Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технического направления «LEGO-мастерская»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Цель программы: создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребенок продвигается все дальше и дальше. Видя свои успехи, он становится более уверенным и переходит к следующему, более сложному этапу обучения. Начальным набором для освоения STEM-компетенций дошкольниками является проект «Планета STEAM», в котором дети в игровой форме усваивают базовые понятия. Серия «LEGО Education» содержит наборы для детей разного возраста. При этом для каждого возраста разработаны максимально удобные по размеру детали, старшие дошкольники работают с деталями стандартного размера «LEGO System».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление образования Благовещенского района
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Центр дополнительного образования детей Благовещенского района»
УТВЕРЖДАЮ Директор МДОАУ Детский сад с.Усть-Ивановка __________ Лимайкина Л.А. ____________ 2021 г. | Расмотрена на заседании методического объединения «__»_____________2021 г. Протокол №___________ | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ ЦДОД Благовещенского района __________Сидорова Н.С. ____________2021 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технического направления
«LEGO-мастерская»
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень программы: базовый
Форма организации-модульная
Автор-составитель программы:
Сасина Светлан Геннадьевна,
воспитатель
с.Усть-Ивановка, 2021 г.
Раздел №1 Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO– конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.
Конструирование направлено на развитие следующих процессов: 1. Психическое развитие: формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти. 2. Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз. 3. Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи. Игра ребенка с LEGO деталями, близка к конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Но правильное руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей. Программа «Я – лего конструктор» разработана в соответствии с ФГОС ДО и реализует интеграцию образовательных областей.
Основанием для разработки Программы служат:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
2. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155.
3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от «15» мая 2013 г. № 26.
4. Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»
Актуальность
Учитывая специфику современной жизни, когда ее неотъемлемой частью становятся информационные технологии, когда современного ребенка в повседневной жизни окружают как простейшие гаджеты, так и сложнейшие электронные устройства, остро стоит вопрос грамотного, последовательного, профессионального приобщения ребенка к технологиям образовательной деятельности, основанным на свободном использовании указанных видов устройств.
Кроме того, ЛЕГО-конструирование представляет собой новую, актуальную педагогическую технологию, которая находится на стыке перспективных областей знания: механики, электроники, автоматики, конструирования, программирования и технического дизайна. Таким образом, в данном контексте использование в образовательной деятельности технологии ЛЕГО-конструирования приобретает не только образовательное значение в масштабах отдельно взятой образовательной организации, но и социальное – в масштабах муниципалитета, региона.
В этой связи, ЛЕГО-конструирование является одним из актуальных направлений инновационного развития образования, в котором образовательная деятельность обучающихся проходит в непосредственном взаимодействии с искусственным интеллектом, что позволяет эффективно реализовать требования ФГОС: формировать все группы результатов способствовать личностному развитию обучающихся, способствовать возрождению уникальных инженерно-технических традиций.
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей. LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.
Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «ЛЕГО» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому.
LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
Отличительной особенностью программы В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребенок продвигается все дальше и дальше. Видя свои успехи, он становится более уверенным и переходит к следующему, более сложному этапу обучения. Начальным набором для освоения STEM-компетенций дошкольниками является проект «Планета STEAM», в котором дети в игровой форме усваивают базовые понятия. Серия «LEGО Education» содержит наборы для детей разного возраста. При этом для каждого возраста разработаны максимально удобные по размеру детали, старшие дошкольники работают с деталями стандартного размера «LEGO System».
Каждый раз, играя с набором «Планета STEAM» и конструируя аттракционы, игры и различные места действия, дети инстинктивно начинают исследовать, экспериментировать, наблюдать и понимать мир вокруг. Этот занимательный практический подход к обучению включает в себя изучение ключевых образовательных областей ДО, связанных со STEAM компетенциями, и помогает педагогам заинтересовать детей, которые только начинают открывать для себя удивительный мир науки и технологий.
Набор LEGO® Education «Планета STEAM» в игровой форме развивает природную любознательность детей и их желание создавать, изучать и исследовать мир естественных наук, технологий, конструирования, искусства и математики (предметов STEAM). Возможности для обучения здесь безграничны: дети под руководством педагогов, используя специально подобранные кубики LEGO® DUPLO®, смогут конструировать свою Планету STEAM, где их ждут движущиеся аттракционы, весёлые игры и невероятные истории. С каждым новым визитом на Планету STEAM дети будут всё больше узнавать о принципах работы зубчатых колёс, типах движения и измерениях величин. Дети смогут решать поставленные перед ними задачи в процессе непринужденной и увлекательной деятельности.
Лего-конструирование – один из современных видов технического творчества, который пользуется популярностью среди детей дошкольного возраста. Данная программа актуальна тем, что раскрывает для дошкольника мир техники, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
Программа «Lego-мастерская» имеет специфику развитие художественного творчества. Как Образовательная система LEGO предлагает такие методики и такие решения, которые помогают становиться творчески мыслящими, обучают работе в команде. Эта система предлагает детям проблемы, дает в руки инструменты, позволяющие им найти своё собственное решение. Благодаря этому учащиеся испытывают удовольствие подлинного достижения. Выполнение проектов требует от учащихся широкого поиска, структурирования и анализирования дополнительной информации по теме. На каждом занятии установочные вопросы помогут детям применять STEAM-компетенции. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Образовательные области в ДОУ не существуют в «чистом виде». Всегда происходит их интеграция, а с помощью применения Лего-конструирования легко можно интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническоеконструирование с художественноэстетическим развитием, когда мы говорим отворческом конструировании, с социально - коммуникативным развитием,речевым и физическим. Посредством использования Лего-конструкторов можно эффективно решать образовательные задачи, реализуемой в детском саду Основной общеразвивающей программы, как в её инвариантной, так и в
вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса.
