Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности кружок «Мы конструкторы »
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)
Программа «Лего-конструирование» разработана с учетом требований Федерального государствен-ного образовательного стандарта дошкольного образования и направлена на развитие технического твор-чества у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svetich_kruzhok.doc | 425 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 32»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
кружок «Мы конструкторы »
для детей 4 – 7лет
на 2019-2023 учебный год.
Воспитатель
Первой категории:
Светич Т.А
г. Троицк
2019 год
Оглавление.
№ | Разделы программы | страница |
I. | Целевой раздел | |
1.1. | Пояснительная записка (Цели, задачи программы. Принципы и подходы к формированию программы.) | |
1.2. | Планируемые результаты реализации программы | |
II. | Содержательный раздел | |
2.1. | Содержание деятельности по образовательным областям | |
2.2. | Формы, способы, методы и средства реализации программы | |
2.3. | Способы и направления поддержки детской инициативы | |
2.4. | Формы взаимодействия с семьями воспитанников | |
III. | Организационный раздел | |
3.1. | Особенности организации совместной и самостоятельной деятельности | |
3.2. | Материально-техническое обеспечение | |
3.3. | Методическое обеспечение | |
3.4. | Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды | |
IV. | Приложения | |
4.1. | Система педагогической диагностики достижения планируемых результатов | |
4.2. | Перспективно-тематическое планирование программы |
1I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Программа «Лего-конструирование» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и направлена на развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Благодаря разработкам компании LEGO на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов.
Актуальность программы заключается в следующем:
-необходимость развития широкого кругозора старшего дошкольника, в том числе в естественнонаучном и техническом направлении;
-отсутствие методического обеспечения формирования основ технического творчества, навыков начального конструирования;
-необходимость ранней пропедевтики научно – технической профессиональной ориентации.
Новизна программы заключается в исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Авторское воплощение замысла в модели и проекты особенно важно для старших дошкольников, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельность.
Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.
Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.
Цель программы – развитие технического творчества и формирование научно – технической профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста средствами LEGO-конструирования.
Для ее достижения необходимо решение следующих задач:
- Обучать техническим навыкам создания различных предметов, используя основные свойства конструктора (жесткость, прочность, устойчивость).
- Развивать умение творчески подходить к решению задач, анализировать ситуацию, находить ответы на вопросы.
- Развивать у детей мелкую моторику, координацию (глаз, рука).
- Расширять коммуникативные способности детей через создание игровых ситуаций.
- Воспитывать у детей интерес к лего-конструированию.
Программа основывается на следующих принципах:
- обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в продуктивной творческой деятельности;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в продуктивной творческой деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Характеристики особенностей развития технического детского творчества
Техническое детское творчество – это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов. Процесс технического детского творчества условно делят на 4 этапа:
- постановка технической задачи
- сбор и изучение нужной информации
- поиск конкретного решения задачи
- материальное осуществление творческого замысла
В дошкольном возрасте техническое детское творчество сводится к моделированию простейших механизмов.
Детское творчество и личность ребёнка
Детское творчество, как один из способов интеллектуального и эмоционального развития ребёнка, имеет сложный механизм творческого воображения, делится на несколько этапов и оказывает существенное влияние на формирование личности ребёнка.
Механизм творческого воображения
Процесс детского творчества делится на следующие этапы: накопление и сбор информации, обработка накопленных данных, систематизирование и конечный результат. Подготовительный этап включает в себя внутреннее и внешнее восприятие ребёнка окружающего мира. В процессе обработки ребёнок распределяет информацию на части, выделяет преимущества, сравнивает, систематизирует и на основе умозаключений создаёт нечто новое.
Работа механизма творческого воображения зависит от нескольких факторов, которые принимают различный вид в разные возрастные периоды развития ребёнка: накопленный опыт, среда обитания и его интересы. Существует мнение, что воображение у детей намного богаче, чем у взрослых, и по мере того, как ребёнок развивается, его фантазия уменьшается. Однако, жизненный опыт ребёнка, его интересы и отношения с окружающей средой элементарней и не имеют той тонкости и сложности, как у взрослого человека, поэтому воображение у детей беднее, чем у взрослых. Согласно работе французского психолога Т. Рибо, ребёнок проходит три стадии развития воображения:
- Детство. Представляет собой период фантазии, сказок, вымыслов.
- Юность. Сочетает осознанную деятельность и вымысел.
- Зрелость. Воображение находится под контролем интеллекта.
Воображение ребёнка развивается по мере его взросления и приближения к зрелости. Л. С. Выготский считал, что между половым созреванием и развитием воображения у детей существует тесная связь.
Механизм творческого воображения детей зависит от факторов, влияющих на формирование «Я»: возраст, особенности умственного развития (возможные нарушения в психическом и физическом развитии), индивидуальность ребёнка (коммуникации, самореализация, социальная оценка его деятельности, темперамент и характер), воспитание и обучение.
Этапы детского творчества
В творческой деятельности ребёнка выделяют три основных этапа:
- Формирование замысла. На этом этапе у ребёнка возникает идея (самостоятельная или предложенная родителем/воспитателем) создания чего-то нового. Чем младше ребёнок, тем больше значение имеет влияние взрослого на процесс его творчества. В младшем возрасте только в 30 % случаев, дети способны реализовать свою задумку, в остальных — первоначальный замысел претерпевает изменения по причине неустойчивости желаний. Чем старше становится ребёнок, тем больший опыт творческой деятельности он приобретает и учится воплощать изначальную задумку в реальность.
- Реализация замысла. Используя воображение, опыт и различные инструменты, ребёнок приступает к осуществлению идеи. Этот этап требует от ребёнка умения владеть выразительными средствами и различными способами творчества (рисунок, аппликация, поделка, механизм, пение, ритмика, музыка).
- Анализ творческой работы. Является логическим завершением первых этапов. После окончания работы, ребёнок анализирует получившийся результат, привлекая к этому взрослых и сверстников.
Влияние детского творчества на развитие личности ребёнка
Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданной ребёнком модели отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка. Детское творчество неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом творчества и игрой нет границы. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития. По мере взросления, творчество может стать основной деятельностью ребёнка.
1.2. Планируемые результаты реализации программы.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы
Метапредметными результатами изучения курса «Лего-конструирование» является формирование следующих действий:
Познавательные:
- определять, различать и называть детали конструктора,
- конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы, сравнивать и группировать предметы и их образы;
Регулятивные:
- уметь работать по предложенным инструкциям.
- умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью взрослого;
Коммуникативные:
- уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.
- уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Предметными результатами изучения курса «Лего-конструирования» является формирование следующих знаний и умений:
Знать:
- простейшие основы легоконструирования и механики;
- виды конструкций однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;
- технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.
Уметь:
- с помощью взрослого анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;
- реализовывать творческий замысел.
Итоги реализации дополнительной образовательной программы подводятся в форме составления фотоальбомов лучших работ, участия в выставках детского прикладного и технического творчества различного уровня, оформления выставочного стенда в ДОУ, презентация детских работ на родительском собрании.
II. Содержательный раздел
2.1. Содержание деятельности по образовательным областям
Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей, охватывая следующие направления развития (образовательные области):
Познавательное развитие.
Изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в машине. Идентификация простых механизмов, работающих в модели, включая рычаги, зубчатые и ременные передачи. Ознакомление с более сложными типами движения, использующими кулачок, червячное и коронное зубчатые колеса. Понимание того, что трение влияет на движение модели. Понимание и обсуждение критериев испытаний. Понимание потребностей живых существ.
Создание и программирование действующих моделей. Интерпретация двухмерных и трехмерных иллюстраций и моделей. Понимание того, что животные используют различные части своих тел в качестве инструментов. Сравнение природных и искусственных систем. Использование программного обеспечения для обработки информации. Демонстрация умения работать с цифровыми инструментами и технологическими системами.
Сборка, программирование и испытание моделей. Изменение поведения модели путём модификации её конструкции или посредством обратной связи при помощи датчиков.
Измерение времени в секундах с точностью до десятых долей. Оценка и измерение расстояния. Усвоение понятия случайного события. Связь между диаметром и скоростью вращения. Использование чисел для задания звуков и для задания продолжительности работы мотора. Установление взаимосвязи между расстоянием до объекта и показанием датчика расстояния. Установление взаимосвязи между положением модели и показаниями датчика наклона. Использование чисел при измерениях и при оценке качественных параметров.
Социально – коммуникативное развитие.
Организация мозговых штурмов для поиска новых решений. Обучение принципам совместной работы и обмена идеями, совместно обучаться в рамках одной группы. Подготовка и проведение демонстрации модели. Участие в групповой работе в качестве «мудреца», к которому обращаются со всеми вопросами. Становление самостоятельности: распределять обязанности в своей группе, проявлять творческий подход к решению поставленной задачи, создавать модели реальных объектов и процессов, видеть реальный результат своей работы.
Речевое развитие.
Общение в устной форме с использованием специальных терминов. Использование интервью, чтобы получить информацию и составить схему рассказа. Написание сценария с диалогами с помощью моделей. Описание логической последовательности событий, создание постановки с главными героями и её оформление визуальными и звуковыми эффектами при помощи моделирования. Применение мультимедийных технологий для генерирования и презентации идей.
2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.
Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу. Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема). При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим). Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.
Совместная деятельность - взрослого и детей подразумевает особую систему их взаимоотношений и взаимодействия. Ее сущностные признаки, наличие партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей) Содержание программы реализуется в различных видах совместной деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, на основе моделирования образовательных ситуаций лего- конструирования, которые дети решаются в сотрудничестве со взрослым. Игра – как основной вид деятельности, способствующий развитию самостоятельного мышления и творческих способностей на основе воображения является продолжением совместной деятельности, переходящей в самостоятельную детскую инициативу. Основные формы и методы образовательной деятельности:
конструирование, программирование, творческие исследования, презентация своих моделей, соревнования между группами;
- словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);
- наглядный (показ, видеопросмотр, работа по инструкции);
- практический (составление программ, сборка моделей);
- репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);
- частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
- исследовательский метод;
- метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение.
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы.
Способы и направления поддержки детской инициативы обеспечивает использование интерактивных методов: проектов, проблемного обучения, эвристическая беседа, обучения в сотрудничестве, взаимного обучения.
Содержание программы
Первый год обучения
Теоретические знания | Практические навыки и умения | ||
СЕНТЯБРЬ | |||
тема | цель | тема | цель |
1. Знакомство с ЛЕГО | Познакомить с Лего-конструктором (кирпичик, лапка, клювик) Учить различать цвет и форму деталей | 1.Собери кирпичики Лего | Учить названию деталей Развивать наблюдательность, внимание. |
2.Простейшие постройки | Познакомить со способами крепления деталей конструктора | 2.Пирамидка | Учить строить простейшие постройки Формировать бережное отношение к конструктору |
3. Простейшие постройки | Познакомить со способом устанавливать опоры и класть на них перекладину | 3.Ворота для заборчика | Учить выполнять простейшую конструкцию Развивать творчество, фантазию |
4. Конструирование по замыслу | Закреплять навыки и приемы построек снизу вверх Учить заранее обдумывать содержимое будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание | 4.«Лего-строитель» | Развивать творческую инициативу и самостоятельность Учить сооружать законченную композицию из простейших построк |
ОКТЯБРЬ | |||
1.Строим лес | Познакомить с некоторыми видами деревьев, растущих в лесу Учить отличать деревья | 1.Деревья | Учить строить лесные деревья Закреплять название деталей, цвет |
2.Лесные жители | Познакомить с повадками медведя Учить рассказывать о постройке | 2.Медведь | Учить строить медведя Развивать наблюдательность, творчество, фантазию |
3.Лесные жители | Познакомить с повадками зайца Учить рассказывать о постройке | 3.Заяц | Учить строить зайца Развивать фантазию, творчество |
4.Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. | 4.«Здравствуй, лес!» | Развивать творческую инициативу и самостоятельность Учить сооружать законченную лесную композицию |
НОЯБРЬ | |||
1.На ферме | Закреплять понятия «высокий», «низкий» | 1.Загон для коров и лошадей | Учить строить загоны Развивать глазомер, навыки конструирования, мелкую моторику рук |
2.На реке | Закреплять понятия «широкий», «узкий», «длинный», «короткий» Познакомить с новыми деталями | 2.Мостик через речку | Учить строить мостик, точно соединять строительные детали Развивать терпение Учить доводить дело до конца |
3.На ферме | Учить выделять части постройки Рассказать о видах и форме колодцев | 3.Колодец | Учить строить колодец Развивать творческую инициативу и самостоятельность |
4. На ферме | Рассказать о мельнице Учить выделять части постройки | 4.Мельница | Учить строить мельницу Развивать воображение, фантазию |
ДЕКАБРЬ | |||
1.Домашние животные | Знакомить с обитателями фермы Рассказать о лошадях | 1.Лошадь | Учить строить лошадь, Развивать ьворчество. Фантазию Учить рассказывать о постройке |
2.Домашние животные | Знакомить с обитателями фермы Рассказать о корове | 2.Корова | Учить строить корову Развивать творчество, фантазию Учить рассказывать о постройке |
3.Птичий двор | Знакомить с обитателями фермы Познакомить с повадками уток | 3.Утка | Учить строить утенка Развивать творчество, фантазию Учить рассказывать о постройке |
4.Птичий двор | Знакомить с обитателями фермы Познакомить с повадками гусей | 4.Гусь | Учить строить гусенка Развивать творчество, фантазию Учить рассказывать о постройке |
