Проект "Конструктивно-модельная деятельность, как основа развития творческих способностей детей"
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа)
проект "Конструктивно-модельная деятельность, как основа развития творческих способностей детей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 45.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Василёк»
Проект «Конструктивно-модельная деятельность, как основа развития творческих способностей детей».
Выполнили: Николаева О.Г.
2022-2023 учебный год
Вид проекта:
- информационно-практико-ориентированный проект ; творческий.
- групповой проект;
- долгосрочный проект.
Сроки реализации:
Сентябрь 2022- май 2022гг..
Участники проекта:
Воспитатели, дети старшей группы, родители.
Актуальность.
Детское творчество является специфической деятельностью, свойственной именно ребенку, и считается его универсальной способностью. Творческая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребенка, развивает фантазию, изобретательность. В процессе этой деятельности развиваются образные представления, образное мышление, воображение. Конструирование как вид детского творчества способствует активному формированию технического мышления: благодаря ему, ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками, эскизами. Ребенок сам производит разметку, измерение, строит схемы на основе самостоятельного анализа, что способствует развитию его пространственного, математического мышления.
Конструирование знакомит ребенка со свойствами различных материалов: строительных элементов, бумаги, картона, ткани, природного, бросового материала и пр. Основное внимание при организации конструирования и ручного труда уделяется развитию у ребят наблюдательности, любознательности, сообразительности, находчивости, усидчивости, умелости. Важно при этом формировать у детей потребность в творческой деятельности, трудолюбие, самостоятельность, активность, терпение, аккуратность, стремление доставить радость окружающим людям; наполнять ярким содержанием умственные и творческие интересы ребенка.
Программа нацеливает педагогов воспитывать в каждом ребенке не исполнителя, а творца. Поэтому необходимо учитывать, что создание построек, конструкций, поделок не должно быть самоцелью. Это прежде всего – средство развития детских способностей (творческих, интеллектуальных, художественных). В связи с этим основной задачей программы по данному разделу являются формирование у дошкольников познавательной и исследовательской деятельности, стремления к умственной деятельности; приобщение к миру технического и художественного изобретательства.
Методика конструирования и художественного труда выстраивается в контексте разных видов художественной деятельности и активно включается в целостный воспитательно-образовательный процесс (в ознакомление с окружающим, в развитие речи, в формирование математических представлений и др.). Поскольку, как и все виды творческой деятельности, конструирование и ручной труд основываются на впечатлениях, которые дети получают в процессе воспитательно-образовательной работы, их содержание тесно связано с разнообразными строениями, которые ребята имеют возможность постоянно видеть.
Чем старше дети, тем шире круг их представлений, отражающийся в конструкциях, постройках, поделках. Обеспечивая в процессе конструктивной деятельности всестороннее развитие детей, педагог формирует у них жизненно необходимые навыки и умения, раскрывает и развивает потенциальные возможности, организует работу так, чтобы ребята обретали уверенность в своих силах, стремились создавать красивое, глядя на окружающий мир глазами художника; ощущали себя значимыми, умелыми, способными и талантливыми.
Проблема.
Формирование интереса к конструированию у детей дошкольного
возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике. Так как,
разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только
познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности.
Цель: Развитие творческих способностей, конструкторских умений и навыков, всех сторон речи; воспитание личностей, способных самостоятельно ставить перед собой задачи и решать их , находя оригинальные способы решения.
Конструирование.
Задачи:
Образовательные:
- Учить выделять основные части и характерные детали конструкций.
- Знакомить с новыми деталями: разнообразными по форме и величине пластинами, брусками, цилиндрами, конусами и др., учить заменять одни детали другими.
- Формировать умение создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта.
- Учить строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.
Развивающие:
- Продолжать развивать умение детей устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни; создавать разнообразные постройки и конструкции (дома, спортивное и игровое оборудование и т. п.).
- Продолжать развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
- Помогать анализировать сделанные воспитателем поделки и постройки; на основе анализа находить конструктивные решения и планировать создание собственной постройки.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, дружелюбие.
Ручной труд.
Задачи.
Образовательные:
- Совершенствовать умение работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке (шапочка, лодочка, домик, кошелек).
- Учить создавать из бумаги объемные фигуры: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам (домик, корзинка, кубик).
- Продолжать учить делать игрушки, сувениры из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки и др.), прочно соединяя части.
- Формировать умение самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр (флажки, сумочки, шапочки, салфетки и др.); сувениры для родителей, сотрудников детского сада; украшения на елку.
- Привлекать к изготовлению пособий для занятий и самостоятельной деятельности (коробки, счетный материал), ремонту книг, настольно-печатных игр.
Развивающие:
- Развивать творческое воображение, художественный вкус.
