LEGO - конструирование как средство развития инженерного мышления воспитанников старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Елена Юрьевна Евдокимова

В современной практической педагогике накоплен немалый опыт по развитию творческого мышления при помощи разных видов детской деятельности. Одной из эффективных, по мнению многих специалистов, является конструирование. Лего-конструирование специалисты относят к особому виду детской деятельности, к базовому виду творческой деятельности, в ходе которой у дошкольников развиваются все основные мыслительные процессы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lego-konstruirovanie_v_detskom_sadu.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

LEGO - КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вопросы подготовки инженерных кадров обсуждаются в последнее время на самом высоком правительственном  уровне, являются предметом особого внимания первых лиц государства.  Актуальность данного вопроса обусловлена и реализацией комплексной государственной программы «Уральская инженерная школа» одобренной Губернатором Свердловской области Е.В. Куйвашевым, где отмечено, что на данный момент в промышленном секторе Свердловской области имеется дефицит квалифицированных инженерных кадров и решение данной проблемы  возможно при конструктивном сотрудничестве образовательных организаций всех уровней [2].

Одна из ключевых идей Программы – это подготовка будущих инженеров не в высших учебных заведениях, а значительно раньше - в школьном и даже дошкольном возрасте [2]. Ведь дошкольное образование - первое звено образовательной цепи, на котором закладывается фундамент будущей личности. Именно в этом возрасте у детей особенно выражен интерес к познанию мира, к техническому творчеству, что является благоприятной почвой для формирования инженерного мышления воспитанников, воспитания   творческой личности.

  Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребенка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми.

Психолого-педагогические исследования (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.

В  результате анализа и отбора  инновационных технологий остановили свой выбор на   внедрении в образовательную деятельность технологий LEGO -конструирования  и робототехники, так как конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры, а инженерное мышление дошкольников формируется на основе научно-технической деятельности.   LEGO - конструирование больше, чем другие виды деятельности, способствует развитию коснструкторских и технических способностей детей, объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, воображение и навыки общения, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе [1].

LEGO - это не просто интересная игрушка, это прекрасный инструмент, способствующий обогащению внутреннего мира ребёнка, раскрытию его личностных особенностей, проявлению творческого потенциала и реализации возможностей. 

В дошкольной организации создали комфортную, благоприятную, безопасную обстановку для  работы с разнообразной коллекцией конструкторов  LEGO (тематические наборы и программируемые робототехнические комплекты). Первое ознакомление детей с наборами LEGO Education  было  направлено на свободное экспериментирование с деталями конструкторов. Сначала знакомили с названиями деталей  LEGO , вариантами кладок, техникой постройки столбов, стен, лестниц, крыш, лего-человечков.

На следующем этапе учили воспитанников выделять основные части объекта, подбирать и комбинировать цвета, дополнять и изменять конструкцию деталями, делать конструкцию устойчивой, придумывать и собирать объект по представлению, рассказывать о своих действиях. Предлагали детям строить разные дома (многоэтажный, одноподъездный, многоподъездный, разноэтажный, с разными вариантами крыши),  закрепляли варианты кладки «кирпичная», кладки «крыша», создавать  коллективные постройки («Город будущего», «Парк аттракционов»).

Затем перешли к конструированию представителей животного мира (птица, слон, черепаха, олень, жираф), выделяя части строения животного (голова, ноги, туловище, шея, уши и т.п.).  Знакомили с новой техникой крепления деталей «пирамида».

В дальнейшем конструировали фигуру человека (дед мороз и снегурочка) с выделением основных частей (голова, туловище, шея, руки, ноги, коса); деревья (лиственные и хвойные), с выделением основных частей (ствол, крона, ветки, листья, корни), транспорт (машина, самолет, вертолет, простые модели кораблей, строительная техника - кран) с выделением основных деталей (кабина водителя, салон, колеса, кабина пилота, пассажирский или грузовой салон, шасси, крылья, колено, стрела крана) и фантастические объекты (космолет, робот).  

Выполняя постройку, дети создавали объемное изображение, которое способствовало лучшему запоминанию образа объекта, упражнялись в счёте, определяя количество используемых деталей, делили целое на части, осваивали инженерные навыки при строительстве конструкций, учитывая их устойчивость, баланс, вес и размер, устанавливали причинно-следственные связи.

