Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Тико – мастера»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
….Конструирование в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющий провести интересно и с пользой время в детском саду.
«ТИКО» (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения) – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т. д.
Дети через развивающую совместную деятельность учатся преодолевать трудности, находить наиболее действенный способ своих достижений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_tiko.docx | 61.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Золотой улей»
Карасукского района Новосибирской области
ПРИНЯТО «Золотой улей» | УТВЕРЖДАЮ |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
технической направленности
«Тико – мастера»
Составитель:
Молчанова Т.Н.,
воспитатель
высшей квалификационной категории
2021г
Содержание
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Основные направления работы | 5 |
3 | Организация занятий | 6 |
4 | Планируемый результат | 6 |
5 | Содержание программы | 8 |
6 | Структура проведения занятий | 9 |
7 | Условия реализации программы | 26 |
8 | Оценочный материал | 26 |
9 | Список литературы | 27 |
1.Пояснительная записка.
….Конструирование в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющий провести интересно и с пользой время в детском саду.
«ТИКО» (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения) – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т. д.
Дети через развивающую совместную деятельность учатся преодолевать трудности, находить наиболее действенный способ своих достижений.
В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение дошкольника в динамичную деятельность, на обеспечение понимания математических понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Методика работы с конструктором ТИКО предполагает развитие у детей навыков конструкторской и проектной деятельности на основе исследования геометрических фигур и интеграции изученных геометрических модулей с целью моделирования объектов окружающего мира.
Актуальность
В развитии мышления дошкольника существенную роль играет овладение детьми способами наглядного моделирования тех или иных явлений. Наглядные модели являются важнейшим средством развития способностей ребенка и важнейшим условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности. Поэтому ребенок дошкольник способен получить представления о начальном моделировании, как части научно-технического творчества через Тико- моделирование.
Благодаря данной программе воспитанники легко запоминают не только плоскостные фигуры, но и объемные, что способствует более эффективной подготовке дошкольников к изучению систематического курса геометрии и является основой формирования инженерного мышления.
Новизна
Это современная игровая образовательная технология, направленная на развитие прединженерного мышления дошкольников, способствующая наиболее интенсивному интеллектуальному развитию.
Цель программы: создание благоприятных условий для развития у детей первоначальных конструкторских умений на основе ТИКО-моделирования, для раскрытия творческого потенциала ребенка, способности и готовности в дальнейшем к созидательному творчеству по конструированию и моделированию.
Задачи программы:
Образовательная:
- Формировать представления детей о плоскостных и объемных геометрических фигурах, телах и их свойствах;
- Совершенствовать компоненты конструкторской деятельности, технические и изобретательские умения.
- Способствовать лучшему восприятию информации;
- Формировать навыки пространственного, абстрактного и логического мышления.
- формировать умения расчленять сложную форму на составные части, соотносить расстояние, определять местоположение и взаимоотношения между объектами
Развивающая:
- Развивать зрительно-двигательную координацию.
-Развивать умения воспринимать сенсорные эталоны, выделять объёмные предметы в макропространстве, соотносить формы объёмных предметов, заданные эталоны формы.
- Формировать анализирующее наблюдение, обучать способам анализа, группировки, классификации.
- Развивать коммуникативную деятельность.
Воспитательная:
- Воспитывать интерес к предмету (за счёт необычной формы задания);
- Тренировать дисциплину (за счёт сильной вовлечённости);
-Поддерживать проявления самостоятельности, инициативности, индивидуальности, активизировать творческие проявления детей.
Принципы построения программы:
− Доступность и наглядность
− Последовательность и систематичность обучения и воспитания
− Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей
− Создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях
− Создание условий для продуктивной работы, мышления и воображения
− Разработка и подбор диагностических материалов для определения уровня сформированности навыков и удовлетворенности детей творческой деятельностью
2. Основные направления работы
Программа состоит из двух модулей. У каждого модуля свои предметные цели и задачи.
Модуль «Плоскостное моделирование»
Цель: исследование многоугольников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.
Задачи:
- совершенствование навыков классификации;
- обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведённого анализа;
- развитие комбинаторных способностей;
- развитие умения мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое;
- изучение и конструирование различных видов многоугольников;
- знакомство с симметрией, конструирование узоров и орнаментов;
- овладение навыками пространственного ориентирования;
- обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта;
- обучение различным видам конструирования.
Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии, рисунке). Очень важно сформировать у дошкольников умение выявлять особенности исследуемой формы, находить характерные признаки и опускать менее важные детали.
Темы, подобранные для конструирования, расширяют кругозор и охватывают основной спектр человеческой деятельности: сказки, градостроительство, мебель, животные, транспорт, бытовая техника, космос.
Модуль «Объемное моделирование»
Цель: исследование многогранников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.
Задачи:
- формирование целостного восприятия предмета;
- выделение многогранников из предметной среды окружающего мира;
- изучение и конструирование различных видов многогранников;
- исследование «объема» многогранников;
- развитие конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения даст возможность в будущем детям разбираться в чертежах, схемах, планах, развить способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве.