- Развитие крупной и мелкой моторики рук.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей интерес к художественному конструированию.
- Воспитывать аккуратность – формировать эстетическую оценку.
Ожидаемые результаты к концу года:
• У детей расширяется интерес к деятельности людей по созданию архитектурных, художественных ценностей, технических изобретений, предметов, вещей, необходимых для жизни людей.
• Формируется интерес к конструированию из разных материалов.
• Совершенствуются конструкторские навыки при создании сооружений по образу, по условиям, по замыслу из строительного материала, разных конструкторов и в плоскостном моделировании.
• Сформированы представления о строительных элементах и их конструктивных свойствах.
• Развивается стремление к творчеству, экспериментированию и изобретательству.
• Развивается способность к самостоятельному анализу сооружений, рисунков, схем (по обобщенному способу).
• Совершенствуются навыки пространственной ориентации.
• Формируются навыки и умения в художественном труде и дизайне с использованием разных материалов (бумаги, картона, бросового и природного материала и пр.).
• Дети умеют мастерить несложные поделки по принципу оригами.
• Развивается художественный вкус при оформлении построек и изделий в процессе гармоничного сочетания элементов по форме, величине, цвету, фактуре и пр.
• Формируется стремление к совместной деятельности.
• Формируются навыки коммуникативного, делового общения.
• Сформировано умение пользоваться инструментами и материалами для труда.
• Формируется умение самостоятельно подготавливать к работе необходимые материалы.
• Формируется привычка соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Формы и методы.
Формы реализации проекта:
-Фронтальные – одновременная работа со всеми детьми;
-Групповые – организация работы в группах;
-Интегрированные (творческий день, работа с разными материалами, театральная мастерская).
Методы реализации проекта:
-Объяснительно-иллюстративный (объяснение, показ, беседа) – дети воспринимают и усваивают информацию;
-Репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
-Исследовательский (исследования, наблюдения) – самостоятельная творческая работа детей;
-Игровые приемы – игры и игровые ситуации.
Техническое обеспечение:
- магнитофон,
- музыкальные записи
- ноутбук,
- проектор,
- видеофильм «Что нам стоит дом построить?»,
- мультфильмы о строительстве.
Дидактическое обеспечение:
-разнообразие конструкторов (Палочки Кьюзинера, блоки Дьенеша, ZOOB Дизайнер машин, конструктор Полидрон, Lego-конструктор DUPLO; конструктор «Клик», «Звездочки»)
- дидактические игры,
- конспекты бесед, ООД, раздаточный материал,
- тематические альбомы,
-раскраски по теме месяца,
- алгоритмы и схемы построек,
- подготовка атрибутов к сюжетно-ролевой игре,
- картотека загадок, стихов,
-экспериментирование с разным материалом: «Волшебные крупинки», «Страна листопадия», «В мире бумаги», «Соленое тесто», «Картонное царство», «Букет для мамы».
Формы работы с родителями:
- Общее родительское собрание: «Место конструктора в развитии дошкольников».
- Размещение материалов в родительских уголках по теме: «Будущие инженеры».
- Знакомство с технологическими картами разных конструкторов.
- Совместная деятельность детей и родителей по подбору иллюстраций и материала на тему: «Замок», «Мост», «Транспорт» совместное творчество с детьми, создание фотогалереи «Мастерилка дома».
- Участие в организации и проведении открытого занятия по теме конструирования.
Методическая литература:
1. Алексанина, Н.С. Инновационная деятельность в образовании [Текст] // Мир образования – образование в мире. №4 – М.: Издательский дом Российской академии образования (РАО), 2006
2. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст]:
кн. для воспитателей дет.сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 2001. – 124 с
3. Венгер, Л. А. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 11. - С. 32-38
4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
5. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. – 118 с.
6. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. -ИПЦ «Маска».- 2013.-100 с.
7. Уразлина Н.А. Развитие познавательной активности детей
дошкольного возраста в процессе создания объемных конструкций //Молодой ученый. — 2015. — №20.1. — С. 33-35.
8. Ушакова Р.С. Развитие творчества дошкольников / Р.С.Ушакова. – М.:Сфера, 2014. – 176 с.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155.
10. Федеральный закон об образовании в РФ от 29 декабря 2012 года
№ 273-ФЗ.
Механизмы реализации проекта.
1 этап – Организационно-подготовительный.
-Подбор художественной и методической литературы по конструктивно-модельной деятельности.
- Подбор дидактического материала.
- Подбор иллюстраций для рассматривания.
- Разработка алгоритмов.
-Создание и пополнение предметно-развивающей среды для свободного и совместного творчества взрослых и детей, с учетом их потребностей и интересов.
2 этап – Основной.
Беседы:
«Что такое конструктор»;
«Правила использования алгоритмов и схем»;
«Специальный транспорт».