Адресат программы – настоящая программа предназначена для детей дошкольного возраста 5-6 лет, в том числе для детей с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи). Так как данная программа может реализовываться с детьми с тяжелыми нарушениями речи, главным приоритетом в работе является индивидуальный подход.
Уровень программы- базовый -уровень повышенной сложности, который предполагает более глубокое погружение в учебный материал. Является пропедевтической, как основа для изучения робототехники.
Объем программы – 72ч.
Срок освоения программы-1год.
Режим занятий – Образовательная деятельность по программе начинается 1 сентября и заканчиваются 25 мая. Первые две недели сентября и последние недели мая- педагогический мониторинг. Продолжительность занятия– 25 минут с обязательными перерывами во время занятия (динамическими паузами, физкультразминка). Предполагается проведение двух занятий в неделю.
Наполняемость группы: 10 человек. Группы формируются исходя из запросов родителей (законных представителей) воспитанников. Набор в группу начинается с августа. На первой неделе сентября проводится мониторинг имеющихся знаний детей по направлению программы.
Принципы и подходы к формированию программы
Программа дополнительного образования «LEGO-конструирование в ДОУ» реализуется с учетом возрастной психологии и дошкольной педагогики.
Принципы, на которых базируется программа:
- принцип развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка
- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей
- принцип гуманизации (признание уникальности и неповторимости каждого ребенка, уважение к личности ребенка)
- принцип дифференциации и индивидуализации (интересы, склонности, индивидуальные возможности ребенка)
- принцип непрерывности и системности
Принципы Лего-конструирования:
Основные принципы по Лего-конструированию:
- от простого к сложному;
- учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;
- активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;
- комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
- результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.
Формы организации обучения дошкольников конструированию
С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок, используются формы организации обучения, рекомендованные исследователями З.Е.Лиштван, В.Г.Нечаева, Л.А.Парамонова:
1. Конструирование по образцу: заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность - важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
2.Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками -достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.
3. Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.
4.Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.
5.Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.
6.Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу-с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме актуализация и закрепление знаний и умений.
Цели и задачи реализации Программы
Цель программы: создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования.
ЗАДАЧИ:
- формирование у дошкольников целостного представления о той части окружающей их действительности, которая создаётся человеческим обществом.
- овладение навыками начального технического конструирования;
-коррекция и развитие мелкой моторики рук;
- изучение понятия «конструкция» и её основных свойств (жесткости, прочности и устойчивости);
- формирование мотивации к получению информации, знаний и решению еще более сложных задач;
- навык взаимодействия в группе.
- развивать творческие способности и логическое мышление детей;
- развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел;
- развивать умения работать по предложенным наглядным и словесным инструкциям, рисункам, схемам;
- развитие мелкой моторики, координации работы в равной степени головы и рук учащихся;
- развивать умение творчески подходить к решению задачи;
- развивать умение излагать мысли в четкой последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- обеспечивать комфортное самочувствие ребенка.
Содержание программы
Учебный план
Образовательная область | Художественно-эстетическое развитие в творческом конструировании | ||
Интеграция | Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно- эстетическое, физическое развитие. | ||
Количество занятий | |||
В неделю | В месяц | В год | |
1 | 8 | 72 | |
Длительность условного часа (мин) | 50 | 200 | 1800 |
Календарный учебный график на 2021 – 2022 учебный год
Режим работы МДОАУ Детский сад с.Усть-Ивановка | Пятидневная рабочая неделя, с 07.00 до 17:30 часов. |
Начало учебного года | 01.09.2021 |
Окончание учебного года | 25.05.2022 |
Сроки проведения зимних каникул | с 01.01.2022 по 10.01.2022 |
Летний оздоровительный период | с 01.06.2022 по 31.08.2022 |
Количество учебных недель | 36 недель |
Сроки проведения мониторинга по модулям Вводный мониторинг | 04-06.04.2022 22-25.05.2022 01-05.09.2021 |
Нерабочие, праздничные дни, установленные законодательством РФ | День народного единства и согласия 04.11.2020 (05.11.2021 –перенесённый выходной день) Новогодние каникулы и Рождество с 01.01.2022 по 09.01.2022 День защитника Отечества 23.02.2022 Международный женский день 08.03.2021 (05.03.2022 – рабочий день, 07.03.2022 – перенесённый выходной день) Праздник весны и труда 01.05.2021 (02.05.2022, 03.05.2022 – перенесённые выходные дни) День Победы 09.05.2022 (10.05.2022 - перенесённый выходной день) |
Количество учебных дней | 72 |
Продолжительность занятия | 25 минут |
Количество занятий в неделю | 2 занятия |
Методы и приёмы обучения детей LEGO конструированию
Методические приёмы направлены на развитие восприятия, зрительного и слухового сосредоточения, внимания к речи педагога, развития познавательной активности. Для обучения детей LEGO-конструированию использовали разнообразные методы и приемы.
Наглядный Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.
Информационно-рецептивный Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка.
Репродуктивный Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)
Практический Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.
Словесный Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
Проблемный Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.
Игровой Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
Частично-поисковый Решение проблемных задач с помощью педагога.
Содержание программы
Содержание программы
1.Знакомство с названиями деталей LEGOконструктора, различать и называть их. 2. Знакомить детей с различными способами крепления деталей LEGO. 3. Учить детей рассматривать предметы и образцы, анализировать готовые постройки; выделять в разных конструкциях существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия признаков по форме, размеру зависят от назначения предметов; воспитывать умение проявлять творчество и изобретательность в работе; учить планировать этапы создания постройки. 4. Продолжать учить детей работать коллективно. 5. Учить мысленно, изменять пространственное положение конструируемого объекта, его частей, деталей, представлять какое положение они займут после изменения. 6.Учить анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность и на основе этого создавать образ объекта. 7.Учить детей конструировать по схеме, предложенной взрослым и строить схему будущей конструкции. 8.Учить конструировать по условиям задаваемым взрослым, сюжетом игры. 9. Понимать что такое алгоритм, ритм, ритмический рисунок. Условное обозначение алгоритм – записью. 10. Учить конструировать по замыслу, самостоятельно отбирать тему, отбирать материал и способ конструирования. 11.Дать понятие что такое симметрия. 12.Учить работать в паре. 13. Продолжать размещать постройку на плате, сооружать коллективные постройки. 14.Учить передавать характерные черты сказочных героев средствами LEGOконструктора. 15.Дать представление об архитектуре, кто такие архитекторы, чем занимаются. 16. Развивать конструктивное воображение, мышление, память, внимание. 17. Дать возможность детям поэкспериментировать с LEGO- конструктором.
