Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности для детей 4-7 лет «Тико-мастера»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Программа реализуется на занятиях кружка моделирования «ТИКО-мастера». Программа основана на программе И.В.Логиновой «Тико-мастера» для детей 3-7 лет.рограмма
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tiko-mastera.doc | 275.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №7 «Жар-птица»
Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности для детей 4-7 лет
«Тико-мастера»
(срок освоения – 1 год)
Руководитель кружка:
Тамара Владимировна
Полтавчук
г. Нижневартовск
Содержание
Пояснительная записка | 3 | |
Цель и задачи обучения | 3 | |
Ожидаемые результаты реализации программы | 6-7 | |
Содержание деятельности | 8 | |
Учебно-тематический план | 9 | |
| 9 | |
Модуль «Плоскостное моделирование» | 9-10 | |
Модуль «Объемное моделирование» | 10 | |
| 11 | |
Модуль «Плоскостное моделирование» | 12 | |
Модуль «Объемное моделирование» | 13 | |
| 13 | |
Модуль «Плоскостное моделирование» | 16 | |
Модуль «Объемное моделирование» | 16-17 | |
Методическое обеспечение программы | 17 | |
Список литературы | 17-18 | |
Перспективный план обучения | 18-22 | |
Приложение. Мониторинг по модельному конструированию. | 23 |
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности для детей 4-5 лет «ТИКО-мастера» (далее – Программа) реализуется на занятиях кружка моделирования «ТИКО-мастера». Программа основана на программе И.В.Логиновой «Тико-мастера» для детей 3-7 лет.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы «ТИКО-мастера» обусловлены важностью создания условий для всестороннего и гармоничного развития дошкольника. Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения. Конструкторская деятельность, как никакая другая, реально может обеспечить такую интеграцию.
Кружок моделирования «ТИКО-мастера» – это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения ребенка в школе. В программе предусмотрены активных формы работы, направленные на вовлечение дошкольника в динамичную деятельность, на обеспечение понимания математических понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Предлагаемая система логических заданий и тематического моделирования позволяет формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия.
Конструирование в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющий провести интересно и с пользой время в детском саду.
Цель программы – формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.
Задачи программы:
Обучающие
- формирование представлений о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах.
Развивающие
- расширение кругозора об окружающем мире, обогащение эмоциональной жизни, развитие художественно-эстетического вкуса;
- развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
- развитие регулятивной структуры деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
- развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений;
- создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
Воспитывающие
- формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой.
Программа состоит из двух модулей. У каждого модуля свои предметные цели и задачи.
Модуль «Плоскостное моделирование»
Цель: исследование многоугольников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.
Задачи:
Обучающие
- обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведённого анализа;
- изучение и конструирование различных видов многоугольников;
- обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта;
- обучение различным видам конструирования.
- знакомство с симметрией, конструирование узоров и орнаментов.
Развивающие
- развитие комбинаторных способностей;
- совершенствование навыков классификации;
- развитие умения мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое.
Воспитывающие
- воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми.
Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии, рисунке). Очень важно сформировать у дошкольников умение выявлять особенности исследуемой формы, находить характерные признаки и опускать менее важные детали.
Темы, подобранные для конструирования, расширяют кругозор и охватывают основной спектр человеческой деятельности: сказки, градостроительство, мебель, животные, транспорт, бытовая техника, космос.
Модуль «Объемное моделирование»
Цель: исследование многогранников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.
Задачи:
Обучающие
- выделение многогранников из предметной среды окружающего мира;
- изучение и конструирование различных видов многогранников;
- исследование «объема» многогранников.
Развивающие
- формирование целостного восприятия предмета;
- развитие конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
Воспитывающие
- развитие умения сотрудничать, договариваться друг с другом в процессе организации и проведения совместных конструкторских проектов.
Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения даст возможность в будущем детям разбираться в чертежах, схемах, планах, развить способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве.
Дети познакомятся с основными геометрическими фигурами, их параметрами, будут тренировать глазомер. Научатся видеть в сложных объемных объектах более простые формы, познакомятся с понятиями: пропорция, план, основание, устойчивость и др.
Сроки реализации программы – 1 год, 1 раз в неделю, 36 занятий в год.
Формы и режим занятий.
Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Предусмотренные программой занятия, проводятся на базе одной отдельно взятой группы.
Занятия строятся на основе практической работы с конструктором для объёмного моделирования ТИКО (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения).
Ожидаемые результаты реализации программы
Ожидаемые результаты конструкторской деятельности направлены на формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, на развитие изобразительных, конструкторских способностей, формирование элементарного логического мышления. Все эти направления тесно связаны, и один вид деятельности не исключает развитие другого, а даже вносит разнообразие в творческую деятельность.
Изучив курс «ТИКО-мастера», дети успешно овладеют основными приемами умственной деятельности, ориентируются на плоскости и в пространстве, общаются, работают в группе, в коллективе, увлекаются самостоятельным техническим творчеством.
Для ребенка важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию. Программа «ТИКО-мастера» создает для этого самые благоприятные возможности. Сначала дети учатся конструировать по схеме, образцу, выполняют задание на слух (слуховой диктант), затем дошкольники создают конструкции на различную тематику, которые можно объединить в эффектную масштабную экспозицию. В дальнейшем, когда дети осваивают навыки креативного моделирования и приобретают способность синтезировать свои собственные конструкции, можно организовывать именные выставки индивидуальных работ воспитанников и работ, созданных в результате совместного семейного творчества.