ЯНВАРЬ | |||
1.Конструирование по замыслу (коллективная работа) | Учить создавать постройку, работая вместе, не мешая друг другу Учить работать в коллективе дружно, помогая друг другу Учить доводить дело до конца Закреплять полученные навыки Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание | 1.«Наша ферма» | Развивать творческую инициативу и самостоятельность Учить сооружать законченную композицию из домашних птиц и животных |
2.На ферме | Формировать обощенные представления о доме Познакомить с понятием «фундамент» Развивать умение выделять части постройки: стены, пол, крыша, окно, дверь | 2.Домик фермера | Учить сооружать постройку с перекрытиями, делать их прочными Развивать творчество, фантазию Учить рассказывать о постройке |
3.На ферме | Познакомить с русской печкой | 3.Печка | Учить строить печку по условиям Развивать воображение, фантазию Учить рассказывать о постройке |
ФЕВРАЛЬ | |||
1.На ферме (конструирование по условиям) | Познакомить с постройками домов, различных по назначению | 1.Домики | Учить строить домики различной величины, длины Развивать творческую инициативу, самостоятельность |
2.На ферме | Учить выделять основные части и детали машины | 2.Грузовая машина | Учить создавать простейшую модель машины Развивать воображение, фантазию |
3.Конструирование по замыслу (коллективная работа) | Обобщение представлений и знаний о ферме Закреплять полученные навыки при создании постройки, работая в коллективе дружно, помогая друг другу Закреплять умения называть тему постройки, давать общее и подробное описание построек | 3. «Жизнь на ферме» (итоговый проект) | Актуализация и закрепление знаний и умений, заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание Развивать интерес и творческие навыки |
4.Все работы хороши | Познакомить с профессией летчика Учить отличать по внешнему виду людей разных профессий Воспитывать уважение к труду взрослых | 4.Самолет | Учсить строить самолет Развивать творческую инициативу, самостоятельность |
МАРТ | |||
1.Все работы хороши. | Познакомить с профессией моряка Учить отличать по внешнему виду людей разных профессий Воспитывать уважение к труду | 1.Кораблик | Учить строить кораблик Развивать творческую инициативу, самостоятельность |
2.Все работы хороши. | Познакомить с профессией пожарного Учить отличать по внешнему виду людей разных профессий Воспитывать уважение к труду | 2.Пожарная машина | Учить строить пожарную машину Развивать творческую инициативу, самостоятельность |
3.Детская площадка | Знакомство с сооружениями на детской площадке и их назначением | 3.Песочница с лесенкой для малышей | Учить строить песочницу, лесенки Развивать интерес и творческие навыки |
4.Детская площадка (по условиям) | Продолжать знакомить детей с сооружениями на детской площадке Закрепить различные виды креплений деталей конструктора. | 4.Горка для ребят | Учить строить горку Развивать память и наблюдательность |
АПРЕЛЬ | |||
1.Космическое путешествие | Рассказать о космосе Закреплять навыки конструирования | 1.Ракета | Учить строить ракету по условиям Развивать память, фантазию |
2.Космическое путешествие | Закреплять умение строить различные виды ракет, заранее обдумывать содержание постройки, давать общее описание | 2.Луноход | Учить строить ракеты разные по форме и размеру Развивать творческую инициативу и самостоятельность |
3.Космическое путешествие | Знакомство с понятием «робот» и их назначением | 3.Робот | Учить строить робота Развивать воображение, фантазию Закреплять навыкт конструирования |
4.Конструирование по замыслу | Обобщение представлений и знаний о космосе | 4.«Мы - юные космонавты» | Учить сооружать законченную композицию Развивать творческую инициативу и самостоятельность |
МАЙ | |||
1.Мы едем в зоопарк! (по условиям) | Рассказать о зоопарке Учить всем вместе строить одну поделку | 1.Вольер для тигров и львов | Учить строить вольеры Развивать глазомер, навыки конструирования, мелкую моторику рук |
2.Животные в зоопарке | Продолжать знакомить детей с жителями зоопарка Учить всем вместе строить одну поделку | 2.Обезьянка | Учить строить обезьяну Развивать глазомер, мелкую моторику рук |
3.Животные в зоопарке | Продолжать знакомить детей с жителями зоопарка Учить всем вместе строить одну поделку | 3.Слон | Учить строить слона Развивать глазомер, мелкую моторику руки |
4.Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки | 4. «В мире животных» | Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, назыивать ее тему, давать описание Развивать творческую инициативу и самостоятельность |
Содержание творческих игровых совместных проектов.
Архитектурные сооружения и их строительство | Животный мир | Транспорт и механизмы | ||
План занятия N 1 Программное содержание. Вызвать у детей интерес к деятельности с деревянным строительным материалом. Познакомить с разнообразием деталей. Показать способы построения мебели для кукол из двух-четырех деталей.{ Материал. Раздаточный: наборы из 11 строительных деталей (2 кубика, | обычных кирпичика, 2 кирпичика средней .длины, 2 бруска средней длины квадратная или круглая пластина, небольшая треугольная призма). Демонстрационный- такой же. Могут быть использованы для обыгрывания построек мелкие игрушки 8тележки, на которых кто-нибудь из детей привозит коробки со строительным материалом (в каждой - набор деталей для одного ребенка). | План занятия N 1. Программное содержание:
Материал раздаточный — кирпичики, полукирпичики демонстрационный — образец башни, собранный педагогом из деталей конструктора. | + | ||
План занятия N 2 (Строительство дорожек для пешеходов и машин) Программное содержание. Формировать у детей представление о протяженности предметов. Познакомить с разными способами соединения деталей при построении дорог для пешеходов (узкие дорожки) и дороги для машин (более широкие), Материал Раздаточный: кирпичики - 4 длинных или 6 средней длины, 10-12 , 2 кубика, 2 призмы, матрешка, машинка, елочки. Демонстрационный: может быть таким же или более крупным. | План занятия N 2 (Строительство дорожек для пешеходов и машин) Программное содержание:
Материал: раздаточный — кирпичики, полукирпичики разного цвета, демонстрационный — дорожки разной длины и ширины собранный педагогом из деталей конструктора. | + | ||
План занятия N 3 (Совместное строительство дорожек) Программное содержание. Учить детей различать дороги разного назначения, размеры и форму дорог с их названием: шоссе, дорога, дорожка, тропа, . Закрепить у детей освоенные ими способы соединения деталей. Учить детей согласовывать свои действия с действиями партнера при распределении обязанностей и выполнении общей постройки. Материал. Кубики, треугольные призмы, кирпичики разных размеров, мелкие игрушки (куклы, зверюшки, деревья, машины). | План занятия N 3 (Строительство дорожек разной ширины) Программное содержание:
Материал: раздаточный — кирпичики, окошки, машинки и человечки из LEGO демонстрационный – образцы дорожек | + | ||
План занятия N 4 (Строительство заборов) Программное содержание. Познакомить детей со способами конструирования заборов и конструктивными возможностями разных деталей (кирпичика, брусочка, призмы). Обратить внимание на связь между конструкцией предмета и его назначением. Учить соотносить свою постройку с имеющимся образцом. Материал. Раздаточный и демонстрационный идентичны. 10-12 кирпичиков ига брусочков одного цвета, 5-6 треугольных призм. Дополнительный материал в вид елочек, мелких зверюшек, кукол, цветов предложить детям на выбор поем сооружения заборов. | План занятия N 4 . (Постройка заборов из деталей прямоугольной формы) Программное содержание:
