Самообразование по теме: «Конструктивная деятельность, как средство развития творческой активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС в ДОУ»
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду

Паршина Николь Владимировна

Самообразование по теме: «Конструктивная деятельность, как средство развития творческой активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС в ДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobraz_konstr.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №15 «Нэбзый»

                                                                                           

Материалы по теме самообразования:

«Конструктивная деятельность, как средство развития творческой активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС в ДОУ»

Педагог дополнительного образования

Паршина Николь Владимировна

2023 – 2024 г.

«Конструктивная деятельность, как средство развития творческой активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС в ДОУ»

№/п

Сроки

Тема

Форма отчетности

1

Сентябрь

Изучение нормативно-правовых документов

Изучение организационно методической литературы по теме самообразования.

Теоретические знания педагога. Подбор методической литературы.

Информация для родителей на сайте ДОУ «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через конструирование»

2

Октябрь

Развитие конструктивных, творческих, познавательных и игровых способностей детей в процессе изготовления игрушки-дергунчика.

Мастер-класс по конструированию «Игрушка-дергунчик»

Презентация. Фотоотчет.

3

Ноябрь

Подготовка и проведение НОД по конструированию на развитие умения детей реализовывать свои идеи и получать удовлетворение от действий в ходе индивидуального и совместного конструирования.

Открытое занятие по конструированию

«Детская площадка глазами детей»

Презентация.

Фотоотчет.

4

Декабрь

Развивающая предметно-пространственная среда с использованием современного технического оснащения

в конструктивной деятельности.

Оформление рекламного проспекта по конструктивной деятельности в ДОУ.

Выступление на педагогическом совете с докладом

«Использование предметно - пространственной среды в конструктивной деятельности.

Центр конструирования и моделирования»

Видеоролик.

Изготовление буклета для родителей детей дошкольного возраста.

5

Январь-февраль

Развитие творческих способностей детей посредством использования инновационной технологии ТИКО-моделирования в дошкольном возрасте.

Использование интерактивного оборудования на занятиях конструирования. Игры для занятий на интерактивной тумбе, способствующие развитию творческой активности детей.

Семинар-практикум для педагогов.

Презентация.

Мастер-класс.

Мастер-класс для педагогов. «Использование в обучении интерактивной тумбы»

Подборка развивающих игр для интерактивной тумбы.

6

Март

Развитие творческих способностей детей в процессе занятий с помощью конструктора «Построй свою историю»

Консультация для родителей на тему: «Развитие речевого творчества детей старшего дошкольного возраста с использованием набора LEGO Education «Построй свою историю»

7

Апрель

«Конструирование с использованием робототехники»

Подготовка и проведение НОД по конструированию с использованием робототехники на приобщение детей к основам технического конструирования, развитие творческой активности и самостоятельности.

Открытое занятие по конструированию с использованием робототехники.

«Юные архитекторы»

Презентация.

Фотоотчет.

8

Май

Оригами как разновидность конструктивно-модельной деятельности в ДОУ

Семинар-практикум для родителей.

Презентация.

Мастер-класс.

9

Июнь-август

Оформление отчета по теме самообразования: « Конструктивная деятельность, как средство развития творческой активности детей дошкольного возраста

в условиях введения ФГОС в ДО»

Отчет, статья по теме.

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование ЛЕГО-технологий. Использование ЛЕГО-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются фундаментальные компоненты становления личности ребенка.

Каждый ребенок любит и хочет играть, но не каждый может научиться делать это самостоятельно, да еще и не с каждой игрушкой. Подчеркивая социальную значимость игрушек, и сравнивая их с мини-предметами реального мира, через которые ребенок дополняет представления об окружающем, и отмечали, что эти готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому.

Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но и весьма полезное занятие, которое теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, творческих задатков. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления.

Актуальность выбранной темы по самообразованию обусловлена тем, что конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.

Цель моей работы по самообразованию это – показать на практике влияние конструктивной деятельности на развитие творческой активности и самостоятельности детей, способности к целеполаганию и познавательным действиям, развитию интереса к конструированию и моделированию.

В силу своей универсальности ЛЕГО-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с использование ЛЕГО-технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. ЛЕГО позволяет учиться играя и обучаться в игре.

В процессе конструирования дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе. ЛЕГО-технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников. Дети с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию. Они выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности, например, достроить постройку по заданному признаку или условиям. Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют расширению словарного запаса, развитию дилогической и монологической речи, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека. Решаются многие задачи обучения: развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы.

Раздел «Робототехника» осуществляет интегрирование различных образовательных областей в рабочей программе по конструированию, открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

 Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3D-моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности. 

 Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.

 Визуализация 3D-конструкций – это пространственная система познаний окружающего мира. В первую очередь данный вид конструирования направлен на развитие следующих процессов:

Психическое развитие: формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти.

Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз.

Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.

Игра ребенка с LEGO деталями, близка к конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Но правильное руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей.

Занятия конструированием, программированием, исследованиями, а также

общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию

воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в рабочей программе «Робототехника в детском саду» открывает возможности для реализации новых компетенций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

Освоение навыков робото–конструирования дошкольников происходит в 4

этапа:

1.На первом этапе работы происходит знакомство с конструктором и

инструкциями по сборке, изучение технологии соединения деталей.

2. На втором этапе мы с детьми учимся собирать простые конструкции по

образцу.

3. На третьем этапе перед нами стоит задача познакомить детей с языком

программирования и пиктограммами, а также правилами программирования в компьютерной среде.

4. Этап усовершенствования предложенных разработчиками моделей, создание и программирование моделей с более сложным поведением.

Юные конструкторы исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, проводят испытания, оценивают ее возможности, создают отчеты, проводят презентации, придумывают сюжеты, придумывают сценарии и разыгрывают спектакли, задействуя в них свои модели.

Гипотеза: конструктивная деятельность с детьми дошкольного возраста приобщает к детскому научно-техническому творчеству. В процессе такого вида деятельности ребенок приощается к основам технического конструирования, у него развивается творческая активность, способность к целеполаганию и познавательным действиям. Развивается интерес к конструированию и моделированию.

Все эти личностные качества дошкольника полностью соответствуют задачам развивающего обучения и основным положениям ФГОС ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме «Музыкально- ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

     Материалы опыта могут быть использованы в различных дошкольных учреждениях,  с детьми разных возрастных групп, при организации образовательной, самостоятельно...

Тезисы «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

В статье представлены тезисы, раскрывающие понятие познавательного развития по ФГОС ДО. Показана обоснованность выбора проектной деятельности как средства развития познавательной активности. Дано опре...

План по самообразованию "«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО».

Предлагаю вниманию коллег план работы по самообразованию по организации проектной деятельности с детьми подготовительной группы....