"Планета STEAM" включают в себя занятия по развитию STEAM-компетенций. При разработке этого модуля учтены требования в области естествознания, математики и технологии, сформулированные ФГОС ДОО РФ. Цели обучения, перечисляемые в конце каждого занятия, помогают определить, развиваются ли у каждого ребёнка нужные умения и навыки. Включённые в перечень критерии определяют конкретные умения или знания, отрабатываемые или преподносимые на каждом занятии.
Тема «Правила работы с конструктором LEGO»
Дать представления о происхождении LEGO и его разработчике. Знакомить с разнообразием конструкторов LEGO. Развивать познавательный интерес.Правила работы с конструктором. Инструкция.
Обследование деталей конструктора, их крепление.
Тема «Творческие игры, творческие задания с LEGO».
Теория. Продолжать знакомить детей с деталямиконструктора
(кирпичик, пластина, платформа, кронштейн, куполообразный кирпичик …) и способами их крепления.Знакомство с понятиями: цвет, форма, образец. Знакомство с понятием симметрия.
Практика. Создание собственной конструкции.
Тема «Веселые кирпичики LEGO-DUPLO»
Знакомство с понятиями: конструкция, устойчивость и вес.Показ образца и способа действий.
Создание по воображению собственной конструкции.
Тема «Конструирование по замыслу. Мост»
Рассказвоспитателя, демонстрация фотографий мостов, просмотр видеоролика.Формировать умение действовать в соответствии с инструкцией.
Сборка конструкции моста.
Тема «Знакомство с конструктором. Станции».
Знакомствос новым конструктором ЛЕГО (с деталями и способами их соединения), правилами работы с конструктором, как оборудовать рабочее место.
Работа с разными конструкторамиЛЕГО на разных станциях.
Тема «Лото со страшилами»
Учить детей работать в парах, развиватьфантазию, воображение и навыки совместной деятельности.
Создание конструкции безобидного монстра.
Тема «Городские жители»
Обсудить с детьми городскую жизнь и людей, живущих в городе. Рассказ воспитателя, обсуждение.
Создание конструкции (ракета для инженера, школа для учителя)
Тема «Автопортреты»
Обсуждение по теме: распознавание и понимание эмоций. Рассказ воспитателя,показ способа действий, демонстрация картин, иллюстраций.
Создание автопортрета с помощью кирпичиковLEGO-DUPLO.
Тема «Красная книга»
Поговорить с детьми о взаимосвязи между животными и окружающей средой в которой они живут. Показ образца и способа действий по предложенной схеме.
Создание по воображению собственной конструкции.
Тема «Все наши чувства»
Теория.Знакомство с понятиями: эмоции, чувства, выражение лица, рассказ воспитателя, обсуждение.
Практика. Создание конструкции «Моя эмоция»
Тема «Уникальные сооружения»
Теория.Поговорить с детьми о самых известных сооружениях со всего мира (здания, мосты, башни). Рассказ воспитателя, обсуждение.Показ видеозаписи, демонстрация иллюстраций.
Практика. Создание по воображению собственной конструкции.
Тема «Зоопарк»
Поговорить с детьми о таких потребностях животных, как еда, вода, а иногда – жильё.Рассказ воспитателя, обсуждение.Показ видеозаписи, демонстрация иллюстраций.
Конструирование моделей животных.
Тема «Сложные эмоции»
Обсуждение с детьми таких сложных эмоций, как грусть, страх, смущение и гнев.Рассказ воспитателя, обсуждение.Показ видеозаписи, демонстрация иллюстраций.
Построить модель самих себя, когда испытывали сложную эмоцию.
Тема «Изучение живых существ»
Поговорить с детьми о невероятных существах, которые существуют! Предложить детям стать настоящими учеными и сделать удивительное открытие – обнаружить существо, которое никто в мире раньше не видел.
Работа в парах: придумать и сконструировать новое существо.
Тема «Давай дружить»
Поговорить с детьми о том, кто такие друзья и как мы относимся к ним.Рассказ воспитателя,обсуждение,демонстрация картинок.
Коллективная работа: построить группу настоящих друзей.
Тема «Конструирование под музыку»
Поговорить с детьми о том, как разные песни или музыкальные произведения могут заставить нас что-то почувствовать.
Творческоеконструирование под музыку.
Тема Знакомство с конструктором«Математический поезд».
Теория. Знакомствос новым конструктором ЛЕГО (с деталями и способами их соединения), правилами работы с конструктором«Математический поезд». рассказ воспитателя, показ образца, показ способа действий.
Практика. Создание модели по инструкции.
Тема Железнодорожный вокзал.
Теория.Поговорить с детьми о поездах. Показать им изображения различных
поездов и вагонов.Рассказ воспитателя,обсуждение, демонстрация картинок.
Практика. Строительство по замыслу детей.
ТемаНумерация вагонов.
Теория.Поговорить с детьми о том,как мы можем найти нужный нам вагон в поезде. Сказать детям, что сегодня они будут строить вагоны и нумеровать их. Показ образца и способа действий.
Практика. Создание модели по инструкции.
ТемаПеревозим грузы.
Теория. Поговорить с детьми о том, как доставляются строительные
материалы на большие расстояния.Рассказ воспитателя,обсуждение, демонстрация картинок.