В ходе освоения дошкольниками каждого модуля программы возможно достижение предметных результатов в области математических знаний и знаний предметов окружающего мира.
Ожидаемый результат по освоению программы:
Первый этап обучения (4-5 лет)
По окончании дети должны знать:
- различные виды многоугольников;
- числа от 1 до 5.
По окончании дети должны уметь:
- называть и конструировать геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник);
- сравнивать и классифицировать фигуры по 1 - 2 свойствам;
- ориентироваться в понятиях «вперед», «назад», «далеко», «близко», «около», «выше», «ниже», «между»;
- считать и сравнивать числа от 1 до 5;
- конструировать плоские фигуры по образцу.
Второй этап обучения (5-6 лет)
По окончании дети должны знать:
- различные виды призм и пирамид;
- числа от 5 до 10.
По окончании дети должны уметь:
- называть и конструировать плоские и объемные геометрические фигуры;
- сравнивать и классифицировать фигуры по 1 - 2 свойствам;
- конструировать различные виды многоугольников;
- ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «направо», «налево»;
- считать и сравнивать числа от 1 до 10;
- конструировать плоские и объемные фигуры по образцу, по схеме и по собственному замыслу.
Третий этап обучения (6-7 лет)
По окончании дети должны знать:
- различные виды многогранников;
- понятие о периметре геометрических фигур.
По окончании дети должны уметь:
- конструировать многогранники;
- владеть основами моделирующей деятельности;
- сравнивать и классифицировать фигуры по 2 - 3 свойствам;
- ориентироваться в понятиях: «направо», «налево», «по диагонали»;
- сравнивать и анализировать объемы различных геометрических тел;
- решать комбинаторные задачи;
- выделять «целое» и «части»;
- выявлять закономерности;
- считать и сравнивать числа от 1 до 20.
Продолжительность занятий:
С детьми 4-5 лет – 20 минут, 5-6 лет – 25 минут, 6-7 лет – 30 минут.
Способами определения результативности программы являются:
- Диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.
- Выставки ТИКО-поделок «Город ТИКО-мастеров!» (проводятся 1 раз в месяц)
Содержание деятельности
В качестве содержательной базы в программе «ТИКО-мастера» предлагается формирование у дошкольников элементарных знаний и представлений из области математики и окружающего мира. Выбор данного содержания обусловлен необходимостью формирования пространственного и логического мышления дошкольника. С этой целью программа «ТИКО-мастера» через практическую деятельность с конструктором ТИКО знакомит дошкольников с плоскостным и объемным моделированием.
Данный содержательный аспект следует отнести не к разряду специальных, а именно универсальных (общеобразовательных). При этом имеется в виду не вооружение дошкольника специфическими математическими знаниями, а формирование правильных представлений о смысле и форме вещей, гармоничном сочетании и взаимосвязи предметного мира с миром природы. Так как в кружке моделирования «ТИКО-мастера» ребята создают модели объектов реального мира, наиболее целесообразно использовать эти занятия как образовательную платформу для осмысления мира вещей, или предметной среды.
Содержание Программы представляет собой единую систему взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются от группы к группе (в технологическом и образовательном плане) и при этом раскрывают многообразные связи предметной практической деятельности человека с его историей и культурой, а также с миром природы. Каждый год обучения является ступенью в познании этих связей. Освоение содержания Программы построено по принципу постепенного усложнения и углубления предлагаемого материала, но при этом позволяет детям включится с любого этапа обучения. На начальных этапах дети, например, учится конструировать плоскостные фигуры по образцу, позже уже он конструирует по схеме или на слух (устные диктанты). Самый сложный этап – самостоятельно изобрести и сконструировать объемную тематическую конструкцию.
Занятия с образовательными конструкторами ТИКО знакомят детей с тремя видами творческого конструирования:
- Свободное исследование, в ходе которого дети создают различные модификации простейших моделей.
- Исследование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате которого дети строят заданную модель.
- Свободное, неограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого дети делают модели по собственным проектам.
В процессе занятий ребята много работают со схемой и учатся:
- делать выбор комплектующих по схеме;
- собирать модели по готовой схеме и силуэтному изображению;
- создавать собственные схемы (посредством чертежа, рисунка или аппликации).
Кроме этого, на занятиях по ТИКО-конструированию педагог обращает внимание детей на понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности.
Раз в месяц педагог организовывает выставку, которая демонстрирует родителям достижения их детей – ТИКО-поделки, объединенные единой тематикой.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый этап обучения (4-5 лет)
№ | Название темы | Всего занятий |
1 | Плоскостное моделирование | 31 |
1.1 | Геометрические фигуры и их свойства | 5 |
1.2 | Сравнение | 5 |
1.3 | Классификация | 5 |
1.4 | Выявление закономерностей | 5 |
1.5 | Пространственное ориентирование | 3 |
1.6 | Выделение части и целого | 5 |
1.7 | Тематическое конструирование | 3 |
2 | Объемное моделирование | 5 |
2.1 | Исследование и конструирование предметов кубической формы | 3 |
2.2 | Исследование и конструирование предметов пирамидальной формы | 2 |
Итого | 36 |
Модуль «Плоскостное моделирование»
1.1. Геометрические фигуры и их свойства
1. Поиск и сравнение трех-, четырех-, пятиугольников.
