Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Тико – мастера»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Молчанова Татьяна Николаевна

….Конструирование в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющий провести интересно и с пользой время в детском саду.

     «ТИКО» (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения) – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т. д.

   Дети через развивающую совместную деятельность учатся преодолевать трудности, находить наиболее действенный способ своих достижений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_tiko.docx61.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский сад № 10 «Золотой улей»

Карасукского района Новосибирской области

ПРИНЯТО
решением педагогического
совета МБДОУ детский сад № 10

«Золотой улей»
протокол от ___________ 20____г. № 

УТВЕРЖДАЮ
Заведующая МБДОУ детский сад № 10 «Золотой улей»
_____________ / Г.А.Марченко /
Приказ  от __________ 20____ г №______

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

технической направленности

  «Тико – мастера»

Составитель:

Молчанова Т.Н.,

воспитатель

высшей квалификационной категории

2021г

Содержание

1

Пояснительная записка

3

2

Основные направления работы

5

3

Организация занятий

6

4

Планируемый результат

6

5

Содержание программы

8

6

Структура проведения занятий

9

7

Условия реализации программы

26

8

Оценочный материал

26

9

Список литературы

27

1.Пояснительная записка.

     ….Конструирование в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющий провести интересно и с пользой время в детском саду.

     «ТИКО» (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения) – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т. д.

   Дети через развивающую совместную деятельность учатся преодолевать трудности, находить наиболее действенный способ своих достижений.

    В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение дошкольника в динамичную деятельность, на обеспечение понимания математических понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.    Методика работы с конструктором ТИКО предполагает развитие у детей навыков конструкторской и проектной деятельности на основе исследования геометрических фигур и интеграции изученных геометрических модулей с целью моделирования объектов окружающего мира.

Актуальность

   В развитии мышления дошкольника существенную роль играет овладение детьми способами наглядного моделирования тех или иных явлений. Наглядные модели являются важнейшим средством развития способностей ребенка и важнейшим условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности. Поэтому ребенок дошкольник способен получить представления о начальном моделировании, как части научно-технического творчества через  Тико- моделирование.

    Благодаря данной программе  воспитанники легко запоминают не только плоскостные фигуры, но и объемные, что способствует более эффективной подготовке дошкольников к изучению систематического курса геометрии и   является основой формирования инженерного мышления.

Новизна  

Это современная игровая образовательная технология, направленная на развитие прединженерного мышления дошкольников, способствующая наиболее интенсивному интеллектуальному развитию.

Цель программы: создание благоприятных условий для развития у детей первоначальных конструкторских умений на основе ТИКО-моделирования, для раскрытия творческого потенциала ребенка, способности и готовности в дальнейшем к созидательному творчеству по конструированию и моделированию.

Задачи программы:

Образовательная: 

- Формировать представления детей о плоскостных и объемных геометрических фигурах, телах и их свойствах;

- Совершенствовать компоненты конструкторской деятельности, технические и изобретательские умения.

- Способствовать лучшему восприятию информации;

 - Формировать навыки пространственного, абстрактного и логического мышления.

- формировать умения расчленять сложную форму на составные части, соотносить расстояние, определять местоположение и взаимоотношения между объектами

 Развивающая: 

- Развивать зрительно-двигательную координацию.

-Развивать умения воспринимать сенсорные эталоны, выделять объёмные предметы в макропространстве, соотносить формы объёмных предметов, заданные эталоны формы.

- Формировать анализирующее наблюдение, обучать способам анализа, группировки, классификации.

- Развивать коммуникативную деятельность.

Воспитательная: 

- Воспитывать интерес к предмету (за счёт необычной формы задания);

 - Тренировать дисциплину (за счёт сильной вовлечённости);

 -Поддерживать проявления самостоятельности, инициативности, индивидуальности, активизировать творческие проявления детей.

Принципы построения программы:

− Доступность и наглядность

− Последовательность и систематичность обучения и воспитания

− Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей

− Создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях

− Создание условий для продуктивной работы, мышления и воображения

− Разработка и подбор диагностических материалов для определения уровня сформированности навыков и удовлетворенности детей творческой деятельностью

2. Основные направления работы

     Программа состоит из двух модулей. У каждого модуля свои предметные цели и задачи.

Модуль «Плоскостное моделирование»

Цель: исследование многоугольников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.

Задачи:

  • совершенствование навыков классификации;
  • обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведённого анализа;
  • развитие комбинаторных способностей;
  • развитие умения мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое;
  • изучение и конструирование различных видов многоугольников;
  • знакомство с симметрией, конструирование узоров и орнаментов;
  • овладение навыками пространственного ориентирования;
  • обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта;
  • обучение различным видам конструирования.

              Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии, рисунке). Очень важно сформировать у дошкольников умение выявлять особенности исследуемой формы, находить характерные признаки и опускать менее важные детали.

           Темы, подобранные для конструирования, расширяют кругозор и охватывают основной спектр человеческой деятельности: сказки, градостроительство, мебель, животные, транспорт, бытовая техника, космос.

Модуль «Объемное моделирование»

Цель: исследование многогранников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.

