Конструктивная деятельность в ДОУ.
материал по конструированию, ручному труду (средняя, старшая, подготовительная группа)

Мохоева Марина Ивановна

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, - вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребенка. ФГОС ДО предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы.

Дошкольный период развития ребенка характеризуется освоением различных видов действий и деятельностей. Особое место, среди них, занимает конструктивная деятельность детей.

Каждый ребенок любит и хочет играть, но не каждый может научиться делать это самостоятельно, да еще и не с каждой игрушкой. Подчеркивая социальную значимость игрушек, и сравнивая их с мини-предметами реального мира, через которые ребенок дополняет представления об окружающем, Г.В. Плеханов и Б.П. Никитин отмечали, что эти готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Данный вид деятельности возможно реализовать через конструирование. Конструкторы LEGO позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Дети при помощи конструктора составляют короткие рассказы и инсценируют их. При этом, работая в команде, у них развивается навыки совместной работы и творчества.

На занятиях используются три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу.

Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома).

При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша.

Особенности конструктивного замысла.Конструктивное творчество представляет сложный комплекс умственных и практических действий. Всякий творческий процесс начинается с определения замысла. Замысел- это представление о конечном результате, предмете деятельности и путях его достижения. Конструктивный замысел рождается в процессе умственной деятельности ребенка.

Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но и весьма полезное занятие, которое теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения , точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, творческих задатков. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления.

В первую очередь данный вид конструирования направлен на развитие следующих процессов:

Психическое развитие: формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти.

Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз.

Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.

У детей формируются такие важные личностные качества, как трудолюбие, инициатива, умение договариваться и работать в коллективе. Одним из условий успешной работы с детьми по конструированию является мотивация, умение заинтересовать данным видом деятельности. Учитывая, что игра является ведущей деятельностью дошкольников, необходимо создавать условия для обыгрывания построек, поддерживать интерес и направлять замыслы детей, учитывая их потребности и желания, создавать уголки для конструирования, мастерские.

Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать. В процессе конструирования дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе. ЛЕГО-технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников. Дети с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию. Они выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности, например, достроить постройку по заданному признаку или условиям. Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют расширению словарного запаса, развитию диалогической и монологической речи, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека. Решаются многие задачи  обучения: развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы.

Особое место в конструировании занимает деятельность, в которой дошкольники отображают реальный предмет или его изображение (конструирование по образцу). Для формирования представления о предмете на основе восприятия образца необходимо обследовать свойства данного предмета (формы, пропорции, пространственное положение и др.). При этом у детей развивается зрительное восприятие, умение анализировать. Дети учатся устанавливать строительные детали в различном пространственном положении, комбинировать их, учатся создавать свой конструктивный замысел.

В процессе конструирования дети используют различные строительные материалы. Для каждого из них характерны свои технические приемы соединения деталей. Предлагая детям все более сложные конструктивные задания, необходимо учитывать умения и навыки, которыми они овладели. В результате поддержки детских замыслов, руководства творческим поиском воспитанников, появляются элементы новизны и оригинальности.

Они возводят дома и дворцы, прокладывают дороги, пускают по ним машины. В набор входит: детали конструктора, фигурки людей и животных.

Чем же конструирование привлекает ребенка? Прежде всего, тем, что оно близко к играм и настоящей трудовой деятельности. В нем дети-дошкольники удовлетворяют свою потребность в игре; в нем находит отражение их стремления действовать как взрослый, быть на него похожим.

Ребёнок прирождённый конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании. Ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Он как дизайн творит, познавая законы гармонии и красоты. Детей увлекающихся конструированием, отличают богатая фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребёнка к школе. Конструирование объединяет детей, приобщает их к коллективной деятельности. Дети при этом проявляют находчивость, выдумку, советуются, договариваются, кто, что будет делать, помогают друг другу. Конструирование развивают творческие способности, сноровку, воспитывают усидчивость, трудолюбие, терпение.

Между тем, конструктивная деятельность детей в нашем дошкольном учреждении, начинается с третьего года жизни, где предоставляется ребенку возможность использовать знания о внешних свойствах знакомых им предметах и формировать представления об их форме, цвете, величине

Дети конструируют из разного материала. Вид конструктивного материала определяет вид конструирования.

Строительный материал - объемные (или плоскостные) деревянные (или из другого материала) окрашенные (или неокрашенные) строительные детали простой геометрической формы. Строительные детали просты в использовании и являются эталонами формы, пропорций, размерных отношений. Они могут применяться для выявления этих свойств в предметах и их передачи в конструкциях. Строительный материал удобен для конструирования разнообразных конструкций разной тематики.

Основным материалом для конструирования, с которого и начинается знакомство малыша с этим видом деятельности, является конструктор. Как правило, это деревянный или пластмассовый набор для конструирования, состоящий из различных геометрических фигур (пластин, кубиков, призм, цилиндров разных размеров и цветов).

Показываю,какие разнообразные постройки можно создать из этого материала: из кирпичиков — дорогу, трамвайную линию, загородку, садик; из кубиков и кирпичей — мебель, ворота, домики.

Дети с интересом выполняют такие задания,если они включены в игру: построить дорожку для своей машинки, по которой она будет ездить; домик — для матрешки, в котором она будет жить.

Накопленный опытпозволяет детям выполнять более сложные задания: построить широкую дорожку для большой машины, а узкую — для маленькой машины.

Для этого вооружаем детей знаниями и умениями сравнивать предметы по величине и форме,умению видеть их пространственные особенности: большой — маленький, длинный — короткий, высокий — низкий, широкий — узкий.

В этом смысле конструирование создает благоприятные возможности для закрепления и расширения математических представлений детей о форме, величине, пространственных и количественных отношениях предметов.

Наблюдения показывают, что дети очень бережно относятся к результатом своего творчества. Развивается чувство бережного отношения, уважения к труду других людей.

Введение ФГОС ДО предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. На наш взгляд, к ним можно отнести LEGO-технологии. Лего-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Диапазон использования ЛЕГО с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей довольно широк. Действительно, конструкторы LEGO зарекомендовали себя как образовательные продукты во всем мире. Благодаря LEGO – конструированию создается атмосфера, в которой дети чувствуют себя хозяевами, творцами. Конструирование превращает вымышленный персонаж в реальный, активизируется словарный запас ребенка, развивается творчество детей, формируются навыки диалогической речи. Ребята учатся работать в группе из 2-6 человек. Учатся общаться, прислушиваться к желаниям товарища, приходить на помощь друг другу.

Список литературы:

1. Комарова Л.Г.«Строим из лего»(моделирование логических отношений и оъектов реального мира средствами конструктора LEGO).-М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2001г. – 88с.: ил.

2. Давидчук А.Н. «Развитие у дошкольников конструктивного творчества» .Изд.2-е, доп. М., «Просвещение», 1976. 79с. с ил.

3. Фешина Е. В. «Лего-конструирование в детском саду».- М.: ТЦ«Сфера», 2012.-144с. (Новый детский сад с любовью).

4. Играем вместе с ЛЕГО: Образовательная программа по ЛЕГО- конструированию для дошкольников в соответствии с ФГОС ДО/ М.Н.Кузнецова, И.В.Николаева, О.С.Кедровских.- Челябинск: «Край РА», 2016. -168с.

5.Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий. – М.: Сфера, 2009. – 63 с.

6. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.: Эксмо, 2010.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Образовательная область: «Познание» (развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности по теме «Суда»

Конспект непосредственно образовательнойдеятельности  в старшей группеОбразовательная область: «Познание»(развитие познавательно-исследовательской ипродуктивной (конструктивной) деятельностипо ...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ФЭМП и познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности для детей подготовительной группы «Морское путешествие».

Данный материал будет полезен воспитателям детских садов. Цель: Активизировать знания детей о диковинных морских рыбах. Задачи: 1. Закреплять навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10...

Конспект непосредственно образовательной деятельности общеразвивающей направленности в старшей дошкольной группе для детей по конструктивной деятельности на тему: «Экспериментирование. Жираф»

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопро...

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание» (формированию элементарных математических представлений) (развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности)

Цели деятельности: развитие познавательной, коммуникативной, двигательной и эмоциональной сферы.Программное содержание:Продолжать обучать детей считать в пределах 5, знакомить с порядковым значе...

Конспект открытого занятия Непосредственно образовательной деятельности «Познание» - познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность (конструирование) Тема: « Волшебница вода»

Образовательная деятельность направлена развивать и обобщать знания детей о значении  воды для живых существ; о круговороте воды в природе; о свойствах воды. Через практическую деятельность...

Образовательная деятельность «Мой город» (развитие речи и конструктивная деятельность), для детей старшей инклюзивной группы.

Образовательная деятельность «Мой город» (развитие речи и конструктивная деятельность), для детей старшей инклюзивной группы. Формирование знаний о родном городе Омске....