Сказка «Геометрический лес» - находим в геометрическом лесу заданные фигуры. Конструируем фигуры «листочки», «морковка», «заяц», «лиса», «еж». Понятия «остроугольный треугольник», «равносторонний треугольник», «прямоугольник», «пятиугольник».
1.2. Сравнение
1. Сравнение по форме.
Поиск деталей конструктора заданной формы. Сопоставление деталей с предметами окружающего мира аналогичной формы.
1.3. Классификация
1. Классификация по 1-2 признакам – цвет, форма. Конструирование по заданным условиям.
Игра «Комбинат» (см. приложение № 5). Задание для самостоятельной работы: из полученных фигур сконструируйте цветок.
1.4. Выявление закономерностей
1. Чередование по форме.
Выделение множеств – «квадраты», «прямоугольник». Конструирование «заборчика» из квадратов и прямоугольников с помощью чередования. Конструирование по схеме «Кот».
1.5. Пространственное ориентирование
1. Ориентирование на плоскости.
Расположение деталей в заданной последовательности. Понятия «над», «под», «сбоку», «вверх», «вниз». Диктант для конструирования «Ваза».
1.6. Выделение части и целого
1. Разложение фигур на части.
Понятия - «целое», «часть». Составление большого равностороннего треугольника из четырех маленьких, выделение частей целого. Составление фигур по схеме «Танк».
1.7. Тематическое конструирование
1. Проект «Звездное небо».
Диалог «Космос». Конструирование фигур – «звезда», «комета», «спутник», «планета», «метеорит».
Модуль «Объемное моделирование»
2.1 Исследование и конструирование предметов кубической формы
1. Поиск и сравнение предметов кубической формы – «большой», «маленький».
Инсценировка русской народной сказки «Три медведя». Конструирование декораций для сказки - предметы кубической формы – «стул», «дом», «будка для собаки», «корзинка», «гриб». Понятия «большой», «маленький».
2.2 Исследование и конструирование предметов пирамидальной формы
1. Поиск и сравнение предметов пирамидальной формы – «большой», «маленький».
Инсценировка русской народной сказки «Колобок». Конструирование декораций для сказки - предметы пирамидальной формы – «елочка», «крыша дома». Понятия «большой», «маленький».
2.3 Тематическое конструирование
1. Проект «Кукольная комната».
Диалог «Кукольная комната». Конструирование фигур – «стол», «стул», «диван», «шкаф», «кровать». Выставка «Кукольная комната».
Второй этап обучения (5-6 лет)
№ | Название темы | Всего часов |
1 | Плоскостное моделирование | 13 |
1.1 | Исследование форм и свойств многоугольников | 2 |
1.2 | Сравнение и классификация | 2 |
1.3 | Выявление закономерностей | 2 |
1.4 | Комбинаторика | 2 |
1.5 | Пространственное ориентирование | 3 |
1.6 | Целое и части | 2 |
2 | Объемное моделирование | 23 |
2.1 | Объемные геометрические фигуры | 6 |
2.2 | Исследование и конструирование предметов, имеющих форму призмы | 6 |
2.3 | Исследование и конструирование предметов пирамидальной формы | 6 |
2.4 | Тематическое конструирование | 5 |
Итого | 36 |
Программа второго года обучения является началом формирования у детей 5-6 лет понятий и представлений из области геометрии, а также предполагает их более широкое приобщение к творческой конструкторской деятельности. Изучая форму и конструкцию предметов окружающего мира, дети знакомятся с понятиями «многоугольник», «пирамида», «призма», «ребро», «грань», «угол», «основание». Кроме того, они получают первоначальные представления о взаимосвязи формы геометрического тела с этими понятиями.
Все эти знания не должны рассматриваться как самоцель. Главная задача воспитателя состоит не в заучивании специальных терминов и формулировок, а в том, чтобы постепенно формировать у ребят созидательное отношение к вещи и окружающему миру в целом. Знакомство с объемными геометрическими формами на этом этапе происходит через изучение и конструирование предметов окружающего мира. С этой целью дети включаются в процесс моделирования предметов с ярко выраженной формой.
Параллельно с решением разнообразных логических задач программа предусматривает и творчество иного плана – художественно-эстетического. Эти задания предполагают обязательное обогащение чувственного опыта ребенка. Поскольку успешность любых видов творчества прямо пропорциональна этому опыту и запасу впечатлений, их целенаправленное обогащение – один из главных компонентов программы. Прежде всего, на этом этапе дети учатся внимательно всматриваться в особенности объектов окружающего мира, определять их форму, сравнивать, мысленно преобразовывать, видеть прекрасное в обыденном.
Наблюдения: рассматривание объектов окружающего мира на предмет наличия симметрии и асимметрии, ритма элементов в их конструкциях; рассматривание предметов, поиск новых образов и образного сходства в формах различных объектов (на основе ассоциативно-образного мышления).
Логические задачи, задания на пространственное мышление:
Конструирование одних геометрических фигур из других; составление логического квадрата; достраивание симметричных форм; трансформация плоской фигуры в объемное тело; составление фигур различного периметра; поиск закономерностей в конструировании плоскостных узоров и орнаментов;
классификация фигур по 2-3 признакам (цвет, форма, размер).
Тематическое конструирование:
в модуле «Объемное моделирование» разрабатываются и реализуются проекты по темам: «Животный мир», «Растительный мир», «Мой дом», «Мебель», «Посуда», «Детская площадка», «Техника», «Мячи», «Космодром».