Задачи:

  • формирование целостного восприятия предмета;
  • выделение многогранников из предметной среды окружающего мира;
  • изучение и конструирование различных видов многогранников;
  • исследование «объема» многогранников;
  • развитие конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.

                 Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения даст возможность в будущем детям разбираться в чертежах, схемах, планах, развить способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве. 

            Дети познакомятся с основными геометрическими фигурами, их параметрами, будут тренировать глазомер. Научатся видеть в сложных объемных объектах более простые формы, познакомятся с понятиями: пропорция, план, основание, устойчивость и др.

3. Организация занятий

Режим занятий:  


Периодичность и продолжительность занятий устанавливается в
зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей,
допустимой нагрузки обучающихся с учетом СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей», утвержденные Постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014
года № 41

Программа рассчитана на детей 6-7 лет.

Срок реализации программы- 1 год.
Продолжительность одного академического часа - 30 мин.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Объем программы – 72 часа в год.

     

4.Планируемые результаты и способы их проверки.

     Ожидаемые результаты конструкторской деятельности направлены на формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, на развитие конструкторских способностей, формирование элементарного логического мышления.

     Освоив программу  «ТИКО-мастера», дети успешно овладеют основными приемами умственной деятельности, научатся ориентироваться на плоскости и в пространстве, научатся самостоятельно владеть техническим творчеством, освоят навыки креативного моделирования и приобретут способность синтезировать свои собственные конструкции. У детей сформируются предпосылки к учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, умение доводить начатое дело да конца, планировать будущую работу.

В результате реализации программы у обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • первоначальные конструкторские умения на основе ТИКО-моделирования;
  • творческий потенциал ребенка;
  •  способность и готовности в дальнейшем к созидательному творчеству по конструированию и моделированию;
  • сформировано  пространственное, абстрактное и логическое мышление;
  • самостоятельность, инициативность, индивидуальность

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • плоскостные  и объемные геометрические фигуры, тела  и их свойства.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь: 

  • анализировать, группировать, сравнивать и классифицировать;
  • расчленять сложную форму на составные части;
  • соотносить расстояние;
  • определять местоположение и взаимоотношения между объектами;
  • воспринимать сенсорные эталоны;
  • выделять объёмные предметы в макропространстве;
  • соотносить формы объёмных предметов, заданные эталоны формы
  • конструировать объёмные фигуры;
  • создавать собственные ТИКО- изобретения путем комбинирования изученных геометрических модулей (многоугольников, многогранников).

Способы определения результативности программы:

− Диагностика, проводимая в конце года в виде естественно - педагогического наблюдения;

− Выставки детских работ, организуемые в группе, после проведенных занятий;

− Участие в конкурсах «ТИКО - изобретений» всероссийского уровня;

− Участие педагогов во взаимопросмотрах открытых образовательных мероприятий по ТИКО - моделированию;

 − Творческие отчеты педагогов на педагогическом совете.

5. Содержание программы

    В качестве содержательной базы в программе «ТИКО -мастера» предлагается формирование у дошкольников элементарных знаний и представлений из области математики и окружающего мира. Выбор данного содержания обусловлен необходимостью формирования пространственного и логического мышления дошкольника. С этой целью программа «ТИКО - мастера» через практическую деятельность с конструктором ТИКО знакомит дошкольников с плоскостным и объемным моделированием. Данный содержательный аспект следует отнести не к разряду специальных, а именно универсальных. При этом имеется в виду не вооружение дошкольника специфическими математическими знаниями, а формирование правильных представлений о смысле и форме вещей, гармоничном сочетании и взаимосвязи предметного мира с миром природы. Освоение содержания программы построено по принципу постепенного усложнения и углубления предлагаемого материала. На начальных этапах дети, например, учится конструировать плоскостные фигуры по образцу, позже уже он конструирует по схеме или на слух (устные диктанты). Самый сложный этап – самостоятельно изобрести и сконструировать объемную тематическую конструкцию.

     Занятия с образовательными конструкторами ТИКО знакомят детей с тремя видами творческого конструирования:

1. Свободное исследование, в ходе которого дети создают различные модификации простейших моделей.

2. Исследование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате которого дети строят заданную модель.

3. Свободное, неограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого ученики делают модели по собственным проектам.

     В процессе занятий воспитанники много работают со схемой и учатся:

 - делать выбор комплектующих по схеме;

- собирать модели по готовой схеме и силуэтному изображению;

- создавать собственные схемы (посредством чертежа, рисунка или аппликации).

     Кроме этого, на занятиях по ТИКО - конструированию педагог обращает внимание детей на понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности.

     Раз в месяц педагог организовывает выставку, которая демонстрирует родителям достижения их детей – ТИКО - поделки, объединенные единой тематикой.

Методы и приёмы 

Основными методами и приёмами работы с детьми по программе являются следующие:

     Наглядные методы и приемы - наблюдения, рассматривание готовых построек, показ образца, показ способов выполнения работы, демонстрация способов крепления деталей конструктора, подбор деталей по различным признакам.

     Информационно-рецептивный метод - обследование ТИКО деталей на основе различных анализаторов, определение пространственных отношений, совместная деятельность педагога и детей.

