Методическая разработка " В стране Лего"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (средняя группа)
Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального и творческого развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «В стране Лего»
Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств, в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника.
Такими играми нового типа являются Лего-конструкторы, которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора. Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и т.п. и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
Постепенное возрастание трудности задач в конструировании позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке.
Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, т.е. заниматься творческой деятельностью. Так, моделирование из Лего-конструкторов позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умением в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь; объединяться в игре в пары, микро-группы.
. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности..
Лего-конструирование является прекрасной средой для детского творчества. Работа с конструктором близка и понятна любому ребёнку, так как в своей повседневной деятельности он постоянно сравнивает, сопоставляет различные предметы и явления.
Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельного подхода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. А педагог подводит детей к этим “открытиям”, организуя и направляя их поисковые действия.
Задачи:
Обучающие:
- закреплять понятия о плоских и объемных геометрических фигурах;
- способствовать приобретению навыков самостоятельной творческой конструкторской и проектно-исследовательской деятельности;
- учить сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, находить отличия и общие черты в конструкциях;
- учить создавать различные конструкции по рисунку, схеме, плану;
- обучение детей основам художественного осмысления образов знакомых предметов, формирование умений выполнять задания по художественному воспроизведению образа и выстраивать последовательность их выполнения.
Развивающие:
- стимулировать детей к экспериментальной деятельности, принимать участие в конкурсах, в соревнованиях;
- развитие моторных способностей через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на психофизиологические функции ребенка;
- развитие у детей памяти, внимания, пространственного воображения;
- обучение детей основам художественного осмысления образов знакомых предметов, формирование умений выполнять задания по художественному воспроизведению образа и выстраивать последовательность их выполнения.
Воспитательные:
- организовывать коллективные формы работы, чтобы содействовать развитию навыков коллективной работы;
- воспитание бережного отношения к родной природе, своим работам и к работам других детей;
- воспитание у детей чувства коллективизма, доброго отношения друг к другу.
Темы для конструирования подобраны таким образом, чтобы, кроме решения конкретных конструкторских задач, также была возможность расширять кругозор ребенка в самых разных областях. Особенностью программы является также предоставление детям возможности выбирать самостоятельно тот или иной конкретный объект конструирования в рамках схемы.
- из наиболее важных принципов занятий – связь обучения с жизнью. Это значит, что вся творческая деятельность должна опираться на впечатления, полученные ребенком от действительности. Поэтому тематика занятий очень тесно привязана к событиям и явлениям календарного года, что создает у детей комплексное понятие о природе родного края, достижениях культуры, техники, человеческих взаимоотношениях. Детям дошкольного возраста очень интересно наблюдать за природой, открывать для себя смену времен года, все изменения в жизни людей, природы в разные периоды. Ведь в мире, который нас окружает, ни на минуту не замирает жизнь, каждый в нем круглый год занят своим делом. Поэтому основное тематическое деление составлено с учетом смены времен года в течение учебного года.
Таким образом, занимаясь в течение года, ребенок проживает в творчестве и познании очень большую область знаний, наблюдений, открытий. В теме каждого занятия, кроме теоретических и практических знаний по конструированию, присутствует познавательная информация по ознакомлению с окружающим миром, по экологии, по народным традициям.
Особенности возрастной группы
Возраст детей– 4-5лет;
Формы и режим занятий
Основная форма занятий – групповая. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 минут, включают в себя: динамическую разминку, основную часть занятия, включающую и теоретическую часть, и практическую работу, игру с постройками по теме занятия, динамическую игру по подведению итогов занятия. Всего 36 занятий в год.
Планируемые результаты.
В результате дошкольник должен знать:
- названия деталей конструктора, различать их;
- варианты способов крепления Лего-элементов.
Кроме этого дошкольник должен уметь:
- конструировать по условиям, заданным педагогом;
- конструировать по образцу, заданной схеме;
- конструировать по замыслу;
- творчески реализовывать собственные замыслы;
- работать в паре, в коллективе.