Материал: раздаточный — детали конструктора: кирпичики, полукирпичики разного цвета, человечки; демонстрационный — образцы заборов. | + | ||
План занятия N 5 (Строительство комбинированного забора) Программное содержание. Познакомить с ритмическим чередованием постройке разных деталей или двух разных положений деталей одной формы. Приучать детей соотносить действия с правилом чередования и образцом конструкции. Материал. Раздаточный: по 10 кирпичиков, 5 кубиков и 5 треугольных призм, 3 длинные кирпичика для дорожки. Дополнительный материал: елочки, грибочки, мелкие куклы. Демонстрационный такой же. | План занятия N 5 (Постройка комбинированных заборов) Программное содержание:
Материал. Раздаточный -кирпичики, полукирпичики, овальные детали. Горки, человечки из конструктора LEGO, фигурки зверей, демонстрационный — образцы дорожек. | + | ||
План занятия N 6 (Строительство замкнутой загородки с дверью) Программное содержание. Учить замыкать пространство, придавая ему форму. Использовать практическое наложение деталей на рисунок, общий план загородки (форму огороженного пространства (прямоугольник), местоположение двери, места поворотов фигур). Учить детей соотносить свою с образцом и планом (рисунком). Материал Раздаточный: 16 кирпичиков одного цвета и 2 другого (для двери), бумаги с изображением плана загородки. Мелкие игрушки. Демонстрационный такой же. | План занятия N 5 (Постройка комбинированных заборов) Программное содержание:
Материал. Раздаточный -кирпичики, полукирпичики, горки, человечки из конструктора LEGO, фигурки зверей, демонстрационный — образцы дорожек. | + | ||
План занятия N 7 Конструирование под влиянием музыкальных впечатлений Программное содержание. Дать детям опыт передачи в конструкции впечатлений и настроения, вызванных прослушиванием музыкального произведения, например, "Колыбельной" Моцарта (или других композиторов). Материал. Музыка в записи (или живая), строительные детали - кирпичики кубики, примерно по 15 штук. Дополнительный материал стоит на отдельном столе и может быть использован детьми по их желанию. | План занятия N 7 Конструирование животных Программное содержание. закрепление понятий «длинный — короткий»;
Материал. кирпичики, полукирпичики, овальные детали, детали с глазками. Образцы построек. | + | ||
План занятия N 8 (Строительство ворот) Программное содержание. Учить детей строить простое перекрытие: ставить опоры (точно одни напротив другой) и аккуратно класть на них перекладину. Учить анализировать образец постройки: сначала выделять в нем основные, функционально значимые части ворот, затем - дополнительные (украшения, подпорки для столбе потом находить строительные детали, из которых эти части построены. Сравнивать конструктивные свойства бруска и кирпичика, показать, какая деталь устойчива в вертикальном положении. Материал. Раздаточный: 3 обычных кирпичика, 3 длинных, 2 высоких бруска кубика, 3 призмы. Демонстрационный - такой же. Матрешки и машины разных размеров. | План занятия N 7 . Сооружение ворот с наборными перекрытиями Программное содержание:
Материал: раздаточный — кирпичики, полукирпичики, мелкие игрушки: машинки и человечки; демонстрационный — образцы ворот. | + | ||
План занятия N 9 (Конструирование по замыслу детей) Программное содержание. Активизировать конструктивное воображение детей, стимулировать создание детьми собственных вариантов построек, освоенных на занятиях, внесение в знакомые постройки элементов новизны. Закреплять знание конструктивных свойств материала и навыки правильного соединения деталей. Материал. Раздаточный: примерно по 10 кирпичиков, 2-3 кубика, 2 бруска, 2 призмы, мелкие игрушки. | План занятия N 9 (Конструирование по замыслу детей) Программное содержание. Активизировать конструктивное воображение детей, стимулировать создание детьми собственных вариантов построек, освоенных на занятиях, внесение в знакомые постройки элементов новизны. Закреплять знание конструктивных свойств материала и навыки правильного соединения деталей. Материал. Раздаточный: примерно по 10 кирпичиков, 2-3 кубика, 2 пластины, 2 призмы, мелкие игрушки. | + | ||
План занятия N 10 (Соединение конструирования с прослушиванием музыки) Программное содержание. Краткая беседа о прослушанной музыке. Передача в постройке общего настроения, вызванного музыкой и возникших при ее прослушивании образов Материал. Запись (или живое исполнение) веселой музыки маршевого характера; набор разнообразных деталей, среди которых могут | План занятия N 10 игра в зоопарк, постройки для животных Программное содержание:
Материал: раздаточный — кирпичики, полукирпичики, окошко, фигурки зверей и человечков из тематического набора «Зоопарк LEGO», схемы загородок; демонстрационный — образец клетки, выставленный на демонстрационном столе. | + | ||
План занятия N 11(Строительство лесенки) Программное содержание. Ознакомление детей со способами построения лесенки из кубиков и кирпичиков путем показа этого способа и анализа конструкции образца. Формирование представления о постепенно нарастающей (или убывающей) вые ступенек лесенки. Отработка навыка аккуратного и точного построения отдельных столбиков разной высоты и их соединения в целую постройку лесенки. Материал. Раздаточный и демонстрационный идентичны. По 10 кирпичиков, кубиков и одной матрешке. | План занятия N 11(Строительство лесенки) Программное содержание. Ознакомление детей со способами построения лесенки из кубиков и кирпичиков путем показа этого способа и анализа конструкции образца. Формирование представления о постепенно нарастающей (или убывающей) вые ступенек лесенки. Развитие умения делать прочную постройку Материал. Раздаточный и демонстрационный идентичны. кирпичиков, кубиков, фигурки человечков и животных. | + | ||
План занятия N 12 (Строительство горки) Программное содержание. Учить детей анализировать образец постройки, выделяя в нем основные части предмета, имеющие свое особое назначение. Показать строение частей горки, детали, из которых они составлены, их форму и расположение. Материал. Раздаточный: 10 кирпичиков одного цвета, 2 полукуба, 2 большие треугольные призмы, 1 маленькая кукла, спичечная коробочка санки, ионный - такой же, но материл для каждой части постройки другого | План занятия N 12 (Строительство моста для машин) Программное содержание. Рассмотреть вместе с детьми изображение моста для I через реку. Выделить основные части этого сооружения. Учить детей при сооружении постройки ориентироваться на заданные условия: ширину реки, через мост перекинут, его назначение - удобный въезд и спуск для машин, опор, ширину моста. Материал. Раздаточный: 4 большие призмы (для спусков), 1 широкая длинная или 2 длинных кирпичика, 2 полукуба, небольшие кирпичики для ограды, бумаги, изображающая реку, машина. | + |
Содержание программы
Второй год обучения
Теоретические знания | Практические навыки и умения | ||
СЕНТЯБРЬ | |||
тема | цель | тема | цель |
