Педагогический проект «Оригами круглый год»
проект по конструированию, ручному труду (средняя группа)
Современный человек прекрасно понимает мир ребенка - сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребенке с рождения. Как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить бумаге - пластика «Оригами» - тема нашего проекта. Один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Каждому ребенку даем возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в животных, цветы, и т. д., постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин. Наш проект «Оригами круглый год» направлен на развитие пространственного воображения, развитие памяти, формирования умений и навыков конструирования из бумаги. Он ориентирован на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности и отвечает «концепции дошкольного воспитания».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_origami.odt | 188.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное
дошкольное образовательное
учреждение Д/С № 119
Проект
Тема: «Оригами круглый год»
СРЕДНЯЯ ГРУППА
«СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ»
Воспитатели: Зылева Ольга Сергеевна
Шереметьева Наталья Петровна
Современный человек прекрасно понимает мир ребенка - сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребенке с рождения. Как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить бумаге - пластика «Оригами» - тема нашего проекта. Один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Каждому ребенку даем возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в животных, цветы, и т. д., постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин. Наш проект «Оригами круглый год» направлен на развитие пространственного воображения, развитие памяти, формирования умений и навыков конструирования из бумаги. Он ориентирован на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности и отвечает «концепции дошкольного воспитания».
Новизна нашего опыта в том, что мы систематизируем материал в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства.
Конструктивная деятельность, как процесс развития творческих способностей, фантазии, воображение ребенка является процессом творческого переживания и воплощения. Поскольку именно в процессе работы над моделью происходит! развитие способности работать руками, овладение точных движений пальцев под контролем сознания.
Основные задачи и методы организации конструктивной деятельности в детском саду:
- ознакомление с бумагой, формирование первоначальных умений и навыков работы с бумагой, овладение базовыми формами.
- складывания бумаги, овладение схемами техники оригами.
- развитие творчества, фантазии и воображения, использование техники оригами в свободной деятельности.
Исходя из этого мы разработали перспективное планирование по среднему возрасту.
Каждое занятие планируем так, чтобы пробудить интерес и доставить удовольствие маленькому мастеру. Позволяем ребенку самому принимать решение относительно цвета и дизайна. Делаем так, чтобы ребенок чувствовал себя свободным, получал радость от работы, и не опасаясь, выражал свое «Я».
Большую роль в овладении техники «оригами» отводим коллективным работам. Когда ребенок создает коллективно одну большую картину, он получает конечный результат гораздо быстрее и воспринимает готовую работу целостно, как свою собственную, ему нравится большая картина — он удовлетворен морально, у него появляется желание сделать еще что-нибудь замечательное. Постепенно к нему приходит опыт, и он с легкостью выполняет большую, сложную работу самостоятельно. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному, схемы и чертежи легко воспринимаются зрительно. Более сильным детям интересна сложная конструкция, менее подготовительным предлагаю работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняются. Это дает возможность предотвращать перегрузку ребенка, освободить его от страха перед трудностью, приобщить к творчеству.
Кроме изготовления картин из бумаги и поделок помогаем детям без особых затрат оформить любой праздник, вечер, а главное — подарить минуты радости общения взрослого -ребенка.
Направленность: Опыт работы по теме «Оригами круглый год» направлен на развитие пространственного воображения, развитие памяти, формирования у него умений и навыков конструирования из бумаги. Он включает все средства и методы решения творческих задач и составлен с учетом этапов дошкольного детства.
Актуальность: Опыт ориентирован на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности и отвечает «концепции дошкольного воспитания», ее принципам гуманизации, доступности, целостности и интеграции.
Новизна: в работе систематизированы средства и методы конструктивной деятельности из бумаги, обосновано их распределения в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства.
Гипотеза: Составление опыта основывалось на следующем предложении: конструктивная деятельность, как процесс развития творческих способностей, фантазии, воображение ребенка является процесс творческого переживания и воплощения. Поскольку именно в процессе работы над моделью происходит развитие способности работать руками, овладение точных движений пальцев под контролем сознания. В процессе работы развивается символическое мышление, формируются высшие произвольные психические функции.
Целевые ориентиры проекта:
- развитие способности работать руками, овладение точных движений пальцев под контролем сознания.
- развитие пространственного воображения - ребенок учится читать чертежи, по которым складываются фигурки и представляет по ним изделия в объеме.
- знакомство с основными геометрическими понятиями.
- развитие уверенности в своих силах и способностях.
