Сценарий проведения организованной образовательной деятельности с детьми 6-7 лет "Делаем часы своими руками"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Надежда Анатольевна Прохорова

Описываемая образовательная ситуация носит художественно-эстетический характер. В ней успешно реализуется такое основное требование ФГОС ДО как изменение направления вектора образования в сторону развития личности ребёнка. А поскольку личность, как известно, развивается в деятельности, детям предлагается сразу несколько её видов: конструктивная как приоритетная, творческая (дошкольники создают часы из бросового материала), коммуникативная, речевая (все участники образовательной ситуации имеют возможность непринуждённо общаться друг с другом в ходе выполнения своей работы, обращаться к народной мудрости, запечатлённой в русских народных пословицах и т.д.), познавательная (поднимаются вопросы о значении времени в жизни человека, прошлом часов, их видах).  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delaem_chasy_svoimi_rukami.docx24.76 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий проведения организованной образовательной деятельности

с детьми 6-7 лет на тему «Делаем часы своими руками».

Информационная карта образовательной ситуации

Тема недели

«Рукотворный мир»

Название образовательной  ситуации

«Делаем часы своими руками»

Место проведения

Групповая комната

Длительность

До 35 минут

Цель

Содействовать развитию творческого мышления, воображения, инициативы дошкольников.  

Программные задачи

Развитие культуры личности:

– воспитывать желание делать что-то для других людей, стремление их порадовать;

– акцентировать внимание детей на том, как много предметов человек может сделать своими руками;

– способствовать появлению у детей чувства удовлетворения, радости от работы, выполненной своими руками.

Развитие способностей:

– развивать умение детей вести активный поиск образа часов и средств его выражения, анализировать исходный материал и как основу, и как деталь будущего творческого продукта;

– содействовать направлению мышления детей на изменение основы будущей поделки знакомыми дошкольникам способами: достраивание, убирание лишнего, изменение пространственного расположения частей и т.д.

Формирование детского коллектива

– содействовать формированию навыков коллективной работы (в парах и микрогруппах): умения договориться, обсудить замысел, распределить работу, довести начатое дело до конца.

Форма организации образовательной деятельности

Подгрупповая – 10 чел.  Интересное дело

Приоритетный вид деятельности

Художественное конструирование (из бросового материала).

Используемая педагогическая система

Система сотрудничества

Подход к ребёнку и характер воспитательных и образовательных воздействий

Демократический

Сотрудничество

Субъектно-ориентированный

Направление реализации культурной практики

Реализация системы творческих заданий, ориентированных  на преобразование объектов.

Используемые технологии

  • образовательная технология «Ситуация»;
  • технология «Мастерская»;
  • технологии информационного обучения;
  • технологии опережающего (развивающего) обучения;
  • здоровьесберегающие технологии.

Методы реализации культурной практики

Методы повышения эмоциональной активности (проф. С. А. Смирнов)

•  элементы творчества и новизны;

•  ситуация успеха в выполняемой деятельности.

Методы повышения познавательной активности (проф. Н.Н. Поддьяков,  А.Н. Клюева)

•  элементарный анализ (установление причинно-следственных связей);

•  моделирования и конструирования;

•  метод вопросов;

•  неясные знания.

Методы обучения и развития творчества

(проф. Н. Н. Поддьяков)

•  эмоциональная насыщенность окружения;

•  мотивирование детской деятельности;

•  проблемные задачи;

•  предположения.

Методы индивидуализации развития ребёнка

   (к.п.н. Л.В. Свирская)

•  метод реагирования;

•  спонтанная индивидуализация;

•  иррадиирующее обучение.

Оборудование и материалы

Детский план работы на неделю; оформленный в группе мини-музей часов «Воплощение времени»; папки с иллюстрациями часов, сделанных своими руками (в том числе – с пошаговой инструкцией их изготовления). 2 мольберта, магниты. Фартуки по количеству детей; материалы зоны творчества: природный, бросовый, художественный, материал для рукоделия; распечатанные циферблаты часов (различные по форме, размеру, оформлению); двусторонняя клейкая лента, клей ПВА, клей-карандаш (по количеству детей), клеевые кисточки (по количеству детей), линейки и ножницы (по количеству детей), влажные и матерчатые салфетки. Папка с дидактическим материалом «В мире мудрых пословиц», тексты пословиц о времени. Ноутбук; запись музыкального сопровождения творческой деятельности.  

Предшествующая работа

Создание мини-музея часов «Воплощение времени». Проведение на тематической неделе «Рукотворный мир» группового сбора с участием воспитателя средней группы и постановкой проблемы: уже пора учить младших дошкольников ориентироваться по часам, но найти столько ярких, красивых, необычных часов, которые действительно могли бы привлечь внимание детей 4-5 лет не представляется возможным. Внесение в детский план работы на неделю записи о намерении воспитанников группы сделать для младших товарищей часы-игрушки своими руками. Изучение вопроса о прошлом часов (детьми, проявившими интерес к этой деятельности). Обсуждение пословиц и поговорок о времени.

