Консультация для педагогов "Использование современных образовательных технологий для развития мыслительных операций дошкольников дошкольников"
консультация
Консультация для педагогов "Использование современных образовательных технологий для развития мыслительных операций дошкольников дошкольников"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Использование современных образовательных технологий
для развития мыслительных операций дошкольников»
На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития мыслительных операций, логического мышления, учитывая потребности и интересы дошкольников.
Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения.
Использование современных педагогических технологий в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).
В педагогической практике насчитывается более ста разных технологий. Мы рассмотрим те, которые затрагивают познавательное развитие ребенка-дошкольника.
- Технология проблемного обучения
При таком обучении деятельность ребёнка приобретает поисково-деятельностный характер, предполагает сотрудничество педагога с ребёнком в творческой деятельности по решению новых для него проблем.
- Игровая технология (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н.)
Игра-ведущий вид деятельности в дошкольном детстве, поэтому ее применение является обязательной частью воспитательно-образовательного процесса.
Цель: развивать познавательную активность воспитанников, повысить интерес к занятиям каждого воспитанника, разнообразить занятия и другие виды деятельности различными методами и приемами, увеличить двигательную активность детей, повысить эмоциональный фон.
- Игры- занятия с блоками Дьенеша, палочками Кьюизинера
позволяют ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
- Педагогическая технология развивающих игр Б. П. Никитина.
Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д. В своих книгах Б. П. Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами.
3.Технология ТРИЗ- теория решения изобретательских задач. (Т.С. Альтшуллер)
Цель: развитие у детей с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, нестандартность, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны- поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
4.Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей В.
Вячеслава Вадимовича Воскобовича способствует решению проблемных и творческих задач, а значит развитие интеллектуальных способностей детей.
5.Технология математического моделирования вызывает живой
интерес у детей. Можно моделировать на плоскостных и пространственных материалах, что развивает творческие способности, зрительную память, воображение, мелкую моторику. Математическое моделирование классифицирутся по логике действий, выделяя: математические развлечения, логические игры, задачи, упражнения, математические головоломки, что является наиболее интересным и увлекательными для детей. («Танграм», «Сфинкс», «Листик», «Колумбово яйцо», «Пифагор», «Пентамимо»).
• Игры В. А. Кайе (особый вид детских самостоятельных игр – «игр экспериментирования»)
• Игровое пособие «Математический планшет»
6. Технология интерактивного обучения
Одной из форм интерактивного обучения является «Лэпбук», «умная книжка- самоделка». Это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.
7. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применение ИКТ в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.
8. Технология проектной деятельности активно используется педагогами в любой области.
9. Технология исследовательской деятельности (Н.Н. Поддьяков «Детское экспериментирование»)
Способствует формированию у дошкольников основных ключевых компетенций, способность к исследовательскому типу мышления.
Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя:
- Опыты, эксперименты
- Коллекционирование
- Путешествие по карте
- Путешествие по «реке времени»
10. Использование технологии «мнемотехника» в образовательном процессе ДОУ несет не только познавательно-развивающую функцию, но еще активно стимулирует речь ребенка.
11. Новой ступенью в дошкольном образовании является STEM-технология
Именно STEM-технология позволит педагогам вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, технологов и математиков. Отличительной особенностью является то, что STEM-технология может успешно использоваться в рамках основной образовательной программы дошкольного образования, а каждый ее образовательный модуль – самостоятельно применяться в различных формах образовательного процесса
Цель технологии: развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Что такое STEM? Если расшифровать, то получится следующее:
S - science (естественные науки).
T - technology (технология).
E - engineering (инженерное искусство).
A - art (творчество).
M – mathematics (математика).
STEM-технологию необходимо использовать уже в работе с детьми дошкольного возраста, так как наши дошкольники должны быть готовы к школьным инновациям, созданию проектов и умению реализовывать их в реальности.
Сегодня можно встретить множество разнообразных образовательных модулей, которые входят в STEM-технологию. Рассмотрим некоторые из них.
LEGO-конструирование.
Данный модуль в игровой форме знакомит с базовыми принципами механики и особенностями работы простейших механизмов.
Математическое развитие
Включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы по направлениям математического развития, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объёмные вкладыши, абаки, счёты, математические конструкторы, шнуровки, круги Луллия и др.
Экспериментирование с живой и неживой природой
Данный модуль позволяет организовать знакомство детей со свойствами воды, воздуха, объектов неживой и живой природы, оптическими явлениями в процессе исследовательской деятельности. Набор экспериментов, предложенных в модуле, поможет увлечь детей изучением самых разных свойств окружающего мира.