Для выявления уровня освоения детьми учебного материала в середине и в конце учебного года предлагается творческая коллективная работа.
Перспективный план совместной образовательной деятельности
Первое полугодие:
- Расширять и обогащать практический опыт детей в процессе конструирования
- Использовать специальные способы и приёмы с помощью наглядных моделей и схем
- Учить определять изображённый на схеме предмет, указывать его функцию
- Формировать представление, что схема несёт информацию не только о том, какой предмет на ней изображён, но и какой материал необходим для создания конструкции по схеме, а также о способе пространственного расположения деталей и их соединения
- Учить сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия
- Формировать умение строить по схеме
- Учить сооружать постройки с перекрытиями. Делать постройку прочной, точно соединять детали между собой, конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать её общее описание
- Развивать творческую инициативу и самостоятельность
Второе полугодие:
- Закреплять умение анализировать конструктивную и графические модели
- Учить сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек, для которых она предназначается
- Правильно называть детали лего-конструктора
- Продолжать закреплять умение соотносить реальную конструкцию со схемой
- Учить заранее обдумывать назначение будущей постройки, намечать цели деятельности
- Сравнивать полученную постройку с задуманной
- Развивать способность к контролю за качеством и результатом работы
Примерное распределение занятий на год:
- Конструирование по образцу и преобразование образца по условиям Конструирование по условиям
- Конструирование по замыслу
План анализа образца:
- Рассмотреть объект в целом
- Выделить цвета деталей
- Назвать детали лего-конструктора
- Установить пространственное расположение частей постройки
После анализа занятия необходимо отводить время для обыгрывания построек, поощряя стремление детей к совместной игре, помогая в объединении построек в общий сюжет.
На занятиях по замыслу детей нужно учить обдумывать тему будущей постройки, намечать цель деятельности, давать общее описание будущего продукта, осваивать план разработки замысла, сравнивать полученную постройку с задуманной.
Учебно-тематический план
(возраст детей 4-5 лет)
№ п/п | Название раздела (или тем) | Общее кол-во (мин.) | В том числе | |
Теоретич. | Практич. | |||
1 | Конструирование по образцу и преобразование образца по условиям | 200 | 50 | 150 |
2 | Конструирование по условиям | 240 | 60 | 180 |
3 | Конструирование по замыслу | 240 | 60 | 180 |
4 | Вводный и заключительный разделы | 40 | 10 | 30 |
Итого: | 720 | 180 | 540 |
Содержание
Задачи (возраст детей 4-5 лет):
- развивать творческую инициативу и самостоятельность
- воспитывать у детей желание приобрести необходимые знания в области легоконструирования и их применять в повседневной жизни
- учить заранее обдумывать назначение будущей постройки, намечать цели деятельности
№ п/п | Занятие | Название темы | Цель |
Сентябрь | |||
1 | Занятие №1 | Введение. Конструирование по замыслу | Закреплять навыки, полученные в младшей группе Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность |
2 | Занятие №2 | Башня | Закреплять навыки, полученные в младшей группе, и приёмы построек снизу вверх. Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору |
3 | Занятие №3 | Строим лес | Закреплять умение строить лесные деревья. Учить отличать деревья друг от друга. Закреплять названия деталей, цвет |
4 | Занятие №4 | Мостик | Учить строить мостик, точно соединять строительные детали, накладывать их друг на друга |
Октябрь | |||
5 | Занятие №5 | Весёлые утята | Разучивать стихотворения про утят. Учить строить утят, используя различные детали. |
6 | Занятие №6 | Красивые рыбки | Уточнять и расширять представления о рыбах. Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Учить строить морских обитателей |
7 | Занятие №7 | Гусёнок | Учить строить из конструктора гусёнка. |
8 | Занятие №8 | Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
Ноябрь | |||
