План самообразования: «Формирование инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)
План самообразования. Тема: «Формирование инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста».
Мы с вами помним, что дошкольное образование – это первый уровень общего образования, уникальный и самоценный этап в общем развитии человека. Именно на этом этапе происходит особенно интенсивное развитие ребенка –познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное; развиваются психические функции мышления, памяти, внимания и воображения; формируются познавательные действия; развиваются интересы, любознательность и познавательная мотивация. В дошкольном возрасте есть период развития, в котором идет преимущественное усвоение задач и мотивов человеческой деятельности (развитие потребностно-мотивационной сферы), и период усвоения способов действий с предметами и формирование операционно-технических возможностей. Оба этих периода связаны с развитием у детей предпосылок инженерного мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_ilina_k.s._starshaya_gr._no14_zvonochki.docx | 40.56 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования
В средней группе № 14 «Звоночки»
Воспитатель: Ильина Ксения Сергеевна
Тема: «Формирование инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: формирование предпосылок предынженерного мышления на основе развития конструктивных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Формировать у детей познавательную, исследовательскую, творческую активность; интерес к конструированию;
- Развивать эмоциональной отзывчивости детей через игры с математическим содержанием.
- Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей подготовительной группы.
- Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации).
- Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.
- Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию.
Основные методы работы:
- познавательный (восприятие, осмысление и запоминание нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);
- проблемный метод (поиск путей решения проблемы);
- метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки как собственных моделей, так и совместно с родителями);
- систематизирующий (беседа по теме, составление схем и т.д.);
- контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий).
Во время занятий педагог использует разные формы организации деятельности с детьми:
- Фронтальная – учебно-познавательная часть (презентация нового материала, постановка учебной задачи, обсуждение и анализ, рефлексия полученного результата);
- Групповая – практическая часть (выполнение поставленной задачи, анализ полученного результата, поиск и исправление ошибок, рефлексия – эстетично и в соответствии ли выполнена поставленная задача);
- Индивидуальная - практическая часть (поиск и исправление ошибок, рефлексия – как мы это сделали);
- Самостоятельная – практическая часть (создание модели по замыслу, обсуждение и анализ полученного результата, рефлексия полученного результата).
Структура образовательной деятельности:
- Презентация нового материала (представление и объяснение нового материала как вербальным, классическим методом преподавания, так и при помощи различных современных технологий в образовании: аудио, видео уроки, экранные видео уроки, презентации, интернет-сайты).
- Постановка учебной задачи – в форме побуждающего диалога (этот диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают дошкольником работать творчески, и развивает творческие способности).
- Обсуждение и анализ поставленной задачи (время поиска решения проблемы, побуждающее дошкольников выдвинуть и проверить гипотезы, методом «проб и ошибок»).
- Практический поиск решения поставленной проблемы (время, побуждающее дошкольников проверить выдвинутые гипотезы методом «проб и ошибок»).
- Рефлексия (презентация полученного результата продуктивной или исследовательской деятельности, анализ детской деятельности (друг друга/самих себя на предмет эстетичного и соответствующего выполнения поставленной задачи), словесное заключение поставленной проблемы).
- Обыгрывание построек, выставка работ.
Ожидаемый результат:
- У детей развиты любознательность, инициативность, активность в исследовании окружающей жизни;
- У детей развиты память, наглядно – образное и пространственное мышление, зрительно-моторная координация, тактильно-кинестетическое восприятие, понимание инструкций;
- У детей сформировано умение самостоятельно принимать решения, делать выбор, организовывать свое время и завершать начатое дело;
- У детей сформированы коммуникативные навыки, они умеют договариваться и сотрудничать, представлять свои проекты перед слушателями, выдвигать и доказывать свои идеи;
- Дети обладают культурой поведения в коллективе; развито чувство собственного достоинства, сформирован благоприятный «образ Я» и уверенность в собственных силах;
- Дети способны к рефлексии своей деятельности, могут описывать свою работу, используя специальную терминологию.
