Проектная деятельность в детском саду
статья по конструированию, ручному труду

Насруллаева Наира Курбановна

Проектная деятельность в детском саду

Подготовила: воспитатель Насруллаева Наира Курбановна

 

Часто родители ставят перед педагогом вопрос: «Зачем детям дошкольного возраста нужна проектная деятельность?»

Дошкольный возраст — это важный и самый ответственный этап развития ребенка, именно в это время закладываются основы личностного развития: интеллектуального, физического, эмоционального, коммуникативного. Это время, когда ребёнок учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми, начинает осознавать себя и своё место в этом мире.

Детский сад — первая ступенька в общем систематизированном образовании ребенка, его первый опыт участия в общественной жизни.

Проектная деятельность в детском саду — это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята развивают познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности.

Задача педагога в проектной деятельности — активизировать творческую активность ребенка и способствовать самостоятельности в выборе способа действия в различных ситуациях. Целью проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) должен стать активный и любознательный, разносторонне развитый и творчески свободный ребенок.

Проектная деятельность в ДОУ — это своеобразный индикатор профессионализма педагогов, их готовности к инновационным методам работы, желания расти и развиваться в профессионально-личностном плане. Хороший воспитатель, разрабатывая проект, будет определять задачи обучения в соответствии с существующими линиями развития ребенка.

Задачи обучения младших дошкольников:

  • пробудить интерес к будущему проекту;
  • приобщать ребят к процессу познания нового;
  • формировать различные представления;
  • побуждать детей к совместной исследовательской деятельности.

Развитие психических процессов:

  • создание эмоциональной заинтересованности;
  • познание новых предметов и действий с ними;
  • развитие воображения и мышления;
  • развитие речи.

Развитие умений и навыков исследования и экспериментирования:

  • осмысление цели; овладение разными способами ее достижения;
  • способность предполагать результат.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_v_detskom_sadu.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в детском саду

Подготовила: воспитатель Насруллаева Наира Курбановна

Часто родители ставят перед педагогом вопрос: «Зачем детям дошкольного возраста нужна проектная деятельность?»

Дошкольный возраст — это важный и самый ответственный этап развития ребенка, именно в это время закладываются основы личностного развития: интеллектуального, физического, эмоционального, коммуникативного. Это время, когда ребёнок учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми, начинает осознавать себя и своё место в этом мире.

Детский сад — первая ступенька в общем систематизированном образовании ребенка, его первый опыт участия в общественной жизни.

Проектная деятельность в детском саду — это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята развивают познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности.

Задача педагога в проектной деятельности — активизировать творческую активность ребенка и способствовать самостоятельности в выборе способа действия в различных ситуациях. Целью проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) должен стать активный и любознательный, разносторонне развитый и творчески свободный ребенок.

Проектная деятельность в ДОУ — это своеобразный индикатор профессионализма педагогов, их готовности к инновационным методам работы, желания расти и развиваться в профессионально-личностном плане. Хороший воспитатель, разрабатывая проект, будет определять задачи обучения в соответствии с существующими линиями развития ребенка.

Задачи обучения младших дошкольников:

  • пробудить интерес к будущему проекту;
  • приобщать ребят к процессу познания нового;
  • формировать различные представления;
  • побуждать детей к совместной исследовательской деятельности.

Развитие психических процессов:

  • создание эмоциональной заинтересованности;
  • познание новых предметов и действий с ними;
  • развитие воображения и мышления;
  • развитие речи.

Развитие умений и навыков исследования и экспериментирования:

  • осмысление цели; овладение разными способами ее достижения;
  • способность предполагать результат.

В процессе работы над проектами дети младшего дошкольного возраста осознают, как важно с детских лет заботиться о своем здоровье (игровой проект «Доктор Айболит»), развивают коммуникативные навыки (вернисаж «Мама, папа, я», генеалогический проект «Древо жизни»), обогащают свое представление об окружающем мире и способах ориентировки в нем (творческие проекты «Мой друг», «Мир насекомых»), развивают ценностно — эмоциональное отношение к произведениям искусства и художественным образам (проект «Мир живописи»).

Задачи обучения старших дошкольников:

  • развивать поисковую и интеллектуальную инициативу;
  • поощрять эксперименты и моделирование;
  • формировать средства познавательной активности и обобщенные способы умственной деятельности;
  • учить прогнозировать.

Формирование азов учебной деятельности:

  • стимулировать к размышлениям и созданию собственной картины мира;
  • развивать навыки коммуникативного взаимодействия.

Развитие умений и навыков исследования и экспериментирования:

  • умение найти проблему;
  • самостоятельно осуществить поиск решения;
  • выбрать лучший способ решения и продуктивно его осуществить; уметь анализировать результаты.

