НОД "Дом-крепость для малышей"
план-конспект урока по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Гребенкина Ирина Анатольевна

Открытое занятие в старшей группе по конструированию для молодых педагогов. Цель: создание условий для расширения и уточнения представлений педагогов о конструктивной деятельности, способствующей формированию начальных форм инженерного мышления дошкольников на занятиях по конструированию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_dom-krepost.docx28.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема (проект, событие): «Дом-крепость для малышей»

Автор: Гребенкина И.А. – педагог ВКК

Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)

Форма проведения: мастер-класс для молодых педагогов на основе НОД по конструированию для детей 9 группы

Форма организации: подгрупповая (6-8 детей).

Средства:

Литературные: закличка для организационного этапа, физкультминутка «Мы – строители!», пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики».

Музыкальные: веселые мелодии по теме мероприятия.

Оборудование: конструктор «Строитель», листы А-4, маленькие игрушки, простые и цветные карандаши, схема дома с лестницей.

Предварительная работа: знакомство с деталями конструктора «Строитель»; создание конструкций, имеющих свободное внутреннее пространство; анализ разнообразных схем; обучение вычерчиванию схемы постройки при помощи трафаретов.

Цель:

Задачи

Для детей

Создание условий для закрепления умения создавать постройки, имеющие свободное внутреннее пространство в соответствии с предложенной схемой, а также изменять ее в соответствии с поставленной задачей, отражая полученные изменения в чертеже.

  1. Способствовать обобщению и закреплению конструктивных умений и навыков детей при создании постройки, имеющей свободное внутреннее пространство; учить вносить изменения в постройку и ее схему в зависимости от заданных обстоятельств.
  2. Развивать инженерное мышление, внимание, мелкую моторику, речь, конструктивные и творческие способности детей.
  3. Воспитывать интерес к конструктивной деятельности, умение сотрудничать в совместной творческо-познавательной деятельности, доброе отношение к окружающим.

Для педагогов

Создание условий для расширения и уточнения представлений педагогов о конструктивной деятельности, способствующей формированию начальных форм инженерного мышления дошкольников на занятиях по конструированию.

  1. Рассмотреть все возможные этапы НОД по конструированию в старшей группе и способы организации конструктивной деятельности воспитанников.
  2. Способствовать развитию педагогического мастерства и осмыслению собственной педагогической деятельности.
  3. Активизировать творческую деятельность педагогов на занятиях по конструированию.

В процессе выполнения детьми различных заданий педагог может обращаться к педагогам, комментируя и объясняя те или иные приемы работы. В конце занятия проводится его обсуждение. Педагог задает вопросы молодым коллегам по теме занятия, заслушивает альтернативные варианты проведения той или иной части занятия.

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Методическое обоснование

1. Организационный

Дети заходят в группу встают полукругом. Воспитатель приветствует всех присутствующих

Воспитатель. Дорогие ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждет очень интересная работа. Я хочу проверить вашу готовность. Итак,

Пусть хлопнут в ладоши все, у кого есть что-то синее в одежде.

Пускай постоят на правой ноге все, у кого сегодня хорошее настроение.

Пусть потопают ногами все, кто любит веселые и интересные игры.

Пусть погладят себя по голове все, кто любит заниматься конструированием.

Пусть улыбнутся все, кто умеет и любит помогать своим друзьям детям и взрослым.

Пусть подпрыгнут те, кто готов начать занятие.

Воспитатель. Молодцы! Я верю, что когда мы вместе, то у нас все получится.

Дети стоят полукругом, выполняют упражнение на внимание, настраиваются на занятие.

Организация внимания детей, настрой на совместную деятельность.

Использован организационный момент; игра.

Создание благоприятных психологических условий

для сотрудничества на основе совместной творческо-познавательной деятельности.

2. Целеполагание (мотивация)

Воспитатель. Ребята, сегодня утром я нашла в группе на своем столе это письмо. Как вы думаете, что оно означает?

Воспитатель организует «мозговой штурм», помогает детям высказать как можно больше разнообразных версий, помогает выбрать наиболее актуальную для темы занятия.

Воспитатель. Вы, знаете, мне тоже было очень сложно понять это странное письмо и поэтому я попросило маленьких человечков объяснить мне, что же их так беспокоит. И вот что я узнала. В группе есть набор солдатиков, которые услышали, как мы с вами разговариваем про День Защитников Отечества и решили провести с солдатиками соседней группы военные учения, учебные бои. Чтобы никто их не увидел, решили солдатики это делать по ночам. Этим они очень пугают наших малышей. И еще они хотят их брать в плен, чтобы было все как на войне…. Малыши боятся и просят нас о помощи. Как мы можем им помочь, не обидев солдат, ведь они по-своему правы, что хотят тренироваться быть защитниками?