Актуальность
Современное социально – экономическое развитие общества направленно на переход к новому технологическому укладу. Всё больше и больше говорится о переходе к «безлюдному» роботизированному производству в экономике и промышленности, что требует формирование личности готовой жить и трудиться в качественно новых условиях, которые не сводятся к умению осваивать и эксплуатировать постоянно совершенствующуюся технику и технологии, а требует способностей справляться с комплексом новых производственных задач – проектных, конструкторских, технологических, управленческих…То есть обозначилась необходимость в высококвалифицированных инженерных кадрах, в людях с развитым инженерным мышлением.
Г. И. Малых и В. Е. Осипова определяют инженерное мышление, как «вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высоко - производительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышения качества продукции».
Инженерное мышление –это особый вид мышления, формирующийся и проявляющийся при решении инженерных задач, позволяющий быстро, точно и оригинально решать поставленные задачи, направленные на удовлетворение технических потребностей в знаниях, способах, приемах с целью создания технических средств и организации технологий. Оно позволяет видеть проблему целиком с разных сторон и находить связи между ее частями, видеть одновременно систему, надсистему, подсистему, связи между ними и внутри них.
Именно дошкольное детство является благоприятным временем для развития предпосылок инженерного мышления.
В настоящее время ДОУ ставит одной из своих задач создание организационных и содержательных условий, обеспечивающих развитие у дошкольников первоначальных технических навыков через конструирование. «Федеральный образовательный государственный стандарт дошкольного образования» от 17 октября 2013 года № 1155, ориентирует нас на «развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей….и реализуется в следующих специфических для дошкольного возраста видах деятельности: таких как игровая…, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал…»
Инженерное мышление объединяет различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое и др.:
Главные из перечисленных видов мышления – творческое, наглядно-образное и техническое.
Все они начинают формироваться еще в раннем детстве:
- наглядно-действенное и наглядно-образное мышление являются доминирующими у детей в возрасте от 2 до 4,5 лет, в процессе развития ребенка они приобретают новые, более сложные формы;
- основы творческого мышления и лежащего в его основе психического процесса воображения, при отсутствии целенаправленной педагогической работы по их развитию в дошкольном детстве, не смогут быть эффективно реализованы в профессиональной деятельности человека;
- конструктивное мышление, не будучи сформированным в процессе конструктивной деятельности ребенка дошкольного возраста и развиваемым далее в период обучения в школе, также не сможет стать сильной стороной деятельности человека, зона профессиональных интересов которого лежит в сфере инженерии и современных технологий.
Мы с вами помним, что дошкольное образование – это первый уровень общего образования, уникальный и самоценный этап в общем развитии человека. Именно на этом этапе происходит особенно интенсивное развитие ребенка –познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное; развиваются психические функции мышления, памяти, внимания и воображения; формируются познавательные действия; развиваются интересы, любознательность и познавательная мотивация. В дошкольном возрасте есть период развития, в котором идет преимущественное усвоение задач и мотивов человеческой деятельности (развитие потребностно-мотивационной сферы), и период усвоения способов действий с предметами и формирование операционно-технических возможностей. Оба этих периода связаны с развитием у детей предпосылок инженерного мышления.
Базой для формирования инженерного мышления является развитие наглядно-схематического мышления, когда ребенок начинает оперировать образами не самих предметов, а логических связей и отношений между ними, выражая эти отношения в виде наглядных схем, моделей. Для функционирования наглядно-схематического мышления дошкольник должен овладеть действиями наглядного моделирования, конструирования усвоение которых, ведет к развитию общих познавательных способностей дошкольника и является условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности.
В результате развития такой области интеллекта, как инженерное мышление у детей формируются практические навыки конструирования и моделирования: по образцу, схеме, условию, по собственному замыслу. Ж.Пиаже говорил: «Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта».