1. Знакомство с ЛЕГО | Повторить название деталей (кирпичик, лапка, клювик) Закреплять знания цвета и формы деталей | 1.Собери кирпичики Лего | Учить названию деталей Закреплять цвет и форму деталей Развивать наблюдательность, внимание. |
2.Простейшие постройки | Закреплять навыки о способах крепления деталей конструктора | 2.Башня | Учить строить башни, разные по высоте Формировать бережное отношение к конструктору |
3. Простейшие постройки | Закреплять навыки устанавливать опоры и класть на них перекладину | 3.Мостик | Учить строить мостик, точно соединять строительные детали, накладывать их друг на друга Развивать творчество, фантазию |
4. Конструирование по замыслу | Закреплять навыки и приемы построек снизу вверх Учить обдумывать содержимое будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание | 4.«Лего-строитель» | Развивать творческую инициативу и самостоятельность Учить сооружать законченную композицию из простейших построк |
ОКТЯБРЬ | |||
1.Деревья | Продолжать знакомить с некоторыми видами деревьев, растущих в лесу | 1.Елочка и березка | Учить строить лесные деревья Закреплять название деталей, цвет, умения строить деревья |
2.Грибное царство | Познакомить с некоторыми видами грибов Учить различать грибы | 2.Боровик и подосиновик | Учить строить грибы Развивать наблюдательность, творчество, фантазию |
3.Лесные жители | Описание медведей (сказка «Три медведя») Учить рассказывать о постройке | 3.Медведь | Учить строить семейство медведей Развивать фантазию, творчество |
4.Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. | 4.«На лесной полянке» | Развивать творческую инициативу и самостоятельность Учить сооружать законченную композицию |
НОЯБРЬ | |||
1.Болото и его обитатели | Познакомить с обитателями болота Учить подражать звукам и движениям обитателей болота | 1.Утка с утятами | Учить строить утку с утятами Развивать глазомер, навыки конструирования, мелкую моторику рук |
2.Болото и его обитатели | Познакомить с обитателями болота Учить подражать звукам и движениям обитателей болота | 2.Лягушки-квакушки | Учить строить лягушек Развивать терпение Учить доводить дело до конца |
3.Болото и его обитатели | Обобщение знаний детей об обитателях болота | 3.Большие и маленькие рыбки | Учить строить больших и маленьких рыб Развивать творческую инициативу и самостоятельность |
4.Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки | 4. «Строим болото» | Учить сооружать законченную композицию Развивать воображение, фантазию |
ДЕКАБРЬ | |||
1.Разные домики | Учить строить дома различной величины Закреплять навыки конструирования | 1.Домик низкий и высокий | Учить строить дома Развивать способность анализировать, делать вывод |
2.Дом для лесника | Учить находить материал для постройки Развивать умение выделять части постройки | 2.Лесная сторожка. | Учить коллективно строить большой дом Учить работать дружно, помогая друг другу. |
3.Конструирование по замыслу (коллективная работа) | Закреплять полученные навыки Учить создавать постройки, работая вместе | 3. «Этажи леса» | Актуализация и закрепление знаний и умений, заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать интерес и творческие навыки Учить доводить дело до конца |
4.Конструирование по замыслу (коллективная работа | Закреплять полученные навыки Учить создавать постройки, работая вместе | 4. «Этажи леса» | Учить строить сооружать законченную композицию Учить доводить дело до конца |
ЯНВАРЬ | |||
1.Русская печка | Познакомить с русской печкой | 1.Печь | Учить строить печку Развивать воображение, фантазию |
2.Мебель для комнаты | Развивать способность выделять в предметах их функциональные части Учить анализировать образец | 2.Диван | Учить строить диван, кресло Развивать способность анализировать, делать вывод |
3.Мебель для кухни | Развивать способность выделять в предметах их функциональные части Учить анализировать образец | 3.Стул | Учить строить стул, стол Развивать воображение, фантазию Закреплять умения строить мебель |
ФЕВРАЛЬ | |||
1.Конструирование по замыслу (коллективная работа) | Обобщение представлений и знаний о лесе, его обитателях Закреплять полученные навыки при создании постройки, работя в коллективе дружно, помогая друг другу | 1. «В гости к леснику» | Актуализация и закрепление знаний и умений, заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание Развивать интерес и творческие навыки Закреплять умения называть тему постройки, давать общее и подробное описание построек |
2.Весёлый поезд | Познакомить с приемами сцепления кирпичиков с колесами, друг с другом | 2.Вагоны | Учить строить вагоны Развивать воображение, фантазию |
3.Грузовая машина с прицепом | Учить сооружать знакомую конструкцию по графической модели, соотносить ее элементы с частями предмета тему постройки, давать общее и подробное описание построек | 3. Машина | Учить строить машину с фаркопом Развивать логическое мышление, фантазию |
4.Грузовая машина с прицепом | Учить сооружать знакомую конструкцию по графической модели, соотносить ее элементы с частями предмета тему постройки, давать общее и подробное описание построек | 4.Прицеп | Учить строить машину с фаркопом Развивать логическое мышление, фантазию Развивать творческую инициативу, самостоятельность |
МАРТ | |||
1.Знакомство со светофором | Рассказать о светофоре Учить правила дорожного движения | 1.Светофор и переход | Строить проезжую часть и наземный переход Закреплять навыки конструирования |
2.Наша улица | Рассказать об улицах и ее объектах | 2.Объекты улицы | Построить машины, дома Развивать творческую инициативу, самостоятельность |
3.Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, давать общее описание | 3. «Наш детский сад» | Закреплять умения строить лесенки, горки, качели Развивать творческую инициативу, самостоятельность |
4.Космическое путешествие | Закреплять навыки конструирования | 4.Робот | Учить строить робота Развивать память, наблюдательность |
АПРЕЛЬ | |||
1.Космическое путешествие | Рассказать о космосе Закреплять навыки конструирования | 1.Ракета | Учить строить ракету по условиям Развивать память, фантазию |
2.Космическое путешествие | Рассказать о первом космонавте | 2.Космонавт | Учить строить космонавта Развивать творческую инициативу и самостоятельность |
3.Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки | 3.«Мы - юные космонавты» | Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее Развивать творческие навыки, терпение |
4.Мы играем в зоопарк | Закреплять знания о зоопарке и его обитателях | 4.Вольеры для животных | Развивать способность анализировать, делать выводы Учить строить вольеры для животных |
МАЙ | |||
1.Мы играем в зоопарк! | Закреплять знания о зоопарке и его обитателях | 1.Слон | Развивать способность анализировать, делать выводы Учить делать слона Развивать творческие навыки, терпение |
2.Мы играем в зоопарк! | Закреплять знания о зоопарке и его обитателях | 2.Верблюд | Развивать способность анализировать, делать выводы Учить делать верблюда Развивать творческие навыки, терпение |
3.Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки | 3.«Кого я видел в зоопарке» | Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать описание |
4.Свободное конструирование | Самостоятельное и творческое использование знаний и умений, полученных ранее | 4. « Я – инженер Лего» | Реализация возможностей детей для развертывания творчества и проявления их самостоятельности |
Содержание творческих игровых совместных проектов.
