Методическая разработка " В стране Лего"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Мишина Людмила Петровна

Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального  и творческого развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx59.11 КБ

Предварительный просмотр:

                Методическая разработка «В стране Лего»

Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств, в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника.

Такими играми нового типа являются Лего-конструкторы, которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора. Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и т.п. и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

Постепенное возрастание трудности задач в конструировании позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке.

Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, т.е. заниматься творческой деятельностью. Так, моделирование из Лего-конструкторов позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умением в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь; объединяться в игре в пары, микро-группы.

. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.

LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности..

Лего-конструирование является прекрасной средой для детского творчества. Работа с конструктором близка и понятна любому ребёнку, так как в своей повседневной деятельности он постоянно сравнивает, сопоставляет различные предметы и явления.

Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельного подхода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. А педагог подводит детей к этим “открытиям”, организуя и направляя их поисковые действия.

Задачи:

Обучающие:

  • закреплять понятия о плоских и объемных геометрических фигурах;
  • способствовать приобретению навыков самостоятельной творческой конструкторской и проектно-исследовательской деятельности;
  • учить сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, находить отличия и общие черты в конструкциях;
  • учить создавать различные конструкции по рисунку, схеме, плану;
  • обучение детей основам художественного осмысления образов знакомых предметов, формирование умений выполнять задания по художественному воспроизведению образа и выстраивать последовательность их выполнения.

Развивающие:

  • стимулировать детей к экспериментальной деятельности, принимать участие в конкурсах, в соревнованиях;
  • развитие моторных способностей через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на психофизиологические функции ребенка;
  • развитие у детей памяти, внимания, пространственного воображения;
  • обучение детей основам художественного осмысления образов знакомых предметов, формирование умений выполнять задания по художественному воспроизведению образа и выстраивать последовательность их выполнения.

Воспитательные:

  • организовывать коллективные формы работы, чтобы содействовать развитию навыков коллективной работы;
  • воспитание бережного отношения к родной природе, своим работам и к работам других детей;
  • воспитание у детей чувства коллективизма, доброго отношения друг к другу.

Темы для конструирования подобраны таким образом, чтобы, кроме решения конкретных конструкторских задач, также была возможность расширять кругозор ребенка в самых разных областях. Особенностью программы является также предоставление детям возможности выбирать самостоятельно тот или иной конкретный объект конструирования в рамках схемы.

  • из наиболее важных принципов занятий – связь обучения с жизнью. Это значит, что вся творческая деятельность должна опираться на впечатления, полученные ребенком от действительности. Поэтому тематика занятий очень тесно привязана к событиям и явлениям календарного года, что создает у детей комплексное понятие о природе родного края, достижениях культуры, техники, человеческих взаимоотношениях. Детям дошкольного возраста очень интересно наблюдать за природой, открывать для себя смену времен года, все изменения в жизни людей, природы в разные периоды. Ведь в мире, который нас окружает, ни на минуту не замирает жизнь, каждый в нем круглый год занят своим делом. Поэтому основное тематическое деление составлено с учетом смены времен года в течение учебного года.

Таким образом, занимаясь в течение года, ребенок проживает в творчестве и познании очень большую область знаний, наблюдений, открытий. В теме каждого занятия, кроме теоретических и практических знаний по конструированию, присутствует познавательная информация по ознакомлению с окружающим миром, по экологии, по народным традициям.

Особенности возрастной группы

Возраст детей– 4-5лет;

Формы и режим занятий

Основная форма занятий – групповая. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 минут, включают в себя: динамическую разминку, основную часть занятия, включающую и теоретическую часть, и практическую работу, игру с постройками по теме занятия, динамическую игру по подведению итогов занятия. Всего 36 занятий в год.

Планируемые результаты.

 В результате дошкольник должен знать:

  • названия деталей конструктора, различать их;
  • варианты способов крепления Лего-элементов.

Кроме этого дошкольник должен уметь:

  • конструировать по условиям, заданным педагогом;
  • конструировать по образцу, заданной схеме;
  • конструировать по замыслу;
  • творчески реализовывать собственные замыслы;
  • работать в паре, в коллективе.

Для выявления уровня освоения детьми учебного материала в середине и в конце учебного года предлагается творческая коллективная работа.