     Репродуктивный метод - воспроизводство знаний и способов деятельности.

     Метод практических упражнений – использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приёмов работы.

     Игровые методы – использование сюжета игр для организации детской деятельности, введение сказочного персонажа или персонажей для обыгрывания построек детей.

    Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация.

    Словесные приемы – объяснение, пояснение, педагогическая оценка.

    Проблемный метод – постановка проблемы и поиск её решения, творческое использование готовых заданий, самостоятельное их преобразование.

  Частично-поисковый метод – решение проблемных ситуаций с помощью педагога. Все методы используются в комплексе.

 

6.Структура проведения занятий

Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления.

Цель первой части – развитие элементов логического мышления. Основными задачами являются:

⎯ Совершенствование навыков классификации.

⎯ Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.

 ⎯ Активизация памяти и внимания. ⎯ Ознакомление с множествами и принципами симметрии.

⎯ Развитие комбинаторных способностей.

⎯ Закрепление навыков ориентирования в пространстве.

Вторая часть – собственно конструирование.

Цель второй части – развитие способностей к наглядному моделированию. Основные задачи:

− Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

− Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.

− Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.

− Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора ТИКО. − Развитие речи и коммуникативных способностей.

Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Плоскостное моделирование

36

18

18

1.1

Исследование форм и свойств многоугольников

5

2.5

2.5

1.2

Сравнение и классификация

8

4

4

1.3

Выявление закономерностей. Конструирование узоров и орнаментов

4

2

2

1.4

Пространственное ориентирование

9

4.5

4.5

1.5

Комбинаторика

4

2

2

1.6

Периметр

2

1

1

1.7

Выделение частей и целого

4

2

2

2

Объемное моделирование

36

18

18

2.1

Исследование и конструирование сложных многогранников

9

4.5

4.5

2.2

Исследование и конструирование предметов, имеющих форму призмы

9

4.5

4.5

2.3

Исследование и конструирование предметов пирамидальной формы

9

4.5

4.5

2.4

Тематическое конструирование

9

4.5

4.5

Итого

72

36

36

Календарно-тематическое планирование работы.

№ недели/

занятия

Тема

Программное содержание

Методические

приёмы

1-2 недели

Мониторинг

3 неделя/

5 занятие

Вводное.

Знакомство с конструктором

ТИКО: разные детальки – форма, цвет, число. Играй-ка! (Плоскостное моделирование)

Уточнить знание геометрических фигур: треугольника, квадрата, прямоугольника, ромба, пятиугольника, шестиугольника. Исследование форм и свойств многоугольников. Развивать  умение видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части. Формировать умение договариваться, помогать друг другу, сочувствовать.

Материалы: конструктор «ТИКО – Фантазер» - 1 набор на 2–х детей.

ТИКО-поделки:  Кот «Пушок»; мышь; собака.

- Игровая мотивация;

- Чтение  произведения,

-физминутка;

 разгадывание загадки

Изучение схем

-гимнастика для глаз;

Конструирование

-итог занятия.

 

3 неделя/

6 занятие

«Летнее путешествие Зайчонка ТИКО»

Формировать умение  классифицировать различные виды транспорта и конструировать по собственному выбору.

Развивать умение классифицировать.

Формировать умение   делать выбор.

Формировать умение  конструировать ТИКО-фигуры по образцу.  

Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур

ТИКО-поделки: парусник, автомобиль, самолёт (по выбору ребёнка).

- Игровая мотивация;

-разгадывание загадок

Изучение схем

гимнастика для глаз;

-конструирование

- итог занятия.

4 неделя/

7 занятие

 

Занятие «Паровозик для друзей Зайчонка ТИКО»

Формировать умение  проводить сравнительный анализ и классификацию различных видов многоугольников.

Закреплять умения анализировать, классифицировать многоугольники и делать вывод.

 Формировать умение  конструировать  плоскостные фигуры по контурной схеме.

Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур.

ТИКО-поделки: паровоз, вагончики.

- Игровая мотивация;

- Дидактические игры и задания    

 физминутка;

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия.

4 неделя/

8 занятие

 

Занятие «Почему осенью опадают листья с деревьев?»

Закреплять умения классифицировать фигуры по 2 – 3 свойствам.

Формировать умение  определять формы многоугольников.

Формировать умение  конструировать по контурной схеме.

Развивать умение находить взаимосвязь между климатическими изменениями и характерными природными особенностями.  

Развивать речь детей с помощью игрового общения.

ТИКО-поделки: дерево, листья.

-Игровая мотивация;

- Дидактические игры и задания    

 физминутка;

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия.

5неделя/

9-10 занятие

 

Занятие «Осенние хлопоты»

Закреплять умения классифицировать фигуры по 2 – 3 свойствам.

Формировать умение  классифицировать фигуры по 2 – 3 свойствам (цвет – форма - размер).

Формировать умение  конструировать по контурной схеме.

Развивать умение находить взаимосвязи в природе.  

Развивать речь детей с помощью игрового общения.

ТИКО-поделки: лесные животные, корзиночка с орешками и грибочками.

- Игровая мотивация;

-Чтение произведения «Лес».

 -Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка»,   «Большая и маленькая».