В процессе работы над проектами дети старшего дошкольного возраста учатся самопознанию и умению верно оценить свою работу, учатся разным способам общения, развивают свою речь (индивидуальный проект «Моя любимая семья», проект «Сказки о дружбе»). Ребята учатся систематизировать накопленные знания, экспериментировать на практике и в уме, планировать свою деятельность поэтапно, логически мыслить (клуб книголюбов «Страна знаний», групповые проекты «Сказочный лес», «Занимательная математика», комплексный проект «Наши герои»). Дети приобщаются к искусству, овладевают различными видами художественного мастерства, учатся давать эстетическую оценку (ролевой игровой проект «Мир сказки», комплексный проект «Неделя книжки»).

Какие могут быть проекты в детском саду?

Проектная деятельность в детском саду классифицируется по доминирующему методу:

  • поисково — исследовательские проекты (дети проводят опыты и научные исследования, определяют задачи и методы исследования, формулируют проблему и находят ее решение, а результат оформляют в виде альбома, газеты или выставки);
  • информационные проекты (дети самостоятельно накапливают информацию и воплощают ее в жизнь, оформляя, например, уголок в группе);
  • игровые проекты (дети решают поставленные задачи, вживаясь в образ сказочного героя);
  • творческие проекты (они имеют свободную структуру и не ограничены жесткими рамками, они меняются в процессе воплощения, их итог — проведение тематического детского праздника или театрального представления, спортивной игры или экспедиции).

Проекты могут быть индивидуальные и парные, фронтальные и групповые, проводимые внутри группы или с другими группами детей, с семьей или общественными организациями. Проекты могут иметь целью получение сведений о явлениях природы или жизни в обществе, развитие творческих способностей или усвоение культурных норм. Проекты могут быть долгосрочными, среднесрочными или краткосрочными. Ребенок в проекте может быть просто участником — исполнителем, а может выступать заказчиком или экспертом.

Важным критерием в способе организации проектной деятельности является возраст ребенка:

  • Исполнительно — подражательный проект (дети 3,5– 5 лет) — взрослый координирует и направляет, а дети выполняют задания педагога либо подражают его действиям;
  • Развивающий проект (дети 5–6 лет) — педагог предлагает проект, а задача ребенка понять проблему, уточнить цель и выбрать средства для достижения результата
  • Творческий проект (дети 6–7 лет) — педагог создает условия для самостоятельного творчества, «подталкивает» маленьких исследователей к определению проблемы и способу ее решения.

Как выполняется проект в детском саду?

Каждый проект должен иметь четкую структуру и ясные цели, быть актуальным и социально значимым, только в этом случае проектная деятельность в ДОУ педагогов, детей и их родителей будет успешной.

Основы проектной деятельности базируются на важных принципах проектирования в детском саду:

  • Принцип открытости — любой ребенок имеет право выбора и может согласиться на участие в проекте, а может и отказаться, если не уверен в себе или хочет занять позицию наблюдателя. На любом этапе выполнения проекта ребенок может принять решение о продолжении работы или ее завершении. Ребенок самостоятельно распоряжается результатом своей работы и принимает решение о предоставлении или не предоставлении результата окружающим.
  • Принцип диалогичности — у ребенка всегда должна быть возможность общения и в процессе выполнения проекта, и в обсуждении его результатов.
  • Принцип рефлексивности — ребенок должен осознать себя субъектом собственной деятельности и социальных отношений. Это помогает ему в самоопределении и объективной оценке своих возможностей.

Любой проект выполняется постепенно и можно выделить определенные этапы проектной деятельности:

  • формулируется проблема, цели, задачи проекта и его конечный продукт. Детям нужно понять и принять проблему, вжиться в игровую ситуацию, осознать себя ее участниками, понять, что нужно сделать и как это сделать, чтобы получить результат;
  • педагог помогает детям планировать деятельность, направленную на решение задачи. Детям необходимо объединиться и распределить роли;
  • педагог контролирует осуществление проекта, направляет детей и в случае необходимости оказывает им практическую помощь;
  • по результатам деятельности готовится презентация. Дети помогают в ее подготовке и защите, демонстрируют зрителям результат своей деятельности.

Проектная деятельность дошкольников является уникальным способом сотрудничества педагогов, детей и родителей. Организация проектной деятельности важна не только для подготовки малышей к школе, но и для полноценного развития ребенка, для его успешной адаптации к социальной жизни в обществе, для роста гармоничной, творческой и активной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Проектная деятельность в детском саду. Проект "Пустите папу в детский сад"

В этом документе вы можете найти интересную информацию по взаимодействию с родителями в ДОУ....

Проектная деятельность в детском саду. Проект "Пустите папу в детский сад"

Работа по взаимодействию с родителями согласно с ФГОС...

Проектная деятельность в детском саду "В детский сад без слез"

В материале описана работа педагога - психолога по сопроводждению семьи и ребенка в период адаптации к ДОУ...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...