Перспективный план совместной образовательной деятельности

Первое полугодие:

  • Расширять и обогащать практический опыт детей в процессе конструирования
  • Использовать специальные способы и приёмы с помощью наглядных моделей и схем
  • Учить определять изображённый на схеме предмет, указывать его функцию
  • Формировать представление, что схема несёт информацию не только о том, какой предмет на ней изображён, но и какой материал необходим для создания конструкции по схеме, а также о способе пространственного расположения деталей и их соединения
  • Учить сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия
  • Формировать умение строить по схеме
  • Учить сооружать постройки с перекрытиями. Делать постройку прочной, точно соединять детали между собой, конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать её общее описание
  • Развивать творческую инициативу и самостоятельность

Второе полугодие:

  • Закреплять умение анализировать конструктивную и графические модели
  • Учить сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек, для которых она предназначается
  • Правильно называть детали лего-конструктора
  • Продолжать закреплять умение соотносить реальную конструкцию со схемой
  • Учить заранее обдумывать назначение будущей постройки, намечать цели деятельности
  • Сравнивать полученную постройку с задуманной
  • Развивать способность к контролю за качеством и результатом работы

Примерное распределение занятий на год:

  • Конструирование по образцу и преобразование образца по условиям Конструирование по условиям
  • Конструирование по замыслу

План анализа образца:

  • Рассмотреть объект в целом
  • Выделить цвета деталей
  • Назвать детали лего-конструктора
  • Установить пространственное расположение частей постройки

После анализа занятия необходимо отводить время для обыгрывания построек, поощряя стремление детей к совместной игре, помогая в объединении построек в общий сюжет.

На занятиях по замыслу детей нужно учить обдумывать тему будущей постройки, намечать цель деятельности, давать общее описание будущего продукта, осваивать план разработки замысла, сравнивать полученную постройку с задуманной.

 

Учебно-тематический план

(возраст детей 4-5 лет)

 

№ п/п

Название раздела (или тем)

Общее кол-во

(мин.)

В том числе

Теоретич.

Практич.

1

Конструирование по образцу и преобразование образца по условиям

200

50

150

2

Конструирование по условиям

240

60

180

3

Конструирование по замыслу

240

60

180

4

Вводный и заключительный разделы

40

10

30

Итого:

720

180

540

Содержание

Задачи (возраст детей 4-5 лет):

  • развивать творческую инициативу и самостоятельность
  • воспитывать у детей желание приобрести необходимые знания в области легоконструирования и их применять в повседневной жизни
  • учить заранее обдумывать назначение будущей постройки, намечать цели деятельности

 

№ п/п

Занятие

Название темы

Цель

Сентябрь

1

Занятие №1

Введение. Конструирование по замыслу

Закреплять навыки, полученные в младшей группе

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность

2

Занятие №2

Башня

Закреплять навыки, полученные в младшей группе, и приёмы построек снизу вверх. Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору

3

Занятие №3

Строим лес

Закреплять умение строить лесные деревья. Учить отличать деревья друг от друга. Закреплять названия деталей, цвет

4

Занятие №4

Мостик

Учить строить мостик, точно соединять строительные детали, накладывать их друг на друга

Октябрь

5

Занятие №5

Весёлые утята

Разучивать стихотворения про утят. Учить строить утят, используя различные детали.

6

Занятие №6

Красивые рыбки

Уточнять и расширять представления о рыбах.

Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Учить строить морских обитателей

7

Занятие №7

Гусёнок

Учить строить из конструктора гусёнка.

8

Занятие №8

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Ноябрь

9

Занятие №9

Улитка

Учить строить улитку. Воспитывать добрые отношения. Развивать память, мышление, внимание.

10

Занятие №10

Большие и маленькие пирамидки

Учить строить разные пирамидки. Развивать внимание, мелкую моторику рук. Учить бережно относиться к конструктору.

11

Занятие №11

Ворота для заборчика

Учить строить ворота для заборчика. Аккуратно и крепко скреплять детали лего-конструктора «Дупло»

12

Занятие №12

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность

Декабрь

13

Занятие №13

Лесной домик

Учит строить дом. Распределять детали лего-конструктора. Развивать творческое воображение, навыки конструирования

14

Занятие №14

Мебель

Развивать способность выделять в реальных предметах их функциональные части. Учить анализировать образец.

15

Занятие №15

Русская печь

Рассказать о русской печке. Развивать воображение, фантазию. Учить строить печку из конструктора.

16

Занятие №16

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Январь

17

Занятие №17

Загон для коров и лошадей

Учить строить загоны по условиям. Развивать глазомер, навыки конструирования. Мелкую моторику рук.

18

Занятие №18

Грузовик

Учить строить различные машины, используя детали лего-конструктора.

19

Занятие №19

Дом фермера

Учить строить большой дом для фермера. Развивать фантазию, творчество. Учить доводить начатое дело до конца.

20

Занятие №20

Мельница

Учить строить мельницу. Развивать воображение, фантазию.

Февраль

21

Занятие №21

Знакомство со светофором

Учить слушать сказку. Рассказать о светофоре.

Закреплять навыки конструирования.

22

Занятие №22

Продолжение знакомства со светофором

Продолжать знакомить со светофором. Учить правила дорожного движения. Строить проезжую часть и надземный переход.

23

Занятие №23

Робот

Познакомить с игрушкой робот. Учить строить из лего-конструктора.

24

Занятие №24

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание.

Март

25

Занятие №25

Мы едем в зоопарк

Учить отличать хищников от травоядных животных

26

Занятие №26

Слон

Учить строить слона. Продолжать знакомить с обитателями зоопарка

27

Занятие №27

Обезьяна

Учить строить обезьяну. Продолжать знакомить с обитателями зоопарка.

