ДОП «LEGO-конструирование» 5 - 6 лет
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Дополнительная образовательная программа технической направленности "ЛЕГО-конструирование" возраст обучающихся 5 - 6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_lego-konstruirovanie_5-6_let.docx | 111.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 22 комбинированного вида
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
_____________________________________________________________________________
195027, Санкт-Петербург, пр. Металлистов д.20 литер А, т/ф: 224-21-66
ПРИНЯТО Решением Педагогического совета ГБДОУ | УТВЕРЖДЕНО приказом ГБДОУ Детский сад № 22 Заведующий ГБДОУ №22 ______________ Ю.В. Лебедева |
СОГЛАСОВАНО
Совет родителей (законных представителей)
Протокол № 1 от 30.08. 2021г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
технической направленности
«LEGO-конструирование»
Возраст обучающихся: 5 - 6 лет
Срок реализации: 8 месяцев
Составитель:
Педагог дополнительного образования
Тулина
Мария Сергеевна
Санкт-Петербург
2021
Содержание
1. | Пояснительная записка | |
2. | Учебно-тематический план | |
3. | Содержание Программы | |
4. | Информационно-методическое обеспечение Программы | |
5. | Материально-техническое обеспечение Программы | |
6. | Диагностическое обеспечение Программы | |
7. | Приложение |
1 . Пояснительная записка
LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.
Актуальность программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки.
Программа нацелена на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
Цели и задачи Программы
Цель: создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования.
Задачи:
развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе;
развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
Принципы организации воспитательно-образовательного процесса в рамках реализации Программы являются:
доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Подходы к формированию Программы
- личностно-ориентированный подход – опора на уже сформированные личностные структуры обучающихся (их мотивацию, самосознание, ценности);
- индивидуальный подход – учет индивидуально-типологических и психофизиологических особенностей, обучающихся;
- позитивный подход – опора на сильные стороны личности и поведении ребенка, позитивная ориентация обучения (учить тому, что нужно делать для сохранения здоровья, а не бороться с недостатками).
Основные направления работы
Данная программа направлена на развитие следующих процессов:
- Психическое развитие: формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти.
- Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики, координации рук и глаз.
- Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.
Методические рекомендации к организации занятий:
Дополнительная общеразвивающая программа «LEGO-конструирование» предназначена для детей 5–6 лет. Занятия проводятся 1 раза в неделю в течение всего учебного года (с октября по май, 32 занятия в год).
Основная форма работы с детьми – подгрупповые занятия продолжительностью до 25 минут.
Структура занятия:
Первая часть занятия:
• определение темы занятия
• проблемная ситуация (сюрпризный момент)
• поиск решения проблемы
Цель – развитие элементов логического мышления.
Задачи:
• Совершенствование навыков классификации.
• Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.
• Активизация памяти и внимания.
• Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
• Развитие комбинаторных способностей.
• Закрепление навыков ориентирования в пространстве.
Вторая часть:
• определение этапов работы, объяснение, показ (по необходимости)
• физкультминутка
• инструктаж по технике безопасности во время работы с конструктором
• подбор материалов
• пальчиковая гимнастика
• самостоятельная работа (при необходимости индивидуальная помощь педагога)
Цель – развитие способностей к наглядному моделированию.
Задачи:
• Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
• Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
• Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
• Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.
• Развитие речи и коммуникативных способностей.
Третья часть:
• подведение итогов
• оформление работ; оформление выставки.
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики,.
возрастные особенности развития дошкольника 5 - 6 лет:
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни
роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и
иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой
схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться
оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки.
Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования:
1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями);
2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства.