Сценарий

Воспитатель: Дети, какое важное дело мы с вами запланировали на эту неделю? Помните? (Подходит к плану совместной деятельности на неделю «Рукотворный мир», составленному во время группового сбора, просматривает его, выслушивает ответы детей.)

Воспитатель: Кто приходил к нам на групповой сбор? Да. Воспитатель наших младших друзей. Что мы ей обещали? Правильно. Своими руками изготовить для детей её группы игрушки. Какие? (Смотрит на план, выслушивает воспитанников.)

Воспитатель: Вот вижу. Часы. Но какие часы? Помните? Яркие, красивые, неожиданные, такие, которых ни у кого больше нет. Ну что, будем выполнять своё обещание? Правильно, слово дал – держи, обещал – сделай. Как считаете, справимся? Часы-то должны быть необычными. А мы с вами знаем, что на протяжении многих тысяч лет люди придумывали и изготавливали разные приспособления для измерения времени. Столько уже вариантов существует. Удастся нам свой вариант часов изготовить? Я думаю, нам наш девиз в этом поможет. Давайте его проговорим.

Дети (хором):  Любое дело по плечу,

С любой задачей справимся

Талантливые мы во всём,

И дружбой своей славимся.  

Воспитатель: А теперь давайте обсудим, как именно мы будем выполнять своё обещание? Может быть, у вас уже есть какие-то предложения?

Воспитатель выслушивает детей, уточняет, углубляет, расширяет их знания и представления.

Воспитатель: Какие это будут часы? (Уличные, комнатные, настенные, напольные, будильники, наручные, карманные, автомобильные, шахматные, сигнальные и др.) 

Дошкольники делятся с воспитателем своими задумками.

Воспитатель: Дети, а знаете, о чём я сейчас подумала: мыслим мы с вами, конечно же, верно, но боюсь, что без каких-то свежих, интересных, может быть даже смелых идей, нам с поставленной задачей ну никак не справиться. Я вот тут на днях заглянула в Интернет и нашла там интересный материал для нашего мини-музея. Думаю, он сможет очень пригодиться нам в нашем деле.

Дети рассматривают иллюстрации часов, сделанных своими руками, обсуждают увиденное, отбирают необычные, особенно интересные, изготовить которые было бы возможно даже в условиях детского сада, и размещают их на мольбертах).

Воспитатель: Дети, обратили внимание из каких материалов сделаны эти часы? Для меня это было неожиданно. Вот ведь как фантазия у людей работает. Оказывается, в нашем окружении есть много вещей, которые сообразительная голова и умелые руки могут превратить в замечательные часы. А в нашей группе есть такой материал? Из чего мы можем сделать интересные часы для малышей? Какие у них будут обязательные части? (Циферблат, стрелки.) Правильно, заготовки самых разных по форме циферблатов у нас с вами тоже имеются (демонстрирует их дошкольникам), а в остальном предлагаю положиться на свою фантазию и воображение. Дети, в главном мы с вами определились. Теперь давайте подготовим свои рабочие места и приступим к изготовлению необычных часов.

Во время конструирования дошкольники свободно обмениваются мнениями, спонтанно оказывают друг другу взаимопомощь. Воспитатель включается в деятельность наравне с воспитанниками, создаёт ситуацию успеха, поддерживает их инициативность, стремление к самостоятельности, всячески старается «разогреть» детское воображение, обсуждает появившиеся замыслы, возможные способы их реализации. Время от времени он напоминает детям правила безопасного обращения с ножницами, клеем, мелкими декоративными элементами.

Если необходимость в партнёрстве взрослого и детей отпадает, воспитатель организует собственную индивидуальную деятельность рядом с дошкольниками, комментирует шаги своей работы, поясняет действия. В различных возникающих в ходе продуктивного взаимодействия детей ситуациях он или обращается к воспитанникам с вопросом «Как в таком случае говорят?», или сам использует в речи образные слова и выражения, пословицы русского народа о труде, отношении к делу, его организации (например, «Доброе начало полдела откачало», «Глаза боятся, а руки делают», «Была бы охота – будет ладиться работа», «С охотой можно и в камень гвоздь забить», «Без труда не вытащишь рыбку из пруда», «Не ошибается тот, кто ничего не делает», «Не замочив руки, не умоешься», «Поспешишь – людей насмешишь», «Делано наспех, а сделано на смех», «Авось, да как-нибудь до добра не доведут», «Одной рукой узла не завяжешь», «Сделал дело – гуляй смело» и др.).

Воспитатель: Дети, а вы когда-нибудь задавались вопросом о том, что было бы, если бы часов вообще не существовало, и люди не имели привычки следить за временем?

Дошкольники, не отрываясь от работы, размышляют.

Воспитатель: А мы можем как-то запечатлеть мысль о ценности времени на наших часах? Как мы это сделаем?  

Дошкольники продолжают размышлять.

Воспитатель: Помните, мы с вами не раз говорили о том, где живёт народная мудрость.