Просмотр мультфильма:
«Как работает строительная техника?»;
«Как все устроено»;
«Веселый конструктор».
Рассматривание иллюстраций в альбомах и энциклопедиях:
«Строительная техника»;
«Строительные профессии»;
«Строительные материалы»;
«Замки»;
«Мосты»;
«Транспорт»;
«Люди рабочих профессий».
Дидактические игры на развитие внимания, памяти, усидчивости, терпения.
Художественное слово:
Стихи Коста Лукаш «Мне конструктор папа подарил», Т. Шатских «Собрать машинку, вездеход», «Запчастей тут миллионы!», «Подарок для мамы» Ольга Добросовестная и тд., загадки на строительную тематику, выставка книг о строительной технике.
Прослушивание аудиозаписи:
Песня про конструктор Лего;
Музыка для творчества.
Сюжетно-ролевые игры:
«Мост для поезда», «Мы строители», «Булочная», «Магазин сувениров».
Продуктивная деятельность:
«Замок для короля и принцессы» (рисование), «Строительная техника» (аппликация).
Подвижные игры:
«Чья команда быстрей постоит башню».
«Кто быстрей схватит кубик».
«Найди такую же деталь».
Планирование деятельности на год.
Месяц | Тема и цель ООД 1-й недели | Тема и цель ООД 2-й недели | Тема и цель ООД 3-й недели | Тема и цель ООД 4-й недели | |
Сентябрь | Тема | «Домик с окошком» | «Стрекоза» из природного материала | «Многоэтажный дом» | «Гусеница» из бумаги, картона |
Цель | Учить отражать в постройке свои представления о знакомых предметах; передавая в постройке основные детали. | Развивать творческие способности в процессе работы с природным материалом. | Уточнить форму предметов; учить сооружать высокие постройки; делать перекрытия из двух вертикальных кирпичиков и пластины. | Формировать конструктивное мышление, навыки конструирования из бумаги. Учить делать бабочку из различных природных материалов; укладывать листья в виде крыльев, плотно их прижимать, присоединяя к туловищу. | |
Октябрь | Тема | ««Машина» | «Мороженое» оригами из бумаги в технике «оригами» | «Гараж с двумя въездами» | «Бабочка» из природного материала |
Цель | Уточнить у детей название строительных материалов. Поощрять инициативу, самостоятельность. | Продолжать знакомить детей с конструированием из бумаги в технике «оригами». | Учить детей подготавливать основу для перекрытия, ориентироваться на плоскости, намечать очертание будущего сооружения. | Учить делать бабочку из различных природных материалов; укладывать листья в виде крыльев, плотно их прижимать, присоединяя к туловищу. | |
Ноябрь | Тема | «Самолеты» | «Птицы на кормушке» из природного материала | «Башня и дом» | «Рыбка» из бумаги в технике «оригами» |
Цель | Учить сооружать постройку комбинированием знакомых по форме деталей строительного материала. | Учить делать птицу, используя в работе природный материал(сосновые шишки, крупу, семена растений). | Продолжать учить детей сооружать вертикальные постройки по рисунку. | Совершенствование навыков конструирования из бумаги в технике «оригами». Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике «оригами». |
Декабрь | Тема | «Грузовик» | «Корзиночка» из картона | «Роботы» | «Елочная игрушка для друга» из бумаги, картона |
Цель | Учить заменять кубики брусками, пластины кирпичиками. Познакомить с назначением пластины. Развивать и закреплять ранее приобретенные детьми приемы конструирования. | Учить работать по выкройке. Развивать умение аккуратно делать надрезы и склеивать стороны. Воспитывать самостоятельность, инициативу. | Упражнять в моделировании и конструировании из строительного материала и деталей конструктора. Развивать воображение, внимание. | Закреплять умения правильно пользоваться материалами и оборудованием для работы, подготавливать свое рабочее место и убирать после работы. | |
Январь | Тема | «Дворец Деда Мороза» | «Петушок» из природного материала | «Микрорайон города» | «Старичок Лесовичок» из природного материала |
Цель | Упражнять детей в строительстве различных зданий по предлагаемым условиям, в анализе из основных частей их функциональном назначении; аргументировать свои решения; развивать конструктивные навыки. | Закреплять знания по работе с природным материалом, цветной бумагой и пластилином. | Совершенствовать конструктивные навыки. Закреплять название строительных материалов. Учить применять в конструировании полученные умения. | Учить сравнивать предметы по величине; закреплять умение выполнять изделие из природного материала. | |
Февраль | Тема | «Мост для пешеходов» | «Зимний пейзаж» из подручного материала | «По замыслу» | «Лиса» из природного материала |
Цель | Расширять представление детей о мостах, их строении и назначении; упражнять в конструировании мостов, совершенствовать конструкторские навыки. | Закреплять у детей знания о признаках зимы, сезонные изменения в природе; научить детей создавать оригинальные композиции, используя нетрадиционные материалы (ватные диски). | Упражнять в конструировании и моделировании из строительного материала. | Учить детей в процессе работы сочетать в композицию различные природные материалы. Развивать фантазию, воображение, творческое мышление. |