У ребят данного возраста продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Планируемые результаты освоения Программы:
- различать и называть детали конструктора и способы их соединения;
- правильно называть детали лего-конструктора;
- обдумывать назначение будущей постройки, намечать цели деятельности;
- конструировать по условиям, заданным взрослым;
- конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме;
- определять связь между формой конструкции и функциями;
- получат представление об устойчивости модели в зависимости от ее формы и распределения веса, о зависимости прочности конструкции
от способа соединения ее отдельных элементов;
- самостоятельно и творчески выполнять задания, реализовать собственные замыслы;
- работать в паре, коллективе;
- рассказывать о постройке.
У детей сформируются:
- интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и инициатива;
- конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет,
выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать
связь между их назначением и строением;
- коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей;
- предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться,
выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью,
доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Методы обучения:
- Наглядный
- Информационно-рецептивный
- Словесный
- Проблемный
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- Репродуктивный
- Практический
- Игровой
- Частично-поисковый
Педагогические приемы:
- этапность – от простого к сложному;
- положительное воздействие педагога: улыбка, добрый взгляд, хорошее настроение, поощрение, использование шуток, юмора, переключение внимания, скрытие недостатков;
- исключение отрицательных оценок.
Условия реализации Программы:
Для успешной реализации Программы, важны следующие условия: регулярное проведение и посещение воспитанниками ООД, чтобы каждый правильно понимал, что ему нужно делать, обсуждение ответов, по возможности с участием каждого, качественное выполнение каждого из предложенных заданий, при индивидуальном выполнении заданий в рабочих тетрадях осуществление контроля за правильностью выполнения.
.
Способы проверки результатов освоения Программы:
Проведение диагностики навыков Лего-конструирования у детей 5-6 лет:
В начале года - выполнение диагностического задания в виде дидактической игры «Угадай, что нарисовано», необходимо для определения актуальных образовательных задач, индивидуализация образовательных процессов;
В конце года - выполнение диагностики в виде творческого задания «Придумайте постройки сами», необходимо для оценки динамики развития навыков Лего-конструирования у ребенка.
Для проверки результатов освоения Программы используются материалы педагогической диагностики по программе «Развитие» под редакцией А.И. Булычевой.
Также постоянно организуются выставки детских работ, которые позволяют показать уровень обученности детей, а детям, в свою очередь позволяют, самовыразиться, самоутвердиться в глазах сверстников.
Особенности проведения проверки результативности реализации Программы:
- все задания выполняются после показа воспитателем.
- при выполнении сложных заданий первый раз необходимо помочь ребенку принять правильную позицию пальцев, далее ребенок действует самостоятельно.
- в целях аутентичной оценки информация фиксируется в естественной среде, при создании игровой непринужденной ситуации.
Формы отслеживания результатов:
- наблюдение на занятиях, свободное общение с ребёнком, индивидуальные игровые упражнения, диагностические беседы.
Формы предъявления и демонстрации результатов:
- диагностическая карта навыков Лего-конструирования у детей 5-6 лет;
- выставки детского творчества;
- создание видеороликов;
- создание компьютерной презентации.