9 | Занятие №9 | Улитка | Учить строить улитку. Воспитывать добрые отношения. Развивать память, мышление, внимание. |
10 | Занятие №10 | Большие и маленькие пирамидки | Учить строить разные пирамидки. Развивать внимание, мелкую моторику рук. Учить бережно относиться к конструктору. |
11 | Занятие №11 | Ворота для заборчика | Учить строить ворота для заборчика. Аккуратно и крепко скреплять детали лего-конструктора «Дупло» |
12 | Занятие №12 | Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность |
Декабрь | |||
13 | Занятие №13 | Лесной домик | Учит строить дом. Распределять детали лего-конструктора. Развивать творческое воображение, навыки конструирования |
14 | Занятие №14 | Мебель | Развивать способность выделять в реальных предметах их функциональные части. Учить анализировать образец. |
15 | Занятие №15 | Русская печь | Рассказать о русской печке. Развивать воображение, фантазию. Учить строить печку из конструктора. |
16 | Занятие №16 | Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
Январь | |||
17 | Занятие №17 | Загон для коров и лошадей | Учить строить загоны по условиям. Развивать глазомер, навыки конструирования. Мелкую моторику рук. |
18 | Занятие №18 | Грузовик | Учить строить различные машины, используя детали лего-конструктора. |
19 | Занятие №19 | Дом фермера | Учить строить большой дом для фермера. Развивать фантазию, творчество. Учить доводить начатое дело до конца. |
20 | Занятие №20 | Мельница | Учить строить мельницу. Развивать воображение, фантазию. |
Февраль | |||
21 | Занятие №21 | Знакомство со светофором | Учить слушать сказку. Рассказать о светофоре. Закреплять навыки конструирования. |
22 | Занятие №22 | Продолжение знакомства со светофором | Продолжать знакомить со светофором. Учить правила дорожного движения. Строить проезжую часть и надземный переход. |
23 | Занятие №23 | Робот | Познакомить с игрушкой робот. Учить строить из лего-конструктора. |
24 | Занятие №24 | Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. |
Март | |||
25 | Занятие №25 | Мы едем в зоопарк | Учить отличать хищников от травоядных животных |
26 | Занятие №26 | Слон | Учить строить слона. Продолжать знакомить с обитателями зоопарка |
27 | Занятие №27 | Обезьяна | Учить строить обезьяну. Продолжать знакомить с обитателями зоопарка. |
28 | Занятие №28 | Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность |
Апрель | |||
29 | Занятие №29 | Ракета, космонавты | Рассказать о космических ракетах и космонавтах. Учить строить ракету и космонавтов. |
30 | Занятие №30 | Грузовая машина с прицепом | Учить сооружать знакомую конструкцию по графической модели, соотносить её элементы с частями предмета. |
31 | Занятие №31 | Корабли | Дать обобщённое представление о кораблях. Учить способам конструирования. Закреплять имеющиеся навыки конструирования. Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение построек. |
32 | Занятие №32 | Поезд | Познакомить с приёмами сцепления кирпичиков с колёсами, друг с другом, основными частями поезда. Развивать фантазию, воображение. |
Май | |||
33 | Занятие №33 | Разные профессии | Рассказать о некоторых профессиях (фермер, доярка, повар, водитель). |
34 | Занятие №34 | Пожарная машина | Рассказать о работниках пожарной части. Учить строить из конструктора пожарную часть и пожарную машину. Развивать творчество и логическое мышление. Учить понимать нужность профессии. |
35 | Занятие №35 | Самолёт | Рассказать о профессии лётчика. Учить строить самолёт, выделяя функциональные части. Развивать интерес и творчество. |
36 | Занятие №36 | Заключительное занятие. Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
Методическое обеспечение
В связи с психофизическими особенностями детей этого возраста, структура занятия представляет собой последовательность:
- приветственной части;
- повествовательной части с постановкой задачи;
- непосредственно рабочей части, во время которой выполняется задание данного занятия;
- свободное конструирование по теме занятия;
- создание игровой ситуации, которая вовлекает детей в коллективную игру с созданными постройками;-обсуждение итогов работы.
