"LEGO-конструирование, как основа интеллектуального развития в ДОО"
статья по конструированию, ручному труду

Поротникова Милана Валерьевна

Развитие инженерно-технического направления в современной промышленности ставит  новую задачу перед образованием - подготовку специалистов  с современным инженерно-техническим мышлением. В связи с чем, одним из приоритетных направлений в современном образовании,   является  осуществление    профориентационной работы с  выпускниками школ по выбору профессий инженерно-технической направленности. Психолого-педагогические исследования (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец,  Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов,  обладающих признаками полезности  или субъективной новизны, развитие которых происходит в  процессе специально организованного обучения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

LEGO-конструирование, как основа интеллектуального развития

в дошкольной образовательной организации

Поротникова Милана Валерьевна, старший воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад № 2» АГО, г.Асбест

Развитие инженерно-технического направления в современной промышленности ставит  новую задачу перед образованием - подготовку специалистов  с современным инженерно-техническим мышлением. В связи с чем, одним из приоритетных направлений в современном образовании,   является  осуществление    профориентационной работы с  выпускниками школ по выбору профессий инженерно-технической направленности. Психолого-педагогические исследования (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец,  Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов,  обладающих признаками полезности  или субъективной новизны, развитие которых происходит в  процессе специально организованного обучения.            

Данную стратегию обучения  и развития в ДОУ можно реализовать в образовательной среде с помощью LEGO-конструкторов.

LEGO - конструирование - первый шаг в приобщении дошкольников к   техническому творчеству.  Кроме того, актуальность LEGO-технологии  значима в свете реализации ФГОС ДО, так как:

- является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников;

- осуществляется в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;

- поддерживает инициативу детей;

- позволяет педагогу построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

- приобщает детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности;

- формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

- объединяет игру с  исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку  возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

LEGO-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью образовательные и воспитательные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребёнок может с ними справиться. Инновационная и многофункциональная технология ЛЕГО  не только обеспечит реализацию основных видов деятельности детей младшего и дошкольного возраста, но и поможет в развитии математических знаний у дошкольников.  

Сегодня  LEGO-конструкторы   активно  используются  воспитанниками  детского сада в разных видах детской деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, конструирование и др.  

В работе с LEGO-конструкторами необходимо учитывать принципы: 

1) уважения к личности ребенка;

2) построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержки инициативы детей в продуктивной творческой деятельности;

5) сотрудничества ДОУ с семьей;

6) формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

7) возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

8) учет гендерной специфики развития детей дошкольного возраста;

9) вариативности обеспечивает возможность выбора содержания образования, форм и методов воспитания и обучения с ориентацией на интересы и возможности каждого ребенка и учета социальной ситуации его развития;

10) индивидуализации опирается на то, что позиция ребенка, входящего в мир и осваивающего его как новое для себя пространство, изначально творческая. Ребенок наблюдая за взрослым, подражая ему, учится у него, но при этом выбирает то, чему ему хочется подражать и учиться. Таким образом, ребенок не является «прямым наследником» (то есть продолжателем чьей-то деятельности, преемником образцов, которые нужно сохранять и целостно воспроизводить), а творцом, то есть тем, кто может сам что-то создать. Освобождаясь от подражания, творец не свободен от познания, созидания, самовыражения, самостоятельной деятельности;

11) обогащение (амплификация) детского развития;

12) выявления детской одаренности, создания обстановки, опережающей развитие ребенка (возможность самостоятельного решения ребенком задач, требующих максимального напряжения сил; использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфически детские виды деятельности; использование разнообразных методов и приемов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность ребенка; введение в обучение ребенка элементов проблемности, задач открытого типа, имеющих разные варианты решений);

13) доступность изучаемого материала;

14) систематичность,  последовательность проведения занятий;  

15) эмоционально-насыщенная тематика занятий;  

16) проблемно-ситуативный характер заданий.  

Работа по  LEGO-конструированию обеспечивает развитие личности детей в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.  

Содержание работы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей, представлено в пяти образовательных областях, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Содержание занятий  определено по пяти направлениям развития ребенка (образовательным областям):

1) социально-коммуникативное развитие;

2) познавательное развитие;  

3) речевое развитие;

4) художественно-эстетическое развитие;

5) физическое развитие.

 Занятия по LEGO-конструированию главным образом направлены на развитие личности ребенка дошкольного возраста, а также способностей познавательных, изобразительных, коммуникативных, конструкторских, творческих.  Интегративный подход объединяет в одно целое задания из разных областей. Работая над тематической моделью, воспитанники  не только пользуются знаниями, полученными из разных образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, но и углубляют их:

Младший дошкольный возраст: Ребенок осваивает окружающий мир посредством веселой и увлекательной игры. В процессе конструирования ребенок учится создавать и строить не только то, что нарисовано на схеме, но и воплощать в жизнь собственные сказочные истории, фантазии, создавать необычные вещи.  Ребенок учится конструировать из LEGO по инструкциям, картам активности,  по памяти и по своему собственному замыслу, ориентируясь на плоскости и в пространстве. Разнообразие элементов конструктора LEGO означает то, что каждый ребёнок вовлечён в процесс обучения, а это, как известно, способствует развитию любознательности на всю жизнь и побуждает к учёбе.

Старший дошкольный возраст: Ребенок изучает основные принципы работы простых механизмов, инженерного строения, планирования собственной постройки и её прочности, раскрывает свой потенциал, фантазирует.

Основные формы и методы LEGO-конструирования:  

- конструирование, творческие исследования, презентация своих моделей, соревнования между группами;  

- словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);  

- наглядный (показ, видеопросмотр, работа по инструкции);  

- практический (составление программ, сборка моделей);  

- репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);  

- частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);  

- исследовательский метод;  

- метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение.

На занятиях используются основные виды конструирования:

- по образцу,

- по модели,

- по условиям,

- по простейшим чертежам и наглядным схемам,  

- по замыслу,

- по теме.  

Конструирование по образцу. Заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, - важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.  

Конструирование по модели. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Конструирование по модели является усложненной разновидностью конструирования по образцу.  

Конструирование по условиям. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое еѐ назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку, способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.  

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам.  Моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.  

Конструирование по замыслу. Обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как он будет конструировать. Данная форма – не средство обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.  

Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель организации конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику.

 LEGO-конструирования – это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов.

Обучение  LEGO-конструированию состоит всегда из 4 этапов:  

1 этап: соединяйся (установление взаимосвязей),  

2 этап: собирай  (процесс технического детского творчества),

3 этап: обсуждай (рефлексия и развитие);

4 этап: продолжай (открытость).

Этапы детского творчества:

1. Формирование замысла. На этом этапе у ребёнка возникает идея (самостоятельная или предложенная родителем/воспитателем) создания чего-то нового. Чем младше ребёнок, тем больше значение имеет влияние взрослого на процесс его творчества. В младшем возрасте только в 30 % случаев, дети способны реализовать свою задумку, в остальных — первоначальный замысел претерпевает изменения по причине неустойчивости желаний. Чем старше становится ребёнок, тем больший опыт творческой деятельности он приобретает и учится воплощать изначальную задумку в реальность.

2. Реализация замысла. Используя воображение, опыт и различные инструменты, ребёнок приступает к осуществлению идеи. Этот этап требует от ребёнка умения владеть выразительными средствами и различными способами творчества (рисунок, аппликация, поделка, механизм, пение, ритмика, музыка).

3. Анализ творческой работы. Является логическим завершением первых этапов. После окончания работы, ребёнок анализирует получившийся результат, привлекая к этому взрослых и сверстников.

4. Рефлексия  и развитие. Обдумывая и осмысливая проделанную работу, дети углубляют конкретизируют полученные представления . Они укрепляют взаимосвязи между уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретённым опытом. В разделе «Рефлексия» дети исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, проводят измерения, оценки возможностей модели, создают отчеты, проводят презентации, придумывают сюжеты,  разыгрывают сюжетно- ролевые ситуации, задействуют в них свои модели. На этом этапе педагог получает прекрасные возможности для оценки достижений воспитанников.

Привлечение родителей расширяет круг общения, повышает мотивацию и интерес детей.

Формы и виды взаимодействия с родителями:

- приглашение на открытые занятия,

- подготовка фото-видео отчетов создания моделей как в детском саду, так и дома, оформление буклетов.