Модуль «Плоскостное моделирование»
- Исследование форм и свойств многоугольников
- 1. Поиск заданных фигур. Сравнение и конструирование четырехугольников.
Сказка «Геометрический лес» - находим в геометрическом лесу заданные фигуры. Игра «Найди пару». Понятия «многоугольник», «прямоугольник», «ромб». Логические задания на замещение фигур конструктора (см. приложение № 4). Конструирование по схеме «Автомобиль».
- Сравнение и классификация
- 1. Классификация по 1- 2 свойствам.
Классификация геометрических фигур по форме и по размеру.
Игра «Магазин» (см. приложение № 5). Конструирование по контурной схеме «Жираф».
- Выявление закономерностей
1. Чередование по форме и по размеру.
Конструирование узора с чередованием фигур разного размера и формы. Диктант для конструирования «Робот».
- Комбинаторика
1. Комбинирование трех фигур.
Понятие «вариант». Вычисление всех возможных вариантов комбинирования с использованием трех фигур (см. приложение № 7). Конструирование по схеме «Ворона».
- Пространственное ориентирование
- Понятия «вправо», «влево».
Инсценировка сказки «Красная Шапочка». Изготовление декораций для сказки. Конструирование дорожки с несколькими поворотами «вправо» и «влево».
- Выделение части и целого
1. Выделение заданного количества фигур из множества.
Работа с множеством чисел от 0 до 10. Поиск фигур определенного количества и формы. Конструирование по заданным условиям.
Модуль «Объемное моделирование»
2.1 Объемные геометрические фигуры
1. Конструирование куба из развертки.
Понятия «куб», «развертка». Поиск правильной развертки куба. Конструирование куба из развертки. Диктант для конструирования «Медведь».
2.2 Исследование и конструирование предметов, имеющих форму призмы
1. Поиск и сравнение предметов, имеющих форму призмы – «высокий», «низкий», «тонкий», «толстый».
Выбор подарка маме к празднику 8 марта. Конструирование цветка и вазы в форме призмы. Понятия «высокий», «низкий».
2.3 Исследование и конструирование предметов пирамидальной формы
1. Поиск и сравнение предметов пирамидальной формы – «высокий», «низкий», «тонкий», «толстый».
Поиск предметов пирамидальной формы в окружающем мире. Конструирование фигур по выбору детей. Понятия «высокий», «низкий», «тонкий», «толстый».
2.4 Тематическое конструирование
1. Проект «Техника».
Диалог «Виды техники». Конструирование фигур – «лодка», «корабль», «автомобиль», «подъемный кран», «трактор». Выставка «Техника».
Третий этап обучения (6-7 лет)
№ | Название темы | Всего часов |
1 | Плоскостное моделирование | 16 |
1.1 | Исследование форм и свойств многоугольников | 2 |
1.2 | Сравнение и классификация | 2 |
1.3 | Выявление закономерностей. Конструирование узоров и орнаментов | 4 |
1.4 | Пространственное ориентирование | 2 |
1.5 | Комбинаторика | 2 |
1.6 | Периметр | 2 |
1.7 | Выделение частей и целого | 2 |
2 | Объемное моделирование | 20 |
2.1 | Исследование и конструирование сложных многогранников | 5 |
2.2 | Исследование и конструирование предметов, имеющих форму призмы | 5 |
2.3 | Исследование и конструирование предметов пирамидальной формы | 5 |
2.4 | Тематическое конструирование | 5 |
Итого | 36 |
Дети 6-7 лет начинают «чувствовать» конструктор, не испытывают затруднений в соединении деталей, подборе цветов, они начинают экспериментировать, работать творчески и безбоязненно. В то же время следует приучать их тщательно продумывать подбор фигур и последовательность их соединения для того, чтобы получить устойчивую, без изъянов, эстетически оформленную конструкцию. Необходимо формировать привычку доводить начатое дело до конца.
Выработанные на данном этапе приемы работы с конструктором, организованность, привычка к порядку позволят в дальнейшем решать настоящие поисковые, творческие задачи, не отвлекаясь на технические «мелочи».
С другой стороны, возраст 6-7 лет является наиболее сенситивными в плане интеллектуального развития. В этот период дети обычно с удовольствием решают всевозможные логические задачи, любят головоломки – особенно если работа в разумных пропорциях распределяется между головой и руками. Именно это и позволяет наилучшим образом «ввести» детей в мир разумного, интересного, творческого труда, не сводимого лишь к механическому упражнению рук. Программа предлагает такую последовательность занятий, при которой действия руки постепенно дисциплинируются, всё более подчиняясь интеллекту.
Основная проблема, рассматриваемая в программе с детьми 6-7 лет – «человек – предмет – среда». Дальнейшее ознакомление с геометрическими формами строится на осмыслении духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы.
Внимание детей заостряется на положении о первичности мира природы по отношению к рукотворной среде; еще раз предлагается внимательно присмотреться к удивительно гармоничному устройству самых привычных и обыденных предметов природы. Вывод: природой во всем предусмотрен строго выверенный порядок, изучая который человек-творец может позаимствовать полезные конструктивные и художественные идеи.
Дети активно включаются в работу по анализу и исследованию геометрических форм. Совершенствуя моделирующую деятельность, изучают проблему неразрывной связи предмета со средой. Работая над проектом, дети теперь конструируют объекты реального мира не отдельно, а в непосредственной связи с инфраструктурой и окружающей средой. Например, работая над моделированием замков и крепостей, дети конструируют объекты природы, малые архитектурные сооружения, расположенные невдалеке от старинных зданий.
