Дополнительная общеразвивающая программа научно - познавательной направленности «Всё обо всём» (стартовый уровень) Возраст обучающихся: 5-6 лет
рабочая программа (старшая группа)

Уколова Ирина Анатольевна

Программа «Всё обо всём!» (далее – Программа)   разработана индивидуально для Муниципального дошкольного образовательного учреждения центра развития ребёнка - детский сад № 11 «Жар-птица», составлена педагогом высшей квалификационной категории Уколовой Ириной Анатольевной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительная общеразвивающая программа

научно -  познавательной  направленности

«Всё обо всём»

(стартовый уровень)

Возраст обучающихся: 5-6 лет

  Срок реализации: 1 год

                                                                                 

Автор-составитель:

                                                                      Уколова Ирина Анатольевна,

                                                                Воспитатель высшей кв. категории

                                                         Оглавление

1.        Пояснительная записка: ..........................................................................4

1.1.Направленность. ...............................................................................................5

1.2. Актуальность: ..................................................................................................6

1.3. Новизна .............................................................................................................8

1.4. Цель и задачи ...................................................................................................8

1.5. Принципы и подходы к формированию программы кружка «Хочу всё знать»…………………………………………………………………………….11

1.6. Отличительные особенности программы кружка «Всё обо всём» …….11

1.7.        Адресат Программы....................................................................................12

1.8. Планируемые результаты  освоения Программы: .....................................12

1.9.        Формы педагогической диагностики: ......................................................12

1.10.        Результаты фиксации освоения Программы. ..........................................13

1.11 Показатели уровня овладения детьми экспериментальной

Деятельности…………………………………………………………………….14

2.  Содержание Программы .........................................................................15

2.1.        Разделы программы ....................................................................................15

2.2.        Программные задачи кружка на учебный год .........................................16

 3. Календарное планирование программы «Всё обо всём»…...............20

3.1        Календарный учебный график.................................................................35

4.        Методическое сопровождение Программы.........................................39

4.1. Методы стимуляции и мотивации................................................................39

4.2. Формы организации образовательного процесса .......................................41

4.3. Формы организации  занятия- экспериментирования; ..............................42

4.4.Алгоритм осуществления исследовательской деятельности .....................42

4.5 Структура экспериментов…………………………………………………43

4.6.Педагогические технологии...........................................................................43

4.7.Техническое оснащение экспериментальной деятельности.......................47

4.8. Взаимодействие с семьей ..............................................................................49

5.Организация работы по Программе ............................................................50

5.1. Срок реализации Программы .......................................................................50

5.2. Режим занятий, их продолжительность и периодичность.........................51

5.3. Кадровое обеспечение ..................................................................................51

5.4. Материально-техническое обеспечение ......................................................51

5.5. Информационное обеспечение ....................................................................51

5.6.Социальное партнерство………………………………………………….51

6. Методическое обеспечение реализации Программы...............................53

Приложение № 1 ............................................................................................54

1.  Пояснительная записка:

«Самое лучшее открытие то,

которое ребенок делает сам».

Ральф У. Эмерсон.

 Программа «Всё обо всём!» (далее – Программа)   разработана индивидуально для Муниципального дошкольного образовательного учреждения центра развития ребёнка - детский сад № 11 «Жар-птица», составлена педагогом высшей квалификационной категории Уколовой Ириной Анатольевной.

  • Программа разработана на основе нормативных документов:
  • Конституция Российской Федерации
  •  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012   № 273-Ф3.
  •  Постановление        Главного        государственного        санитарного        врача         РФ        от  04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
  •  Концепция  развития  дополнительного  образования  детей  (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
  •  Приказ   Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  •  Методические    рекомендации    по    проектированию    дополнительных  общеразвивающих     программ     (включая     разноуровневые     программы  (Приложение  к  письму  Департамента  государственной  политики  в  сфере воспитания  детей  и  молодежи  Министерства образования  и  науки  РФ  от 18.11.2015 № 09-3242)
  • Устав МДОУ ЦРР - детского сада № 11 «Жар-птица» № 865 от «21» августа 2017 года;
  •  Лицензия: серия 50Л01 № 0004853  от «17» апреля 2015 г., регистрационный № 72972, бессрочная.
  •  Приказ  заведующего  МДОУ ЦРР -  детским  садом  №  11  «Жар-птица»  «Об оказании дополнительных общеразвивающих услуг в 2018-2019 учебном году» от 31.08.2018 г. № 47/3.

  1.1.Направленность.

          Мы живем в стремительном меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мильной связи, интернета, поэтому сюжетно-ролевая игра уходит на задний план. Согласно китайской пословице: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне сделать самому - и я пойму» - усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Детям пяти-шести лет все интересно. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать путем проб и ошибок, самостоятельно искать новые сведения о мире. Свои вопросы они задают сегодня и  не хотят ждать, когда им преподнесут сведения о явлениях природы. Ребенка в один и тот же день в одинаковой мере занимают наблюдением за Солнцем и поведением кошки. В наших возможностях дать ребенку «инструмент» для познания мира. Если ребенок получает достаточно интеллектуальных впечатлений, интересов, то ребенок вырастет интеллектуально активным. Мы хотим видеть наших детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в  окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления.

Особой формой исследовательской деятельности является детское экспериментирование, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития (Н.Н. Поддъяков).

Программа      кружка «Всё обо всём» имеет научно - познавательную направленность, обеспечивающую более глубокие знания, умения по опытно - экспериментальной деятельности.      Основой для разработки программы кружка являются: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,  «Программа  воспитания  и  обучения  детей  в  детском  саду»  под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.  Методические разработоки: «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Г. П. Тугушевой, А. Е. Чистяковой, «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Л. Н. Прохоровой, «Неизведанное рядом» О. В. Дыбиной, « Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» А. И. Ивановой.

