Современные средства формирования мыслительных операций дошкольников с применением конструирования и игровых технологий
консультация по конструированию, ручному труду

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Современные средства формирования мыслительных операций дошкольников с применением конструирования и игровых технологий.

Консультация для воспитателей.

                                                                    Подготовила: Рыбина С.И.

                                                                                                                воспитатель

К основным мыслительным операциям относятся следующие:

Сравнение – установление сходства и различия между предметами. Для сравнения необходимо менять определенную исходную позицию и цель, которые определяют весь ход сравнения. (расположение отдельных предметов, явлений, мыслей в определенном порядке по какому – либо одному признаку).

Обобщение – основная мыслительная операция, которая раскрывает сущность явлений. Правильное обобщение приводит к пониманию явлений.

(объединение многих предметов по какому – либо общему признаку).

Абстракция - расчленение объектов и выделение в нем отдельных существенных в каком-либо отношении сторон; это операция перехода от чувственного отражения к выделению отдельных связей и отношений. (мысленное отвлечение от второстепенных, не существенных в данной ситуации сторон, свойств или связей предмета и выделение одой какой – либо стороны).

Конкретизация – познание целостного объекта во всех существенных его взаимосвязях. (движении мысли от общего к частному, от абстрактного к конкретному с целью раскрыть его содержание).

Конструирование — это продуктивная деятельность дошкольников, в процессе которой дети моделируют конструкции разнообразных объектов, т.е. создание чего-то целого из отдельных элементов.

Детское конструирование означает процесс создания объектов, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, а также способы их соединения. Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Этот вид деятельности создает благоприятные условия для формирования математических знаний о форме, размере, количестве предметов.

Умение обследовать конструкцию развивается под руководством взрослого. В 3-4 года ребёнок не только называет предметы, но и выделяет их основные части, указывает некоторые детали. В 4-5 лет он достаточно хорошо различает основные части по величине и форме, устанавливает их расположение относительно друг друга. Старший дошкольник может провести самостоятельный анализ образца или конструкции: выделить части, определить их назначение и пространственное расположение. Он находит интересные конструктивные решения и планирует этапы создания собственной конструкции на основе проведенного анализа.

В 6-7 лет ребёнок анализирует конструкцию предмета с практической точки зрения. Выделяя части, он устанавливает функциональное назначение каждой из них, определяет соответствие формы, величины, местоположение частей и учитывает ситуации, в которых конструкция будет использоваться.

Выделяют следующие три вида конструктивной деятельности ребёнка:

Конструирование по образцу. Ребёнку показывают образец, готовая модель, будущей постройки или показывают, как нужно строить, и просят воспроизвести заданный образец.

Конструирование по условиям. В этом случае ребёнок начинает строить свою конструкцию не на основе образца, а на основе условий, которые выдвинуты задачами игры или взрослым, и которым она должна соответствовать. Например, конструирование по заданной теме.

Конструирование по замыслу предполагает, что ребёнок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаёт образ будущего сооружения и воплощает его в материале, имеющемся в его распоряжении. Здесь ничто не ограничивает фантазии ребенка и самого строительного материала. Этого типа конструирования обычно требует игра: здесь можно сооружать не только из специального материала, но и из любых окружающих предметов.

Примеры использования элементов конструирования в сюжетно-ролевой игре дошкольников:

        Игра в «поездку на дачу» может протекать так: сначала все вместе дети строят из напольного конструктора автомобиль и едут на нем на дачу. Затем «папа» копает или поливает грядки, «мама» готовит «еду», а «дети» расставляют детали деревянного конструктора (для театрализованной деятельности) (ёлоки, грибочки, кустики). Потом все вместе «идут в лес» за ягодами или за грибами.

Дети делятся на две команды, одни водители, другие автомеханики. Конструируют грузовой автомобиль и мастерскую (гараж). Затем обыгрывают данный сюжет с атрибутами данной игры. В процессе игры девочки могут организовать кафе для водителей.

Детям предлагается построить новый детский сад для кукол. Воспитатель обговаривает с детьми, из каких помещений состоит детский сад, и предлагает ребятам разбиться на команды и построить (спальню, группу, кухню, музыкальный зал, физкультурный зал).

Затем помещения обустраиваются соответствующими атрибутами,  и дети самостоятельно развивают сюжетную линию.

Примеры дидактических компьютерных игр для дошкольников, созданных на основе конструирования, т.е. создание целого из отдельных элементов:

Д/и «Построй дом для котенка».

Части – геометрические фигуры, целое – дом.

Д/и «Живой уголок»

Части – изображение деталей разных животных (лапы, хвост, голова…), целое – полное изображение животного.

Наборы конструкторов по образовательным областям с учётом ФГОС ДО:

Образовательная область

Наборы конструкторов

Познавательное развитие

Кубики, конструктор–трансформер,

тематические наборы «лего», блочные конструкторы, конструкторы с болтовым соединением, магнитные, электронные, криволинейные ( из гибких пластмассовых трубочек), суставные, мягкие, конструкторы – лабиринты, модели для сборки.

Художественно – эстетическое развитие

Конструирование из природного и бросового материала

Физическое развитие

Конструирование, и обыгрывание построек, из мягких модулей

Социально – коммуникативное развитие

Тематические наборы:

«Архитектор», «Подъемные краны»,

«Юный кораблестроитель»,

«Мосты»  и т.д

Речевое развитие

Напольный конструктор, кубики «Зайцева»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная деятельность как средство развития мыслительных операций дошкольников.

Цели:Создавать условия для систематического постепенно усложняющего освоения детьми элементарных приемов во время игр с песком, водой, экспериментов с природным материалом, бросовым материалом, мелким...

Роль моделирования как средства формирования мыслительной активности дошкольников

Моделирование относится к знаково-символической деятельности, где в качестве основных выделяют следующие виды: замещение, кодирование (декодирование), схематизацию, моделирование. Из всех видов знаков...

Сообщение для родителей на тему: «Логические Блоки Дьенеша как средство формирования мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста».

Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений. Рассуждать - значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос...

Презентация "Система игр с логическими блоками Дьенеша как средство развития мыслительных операций дошкольников"

В презентации отображён опыт работы с детьми по развитию мыслительных операций посредством использования логических блоков Дьенеша на занятиях и в свободной деятельности детей. Материал расположен на ...

Консультация для педагогов "Использование современных образовательных технологий для развития мыслительных операций дошкольников дошкольников"

Консультация для педагогов "Использование современных образовательных технологий для развития мыслительных операций дошкольников дошкольников"...

Опыт работы "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"

Педагогический опыт работы по теме «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о профессиях» направлен на современную проблему дошкольного образования – раннюю профориен...