знакомых произведений; использовать холодную гамму красок для передачи зимнего колорита, рисунок, композицию как средство создания выразительного образа. В работе использовать нетрадиционную технику рисования «тычок» и «набрызг». Развивать творчество детей. | Репродукции картин, акварельные краски, альбомный лист бумаги, 2 кисти, палитра белая гуашь, зубная щетка, стека. |
Лепка | «Ёлочка» | Учить детей лепить елочку модульным способом. Шарики расплющивать в диски по определённому размеру. Накладывать диски поочередно (от большого к маленькому). Воспитывать у детей любовь к окружающей природе, передавать красоту елочки. Добиваться выразительной формы. | Пластилин, стеки, дощечка, салфетки, сухие веточки. | |
Аппликация | «Дед мороз» | Развивать у детей воображение, умение передавать разными средствами сказочность действия, образ Деда Мороза, сравнивать формы, составлять композицию; научить нескольким видам сгибания и складывания. | Лист бумаги размером в ½ альбомного листа, заготовки из цветной бумаги красного цвета 7х10 см, 6х6 см, голубой или черный фломастер, клей, кисти. | |
Январь | ИЗО | «Песни метели» | Вызвать интерес детей к такому природному явлению, как снежное ненастье (поземка, метель, буря, вихрь, ураган и т.д) Учить эстетическому эмоциональному воспитанию природного проявления через поэзию, живопись и музыку. |
|
Лепка | «Ёжик» | Закреплять умение лепить из целого куска, правильно передавать пропорцию тела, придавать линиям плавность, делить целое на части, соединять элементы между собой. Повышать сенсорную чувствительность, развивать воображение. | Пластилин, дощечки, стеки, салфетки, ежик. | |
Аппликация | «В лесу родилась елочка» | Закреплять умения составлять сюжетную композицию из элементов, сложенных из бумаги (оригами), развивать мелкую моторику рук. | Картонная основа синего цвета, равная по размеру ½ альбомного листа, бумага зеленого цвета размерами 8х8 см, 7х7 см, 6х6 см, клей, кисти, карандаш, пенопласт, спрей-снежок. | |
Квиллинг | «Морозное окно» | |||
Февраль | ИЗО | «Золотая хохлома» | Познакомиться с хохломской росписью. Дать представление об основных элементах, используемых художниками. Развивать технику рисования концом кисти, всем ворсом, тампоном, спичкой, пальцем познакомиться с новыми элементами (трилистник, ягодка), с техникой их исполнения. | Образцы хохломских изделий, тампоны, спички, кисти, краски, тонированные контуры стаканчиков. |
Лепка | Рисование пластилином «Гжель» | |||
Аппликация | «Снежинка» | Учить детей вырезать снежинку из бумаги, сложенной несколько раз. | Белая бумага, ножницы, фон темно-синий, клей, кисти, салфетки. | |
Оригами | «Корабли и самолёты к 23 февраля» | |||
Март | ИЗО | «В подарок маме» | Создать эмоциональный подъем и желание сделать приятное близкому человеку. Закрепить умение подбирать контрастные цвета. Учить придавать объемность формам из бумаги, искать и находить удачное композиционное решение. | Клей ПВА, альбомный лист, акварель, кисти, заготовки короны, сделанные накануне, фломастеры, гуашь- техника на выбор ребенка. |
лепка | «Сувенир для мамы» | Учить детей сравнивать разные способы изображения, использовать стеку для отделки формы. Продолжать освоение рельефной лепки. Развивать воображение, общую ручную умелость, мелкую моторику. | Соленое тесто, доски, стеки, салфетки, формочки для теста, скалка, панно. | |
Аппликация | «Белая лилия» | Учить детей самостоятельно изготавливать трафареты из картона и на их основании выполнять аппликацию. | Картон зеленый, альбомный лист, карандаш темный, ножницы, пшено или рис, клей, кисти, гуашь жёлтая. | |
Квиллинг | «Открытка маме» | |||
Апрель | ИЗО | Украшение кружки «Гжель» | Учить детей приемам рисования гжельской розы. Закреплять умение составлять оттенки синего цвета, рисовать концом кисти и всей кистью. Поддерживать интерес к народному творчеству. | Вырезанные из бумаги силуэты кружки, голубой и белый цвет гуаши, кисть, карточки с элементами росписи, черновик. |
Лепка | Божья коровка «Пятнашка» | Учить детей лепить по мотивам знакомых сказок. Учить выделять в широком сюжетном потоке единственный фрагмент, оживлять сказочные персонажи в лепке. | Пластилин, дощечки, салфетки, стеки, иллюстрация с божьей коровкой. | |
Аппликация | «Сказочная птица» | Закреплять умения вырезать образ сказочной птицы, замечать ей характерные особенности в отличие от реального изображения, учить наклеивать фигурные изображения. | Альбомный лист, цветные заготовки квадратной, прямоугольной, треугольной формы, цветные полоски, перья цветные, карандаш простой, ножницы, клей кисти. | |
Квиллинг | «Коллективная работа сказочной птицы» | |||
Май | ИЗО | «Цветет сирень» | Учить создавать образ цветущей сирени нетрадиционным инструментом. Учить использовать цвета, не смешивая краски. | Репродукция картин импрессионистов- пуантилистов , гуашь, спички на каждый цвет, лист бумаги ½ альбомного листа, сирень или фото сирени. |
Лепка | «Яблонька» | |||
Аппликация | «Знакомство с матрешкой» | |||
Квиллинг | Подарок д/с «Цветы в вазе» |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В ходе работы дети получат возможность подробнее познакомиться и опробовать различные художественные материалы.