-гимнастика для глаз;

-конструирование

 -итог занятия.

6 неделя/

11 занятие

12 занятие

Занятие «Многогранники.

Пятиугольная пирамида»

Формировать умение  анализировать многогранники и делать вывод.

Развивать умение различать разные виды пирамид, выявлять их характерные признаки.

Знакомить с понятиями: вершины, рёбра, грани, основания.

Формировать умение  конструировать пятиугольную пирамиду по представлению.

ТИКО-поделки: пятиугольная пирамида, яблочко на тарелочке.

-игровая мотивация

 -изучение схем.

- физминутка.

-гимнастика для глаз;

-конструирование

 -итог занятия.

7 неделя/

13 занятие

14 занятие

Занятие  

«Геометрический лес»

Сказка «Геометрический лес» - находим в геометрическом лесу квадраты и треугольники. Понятия «квадрат», «треугольник», «вверх», «вниз», «посередине». Формировать умение  различать различные виды пирамид по характерным признакам. Развивать умение выделять характерные признаки пирамид различного типа.

Формировать умение  делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу.

Развивать умение анализировать и делать выводы.

ТИКО-поделки: корзинка, гриб.

-игровая мотивация

 -дидактические игры «один-много»,»найди по описанию», «на что похоже».

- физминутка.

-гимнастика для глаз;

-конструирование

 -итог занятия.

8 неделя/

15 занятие

16 занятие

Занятие «Многогранники. Восьмиугольная пирамида»

Формировать умение  различать различные виды пирамид по характерным признакам.

Развивать умение выделять характерные признаки пирамид различного типа.

Формировать умение  делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу.

Изучаем животный и растительный мир материка Евразия (лесная зона России).

ТИКО-поделки: заяц, лиса.

-игровая мотивация

 -дидактические игры «один-много»,»найди по описанию», «на что похоже».

- физминутка.

-просомтр презентации «Наш край»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

 -итог занятия.

9 неделя/

17 занятие

 

Занятие «Многогранники. Четырёхугольная призма»

 Формировать умение  проводить сравнительный анализ многогранников – призм и пирамид.

Исследовать четырёхугольную призму.

Формировать умение  делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу.

Развивать умение анализировать и делать выводы.

ТИКО-поделки: моделирование спортивной игры «Хоккей с мячом» - поле, клюшка, мяч.

-Игровая мотивация;

-  просмотр сюжета «Хоккей»

- физминутка;

-гимнастика для глаз;

-Изучение схем

-конструирование

-итог занятия.

9 неделя/

18 занятие

Занятие «Многогранники. Пятиугольная призма»

Формировать умение  проводить сравнительный анализ многогранников – призм и пирамид.

Исследовать пятиугольную призму.

Формировать умение  делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу.

Развивать умение анализировать и делать выводы.

ТИКО-поделки: пятиугольная башня

-Игровая мотивация;

-  просмотр картин «Пирамиды»

- физминутка;

-гимнастика для глаз;

-Изучение схем

-конструирование

-итог занятия.

10 неделя/

19 занятие

20 занятие

Занятие « Башни нашего Кремля…»»

Формировать умение  конструировать предметы окружающего мира, комбинируя многогранники.

Развивать умение конструировать комбинируя многогранники.

Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей. Составление дорожки из квадратов двух цветов с помощью чередования. Составление фигуры по схеме «Флаг России».

Формировать умение  взаимодействовать, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах).

ТИКО-поделки: крепость с башнями.

 Игровая мотивация;

-  просмотр картин «Крепость»,

-просмотр презентации «Стены Кремля»

- физминутка;

Чтение Цветаевой «Башни Кремля»

-гимнастика для глаз;

-Изучение схем

-конструирование

-итог занятия.

11 неделя/

21 занятие

22 занятие

Занятие «Комбинирование многогранников»

Формировать умение  конструировать предметы окружающего мира, комбинируя многогранники.

Развивать  умение конструировать комбинируя многогранники.

 Поиск деталей конструктора заданного цвета.   Диктант для конструирования «Дом»

Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей. Формировать умение  взаимодействовать, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах).

ТИКО-поделки: дом.

 Игровая мотивация;

-просмотр презентации « Архитектура строений»

- физминутка;

-гимнастика для глаз;

-Изучение схем

-конструирование

-итог занятия.

12 неделя/

23 занятие

24 занятие

Занятие «Конструирование детской площадки»

Формировать умение  делать самостоятельный выбор и конструировать по собственному плану.

Формировать умение  самостоятельно выбирать конструкцию для моделирования и подбирать необходимые ТИКО-детали.

Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей.

Формировать умение  взаимодействовать, общаться, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах).

Продолжать формировать умение  ориентироваться на плоскости, располагать  детали в заданной последовательности. Понятия «над», «под», «сбоку», «вверх», «вниз». Диктант для конструирования «Ракета».

ТИКО-поделки: песочница с грибком, горка, карусель.

 Игровая мотивация;

- просмотр картин «Игровая площадка»

-беседа «Мой двор»

- физминутка;

-гимнастика для глаз;

-Изучение схем

-конструирование

-итог занятия.