Традиционные формы взаимодействия устанавливают прямую и обратную взаимосвязь на уровне группы.                    

 Интернет ресурсы: сайт МБ ДОУ, интернет ресурсы позволят расширить возможности  коммуникации.  Возможность привлечь семейный потенциал, организовав взаимодействие детей и взрослых на уровне всемирной паутины, позволяет найти единомышленников различного уровня продвинутости.  Юные техники вместе с родителями выкладывают в открытый интернет видео обзоры и мастер классы по конструированию творческих моделей, рассказывают о реализации своих проектов.  Для этого родителям предоставляется информация об интернет-ресурсах и технических возможностях коммуникационного обмена. Данную информацию и ссылки на веб-сайты  они получают на сайте детского сада. Веб-форум даёт возможность организовать общение детско-взрослого сообщества по  проблемам, возникших в реализации практической деятельности  в режиме реального времени, обмениваться опытом, задавать вопросы, при этом обсуждение можно проводить по группам интересов на различных географических и социальных уровнях.

Блог позволяет оперативно получить практическую информацию из жизненного опыта семьи: где купить конструктор, с чего начинать виртуальное конструирование, какие компьютерные игры существующие для детей наиболее полезны, какой конструктор лучше всего подходит детям того или иного возраста, с чего начинать конструирование, программирование и. т.д.  

Занятия по LEGO–конструированию богаты различными направлениями, а так же разнообразны по содержанию.

Совместные занятия с мамой или папой это качественное время проведенное со своим малышом, которое помогает родителям увидеть как интересно можно развивать своего ребенка дома, как правильно играть.

Глобализация образования, внедрение инноваций, технологический процесс сегодня направлены на повышение качества воспитания, эффективности обучения, а при необходимости - на коррекцию детей дошкольного возраста. LEGO конструирование - это развитие интеллектуальных способностей, творческая деятельность на практике, которые проявляются в разных видах деятельности: изобразительной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, игровой. Любая деятельность детей - это и воспитание социально-активной личности ребенка со значительной долей свободы практического и логического мышления, а также развитие самостоятельности и любознательности, способностей решать трудные задачи на данном периоде развития творческим образом.

Игра - ведущая деятельность ребенка. Именно в ней формируется способность к созданию новых и новых образов, отражающих функциональные, генетические, структурные связи предметов, действий и явлений, а также укрепляется в восприятии и сочинении сказок, в изобразительном творчестве. Предложенная система связей включает и образ, выраженный в слове. Для каждого взрослого первостепенной задачей должно являться правильно сформировать и закрепить данные связи в процессе общения с ребенком.

Список литературы:

1. Ишмакова М.С. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС».  - М.: Изд. - Полиграф.центр «Маска», 2013. - 100с.

2. Парамонова Л. А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду». М.: Академия, 2014. - 97 с.

3. Фешина Е.В. «Лего-конструирование в детском саду». М.: Сфера, 2014. - 243 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект LEGO-конструирование и робототехника как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей в условиях современной дошкольной образовательной организации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский сад № 25 «Чебурашка» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район...

LEGO-конструирование и робототехника, как средство развития навыков конструктивно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

Доклад для участия в тематической площадке "Первые шаги в робототехнику" IV регионального технического фестиваля "ТЕХНОСТАРТ"...

LEGO-конструирование и анимация как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей в современных условиях.

LEGO-конструирование и анимация как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей в современных условиях....

Доклад: «Использование LEGO- конструирования и робототехники как средства развития познавательно – экспериментальных способностей дошкольников».

В современной практической педагогике накоплен немалый опыт по познавательному развитию при помощи разных видов детской деятельности. Одной из эффективных, по мнению многих специалистов, является кон...

«LEGO конструирование и робототехника в процессе развития творческих способностей дошкольников»

laquo;Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного потенциала» Ж. Пиаже В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные пере...

Образовательный модуль «LEGO- конструирование –его существенная роль в развитии логики, умственных и творческих способностей ребёнка».

Главное, на что направлено Лего-конструирование — это развитие мышления, развитие интеллектуальных способностей детей. А работа с конструктором одновременно и пробуждает интерес детей к новому, ...