Сценарий проведения организованной образовательной деятельности с детьми 6-7 лет "Делаем часы своими руками"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Описываемая образовательная ситуация носит художественно-эстетический характер. В ней успешно реализуется такое основное требование ФГОС ДО как изменение направления вектора образования в сторону развития личности ребёнка. А поскольку личность, как известно, развивается в деятельности, детям предлагается сразу несколько её видов: конструктивная как приоритетная, творческая (дошкольники создают часы из бросового материала), коммуникативная, речевая (все участники образовательной ситуации имеют возможность непринуждённо общаться друг с другом в ходе выполнения своей работы, обращаться к народной мудрости, запечатлённой в русских народных пословицах и т.д.), познавательная (поднимаются вопросы о значении времени в жизни человека, прошлом часов, их видах).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delaem_chasy_svoimi_rukami.docx | 24.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий проведения организованной образовательной деятельности
с детьми 6-7 лет на тему «Делаем часы своими руками».
Информационная карта образовательной ситуации | |
Тема недели | «Рукотворный мир» |
Название образовательной ситуации | «Делаем часы своими руками» |
Место проведения | Групповая комната |
Длительность | До 35 минут |
Цель | Содействовать развитию творческого мышления, воображения, инициативы дошкольников. |
Программные задачи | Развитие культуры личности: – воспитывать желание делать что-то для других людей, стремление их порадовать; – акцентировать внимание детей на том, как много предметов человек может сделать своими руками; – способствовать появлению у детей чувства удовлетворения, радости от работы, выполненной своими руками. Развитие способностей: – развивать умение детей вести активный поиск образа часов и средств его выражения, анализировать исходный материал и как основу, и как деталь будущего творческого продукта; – содействовать направлению мышления детей на изменение основы будущей поделки знакомыми дошкольникам способами: достраивание, убирание лишнего, изменение пространственного расположения частей и т.д. Формирование детского коллектива – содействовать формированию навыков коллективной работы (в парах и микрогруппах): умения договориться, обсудить замысел, распределить работу, довести начатое дело до конца. |
Форма организации образовательной деятельности | Подгрупповая – 10 чел. Интересное дело |
Приоритетный вид деятельности | Художественное конструирование (из бросового материала). |
Используемая педагогическая система | Система сотрудничества |
Подход к ребёнку и характер воспитательных и образовательных воздействий | Демократический Сотрудничество Субъектно-ориентированный |
Направление реализации культурной практики | Реализация системы творческих заданий, ориентированных на преобразование объектов. |
Используемые технологии |
|
Методы реализации культурной практики | Методы повышения эмоциональной активности (проф. С. А. Смирнов) • элементы творчества и новизны; • ситуация успеха в выполняемой деятельности. Методы повышения познавательной активности (проф. Н.Н. Поддьяков, А.Н. Клюева) • элементарный анализ (установление причинно-следственных связей); • моделирования и конструирования; • метод вопросов; • неясные знания. Методы обучения и развития творчества (проф. Н. Н. Поддьяков) • эмоциональная насыщенность окружения; • мотивирование детской деятельности; • проблемные задачи; • предположения. Методы индивидуализации развития ребёнка (к.п.н. Л.В. Свирская) • метод реагирования; • спонтанная индивидуализация; • иррадиирующее обучение. |
Оборудование и материалы | Детский план работы на неделю; оформленный в группе мини-музей часов «Воплощение времени»; папки с иллюстрациями часов, сделанных своими руками (в том числе – с пошаговой инструкцией их изготовления). 2 мольберта, магниты. Фартуки по количеству детей; материалы зоны творчества: природный, бросовый, художественный, материал для рукоделия; распечатанные циферблаты часов (различные по форме, размеру, оформлению); двусторонняя клейкая лента, клей ПВА, клей-карандаш (по количеству детей), клеевые кисточки (по количеству детей), линейки и ножницы (по количеству детей), влажные и матерчатые салфетки. Папка с дидактическим материалом «В мире мудрых пословиц», тексты пословиц о времени. Ноутбук; запись музыкального сопровождения творческой деятельности. |
Предшествующая работа | Создание мини-музея часов «Воплощение времени». Проведение на тематической неделе «Рукотворный мир» группового сбора с участием воспитателя средней группы и постановкой проблемы: уже пора учить младших дошкольников ориентироваться по часам, но найти столько ярких, красивых, необычных часов, которые действительно могли бы привлечь внимание детей 4-5 лет не представляется возможным. Внесение в детский план работы на неделю записи о намерении воспитанников группы сделать для младших товарищей часы-игрушки своими руками. Изучение вопроса о прошлом часов (детьми, проявившими интерес к этой деятельности). Обсуждение пословиц и поговорок о времени. |
Сценарий
Воспитатель: Дети, какое важное дело мы с вами запланировали на эту неделю? Помните? (Подходит к плану совместной деятельности на неделю «Рукотворный мир», составленному во время группового сбора, просматривает его, выслушивает ответы детей.)