- развитие памяти ребенка.
- формирование умений и навыков конструирования из бумаги.
- развитие мелкой моторики пальцев.
- развитие творческих способностей, фантазии и воображения.
-расширение коммуникативных способностей.
Задачи
- Воспитывать у детей дошкольного возраста трудолюбие, вызывать желание доводить начатое дело до конца, развивать произвольную регуляцию деятельности.
- Развивать конструктивные и творческие способности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
- Развивать умение анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям, пооперационным картам, схемам, формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога.
- Познакомить детей со способами преобразования геометрических фигур, развивать пространственную ориентировку.
- Совершенствовать объяснительную речь. Приобщать детей к мировой культуре. Формировать эстетический вкус.
Психолого - педагогические обоснование.
Конструирование из бумаги является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта. Бумажная пластика тесно связана с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. В дошкольной педагогике искусство «оригами» рассматривается как средство всестороннего развития ребенка.
Первые попытки использовать оригами в педагогических целях в Европе связаны с именем немецкого гуманиста Фридриха Фребеля. Именно ему принадлежит заслуга создания в начале XIX в. первых детских садов и внедрения практики их работы в систему образования. Ф. Фребель считает, что первейшая и главная задача педагога -способствовать органическому развитию заложенных в ребенке природных данных. Знание постигается через движение, что способствует естественному росту ребенка.
Конструирование из бумаги - прежде всего важное средство умственного воспитания детей. В системе умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолировано от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.
В деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуются не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Оно становится более целенаправленным. Таким образом, формируется возможность сравнивать, производить зрительный анализ, включая в процесс восприятия процессы мышления.
Описание системы работы
Педагогические модели организации работы воспитателя по ознакомлению с искусством оригами.
1 КВАРТАЛ: ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ, МАРТ
Занятия | Программное содержание |
1. Вводное занятие «Что такое оригами?» | Познакомить детей с искусством оригами, показать готовые модели, обыграть их. |
2. Знакомство с бумагой | Познакомить детей с бумагой различной по свойствам, отметить из какой бумаги легче складывать модели (цветная, обертки от шоколадки, чая, бума для ксерокса.) |
3. «Город бумажных сказочных героев» | Сравнение бумаги с картоном, показать фокусы с бумагой (складывание гармошкой, вырезание силуэтов) |
4.Итоговое занятие «Бумажный кораблик» | Обыгрывание бумажных корабликов, сделанных воспитателем. |
5. Базовая форма «треугольник» | Познакомить детей с бумажным квадратом - основой и заготовкой - треугольник, научить сгибать квадрат по диагонали, левый угол к правому, хорошо прогладить линию сгиба пальчиком. |
6 Игра «Утюжок» | Учить детей сжимать все пальцы в кулачок, а указательным проглаживать линию сгиба «вперед-назад» |
7. Итоговое занятие: «Путешествие лягушонка» | Показ сказки в перчаточном театре с использованием игрушек и кораблика оригами. |
8. Базовая форма «Воздушный змей» | Научить детей, наметив диагональ (треугольника), сгибать левую и правую стороны к линии сгиба, закрепить базовую форму «треугольник» |
9. Базовая форма «дверь» | Научить детей сгибать и разгибать левую и правую стороны квадрата, наметив вертикальную среднюю линию. Закрепить базовую форму «воздушный змей» |
10. Базовая форма «блин» | Научить детей сгибать квадрат к центру всеми углами, наметив две диагонали, закрепить базовую форму «дверь» |
11. Базовая форма «дом» | Научить детей получать базовую форму «дом» путем складывания квадрата пополам, левую сторону к правой и разогнуть, затем правую к линии сгиба. Закрепить базовую форму «блин» |
12. Модель «кармашек» | Научить детей выполнять модель «кармашек» используя базовую форму «треугольник» |
2 КВАРТАЛ: АПРЕЛЬ, МАЙ, ИЮНЬ
Занятия | Программное содержание |
1. Модель «стаканчик» | Научить детей сгибать квадрат по диагонали, левый и правый угол к отмеченной точке, провести простейшие фокусы с водой. |
2.Модель «лисенок» | Научить детей из базовой формы «треугольник» делать мордочку «лисенка» путем сгибания острых углов, придать выразительность (глаза носик) |