Практика.Работа в парах:нагружать строительные материалы
в вагоны.
Тема Добро пожаловать на планету STEAM.
Знакомство с новым набором ЛЕГО, правилами организации рабочего места, возможностями набора «Планета STEAM». Название деталей и способы их крепления.Познакомиться с персонажами с планетыSTEAM.
Обследование деталей конструктора, их крепление.
Тема Функциональные элементы конструктора.
Познакомить детей с функциональными сборочными элементами из набора «Планета STEAM». Научить определять функционал деталей набора. Помочь вникнуть в представление о том, что машины собирают из движущихся частей.
Смастерить модели, пользуясьвложенными в набор карточками с
иллюстрациями возможных конструкций.
Тема Горки.
Теория. На этом занятии дети узнают, как и почему предметы катятся,
а также будут учиться строить предположения (прогнозы) иопределять расстояния при помощи необычных единицизмерения.
Практика. Сборка конструкций горки по инструкции. Испытание модели.
Тема Передвижение по воде.
Теория. На этом занятии дети узнают о том, как и почему предметы
не тонут, научатся проектировать и испытывать паруса.
Практика. Сборка конструкции по инструкции. Испытание модели.
Тема Вероятность.
На этом занятии дети узнают про вероятность, предположения и запись данных. Закрепление навыка соединения деталей, развитие умения делать прочную, устойчивую постройку, умения работы в группе, умения слушать инструкцию педагога.
Смастерить модели, пользуясьвложенными в набор карточками с
иллюстрациями.
Тема Сценическое искусство.
На этом занятии дети узнают о разных видах искусства, а
также придумают и разыграют по ролям представление.
Показать или разыграть по ролямсвой номер.
Тема Шестерни.
На этом занятии дети узнают, как работают шестерни.
Научатся вводить шестерни в зацепление и приводить их во вращение.
Рассматривание инструкции по сборке основной модели.
Попросить детей сконструировать двустворчатые калитки, у которых створкиоткрываются влево и вправо одновременно, чтобы пропустить больше людей.
Тема Цепные реакции.
На этом занятии дети узнают о причине и следствии, создавая
модели цепных реакций.Закрепление навыка соединения деталей, развитие умения делать прочную, устойчивую постройку, умения работы в группе, умения слушать инструкцию педагога.
Попросить детей создать собственные моделицепной реакции.
Тема Знакомство с конструктором«Городская жизнь».
Познакомить детей сосновными деталями и элементами конструктора, их назначение.
Смастерить модели, пользуясьвложенными в набор карточками с
иллюстрациями.
Тема Наш родной город.
Теория. Рассказать детям, что они будут строить город.Поговорить с ними о том, что город – это такое место,где люди живут и работают.
Попросить детей назвать несколько мест города, в котором они живут. Показатьфотографии моделей «LEGO-DUPLO».
Попросить детей разбиться на пары.Пусть каждая пара решит, какую часть города будет строить. Для примерадети могут использовать фотографии, другие изображения или картыс инструкциями по сборке.
Тема Мой дом.
Сообщить детям, что они будут строить дом. Рассказать им,
что дом – это место, где живут люди, а иногда иих домашние животные. Поговорить о разных видах домов(квартиры, частные дома, дома на колесах, общежитияи т. п.). Объяснить детям, что дома защищают своихобитателей от солнца, дождя, холода, жары и ветра. Также в доме хранят еду и вещи.
Дети в парах строят дом. Они могут по выбору построить любойжилой дом и интерьер в нем.
Тема Общественные службы.
На этом занятии дети узнают о том, что значит быть работником общественных служб и какие у них обязанности.Рассказ воспитателя,обсуждение; демонстрация картинок.
Выдать каждой паре фигурку«LEGO-DUPLO» и попросить собрать такуюмодель, на которой эта фигурка будет помогать людям в обществе.
Тема Общественное питание.
Сообщить детям, что они будут строить пунктыобщественного питания. Обсудить с ними разные пунктыобщественного питания (кафе, рестораны, передвижныезакусочные, ресторанные дворики, буфеты и т. п.).
Объясните детям, что передвижные закусочные могутбыть выполнены на основе разных видов автомобилейи продавать разные виды еды. Показать фотографиюмоделей«LEGO-DUPLO».
Выдать каждой паре фигурку«LEGO-DUPLO» и попросить собратьмодель какого-нибудь пункта общественногопитания.
Тема Общественный транспорт.
На этом занятии дети узнают, как ездить на общественном транспорте. Объяснить, что поездка на транспорте – это способ попасть из одного места в другое. Показать фотографиюмоделей«LEGO-DUPLO».
Дать каждой группе задание построить часть железнодорожной или автобуснойстанции. Для примера дети могут использовать карты с инструкциями по сборке, фотографии или другие изображения.
Помочь каждой паре выбрать, что строить, чтобы все пары собрали разные
участки станции (например, билетную кассу, магазин, зал ожидания, поезд
или автобус и т. п.).
Тема Мой день в детском саду.
Рассказать детям, что сегодня на занятии они вместе построят модель своегодетского сада. Поговорить о разных местах в детскомсаду. При необходимости привести примеры: раздевалка, группа, спальня, обеденные столы, туалет, площадка.
Дать каждой группе задание выбрать для сборки какое-то одноместо в детском саду, чтобы эти места не повторялись. Для примерадети могут использовать карты с инструкциями по сборке, фотографии илидругие изображения.
Тема Моя семья и родственники.
Рассказать детям, что сегодня на занятии они будут собирать сценки
семейных мероприятий. Объясните детям, что семья –это группа родных друг другу людей. Помимо родителей, в семье есть и другие родственники: бабушки, дедушки, тети, дяди, родные и двоюродные братья и сестры.
Разбить детей на пары и попросить каждую пару собрать сценку семейногомероприятия.Для примерадети могут использовать карты с инструкциями по сборке, фотографии илидругие изображения.
