проект «Народные промыслы России "Дымковскик барышни, лихие мужички»
проект по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,
пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина.
В. А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nazvanie_proekta.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,
пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина.
В. А. Сухомлинский
Название проекта «Народные промыслы России»
Тип проекта: познавательно-практический
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта: краткосрочный
Цель проекта: Создание условий для формирования представлений детей о культуре и творчестве русского народа и изучения традиционных народных промыслов России.
Задачи:
- Познакомить детей с народными промыслами;
- Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;
- Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;
- Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;
- Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
- Развивать навыки художественного творчества детей.
Совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму;
Родителям:
- приобщать родителей к совместной деятельности с детьми и педагогами.
- повышать активность и интерес родителей к изучению и приобщению к русской национальной культуре.
Актуальность:
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Через знакомство с народным творчеством, которое несет в себе национальные традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа, с тем, чем народ живет в прошлом и настоящем. Народное декоративно-прикладное искусство развивает образное мышление ребенка, фантазию, влияет на творческий процесс. Связанное с декоративным творчеством художественное слово только усиливает процесс формирования нравственно-патриотических чувств подрастающего поколения.
Современное искусство традиционных народных промыслов, всегда наполненное светлыми, жизнеутверждающими образами, понятно и близко всем.
В детском саду, начиная с младшей группы, происходит приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, вкладышам, каталкам и т.д.), знакомство с народными играми, хороводами, потешками. От возраста к возрасту усложняются задачи изучения народного творчества. Познавая Родину в разных её проявлениях, ребёнок учится быть гражданином и развивает в себе природные таланты и дарования, эстетический вкус, то есть мы формируем гармонически развитую личность.
Предполагаемый результат:
- Закрепление знаний и представлений детей о декоративно – прикладном искусстве;
- Развитие познавательных способностей;
- Развитие творческого воображения, творческого мышления;
- Развитие умения детей ориентироваться в различных видах росписи;
- Развитие умения составлять узоры по мотивам народных росписей.
-Дети будут знать, чем отличаются различные виды росписи (гжель, хохлома, городецкая и др.);
Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный
- Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки с элементами художественной росписи);
- Подготовка материала по ознакомлению детей с народными промыслами;
- Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
- Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.
2 этап – практический
Известно, что беседа- это эффективный метод обучения и умственного воспитания. Мы говорили с детьми о возникновении Филимоновской и Дымковской игрушках, об особенностях росписи Золотой хохломы и Голубой гжели, о народной, всеми любимой матрешке и городецкой росписи. Во время беседы мы использовали наглядные пособия и произведения народного фольклора, стихов и загадок по теме беседы.
Прослушивание песни «Ложки деревенские» З. Я. Роот
Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи)
Чтение стихотворения Е. А. Никонова «Узоры гжели»; М. Г. Смирнова «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись» «Гжель», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома»; М. Г. Смирнова «Дымка»
Во время организованной образовательной деятельности дети закрепили знания, полученные в беседах и некоторые навыки и приёмы, используеме народными мастерами в создании своих игрушек и предметов быта. Всем нравятся живые, праздничные, пышные по оформлению и росписи куклы, козлы, кони, петухи с расписными хвостами в различных техниках изобразительной деятельности.
Рисование «Филимоновские игрушки»
Рисование «Дымковские барышни, лихие мужички»
Пластилинография «Золотая Хохлома»
Рисование «Роспись – Морозные узоры Гжели»
Лепка «Веселые матрешки»
Рисование «Роспись досок. Городецкая роспись»
Конструирование и ручной труд «Дымковская ярмарка
Игры - своеобразная школа ребёнка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения. Играя, ребенок переживает огромную радость, а в радости развитие ребенка идет более успешно. Такую радость доставляют народные игры, игры в которых используется детский фольклор. Мы то же включили в наш проект народные подвижные игры «Воротца», «Горелки»; дидактические игры « Узнай узор», «Продолжи роспись», «Русские узоры», «Назови правильно», «Составь узор»; Хороводная игра «Цветочек аленький»; Игры – лото и пазлы «Народные промыслы».
Современный ребёнок – дитя 21 века, века высоких компьютерных технологий. Само время требует изменений методических подходов к развитию познавательных способностей детей. Не менее эффективный метод обучения детей – использование ИКТ в презентациях «Что такое народное декоративно-прикладное искусство», «Филимоновские игрушки», «Гжель», «Городецкая роспись».
Обязательная и очень важная составляющая нашей работы – это работа с родителями. Издавна семья считалась хранителем культурных и нравственных ценностей, которые передавались из поколения в поколение. Но, к сожалению, далеко не все родители знают виды народных промыслов, их названия и декоративные элементы. Для родителей мы подготовили консультации и папки-передвижки по темам « Как познакомить детей с хохломской росписью», «Народные промыслы», «Русская народная игрушка».
В ходе реализации нашего проекта мы использовали приемы:
- Наглядные (рассматривание иллюстраций, образцов; прием показа способов изображения, рассматривание книг, народных игрушек, предметов художественных промыслов, альбомов с изображением хохломской, городецкой и дымковской росписей.);
- Словесные (беседы, чтение художественных произведений, загадки);
- Практические (рисование, лепка, игры);
- Игровые (дидактические игры, подвижные игры, инсценировки, игры с народными игрушками)
3 этап – итоговый
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве народных мастеров. Использование различных форм работы по ознакомлению с русским народным творчеством позволило повысить уровень творческих способностей . Появился более устойчивый интерес к творчеству, к русской культуре через знакомство с потешками, русскими народными сказками. Дети стали обыгрывать потешки, народные игрушки и предметы промыслов, выделять яркость, красочность предметов народных промыслов, разнообразие элементов росписи. С интересом слушают русские народные сказки, песенки, прибаутки, играют в народные игры.
Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка. Родители стали больше интересоваться жизнью детей в группе, проявлять инициативу, пополнять развивающую среду.
Итогом проекта стала выставка творческих работ «Дымковская ярмарка».
Список литературы
1. Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию [Текст] / Л. В. Коломийченко, Г. И. Чугаева, Л. И. Югова. - Москва : ТЦ Сфера, 2015. - 313 с.
2. Косарева, В. Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3–7 лет. – Волгоград: Учитель, 2012.
3. КолдинаД. Н. Рисование с детьми 6-7 лет [Текст] : конспекты занятий / Д. Н. Колдина. - Москва : Мозаика-Синтез, 2012. – 106.
4. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект : "Народные промыслы России"
Тип проекта: информационно - творческий;Продолжительность проекта: среднесрочный;Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.Актуальность проекта: обусловлена боль...
ПРОЕКТ « НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»
ПРОЕКТ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ « НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»...
Проект «Народные промыслы Нижегородского края»
Цель проекта: Познакомить детей с народными промыслами родного края Задачи проекта: Дать детям первоначальные представления о народных промыслах родного края, приобщать их к родной культуре. Позн...
Проект "Народные промыслы,как средства расширения представлений о народной культуре"
Актуальность проекта: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа &nd...
Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...
Проект Народные промыслы и народные обычаи и традиции" в подготовительной группе
В данном проекте размещены материалы по русскому народному творчеству:как жили в старину русские люди ,чем пользовались в быту,(орудия труда,быт,музыкальные инструменты,творчество и многое другое),как...
Проект «Народные промыслы России "Дымковские барышни, лихие мужички»
Название проекта «Народные промыслы России»Тип проекта: познавательно-практическийУчастники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.Сроки реализации ...