3. Модель «собачка» | Научить детей из базовой формы «треугольник» делать мордочку «собачки» путем сгибания острых углов и сгибании нижних и верхних двух углов |
4. Модель «Котик» | Закрепить умение детей делать модели из базовой формы «треугольник», сгибая углы в разных направлениях |
5. Открытое занятие: «Мой город-моя Родина» | Показ построения базовой формы «дом» в общей работе город. В теме «Социально региональный компонент» |
6. Модель «елочка» | Учить детей делать из базовой формы «треугольник» модель елочка», применяя метод аппликации (из 3-4 частей) |
7. Модель «Березка» | Учить детей делать из базовой формы «воздушный змей» модель «березки», применяя метод аппликации (ствол, крона) |
8. Итоговое занятие: «Котенок по имени Гав» | Мордочка котенка делается аналогично предыдущему занятию, научить детей делать туловище из базовой формы «воздушный змей». Обыграть сказку. |
9. Модель «Зайчик» | Научить детей из базовой формы «треугольник» делать мордочку «зайчика» путем сгибания углов к намеченной линии и отгибания нижней полоски наверх. |
10. Модель «бумажник» | Учить детей делать модель «кошелька» путем сгибания квадрата «на себя» и «от себя» Фокус с рисованием железных монет на бумаге. |
11. Модель «Мышонок» | Учить детей делать модель «Мышонок», используя складку «молнию» на базовой форме «треугольник» придать выразительный образ аппликации |
12. Итоговое занятие. «Лягушонок по имени Гав» | Изготовление персонажа из мультфильма «Лягушонок Квак» методом гармошки. Просмотр мультфильма. |
1. Модель «Ежик» | Учить детей складывать лист бумаги складками-гармошками. Используя 2 листа для соединения полноты образа ежика. |
2. Модель «рыбка» (упрощенная форма) | Учить детей делать модель «рыбки» из квадрата, перегибая углы по диагонали наискосок |
3. Модель «Морковка» | Учить детей делать модель «морковка» из базовой формы «воздушный змей», сгибая нижний треугольник пополам, «листья» - аналогично |
4. Модель «Репка» | По сказке «Репка» Модель «репка» аналогично «моркови» + в верхнем углу складка «молния» |
3 КВАРТАЛ: ИЮЛЬ, АВГУСТ
Занятия | Программное содержание |
1. Модель «Ежик» | Учить детей складывать лист бумаги складками-гармошками. Используя 2 листа для соединения полноты образа ежика. |
2. Модель «рыбка» (упрощенная форма) | Учить детей делать модель «рыбки» из квадрата, перегибая углы по диагонали наискосок |
3. Модель «Морковка» | Учить детей делать модель «морковка» из базовой формы «воздушный змей», сгибая нижний треугольник пополам, «листья» - аналогично |
4. Итоговое занятие по сказке «Репка» Модель «Репка» | Модель «репка» аналогично «моркови» + в верхнем углу складка «молния» |
5. Модель «Лиса» | Научить детей из базовой формы «треугольник» делать мордочку «Лисы» используя приемы складка «молния» и «долина», сгибая углы и боковые стороны к центральной линии. |
6. Модель «Медведь» | Научить детей из базовой формы «треугольник» делать мордочку «медведя», используя прием складка «молния» и «гора» |
7. Модель «Волк» | Научить детей из базовой формы «треугольник» делать мордочку «волка», сгибая нижний угол, придав выразительность с помощью аппликации |
8. Коллективная работа по сказке «Теремок» | Закрепить умение детей делать мордочки героев сказки, развивая фантазию, воображение. Обыграть сказку |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Театр-оригами" в подготовительной группе
"Театр-оригами" в подготовительной группе...
педагогический проект "Игра-драмматизация с использованием масок и игрушек оригами"
Проект оформлен в соответствии с современными требованиями:Пояснительная запискаАктуальность проектаЦельЗадачиГипотезаМесто проведенияАдресностьСодержание...
Педагогический проект по развитию мелкой моторики руки посредствам оригами
· Искусство оригами является не только увлекательным искусство...
Педагогический проект "Волшебный мир оригами"
Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Продолжительность проекта 7 дней. Расписаны этапы реализации, цели, задачи, продукт деятельности....
Педагогический проект по работе с детьми и родителями воспитанников детей I младшей группы Тема: «Сад и огород – витамины круглый год»
Значимая для родителей проблема, на решение которой направлен проект творческое взаимодействие родителей и педагогов, ориентированное на личностное развитие детей. Приобщение детей к здоровому образу ...
Педагогический проект «Круглая неделька» с детьми 5-7 лет, ЗПРР.
Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период в жизни ребенка. Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта в дошкольном образовании говорит о создании бл...