13 неделя/

25 занятие

26 занятие

Занятие «Знакомство со сложными многогранникам»

Познакомить со сложными многогранниками – кубооктаэдр и икосаэдр.

Развивать умение делать выбор фигуры и конструировать на основе симметричного узора.

Знакомить со сложными многогранниками – кубооктаэдр и икосаэдр.

Формировать умение  конструировать многогранники с помощью развёртки.

ТИКО-поделки: коробка  с новогодними шарами.

-Игровая мотивация;

- физминутка;

-гимнастика для глаз;

-Изучение схем

-конструирование

-итог занятия.

14 неделя/

27 занятие

 

Занятие «Конструирование новогоднего символа»

Формировать умение  взаимодействовать в процессе коллективной деятельности.

Формировать умение  договариваться друг с другом, распределять обязанности в процессе совместного конструирования (коллективная работа).Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей.

ТИКО-поделки: символ 2020года

-Игровая мотивация;

- упражнения на интонирование диалогов;

-Рассказывание сказки с показом

-гимнастика для глаз;

-конструирование

 -итог занятия.

 

14 неделя/

28 занятие

Занятие «Конструирование ёлочки»

 Формировать умение  взаимодействовать в процессе коллективной деятельности.

Формировать умение  договариваться друг с другом, распределять обязанности в процессе совместного конструирования (коллективная работа).

Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей.

ТИКО-поделки: ёлочка.

Игровая мотивация;

-  чтение произведения «Елочка»;

-конструирование

- гимнастика для глаз;

-Рассказывание сказки с показом.

 -итог занятия.

15неделя/

29 занятие

30 занятие

 

Занятие «Конструирование снежной крепости»

Конструирование предметов окружающего мира на основе изученных многогранников – додекаэдр.

Формировать умение  конструировать многогранник с помощью развёртки .

Закрепить понятия - «целое», «часть». Составление большого квадрата из четырех маленьких, выделение частей целого.

Знакомить с многогранником – додекаэдр.

Развивать фантазию, воображение.

ТИКО-поделки: снежная крепость.

 -Игровая мотивация;

- Дидактические задания «Лабиринт»,  

-Чтение отрывка из произведения «Снежная Королева»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

16 неделя/

31 занятие 32 занятие

Занятие «Моделирование ледяной арктической пустыни»

Конструирование сложных конструкций по образцу.

Учить конструировать многогранники с помощью развёртки.

Знакомить с понятием «природная зона».

Изучаем флору и фауну ледяных арктических пустынь.

ТИКО-поделки: пингвин, снежные комочки;

-Игровая мотивация;

- Дидактические задания «Лабиринт»,  

- просмотр презентации «Арктика- животный мир и природа»,

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

17 неделя/

33 занятие

34 занятие

Занятие «Зимние забавы»

Формировать умение  сравнивать, называть и рисовать многоугольники (3-х, 4-х, 5-ти, 6-тиугольник), конструировать ТИКО-фигуры по схеме, по образцу. Познакомиться  с многоугольниками (шестиугольник), научиться их различать.

Развивать умение ориентироваться в пространстве (вправо - влево).

Формировать умение  рисовать многоугольники (треугольник, квадрат).

Развивать игровое общение детей друг с другом посредством «оживления» ТИКО-поделок.

ТИКО-поделки: снежинка, санки.

-Игровая мотивация;

- Дидактические задания « найди по описанию»,  «назови правильно»

-  беседа и просмотр презентации «Зимние забавы»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

18 неделя/

35 занятие

36 занятие

Занятие «Моделирование ледяной арктической пустыни»

Конструирование сложных конструкций по образцу.

Формировать умение  конструировать многогранники с помощью развёртки.

Знакомить с понятием «природная зона».

Изучаем флору и фауну ледяных арктических пустынь.

ТИКО-поделки; белый медведь, льдина.

- Игровая мотивация;

- Дидактические задания «Лабиринт»,  

- просмотр презентации «Арктика- животный мир и природа»,

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

19 неделя/

37 занятие

38 занятие

Занятие «Моделирование тундры»

 Формировать умение  перестраивать плоскостные фигуры в объёмные.  Продолжаем изучать «Геометрический лес» - находим в геометрическом лесу заданные фигуры. Конструируем фигуры «дерево», «ель», «пенек», «заяц», «лиса», «еж». Закрепить понятия «пятиугольник», «четырехугольник», «пятиугольник».

Формировать умение  перестраивать плоскостные фигуры в объёмные.

Знакомить с природной зоной «тундра».

Изучаем флору и фауну тундры.

ТИКО-поделки: олень, «дерево», «ель», «пенек», «заяц», «лиса», «еж».

 -Игровая мотивация;

- Дидактические задания  ,  

- просмотр презентации « Тундра – растительный и животный мир»,

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

20 неделя/

39 занятие

 

Занятие «Моделирование ручного вооружения: автомат»

Формировать умение  конструировать на слух.

Формировать умение  конструировать объёмные фигуры на слух.

Знакомить с различными видами военного оружия: ручное вооружение.

Формировать умение  самостоятельно организовывать собственную конструкторскую деятельность.

ТИКО-поделки: автомат.