Дети познакомятся с основными геометрическими фигурами, их параметрами, будут тренировать глазомер. Научатся видеть в сложных объемных объектах более простые формы, познакомятся с понятиями: пропорция, план, основание, устойчивость и др.
3. Организация занятий
Режим занятий:
Периодичность и продолжительность занятий устанавливается в
зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей,
допустимой нагрузки обучающихся с учетом СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей», утвержденные Постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014
года № 41
Программа рассчитана на детей 6-7 лет.
Срок реализации программы- 1 год.
Продолжительность одного академического часа - 30 мин.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Объем программы – 72 часа в год.
4.Планируемые результаты и способы их проверки.
Ожидаемые результаты конструкторской деятельности направлены на формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, на развитие конструкторских способностей, формирование элементарного логического мышления.
Освоив программу «ТИКО-мастера», дети успешно овладеют основными приемами умственной деятельности, научатся ориентироваться на плоскости и в пространстве, научатся самостоятельно владеть техническим творчеством, освоят навыки креативного моделирования и приобретут способность синтезировать свои собственные конструкции. У детей сформируются предпосылки к учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, умение доводить начатое дело да конца, планировать будущую работу.
В результате реализации программы у обучающихся будут развиты следующие личностные качества:
- первоначальные конструкторские умения на основе ТИКО-моделирования;
- творческий потенциал ребенка;
- способность и готовности в дальнейшем к созидательному творчеству по конструированию и моделированию;
- сформировано пространственное, абстрактное и логическое мышление;
- самостоятельность, инициативность, индивидуальность
В результате реализации программы обучающиеся будут знать:
- плоскостные и объемные геометрические фигуры, тела и их свойства.
В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:
- анализировать, группировать, сравнивать и классифицировать;
- расчленять сложную форму на составные части;
- соотносить расстояние;
- определять местоположение и взаимоотношения между объектами;
- воспринимать сенсорные эталоны;
- выделять объёмные предметы в макропространстве;
- соотносить формы объёмных предметов, заданные эталоны формы
- конструировать объёмные фигуры;
- создавать собственные ТИКО- изобретения путем комбинирования изученных геометрических модулей (многоугольников, многогранников).
Способы определения результативности программы:
− Диагностика, проводимая в конце года в виде естественно - педагогического наблюдения;
− Выставки детских работ, организуемые в группе, после проведенных занятий;
− Участие в конкурсах «ТИКО - изобретений» всероссийского уровня;
− Участие педагогов во взаимопросмотрах открытых образовательных мероприятий по ТИКО - моделированию;
− Творческие отчеты педагогов на педагогическом совете.
5. Содержание программы
В качестве содержательной базы в программе «ТИКО -мастера» предлагается формирование у дошкольников элементарных знаний и представлений из области математики и окружающего мира. Выбор данного содержания обусловлен необходимостью формирования пространственного и логического мышления дошкольника. С этой целью программа «ТИКО - мастера» через практическую деятельность с конструктором ТИКО знакомит дошкольников с плоскостным и объемным моделированием. Данный содержательный аспект следует отнести не к разряду специальных, а именно универсальных. При этом имеется в виду не вооружение дошкольника специфическими математическими знаниями, а формирование правильных представлений о смысле и форме вещей, гармоничном сочетании и взаимосвязи предметного мира с миром природы. Освоение содержания программы построено по принципу постепенного усложнения и углубления предлагаемого материала. На начальных этапах дети, например, учится конструировать плоскостные фигуры по образцу, позже уже он конструирует по схеме или на слух (устные диктанты). Самый сложный этап – самостоятельно изобрести и сконструировать объемную тематическую конструкцию.
Занятия с образовательными конструкторами ТИКО знакомят детей с тремя видами творческого конструирования:
1. Свободное исследование, в ходе которого дети создают различные модификации простейших моделей.
2. Исследование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате которого дети строят заданную модель.
3. Свободное, неограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого ученики делают модели по собственным проектам.
В процессе занятий воспитанники много работают со схемой и учатся:
- делать выбор комплектующих по схеме;
- собирать модели по готовой схеме и силуэтному изображению;
- создавать собственные схемы (посредством чертежа, рисунка или аппликации).
Кроме этого, на занятиях по ТИКО - конструированию педагог обращает внимание детей на понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности.
Раз в месяц педагог организовывает выставку, которая демонстрирует родителям достижения их детей – ТИКО - поделки, объединенные единой тематикой.
Методы и приёмы
Основными методами и приёмами работы с детьми по программе являются следующие:
Наглядные методы и приемы - наблюдения, рассматривание готовых построек, показ образца, показ способов выполнения работы, демонстрация способов крепления деталей конструктора, подбор деталей по различным признакам.
Информационно-рецептивный метод - обследование ТИКО деталей на основе различных анализаторов, определение пространственных отношений, совместная деятельность педагога и детей.