Созданные постройки воспитанники использовали  в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия были обусловлены сюжетом того или иного литературного произведения, сказки. Предлагали пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу, чем предоставили возможность ребенку лучше осознать сюжет,  и сделать пересказ более развёрнутым и логичным.

 Развивая речетворчество детей при помощи LEGO, предлагали им придумать рассказ о том, что это за постройка, из чего она построена, кто в ней будет жить и т.д Воспитанники охотнее придумывали разные истории о животном или растении, которые сделали сами. 

С целью выявления навыков работы с лего-конструктором, предлагали  конструирование по замыслу.

Используя в образовательной деятельности LEGO – конструирование, обеспечили детям возможность постоянно находиться  в ситуации выбора. Они сами  выбирали тему, способы постройки, сюжет для обыгрывания, способ фиксации результата своей деятельности. В процессе работы могли поменять замысел, использовать детали из другого набора LEGO Education. Но самое главное несли ответственность за полученный результат.

Как показали наблюдения, лего-конструирование – излюбленное занятие  детей, поэтому результатом ряда тематических недель стало  коллективное  LEGO – творчество.  С целью   демонстрации   творческого потенциала, индивидуальных интересов и способностей   малышей провели научно-практическую конференция для воспитанников и их родителей «Инженеры будущего». Вниманию зрителей были представлены робот для облегчения бытового труда, «умный светофор», забавные механизмы.

Такой подход к организации образовательной деятельности с конструкторами LEGO Education способствовал получению следующих результатов:

- обеспечена интеграция различных видов детской деятельности,

- 75% воспитанников создают  постройки любой конструкции, не ограничивая свою фантазию, начинают мыслить не стандартно, воплощать любые идеи,

- у воспитанников сформированы представления  о деталях  LEGO - конструктора, способах их соединений,  об устойчивости моделей,

- 95% детей умеют планировать будущую работу,  конструировать с опорой на схему, излагают мысли в четкой логической последовательности, отстаивают свою точку зрения и способны доводить начатое дело до конца.

- у воспитанников повысился интерес к конструированию, работе в коллективе, совместному решению конструкторских задач.

        Игры с LEGO – конструктором – это своеобразная тренировка навыков будущих конструкторов и инженеров, которые так необходимы нашей стране. И наша задача поддержать талантливых детей, помочь реализовать им свой потенциал.

Список использованных источников и литературы:

  1. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. - ИПЦ «Маска».- 2013.-100 с.
  2. Концепция комплексной государственной программы «Инженерная школа Урала» на 2015 – 2020 годы
  3. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2002- 192 с.
  4. Петрова И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 112-115.
  5. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду: пособие для педагогов / Е.В. Фешина.-М.: Сфера, 2011.-128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие инженерного мышления детей старшего дошкольного возраста посредством конструктивной деятельности

Материал содержит план работы и теоретическое обоснование темы по самообразованию "Развитие инженерного мышления  детей старшего дошкольного возраста посредством конструктивной деятельности...

Конструирование как вид деятельности по развитию инженерного мышления детей старшего дошкольного возраста

Жизнь наших детей протекает в быстро меняющемся мире, постоянно возрастает техническая сложность средств производства, что требует особого внимания к профессиональным интеллектуальным качествам специа...

Каркасное конструирование как метод развития инженерного мышления у детей дошкольного возраста

В статье отображены виды конструирования от простого к сложному. Рассказано кратко  об усовершенствовании каркасного конструирования, о его пользе и значении в развитии математических способносте...

Выступление воспитателя приюта из опыта работы кружка "Легоконструирование"" с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) на тему: "LEGO- конструирование как средство развития познавательно-исследовательских способностей детей дошкольного возраста"

Выступление воспитателя приюта из опыта работы кружка "Легоконструирование" с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) на тему: "LEGO- конструирование как средство развития познавательно-и...

Консультация: "LEGO-конструирование как средство развития инженерного мышления у дошкольников".

Лего- конструирование для дошкольников способствует техническому творчеству, представляет возможность творческой самореализации посредством овладения....

«Конструирование как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»

Предпосылки к учебной деятельности и элементы готовности к школьному обучению предполагают, что ребенок способен анализировать, выделять существенное, сравнивать, обобщать....