Содержание программы «Всё обо всём» соответствует: современному уровню и направленностям дополнительных образовательных программ; целям и задачам образовательных учреждений дополнительного образования детей; современным образовательным технологиям.

1.2 Актуальность темы.  Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди – часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

1.3.  Новизна 

Программы заключается  в постановлении самой проблемы, как предмета специального изучения. Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий: эколого-географических, национально-культурных. Использование регионального компонента в экспериментальной деятельности, позволяет ввести детей в многообразный окружающий мир.

 Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что  детское экспериментирование оказывает влияние на качественные изменения личности в связи с усвоением способов деятельности,  приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает логическое мышление, способность анализировать, делать выводы.

1.4. Цель и задачи

Цель: развитие познавательной активности детей  посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

Формировать умение детей видеть и выделять проблему эксперимента.

Формировать умение принимать и ставить перед собой цель эксперимента.

Формировать умение отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи

Знакомить ребенка с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть и т. д.).

Знакомить с основными видами и характеристиками движения: скорость, направления.

Развивающие:

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Формировать интерес к поисковой деятельности.

Развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность, любознательность, активность.

Развивать представления об основных физических явлениях: магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.

Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности.

Воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.

Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

1.5. Принципы и подходы к формированию программы кружка «Всё обо всём»

Программа «Всё обо всём» построена на принципах:

  • Принцип последовательности. От простого к сложному. Познавательные задачи предъявляются детям в определенной последовательности. В начале предлагаются простые задачи, в которых следствие непосредственно возникает из причины. После установления общей закономерности явления необходимо подвести их к пониманию более сложных связей и отношений, ставить задачи, требующие установлению цепных связей.
  • Принцип систематичности. Систематическое использование приемов поисковой деятельности приводит к тому, что она становится способом самостоятельной деятельности детей.
  • Принцип доступности и безопасности (использование доступного и безопасного материала детям). Эксперимент должен отвечать условиям:

-максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними;

-безотказность конструкции и приборов, однозначность получения результатов;

-показ только существенных сторон явления или процесса.

  • Принцип наглядности. Схемы, рисунки, модели, алгоритмы, используются как в совместной деятельности взрослых и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования их активности в процессе познания окружающего мира.
  • Принцип самостоятельности. Под влиянием поисковой деятельности у детей развивается элемент самостоятельного творческого мышления. Радость самостоятельных открытий раскрывает интерес к природе.
  • Принцип индивидуальности. Осуществляется индивидуальный подход к детям.
  • Принцип сотрудничества. Личное ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (на равных, как партнеров, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.
  • Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
  • Принцип взаимодействия с семьей.

1.6. Отличительные особенности программы кружка «Всё обо всём»

Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды детской деятельности. Метод экспериментирования, являясь интегрирующимся видом деятельности, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. Главным отличием можно назвать генетическое родство детского экспериментирования с игрой, а также с манипулированием предметами, которые служат у детей важнейшими способами познания мира. Детское экспериментирование свободно от обязательности, как и при игре продолжительность опыта не регламентируется, дети могут варьировать условия опыта по своему усмотрению, работают общаясь друг с другом.

1.7.        Адресат Программы.

Программа рассчитана для детей старшей группы. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - 5-6 лет.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Ребенок проявляет устойчивый интерес к  познавательно-исследовательской деятельности, способен совершать интеллектуальные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение), способен разработать план действий по возникновению образов положительных эмоций приобщений с природой, способен отражать свои впечатления в рисунках, фиксировав результаты.

1.8. Планируемые результаты  освоения Программы:

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение

детьми определенными знаниями, умением, навыками.

  • Проявление интереса к исследовательской деятельности;
  •  Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение

итогов;

  • Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
  • Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
  • Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
  •  Развитие коммуникативных навыков.

1.9.        Формы педагогической диагностики

Формы учёта знаний, умений:

В процессе оценки достижения планируемых результатов   используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).

Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы

Беседы, тесты, мини-проекты, конкурсы, выставки.

 Метод ы   текущего   контроля :  наблюдение  за работой  обучающихся,  устный фронтальный опрос, беседа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа: социально-гуманитарной направленности «АБВГДЕЙКа» (стартовый уровень) Возраст обучающихся – 5-6 лет

Дополнительная общеобразовательная программа: социально-гуманитарной направленности«АБВГДЕЙКа»(стартовый уровень)Возраст обучающихся – 5-6 летСрок реализации: 1 год...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Радуга» (художественное конструирование и дизайн) (стартовый уровень)

Дополнительная программа «Радуга» (Художественное конструирование и дизайн) относится к образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и соответствует Федерально...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Школа светофора» стартовый уровень Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года

Данная программа рассчитана на 2 года обучения, предназначена для проведения педагогической работы с детьми от 5 о 7 лет. Целью данной программы является формирование навыков безопасного поведения на ...

Дополнительная общеразвивающая программа «Основы финансовой грамотности» Срок освоения: 6 дней Возраст обучающихся: 5-7 лет

Дополнительная общеразвивающая программа«Основы финансовой грамотности»Срок освоения: 6 днейВозраст обучающихся: 5-7 лет Разработчик:Капралова Виктория Павловна,педагог дополнительног...

Дополнительная общеразвивающая программа «Основы финансовой грамотности» Срок освоения: 6 дней Возраст обучающихся: 5-7 лет

Дополнительная общеразвивающая программа«Основы финансовой грамотности»Срок освоения: 6 днейВозраст обучающихся: 5-7 лет Разработчик:Капралова Виктория Павловна,педагог дополнительног...