На вводном занятии происходит: формулировка целей и задач образовательного процесса; знакомство педагога с детьми, детей между собой; информирование о правилах поведения; инструктаж по технике безопасности-знакомство детей с конструктором «Лего».
Успешность занятиям, с точки зрения обучения и воспитания, должны обеспечить следующие способы взаимодействия педагога с детьми: мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния детей, их переживаний; частые похвалы в адрес детей; изготовление самодостаточной работы на каждом занятии в зависимости от возраста детей, а также возможно использование постройки на следующем занятии;
- пооперационное изготовление изделий (каждая следующая операция выполняется только после того, как дети справились с предыдущей)при конструировании по схеме;
- каждая операция сопровождается комментариями педагога;
- постоянный контроль и корректировка выполнения задания (возможно привлечение детей для помощи и приобретение опыта);
- по мере необходимости проводятся физкультминутки;
- в конце занятия обязательно подводится итог – оценка результатов работы (не способностей!), в которой принимают участие и педагог, и дети, и родители.
В течение года можно упростить или усложнить материал, немного передвинуть его по времени, т.е. приспособить к конкретным условиям работы с набранной группой.
В этом возрасте открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, без которых невозможно правильное социальное развитие.
Для того, чтобы ребенок мог учитывать в своем поведении чувства и интересы других людей, он должен сначала научиться сопереживать самым близким людям - родителям, педагогу, сверстникам, животным.
Данная программа также направлена на то, чтобы научить детей доброму отношению к окружающим: как утешить обиженного, обрадовать, помочь.
Материально-технические условия
Помещение и мебель: занятия проводятся в помещении, соответствующем требованиям санитарных норм, пожарной безопасности и хорошей освещенности. Мебель для занятий –столы с гладкой поверхностью, верно подобранные стулья для правильной осанки (в соответствии с возрастом и ростом детей), шкафы для хранения материалов.
Оргтехника: аудио магнитофон, аудиокассеты, диски («Звуки окружающего мира», «Голоса животных и птиц», «Транспорт» и др.)
Дидактический материал: карточки со схемами сборки.
Наглядный материал: фотографии, картинки, плакаты по теме занятий
Конструкторы «ЛЕГО»: наборы для конструирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка НОД "Страна Математики" старший дошкольный возраст
Методическая разработка НОД "Страна Математики" для старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/09/picture-401826-1391973872.jpg)
Методическая разработка «Широка страна моя родная»
Методическая разработка интнгрированного досуга для подготовительной группы «Широка страна моя родная»(интеграция образовательных областей «Физическое развитие», «Речевое...
Пояснительная записка к методической разработке "Моя страна"
Пояснительная записка по итогам проекта "Россия - Родина моя" для подготовительной к школе группы...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/02/picture-1059262-1538498478.jpg)
Методическая разработка "В стране добрых волшебников"
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: 1. Разучивание песни «Как только подрасту»....
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/04/picture-385129-1625404105.jpg)
Методическая разработка «В стране математики»
Учить детей сравнивать две группы предметов и устанавливать соотношения между предметами: «больше», «меньше и равно»....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/05/picture-1078200-1541421524.jpg)
Методическая разработка проекта "Применение ЛЕГО – конструирования в работе с детьми дошкольного возраста"
Внедрение LEGO-конструирования в образовательный процесс ДОУ....
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/20/picture-1335154-1624188369.jpg)
Методическая разработка на тему: "Лего-конструирование и робототехника для детей старшего дошкольного возраста"
Образовательная робототехника - новое направление, нацеленное на повышение эффективности образования, на активное использование детьми современных технологии, элементов компьютерной грамотности, форми...