Возможно, одни дети вспомнят о сказках (но поместить текст сказки на часы невозможно), другие – о пословицах.

Воспитатель: А какие пословицы и поговорки о времени мы с вами знаем?

Дети вместе с воспитателем вспоминают.

(«Делу – время, потехе – час», «Всему своё время», «Время, как воробей, упустишь – не поймаешь», «Времени ни воротишь», «Время не ждёт», «Время – лучший лекарь», «Время дорогого стоит», «Кто с петухами встает, от часов не отстает», «Утро вечера мудренее», «Потерянного времени не догонишь», «Пропущенный час годом не нагонишь», «Время не дремлет, часы не стоят», «Минута час бережёт».)

Воспитатель: Все эти замечательные народные мысли в напечатанном виде мы можем найти в папке «В мире мудрых пословиц». Если у кого-то появилось такое желание, можно разместить их прямо на часах.

Дошкольники (по желанию) обращаются к названному дидактическому материалу, выбирают понравившуюся им пословицу и наклеивают её на часы.

Воспитатель: Дети, как думаете, часы всегда были именно такими, какими мы видим их сегодня: с циферблатом, стрелками… Помните, на нашем утреннем сборе в понедельник некоторые из вас запланировали разузнать всё на эту тему. Удалось найти какую-нибудь информацию?

Девчонки и мальчишки делятся друг с другом и с воспитателем своими знаниями о прошлом часов.

Воспитатель: А какие современные знаменитые часы нам известны?

Возможно, дошкольники вспомнят о московских Курантах, Биг-Бене и т.д.

Воспитатель: Есть ли в нашем городе, в нашем областном центре часы, расположенные в общественных местах, которые знают и которыми пользуются жители города и области?

Сначала дети пытаются ответить на вопрос самостоятельно, затем, при возникновении затруднений, обратившись по подсказке воспитателя к фотоматериалам патриотического уголка.

Воспитатель (за несколько минут до окончания ООД): Ну, что, друзья, есть среди вас те, чьи часы уже готовы?

Дети, закончившие работу, демонстрируют воплощение своих идей остальным, вместе с воспитателем обходят столы дошкольников, которые ещё продолжают конструировать, смотрят, что у них получается.

Воспитатель: Дети, а я вот думаю, где бы нам разместить все эти часы, пока клей и краска на них как следует не высохнут.

Дети размышляют, предлагают свои варианты.

Воспитатель: Как считаете, достойны эти поделки того, чтобы украсить, наш мини-музей, смогут они сделать его ещё интереснее?

В случае положительного ответа, воспитатель предлагает воспитанникам разместить своё творчество в заранее подготовленном для этого месте мини-музея. По мере того, как остальные дошкольники заканчивают работу, выставка пополняется новыми экспонатами.

Воспитатель: Ну, что, дети, выполнили мы данное обещание?  Да, мы сделали для детей соседней группы игрушки-часы. А как вы считаете, какие из них получились неожиданными, такими, которых ни у кого больше нет. Почему? Лёгким ли оказалось это дело? А интересным? Скажите, а какие чувства вас сейчас переполняют? Довольны тем, что ваши руки сотворили, и есть чем порадовать малышей? Я тоже испытываю огромное удовлетворение. Творчество тем и ценно, что его результат приносит пользу окружающим, а самому творцу – огромное удовольствие. Воплощайте свои собственные творческие идеи, творите с друзьями, творите в семье и наш мир всегда будет для вас интересным и разнообразным.

Литература

  1. Свирская Л.В. Индивидуализация образования: правильный старт. М., 2011.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утверждён приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.
  3. Черненко Г.Т. Часы и время. С.-П. Балтийская книжная компания, 2020.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему: "Письмо Дед Морозу и Снегурочке"

Сценарий совместной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему "Письмо Дед Морозу и Снегурочке"...

Сценарий совместной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему: "В стране чудес"

Интегрированное занятие направлено на формирование речевых и творческих способностей детей с использованием элементов театрализованной деятельности.Воспитательные задачи: Воспитывать самостоятельность...

Сценарий совместной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Волшебный сундучок»

Творческий отчет  Сценарий совместной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Волшебный сундучок»...

Сценарий проведения организованной образовательной деятельности по ПДД, занятие-игра на тему "Примерный пассажир"

Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Поэтому так важно знакомить детей с профессиями, рассказывать о тех качествах характера,...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов на тему: «Организация и проведение организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Дошкольная дидактика исходит из положения о том, что полноценное развитие ребенка должно осуществляться в интересной, значимой для него деятельности. Поэтому педагогу, конструирующему образовательный ...

Конспект проведения организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему"Юные исследователи"

Методическая разработка ООД с детьми старшего  дошкольного возраста по экспериментальной деятельности....

Методические рекомендации по проведению организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «День Эколят»

Методические рекомендации разработаны для педагогов, которые будут осуществлять проведение занятия «День Эколят». Они призваны оказать методическую помощь в реализации проведения интеракти...