Архитектурные сооружения и их строительство | Животный мир | Транспорт и механизмы | ||
План занятия N 12 (Строительство горки) Программное содержание. Учить детей анализировать образец постройки, выделяя в нем основные части предмета, имеющие свое особое назначение. Показать строение частей горки, детали, из которых они составлены, их форму и расположение. Материал. Раздаточный: 10 кирпичиков одного цвета, 2 полукуба, 2 большие треугольные призмы, 1 маленькая кукла, спичечная коробочка санки, ионный - такой же, но материл для каждой части постройки другого | План занятия N 12 (Строительство моста для машин) Программное содержание. Рассмотреть вместе с детьми изображение моста для I через реку. Выделить основные части этого сооружения. Учить детей при сооружении постройки ориентироваться на заданные условия: ширину реки, через мост перекинут, его назначение - удобный въезд и спуск для машин, опор, ширину моста. Материал. Раздаточный: 4 большие призмы (для спусков), 1 широкая длинная или 2 длинных кирпичика, 2 полукуба, небольшие кирпичики для ограды, бумаги, изображающая реку, машина. | + | ||
План занятия N 13 (Строительство моста для машин) Программное содержание. Рассмотреть вместе с детьми изображение моста для I через реку. Выделить основные части этого сооружения. Учить детей при сооружении постройки ориентироваться на заданные условия: ширину реки, через мост перекинут, его назначение - удобный въезд и спуск для машин, опор, ширину моста. Материал. Раздаточный: 4 большие призмы (для спусков), 1 широкая длинная или 2 длинных кирпичика, 2 полукуба, небольшие кирпичики для ограды, бумаги, изображающая реку, машина. | План занятия N 13 (Строительство моста для машин) Программное содержание. Рассмотреть вместе с детьми изображение моста для I через реку. Выделить основные части этого сооружения. Учить детей при сооружении постройки ориентироваться на заданные условия: ширину реки, через мост перекинут, его назначение - удобный въезд и спуск для машин, опор, ширину моста. Материал. Раздаточный: 4 большие призмы (для спусков), 1 широкая длинная или 2 длинных кирпичика, 2 полукуба, небольшие кирпичики для ограды, бумаги, изображающая реку, машина. | + | ||
План занятия N 14 (Строительство моста для пешеходов) Программное содержание. Учить детей в рисунке моста и образец постройки выделять существенные части предмета. Продолжать знакомить детей с зависимостью строения предмета от его назначения (мост для пешеходов требует кроме опор и пролета строительства ступенек и перил). Упражнять детей в осуществлении пространственной ориентировки «за рекой», «под местом», «на мосту». Материал. Раздаточный: полоска голубой бумаги, 12 коротких кирпичиков, 2 полукуба, 1 длинную пластину и 2 длинных кирпичика, куклы, лодочки. Демонстрационный такой же. | План занятия N 14 (Строительство моста для пешеходов) Программное содержание:
Материал: раздаточный — пластины, кирпичики, фигурки человечков, мелкие игрушки, полоски голубой бумаги; демонстрационный — образцы мостов из конструктора, собранные педагогом; композиция — мост через речку, домики по одну сторону моста и деревья по другую его сторону. | + | ||
План занятия N 15 (Конструирование по мотивам стихотворения А.Барто "Бычок", "Самолет") Программное содержание Учить детей создавать элементарные конструкции горки или мостика для бычка, самолета из 3-х деталей. Формировать у детей опыт замещения персонажей и обстановки, описанных в стихах, с помощью строительных деталей и простейших конструкций, а также путем имитации действий с ними, соответствующих тексту, Материал. Стихи А. Барто "Идет бычок качается, вздыхает на ходу..." и "Самолет построим сами,..."; 2 длинные пластины (узкие) или 2 длинных кирпичика, 2 бруска средней величины, обычные кирпичики, кубики и мелкие призмы и цилиндры 3-4 шт. | План занятия N 15 (Конструирование по мотивам стихотворения А.Барто "Бычок", "Самолет") Программное содержание Учить детей создавать элементарные конструкции горки или мостика для бычка, самолета. Формировать у детей опыт замещения персонажей и обстановки, описанных в стихах, с помощью деталей Лего и простейших конструкций, а также путем имитации действий с ними, соответствующих тексту, Материал. Стихи А. Барто "Идет бычок качается, вздыхает на ходу..." и "Самолет построим сами,..."; длинные пластины , кирпичики, кубики и скошенные кубики. | + | ||
План занятия N16 (Конструирование по мотивам стихотворений А. Барто "Зайка" и "Кораблик") Программное содержание. Учить детей переводить впечатления от литературного произведения и эмоциональное отношение к описанному в нем событию "на язык явного действия", т.е. помочь детям вообразить и построить то, что поможет снять проблему, обозначенную автором - сделать, например, навес от дождя пайки, площадку на корабле для лягушек. Помочь детям подобрать подходящие заместители для персонажей. Материал. Стихи А.Барто "Зайка" (Зайку бросила хозяйка...) и "Кораблик" Мотроская шапка, веревка в руке...). | План занятия N16 (Конструирование по мотивам стихотворений А. Барто "Зайка" и "Кораблик") Программное содержание. Учить детей переводить впечатления от литературного произведения и эмоциональное отношение к описанному в нем событию "на язык явного действия", т.е. помочь детям вообразить и построить то, что поможет снять проблему, обозначенную автором - сделать, например, навес от дождя для зайки, площадку на корабле для лягушек. Помочь детям подобрать подходящие заместители для персонажей. Материал. Стихи А.Барто "Зайка" (Зайку бросила хозяйка...) и "Кораблик" Мотроская шапка, веревка в руке...). длинные пластины , кирпичики, кубики и скошенные кубики. | + | ||
План занятия N17 (Строительство автомобиля) Программное содержание. Познакомить детей с простейшей моделью автомобиля. Учить последовательно воспроизводить все части постройки на основе анализа образца снизу вверх. Развивать навык пространственной ориентировки (снизу, сверху, по краям, посередине) в процессе размещения деталей конструкция относительно друг друга. Материал. Раздаточный: 3 длинных кирпичика, 3 кубика, 1 призма средней величины, 2 маленьких кирпичика для условного обозначения колес или 2 цилиндра, которым можно придать устойчивость с помощью картонных опор, полученных из крышек спичечных коробков. Демонстрационный - такой же. | План занятия N17 (Строительство автомобиля) Программное содержание:
Материал: раздаточный — детали конструктора, карточки с изображением машин; демонстрационный — фотографии машин и карточки с моделями машин, собранных из деталей конструктора. | + | ||
План занятия N18 (Строительство грузовой машины) Программное содержание. Учить выделять в предмете его основные части, определять их назначение и строение. По конкретному предмету - игрушечной грузовой машине - самостоятельно построить модель грузовой машины из деталей строителя. Материал. Раздаточный: 2 кубика, 10 кирпичиков, 1 пластина, 2 цилиндра (с опорами). Демонстрационный - игрушечный грузовик. | План занятия N18 (Строительство грузовой машины) Программное содержание:
Материал: раздаточный — кирпичик с колесами, кирпичики, окошко, полукирпичики, фигурки человечков и зверей; демонстрационный — игрушечный грузовик, картинка с изображением аналогичного грузовика, образец машины, собранный педагогом. | + | ||
План занятия N 19 (Строительство фургона) Программное содержание. Такое же, как в плане занятия N 18. Материал. Раздаточный: 2 цилиндра (с опорами) или 4 полуцилиндра, 1 пластина, 2 длинных кирпичика, 4 небольших бруска, 4 полукуба, 8 кирпичиков. Демонстрационный - Игрушечная машина - фургон. | План занятия N 19 (Строительство фургона) Программное содержание:
Материал: раздаточный — окошко, кирпичики, фигурки человечков и кирпичик с колесами; демонстрационный — игрушечные машинки-фургоны, образец постройки. | + | ||