«Построй башню» набор SIX BRICKS
Тема: «Осень в лесу» Закреплять умение строить лесные деревья. Учить отличать деревья друг от друга. Закреплять названия деталей и цвет. - развивать творческую инициативу и самостоятельность; - продолжать учить создавать изображения на плоскости; - учить сочетать в постройке детали по форме и цвету; - напомнить основные правила составления загадок
«Оркестр» Педагог производит с помощью музыкальных инструментов звуки, различные по времени звучания. Задача детей – с помощью коротких и длинных деталей конструктора выложить на своих плато заданный ритмический рисунок.
Тема:«Моделирование птиц».
Содержание: способствовать развитию познавательной активности средствами конструктивной деятельности. Учить строить по предложенным схемам, инструкциям.
Игра «Дрессированные животные»: изготовление лего - животных и последующее расположение детей с лего - животными в руках в указанном воспитателем (или ребенком) месте (отрабатываются понятия слева, справа, перед, позади, между).
Тема: «Аквариум» Цель: уточнить и расширить представления детей об аквариумах, об их обитателях, растениях и их внутреннем дизайне. Учить детей индивидуальному и совместному конструированию.
Игра «Послушный язычок»: конструирование башенок, поездов, лесенок из «Лего» с последующей отработкой слогов со звуками, требующими коррекции (например, синий кубик - ра, зеленый кубик - ря и далее чередуем).
Тема:Конструирование дома по условиям (Избушка Бабы Яги). Развивать навыки анализировать образец, выделять его основные конструктивные части. Закреплять умение строить ступенчатую крышу.
Игры, развивающие восприятие формы. “Отгадай”. Цель: учить детей узнавать знакомые детали конструктора (куб, папка, треугольник, цилиндр, арка, таблетка, брус) на ощупь
Тема: Обыгрывание сказки «Гуси Лебеди» Цель: закрепление конструктивных приемов построения сказочных персонажей и навыков моделирования по схемам.
Игра «Ким» дети учатся: Уверенно решать новые задачи Сохранять внимание и не отвлекаться. Разрабатывать собственные способы выполнения задач набор SIX BRICKS
«Рыба, зверь, птица»
Цель: развивать память, внимание. Ход: педагог держит в руках кирпичик Lego . Дети стоят в кругу. Педагог ходит по кругу, дает по очереди всем детям кирпичик и говорит: «рыба». Ребенок должен сказать название любой рыбы, затем дает другому и говорит: «птица» или «зверь». Кто ошибается или повторяет, выбывает из игры.
Тема: Устойчивость LEGO моделей. Постройка пирамид. Формирование представлений о труде архитектора, инженера-конструктора. Развивать познавательный интерес к труду и продуктам труда данных профессий. Игры «Запомни и повтори», «Волшебная дорожка».
Тема: «Путешествие на планету роботов».
Цель: расширение представлений детей о роботах и совершенствование навыков объемного моделирования по замыслу.
«Построй и расскажи»
Что можно сложить из 6 кирпичиков – сделать и рассказать.
Собрать любое существо и рассказать про него: как оно называется? Какой звук издает существо? Как оно двигается? У него есть волшебная сила? набор SIX BRICKS
Тема: Конструирование по условиям.
Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее воспроизведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.
Тема: Свободная конструктивно-игровая деятельность детей и развитие речи Lego-друг. Сейчас я предлагаю вам сделать различных сказочных животных, используя Lego-формочки, которые могли бы жить в волшебной Lego-стране. Если хотите, можете изобразить кота, а можете какого-нибудь слонопотама. А кто хочет сделать злого волка? Ну и правильно: злые животные из Lego не получаются. Ведь злые не бывают веселыми и яркими!
Опираясь на примерные схемы, педагог до и после конструирования проводит беседы с детьми о постройках и об игре с ними.
Тема:Lego-ТРИЗ Волшебные предметы. С героями приключенческих книг и фильмов постоянно случаются всякие невероятные истории. Они попадают в очень сложные, порой безвыходные ситуации. Предложите ребенку придумать, какой волшебный предмет или удивительный прибор он бы хотел подарить герою книги или фильма, чтобы тому легче было справиться с неприятностями. Какими свойствами этот предмет должен обладать, как может выглядеть. Пусть ребёнок придумает и построит этого волшебного «помощника».
Тема: LEGO-парк «Видеообращение жителей Лего-страны. Парк аттракционов всем Лего-человечкам». Учить конструировать часть объекта по инструкции педагога с последующим достраиванием по собственному замыслу. Развивать
творческие способности.
Тема: Конструирование космических кораблей. Развитие навыков анализа объекта и передачи его формы средствами Lego конструктора. Учить детей конструировать по заданной теме. Побуждать детей самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии с ха- Иллюстрации построек и характером постройки.
Тема: Насекомые - Умение пользоваться Lego конструктором при создании насекомых. Закреплять умение конструировать по образцу. Побуждать детей самостоятельно отбирать нужные детали. Активизировать внимание.
Игровое упражнение «Волшебная дорожка»
- Определения уровня конструктивных умений у детей
Тема: Моделирование динозавров. Формировать умение анализировать схему, подбирать необходимые детали по форме, размеру, цвету, выделять основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
Тема: «Нефтяное месторождение»
продолжать знакомить детей с образовательными конструкторами
– продолжать развивать умение детей устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни
– учить строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал
– продолжать развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять
Тема: Покорители космоса. Рассказать о первом космонавте нашей страны. Учить строить ракету из Lego- конструктора. Продолжать учить работать со схемой. Закреплять знания детей об окружающем мире. Воспитывать любознательность.
Тема: Конструирование корабля по замыслу. Продолжать учить выделять при рассматривании схем, иллюстраций, как общие, так и индивидуальные признаки, выделять основные части предмета и определять их форму; развивать конструкторские навыки; расширять представление детей о судах.