Игровая мотивация;

- Дидактические задания  ,  

-  изучение схем,

-просмотр картин «оружие»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

20 неделя/

40 занятие

Занятие «Мой дом»

Формировать умение  конструировать на слух.

Формировать умение  конструировать объёмные фигуры на слух.

 Закрепить знание об объемных фигурах, многоугольниках.

Формировать умение  самостоятельно организовывать собственную конструкторскую деятельность.

ТИКО-поделки:  мебель в детской комнате.

 -Игровая мотивация;

- Дидактические задания  ,  

-  изучение схем,

-просмотр картин «мебель»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

21 неделя/

41 занятие

42 занятие

Занятие «Военная техника»

Формировать умение  конструировать на слух.

Формировать умение  конструировать объёмные фигуры на слух. Поиск деталей конструктора заданной формы. Сопоставление деталей с предметами окружающего мира аналогичной формы.

Знакомить с различными видами военной техники.

Формировать умение  самостоятельно организовывать собственную конструкторскую деятельность.

ТИКО-поделки: военная техника

 -Игровая мотивация;

- Дидактические задания  ,  

-  изучение схем,

-просмотр  презентации «военная техника»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

22 неделя/

43 занятие

44 занятие

Занятие «Аттракционы»

Формировать умение  конструировать сложные конструкции по образцу.

Формировать умение  делать выбор конструкции.

Знакомить с различными видами развлекательных антракционов.

Формировать умение  самостоятельно организовывать собственную конструкторскую деятельность.

ТИКО-поделки: аттракционы: карусели «Ветерок», «Паровозик», «Ромашка» горки аквапарка.

-  Игровая мотивация;

- Дидактические задания  ,  

-  изучение схем,

- просмотр картин «карусель»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

23 неделя/

45 занятие

46 занятие

Конструирование сказки «Колобок»(Плоскостное моделирование

Ориентирование на плоскости. Понятие «вправо», «влево», «вверх», «вниз».

 Закрепить знания о русских народных произведениях .

Конструирование декораций для сказки - предметы пирамидальной формы – «елочка», «крыша дома». Понятия «большой», «маленький».

Развитие связной речи, пространственного мышления и мелкой моторики. Развивать речь детей с помощью игрового общения.

Формировать умение  конструировать по контурной схеме.

ТИКО-поделки: бабушка, дедушка, колобок, медведь, заяц, лиса, волк.

 -  Игровая мотивация;

- Дидактические задания  ,  

-  изучение схем,

- просмотр сюжета сказки «Колобок»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

24 неделя/

47 занятие

48 занятие

Занятие «Подарок маме»

Формировать умение  сооружать и украшать поделки с помощью конструирования симметричных узоров из ТИКО-деталей разных цветов.

Расширять представлений о разных видах цветущих растений.  

Развивать самостоятельности детей в выборе ТИКО-деталей при конструировании.

ТИКО-поделки: цветок, ваза.

 -  Игровая мотивация;

- Дидактические задания  ,  

-  изучение схем,

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

25

неделя/

49 занятие

Занятие «Ёжик в гостях у Зайчонка ТИКО»

Формировать умение  сравнивать, называть и рисовать многоугольники (3-х, 4-х, 5-ти, 6-тиугольник), конструировать ТИКО-фигуры по схеме, по образцу.

Познакомить  с многоугольниками (треугольник, четырехугольник, пятиугольник), научиться их различать.

Развивать умение классифицировать свойства геометрических фигур по двум свойствам.Учить конструировать плоскостные ТИКО-фигуры по схеме и по образцу.

Развивать игровое общение детей друг с другом посредством «оживления» ТИКО-животных.

ТИКО-поделки: ёжик, корзина, грибы.

-Игровая мотивация

Дидактическое задание

 -  изучение схем,

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

25 неделя/

50 занятие

 

Занятие «Наши пернатые друзья!»

Формировать умение  сравнивать и называть различные треугольники (равносторонний, остроугольный, прямоугольный), конструировать ТИКО-фигуры по контурной схеме.

Познакомить  с различными видами треугольников, научиться их сравнивать и называть.

Формировать умение  конструировать плоскостные ТИКО-фигуры по контурной схеме.

Формировать умение  сопереживать, сочувствовать, помогать животным, нуждающимся в помощи.

ТИКО-поделки: птица, кормушка.

 -Игровая мотивация

Дидактическое задание

 -  изучение схем,

-просмотр презентаций «Птицы»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

26 неделя/

51 занятие

52 занятие

Занятие  «Космический транспорт: звездолёт» (объёмная конструкция по технологической карте)

Определение формы геометрических фигур с помощью осязания (на ощупь).

Освоение навыков пространственного ориентирования: - вправо, - влево, - по диагонали. Понятия - «целое», «часть». Составление большого равностороннего треугольника из четырех маленьких, выделение частей целого.

Развивать умения анализировать и воссоздавать объёмную конструкцию по технологической карте.

ТИКО-поделки: звездолёт

 -Игровая мотивация

Дидактическое задание

 -  изучение схем,

-просмотр презентаций «Космос»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

27неделя/

53 занятие

54 занятие

Занятие «Транспорт: водный транспорт»

Формировать умение  сравнивать и называть различные виды четырёхугольников и треугольников, конструировать ТИКО-фигуры по контурной схеме.