Репродуктивный метод - воспроизводство знаний и способов деятельности.
Метод практических упражнений – использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приёмов работы.
Игровые методы – использование сюжета игр для организации детской деятельности, введение сказочного персонажа или персонажей для обыгрывания построек детей.
Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация.
Словесные приемы – объяснение, пояснение, педагогическая оценка.
Проблемный метод – постановка проблемы и поиск её решения, творческое использование готовых заданий, самостоятельное их преобразование.
Частично-поисковый метод – решение проблемных ситуаций с помощью педагога. Все методы используются в комплексе.
6.Структура проведения занятий
Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления.
Цель первой части – развитие элементов логического мышления. Основными задачами являются:
⎯ Совершенствование навыков классификации.
⎯ Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.
⎯ Активизация памяти и внимания. ⎯ Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
⎯ Развитие комбинаторных способностей.
⎯ Закрепление навыков ориентирования в пространстве.
Вторая часть – собственно конструирование.
Цель второй части – развитие способностей к наглядному моделированию. Основные задачи:
− Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
− Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
− Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
− Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора ТИКО. − Развитие речи и коммуникативных способностей.
Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название темы | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Плоскостное моделирование | 36 | 18 | 18 |
1.1 | Исследование форм и свойств многоугольников | 5 | 2.5 | 2.5 |
1.2 | Сравнение и классификация | 8 | 4 | 4 |
1.3 | Выявление закономерностей. Конструирование узоров и орнаментов | 4 | 2 | 2 |
1.4 | Пространственное ориентирование | 9 | 4.5 | 4.5 |
1.5 | Комбинаторика | 4 | 2 | 2 |
1.6 | Периметр | 2 | 1 | 1 |
1.7 | Выделение частей и целого | 4 | 2 | 2 |
2 | Объемное моделирование | 36 | 18 | 18 |
2.1 | Исследование и конструирование сложных многогранников | 9 | 4.5 | 4.5 |
2.2 | Исследование и конструирование предметов, имеющих форму призмы | 9 | 4.5 | 4.5 |
2.3 | Исследование и конструирование предметов пирамидальной формы | 9 | 4.5 | 4.5 |
2.4 | Тематическое конструирование | 9 | 4.5 | 4.5 |
Итого | 72 | 36 | 36 |
Календарно-тематическое планирование работы.
№ недели/ занятия | Тема | Программное содержание | Методические приёмы | |
1-2 недели | Мониторинг | |||
3 неделя/ 5 занятие | Вводное. Знакомство с конструктором ТИКО: разные детальки – форма, цвет, число. Играй-ка! (Плоскостное моделирование) | Уточнить знание геометрических фигур: треугольника, квадрата, прямоугольника, ромба, пятиугольника, шестиугольника. Исследование форм и свойств многоугольников. Развивать умение видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части. Формировать умение договариваться, помогать друг другу, сочувствовать. Материалы: конструктор «ТИКО – Фантазер» - 1 набор на 2–х детей. ТИКО-поделки: Кот «Пушок»; мышь; собака. | - Игровая мотивация; - Чтение произведения, -физминутка; разгадывание загадки Изучение схем -гимнастика для глаз; Конструирование -итог занятия.
| |
3 неделя/ 6 занятие | «Летнее путешествие Зайчонка ТИКО» | Формировать умение классифицировать различные виды транспорта и конструировать по собственному выбору. Развивать умение классифицировать. Формировать умение делать выбор. Формировать умение конструировать ТИКО-фигуры по образцу. Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур ТИКО-поделки: парусник, автомобиль, самолёт (по выбору ребёнка). | - Игровая мотивация; -разгадывание загадок Изучение схем гимнастика для глаз; -конструирование - итог занятия. | |
4 неделя/ 7 занятие
| Занятие «Паровозик для друзей Зайчонка ТИКО» | Формировать умение проводить сравнительный анализ и классификацию различных видов многоугольников. Закреплять умения анализировать, классифицировать многоугольники и делать вывод. Формировать умение конструировать плоскостные фигуры по контурной схеме. Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур. ТИКО-поделки: паровоз, вагончики. | - Игровая мотивация; - Дидактические игры и задания физминутка; -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия. | |
4 неделя/ 8 занятие
| Занятие «Почему осенью опадают листья с деревьев?» | Закреплять умения классифицировать фигуры по 2 – 3 свойствам. Формировать умение определять формы многоугольников. Формировать умение конструировать по контурной схеме. Развивать умение находить взаимосвязь между климатическими изменениями и характерными природными особенностями. Развивать речь детей с помощью игрового общения. ТИКО-поделки: дерево, листья. | -Игровая мотивация; - Дидактические игры и задания физминутка; -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия. | |
5неделя/ 9-10 занятие
| Занятие «Осенние хлопоты» | Закреплять умения классифицировать фигуры по 2 – 3 свойствам. Формировать умение классифицировать фигуры по 2 – 3 свойствам (цвет – форма - размер). Формировать умение конструировать по контурной схеме. Развивать умение находить взаимосвязи в природе. Развивать речь детей с помощью игрового общения. ТИКО-поделки: лесные животные, корзиночка с орешками и грибочками. | - Игровая мотивация; -Чтение произведения «Лес». -Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Большая и маленькая». -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия. | |