Тема:«Строим по указаниям»
Педагог или ребенок, проговаривает куда и какого цвета кирпичик надо поставить. Затем сравниваем с исходной моделью. набор SIX BRICKS
Тема: Беседка. Дать представление об архитектуре. Закреплять представления о назначении и строении беседок, об их частях (крыша, колонны).Учить строить беседку.
Тема: Моделирование сложной многоступенчатой пирамиды. Учить сооружать сложную конструкцию по графической модели; формировать представление о различных конструкторских элементах, их свойствах и способах монтажа; развивать активность, уверенность в себе.
Практика: сооружать совместную постройку, планировать этапы её создания.
Тема «Незнайка и Цветочный город». Развивать потребность к экспериментированию; совершенствовать конструкторские способности; продолжать учить работать в коллективе (сооружать совместную постройку, планировать этапы её создания).конструирование макетасказочного города
Тема: Чему мы научились за год.
Дается ребенку возможность раскрыть свой потенциал, пофантазировать, закрепить полученные навыки.
Конструируют по памяти, по своему замыслу, ориентируясь на плоскости и в пространстве. Многообразие конструкторов LEGO способствует вовлечению ребенка в процесс обучения.Итоговый проект по выбору ребенка
Учебно-тематический план
№ п/п № | Название раздела, темы | Количество часов (минут) | Формы контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
Модуль 1. «История и путешествие по стране LEGO» | 125 мин | 50 мин | 75 мин | |||
1. | Правила работы с конструктором LEGO. | 25 | 10 | 15 | Вводный контроль – беседа, наблюдение | |
2. | История конструктора «LEGO», названия деталей и способы крепления | 25 | 10 | 15 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
3. | «Творческие игры, творческие задания с LEGO». | 25 | 10 | 15 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
4. | Веселые кирпичики LEGO-DUPLO. | 25 | 10 | 15 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
5. | Конструирование по замыслу. Мост | 25 | 10 | 15 | Дидактическая игра «Запомни и построй» Выставка работ. | |
Модуль 2. Конструктор LEGO Education «Социально-эмоциональное развитие ребёнка» | 425 мин | 145 мин | 280 мин | |||
6. | Устойчивость LEGO моделей. Постройка пирамид. | 25 | 10 | 15 | Вводный контроль – беседа, наблюдение | |
7. | Моделирование сложной многоступенчатой пирамиды. | 25 | 10 | 15 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
8. | Городские жители. | 25 | 10 | 15 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
9. | Лего-парк | 25 | 5 | 20 | Дидактическая игра «Запомни и построй» Выставка работ. | |
10 | Автопортреты. | 25 | 10 | 15 | Выступление перед группой | |
11. | «Нефтяное месторождение» | 25 | 10 | 15 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
12. | Все наши чувства. | 25 | 10 | 15 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
13. | Уникальные сооружения. | 25 | 10 | 15 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
14. | Пространственное ориентирование. «Собери модель по ориентирам», «Составь план групповой комнаты». | 25 | 10 | 15 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
15. | Сложные эмоции. | 25 | 10 | 15 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
16. | Беседка для всей семьи | 25 | 10 | 15 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
17. | Давай дружить. | 25 | 10 | 15 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
18. | Конструирование под музыку. | 25 | 10 | 15 | Выставка работ. | |
19. | Моделирование на плато. Праздник Победы. | 50 | 10 | 40 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
20. | Военная техника «23 февраля» | 25 | 5 | 20 | Выставка работ | |
21. | Лего-подарок для мамы | 25 | 5 | 20 | Выставка работ | |
Модуль 3. Конструктор LEGO Education «Математический поезд». (Логико – математическое развитие) | 125 мин | 45 мин | 80 мин | |||
22. | Знакомство с конструктором «Математический поезд». | 25 | 10 | 15 | Вводный контроль – беседа, наблюдение | |
23. | Железнодорожный вокзал. | 25 | 10 | 15 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
24. | Нумерация вагонов. | 25 | 10 | 15 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
25. | Перевозим грузы. | 25 | 10 | 15 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
26 | Комбинаторика. «Светофор», «Составь флаги». | 25 | 5 | 20 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
Модуль 4. Конструктор LEGO Education «Планета STEAM» | 200 мин | 80 мин | 120 мин | |||
27. | Добро пожаловать на планету STEAM. | 25 | 10 | 15 | Вводный контроль – беседа, наблюдение | |
28. | Функциональные элементы конструктора. | 25 | 10 | 15 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
29. | Горки. | 25 | 10 | 15 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
30. | Передвижение по воде. | 25 | 10 | 15 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
31. | Вероятность. | 25 | 10 | 15 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
32. | Сценическое искусство. | 25 | 10 | 15 | Выступление перед группой | |
33. | Шестерни. | 25 | 10 | 15 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
34. | Цепные реакции. | 25 | 10 | 15 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
Модуль 5. Конструктор LEGO Education «Городская жизнь». | 200 мин | 74 мин | 126 мин | |||
35. | «Городская жизнь». | 25 | 10 | 15 | Вводный контроль – беседа, наблюдение | |
36. | Наш родной город. | 25 | 10 | 15 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
37. | Мой дом | 25 | 10 | 15 | Выступление перед группой | |
38. | Общественные службы. | 25 | 10 | 15 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
39. | Общественное питание. | 25 | 10 | 15 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
40. | Общественный транспорт. | 25 | 10 | 15 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
41. | Мой день в детском саду. | 25 | 7 | 18 | Выступление перед группой | |
42. | Моя семья и родственники. | 25 | 7 | 18 | Выступление перед группой | |
Модуль 6. «Мир природы» | 275 мин | 85 мин | 190 мин | |||
43 | «Осень в лесу» | 25 | 10 | 15 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение. | |
44. | Зоопарк. Конструируем фигуру животного по образцу. | 25 | 5 | 20 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение. | |
45. | «Моделирование птиц». | 50 | 10 | 40 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
46. | Аквариум | 25 | 10 | 15 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
47. | Домашние животные | 25 | 10 | 15 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