Воспитатель: Кто приходил к нам на групповой сбор? Да. Воспитатель наших младших друзей. Что мы ей обещали? Правильно. Своими руками изготовить для детей её группы игрушки. Какие? (Смотрит на план, выслушивает воспитанников.)
Воспитатель: Вот вижу. Часы. Но какие часы? Помните? Яркие, красивые, неожиданные, такие, которых ни у кого больше нет. Ну что, будем выполнять своё обещание? Правильно, слово дал – держи, обещал – сделай. Как считаете, справимся? Часы-то должны быть необычными. А мы с вами знаем, что на протяжении многих тысяч лет люди придумывали и изготавливали разные приспособления для измерения времени. Столько уже вариантов существует. Удастся нам свой вариант часов изготовить? Я думаю, нам наш девиз в этом поможет. Давайте его проговорим.
Дети (хором): Любое дело по плечу,
С любой задачей справимся
Талантливые мы во всём,
И дружбой своей славимся.
Воспитатель: А теперь давайте обсудим, как именно мы будем выполнять своё обещание? Может быть, у вас уже есть какие-то предложения?
Воспитатель выслушивает детей, уточняет, углубляет, расширяет их знания и представления.
Воспитатель: Какие это будут часы? (Уличные, комнатные, настенные, напольные, будильники, наручные, карманные, автомобильные, шахматные, сигнальные и др.)
Дошкольники делятся с воспитателем своими задумками.
Воспитатель: Дети, а знаете, о чём я сейчас подумала: мыслим мы с вами, конечно же, верно, но боюсь, что без каких-то свежих, интересных, может быть даже смелых идей, нам с поставленной задачей ну никак не справиться. Я вот тут на днях заглянула в Интернет и нашла там интересный материал для нашего мини-музея. Думаю, он сможет очень пригодиться нам в нашем деле.
Дети рассматривают иллюстрации часов, сделанных своими руками, обсуждают увиденное, отбирают необычные, особенно интересные, изготовить которые было бы возможно даже в условиях детского сада, и размещают их на мольбертах).
Воспитатель: Дети, обратили внимание из каких материалов сделаны эти часы? Для меня это было неожиданно. Вот ведь как фантазия у людей работает. Оказывается, в нашем окружении есть много вещей, которые сообразительная голова и умелые руки могут превратить в замечательные часы. А в нашей группе есть такой материал? Из чего мы можем сделать интересные часы для малышей? Какие у них будут обязательные части? (Циферблат, стрелки.) Правильно, заготовки самых разных по форме циферблатов у нас с вами тоже имеются (демонстрирует их дошкольникам), а в остальном предлагаю положиться на свою фантазию и воображение. Дети, в главном мы с вами определились. Теперь давайте подготовим свои рабочие места и приступим к изготовлению необычных часов.
Во время конструирования дошкольники свободно обмениваются мнениями, спонтанно оказывают друг другу взаимопомощь. Воспитатель включается в деятельность наравне с воспитанниками, создаёт ситуацию успеха, поддерживает их инициативность, стремление к самостоятельности, всячески старается «разогреть» детское воображение, обсуждает появившиеся замыслы, возможные способы их реализации. Время от времени он напоминает детям правила безопасного обращения с ножницами, клеем, мелкими декоративными элементами.
Если необходимость в партнёрстве взрослого и детей отпадает, воспитатель организует собственную индивидуальную деятельность рядом с дошкольниками, комментирует шаги своей работы, поясняет действия. В различных возникающих в ходе продуктивного взаимодействия детей ситуациях он или обращается к воспитанникам с вопросом «Как в таком случае говорят?», или сам использует в речи образные слова и выражения, пословицы русского народа о труде, отношении к делу, его организации (например, «Доброе начало полдела откачало», «Глаза боятся, а руки делают», «Была бы охота – будет ладиться работа», «С охотой можно и в камень гвоздь забить», «Без труда не вытащишь рыбку из пруда», «Не ошибается тот, кто ничего не делает», «Не замочив руки, не умоешься», «Поспешишь – людей насмешишь», «Делано наспех, а сделано на смех», «Авось, да как-нибудь до добра не доведут», «Одной рукой узла не завяжешь», «Сделал дело – гуляй смело» и др.).
Воспитатель: Дети, а вы когда-нибудь задавались вопросом о том, что было бы, если бы часов вообще не существовало, и люди не имели привычки следить за временем?
Дошкольники, не отрываясь от работы, размышляют.
Воспитатель: А мы можем как-то запечатлеть мысль о ценности времени на наших часах? Как мы это сделаем?
Дошкольники продолжают размышлять.
Воспитатель: Помните, мы с вами не раз говорили о том, где живёт народная мудрость.
Возможно, одни дети вспомнят о сказках (но поместить текст сказки на часы невозможно), другие – о пословицах.