28

Занятие №28

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность

Апрель

29

Занятие №29

Ракета, космонавты

Рассказать о космических ракетах и космонавтах. Учить строить ракету и космонавтов.

30

Занятие №30

Грузовая машина с прицепом

Учить сооружать знакомую конструкцию по графической модели, соотносить её элементы с частями предмета.

31

Занятие №31

Корабли

Дать обобщённое представление о кораблях. Учить способам конструирования. Закреплять имеющиеся навыки конструирования. Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение построек.

32

Занятие №32

Поезд

Познакомить с приёмами сцепления кирпичиков с колёсами, друг с другом, основными частями поезда. Развивать фантазию, воображение.

Май

33

Занятие №33

Разные профессии

Рассказать о некоторых профессиях (фермер, доярка, повар, водитель).

34

Занятие №34

Пожарная машина

Рассказать о работниках пожарной части. Учить строить из конструктора пожарную часть и пожарную машину. Развивать творчество и логическое мышление. Учить понимать нужность профессии.

35

Занятие №35

Самолёт

Рассказать о профессии лётчика. Учить строить самолёт, выделяя функциональные части. Развивать интерес и творчество.

36

Занятие №36

Заключительное занятие. Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

 

 

Методическое обеспечение

В связи с психофизическими особенностями детей этого возраста, структура занятия представляет собой последовательность:

  • приветственной части;
  • повествовательной части с постановкой задачи;
  • непосредственно рабочей части, во время которой выполняется задание данного занятия;
  • свободное конструирование по теме занятия;
  • создание игровой ситуации, которая вовлекает детей в коллективную игру с созданными постройками;-обсуждение итогов работы.

 

На вводном занятии происходит: формулировка целей и задач образовательного процесса; знакомство педагога с детьми, детей между собой; информирование о правилах поведения; инструктаж по технике безопасности-знакомство детей с конструктором «Лего».

Успешность занятиям, с точки зрения обучения и воспитания, должны обеспечить следующие способы взаимодействия педагога с детьми: мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния детей, их переживаний; частые похвалы в адрес детей; изготовление самодостаточной работы на каждом занятии в зависимости от возраста детей, а также возможно использование постройки на следующем занятии;

  • пооперационное изготовление изделий (каждая следующая операция выполняется только после того, как дети справились с предыдущей)при конструировании по схеме;
  • каждая операция сопровождается комментариями педагога;
  • постоянный контроль и корректировка выполнения задания (возможно привлечение детей для помощи и приобретение опыта);
  • по мере необходимости проводятся физкультминутки;
  • в конце занятия обязательно подводится итог – оценка результатов работы (не способностей!), в которой принимают участие и педагог, и дети, и родители.

В течение года можно упростить или усложнить материал, немного передвинуть его по времени, т.е. приспособить к конкретным условиям работы с набранной группой.

В этом возрасте открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, без которых невозможно правильное социальное развитие.

Для того, чтобы ребенок мог учитывать в своем поведении чувства и интересы других людей, он должен сначала научиться сопереживать самым близким людям - родителям, педагогу, сверстникам, животным.

Данная программа также направлена на то, чтобы научить детей доброму отношению к окружающим: как утешить обиженного, обрадовать, помочь.

Материально-технические условия

Помещение и мебель: занятия проводятся в помещении, соответствующем требованиям санитарных норм, пожарной безопасности и хорошей освещенности. Мебель для занятий –столы с гладкой поверхностью, верно подобранные стулья для правильной осанки (в соответствии с возрастом и ростом детей), шкафы для хранения материалов.

Оргтехника: аудио магнитофон, аудиокассеты, диски («Звуки окружающего мира», «Голоса животных и птиц», «Транспорт» и др.)

Дидактический материал: карточки со схемами сборки.

Наглядный материал: фотографии, картинки, плакаты по теме занятий

Конструкторы «ЛЕГО»: наборы для конструирования.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка НОД "Страна Математики" старший дошкольный возраст

Методическая разработка НОД "Страна Математики" для старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка «Широка страна моя родная»

Методическая разработка интнгрированного досуга для подготовительной группы «Широка страна моя родная»(интеграция образовательных областей «Физическое развитие», «Речевое...

Пояснительная записка к методической разработке "Моя страна"

Пояснительная записка по итогам проекта "Россия - Родина моя" для подготовительной к школе группы...

Методическая разработка "В стране добрых волшебников"

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:            1. Разучивание песни «Как только подрасту»....

Методическая разработка «В стране математики»

Учить детей сравнивать две группы предметов и устанавливать соотношения между предметами: «больше», «меньше и  равно»....

Методическая разработка на тему: "Лего-конструирование и робототехника для детей старшего дошкольного возраста"

Образовательная робототехника - новое направление, нацеленное на повышение эффективности образования, на активное использование детьми современных технологии, элементов компьютерной грамотности, форми...