Март | Тема | «Башня и забор» | «Букет для мамы» из подручных материалов | «Идем в театр с мамой» плоскостное моделирование | «Слон» из спичечных коробков |
Цель | Развивать игровые конструктивные навыки. Развивать умение работать коллективно. | Учить детей создавать композицию из разных видов материала; развивать творческие способности. | Учить детей выделять и передавать в постройках особенности архитектуры здания театра; развивать конструктивные навыки. | Учить делать новую игрушку. Закреплять полученные ранее умения работы с бумагой. Развивать фантазию, творческие способности детей. | |
Апрель | Тема | «Ракета» | «Зайка» из природного материала | «Водный транспорт» | «Краб» из бумаги, картона |
Цель | Расширять представления о летательных аппаратах. Развивать конструкторские навыки. | Учить детей в процессе работы сочетать в композицию различные природные материалы. Развивать фантазию, воображение, творческое мышление. | Расширять обобщенные представления о разных видах судов, зависимости их строения от назначения. Упражнять в умении рассуждать и аргументировать решения. Развивать внимание, память. | ||
Май | Тема | По замыслу из песка | «Ежик» из природного материала | «Теремок» | «Бабочка» из цилиндров |
Цель | Развивать конструкторские способности, мышление творчество, обогащать речь. | Учить детей в процессе работы сочетать в композицию различные природные материалы. Развивать фантазию, воображение, творческое мышление. | Развивать игровые конструктивные навыки. Развивать умение работать коллективно. | Закрепление знаний и навыков работы с объемными формами. |
3 этап - Завершающий.
-Выставки детского творчества;
-Открытое ООД;
-Презентация.
Анкета для родителей
«Значение конструирования в полноценном развитии ребенка».
1. Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по
конструированию?
Да - нет - частично -
2.Как Вы считаете, какова основная цель развития конструктивных навыков
детей в детском саду ( нужное подчеркнуть):
а) научить детей играть с разнообразными конструкторами:
б) развивать у детей навыки ориентирования в пространстве;
в) развивать способности к изменению заданной формы объекта согласно
заданным условиям;
г) развивать универсальные психические функции мышления, памяти,
внимания, воображения?
З. Насколько важны, по-Вашему мнению, занятия конструированием в
дошкольном возрасте? В чем заключается их важность?
__________________________________________________________________
4.Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для развития
конструктивных навыков детей?
Да - нет - частично -
5.Часто ли Ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес к
конструированию? Что Вы делаете для того, чтобы поддержать этот интерес?
__________________________________________________________________
6.Какие конструкторы есть у Вас дома ?________________________________
7.В какие виды конструкторов чаще всего играет Ваш ребенок?
__________________________________________________________________
8. Как часто Вы уделяете время и внимание совместному конструированию
вместе с ребенком? ________________________________________________
9. Какая помощь от воспитателей детского сада Вам требуется по проблеме
развития конструктивных навыков вашего ребенка?_____________________
Благодарим за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Развитие способностей ребенка важно на протяжении всей его жизни. Но без помощи родителей и педагогов дошколятам не справиться....
Конспект занятия «Игровой фольклор – как основа развития творческих способностей детей дошкольного возраста».
Демонстрация умений и навыков детей приобретенных в ходе освоения программы по народному творчеству....
Городской семинар. Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами театрализованной деятельности. Мастер класс "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность в условиях билингвальной среды"
программа модульного практико-ориентированного семинара для педагогов муниципальных дошкольных образовательных организации города Улан-Удэ Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников с...
Формы взаимодействия с родителями, как основы развития творческих способностей детей
Формы взаимодействия с родителями, как основы развития творческих способностей детей.Установление партнерских отношений участников педагогического процесса....
Консультация для педагогов "О психолого - педагогических основах развития творческих способностей детей в изобразительной деятельности"
Консультация полезна педагогам ДОУ для проведения занятий по изодеятельности...
Презентация "О психолого - педагогических основах развития творческих способностей детей в изобразительной деятельности"
Презентация раскрывает основы изодеятельности детей дошкольного возраста. Будет полезна старшим воспитателям, воспитателям и педагогам изодеятельности в детском саду....
Конспект занятия: «Потешный фольклор как основа развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Цель занятия: демонстрация умений и навыков детей приобретенных в ходе освоения программы по народному творчеству.Задачи:Предметные: продемонстрировать знания и навыки, полученные в ...