Воспитатель внимательно выслушивает варианты и предложения детей, в случае необходимости упоминая о варианте построения надежного укрытия для малышей.

Дети слушают воспитателя, рассматривают письмо, методом «мозгового штурма» пытаются объяснить содержание картинки, выдвигают разнообразные версии, предлагают разные варианты оказания помощи попавшим в беду. сопереживают героям и принимают решение об оказании им помощи.

Настраиваются на предстоящую конструкторскую деятельность.

Мотивация детей на предстоящую деятельность. 

Постановка проблемы.

Применялись: проблемная ситуация (письмо), рассказ воспитателя, вопросы к детям, «мозговой штурм

Психологический настрой на предстоящую деятельность.

3. Основной

Воспитатель. Я рада, что вы согласились помочь малышам и солдатикам. Вот у меня есть схема дома, который мы с вами уже строили, давайте вспомним из чего мы его строили и восстановим эту постройку. Для работы я предлагаю вам распределиться по парам.

Воспитатель внимательно слушает ответы детей, при необходимости исправляя их с помощью наводящих вопросов или ответов других детей. Следит за правильностью выполнения постройки, оказывая при необходимости педагогическую поддержку нуждающимся парам.

Воспитатель. Молодцы, ребята, дома построены. А как теперь их изменить, чтобы в них можно было укрыться как в крепости. У кого какие будут предложения?

Воспитатель внимательно выслушивает и подбадривает каждого ребенка, напоминая, при необходимости, что постройка должны быть прочной.

Воспитатель. Замечательно! У всех вас были интересные предложения. Поскольку нам предстоит трудная работа для наших рук, то я предлагаю размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Дружные пальчики

Девочки и мальчики, приготовьте пальчики

Будут пальчики играть, наших деток забавлять

Утром рано мы проснулись, вверх скорее потянулись (из кулачка пальчики разгибаются вверх)

Наши пальчики, ребятки, дружно делают зарядку.

Вверх, вниз, вверх, вниз, в кулачок и разожмись (из кулачка выпрямляем пальчики)

Поздороваться нам надо (прикасаются поочередно каждым пальцем к большому пальцу)

Пальчик мальчик, пальчик папа

Запираем на замок, (переплетают пальчики в замок)

чтоб открыть никто не мог. (руки в замке выворачиваем от себя, вытягиваем перед собой.)

Потрясем теперь кистями (трясут кистями рук)

Стали пальчики друзьями (обхват рук)

Вот и кончилась зарядка, вам понравилось, ребятки?

Ручки наши не играют, на коленках отдыхают. (руки кладут на коленки)

Воспитатель. Молодцы, дети, молодцы и ваши пальчики. А теперь пусть ваши пальчики также хорошо и дружно поработают. Теперь ваша задача перестроить домики, в соответствии с вашим замыслом. А вот и человечки пришли к нам полюбопытствовать, как продвигается ваша работа. Мы с ним будем наблюдать за вами.

Воспитатель от имени человечков хвалит детей за старание, а иногда и огорчается. Если двери слишком узкие, или окна очень большие и пр.

Воспитатель. Умницы! У вас получились замечательные домики! Но вот наши малыши переживают…а смогут ли они без нас ночью себе сами построить домики? А как? Может мы начертим им схемы, чтобы им было легче все запомнить? Согласны? Прежде чем начать чертить, давайте вспомним, как правильно пользоваться трафаретами, чтобы схема получилась ровная, красивая. Кто сможет мне напомнить?

Дети напоминают правила вычерчивания схемы, а воспитатель при необходимости, дополняет их ответы.

Воспитатель. Молодцы, а чтобы нам легче было настроиться на сложную работу, давайте сделаем следующее упражнение.

Физкультминутка

Мы- строители с тобой! – ходьба на месте

Мы построим дом большой! – руки домиком

Кирпичи положим в ряд. - руки полочкой и 4 раза поменять их местами

Стены ровные стоят. -  раскрыть руки и держать вертикально

Будут окна, - окошко из пальцев

Будет дверь. – ладони перед лицом

Не ворвется страшный зверь! – погрозить пальцем.

Воспитатель. Молодцы! А теперь вам надо нарисовать вид спереди вашей постройки. Также, как вы чертили схему домика, но только уже с изменениями. Распределитесь в парах, кто будет чертить, а кто будет помогать и приступайте к работе.

Воспитатель следит за правильностью и аккуратностью выполнения схемы, оказывая при необходимости педагогическую помощь и поддержку в форме наводящих вопросов, похвалы и одобрения выполняемой творческой работы.

Воспитатель. Какие замечательные, красивые схемы у вас получились! Давайте поместим их на доске, чтобы их было всем хорошо видно. 

Воспитатель вместе с ребятами рассматривает готовые работы и от лица маленьких человечков также может продолжать комментировать результаты работы. В обсуждение вовлекаются все дети. 