Дидактическая система Ф. Фребеля
Данный модуль направлен на формирование естественно-научной картины мира и развитие пространственного мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Первым даром является мяч. Мячи небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета радуги и белый. Каждый мяч - шар - на ниточке. Мячик держат за веревочку и показывают ребенку разные виды движений с ним: направо - налево, вверх-вниз, по кругу, колеблющиеся движения. Игры с мячиком учат ребенка различать цвета и ориентироваться в пространстве.
Вторым даром являются небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр Этот дар знакомит с геометрическими телами и различиями между ними. Шар катится, а куб неподвижен, у него есть ребра.
Третий дар - куб, разделенный на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина на четыре части).
Четвертый дар - тех же размеров кубик, разделенный на восемь плиток
Пятый дар - кубик, разделенный на двадцать семь маленьких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части.
Шестой дар - кубик, разделенный тоже на двадцать семь кубиков, многие из которых разделены еще на части: на плитки, по диагонали и пр. Эти фигуры использовались как конструктор для построек детей. Так дошкольники знакомились с геометрическими формами, получали представление о целом и его частях. Последние два дара Фребеля дают возможность делать самые разнообразные постройки в строительных играх детей.
Если во времена Фребёля использовались всего 6 «даров», то в настоящее время «Дары Фребёля» представляют собой игровой набор из 14 модулей: «шерстяные мячики», «основные тела», «куб из кубиков», «куб из брусков», «кубики и призмы», «кубики, столбики, кирпичики», «цветные фигуры», «палочки», «кольца и полукольца», «фишки», «цветные тела», «Мозаика. Шнуровка», «Башенки», «Арки и цифры».
Модуль «Робототехника»
Цель: развитие мелкой моторики, внимания, аккуратности, креативности через научно-техническое творчество; повышение мотивации и целеустремленности.
В процессе конструирования происходит создание машин, сооружений, различных технических средств (с опорой на образец, заданные параметры или теоретический замысел). Модуль «Робототехника» включает в себя несколько конструкторов для изготовления роботов с возможностью движения.
Конструкторы, входящие в модуль, различаются по способу крепления деталей (гайки, пазы, «шипы» и др.), классу роботов (мобильные или манипулятивные), а также по системам управления.
Мультистудия «Я творю мир»
Обязательной частью STEM-образования является знакомство детей с цифровыми технологиями. Он позволяет суммировать и на современном уровне демонстрировать результаты работы детей над различными проектами посредством создания ребёнком собственного мультипликационного фильма.
STEM- образование в ДОУ возможно только при наличии нужного технического оснащения учреждений, а также возможности применения интерактивных технологий. Далеко не во всех садах есть необходимая материально-техническая база. Поэтому акцент сегодня делается на секции дополнительного образования.
Предложенная программа является новой парциальной модульной программой дошкольного образования, направленной на развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество.
Данная программа:
- влияет на интеллектуальное развитие дошкольников;
- позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры;
- формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
- объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью;
- в игровой форме дети учатся считать, измерять, сравнивать;
- помогает приобретать необходимые математические, инженерные навыки.
- Преимущества STEM- технологии:
- Развивает любознательность.
- Помогает выработать инженерные навыки.
- Позволяет приобрести качества, необходимые для работы в команде.
- Содействует умению анализировать результаты проделанных мероприятий.
- Способствует наилучшей познавательной активности дошкольников.
Вывод: использование современных педагогических технологий гарантирует развитие мыслительных операций, речевой активности дошкольников и в дальнейшем их успешное обучение в школе.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
И закончить своё выступления я бы хотела словами Чарльза Диккенса
Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников»
Консультация для педагогов....
Консультация для педагогов «Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников»
Формирование связной речи, изменение ее функций являются следствием усложняющейся деятельности малыша и зависят от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими. Функции речи складываются па...
Консультация для воспитателей: "Современные образовательные технологии для развития связной речи у дошкольников"
Связная речь - это последовательность связанных друг за другом мыслей, которые выражены точными словами, в правильно построенных предложениях....
«Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников» (Консультация для педагогов)
Применение современных образовательных технологий делает обучение интересным, занимательным, развивающим....
Консультация для молодых педагогов "Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников"
Консультация для молодых педагогов "Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников"...
Консультация для педагогов «Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников»
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Овладение родным...
Доклад "Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников в речевом развитии детей среднего и старшего дошкольного возраста"
laquo;Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников в речевом развитии детей среднего и старшего дошкольного возраста»Одним из основных показателей уровня развит...