2. Учебно-тематический план
№ | Содержание тематических разделов программы | Объем образовательной нагрузки | |
Количество занятий | Количество минут/ часов | ||
1 | Путешествие в страну «Лего»: | 1 | 25 мин/0 часов 25 мин |
Вводное занятие. Знакомство с лего-конструктором | 1 | 25 мин | |
2 | Наша группа: | 5 | 25 мин |
Стол | 1 | 25 мин | |
Стул | 1 | 25 мин | |
Кровать | 1 | 25 мин | |
Шкаф | 1 | 25 мин | |
Мальчики и девочки | 1 | 25 мин | |
3 | Наш участок: | 8 | 200 мин/3 часа 20 мин |
Песочница | 1 | 25 мин | |
Лавочка, скамья | 1 | 25 мин | |
Беседка | 1 | 25 мин | |
Домик | 1 | 25 мин | |
Горка | 1 | 25 мин | |
Качели | 1 | 25 мин | |
Цветы | 1 | 25 мин | |
Деревья | 1 | 25 мин | |
4 | Мой двор: | 4 | 100 мин/1 час 40 мин |
Детская площадка | 1 | 25 мин | |
Одноэтажный дом | 1 | 25 мин | |
Многоэтажный дом | 1 | 25 мин | |
Магазин | 1 | 25 мин | |
5 | Улица полна неожиданностей: | 8 | 200 мин/3 часа 20 мин |
Светофор | 1 | 25 мин | |
Самокат | 1 | 25 мин | |
Велосипед | 1 | 25 мин | |
Легковая машина | 1 | 25 мин | |
Грузовая машина | 1 | 25 мин | |
Спецтранспорт | 1 | 25 мин | |
Воздушный транспорт | 1 | 25 мин | |
Водный транспорт | 1 | 25 мин | |
6 | Украшаем наш город: | 5 | 125 мин/2 часа 05 мин |
Улицы города | 1 | 25 мин | |
Наш любимый детский сад | 1 | 25 мин | |
Строим парк отдыха | 1 | 25 мин | |
Строим зоопарк | 1 | 25 мин | |
Обитатели зоопарка | 1 | 25 мин | |
7 | Вот, что я умею: | 1 | 25 мин/0 часов 25 мин |
Итоговое занятие. Придумай постройки сам. | 1 | 25 мин | |
Всего: | 32 | 800 мин/13 часов 20 мин |
Всего курс состоит из 32 занятий, из которых 1 итоговое занятие.
3. Содержание Программы
№раздела | №занятия | Лексическая тема | Задачи | Содержание | |
1 | Путешествие в страну «Лего» | ||||
1.1 | Вводное занятие. Знакомство с лего - конструктором |
|
| ||
2 | Наша группа | ||||
2.1 | Стол |
|
цель: закреплять название деталей ЛЕГО
| ||
2.2 | Стул |
|
цель - закреплять названия деталей ЛЕГО.
| ||
2.3 | Кровать |
|
цель - закреплять названия деталей ЛЕГО конструктора.
| ||
2.4 | Шкаф |
|
цель - развивать внимание, мышление.
| ||
2.5 | Мальчики и девочки |
|
цель - развивать внимание, память.
| ||
3 | Наш участок | ||||
3.1 | Песочница |
|
цель – учить строить с закрытыми глазами, развивать мелкую моторику рук, выдержку.
| ||
3.2 | Лавочка, скамья |
|
цель - развивать память, внимание.
| ||
3.3 | Беседка |
|
цель - учить строить в команде, помогать друг другу.
| ||
3.4 | Домик |
|
цель - раскреплять значения сигналов светофора; развивать внимание, память.
| ||
3.5 | Горка |
|
цель - закреплять значения сигналов светофора; развивать внимание, память.
| ||
3.6 | Качели |
|
цель - развивать интерес к игре и внимание.
| ||
3.7 | Цветы |
|
цель - развивать внимание, память.
| ||
3.8 | Деревья |
|
цель - развивать внимание, память.
| ||
4 | Мой двор | ||||
4.1 | Детская площадка |
|
цель - развивать внимание, память.
| ||
4.2 | Одноэтажный дом |
|
цель - развивать внимание, память.
| ||
4.3 | Многоэтажный дом |
|
цель - развивать внимание, логики.
| ||
4.4 | Магазин |
|
цель – закрепление названий деталей лего.
| ||
5 | Улица полна неожиданностей | ||||
5.1 | Светофор |
|
цель: закреплять название деталей ЛЕГО
| ||
5.2 | Самокат |
|
цель - закреплять названия деталей ЛЕГО.
| ||
5.3 | Велосипед |
|
цель - развивать внимание, мышление.
| ||
5.4 | Легковая машина |
|
цель - развивать внимание, память.
| ||
5.5 | Грузовая машина |
|
цель - развивать внимание, память.