Дети отвечают на вопросы. Называют детали и последовательность постройки. Распределяются по парам. Дети рассказывают, показывают, приносят необходимые детали и строят дома по схеме. Предлагают и показывают разные варианты изменения дома на крепость.

Остальные дети внимательно слушают, подсказывают друг другу в случае затруднения.

Выполняют пальчиковую гимнастику.

Дети в парах перестраивают домик.

Выполняют физкультминутку.

Дети отвечают на вопросы, предлагают свои варианты решения поставленной задачи, аргументируют свои предложения.

Садятся за столы и самостоятельно рисуют по парам схемы с изменениями в конструкциях.

Обобщение и закрепление навыков конструирования по готовой схеме.

Развитие мелкой моторики.

Развитие внимания, логического и инженерного мышления с помощью решения проблемной ситуации. Воспитание доброго отношения к окружающим.

Использован метод решения проблемных ситуаций (задач)

Поддержка стремления детей к самовыражению, самостоятельности, инициативе, снятие психологического и физического напряжения.

Использована пальчиковая гимнастика.

Воспитание доброго отношения к окружающим. Развитие основ инженерного и логического мышления, внимания, памяти, речи, мелкой моторики детей. Поддержка стремления детей к самовыражению, самостоятельности, инициативе. Развитие интереса конструированию и моделированию, черчению. Использован прием – решение проблемной ситуации. Применение игрового приема «общение от имени сказочных героев».

Снятие психологического и физического напряжения - физкультминутка

Уточнение и закрепление навыков рисования схемы; овладения действием замещения.

Развитие основ инженерного и логического мышления, внимания, памяти, речи, мелкой моторики детей. Использован прием – моделирование.

Развитие основ инженерного и логического мышления, внимания, памяти, речи детей. Использован прием – демонстрация и презентация готовых творческих работ.

4. Заключительный

(рефлексивный0

Воспитатель. Ребята, мне, как и маленьким человечкам очень понравилась ваша работа. Особенно мне бы хотелось отметить интересные идеи, которые предлагал… (имя ребенка), оригинальные решения проблемы предлагали … (имена детей), очень аккуратно выполняли строительные работы …(имена), самую правильную и точную схему начертили …(имена), а самой дружной парой были…(имена). А еще я бы хотела задать вам несколько вопросов. Скажите, пожалуйста, чем мы с вами сегодня занимались? Почему нельзя было построить дом только по готовой схеме? Какие изменения нам с вами пришлось в нее внести? Что было самым трудным в сегодняшнем занятии, что самым интересным, что самым веселым? Чему сегодня вы научились? Что нового для себя узнали?  Спасибо всем! Вы были большие молодцы и умницы. Когда мы вместе, у нас все получается! А теперь пойдемте в группу и расскажем остальным ребятам, чем мы сегодня занимались.

Дети выражают собственные мысли, предложения, чувства, обосновывают и аргументируют их.

Рефлексия проведенного мероприятия.

Развитие внимания, памяти, мышления, речи детей.

Поддержка стремления детей к самовыражению, самостоятельности, инициативе.

Использованы вопросы к детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для малышей "Пальчиковая гимнастика для малышей"

Предлагаю вам мою подборку пальчиковой гимнастики, которую можно освоить в младшем дошкольном возрасте. Применение пальчиковой гимнастики в ежедневной работе поможет развить мелкую моторику рук, а так...

Пестование малыша. как инструмент для развития речи малыша. Опыт наших предков.

В древности детей пестовали. Это сейчас их воспитывают, взращивают, обучают и обихаживают…Пестование — это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. О...

До-21.12.2015года-Страницы электронного альбома "Малыши о празднике победы" (рисунки моих малышей).

 Предшествующая работа - рассматривание картин и иллюстраций на тему о войне, чтение художественных произведений, просмотр видео о салюте в честь дня победы....

статья для познавательной газеты для малышей и их родителей «Малыш» с года до четырех лет, учебно-методический центр профессионального и дополнительного образования г. Нижнекамска, № 3 2014 год.

Статья для познавательной газеты для малышей и их родителей  «Малыш» с года до четырех лет, учебно-методический центр профессионального и дополнительного образования г. Нижнекамска, № 3 2014 год....

Конспект родительского собрания на тему "Здоровый малыш-счастливый малыш"

Данный материал разработан для группы компенсирующей направленности. Родителям была дана информация о здоровьесберегающих технологиях, которые мы применяем в своей работе, о средствах оздоровления и у...

Программа адаптации малышей "Ладошки малышей"

Программа адаптации малышей "Ладошки малышей"...

Краткосрочный проект во второй группе раннего возраста по формированию культуры здоровья «Здоровый малыш – счастливый малыш!»

Формирование культуры здоровья у детей  раннего возраста; сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни....