Педагогический проект «Круглый год» в подготовительной группе
проект по художественной литературе (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Круглый год»
в подготовительной группе
«Основная задача взрослых - открыть в ребёнке талант читателя».
С.Я. Маршак
Проблема и актуальность
Современные родители мало читают своим детям, к сожалению, в некоторых семьях утрачена традиция чтения книг и рассказывания сказок детям на ночь. И к большому удивлению, сегодня найдется ребенок не знакомый с творчеством Самуила Яковлевича Маршака. А его стихи давно стали классическими образцами детской поэзии. Ни для кого не является секретом, что нынешнее поколение детей, в основной своей массе, читает очень мало. Любовь к художественной литературе необходимо воспитывать с детства. Произведения С.Я.Маршака проникнуты мягким юмором, любовью и сочувствием к своим читателям, а потому с лёгкостью завоёвывают их сердца. Современные родители оправдывают себя тем, что много работают, что им не когда, но это большая ошибка, так как в дошкольном возрасте закладывается основное отношение к литературе и чтению. Одной из задач работников дошкольных учреждений является воспитание у детей интереса и любви к художественной литературе. Первые детские стихи Маршака - о самых маленьких и для самых маленьких: предметом изображения здесь становятся самые простые и знакомые вещи: игрушки «верный конь и слон домашний», домашние животные. В герое этих стихотворений маленький читатель с лёгкостью узнаёт самого себя - играющего ребёнка - и ситуацию - знакомство с окружающим миром через игру. В дошкольном возрасте ребенок не всегда понимает, где добро и зло, а современные игрушки, мультфильмы, современная литература для детей не всегда учат добру, сочувствию. Произведения С. Я. Маршака - рассказывая детям о животных, он рассказывает им о людях. Подобное изображение животных имеет двойной смысл. Во-первых, таким образом, автор учит маленького читателя сочувствовать и сопереживать тем, кто слабее, то есть жалеть животных, потому что они чувствуют то же, что и люди. Во-вторых, через изображение "деток в клетке" Маршак показывает своему читателю: раз эти животные так похожи на людей, значит, и люди заслуживают сочувствия. Так автор снова приводит ребёнка к мысли о необходимости уважения ко всему живому и с самого раннего возраста воспитывает в нём человечность, не произнеся ни одного поучительного слова. Его произведения помогают нам в освоении, пожалуй, всех направлений развития детей: знакомимся с цифрами, как не вспомнить «Весёлый счёт», учим буквы, тут нам поможет стихотворение «Про всё на свете», знакомим малышей с животными «Детки в клетке». Стихотворение «Круглый год», говорит само за себя: о каждом месяце доступно уже рассказал С.Маршак. Учим цвета, не обойтись без «Разноцветной книги», практически обо всех профессиях можно найти строки у Маршака. Для современной системой дошкольного образования, важно воспитание культурной личности, формирование у нее не только материальных, но и духовных потребностей. В настоящее время тема взрослых и детей звучит в сказках Маршака по-новому, автор сосредоточен на том, как маленький человек становится взрослым. Разница же между взрослыми и детьми заключается вовсе не в том, что кто-то лучше, а кто-то хуже, а в умении совершать поступки и отвечать за них. Так сказки Маршака воспитывают в подрастающем читателе ответственность и самоуважение. Поэтому мы решили провести проект «Круглый год» .
Цель:
Расширить представления о жизни и творчестве известного писателя С.Я.Маршака, его произведениях для детей дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить детей с произведениями С.Я.Маршака;
-развивать творческие способности детей в театральной сфере, воображение, связную и выразительную речь на материале произведений С.Я.Маршака.
- развивать навыки восприятия стихотворных произведений С.Я.Маршака: понимание темы, восприятия ритма, передачи своего отношения к содержанию ;
- совершенствовать навыки речевого развития по данной теме, обогащать словарь детей за счет слов: пассажир, жмурки, саквояж, квитанция, муфта, чулан.
- формировать навыков планирования игры-драматизации;
- развивать художественно-изобразительные способности: побуждать к созданию иллюстраций к прочитанному тексту с помощью изобразительных материалов (мелков, красок, карандашей), различными техниками на основе произведений С.Я.Маршака.
- привлечь родителей к совместной деятельности по проекту «Круглый год» (к 130 летию С.Я. Маршака)
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители воспитанников.
Тип проекта: информационно-творческий, групповой.
Продолжительность: краткосрочный (1 неделя 06-10 ноября)
Ожидаемый результат:
На уровне ребенка:
-Расширение у детей представлений о книге как источнике познания.
-Сформировать эмоционально-образного восприятия произведений С.Я.Маршака.
-Активизация и расширение словаря детей.
На уровне педагогов:
-Повысится качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включенного в новую деятельность и введение его в практику работы детского сада.
-Повышение уровня ответственности педагогов за формирование у детей элементарного представления о художественной литературе.
-Способность педагога обобщать, систематизировать, презентовать накопленный опыт по реализации детско-взрослых мини-проектов.
На уровне родителей воспитанников:
Повышение уровня ответственности родителей за формирование у детей, правильного отношения к художественной литературе, чтению, книге, привлечение родителей к участию в выставке, для развития творческого потенциала ребёнка.
-Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей, интереса к миру художественной литературы.
На уровне предметно-развивающей среды:
Создание предметно-пространственной среды для плодотворной работы по данной теме.
Этапы реализации проект
«Круглый год»
Этапы | Цель | Содержание | Формы сотрудничества |
1 этап - подготовительный | Проблема | Выбор темы проекта, изучение отношения родителей к предлагаемой деятельности в рамках проекта, постановка цели | Выявление проблемы, формировка цели, задач. Анкетирование Родителей на тему: «Семейное чтение» Работа в творческой группе педагогов, участвующих в проекте. |
2 этап проектиро-вочный | Планирование | Составление плана по реализации проекта. Распределение заданий в работе над проектом между участниками, координация действий педагогов и родителей по созданию предметно- развивающий среды, подборка основных методических материалов по данной теме. | Подбор методической литературы, иллюстрации. Разработать конспекты бесед с детьми. Сфотографировать детей во время проекта в разных видах деятельности. Подобрать: художественную литературу по теме проекта. Деятельность родителей: содействие педагогам в совместных мероприятиях. |
3 этап практический | Получение продукта, результата проектной деятельности за счёт выполнения определённых действий | Исследование, сбор данных, интерпретация результатов, представление результатов | Создание фотоальбома: «Книга своими руками- по произведениям С.Я.Маршака» Продукт проекта: Выставка творческих работ на тему: «Герои С.Я. Маршака»
|
4 этап аналитический | Рефлексия и коррекция | Сравнение полученных результатов, анализ успехов и ошибок, обобщение, выводы | Консультация для родителей на тему «Роль книги в развитии ребенка» |
5 этап заключительный | Презентация проекта | Представление содержания работы, обоснование выводов | Дискуссия и презентация проекта |
План мероприятий по реализации проекта
«Круглый год»
Образовательная область | Содержание деятельности | |
Познавательное развитие | Презентация: «Знакомство с творчеством С.Я.Маршака» . Познавательные беседы: «Как делают книги». Д\И «В мире сказок», «Поступи правильно», «Составь сказку», «Где обедал воробей», «Лишнее слово», «Что для чего?». Выставка: «Угадай сказку» | |
Социально-коммуникативная | Игра-драматизация «Сказка об умном мышонке» С.Я.Маршак. Сюжетно-ролевая игра: «Библиотека», «Почта». Ситуативная беседа: «Расскажем Рассеянному как надо одеваться». Беседы: «Экскурсия в библиотеку». Игра-викторина: по произведениям С.Я.Маршака. | |