План занятия N 20 (Конструирование предметов мебели по собственному замыслу) Программное содержание. Стимулировать поиск собственного способа построения предметов на заданную тему "мебель для кукольной комнаты". Ориентироваться на рисунки предметов мебели при выделении их основных функциональных частей и определении их пространственного расположения относительно друг друга. Материал. Демонстрационный - рисунки предметов мебели (письменного стола, дивана, кресла, стола, стула, нижнего шкафа и др.). Раздаточный - дети подбирают сами | План занятия N 20 (Конструирование предметов мебели по собственному замыслу) Программное содержание. Стимулировать поиск собственного способа построения предметов на заданную тему "мебель для кафе". Ориентироваться на рисунки предметов мебели при выделении их основных функциональных частей и определении их пространственного расположения относительно друг друга. Материал. Демонстрационный - рисунки предметов мебели Раздаточный - дети подбирают сами | + | ||
План занятия N 21 (Строительство одноэтажного домика) Программное содержание. Познакомить детей с основными частями конструкции домика: стенами, полом, крышей, потолком, окном, дверью, а также пространственным расположением этих частей относительно друг друга. Обратить внимание на наличие в домике свободного внутреннего пространства. Показать способ конструирования домика и объяснить, какая последовательность действий при его построении является целесообразной. Материал. Раздаточный: 12 кирпичиков, квадратная пластина, 2 призмы, небольшой цилиндр. Демонстрационный - образец конструкции домика. | План занятия N 21 (Строительство одноэтажного домика) Программное содержание:
Материал: раздаточный — кирпичики, три окошка, дверь, две пластины, горки, клювики, фигурки зверей; демонстрационный — декорации к сказке «Теремок». Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Теремок». | + | ||
План занятия N 22 (Построение композиции на сюжет сказки "Репка") Программное содержание. Познакомить детей со способами условного изображения обстановки сказки при помощи деталей строителя. Показать иллюстрацию к сказке. Познакомить со способом замещения персонажей сказки деталями разной величины. | План занятия N 21 (Построение композиции на сюжет сказки "Три поросенка") Программное содержание:
Материал: раздаточный — детали конструктора: кирпичики, полукирпичики, окошки, горки, карточки с образцами домов, собранных из деталей конструктора, фигурки поросят; демонстрационный — иллюстрации к сказке. Предварительная работа: Ознакомление со сказкой С. Михалкова «Три поросенка». | + | ||
План занятия N 23 (Строительство фасада двухэтажного дома) Программное содержание. Учить детей применять усвоенный способ анализа образца и конструирования дома для создания постройки фасада двухэтажного дома. Дать возможность приобрести опыт самостоятельного применения готового образца постройки для конструирования передней стены двухэтажного дома. Материал. Раздаточный: кирпичики - 6 обычных и 2 средних, 3 брусочка, 2 кубика, 3 средних призмы. Демонстрационный - 2 образца фасадов двухэтажного дома | План занятия N 23 (Строительство фасада двухэтажного дома) Программное содержание. Учить детей применять усвоенный способ анализа образца и конструирования дома для создания постройки фасада двухэтажного дома. Дать возможность приобрести опыт самостоятельного применения готового образца постройки для конструирования передней стены двухэтажного дома. Материал. Раздаточный: кирпичики, кубика, окна, двери, пластины Демонстрационный - 2 образца фасадов двухэтажного дома | + | ||
План занятия N 24 (Строительство теремка и разыгрывание сказки) Программное содержание. Закрепить умение строить одноэтажные домики внутренним пространством. Закрепить умение подбирать заместители для персонажей сказки по одному-двум признакам, представленным в материале (деталях строителя величина, форма, цвет, объем). Материал. Набор деталей, необходимых для конструирования домика и замещения персонажей сказки. Текст сказки "Теремок" с иллюстрациями. | План занятия N 24 (строительство по замыслу детей) Программное содержание:
Материал: раздаточный — кирпичики, пластины, окошки, человечки, фигурки зверей; демонстрационный — картинки с изображениями одноэтажных и двухэтажных домиков, сказочный лес, населенный различными зверюшками, выставленный на демонстрационном столе. | + | + | + |
2.4.Формы взаимодействия с семьями воспитанников.
Направление работы | Содержание работы | Сроки | |
1.Сбор и анализ | 1. Создание банка данных, занимающихся по программе | Cентябрь | |
сведений о родителях | |||
и детях, выявление | 2. Анкетирование родителей по выявлению ожиданий | октябрь | |
социального заказа | |||
родителей. | |||
2. Информирование | 1. Оформление информационного стенда для родителей | Сентябрь | |
родителей об успехах | 2.Подготовка информационного материала на сайт ДОУ | ||
детей | |||
. | 3. Проведение родительских собраний .Ознакомление родителей с целями и задачами программы | Октябрь | |
4.Организация просмотров фотоматериалов, видеофильмов о деятельности по программе | |||
при проведении родительских собраний. | |||
В течение года | |||
5. Оформление газет для родителей с отрывными талонами, памяток | |||
«Творим, выдумываем, пробуем». | |||
В течение года | |||
III. Организационный раздел.
3.1. Организационное обеспечение реализации программы
Программа предполагает организацию совместной и самостоятельной деятельности один раз в неделю с группой детей старшего дошкольного возраста. Предусмотренная программой деятельность может организовываться как на базе одной отдельно взятой группы, так и в смешанных группах, состоящих из воспитанников старшей и подготовительной группы.
Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности
Количество детей в группе для занятий по программе – не более 10 человек.
Полный курс занятий составляет 96 часов.
Первый год обучения – 48 часов
Второй год обучения – 48 часов
В летний оздоровительный период с 1 июня по 31 августа работа по программе строится в индивидуальном режиме путём осуществления совместных творческих проектов из расчета 12 часов в год.
Продолжительность занятий строится на основании СанПиНа 2.4.1.3049 -13:
Первый год обучения – не более 25 минут
Второй год обучения – не более 30 минут
3.2. Материально – техническое обеспечение
1. Тематические наборы по типу LEGO:
Военный корабль – 1шт
Дом -1 шт
Автомобили – 3 шт.
Домик для черепашки -1 шт.
Набор пластикового конструктора
Магнитная доска
Ноутбук
Проектор
3.3. Методическое обеспечение
Литература
- Комарова Л.Г «Строим из Лего. Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО».- М.:«Линка-Пресс» 2009.
- Фешина, Е.В. Лего-конструирование в детском саду:М.,2012.
3.4. Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды
Для подготовки к занятиям с комплектом заданий используйте следующий порядок
Организованное для каждого группы рабочее место с подготовленными коробочками с необходимыми для работы деталями
Отдельный шкаф, контейнеры или коробки для хранения наборов, позволяющий хранить
незавершённые модели, также можно раскладывать модели по отдельным небольшим коробочкам или лоткам.
Место, для размещения дополнительного материала: книги, фотографии, карты – всё, что относится к изучаемой теме.
Разноцветная бумага, картон, фольга, ленточки, ножницы для развития идей выполненных проектов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Педагогическое наблюдение
Качество выполнения образовательной программы)
Основная задача педагогического наблюдения заключается в том, чтобы определить индивидуальный маршрут освоения ребенком данной программы и влияние конструктивной деятельности на интеллектуальное развитие ребенка.
Педагогическое наблюдение проводится два раза в год: вводный - в сентябре, итоговый – в мае.
Диагностические задания разработаны в соответствии с методиками Фешиной Е.В., Комаровой Л.Г., Старцевой О.Ю.