Формировать умение  различать различные виды треугольников и четырёхугольников.

Знакомство с логическим кваратом.

Формировать умение  достраивать плоскостные ТИКО-фигуры в объёме.

Познакомить с различными видами водного транспорта.

ТИКО-поделки: парусник, лодка

 Игровая мотивация

Дидактическое задание

 -  изучение схем,

-просмотр презентаций « Водный транспорт»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

28 неделя/

55 занятие

56 занятие

Занятие «Транспорт: воздушный транспорт»

Формировать умение  ь исследовать предмет, делить его на части, конструировать по схеме и по образцу.

Формировать умение  определять форму ТИКО-деталей с помощью осязания (на ощупь).

Закрепить умение конструировать логический квадрат.

Познакомить с различными видами воздушного транспорта.

Развивать координацию движений.

ТИКО-поделки: вертолёт, самолёт.

 -Игровая мотивация

Дидактическое задание

 -  изучение схем,

-просмотр презентаций «Воздушный  транспорт»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

29 неделя/

57 занятие

58 занятие

Занятие «Транспорт: наземный транспорт»

Формировать умение  конструировать с помощью словесной инструкции.

Формировать умение  определять форму ТИКО-деталей с помощью осязания (на ощупь).

Познакомить с различными видами наземного транспорта.

Развивать навыки ориентирования: вправо - влево. ТИКО-поделки: автомобиль (объёмная фигура), светофор, пешеход, пешеходный переход.

-Игровая мотивация

Дидактическое задание

 -  изучение схем,

-просмотр презентаций « Наземный транспорт»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

Выставка работы по теме «Транспорт»

30 неделя/

59 занятие

60

занятие

Занятие «Насекомые: откуда появляются бабочки?»

Объемное моделирование

 Развивать умения различать геометрические модули и конструировать предметы окружающего мира на основе кубооктаэдра.

Научить определять форму геометрических фигур с помощью осязания (на ощупь).

Развивать представления о взаимосвязи и взаимозависимости живых организмов в природе.

Познакомить со стадиями развития бабочки.

Развивать умение конструировать фигуры на основе кубооктаэдра.

Развивать навыки ориентирования: вверх – вниз, вправо - влево.

ТИКО-поделки: гусеница, куколка, бабочка, цветок.

 -Игровая мотивация

-Дидактическое задание

 -  изучение схем,

-просмотр презентаций «Насекомые»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

31 неделя/

61 занятие

62

занятие

Занятие «Насекомые: жуки»

Объемное моделирование

Развивать умения различать геометрические модули и конструировать предметы окружающего мира на основе знакомых геометрических модулей.

Формировать умение  определять форму геометрических фигур с помощью осязания (на ощупь).

Развивать представления о взаимосвязи и взаимозависимости живых организмов в природе.

Познакомить с различными видами жуков.

Развивать умение конструировать фигуры на основе ромбокубооктаэдра.

Развивать навыки ориентирования: вверх – вниз, вправо - влево.

ТИКО-поделки: жук, лист.

 -Игровая мотивация

-Дидактическое задание

 -  изучение схем,

-просмотр презентаций «Насекомые»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

Выставка «Насекомые»

32 неделя/

63 занятие

64 занятие

Занятие «Путешествие на Марс» объемное моделирование

Закрепить предоставления о космосе, расширять знания о космических аппаратах Учить делать самостоятельный выбор и конструировать по собственному плану.

Формировать умение  самостоятельно выбирать конструкцию для моделирования и подбирать необходимые ТИКО-детали.

Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей.

Формировать умение  взаимодействовать, общаться, договариваться в процессе конструкторской деятельности  (работа в парах)

 ТИКО-поделки: «звезда», «комета», «спутник», «планета», «метеорит».

-Игровая мотивация

-Дидактическое задание

 -  изучение схем,

-просмотр презентаций « Космические аппараты»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

Выставка

«Путешествие на Марс»

33 неделя/

65 занятие

66 занятие

Занятие « Сладкий стол» объемное моделирование

Формировать умение  делать самостоятельный выбор и конструировать по собственному плану.

Формировать умение  самостоятельно выбирать конструкцию для моделирования и подбирать необходимые ТИКО-детали.

Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей.

Формировать умение  взаимодействовать, общаться, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах)

Декорирование объемных фигур симметричным узором или орнаментом.

Составление плоскостного узора на основе симметрии. Трансформация узора в объемной фигуре. Конструирование предметов посуды.

ТИКО-поделки: «ваза», «посуда».

 -Игровая мотивация

-Дидактическое задание

 -  изучение схем,

- просмотр посуды разных мастеров

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

 

34 неделя/

67 занятие

68 занятие

Занятие «Правила безопасного поведения на детской площадке» Конструирование детской площадки – объемное моделирование

 Формировать умение  делать самостоятельный выбор и конструировать по собственному плану.

Формировать умение  самостоятельно выбирать конструкцию для моделирования и подбирать необходимые ТИКО-детали.

Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей.

Формировать умение  взаимодействовать, общаться, договариваться в процессе конструкторской деятельности  (работа в парах).

ТИКО-поделки: дом, горка, карусель

  -Игровая мотивация

-Дидактическое задание

 -  изучение схем,

-просмотр презентации «Безопасность в нашем дворе»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

35 неделя/

69 занятие

70 занятие

Занятие «Зоопарк»

Комбинирование многогранников – объемное моделирование

Формировать умение  конструировать предметы окружающего мира, комбинируя многогранники.

Развивать умение конструировать комбинируя многогранники.

Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей.

Продолжать формировать умение  соединению деталей в заданной последовательности - «вверх», «вниз», «справа», «слева», «по диагонали».

Формировать умение  взаимодействовать, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах).

ТИКО-поделки: верблюд, жираф и др.

-Игровая мотивация

-Дидактическое задание

 -  изучение схем,

- диктант по схемам

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

 

36 неделя/

71 занятие

72 занятие

Занятие «Мой любимый город»

(объемное моделирование)

(мониторинг)

  Выявить уровень знаний и умений  воспитанников. Продолжать формировать умение  конструировать предметы окружающего мира, комбинируя многогранники.

Развивать умение конструировать комбинируя многогранники.

Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей.

Продолжать формировать умение  соединению деталей в заданной последовательности - «вверх», «вниз», «справа», «слева», «по диагонали».

 Формировать умение  взаимодействовать, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах).

 Обогащать знания о инфраструктуре городов.

  ТИКО-поделки:  

 «кремль», «жилые дома», «административные здания», «кафе» и т.д.

-Игровая мотивация

-Дидактическое задание

 -  изучение схем,

- просмотр  схем, дополнение недостающих деталей

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

Выставка «Мой любимый город».

Мониторинг

7. Условия реализации программы

Методическое обеспечение программы

Наглядно-методические материалы:

 − Технологические карты для сборки объёмных ТИКО - конструкций.

− Схемы плоскостных фигур ТИКО

− Контурные схемы ТИКО - фигур

− Картотека диктантов с ТИКО - конструктором

− Мультимедийные презентации:

1.«Периметр».

2.«Каталог геометрических фигур и тел».

3.«Объем».

4.«Многоугольники».

4.«Симметрия».

Материально-техническое оснащение занятий: 

− Проектор

− Музыкальный центр

- Домашний кинотеатр  

− Стеллаж для хранения наглядного материала

− Конструктор ТИКО – «Фантазёр»

− Простые карандаши

− Цветные карандаши

− Корзиночки для индивидуальной работы

− Корзиночки для парной работы

8. Оценочный материал (диагностический инструментарий)

    К концу года конструкторские умения детей должны расшириться и усовершенствоваться. Оценка эффективности образовательной деятельности осуществляется с помощью педагогической диагностики достижений детьми планируемых результатов освоения Программы.  

     Методы: педагогическое наблюдение, опрос (бесед), самостоятельная практическая работа, анализ продуктов деятельности, представленных на тематических выставках, экспозициях.

     Фиксация результатов контроля происходит с помощью информационных карт (таблица достижений обучающихся, составленная в произвольной форме и включающая ФИ обучающихся, список навыков ТИКО - моделирования и количество баллов, отражающее уровень развития те или иных умений у обучающихся).

     Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – сентябрь) и в конце учебного года (итоговая – май).

      Результаты обследования заносятся в таблицу. Оценивание (по 3-хбальной системе): 1 балл (низкий уровень развития навыка) – ребёнок выполняет задание, постоянно обращаясь к педагогу за помощью 2 балла (средний уровень развития навыка) – ребёнок выполняет задание с небольшой помощью педагога 3 балла (высокий уровень развития навыка) – ребёнок выполняет задание самостоятельно

9.Список литературы

Список литературы для педагога:

1. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формировании элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

2. Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. – М.: ООО

«Издательство «АЙРИС-пресс», 2007.

3. Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. – СПб.: Речь, 2007.

4. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. –

М.: Айрис-пресс, 2006.

Список литературы для воспитанников:

5. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. – Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2004.

6. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Учимся узнавать геометрические фигуры. – М.: Дрофа, 2006.

7. http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ - интернет- ресурсы (методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО: программа, тематическое планирование, презентации для занятий, схемы для конструирования и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО-мастера» для детей 3-4 лет

Развитие у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования....

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО-мастера» для детей 6-7 лет

Реализация данной программы позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций,  умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ре...

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности для детей 4-7 лет «Тико-мастера»

Программа реализуется на занятиях кружка моделирования «ТИКО-мастера». Программа основана на программе И.В.Логиновой «Тико-мастера» для детей 3-7 лет.рограмма...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности "ЛЕГО-мастер" для детей 5-7 лет.

Рабочая программа для детского объединения технической направленности "ЛЕГО-мастер"...

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности для детей от 5 до 6 лет «Тико-мастера: Фантазер»

Программа «ТИКО-мастера» обусловлена важностью создания условий для всестороннего и гармоничного развития дошкольника. Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуаль...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности для детей от 4 до 5 лет «Тико-мастера: Архимед»

Программа «ТИКО-мастера» создает для этого самые благоприятные возможности. Сначала дети учатся конструировать по схеме, образцу, выполняют задание на слух (слуховой диктант), затем дошкол...