6 неделя/ 11 занятие 12 занятие | Занятие «Многогранники. Пятиугольная пирамида» | Формировать умение анализировать многогранники и делать вывод. Развивать умение различать разные виды пирамид, выявлять их характерные признаки. Знакомить с понятиями: вершины, рёбра, грани, основания. Формировать умение конструировать пятиугольную пирамиду по представлению. ТИКО-поделки: пятиугольная пирамида, яблочко на тарелочке. | -игровая мотивация -изучение схем. - физминутка. -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия. | |
7 неделя/ 13 занятие 14 занятие | Занятие «Геометрический лес» | Сказка «Геометрический лес» - находим в геометрическом лесу квадраты и треугольники. Понятия «квадрат», «треугольник», «вверх», «вниз», «посередине». Формировать умение различать различные виды пирамид по характерным признакам. Развивать умение выделять характерные признаки пирамид различного типа. Формировать умение делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу. Развивать умение анализировать и делать выводы. ТИКО-поделки: корзинка, гриб. | -игровая мотивация -дидактические игры «один-много»,»найди по описанию», «на что похоже». - физминутка. -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия. | |
8 неделя/ 15 занятие 16 занятие | Занятие «Многогранники. Восьмиугольная пирамида» | Формировать умение различать различные виды пирамид по характерным признакам. Развивать умение выделять характерные признаки пирамид различного типа. Формировать умение делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу. Изучаем животный и растительный мир материка Евразия (лесная зона России). ТИКО-поделки: заяц, лиса. | -игровая мотивация -дидактические игры «один-много»,»найди по описанию», «на что похоже». - физминутка. -просомтр презентации «Наш край» -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия. | |
9 неделя/ 17 занятие
| Занятие «Многогранники. Четырёхугольная призма» | Формировать умение проводить сравнительный анализ многогранников – призм и пирамид. Исследовать четырёхугольную призму. Формировать умение делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу. Развивать умение анализировать и делать выводы. ТИКО-поделки: моделирование спортивной игры «Хоккей с мячом» - поле, клюшка, мяч. | -Игровая мотивация; - просмотр сюжета «Хоккей» - физминутка; -гимнастика для глаз; -Изучение схем -конструирование -итог занятия. | |
9 неделя/ 18 занятие | Занятие «Многогранники. Пятиугольная призма» | Формировать умение проводить сравнительный анализ многогранников – призм и пирамид. Исследовать пятиугольную призму. Формировать умение делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу. Развивать умение анализировать и делать выводы. ТИКО-поделки: пятиугольная башня | -Игровая мотивация; - просмотр картин «Пирамиды» - физминутка; -гимнастика для глаз; -Изучение схем -конструирование -итог занятия. | |
10 неделя/ 19 занятие 20 занятие | Занятие « Башни нашего Кремля…»» | Формировать умение конструировать предметы окружающего мира, комбинируя многогранники. Развивать умение конструировать комбинируя многогранники. Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей. Составление дорожки из квадратов двух цветов с помощью чередования. Составление фигуры по схеме «Флаг России». Формировать умение взаимодействовать, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах). ТИКО-поделки: крепость с башнями. | Игровая мотивация; - просмотр картин «Крепость», -просмотр презентации «Стены Кремля» - физминутка; Чтение Цветаевой «Башни Кремля» -гимнастика для глаз; -Изучение схем -конструирование -итог занятия. | |
11 неделя/ 21 занятие 22 занятие | Занятие «Комбинирование многогранников» | Формировать умение конструировать предметы окружающего мира, комбинируя многогранники. Развивать умение конструировать комбинируя многогранники. Поиск деталей конструктора заданного цвета. Диктант для конструирования «Дом» Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей. Формировать умение взаимодействовать, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах). ТИКО-поделки: дом. | Игровая мотивация; -просмотр презентации « Архитектура строений» - физминутка; -гимнастика для глаз; -Изучение схем -конструирование -итог занятия. | |
12 неделя/ 23 занятие 24 занятие | Занятие «Конструирование детской площадки» | Формировать умение делать самостоятельный выбор и конструировать по собственному плану. Формировать умение самостоятельно выбирать конструкцию для моделирования и подбирать необходимые ТИКО-детали. Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей. Формировать умение взаимодействовать, общаться, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах). Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости, располагать детали в заданной последовательности. Понятия «над», «под», «сбоку», «вверх», «вниз». Диктант для конструирования «Ракета». ТИКО-поделки: песочница с грибком, горка, карусель. | Игровая мотивация; - просмотр картин «Игровая площадка» -беседа «Мой двор» - физминутка; -гимнастика для глаз; -Изучение схем -конструирование -итог занятия. | |
13 неделя/ 25 занятие 26 занятие | Занятие «Знакомство со сложными многогранникам» | Познакомить со сложными многогранниками – кубооктаэдр и икосаэдр. Развивать умение делать выбор фигуры и конструировать на основе симметричного узора. Знакомить со сложными многогранниками – кубооктаэдр и икосаэдр. Формировать умение конструировать многогранники с помощью развёртки. ТИКО-поделки: коробка с новогодними шарами. | -Игровая мотивация; - физминутка; -гимнастика для глаз; -Изучение схем -конструирование -итог занятия. | |
14 неделя/ 27 занятие
| Занятие «Конструирование новогоднего символа» | Формировать умение взаимодействовать в процессе коллективной деятельности. Формировать умение договариваться друг с другом, распределять обязанности в процессе совместного конструирования (коллективная работа).Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей. ТИКО-поделки: символ 2020года | -Игровая мотивация; - упражнения на интонирование диалогов; -Рассказывание сказки с показом -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия.