Задание №1
Цель: выявить умение называть детали конструктора Оценка:
3 балла – ребенок самостоятельно называет
2 балла – ребенок называет с помощью наводящих вопросов (инструкций) педагога;
1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения
Задание №2
Цель: выявить умение в создании различных конструкции предмета в соответствии с его назначением
Оценка:
3 балла – ребенок самостоятельно создает различные конструкции
2 балла – ребенок создает различные конструкции с помощью педагога;
1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения
Задание № 3
Цель: выявить умение детей различать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг).
Инструкция: «Назови (покажи) фигуры, которые ты видишь».
Оценка:
3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет (показывает) все геометрические фигуры;
2 балла – ребенок самостоятельно называет (показывает)
1-2 геометрические фигуры;
1 балл – ребенок не называет и не показывает геометрические фигуры.
Задание № 4
Цель: выявить умение детей различать и показывать геометрические понятия (угол, сторона, линия сгиба).
Педагог показывает ребенку квадрат согнутый пополам и предлагает назвать или показать углы, (стороны, линию сгиба).
Оценка:
3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет (показывает) все геометрические понятия;
2 балла – ребенок самостоятельно называет (показывает)
1-2 геометрических понятия;
1 балл – ребенок не выполняет задание.
Задание № 5
Цель: выявить умение детей правильно держать ножницы и резать ими по прямой.
Педагог предлагает ребенку ножницы и бумагу, просит нарезать билеты в кассу.
Оценка:
3 балла – ребенок правильно держит ножницы и самостоятельно режет по прямой;
2 балла – ребенок испытывает затруднения, требуется помощь взрослого;
1 балл – ребенок не умеет правильно держать ножницы
и пользоваться ими.
Критерии Фамилия, имя ребенка |
Видит конструкцию предмета и анализирует ее с учетом практического назначения |
Создает различные конструкции предмета в соответствии с его назначением |
Называет все детали конструкторов |
Строит более сложные постройки |
Строит по образцу |
Строит по инструкции педагога |
Работает по схемам |
Строит подгруппами |
Строит по творческому замыслу |
Работает в команде |
Планирует этапы создания собственной постройки, находит конструктивное решение |
Общее количество баллов |
Уровень |
Протокол педагогического наблюдения
в конструировании
Высокий уровень: (28-36 баллов)
Средний уровень: (18-27 баллов) Низкий уровень: (ниже 18 баллов)
Качественная характеристика уровней сформированности у детей конструктивных навыков в лего-конструировании
Высокий уровень: (28-36 баллов)
Ребенок самостоятельно выделяет основные части конструкций и характерные детали. Анализирует поделки и постройки, находит конструктивное решение. Знает и различает разнообразные детали конструктора. Самостоятельно планирует этапы создания собственной постройки. Создает конструкцию по рисунку. Умеет сооружать постройки и объединять их одним содержанием. Охотно работает в коллективе.
Средний уровень: (18-27 баллов)
Ребенок с небольшой помощью взрослого выделяет основные части конструкции и характерные детали, затрудняется в различении деталей по форме и величине, допускает ошибки в их названии. Ребенок испытывает затруднения в самостоятельном строительстве постройки по рисунку. С помощью взрослого подбирает необходимый материал, недостаточно самостоятелен в сооружении построек. При помощи взрослого объединяет их одним содержанием. В процессе работы не проявляет фантазию и воображение. Умеет работать в коллективе.
Ребенок испытывает затруднения при складывании листа пополам и по диагонали. Требуется помощь при назывании (показе) геометрических форм и понятий. Навык владения ножницами недостаточно сформирован.
Низкий уровень: (ниже 18 баллов)
Ребенок не выделяет основные части конструкции и характерные детали, допускает ошибки при анализе построек, даже с помощью взрослого не может выделить части и определить их назначение. Не различает детали по форме и величине. Ребенок не умеет создавать постройку по рисунку, подбирает необходимый материал только с помощью взрослого. Не проявляет инициативы. Испытывает трудности во взаимодействии с другими детьми или отказывается работать в коллективе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Календарно – тематическое планирование работы с детьми
Первый год обучения
№ | Перечень разделов | Тема | Количество часов |
1. | Конструирование по образцу и преобразование образца по условиям (23 часа) | Знакомство с ЛЕГО. | 1 |
Простейшие постройки | 2 | ||
Строим лес | 1 | ||
Лесные жители | 3 | ||
На ферме | 4 | ||
Болото и его обитатели | 2 | ||
Домашние животные | 4 | ||
Все работы хороши | 2 | ||
Детская площадка | 1 | ||
Космическое путешествие | 3 | ||
Животные в зоопарке | 2 | ||
2. | Конструирование по условиям (2 ч.) | Детская площалдка | 2 |
Мы едем в зоопарк | 2 | ||
3. | Конструирование по замыслу (7 ч.) | Лего-строитель | 1 |
Здравствуй, лес! | 1 | ||
Шаша ферма | 1 | ||
Новый год в лесу | 1 | ||
Жизнь на ферме | 1 | ||
Мы – юные космонавты | 1 | ||
В мире животных | 1 | ||
4. | Творческие игровые совместные проекты. (12 ч.) | Архитектурные сооружения и их строительство | 9 |
Животный мир | 3 | ||
ВСЕГО ЧАСОВ | 48 часов |
Второй год обучения
№ | Перечень разделов | Тема | Количество часов |
1. | Конструирование по образцу и преобразование образца по условиям (21 ч.) | Знакомство с ЛЕГО. | 1 |
Простейшие постройки | 2 | ||
Строим лес | 2 | ||
Домашние животные | 2 | ||
Болото и его обитатели | 2 | ||
Разные домики | 1 | ||
Домик для лесника | 1 | ||
Русская печь | 1 | ||
Мебель для комнаты | 2 | ||
Подарок для мамочки | 1 | ||
Все работы хороши | 3 | ||
Знакомство со светофором | 1 | ||
Наша улица | 1 | ||
Космическое путешествие | 3 | ||
Мы играем в зоопарк | 2 | ||
2. | Конструирование по условиям (2 ч.) | Простейшие постройки | 1 |
Мы играем в зоопарк | 1 | ||
3. | Конструирование по замыслу (7 ч.) | Лего-строитель | 1 |
На лесной полянке | 1 | ||
Строим болото | 1 | ||
Этажи леса | 2 | ||
В гости к леснику | 1 | ||
Наш детский сад | 1 | ||
Кого я видел в зоопарке | 1 | ||
Свободное конструирование | 1 | ||
4. | Творческие игровые совместные проекты. (12 ч.) | Архитектурные сооружения и их строительство | 6 |
Животный мир | 3 | ||
Транспорт и механизмы | 3 | ||
ВСЕГО ЧАСОВ | 48 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа технической направленности «Юный конструктор»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа технической направленности «Юный конструктор»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа технической направленности "ЛЕГО- конструктор»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа технической направленности «ЛЕГО- конструктор»...
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»
Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности кружок «Мы конструкторы » для детей 6 – 7лет
Развитие технического творчества и формирование научно – технической профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста средствами LEGO-конструирования....
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Волшебная радуга»
Программа была разработана с целью направленного и последовательного воспитания у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализаци...
программы детского объединения Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности.
Реализуемая цель (и): Развивать творческую и здоровую личность ребенка, способную быть успешной в современных условиях жизни, посредством обучения современному танцу. Прививать интерес дошкольников к ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через обучение основам хореографического искусства.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольног...