Программа дополнительного образования технической направленности «ОЧ.УМЕЛЫЕ РУЧКИ» (стартовый уровень)
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники, физики и архитектуры. Современное конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
Оно объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа дополнительного образования технической направленности | 42.81 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
1 | Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………. | стр. 3 |
2 | Учебный план…………………………………………………………………………………………………… | стр. 9 |
3 | Содержание изучаемого курса…………………………………………………………………………………. | стр. 10 |
4 | Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы………………………………... | стр. 12 |
5 | Список литературы……………………………………………………………………………………………… | стр. 13 |
6 | Календарный учебный график…………………………………………………………………………………. | стр. 14 |
Приложение |
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности (далее – Программа) является обязательным нормативным документом, разработанным и реализуемым образовательным учреждением самостоятельно согласно п.6 статьи 12 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации». Данная программа разработана в соответствии с нормативно-правовым обеспечением дошкольного образования в Российской Федерации.
Направленность (профиль) программы. Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности. Направление деятельности – конструктивно-модельная деятельность. Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено.
Конструирование любимый детьми вид деятельности, оно не только увлекательное, но и полезное занятие, которое теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой моторики рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства.
В процессе конструирования дети учатся работать по инструкции, по схеме, учатся работать в коллективе. Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.
Основная идея конструктора «КЛИКС» - развитие восьми незаменимых форм интеллекта у детей, в том числе моделирование, логическое мышление, сенсорное развитие, любознательность, творчество, воображение, математическое, научное мышление.
Моделирование с помощью сложных геометрических форм КЛИКС, возможно, самый легкий и увлекательный способ создания объемных фигур любой сложности. Благодаря сильным магнитам внутри сторон треугольников, квадратов, многоугольников ребенок учится самостоятельно создавать сложные 3D постройки.
Конструктор «ЗОДЧИЙ» позволит развить у ребенка пространственно-логическое мышление, терпение и усидчивость, познакомит ребенка с правилами и особенностями постройки деревянных сооружений без использования гвоздей. Этот традиционный способ возведения деревянных зданий применяется и по сей день.
«ЛЕГО» конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с использованием ЛЕГО технологии является игра-ведущий вид детской деятельности. ЛЕГО позволяет учиться, играя и обучаться в игре.
Актуальность программы. Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники, физики и архитектуры. Современное конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
Оно объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
В процессе конструирования дошкольники развивают математические способности, пересчитывая детали, кнопки крепления на пластине или блоке, вычисляя необходимое количество деталей и их длину.
Конструирование развивает и речевые навыки: дети задают взрослым вопросы о различных явлениях или объектах. Это даёт также коммуникативные навыки.
При групповой деятельности дети могут не просто общаться, но и обмениваться советами о способах крепления, деталями или даже объединять свои модели для создания более масштабной конструкции.
Цель: создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста технических и интеллектуальных способностей через развитие конструктивно-модельной ориентации средствами конструкторов ЛЕГО, КЛИКС, ЗОДЧИЙ.
Достижение цели программы определяется решением следующих задач:
- развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно – техническое творчество;
- учить видеть конструкцию объекта, анализировать её основные части, их функциональное назначение;
- развивать чувство симметрии и эстетического цветового решения построек;
- развивать творческие способности и логическое мышление воспитанников;
- развивать мелкую моторику, память, внимание;
- закреплять знания детей об окружающем мире;
- совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе распределении обязанностей;
- выявить и обеспечить дальнейшее развитие одаренным, талантливым детям, обладающим нестандартным мышлением, способностями в конструктивной деятельности;
- сформировать умение работать совместно с детьми и педагогом в процессе создания коллективной постройки, умение действовать в соответствии с инструкциями педагога.
Отличительные особенности программы заключаются в изменении подхода к обучению обучающихся, а именно – внедрению в образовательный процесс новых информационных технологий, сенсорное развитие интеллекта учащихся, который реализуется в двигательных играх, побуждающих учащихся решать самые разнообразные познавательно-продуктивные, логические, эвристические и манипулятивно - конструкторские проблемы. Важно, чтобы, пройдя все этапы обучения, ребенок приобрёл новый подход к пониманию окружающего мира, создающий особенный тип мышления – исследовательский и творческий. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что работа с образовательными конструкторами ЛЕГО, КЛИКС и ЗОДЧИЙ позволяет обучающимся в форме познавательной игры узнать многие важные идеи конструирования, проектирования и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знаний - от механики до психологии, - что является вполне естественным.
Адресат программы – дети 5-6 лет. Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры н строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Объем и срок усвоения программы. Срок усвоения программы в полном объеме – 1 учебный год или 16 академических часов. Продолжительность одного академического часа – 25 минут, согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 (для детей 5-6 лет). Объем усвоения программы определяется содержанием и прогнозируемыми результатами освоения Программы.
Форма обучения – очная.
Особенность организации образовательного процесса предполагает наличие: активной помощи педагога; сотрудничества с родителями (законными представителями); беседы, показы, объяснения; игры – презентации; практические занятия с помощью педагога; выставки готовых изделий.
Режим занятий: общее количество часов в год - 16; количество часов в месяц – 2 часа; продолжительность занятий – 25 минут; периодичность занятий – 2 раза в месяц, в первую и третью неделю месяца.
Планируемые результаты:
- Сформированность устойчивого интереса к конструированию, умений работать по предложенным инструкциям;
- Сформированность умений творчески подходить к решению задачи;
- Сформированность умений излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- Сформированность умений работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
В результате обучения дети могут знать и уметь:
• основные детали констркуторов ЛЕГО, КЛИКС, ЗОДЧИЙ (назначение, особенности)
• правила безопасной работы;
• основные компоненты конструкторов;
• конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
• технологическую последовательность изготовления несложных конструкций;
• осуществлять подбор деталей ,необходимых для конструирования (по виду и цвету)
• работать с активной помощью родителей с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию);
• конструировать по образцу;
• самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;
• реализовывать творческий замысел.
Форма аттестации. Проведение конкурса на лучшую детскую постройку.
Форма отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- Наблюдение за работой детей на занятиях.
- Промежуточный мониторинг освоения дополнительной общеразвивающей программы
- Аналитический материал (аналитическая справка) промежуточного мониторинга
- Журнал посещаемости
- Организация фото выставки детских работ на сайте ДОУ.
Форма предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения итогового мониторинга; аналитическая справка; выставка фотоматериалов детских работ на сайте ДОУ; проведение конкурса на лучшую постройку «Лучшие конструкторские оч.умелые ручки»
Материально-техническое обеспечение: групповое помещение для занятий; столы и стулья по росту детей; ИКТ оборудование и интернет ресурсы; методическая литература; Деревянный строительный конструктор ЗОДЧИЙ (фирма Интелин); Конструктор ЛЕГО; Конструктор с подвижными креплениями КЛИКС (фирма Интелин).
Кадровое обеспечение: реализация Программы обеспечивается педагогом разработчиком программы старшим воспитателем МКДОУ д/с № 37 Остапенко Л.А., имеющей высшее педагогическое образование и высшую квалификационную категорию, стаж работы в ДОУ – 12 лет.
2. Учебный план
№ занятия | неделя /месяц | тема | материал | задачи | кол-во часов |
1 | 1-ая октября | «Путешествие по Лего-стране» | ЛЕГО | Расширение представлений о деталях конструктора, их цвете, форме, размере и назначении | 1 |
2 | 3-я октября | «Волшебные магнитики» | КЛИКС | Знакомство с конструктором, формирование знаний о деталях и их назначении | 1 |
3 | 1-ая ноября | «Бревнышки» | ЗОДЧЕСТВО | Знакомство с новым видом конструктора и его деталями. Формирование знаний и строительстве деревянных домов. | 1 |
4 | 3-я ноября | «Улицы города» | ЛЕГО | Формирование умений детей строительства домов разных форм. | 1 |
5 | 1-ая декабря | «Наземный транспорт» | КЛИКС | Формирование умений строительства подвижный деталей изделия | 1 |
6 | 3-я декабря | «Водонапорная башня» | ЗОДЧЕСТВО | Развивать умения детей строить высокие постройки с устойчивым основанием | 1 |
7 | 2-ая января | «Внутри дома» | ЛЕГО | Расширять представления и умения детей конструировать из деталей предметы быта | 1 |
8 | 4-ая января | «Роботы» | КЛИКС | Формирование конструктивного праксиса с опорой на фантазию ребенка | 1 |
9 | 1-ая февраля | «Конюшни» | ЗОДЧЕСТВО | Закрепление навыков строительства низких построек | 1 |
10 | 3-я февраля | «По морям, по волнам» | ЛЕГО | Формирование умений детей передавать изогнутую форму модели | 1 |
11 | 1-ая марта | «Необычные животные» | КЛИКС | Развивать фантазийные возможности детей изготавливать «живые» модели из «неживых» деталей | 1 |
12 | 3-я марта | «Теремок» | ЗОДЧЕСТВО | Закреплять умения и навыки детей строить 2-х и 3-х этажные дома с окнами, лестницей и дверями | 1 |
13 | 1-ая апреля | «Космический корабль» | ЛЕГО | Расширение конструктивного праксиса с опорой на фантазию ребенка | 1 |
14 | 3-я апреля | «Воздушный транспорт» | КЛИКС | Закрепление умений детей строительства подвижный деталей изделия | 1 |
15 | 1-ая мая | «Ферма» | ЗОДЧЕСТВО ЛЕГО | Закрепить фантазийные возможности детей соединять различные виды конструктора в единую модель | 1 |
16 | 3-я мая | «Мегаполис» | ЛЕГО КЛИКС | Закрепить фантазийные возможности детей соединять различные виды конструктора в единую модель | 1 |
3. Содержание изучаемого курса
Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).
При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности дошкольников.
Обучение по данной программе осуществляется в 4 этапа:
1. Установление взаимосвязей.
2. Конструирование.
3. Рефлексия.
4. Развитие.
Установление взаимосвязей. При установлении взаимосвязей дети как бы «накладывают» новые знания на те, которыми они уже обладают, расширяя, таким образом, свои познания.
Конструирование. Обучение в процессе практической деятельности предполагает создание моделей и практическую реализацию идей. Занятия с образовательными конструкторами знакомят детей с тремя видами конструирования:
1. Свободное, не ограниченное жесткими рамками исследование, в ходе которого дети создают различные модификации простейших моделей, что позволяет им прийти к пониманию определенной совокупности идей.
2. Исследование, проводимое под руководством воспитателя и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате которого дети строят модель, используемую для получения и обработки данных.
3. Свободное, не ограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого дети делают модели по собственным проектам.
Рефлексия. Возможность обдумать то, что они построили, помогает дошкольникам более глубоко понять идеи, с которыми они сталкиваются в процессе своей деятельности на предыдущих этапах. Размышляя, дети устанавливают связи между полученной ими новой информацией и уже знакомыми им идеями, а также предыдущим опытом. На этом этапе педагог получает прекрасные возможности для оценки достижений воспитанников.
Развитие. Процесс обучения всегда более приятен и эффективен, если есть стимулы. Поддержание такой мотивации и удовольствие, получаемое от успешно выполненной работы, естественным образом вдохновляют дошкольников на дальнейшую творческую работу.
4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Программа строится на следующих принципах обучения:
- принцип добровольности, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, самооценки ребенка, создание максимально благоприятной атмосферы для личностного развития обучаемого;
- принцип доступности обучения и посильности труда;
- принцип природосообразности: учет возрастных возможностей и задатков обучающихся при включении их в различные виды деятельности;
- принцип дифференцированности и последовательности: чередование различных видов и форм занятий, постепенное усложнение приемов работы, разумное увеличение нагрузки;
- принцип систематичности и последовательности в обучении;
- принцип «зоны ближайшего развития» для каждого ребенка, выбор индивидуального маршрута и темпа его освоения.
Методы реализации Программы:
- Наглядные (просмотр фрагментов мультипликационных и учебных фильмов, обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, дидактические игры)
- Словесные (чтение художественной литературы, загадки, пословицы, дискуссии)
- Практические (развитие конструктивного праксиса)
- Познавательные (восприятие, осмысление и запоминание воспитанниками нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов)
- Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий);
- Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов).
- Проблемный - (постановка проблемы и поиск решения, творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование)
- Игровой - (использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета)
Формы организации игр - занятий
1) Активная помощь педагога;
2) Сотрудничество с родителями (законными представителями);
3) Беседа, показ, объяснение;
4) Игра – презентация;
5) Практическое занятие с помощью педагога;
6) Выставка
5. Список литературы
1. Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду»: Программа и конспекты занятий. М: ТЦ Сфера,2013г.
2. Лиштван З.В. «Конструирование: пособие для воспитателей детского сада», М. Просвещение, 2014 г.
3. Комарова Л.Г. «Строим из LEGO» «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2015г.
4. Лусс Т.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO» – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2016 г.
5. Л.Г. Комарова «Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO)» – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2016 г.
6. Ишмакова М.С. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образ. робототехники». – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013г.
7. Михайлова З.А., Носова Е.А. «Логико-математическое развитие дошкольников», Детство-пресс, 2015г.
8. Носова Е.А. «Логика и математика для дошкольников», библиотека программы Детство, Санкт-Петербург, 2014 г.
6. Календарный учебный график
Начало учебного года 1.09.2019
Начало учебных занятий 1.10.2019
Продолжительность учебного года 38 недель
Окончание учебного года 31.05.2020
Название программы | 1 полугодие | Учебный период | Зимние праздники | 2 полугодие | Учебный период | Всего в год |
Оч.умелые ручки | 1.10.2019 – 27.12.2019 | 16 недель | 30.12.2019 – 10.01.2020 | 13.01.2020 – 31.05.2020 | 16 недель | 32 недели |
Приложение 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕСТОПЛАСТИКЕ «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
В нашем детском саду МАОУ СОШ 5 "Детский сад № 12" дети младшей группы занимаются в кружке по тестопластике "Умелые ручки". Цель этой программы - развитие творческих способностей ребенка по...
Программа дополнительной образовательной услуги. Кружок "Чудесные ручки"
В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у мн...
Программа кружка художественной направленности "Очень умелые ручки"
методическая разработка...
Программа дополнительной платной образовательной услуги «Умелые ручки» (пластилинография «Пластилиновое чудо»)
Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил...
Дополнительная общеразвивающая программа научно - познавательной направленности «Всё обо всём» (стартовый уровень) Возраст обучающихся: 5-6 лет
Программа «Всё обо всём!» (далее – Программа) разработана индивидуально для Муниципального дошкольного образовательного учреждения центра развития ребёнка - детский сад №...
Дополнительная общеразвивающая программа творчески-познавательный, информационный «Волшебный пластилин» (пластилинография) (стартовый уровень) Возраст обучающихся: 4-5 лет Срок реализации: 1 год Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 го
АктуальностьВ последнее время родители очень часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Вместе к успеху» (Студия индивидуального развития) ( стартовый уровень)
Настоящая программа «Вместе к успеху» (Студия индивидуального развития) имеет социально – гуманитарную направленность. Возраст обучающихся – 3-4 лет. Срок ...