48. | Животные Красной книги | 50 | 15 | 35 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
49. | Насекомые | 25 | 10 | 15 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
50. | Динозавры, создание макета | 50 | 15 | 35 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
Модуль 7 Космос | 125 Мин. | 30 Мин. | 95 мин | |||
51. | Конструирование космических кораблей. | 25 | 5 | 20 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение. Выставка | |
52. | Покорители космоса | 25 | 5 | 20 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
53. | «Путешествие на планету роботов». | 50 | 15 | 35 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
54. | Робот | 25 | 5 | 20 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение.Выставка | |
Модуль 8 Путешествие в мир сказки | 250 Мин. | 50 Мин. | 200 Мин. | |||
55. | Конструирование дома по условиям (Избушка Бабы Яги). | 25 | 5 | 20 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
56. | Обыгрывание сказки «Гуси Лебеди» | 50 | 10 | 40 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
57. | Проект «Незнайка и Цветочный город». | 50 | 10 | 40 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
58. | «Новый год» «Дед Мороз» | 25 | 5 | 20 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
59. | «Новый год» «Снегурочка» | 25 | 5 | 20 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
60. | Конструирование по условиям | 25 | 5 | 20 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
61. | Свободная конструкторская деятельность | 25 | 5 | 20 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
62. | LEGO-триз | 25 | 5 | 20 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
Мониторинг | 50 мин | 10 мин. | 40.мин | |||
63 | Чему мы научились за год. | 25 | 5 | 20 | Выставка. Контроль | |
64 | Чему мы научились за год. | 25 | 5 | 20 | Выставка. Контроль. | |
ИТОГО 72 занятий: | 1800 мин. | 360 мин. | 1440 мин. |
Планируемые результаты
В результате изучения данной программы должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Дети будут иметь представления:
- о деталях LEGO-конструктора и способах их соединений;
- об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;
- о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов;
- о связи между формой конструкции и ее функциями.
Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива. Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением. Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
Дети будут иметь представления: о деталях LEGO-конструктора и способах их соединений; об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса; о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов; о связи между формой конструкции и ее функциями. Форма представления результатов Открытые показы конструктивной деятельности для педагогов ДОУ и родителей; Выставки по LEGO-конструированию; Конкурсы, соревнования, фестивали.
Дети должны уметь:
• Строить на основе самостоятельного анализа предлагаемого образца
или словесной инструкции
•Создавать различные варианты конструкций (моделей) по образцу,
карте – схеме, инструкции или замыслу.
• Самостоятельно определять этапы будущей конструкции и творчески
реализовывать свои собственные замыслы.
• Видеть взаимосвязи между назначением предмета и его строением
• Располагать конструкции в нужной плоскости, точно соединять и
скреплять её детали. Сооружать устойчивые, симметричные
конструкции; использовать перекрытия, надстройки …
• Работать в парах и группах, общаясь в процессе работы.
• Использовать в речи конструкторские и технические термины
• Передавать форму объектов посредством конструкторов LEGO
• Использовать знакомые технические термины при описании
конструкций и моделей
• Определять категории животных, техники, построек…
• Создавать простые движущиеся конструкции
• Изменять пространственное положение объекта и его частей
• Различать и называть детали LEGO – конструкторов
• Пользоваться 2хмерными чертежами.
• Объединять постройки по сюжету и обыгрывать их.
Дети должны знать:
• Об истории возникновения конструкторов LEGO, о профессиях
архитектора и инженера – конструктора.
• О простых архитектурных формах и их вариативности
• Об устройстве и функциях различных объектов и строений
• О понятиях входа-выхода, положения, устойчивости, движения…
• Об архитекторах и инженерах-конструкторах, чем занимаются.
• О правилах работы в команде
• Сенсорные эталоны (цвет, форма, размер), цифры и числа
Раздел №2 Комплекс организационно-педагогических условий
Формы контроля и оценочные материалы
В процессе реализации поставленных задач осуществляется отслеживание усвоение детьми обучающего и развивающего материала.
Формы отслеживания результатов за деятельностью детей:
- наблюдение за деятельностью детей;
- задания для самостоятельного выполнения;
- общение с ребенком.
Мониторинг освоения детьми программного материала.
Текущий контроль проходит в виде опросов, педагогических наблюдений, проводимых в процессе каждого занятия. Критериями оценки служат усвоенные детьми знания, умения и навыки, правильность выполнения учебного задания.
Промежуточный контроль по темам проходит с использованием педагогического анализа выполненных детьми творческих проектов, отвечающих некоторым поставленным задачам. Организуется выставка.
Также для осуществления начального, промежуточного и итогового контроля проводится мониторинг (в начале, середине и конце учебного года). Результаты мониторинга заносятся в специальную таблицу:
Типовая диагностическая карта
Код ребенка | Знание основных деталей конструкторов | Умение выполнять постройку по схеме | Умение строить и преобразовывать знакомую конструкцию в | Средний балл | Уровень | |||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |
(н/г – умения на начало года, с/г – умения на середину года, к/г – умения на конец года).
Уровень овладения необходимыми умениями и навыками по каждому из параметров, оценивается в баллах:
5 баллов: ребенок справляется с заданием самостоятельно, быстро и без ошибок.
4 балла: ребенок справляется с заданием самостоятельно, в среднем темпе, самостоятельно исправляет ошибки.
3 балла: ребенок справляется с заданием медленно, исправляя ошибки под руководством педагога.
2 балла: ребенок справляется с заданием только под руководством педагога.
1 балл: ребенок не справился с заданием, помощь педагога не принимает.
Формы подведения итогов реализации программы
- проведение открытых занятий;
- создание индивидуальных конструкторских проектов;
- презентация и выставка творческих работ;
- совместные мероприятия с родителями;
- участие в выставках, конкурсах или викторины в игровой форме.