В условиях ДОО необходимо введение системы работы по развитию конструктивной деятельности детей во всех возрастных группах – методически выверенной, осуществляемой систематически и целенаправленно, включающей конструирование по модели, по условиям, по схеме, по образцу, по замыслу, по чертежам и схемам, каркасное конструирование с использованием строительного материала, объемных и плоскостных конструкторов из разных материалов (в том числе Lego), мягких модулей, и т.п., а также компьютерное конструирование (в старшем дошкольном возрасте).
Предпосылки инженерного мышления формируются в научно-технической деятельности, которая включает в себя:
- формирование элементарных математических преставлений по средствам счетных палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша, игр-головоломок «Танграм», логических и математических игр;
- совершенствование практических навыков моделирования из Lego-конструктора; конструктора Тико и д.р.;
- ознакомление с основами робототехники через использование программируемого мини-робота Code & Go Robot Mouse и настольной игры Code & Go Robot Mouse;
Список литературы:
- Программа «От рождения до школы» — Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
- Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условия введения ФГОС: пособие для педагогов. – всерос. уч.-метод. центр образоват. Робототехники. - М.: Изд.-полиграф. центр «Маска» - 2013.
- Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.
- Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизинера. М,2013
- Колесникова Е.В. Я решаю логические задачки: М.: ТЦ Сфера, 2008
- Кордемский Б. А. Удивительный мир чисел и фигур. М.: Мир и образование, 2020
- Методические и дидактические материалы для работы с конструктором Тико [электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/
- Петерсон Л.Г. Раз - ступенька, два - ступенька... Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. ФГОС ДО. – М: Ювента, 2016
- Страна блоков и палочек. Сюжетно-дидактические игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера. Для детей 4-7 лет – М: Корвет (учебные пособия)
Примерное перспективное календарно – тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Сроки | Работа с детьми | Практические выходы | Работа с родителями | Практические выходы |
Сентябрь |
|
| Анкетирование родителей «Значение конструирования в развитии ребёнка дошкольного возраста» | Выявление родительского потенциала |
Октябрь |
блоков Дьенеша.
|
| Консультация (папка-передвижка) для родителей на тему «Инженерное мышление дошкольников». | Повышение заинтересованности родителей в образовательной деятельности |
Ноябрь |
|
| Консультация для родителей «Интеллектуальное развитие ребенка при использовании логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера». | Повышение компетентности родителей |
Декабрь |
|
| Создание буклетов для родителей «Развиваем логическое мышление» Привлечение родителей к изготовлению материала для дидактических игр. | |
Январь |
|
| Оформление в группе уголка «Юные инженеры» | |
Февраль |
(палочки Кюизенера).
|
| Выставка игрового занимательного материала, книг и учебных пособий для родителей «Учимся, играя». | |
Март |
|
| Оформление фотовыставки: ««Мы будущие инженеры». | |
Апрель |
|
| Открытый просмотр | Мастер-класс «Азы программирование для дошкольников» |
Май |
|
| Презентация опыта по теме самообразования на педсовете ДОУ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования «Формирование культуры безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста»
Знакомство детей с правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта....
Перспективный план "Формирование инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста"
Перспективный план "Формирование инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста" и перспективный план работы с родителями на год....
Индивидуальный план самообразования "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"
План самообразования "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"...
ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОНСТРУКТОРА ПОЛИДРОН ПРОЕКТИРОВАНИЕ
В исследовательской работе раскрывается технология формирования инженерного мышления у детей старшего возраста в дошкольной образовательной организации через разработку занимательных занятий с использ...
План самообразования "Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством игр"
Развитие фонематического восприятия является одной из важнейших задач логопеда, работающих с детьми с фонетико- фонематическим недоразвтием речи. Фонематисеское восриятие является важнейшим стимулом ф...
Педагогический проект в детском саду на тему: "Формирование основ инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста"
Проектная работа велась у детей 5-6 лет. Дошкольный возраст – важный период развития всех психических функций, в том числе и мышления. В этот период мы можем говорить о формировании предынж...
Конспект мастер-класса для родителей «Наглядное моделирование как способ формирования инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста"
Конспект мастер-класса для родителей «Наглядное моделирование как способ формирования инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста"...