| ||
5.6 | Спецтранспорт |
|
цель – учить строить с закрытыми глазами, развивать мелкую моторику рук, выдержку.
| ||
5.7 | Воздушный транспорт |
|
цель - развивать память, внимание.
| ||
5.8 | Водный транспорт |
|
цель - учить строить в команде, помогать друг другу.
| ||
6 | Украшаем наш город | ||||
6.1 | Улицы города |
|
цель - раскреплять значения сигналов светофора; развивать внимание, память.
| ||
6.2 | Наш любимый детский сад |
|
цель - закреплять значения сигналов светофора; развивать внимание, память.
| ||
6.3 | Строим парк отдыха |
|
цель - развивать интерес к игре и внимание.
| ||
6.4 | Строим зоопарк |
|
цель - развивать внимание, память.
| ||
6.5 | Обитатели зоопарка |
|
цель - развивать внимание, память.
| ||
7 | Вот, что я умею | ||||
7.1 | Итоговое занятие. Придумай постройки сам. |
|
| ||
Всего: | 32 |
4. Информационно - методическое обеспечение Программы
Информационное обеспечение:
∙ Сайт ИНФОУРОК. https://infourok.ru/konspekti-zanyatiya-polegokonstruirovaniyu-dlya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-2860440.html; ∙ Сайт «Maam.ru». https://www.maam.ru/detskijsad/konstruirovanie-v-detskomsadu-808834.html;
∙ Сайт «Maam.ru». https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-polegokonstruirovaniyu-v-starshei-grupe-tema-labirint.html
∙ Сайт «Melkie.net». https://melkie.net/detskoe-tvorchestvo/lego-konstruirovaniev-detskom-sadu.html;
∙ Сайт «Социальная сеть работников образования ns-portal». https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/09/05/lego-konstruirovanie-vdetskom-sadu;
∙ Сайт «Социальная сеть работников образования ns-portal». https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2017/09/06/konspektzanyatiya-po-lego-konstruirovaniyu;
∙ и др. методические материалы сети Интернет
Методическое обеспечение:
- Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.
- Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO.
- Лиштван З.В. Конструирование.
- Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование.
- Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники.
- Библиотека материалов. https://infourok.ru/konspekti-zanyatiya-polegokonstruirovaniyu-dlya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-2860440.html
- Казакова О.А. Рабочая программа Центра развивающих игр «Леготека». https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/09/05/lego-konstruirovanie-vdetskom-sadu
- Конструируем: играем и учимся LegoDacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. – 37 с.
- Мельникова О.В. Лего-конструирование. 5-10 лет. Программа занятий. 32 конструкторские модели. Книга + CD. ФГОС: Издательство: Учитель г. Волгоград Год издания: 2019 г.- 167 с. Назарова В. Лего-конструирование в детском саду. https://www.maam.ru/detskijsad/konstruirovanie-v-detskom-sadu-808834.html
- Пуненко Т. Конспект занятия по легоконструированию. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-legokonstruirovaniyu-v-starsheigrupe-tema-labirint.html
- Сорокина М.В. Конспект занятия по лего-конструированию. https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2017/09/06/konspektzanyatiya-po-lego-konstruirovaniyu
- Фешина Е.В. Лего - конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.: Сфера, 2017. – 243 с.
- Фоминых Н. Как провести занятие по лего-конструированию в детском саду.
- Дыбина О. В. «Творим, изменяем, преобразуем»; М.: Творческий центр «Сфера», 2002 г.
- Куцакова Л. В. «Конструирование и художественный труд в детском саду»; Творческий центр «Сфера», 2005 г.
- Дополнительнаяобразовательнаяпрограммапознавательно-речевойнаправленности «Лего-конструирование» [Электронный ресурс] – режим доступа: http://nsportal.ru
- Аллан Бедфорд Большая книга LEGO. Издательство: Манн, Иванов и Фербер. 2014 – 256 с.
- Книга обо всем. LEGO - приключение в реальном мире. Серия: LEGO Книги для фанатов. Переводчик Ремизова И.С.. Отв. ред. Волченко Ю. Издательство «Эксмо». 2017.- 176 с.
- Книга идей. LEGO Звездные войны. Доулан Х., Доусетт Э., Хьюго С. Переводчик Саломатина Е. С. Издательство «Эксмо». Серия: LEGO Звёздные войны. Книги для фанатов. 2018 – 70 с.
- LEGO Batman Movie. Создай своего героя. Книга для творчества. Перевод Цветкова Н. Издательство «Эксмо». Серия LEGO.2017 - 40 с.
- LEGO. Книга Новая жизнь старых деталей. Переводчик Аревшатян А. А. Издательство «Эксмо детство». 2018 – 200 с.
5. Материально-техническое обеспечение Программы
Оснащение кабинета:
Для реализации Программы используются специально помещение оборудованное стеллажами, демонстрационной магнитной ой, детскими столами и стульями.
ТСО:
Ноутбук, аудио - устройства.
Дидактический материал:
- схемы моделей по темам: «Наша группа», «Наш участок», «Мой двор», «Улица полна неожиданностей», «Украшаем наш город»;
- альбом – инструкция к лего – конструктору;
- технологические карты по сборке моделей;
- фотографии и иллюстрации будущих поделок;
- картотека с моделями по лего – констуированию;
- информационные носители (CD – диски, флеш – накопители) со схемами, фотографиями построек, мультипликационными фильмами, снятыми при помощи лего – конструктора;
- модели машин и игрушечный транспорт (грузовик, трактор, «Камаз», легковые машины, самолеты, лодка, теплоход и др.)
Конструкторы «LEGO»
Схемы моделей ЛЕГО конструктора
- Диагностическое обеспечение Программы
Диагностический инструментарий для обследования уровня
сформированности навыков Лего-конструирования:
Цель - определение актуальных образовательных задач, индивидуализация образовательных процессов, и завершение цепочки по решению этих задач, поскольку позволяет оценить динамику в развитии ребенка.
Использование материалов педагогической диагностики по программе «Развитие» под редакцией А.И. Булычевой.
Занятие №1
«Угадай, что нарисовано?»
(Проводится в начале октября)
Направлено на выявление у детей умение узнавать деталь, изображенную с трёх разных позиций (прямо, сверху и сбоку) в виде трех контурных фигур. Например, строительная деталь «кирпичик» с одной стороны выглядит как широкий и длинный прямоугольник, с другой - как узкий длинный прямоугольник, с третьей - как узкий короткий прямоугольник.
Материал.
Демонстрационный материал:
изображения с трёх разных позиций (в виде «схем-разверток») пяти строительных деталей и двух простейших конструкции (из двух – трёх фигур).
Цветные фишки для фиксации результатов.
Раздаточный: 5 деталей каждому ребёнку (цилиндр, брусок, конус, арка, полукуб.)
Инструкция по поведению.
Детям предлагают поиграть в игру «Угадай, что нарисовано», но прежде чем начать игру, воспитатель показывает им лист бумаги, расчерченный крестом на четыре части, напоминает, что в верхний левой клетке, предмет изображается с той стороны, которая находится перед ними, и называется такое изображение предмета «вид спереди». В клетке под ним предмет нарисован так, как будто бы на него смотрели с парашюта (это «вид сверху»). В правой верхней клетке дано его изображение сбоку. «А теперь, когда вы вспомнили, что на таких картинках изображён один предмет только с разных сторон, поиграем в угадай-ку»,- говорит воспитатель. Он поочередно показывает детям «схемы-развертки» пяти деталей и каждый раз предлагает выбрать среди лежащих на столе деталей, ту, которая изображена на листе (или на доске), и поставить ее перед собой так, как требуется по картинке. За каждый правильный результат ребенку дается фишка определенного цвета.
После этого дети переходят анализа конструкций из двух и трех фигур. Сначала им предлагают рассмотреть схему-развертку одной конструкции (из бруска и конуса), соотнести рисунки на схеме между собой, найти нужные детали и воспроизвести нарисованную постройку. За правильно отобранные детали, но, неверное, их расположение даётся по одной фишке (другого цвета), за правильное воспроизведение постройки – 2 фишки. Затем дети отгадывают на схеме-развёртке вторую конструкцию и воспроизводят её. Оценка такая же.
Количество полученных каждым ребёнком фишек того и другого цвета отличается в протоколе.
Оценка.
1-ый показатель: узнавания деталей по их отдельным изображениям с трёх разных сторон.
- Низкий уровень - дети правильно выбирают 0-1 деталь, практически не узнают их без помощи воспитателя или подсказки других детей.
- Средний уровень - дети узнают 2-3 детали правильно, остальные с помощью воспитателя. Могут ошибаться в оценке положения детали.
- Высокий уровень - 4-5 деталей дети определяют правильно без помощи со стороны. Правильно ставят детали, ориентируясь на их изображение в схеме- развертке.
2ой показатель - узнавание и правильное воспроизведение из деталей конструкции, изображенной в схеме - развертке.
- Низкий уровень - дети ошибаются в выборе деталей и их расположение относительно друг друга.
- Средний уровень - дети правильно выбирают детали, но ошибаются при определении их пространственного расположения
- Высокий уровень - дети действуют самостоятельно и практически без ошибок или с незначительными неточностями в размещении элементов конструкции относительно друг друга.
Занятие №2
«Придумайте постройки сами»
(Проводится в конце учебного года)
Задание направлено на выявление у детей умения заранее (до начала строительных действий с материалом) представить себе будущую постройку и использовать для этой цели схематический рисунок задуманного предмета и его строения в качестве вспомогательного средства, ориентирующего процесс разработки замысла.
Материал.
Отбирается детьми самостоятельно из имеющихся наборов деталей. Лист бумаги и карандаш.
Инструкция к проведению.
Воспитатель напоминает детям план обдумывания замысла: что они будут строить, что хотят показать в своей постройке, что в ней обязательно будет, какие детали понадобятся для разных ее частей. Напоминает, что сначала можно зарисовать то, что они задумали построить, затем отобрать материал. В процессе работы детей воспитатель наблюдает за ходом их действий, тихо беседует с каждым о его замысле, а по окончании работы просит желающих назвать свою постройку и рассказать о ней (почему он выбрал эту тему, удалось ли построить то, что было задумано).
Оценка.
Показатель - Умение самостоятельно создавать развернутый замысел конструкции и воплощать задуманное в постройке.
- Низкий уровень - замысел у детей неустойчив, тема меняется в процессе практических действий с материалом, схематические зарисовки будущей конструкции неопределенны. Создаваемые конструкции нечетки по содержанию. Объяснить их смысл и способ построения дети не могут («Не знаю», «Так получилось» - обычные формы интерпретации детьми результатов и способа своих действий).
- Средний уровень - тему постройки дети определяют заранее, но раскрывают ее содержание только с помощью наводящих вопросов взрослого. Используют схематический рисунок для обозначения частей предмета и удержания замысла. Схему не детализируют и не разрабатывают. Конструкцию, способ ее построения находят путем практических проб.
- Высокий уровень - дети самостоятельно разрабатывают замысел в разных его звеньях (название предмета, его назначение, особенности строения, материал). Могут рассказать о способе сооружения постройки и ее особенностях, объяснить свой интерес к этой теме. При разработке замысла конструкции используют литературные образы. Создают как реалистические, так и символические постройки.
Диагностическая карта навыков Лего-конструирования у детей 5-6 лет
ФИО педагога:_______________________________________________
№ | ФИО ребенка | 1 занятие (1 неделя октября) | 2 занятие (3-я неделя мая) | Итого | |
ДАТА | |||||
Показатель Ф. И. ребёнка | 1 | 2 | 1 | ||
ИТОГО | Н- С- В- | Н- С- В- | Н- С- В- | Н- С- В- |
Условные обозначения:
Высокий уровень:
Средний уровень:
Низкий уровень:
Календарный учебный график
Продолжительность учебного года
Начало учебного года | 4 октября 2021 года |
Окончание учебного года | 31 мая 2022 года |
Продолжительность учебного года, всего | 32 недели |
Продолжительность учебной недели | 1 день Выходные дни - суббота, воскресенье, а также праздничные дни, установленные законодательством РФ. |
Режим работы ДОУ | 7.00 – 19.00 12-часовое пребывание детей, кроме выходных и праздничных дней |
Мониторинг качества освоения программного материала | Не предусмотрен |
- Регламентирование образовательного процесса
Наименование возрастных групп | Старшая группа (5 – 6 лет) |
Количество групп: | 1 |
Объём образовательной нагрузки в неделю (кол/мин) | 25 мин перерыв между видами ООД – не менее 10 минут |
Дополнительное образование на платной основе по дополнительной общеразвивающей программе технической направленности «Lego-конструирование» проводится во второй половине дня, длительность занятий соответствует возрастным особенностям обучающихся и требованиям СанПиН.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
«LEGO-конструирование»
на 2021-2022 учебный год
2021
Пояснительная записка
Настоящий учебный план разработан на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления молодежи» СП 2.4.3648-20;
- «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» СанПиН 1.2.3685-21;
- Устав ГБДОУ Детский сад № 22;
- Положение о программе дополнительного образования в организации.
Дополнительное образование в ГБДОУ Детский сад №22 включает в себя реализацию дополнительной общеразвивающей программы «LEGO-конструирование» в порядке оказания платных образовательных услуг.
Дополнительная общеразвивающая программа (далее - ДОП) «LEGO-конструирование» рассчитана на детей 5 – 6 лет.
Направленность программы: техническая.
Срок реализации: 8 месяцев.
Форма обучения: очная.
Режим занятий по ДОП «LEGO-конструирование» регламентируется расписанием, которое разрабатывается и утверждается заведующим ГБДОУ Детский сад №22.
Дополнительная общеразвивающая программа «LEGO-конструирование»
реализуется в свободное время от занятий, направленных на реализацию
образовательной программы дошкольного образования и адаптированной
образовательной программы дошкольного образования для воспитанников
с тяжелым нарушением речи ГБДОУ Детский сад №22.
Занятия по ДОП «LEGO-конструирование» организуются:
Для детей 5 – 6 лет – 1 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут.
Перерыв между занятиями – не более 10 минут. Общее количество занятий в
учебный год – 32 в старшей группе.
Дополнительная общеразвивающая Программа
«LEGO-конструирование»
№ п/п | Наименование платной образовательной услуги (программы) | Возрастная группа | Кол-во занятий в неделю | Длительность занятия в мин. |
1 | Дополнительная общеразвивающая программа «LEGO-конструирование» | 5 – 6 лет | 1 | 25 мин |
Учебно-тематический план
№ | Содержание тематических разделов программы | Объем образовательной нагрузки | |
Количество занятий | Количество минут/ часов | ||
1 | Путешествие в страну «Лего»: | 1 | 25 мин/0 часов 25 мин |
Вводное занятие. Знакомство с лего-конструктором | 1 | 25 мин | |
2 | Наша группа: | 5 | 25 мин |
Стол | 1 | 25 мин | |
Стул | 1 | 25 мин | |
Кровать | 1 | 25 мин | |
Шкаф | 1 | 25 мин | |
Мальчики и девочки | 1 | 25 мин | |
3 | Наш участок: | 8 | 200 мин/3 часа 20 мин |
Песочница | 1 | 25 мин | |
Лавочка, скамья | 1 | 25 мин | |
Беседка | 1 | 25 мин | |
Домик | 1 | 25 мин | |
Горка | 1 | 25 мин | |
Качели | 1 | 25 мин | |
Цветы | 1 | 25 мин | |
Деревья | 1 | 25 мин | |
4 | Мой двор: | 4 | 100 мин/1 час 40 мин |
Детская площадка | 1 | 25 мин | |
Одноэтажный дом | 1 | 25 мин | |
Многоэтажный дом | 1 | 25 мин | |
Магазин | 1 | 25 мин | |
5 | Улица полна неожиданностей: | 8 | 200 мин/3 часа 20 мин |
Светофор | 1 | 25 мин | |
Самокат | 1 | 25 мин | |
Велосипед | 1 | 25 мин | |
Легковая машина | 1 | 25 мин | |
Грузовая машина | 1 | 25 мин | |
Спецтранспорт | 1 | 25 мин | |
Воздушный транспорт | 1 | 25 мин | |
Водный транспорт | 1 | 25 мин | |
6 | Украшаем наш город: | 5 | 125 мин/2 часа 05 мин |
Улицы города | 1 | 25 мин | |
Наш любимый детский сад | 1 | 25 мин | |
Строим парк отдыха | 1 | 25 мин | |
Строим зоопарк | 1 | 25 мин | |
Обитатели зоопарка | 1 | 25 мин | |
7 | Вот, что я умею: | 1 | 25 мин/0 часов 25 мин |
Итоговое занятие. Придумай постройки сам. | 1 | 25 мин | |
Всего: | 32 | 800 мин/13 часов 20 мин |
Всего курс состоит из 32 занятий, из которых 1 итоговое занятие.
РАСПИСАНИЕ
организованной образовательной деятельности по дополнительной образовательной программе «название»
на 2021-2022 учебный год
Группа | вторник | среда | четверг | пятница |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность по LEGO-конструированию во второй младшей группе «Построим туннели для машин».
Задачи:Расширение и активизация словаря по темам "Транспорт", "Здания".Учить выполнять простейшую конструкцию в соответствии с заданными условиями (ворота для машин).Формирование представлений о высот...
Доклад для LEGO-конференции «Lego-конструирование как средство формирования прединженерного мышления у старших дошкольников»
В связи с качественным скачком развития новых технологий в XXI веке обществу требуются люди, способные нестандартно решать актуальные проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности....
Конспект занятия по "Lego-конструированию" тема: «Конструирование башни»
Тема занятия: «Конструирование башни»Цель: продолжить обучение построению зданий – конструирование башни. Задачи: Предметные:Научить конструированию башни из «Lego-ко...
Секреты мастерства «Как эффективно провести занятие по LEGO – конструированию» Конспект НОД по LEGO - конструированию в подготовительной к школе группе
Тема: «А давайте поиграем в футбол»Применяемый образовательный набор: Lego Wedo 2.0, Lego «Простые механизмы», Lego классический.Возрастная группа: подготовительная к школе гру...
Технологическая карта совместной деятельности воспитанников старшей группы по познавательному развитию с использованием технологий LEGO-конструирования и робототехники «Путешествие в страну LEGO»
Цель: Создать условия для познавательного развития с использованием технологий LEGO-конструирования и робототехники в процессе представления детей программировать робомышь, конструировать мост с помощ...
Конспект занятия по LEGO -конструированию в старшей группе «Путешествие в страну LEGO»
Создание известных повсюду в мире «цепляющихся друг за друга кирпичиков» «LEGO» поистине можно назвать одним из гениальных изобретений ХХ века. Бравые датские плотники и с...
Мастер-класс «Новые виды конструирования как средство для всестороннего развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС. LEGO – конструирование и робототехника»
Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активной педагогической работы по конструктивно-модельной деятельности....