Речевое развитие | Составление рассказа по иллюстрациям произведений С.Я.Маршака. Чтение и обсуждение: «Кошкин дом», «12 месяцев», «/Белый кот», «веселое путешествие от А до Я», «Две вороны», «Усатый полосатый», «Багаж», «Сказка о глупом мышонке», «Детки в клетке», «Вот какой рассеянный», «Ванька-встанька», «Где обедал воробей», «Дом, который построил Джек», «Жадина», «круглый год», «Робин-Бобин», «Шалтай-Болтай», «Сказка об умном мышонке», «Хороший день», «Тихая сказка», «Первый день календаря», «Мяч», «Радуга». Разучивание поговорок, пословиц о дружбе, доброте, собранности; отгадывание загадок. Заучивание стихотворения: «Тает месяц молодой», «Кошкин дом» (отрывок), «Круглый год». Пополнение словарного запаса слов: почта , заказное письмо, посылка, пассажир, огарочек свечи, жмурки, саквояж, квитанция, муфта, чулан. | |
Физическое развитие | Подвижные игры: «Птички и кошка», «Кошки-мышки». Игра-эстафета: «Доставим посылочку на почту» Пальчиковая гимнастика: «Воробушек», «Животные» Физминутка: «Звериная зарядка» | |
Художественно-эстетическое | Рисование: по произведению «Сказка о глупом мышонке» , раскраски, трафареты. Лепка : «Рассеянный с улицы Бассеянной» Творческая мастерская «В стране оригами»(лягушка-попрыгушка, каркающая ворона) Аппликация: «Детки в клетке» Музыкальный досуг: « В гостях у сказки» Строительно-конструктивная игра: «Вокзал», «Зоопарк». | |
Работа с родителями | Анкетирование родителей: « Семейное чтение» Консультация на тему: «Роль книги в развитии ребенка» Создание фотоальбома: «Книга своими руками- по произведениям С.Я.Маршака» Рекомендации для родителей: «Как воспитать в ребенке любовь к чтению», «Рекомендации по приобретению литературы». Участие родителей в создании продукта проекта: Выставка творческих работ «Герои С. Я. Маршака» (бросовый материал) |
Анкета для родителей
« Семейное чтение»
Ф.И. ребенка:
1. Есть ли у Вас домашняя библиотека?___________________________________________________
2. Читаете ли Вы ребѐнку книги, по чьей инициативе и как часто_________________________________________________________
3. Какие газеты и журналы выписываются, покупаются для детей?___________________________________________________________
4. Какие книги вызывают наибольший интерес у Вашего ребѐнка?______________________________________________________
5. Как Вы прививаете своему ребѐнку интерес к книгам?_______________________________________________________
6. Рассказывает ли Вам ребѐнок о прочитанных в детском саду книгах?___________________
7. Каие книги С.Я. Маршака есть у Вас дома?_______________
8. Как Вы сами относитесь к книгам? Помогают ли они Вам в воспитании детей?____________________________________________________________
9. Вспомните любимую книгу Вашего детства. ______________________
В группе «Светлячок» с 7.11 по 10.11 проходит проект «Круглый год» ( к 130-летию С.Я. Маршака), хотели бы Вы принять участие?_______________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Театр-оригами" в подготовительной группе
"Театр-оригами" в подготовительной группе...
Педагогический проект "Страна вежливости" в подготовительной группе.
Проект в подготовительной группе "Страна вежливости" на учебный год....
Педагогический проект «Новогодние хлопоты» в подготовительной группе (познавательно – творческий, игровой)
Проект «Новогодние хлопоты» направлен на расширения знаний детей о традициях празднования Нового года. В процессе проведения проекта дети знакомятся с традициями русского народа праздновать Новый год,...
Педагогический проект "Зимушка - зима" в подготовительной группе
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, снег и град. Всем хорошо известно, что детей называют «...
Педагогический проект «Полёт в космос» подготовительная группа
Проектная деятельность на тему: «Полёт в космос» в подготовительной к школе группеИнформационная карта проекта:1. Полное название проекта: «Полёт в космос»2. Автор проекта: Цац...
Педагогический проект "Огород на окне" (подготовительная группа)
Цель проекта: Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности в процессе выращивания растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе ...
Педагогический проект "Эта удивительная соль" (Подготовительная группа)
Педагогический проект для подготовительной группы...