| |
14 неделя/ 28 занятие | Занятие «Конструирование ёлочки» | Формировать умение взаимодействовать в процессе коллективной деятельности. Формировать умение договариваться друг с другом, распределять обязанности в процессе совместного конструирования (коллективная работа). Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей. ТИКО-поделки: ёлочка. | Игровая мотивация; - чтение произведения «Елочка»; -конструирование - гимнастика для глаз; -Рассказывание сказки с показом. -итог занятия. | |
15неделя/ 29 занятие 30 занятие
| Занятие «Конструирование снежной крепости» | Конструирование предметов окружающего мира на основе изученных многогранников – додекаэдр. Формировать умение конструировать многогранник с помощью развёртки . Закрепить понятия - «целое», «часть». Составление большого квадрата из четырех маленьких, выделение частей целого. Знакомить с многогранником – додекаэдр. Развивать фантазию, воображение. ТИКО-поделки: снежная крепость. | -Игровая мотивация; - Дидактические задания «Лабиринт», -Чтение отрывка из произведения «Снежная Королева» -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия | |
16 неделя/ 31 занятие 32 занятие | Занятие «Моделирование ледяной арктической пустыни» | Конструирование сложных конструкций по образцу. Учить конструировать многогранники с помощью развёртки. Знакомить с понятием «природная зона». Изучаем флору и фауну ледяных арктических пустынь. ТИКО-поделки: пингвин, снежные комочки; | -Игровая мотивация; - Дидактические задания «Лабиринт», - просмотр презентации «Арктика- животный мир и природа», -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия | |
17 неделя/ 33 занятие 34 занятие | Занятие «Зимние забавы» | Формировать умение сравнивать, называть и рисовать многоугольники (3-х, 4-х, 5-ти, 6-тиугольник), конструировать ТИКО-фигуры по схеме, по образцу. Познакомиться с многоугольниками (шестиугольник), научиться их различать. Развивать умение ориентироваться в пространстве (вправо - влево). Формировать умение рисовать многоугольники (треугольник, квадрат). Развивать игровое общение детей друг с другом посредством «оживления» ТИКО-поделок. ТИКО-поделки: снежинка, санки. | -Игровая мотивация; - Дидактические задания « найди по описанию», «назови правильно» - беседа и просмотр презентации «Зимние забавы» -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия | |
18 неделя/ 35 занятие 36 занятие | Занятие «Моделирование ледяной арктической пустыни» | Конструирование сложных конструкций по образцу. Формировать умение конструировать многогранники с помощью развёртки. Знакомить с понятием «природная зона». Изучаем флору и фауну ледяных арктических пустынь. ТИКО-поделки; белый медведь, льдина. | - Игровая мотивация; - Дидактические задания «Лабиринт», - просмотр презентации «Арктика- животный мир и природа», -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия | |
19 неделя/ 37 занятие 38 занятие | Занятие «Моделирование тундры» | Формировать умение перестраивать плоскостные фигуры в объёмные. Продолжаем изучать «Геометрический лес» - находим в геометрическом лесу заданные фигуры. Конструируем фигуры «дерево», «ель», «пенек», «заяц», «лиса», «еж». Закрепить понятия «пятиугольник», «четырехугольник», «пятиугольник». Формировать умение перестраивать плоскостные фигуры в объёмные. Знакомить с природной зоной «тундра». Изучаем флору и фауну тундры. ТИКО-поделки: олень, «дерево», «ель», «пенек», «заяц», «лиса», «еж». | -Игровая мотивация; - Дидактические задания , - просмотр презентации « Тундра – растительный и животный мир», -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия | |
20 неделя/ 39 занятие
| Занятие «Моделирование ручного вооружения: автомат» | Формировать умение конструировать на слух. Формировать умение конструировать объёмные фигуры на слух. Знакомить с различными видами военного оружия: ручное вооружение. Формировать умение самостоятельно организовывать собственную конструкторскую деятельность. ТИКО-поделки: автомат. | Игровая мотивация; - Дидактические задания , - изучение схем, -просмотр картин «оружие» -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия | |
20 неделя/ 40 занятие | Занятие «Мой дом» | Формировать умение конструировать на слух. Формировать умение конструировать объёмные фигуры на слух. Закрепить знание об объемных фигурах, многоугольниках. Формировать умение самостоятельно организовывать собственную конструкторскую деятельность. ТИКО-поделки: мебель в детской комнате. | -Игровая мотивация; - Дидактические задания , - изучение схем, -просмотр картин «мебель» -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия | |
21 неделя/ 41 занятие 42 занятие | Занятие «Военная техника» | Формировать умение конструировать на слух. Формировать умение конструировать объёмные фигуры на слух. Поиск деталей конструктора заданной формы. Сопоставление деталей с предметами окружающего мира аналогичной формы. Знакомить с различными видами военной техники. Формировать умение самостоятельно организовывать собственную конструкторскую деятельность. ТИКО-поделки: военная техника | -Игровая мотивация; - Дидактические задания , - изучение схем, -просмотр презентации «военная техника» -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия | |
22 неделя/ 43 занятие 44 занятие | Занятие «Аттракционы» | Формировать умение конструировать сложные конструкции по образцу. Формировать умение делать выбор конструкции. Знакомить с различными видами развлекательных антракционов. Формировать умение самостоятельно организовывать собственную конструкторскую деятельность. ТИКО-поделки: аттракционы: карусели «Ветерок», «Паровозик», «Ромашка» горки аквапарка. | - Игровая мотивация; - Дидактические задания , - изучение схем, - просмотр картин «карусель» -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия | |
23 неделя/ 45 занятие 46 занятие | Конструирование сказки «Колобок»(Плоскостное моделирование | Ориентирование на плоскости. Понятие «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Закрепить знания о русских народных произведениях . Конструирование декораций для сказки - предметы пирамидальной формы – «елочка», «крыша дома». Понятия «большой», «маленький». Развитие связной речи, пространственного мышления и мелкой моторики. Развивать речь детей с помощью игрового общения. Формировать умение конструировать по контурной схеме. ТИКО-поделки: бабушка, дедушка, колобок, медведь, заяц, лиса, волк. | - Игровая мотивация; - Дидактические задания , - изучение схем, - просмотр сюжета сказки «Колобок» -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия | |
24 неделя/ 47 занятие 48 занятие | Занятие «Подарок маме» | Формировать умение сооружать и украшать поделки с помощью конструирования симметричных узоров из ТИКО-деталей разных цветов. Расширять представлений о разных видах цветущих растений. Развивать самостоятельности детей в выборе ТИКО-деталей при конструировании. ТИКО-поделки: цветок, ваза. | - Игровая мотивация; - Дидактические задания , - изучение схем, -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия | |
25 неделя/ 49 занятие | Занятие «Ёжик в гостях у Зайчонка ТИКО» | Формировать умение сравнивать, называть и рисовать многоугольники (3-х, 4-х, 5-ти, 6-тиугольник), конструировать ТИКО-фигуры по схеме, по образцу. Познакомить с многоугольниками (треугольник, четырехугольник, пятиугольник), научиться их различать. Развивать умение классифицировать свойства геометрических фигур по двум свойствам.Учить конструировать плоскостные ТИКО-фигуры по схеме и по образцу. Развивать игровое общение детей друг с другом посредством «оживления» ТИКО-животных. ТИКО-поделки: ёжик, корзина, грибы. | -Игровая мотивация Дидактическое задание - изучение схем, -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия | |
25 неделя/ 50 занятие
| Занятие «Наши пернатые друзья!» | Формировать умение сравнивать и называть различные треугольники (равносторонний, остроугольный, прямоугольный), конструировать ТИКО-фигуры по контурной схеме. Познакомить с различными видами треугольников, научиться их сравнивать и называть. Формировать умение конструировать плоскостные ТИКО-фигуры по контурной схеме. Формировать умение сопереживать, сочувствовать, помогать животным, нуждающимся в помощи. ТИКО-поделки: птица, кормушка. | -Игровая мотивация Дидактическое задание - изучение схем, -просмотр презентаций «Птицы» -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия | |
26 неделя/ 51 занятие 52 занятие | Занятие «Космический транспорт: звездолёт» (объёмная конструкция по технологической карте) | Определение формы геометрических фигур с помощью осязания (на ощупь). Освоение навыков пространственного ориентирования: - вправо, - влево, - по диагонали. Понятия - «целое», «часть». Составление большого равностороннего треугольника из четырех маленьких, выделение частей целого. Развивать умения анализировать и воссоздавать объёмную конструкцию по технологической карте. ТИКО-поделки: звездолёт | -Игровая мотивация Дидактическое задание - изучение схем, -просмотр презентаций «Космос» -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия | |
27неделя/ 53 занятие 54 занятие | Занятие «Транспорт: водный транспорт» | Формировать умение сравнивать и называть различные виды четырёхугольников и треугольников, конструировать ТИКО-фигуры по контурной схеме. Формировать умение различать различные виды треугольников и четырёхугольников. Знакомство с логическим кваратом. Формировать умение достраивать плоскостные ТИКО-фигуры в объёме. Познакомить с различными видами водного транспорта. ТИКО-поделки: парусник, лодка | Игровая мотивация Дидактическое задание - изучение схем, -просмотр презентаций « Водный транспорт» -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия | |
28 неделя/ 55 занятие 56 занятие | Занятие «Транспорт: воздушный транспорт» | Формировать умение ь исследовать предмет, делить его на части, конструировать по схеме и по образцу. Формировать умение определять форму ТИКО-деталей с помощью осязания (на ощупь). Закрепить умение конструировать логический квадрат. Познакомить с различными видами воздушного транспорта. Развивать координацию движений. ТИКО-поделки: вертолёт, самолёт. | -Игровая мотивация Дидактическое задание - изучение схем, -просмотр презентаций «Воздушный транспорт» -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия | |
29 неделя/ 57 занятие 58 занятие | Занятие «Транспорт: наземный транспорт» | Формировать умение конструировать с помощью словесной инструкции. Формировать умение определять форму ТИКО-деталей с помощью осязания (на ощупь). Познакомить с различными видами наземного транспорта. Развивать навыки ориентирования: вправо - влево. ТИКО-поделки: автомобиль (объёмная фигура), светофор, пешеход, пешеходный переход. | -Игровая мотивация Дидактическое задание - изучение схем, -просмотр презентаций « Наземный транспорт» -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия Выставка работы по теме «Транспорт» | |
30 неделя/ 59 занятие 60 занятие | Занятие «Насекомые: откуда появляются бабочки?» Объемное моделирование | Развивать умения различать геометрические модули и конструировать предметы окружающего мира на основе кубооктаэдра. Научить определять форму геометрических фигур с помощью осязания (на ощупь). Развивать представления о взаимосвязи и взаимозависимости живых организмов в природе. Познакомить со стадиями развития бабочки. Развивать умение конструировать фигуры на основе кубооктаэдра. Развивать навыки ориентирования: вверх – вниз, вправо - влево. ТИКО-поделки: гусеница, куколка, бабочка, цветок. | -Игровая мотивация -Дидактическое задание - изучение схем, -просмотр презентаций «Насекомые» -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия | |
31 неделя/ 61 занятие 62 занятие | Занятие «Насекомые: жуки» Объемное моделирование | Развивать умения различать геометрические модули и конструировать предметы окружающего мира на основе знакомых геометрических модулей. Формировать умение определять форму геометрических фигур с помощью осязания (на ощупь). Развивать представления о взаимосвязи и взаимозависимости живых организмов в природе. Познакомить с различными видами жуков. Развивать умение конструировать фигуры на основе ромбокубооктаэдра. Развивать навыки ориентирования: вверх – вниз, вправо - влево. ТИКО-поделки: жук, лист. | -Игровая мотивация -Дидактическое задание - изучение схем, -просмотр презентаций «Насекомые» -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия Выставка «Насекомые» | |
32 неделя/ 63 занятие 64 занятие | Занятие «Путешествие на Марс» объемное моделирование | Закрепить предоставления о космосе, расширять знания о космических аппаратах Учить делать самостоятельный выбор и конструировать по собственному плану. Формировать умение самостоятельно выбирать конструкцию для моделирования и подбирать необходимые ТИКО-детали. Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей. Формировать умение взаимодействовать, общаться, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах) ТИКО-поделки: «звезда», «комета», «спутник», «планета», «метеорит». | -Игровая мотивация -Дидактическое задание - изучение схем, -просмотр презентаций « Космические аппараты» -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия Выставка «Путешествие на Марс» | |
33 неделя/ 65 занятие 66 занятие | Занятие « Сладкий стол» объемное моделирование | Формировать умение делать самостоятельный выбор и конструировать по собственному плану. Формировать умение самостоятельно выбирать конструкцию для моделирования и подбирать необходимые ТИКО-детали. Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей. Формировать умение взаимодействовать, общаться, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах) Декорирование объемных фигур симметричным узором или орнаментом. Составление плоскостного узора на основе симметрии. Трансформация узора в объемной фигуре. Конструирование предметов посуды. ТИКО-поделки: «ваза», «посуда». | -Игровая мотивация -Дидактическое задание - изучение схем, - просмотр посуды разных мастеров -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия
| |
34 неделя/ 67 занятие 68 занятие | Занятие «Правила безопасного поведения на детской площадке» Конструирование детской площадки – объемное моделирование | Формировать умение делать самостоятельный выбор и конструировать по собственному плану. Формировать умение самостоятельно выбирать конструкцию для моделирования и подбирать необходимые ТИКО-детали. Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей. Формировать умение взаимодействовать, общаться, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах). ТИКО-поделки: дом, горка, карусель | -Игровая мотивация -Дидактическое задание - изучение схем, -просмотр презентации «Безопасность в нашем дворе» -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия | |
35 неделя/ 69 занятие 70 занятие | Занятие «Зоопарк» Комбинирование многогранников – объемное моделирование | Формировать умение конструировать предметы окружающего мира, комбинируя многогранники. Развивать умение конструировать комбинируя многогранники. Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей. Продолжать формировать умение соединению деталей в заданной последовательности - «вверх», «вниз», «справа», «слева», «по диагонали». Формировать умение взаимодействовать, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах). ТИКО-поделки: верблюд, жираф и др. | -Игровая мотивация -Дидактическое задание - изучение схем, - диктант по схемам -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия
| |
36 неделя/ 71 занятие 72 занятие | Занятие «Мой любимый город» (объемное моделирование) (мониторинг) | Выявить уровень знаний и умений воспитанников. Продолжать формировать умение конструировать предметы окружающего мира, комбинируя многогранники. Развивать умение конструировать комбинируя многогранники. Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей. Продолжать формировать умение соединению деталей в заданной последовательности - «вверх», «вниз», «справа», «слева», «по диагонали». Формировать умение взаимодействовать, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах). Обогащать знания о инфраструктуре городов. ТИКО-поделки: «кремль», «жилые дома», «административные здания», «кафе» и т.д. | -Игровая мотивация -Дидактическое задание - изучение схем, - просмотр схем, дополнение недостающих деталей -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия Выставка «Мой любимый город». | |
Мониторинг |
7. Условия реализации программы
Методическое обеспечение программы
Наглядно-методические материалы:
− Технологические карты для сборки объёмных ТИКО - конструкций.
− Схемы плоскостных фигур ТИКО
− Контурные схемы ТИКО - фигур
− Картотека диктантов с ТИКО - конструктором
− Мультимедийные презентации:
1.«Периметр».
2.«Каталог геометрических фигур и тел».
3.«Объем».
4.«Многоугольники».
4.«Симметрия».
Материально-техническое оснащение занятий:
− Проектор
− Музыкальный центр
- Домашний кинотеатр
− Стеллаж для хранения наглядного материала
− Конструктор ТИКО – «Фантазёр»
− Простые карандаши
− Цветные карандаши
− Корзиночки для индивидуальной работы
− Корзиночки для парной работы
8. Оценочный материал (диагностический инструментарий)
К концу года конструкторские умения детей должны расшириться и усовершенствоваться. Оценка эффективности образовательной деятельности осуществляется с помощью педагогической диагностики достижений детьми планируемых результатов освоения Программы.
Методы: педагогическое наблюдение, опрос (бесед), самостоятельная практическая работа, анализ продуктов деятельности, представленных на тематических выставках, экспозициях.
Фиксация результатов контроля происходит с помощью информационных карт (таблица достижений обучающихся, составленная в произвольной форме и включающая ФИ обучающихся, список навыков ТИКО - моделирования и количество баллов, отражающее уровень развития те или иных умений у обучающихся).
Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – сентябрь) и в конце учебного года (итоговая – май).
Результаты обследования заносятся в таблицу. Оценивание (по 3-хбальной системе): 1 балл (низкий уровень развития навыка) – ребёнок выполняет задание, постоянно обращаясь к педагогу за помощью 2 балла (средний уровень развития навыка) – ребёнок выполняет задание с небольшой помощью педагога 3 балла (высокий уровень развития навыка) – ребёнок выполняет задание самостоятельно
9.Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формировании элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
2. Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. – М.: ООО
«Издательство «АЙРИС-пресс», 2007.
3. Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. – СПб.: Речь, 2007.
4. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. –
М.: Айрис-пресс, 2006.
Список литературы для воспитанников:
5. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. – Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2004.
6. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Учимся узнавать геометрические фигуры. – М.: Дрофа, 2006.
7. http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ - интернет- ресурсы (методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО: программа, тематическое планирование, презентации для занятий, схемы для конструирования и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО-мастера» для детей 3-4 лет
Развитие у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования....
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО-мастера» для детей 6-7 лет
Реализация данной программы позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций, умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ре...
Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности для детей 4-7 лет «Тико-мастера»
Программа реализуется на занятиях кружка моделирования «ТИКО-мастера». Программа основана на программе И.В.Логиновой «Тико-мастера» для детей 3-7 лет.рограмма...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности "ЛЕГО-мастер" для детей 5-7 лет.
Рабочая программа для детского объединения технической направленности "ЛЕГО-мастер"...
Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности для детей от 5 до 6 лет «Тико-мастера: Фантазер»
Программа «ТИКО-мастера» обусловлена важностью создания условий для всестороннего и гармоничного развития дошкольника. Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуаль...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности для детей от 4 до 5 лет «Тико-мастера: Архимед»
Программа «ТИКО-мастера» создает для этого самые благоприятные возможности. Сначала дети учатся конструировать по схеме, образцу, выполняют задание на слух (слуховой диктант), затем дошкол...
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Технической направленности «Тико - мастера»
Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года...