При проведении с детьми художественно-конструкторского анализа конструкций педагог обращает внимание детей на композиционную целостность постройки целом и пропорциональность отдельных частей.
В модуле «Объемное моделирование» педагог знакомит детей с понятием «объем», исследуют объемы различных геометрических тел.
Предусмотрено также выполнение детьми творческих работ, которые разработаны на основе психологической теории творчества и развития технического мышления и органично включены в общую систему освоения программы.
Неотъемлемой частью занятий в кружке моделирования «ТИКО-мастера» является исследование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате, которого дети строят геометрическую модель, затем преобразовывают ее в предмет. Отличительной чертой занятий также является свободное, не ограниченное жесткими (принятыми) рамками решение творческих задач, в процессе которого дети делают модели по собственным проектам.
Классификация:
Выделение признаков предметов, операции с признаками; рассуждение, дискуссирование, приведение доказательств, участие в диалоге.
Логические задачи и задания на пространственное мышление: мысленная трансформация плоской развертки в объемное изделие и наоборот; мысленная трансформация плоского симметричного узора в декор объемной фигуры; расположение деталей в заданной последовательности; сравнительный анализ объемов геометрических фигур; самостоятельный поиск способов получения нужной формы; внесение изменений и дополнений в конструкцию в соответствии с поставленной задачей.
Поисковая деятельность детей, где есть анализ, сравнение, обобщение, организованное в коллективном учебном диалоге. В модуле «Плоскостное моделирование» дети исследуют периметры различных многоугольников.
Тематическое конструирование в модуле «Объемное моделирование» проекты по темам: «Солнечная система», «Парк развлечений», «Транспорт», «Мой любимый город», «Океанариум», «Домашние животные», «Экзотические животные», «Техника», «День Победы. Военная техника».
Модуль «Плоскостное моделирование»
- Исследование форм и свойств многоугольников
1. Сравнительный анализ и конструирование многоугольников.
Сказка «Геометрический лес» - находим в геометрическом лесу заданные фигуры. Понятия: «многоугольник», «пятиугольник», «шестиугольник», «семиугольник», «восьмиугольник». Определение фигур с помощью ощупывания. Конструирование животных для геометрического леса по схеме.
- Сравнение и классификация
1. Сравнение и классификация по двум – трем свойствам.
Поиск фигур по словесному описанию. Игра «Конфетная фабрика» (см. приложение № 5). Диктант для конструирования «Собака».
- Выявление закономерностей. Конструирование узоров и орнаментов
1. Декорирование объемных фигур симметричным узором или орнаментом.
Составление плоскостного узора на основе симметрии. Трансформация узора в объемной фигуре. Конструирование предметов посуды.
- Пространственное ориентирование
1. Соединение деталей в заданной последовательности - «вверх», «вниз», «справа», «слева», «по диагонали».
Диктанты для конструирования «Черепаха», «Слон», «Верблюд». Конструирование по собственному замыслу – тема «Экзотические животные».
- Комбинаторика
1. Комбинирование четырех фигур.
Вычисление нескольких вариантов комбинирования с использованием четырех фигур (см. приложение № 7). Конструирование по схеме «Сова».
- Периметр
1. Конструирование фигур и сравнение их периметров.
Конструирование фигур различных периметров из квадратов (см. презентацию «Периметр»). Конструирование по контурной схеме «Соловей».
- Выделение частей и целого
- Выделение заданного количества фигур из множества.
Работа с множеством чисел от 0 до 20. Поиск фигур определенного количества и формы. Конструирование по заданным условиям.
Модуль «Объемное моделирование»
- Исследование и конструирование сложных многогранников
1. Конструирование октаэдра. Сопоставление геометрической формы с аналогичными предметами.
Понятия «многогранник», «октаэдр», «грань», «ребро», «вершина». Конструирование октаэдра из развертки. Конструирование предметов окружающего мира, имеющих форму октаэдра.
- Исследование и конструирование предметов, имеющих форму призмы
1. Исследование и конструирование четырех- и пятиугольной призмы.
Поиск природных объектов, архитектурных сооружений, предметов быта, имеющих форму четырех- и пятиугольной призмы. Конструирование призмы из развертки. Исследование фигур – определение количества граней, ребер и вершин. Конструирование замков и крепостей.
- Исследование и конструирование предметов пирамидальной формы
1. Исследование и конструирование четырех- и пятиугольной пирамид.
Поиск природных объектов, архитектурных сооружений, предметов быта, имеющих форму четырех- и пятиугольной пирамид. Конструирование пирамиды из развертки. Исследование фигур – определение количества граней, ребер и вершин. Конструирование египетских пирамид.
- Тематическое конструирование
1. Проект «Мой любимый город».
Диалог «Здания и достопримечательности нашего города. Инфраструктура».
Конструирование фигур – «кремль», «жилые дома», «административные здания», «кафе» и т.д. Выставка «Мой любимый город».
Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:
(Диск прилагается)
Приложение № 1. Схемы плоскостных ТИКО-фигур.
Приложение № 2. Контурные схемы плоскостных ТИКО-фигур.
Приложение № 3. Диктанты для конструирования.
Приложение № 4. Логические задания на замещение фигур.
Приложение № 5. Логические игры и задания.
Приложение № 6. Правила составления логического квадрата.
Приложение № 7. Комбинаторные задания.
Приложение № 8. Игры с кругами Эйлера.
Приложение № 9. Конструирование по заданным условиям.
Приложение № 10. Дидактическая сказка «Геометрический лес».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА:
Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Издательство «АЙРИС-пресс», 2007.
Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. – СПб.: Речь, 2007.
Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2006.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ:
Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. – Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2004.
Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Учимся узнавать геометрические фигуры. – М.: Дрофа, 2006.
http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ - интернет-ресурсы (методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО: программа, тематическое планирование, презентации для занятий, схемы для конструирования и т.д.)
Перспективный план обучения по Тико-конструированию
Первый этап обучения (от 4 до 5 лет)
Месяц | Тема | Цель | Материал |
сентябрь | «Деревья осенью» | Познакомить с зайчонком ТИКО и с конструктором, который он им принес. Дать понятие равносторонний и остроугольный треугольник. Классифицировать их. Учить соединять треугольники между собой, делая из них разноцветные листочки для деревьев. Упражнять пальчики в соединении деталей между собой. | Конструктор, зайчонок ТИКО, нарисованные деревья, треугольники равносторонние и остроугольные. |
сентябрь | «Дорожки в лесу» | Закрепить названия геометрических фигур – квадрат, треугольник. Учить составлять дорожку, чередуя по цвету квадраты. Учить делать замещение ( квадрат из 2 равносторонних треугольников). Сравнивать дорожки по длине. Развивать мелкую моторику рук. | Квадраты двух цветов, равносторонние треугольники |
сентябрь | «Морковка для зайчика» | Внимательно рассматривать схему и узнавать фигуру; делить схему на составные части; собирать по схеме конструкцию: 1 вариант - детали для конструирования педагог заранее готовит и раскладывает по контейнерам, в каждом контейнере находится столько деталей, сколько необходимо для сборки конструкции; раскрашивать схему в соответствии с собранной конструкцией (цвет деталей конструкции должен совпадать с цветом деталей на схеме); Развивать мелкую моторику рук. | Схема морковки на каждого ребенка, цв.карандаши, детали конструктора – три равносторонних треугольника, один остроугольный треугольник. |
сентябрь | «Грибочки для белочки» | Сконструировать фигуру (гриб) по схеме и раскрасить схему. Внизу раскрасить ТИКО-детали, из которых составлена фигура- гриба. Дорисовать недостающие ТИКО-детали. Развивать мелкую моторику рук. | Схема гриба на каждого ребенка, цв.карандаши, три равносторонних треугольника, один квадрат |
октябрь | «Лесной друг –Ёжик» Работа по образцу | Внимательно рассматривать образец воспитателя и узнавать, из каких фигур он состоит; закрепить названия треугольников (равносторонний и остроугольный); познакомить с прямоугольником; делить образец на составные части; собирать по образцу конструкцию. 2 вариант - педагог раскладывает на столы наборы («Фантазёр» или «Геометрия») конструкторов, дети самостоятельно находят детали, необходимые для сборки конструкции. | Набор конструктора, образец ежа. |
октябрь | «Ёлочки в лесу» Объемное моделирование | Исследование и конструирование предметов пирамидальной формы разной величины. (по образцу) | Треугольники остроугольные и равносторонние. |
октябрь | «Тико-Зайчик» | Внимательно рассматривать схему и узнавать фигуру- зайца; делить схему на составные части; собирать по схеме конструкцию: раскрашивать схему в соответствии с собранной конструкцией (цвет деталей конструкции должен совпадать с цветом деталей на схеме); 1 вариант - детали для конструирования педагог заранее готовит и раскладывает по контейнерам, в каждом контейнере находится столько деталей, сколько необходимо для сборки конструкции; | Схема зайца на каждого ребенка, детали, необходимые для сбора конструкции. |
октябрь | «Лисичка – подруга зайчика» | Внимательно рассматривать схему и узнавать фигуру; делить схему на составные части; собирать по схеме конструкцию: раскрашивать схему в соответствии с собранной конструкцией (цвет деталей конструкции должен совпадать с цветом деталей на схеме); | Схема лисы на каждого ребенка, детали, необходимые для сбора конструкции |
ноябрь | «Геометрический лес» | Соединять различные ТИКО-фигуры в единую композицию, объединённую тематически. (детям распределяются схемы фигур предыдущих занятий – гриб, еж, заяц, лиса ). Самостоятельно найти необходимые фигуры и сконструировать по схеме. Сделать из треугольников объемные елочки разные по высоте. | Схемы гриба, ежа, лисы, зайца. Конструктор. |
ноябрь | «Новый теремок для зверей» Объемное моделирование | Развивать умение видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части. Учить конструировать домик кубической формы. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Взрослый помогает соединить кубы между собой в один большой теремок и сделать крышу. | Цветное изображение готового теремка, который необходимо сделать, квадраты большого и маленького размера и треугольники для крыши. Изображение зверей на подставке из сказки. |
ноябрь | Ёлочка, снежинка Слуховой диктант | Ориентировка на плоскости. Учить выполнять словесную инструкцию взрослого. | Набор конструктора. |
ноябрь | Цветок. | Задание для самостоятельной работы: из полученных фигур сконструируйте цветок. Учить узнавать пятиугольник. | 4 квадрата, 1 пятиугольник, 2 треугольника, 1 прямоугольник. |
декабрь | «Ваза» Слуховой диктант | Расположение деталей в заданной последовательности. Понятия «над», «под», «сбоку», «вверх», «вниз». | Без схем, фигуры: прямоугольник, квадраты, треугольники. |
декабрь | «Стулья для трёх медведей» (объемное моделирование) | Учить детей исследовать и конструировать объемные предметы (стулья) кубической формы (по образцу); сравнивать по величине. | Квадраты разного цвета и разной величины, прямоугольники для спинки. |
декабрь | Проектная деятельность «Кукольная комната» Объёмное моделирование | Продолжать учить детей работать по образцу, закрепить названия предметов мебели их предназначение. Выбрать себе схему одного вида мебели и сконструировать самостоятельно. Соединять различные ТИКО-фигуры в единую композицию, объединённую тематически. | Иллюстрации или деревянные игрушки (кровать, стул, стол, шкаф, диван), образец объёмных изображений мебели «стул», «шкаф», «диван», «стол», «кровать». |
декабрь | Мебель (объемное моделирование) | Конструирование предметов кубической формы – «стул», «шкаф», «диван», «стол», «кровать». Понятия «большой», «маленький». | Конструктор, образец объёмных изображений мебели «стул», «шкаф», «диван», «стол», «кровать |
январь | снеговик | Внимательно рассматривать схему и узнавать фигуру; делить схему на составные части; собирать по схеме конструкцию. 3 вариант – дети не находят в коробке (в контейнере) необходимой детали, педагог предлагает сконструировать её из других деталей. | Схемы на каждого ребенка, конструктор. |
январь | горка | Учить собирать по схеме горку, находить и раскрашивать отдельные детали конструкции; | Схема горки на каждого ребенка, конструктор, цв.карандаши. |
февраль | машина | Рассматривать схему и узнавать фигуру; делить схему на составные части; собирать по схеме конструкцию. дорисовывать несколько недостающих деталей конструкции | Конструктор, схемы, цв.карандаши. |
февраль | пистолет | Рассматривать схему и узнавать фигуру; делить схему на составные части; находить необходимые детали самостоятельно, собирать по схеме конструкцию, при отсутствии необходимой детали соединять ее из других фигур. | Конструктор, схемы. |
февраль | танк | Сконструировать фигуру (танк) и раскрась схему. Внизу схемы раскрашивать ТИКО-детали, из которых составлена фигура. Дорисовывать недостающие ТИКО-детали. | Разные иллюстрации танков для рассматривания, схема танка |
февраль | самолет | Из имеющихся фигур самостоятельно сконструировать самолет. Учить замещению недостающих фигур. | |
март | Красивый коврик | Учить детей чередовать фигуры по цвету между собой. | Ромбы или остроугольные треугольники трех цветов. |
март | Цветок для мамы | Сконструировать фигуру (цветок) и раскрашивать схему. Внизу раскрасить ТИКО-детали, из которых составлена фигура. Дорисовать недостающие ТИКО-детали. | Схема цветка, конструктор, цв.карандаши. |
март | Корзинка (объемное конструирование) Слуховой диктант | Расположение деталей в заданной последовательности. Понятия «над», «под», «сбоку», «вверх», «вниз». | конструктор |
март | Птица | Повторяем понятие «пятиугольник». Учимся конструировать плоскостные ТИКО-фигуры по схеме Развиваем мелкую моторику | конструктор |
апрель | Ракета | Совершенствовать умение конструировать объёмные ТИКО – фигуры по образцу. | Образец ракеты объемное, конструктор. |
апрель | Тема месяца: «Домашние животные» проектная деятельность «Собака» | Познакомить детей с домашними животными (презентация). Найти дома с родителями иллюстрации домашних животных , создать альбом. Найти среди предложенных схем – карточек данных животных. Сконструировать выбранное животное. | Презентация «Домашние животные», интерактивная игра «Угадай домашнее животное», схемы собаки, кота, овечки и барана. |
апрель | «Кот» | Самостоятельная работа по схеме. | Схема, конструктор |
апрель | «Овечка или баран» | Самостоятельная работа по схеме. | Схема, конструктор |
май | Тема всего месяца: «Животные наших лесов» Проектная деятельность «Медведь» | Познакомить детей с животными наших лесов (презентация). Найти с детьми иллюстрации животных (медведя, лисы, соболя, белки), создать фото-альбом. Найти среди предложенных схем – карточек данных животных. Сконструировать выбранное животное. Создать с помощью сконструированных детьми елочек лес-тайгу и поместить туда зверей. | Презентация «Животные нашего леса», интерактивная игра «Угадай животное», схемы диких животных: медведя, лисы, белки и соболя) |
май | «Лиса» | Самостоятельная работа по схеме | Схема лисы |
май | «Белка» | Самостоятельная работа по схеме | Схема белки |
май | «Соболь» | Самостоятельная работа по схеме | Схема соболя |
Приложение 1
Мониторинг по модельному конструированию «Тико-мастера»
1 этап обучения (дети от 4 до 5 лет)
№ | Фамилия имя ребенка | Знает различные виды многоугольников | Называет и конструирует треугольник, квадрат, прямоугольник из других фигур | Сравнивает и квалифицирует фигуры по 1-2 свойствам | Ориент-ка в понятиях вперед, назад, далеко-близко, выше-ниже, между | Считает, сравнивает числа от 1 до 5 | Конструирует плоские фигуры по образцу, схеме | Общее количество баллов | Уровень |
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 | |||||||||
8 | |||||||||
9 | |||||||||
10 |
Высокий уровень – 16-18 баллов. Ребенок хорошо различает разные виды многоугольников, может самостоятельно сравнивать и квалифицировать фигуры по 1-2 свойствам, ориентируется в понятиях вперед, назад, далеко, близко, выше, ниже, между; хорошо считает и сравнивает числа от 1 до 5; может самостоятельно сконструировать предмет по образцу и по схеме.
Средний уровень – 13-15 баллов. Ребенок допускает 2-3 ошибки в назывании разных видов многоугольников, сравнении чисел от 1 до 5; с небольшой подсказкой воспитателя ориентируется в понятиях вперед, назад, далеко, близко, выше, ниже, между; Конструирует с небольшой помощью взрослого плоские фигуры по образцу, схеме.
Низкий уровень – 12 и ниже. Ребенок не может назвать виды многоугольников, ошибается в сравнении чисел от 1 до 5, не конструирует по образцу и схеме.
3 балла – высокий уровень, 2 - средний уровень, 1 - низкий уровень
Мониторинг по модельному конструированию «Тико-мастера»
2 этап обучения (дети от 5 до 6 лет)
№ | Фамилия имя ребенка | Знает различные виды призм и пирамид | Называет и конструирует плоские и объемные фигуры по образцу и по схеме и по собственному замыслу | Сравнивает и классифицирует фигуры по 1-2 свойствам | Конструирует различные виды многоульников | Ориентируется в понятиях «вверх», «вниз», «направо», «налево» | Считает и сравнивает числа от 1 до 10 | Общее кол-во баллов | Уровень |
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 | |||||||||
8 | |||||||||
9 | |||||||||
10 |
Высокий уровень – 16-18 баллов. Ребенок различает виды призм и пирамид, самостоятельно конструирует плоские и объемные фигуры по образцу и по схеме и по собственному замыслу, может сравнивать и классифицировать фигуры по 1-2 свойствам, считать и сравнивать числа от 1 до 10, хорошо ориентируется в понятиях «вверх», «вниз», «направо», «налево».
Средний уровень –15- 13 баллов. Ребенок с помощью взрослого конструирует плоские и объемные фигуры по образцу и по схеме и по собственному замыслу, может сравнивать и классифицировать фигуры по 1-2 свойствам.
Низкий уровень – 12 баллов и ниже. Плохо различает различные виды призм и пирамид, не достаточно развиты конструкторские способности, не может собрать по образцу и по схеме, ошибается в сравнении чисел до 10, в понятиях направо, налево, вверх, вниз.
3 балла – высокий уровень, 2 - средний уровень, 1 - низкий уровень
Мониторинг по модельному конструированию «Тико-мастера»
3 этап обучения (дети от 6 до 7 лет)
№ | Фамилия имя ребенка | Конструирует многогранники | Владеет основами моделирующей деятельности | Сравнивать и классифицировать фигуры по 1-2 свойствам | Ориентируется в понятиях направо- налево по диагонали | Сравнивает и анализирует объемы различных геометрических тел | Решает комбинаторские задачи | Выделяет целое и части | Выявляет закономерности | Сравнивает числа от 1 до 10 | Общее кол-во баллов | Уровень |
1 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
3 | ||||||||||||
4 | ||||||||||||
5 | ||||||||||||
6 | ||||||||||||
7 | ||||||||||||
8 | ||||||||||||
9 | ||||||||||||
10 |
Высокий уровень – от 25-27 баллов. Ребенок владеет основами моделирующей деятельности, самостоятельно конструирует многогранники, выделяет целое и части, выявляет закономерности, решает комбинаторские задачи.
Средний уровень – от 26-23 балла. Ребенок с помощью взрослого конструирует многогранники, выделяет целое и части, выявляет закономерности.
Низкий уровень – от 22 и ниже. Ребенок не выделяет целое и части, не выявляет закономерности, плохо ориентируется в понятиях направо- налево по диагонали, не может конструировать многогранники.
3 балла – высокий уровень, 2 - средний уровень, 1 - низкий уровень
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Lego-конструирование» (4-7 лет)
Представленная программа «Lego-конструирование» разработана в соответствии с ФГОС и реализует интеграцию образовательных областей. Программа рассчитана на 2 года обучения с детьми 4-7 лет....
дополнительна общеобразовательная программа технической направленности "маленький механик"
Программа направлена на развитие у детей старшего дошкольного возраста первоначальных конструкторских умений, на основе чтения чертежей, составления схем, чертежей, моделей, конструирования из разных ...
Дополнительная общеобразовательная программа Технической направленности «Легоконструирование и робототехника» для детей 5 – 7 лет
На сегодняшний день, LEGO-конструкторы активно используются детьми в игровой деятельности. Идея расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников за счет внедрения конструкторов...
Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе технической направленности по развитию конструкторских способностей детей от 6 до 7 лет
Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе технической направленности по развитию у детей 6-7 лет конструкторских способностей на основе элементарного компьютерно...
Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности
Для детей 5-7 лет «LEGO-конструирование и робототехника в ДОУ»...
Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности для детей от 5 до 6 лет «Тико-мастера: Фантазер»
Программа «ТИКО-мастера» обусловлена важностью создания условий для всестороннего и гармоничного развития дошкольника. Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуаль...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности для детей от 4 до 5 лет «Тико-мастера: Архимед»
Программа «ТИКО-мастера» создает для этого самые благоприятные возможности. Сначала дети учатся конструировать по схеме, образцу, выполняют задание на слух (слуховой диктант), затем дошкол...