Воспитатель: А какие пословицы и поговорки о времени мы с вами знаем?
Дети вместе с воспитателем вспоминают.
(«Делу – время, потехе – час», «Всему своё время», «Время, как воробей, упустишь – не поймаешь», «Времени ни воротишь», «Время не ждёт», «Время – лучший лекарь», «Время дорогого стоит», «Кто с петухами встает, от часов не отстает», «Утро вечера мудренее», «Потерянного времени не догонишь», «Пропущенный час годом не нагонишь», «Время не дремлет, часы не стоят», «Минута час бережёт».)
Воспитатель: Все эти замечательные народные мысли в напечатанном виде мы можем найти в папке «В мире мудрых пословиц». Если у кого-то появилось такое желание, можно разместить их прямо на часах.
Дошкольники (по желанию) обращаются к названному дидактическому материалу, выбирают понравившуюся им пословицу и наклеивают её на часы.
Воспитатель: Дети, как думаете, часы всегда были именно такими, какими мы видим их сегодня: с циферблатом, стрелками… Помните, на нашем утреннем сборе в понедельник некоторые из вас запланировали разузнать всё на эту тему. Удалось найти какую-нибудь информацию?
Девчонки и мальчишки делятся друг с другом и с воспитателем своими знаниями о прошлом часов.
Воспитатель: А какие современные знаменитые часы нам известны?
Возможно, дошкольники вспомнят о московских Курантах, Биг-Бене и т.д.
Воспитатель: Есть ли в нашем городе, в нашем областном центре часы, расположенные в общественных местах, которые знают и которыми пользуются жители города и области?
Сначала дети пытаются ответить на вопрос самостоятельно, затем, при возникновении затруднений, обратившись по подсказке воспитателя к фотоматериалам патриотического уголка.
Воспитатель (за несколько минут до окончания ООД): Ну, что, друзья, есть среди вас те, чьи часы уже готовы?
Дети, закончившие работу, демонстрируют воплощение своих идей остальным, вместе с воспитателем обходят столы дошкольников, которые ещё продолжают конструировать, смотрят, что у них получается.
Воспитатель: Дети, а я вот думаю, где бы нам разместить все эти часы, пока клей и краска на них как следует не высохнут.
Дети размышляют, предлагают свои варианты.
Воспитатель: Как считаете, достойны эти поделки того, чтобы украсить, наш мини-музей, смогут они сделать его ещё интереснее?
В случае положительного ответа, воспитатель предлагает воспитанникам разместить своё творчество в заранее подготовленном для этого месте мини-музея. По мере того, как остальные дошкольники заканчивают работу, выставка пополняется новыми экспонатами.
Воспитатель: Ну, что, дети, выполнили мы данное обещание? Да, мы сделали для детей соседней группы игрушки-часы. А как вы считаете, какие из них получились неожиданными, такими, которых ни у кого больше нет. Почему? Лёгким ли оказалось это дело? А интересным? Скажите, а какие чувства вас сейчас переполняют? Довольны тем, что ваши руки сотворили, и есть чем порадовать малышей? Я тоже испытываю огромное удовлетворение. Творчество тем и ценно, что его результат приносит пользу окружающим, а самому творцу – огромное удовольствие. Воплощайте свои собственные творческие идеи, творите с друзьями, творите в семье и наш мир всегда будет для вас интересным и разнообразным.
Литература
- Свирская Л.В. Индивидуализация образования: правильный старт. М., 2011.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утверждён приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.
- Черненко Г.Т. Часы и время. С.-П. Балтийская книжная компания, 2020.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий совместной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему: "Письмо Дед Морозу и Снегурочке"
Сценарий совместной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему "Письмо Дед Морозу и Снегурочке"...
Сценарий совместной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему: "В стране чудес"
Интегрированное занятие направлено на формирование речевых и творческих способностей детей с использованием элементов театрализованной деятельности.Воспитательные задачи: Воспитывать самостоятельность...
Сценарий совместной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Волшебный сундучок»
Творческий отчет Сценарий совместной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Волшебный сундучок»...
Сценарий проведения организованной образовательной деятельности по ПДД, занятие-игра на тему "Примерный пассажир"
Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Поэтому так важно знакомить детей с профессиями, рассказывать о тех качествах характера,...
КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов на тему: «Организация и проведение организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Дошкольная дидактика исходит из положения о том, что полноценное развитие ребенка должно осуществляться в интересной, значимой для него деятельности. Поэтому педагогу, конструирующему образовательный ...
Конспект проведения организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему"Юные исследователи"
Методическая разработка ООД с детьми старшего дошкольного возраста по экспериментальной деятельности....
Методические рекомендации по проведению организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «День Эколят»
Методические рекомендации разработаны для педагогов, которые будут осуществлять проведение занятия «День Эколят». Они призваны оказать методическую помощь в реализации проведения интеракти...