В каникулярное время допускается работа с детьми по реализации проектов, участие воспитанников кружка в выставках, конкурсах, досуговых мероприятиях.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Психолого-педагогические условия:
⋅ формирование у детей положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
⋅ использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
⋅ построение образовательной деятельности на основе взаимодействия педагога с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка;
⋅ поддержка положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия друг с другом в разных видах деятельности;
Здоровьесберегающие условия: соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил: проведение индивидуальных занятий по 1 часу 1 раз в неделю; соблюдение норм освещения, температурного режима, влажности воздуха, смена видов деятельности на занятии, чередование лёгких и сложных заданий, дозированное введение нового материала, проведение физкультминуток и релаксации.
Материально-технические условия реализации программы:
Занятия проводятся в групповой комнате, соответствующей требованиям Сан ПиН от 04.07.2014 № 41 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Групповая комната имеет хорошее освещение и возможность проветриваться.
Создание предметно-развивающей среды происходит с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
Строительные наборы и конструкторы:
Базовый набор конструктора "Первые механизмы",
Базовый набор конструктора "Первые конструкции",
Конструктор LEGO (наборы)
для обыгрывания конструкций игрушки (животные, машинки и др.).
LEGO 45024 конструктор "Планета STEAM"
Конструктор LEGO Education PreSchool 45024 Планета STEAM
Демонстрационный материал:
- наглядные пособия;
- цветные иллюстрации;
- образцы;
- необходимая литература.
- схемы;
-компьютер, проектор.
Базовый набор LEGO education «Построй свою историю» (Развитие речи 2.0), на котором основана наша работа, состоит из 1144 тщательно отобранных элементов ЛЕГО, включая разнообразных персонажей, животных, аксессуары, традиционные детали, базовые кубики, строительные пластины для создания до пяти сцен действия плюс одну дополнительную пластину для сборки стрелки-указателя «Построй свою историю».
Набор рассчитан на одновременную работу нескольких учеников. Ребята создают свои истории на заданную тему, презентуют свои проекты и получившиеся модели. По заданию педагога дети могут построить один большой проект или работать над историями индивидуально.
«Построй свою историю» состоит из базового набора кирпичиков ЛЕГО®, учебных материалов и специального программного обеспечения. С помощью материалов набора, ученики визуально создают начало, середину и конец истории, что в дальнейшем служит основой для развития сюжета их рассказа.
Дополнительные наборы LEGO «Построй свою историю»:
— Дополнительный набор StoryStarter «Развитие речи 2.0. Сказки». Предназначенный для использования с Базовым набором LEGO Education StoryStarter «Развитие речи 2.0», набор обладает всеми плюсами Базового набора и одновременно расширяет возможности его применения, поощряя учащихся создавать насыщенные деталями волшебные сказочные истории с помощью набора дополнительных элементов, подобранных с учетом специфики этого жанра литературы. Набор включает в себя 186 уникальных деталей, таких как декоративные элементы для персонажей и крылья для фей, драконов или других существ; героев, героинь и злодеев; волшебный реквизит, например, котел, чашу и волшебную палочку, а также элементы обстановки, например, паутину и арки для создания динамических сцен.
Дополнительный набор StoryStarter «Развитие речи 2.0. Космос»Предназначенный для использования с Базовым набором LEGO Education StoryStarter «Развитие речи 2.0», набор обладает всеми плюсами Базового набора и одновременно расширяет возможности его применения. Учащиеся откроют для себя жанр научной фантастики, одновременно изучая социальные науки, пересказывая исторические события или исследуя соответствующие темы из области естественных наук. В набор входит 186 уникальных деталей, таких как элементы персонажей для создания астронавтов и инопланетян; исследовательский реквизит, например, лазеры, антенны, панели управления и детекторы; а также различные элементы обстановки для создания динамических сцен в космическом пространстве.
Дополнительный набор StoryStarter «Развитие речи 2.0. Городская жизнь». Предназначен для использования с Базовым набором LEGO Education StoryStarter «Развитие речи 2.0», набор обладает всеми плюсами Базового набора и одновременно расширяет возможности его применения, поощряя учащихся исследовать различные темы , связанные с городской жизнью, обществом и его потребностями. В набор входит 201 уникальная деталь, таких как элементы персонажей, представляющих различные профессии, в том числе разнообразная униформа и инструменты; реквизит, например, продукты питания, деньги и цифровые приборы, а также различные элементы обстановки для создания общественных зданий и сцен.
Набор «Планета STEAM» от LEGO® Education 295 кубиков LEGO® DUPLO®, в том числе зубчатые колёса, гусеницы, шкивы, лодки и цифры.
Методические материалы
- Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений объектов реального мира средствами конструктора LEGO): методическое пособие /Л.Г. Комарова – М.: Линка-Пресс, 2001.
- Фешина Е.В. Лего – конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.:Сфера, 2011. – 243 с.
- Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: пособие для педагогов-дефектологов/ Т.В Лусс, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова. - М.: ВЛАДОС,2003г.
- Дыбина О. В. «Творим, изменяем, преобразуем»; М.: Творческий центр «Сфера», 2002 г.
- Ишмакова М.С. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г.
- Куцакова Л. В. «Конструирование и художественный труд в детском саду»; Творческий центр «Сфера», 2005 г.
- Методические пособия для педагогов Компании LEGO Education:
УМК «Городская жизнь»,
УМК «Эмоциональное развитие ребёнка»
УМК «Логико-математическое развитие у детей дошкольного возраста»
УМК «Планета STEAM».
Интернет – ресурсы:
https://education.lego.com/ru-ru/support/earlylearning
https://education.lego.com/ru-ru/support/earlylearning#steam_park
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности «Буги-Вуги»
программа ориентирована на детей 5-7лет, рассчитана на один год обучения....
Комментарии
Благодарю Вас, за
Благодарю Вас, за предоставленный материал)))