Дети научатся обсуждать и анализировать работы художников, видеть разнообразие цветовых оттенков, составлять и применять на практике свои сочетания. Научатся видеть богатый красочный мир вокруг себя, попытаются передать все его многообразие в своих творческих работах.
Будут работать над развитием зрительной памяти, творческих способностей, воображения, фантазии.
Результатом будут организованные выставки в школе, более сплоченный дружеский коллектив.
Дети, общаясь друг с другом, будут воспитывать терпение, доброжелательность, любознательность, способность к сопереживанию. Коллективная деятельность будет формировать расположенность к другим людям, быть чутким, тактичным, терпимым, учить умению слушать и слышать, что в дальнейшем позволит менее болезненно адаптироваться в новых условиях.
СИСТЕМА МОНИТОРИНГА
Для отслеживания динамики достижений детей 2 раза в год проводится диагностика:
- первичная диагностика с целью выявления стартовых условий, проблем развития и достижений детей проводится в октябре (начало месяца);
- итоговая диагностика с целью оценки степени решения поставленных задач проводится в мае (начало месяца).
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Технические средства обучения : аудио, видеоаппаратура, ноутбук
2.Аудиовидеозаписи согласно темам деятельности.
3.Оборудование
- Бумага различного формата , цвета и фактуры.
- Краски.
- Пальчиковые краски.
- Клеенки, доски для лепки.
- Баночки для воды.
- Кисти круглые и плоские разного размера.
- Салфетки.
- Соленое тесто.
- Стеки.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Программа «Цветные ладошки» И.А. Лыкова
2. Программа «Цвет творчества» Н.В.Дубровская, Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2010г.
3. «Пластилиновая азбука» Е.Скоробогатова, З. Сомичева.
4. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Искусство, 1974.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967.
6. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. -
М.: ИЦ Академия, 1997.
7. Григорьева Г.Г. Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М., 1995.
8. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Академия, 2000.
9.Жигалова С.Росписи Хохломы.Москва.Детская литература,1991.
10.Князева О.Л.Приобщение детей к истокам русской народной
культуры.СПб.Детство-Пресс,1998.
11.Рондели Л.П.Народное декоративно-прикладное искусство.
Москва 1984.
!2.Интернет – ресурсы.
Справочный материал
Что такое печать от руки, соленое тесто, бумагопластика.
● Печать от руки осуществляется пальчиковыми красками на основе
гуаши. Особенность гуашевых красок – перекрывание одного красочного слоя другим.
● Лепка – придание формы пластическому материалу (соленое тесто) с помощью рук и вспомогательных инструментов. Рецепт соленого теста: 2 стакана муки , 1 стакан соли , 125 мл воды, столовая ложка крема для рук (или растительного масла, или сухого обойного клея).
● Бумагопластика- работа с бумагой разного размера ,цвета и фактуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по подготовке руки к письму
Рабочая программа по подготовке руки к письму детей дошкольного влзраста....
Презентация "Проектирование фрагмента рабочей программы "Чудо своими руками"
Красочная помощь при раскрытии темы!...
Рабочая программа по подготовке руки к письму
Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста и направлена именно на подготовку руки к письму, а не обучению ему. При этом формируются т...
Рабочая программа "Чудеса своими руками" для средней группы
Рабочая программа "Чудеса своими руками\'\' разработана для детей средней группы....
Рабочая программа кружка "Наши руки - не знают скуки" воспитателя Ондар Р А.
Программа кружка в подготовительной группе "Наши руки-не знают скуки"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Умелые руки не знают скуки»
Пояснительная записка Программа кружка «Умелые руки не знают скуки» рассчитана на детей с 6 до 7 лет.Работа в кружке планируется так...
Программа кружка "Наши руки не для скуки"
формирование художественно-творческих способностей воспитанников путём создания условий для самореализации личности...