Дополнительная общеразвивающая программа научно - познавательной направленности «Всё обо всём» (стартовый уровень) Возраст обучающихся: 5-6 лет
рабочая программа (старшая группа)
Программа «Всё обо всём!» (далее – Программа) разработана индивидуально для Муниципального дошкольного образовательного учреждения центра развития ребёнка - детский сад № 11 «Жар-птица», составлена педагогом высшей квалификационной категории Уколовой Ириной Анатольевной.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая программа
научно - познавательной направленности
«Всё обо всём»
(стартовый уровень)
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Уколова Ирина Анатольевна,
Воспитатель высшей кв. категории
Оглавление
1. Пояснительная записка: ..........................................................................4
1.1.Направленность. ...............................................................................................5
1.2. Актуальность: ..................................................................................................6
1.3. Новизна .............................................................................................................8
1.4. Цель и задачи ...................................................................................................8
1.5. Принципы и подходы к формированию программы кружка «Хочу всё знать»…………………………………………………………………………….11
1.6. Отличительные особенности программы кружка «Всё обо всём» …….11
1.7. Адресат Программы....................................................................................12
1.8. Планируемые результаты освоения Программы: .....................................12
1.9. Формы педагогической диагностики: ......................................................12
1.10. Результаты фиксации освоения Программы. ..........................................13
1.11 Показатели уровня овладения детьми экспериментальной
Деятельности…………………………………………………………………….14
2. Содержание Программы .........................................................................15
2.1. Разделы программы ....................................................................................15
2.2. Программные задачи кружка на учебный год .........................................16
3. Календарное планирование программы «Всё обо всём»…...............20
3.1 Календарный учебный график.................................................................35
4. Методическое сопровождение Программы.........................................39
4.1. Методы стимуляции и мотивации................................................................39
4.2. Формы организации образовательного процесса .......................................41
4.3. Формы организации занятия- экспериментирования; ..............................42
4.4.Алгоритм осуществления исследовательской деятельности .....................42
4.5 Структура экспериментов…………………………………………………43
4.6.Педагогические технологии...........................................................................43
4.7.Техническое оснащение экспериментальной деятельности.......................47
4.8. Взаимодействие с семьей ..............................................................................49
5.Организация работы по Программе ............................................................50
5.1. Срок реализации Программы .......................................................................50
5.2. Режим занятий, их продолжительность и периодичность.........................51
5.3. Кадровое обеспечение ..................................................................................51
5.4. Материально-техническое обеспечение ......................................................51
5.5. Информационное обеспечение ....................................................................51
5.6.Социальное партнерство………………………………………………….51
6. Методическое обеспечение реализации Программы...............................53
Приложение № 1 ............................................................................................54
1. Пояснительная записка:
«Самое лучшее открытие то,
которое ребенок делает сам».
Ральф У. Эмерсон.
Программа «Всё обо всём!» (далее – Программа) разработана индивидуально для Муниципального дошкольного образовательного учреждения центра развития ребёнка - детский сад № 11 «Жар-птица», составлена педагогом высшей квалификационной категории Уколовой Ириной Анатольевной.
- Программа разработана на основе нормативных документов:
- Конституция Российской Федерации
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242)
- Устав МДОУ ЦРР - детского сада № 11 «Жар-птица» № 865 от «21» августа 2017 года;
- Лицензия: серия 50Л01 № 0004853 от «17» апреля 2015 г., регистрационный № 72972, бессрочная.
- Приказ заведующего МДОУ ЦРР - детским садом № 11 «Жар-птица» «Об оказании дополнительных общеразвивающих услуг в 2018-2019 учебном году» от 31.08.2018 г. № 47/3.
1.1.Направленность.
Мы живем в стремительном меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мильной связи, интернета, поэтому сюжетно-ролевая игра уходит на задний план. Согласно китайской пословице: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне сделать самому - и я пойму» - усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Детям пяти-шести лет все интересно. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать путем проб и ошибок, самостоятельно искать новые сведения о мире. Свои вопросы они задают сегодня и не хотят ждать, когда им преподнесут сведения о явлениях природы. Ребенка в один и тот же день в одинаковой мере занимают наблюдением за Солнцем и поведением кошки. В наших возможностях дать ребенку «инструмент» для познания мира. Если ребенок получает достаточно интеллектуальных впечатлений, интересов, то ребенок вырастет интеллектуально активным. Мы хотим видеть наших детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления.
Особой формой исследовательской деятельности является детское экспериментирование, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития (Н.Н. Поддъяков).
Программа кружка «Всё обо всём» имеет научно - познавательную направленность, обеспечивающую более глубокие знания, умения по опытно - экспериментальной деятельности. Основой для разработки программы кружка являются: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Методические разработоки: «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Г. П. Тугушевой, А. Е. Чистяковой, «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Л. Н. Прохоровой, «Неизведанное рядом» О. В. Дыбиной, « Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» А. И. Ивановой.
Содержание программы «Всё обо всём» соответствует: современному уровню и направленностям дополнительных образовательных программ; целям и задачам образовательных учреждений дополнительного образования детей; современным образовательным технологиям.
1.2 Актуальность темы. Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди – часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.
Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
1.3. Новизна
Программы заключается в постановлении самой проблемы, как предмета специального изучения. Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий: эколого-географических, национально-культурных. Использование регионального компонента в экспериментальной деятельности, позволяет ввести детей в многообразный окружающий мир.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что детское экспериментирование оказывает влияние на качественные изменения личности в связи с усвоением способов деятельности, приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает логическое мышление, способность анализировать, делать выводы.
1.4. Цель и задачи
Цель: развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Формировать умение детей видеть и выделять проблему эксперимента.
Формировать умение принимать и ставить перед собой цель эксперимента.
Формировать умение отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи
Знакомить ребенка с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть и т. д.).
Знакомить с основными видами и характеристиками движения: скорость, направления.
Развивающие:
Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Формировать интерес к поисковой деятельности.
Развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность, любознательность, активность.
Развивать представления об основных физических явлениях: магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности.
Воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.
Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
1.5. Принципы и подходы к формированию программы кружка «Всё обо всём»
Программа «Всё обо всём» построена на принципах:
- Принцип последовательности. От простого к сложному. Познавательные задачи предъявляются детям в определенной последовательности. В начале предлагаются простые задачи, в которых следствие непосредственно возникает из причины. После установления общей закономерности явления необходимо подвести их к пониманию более сложных связей и отношений, ставить задачи, требующие установлению цепных связей.
- Принцип систематичности. Систематическое использование приемов поисковой деятельности приводит к тому, что она становится способом самостоятельной деятельности детей.
- Принцип доступности и безопасности (использование доступного и безопасного материала детям). Эксперимент должен отвечать условиям:
-максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними;
-безотказность конструкции и приборов, однозначность получения результатов;
-показ только существенных сторон явления или процесса.
- Принцип наглядности. Схемы, рисунки, модели, алгоритмы, используются как в совместной деятельности взрослых и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования их активности в процессе познания окружающего мира.
- Принцип самостоятельности. Под влиянием поисковой деятельности у детей развивается элемент самостоятельного творческого мышления. Радость самостоятельных открытий раскрывает интерес к природе.
- Принцип индивидуальности. Осуществляется индивидуальный подход к детям.
- Принцип сотрудничества. Личное ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (на равных, как партнеров, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.
- Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
- Принцип взаимодействия с семьей.
1.6. Отличительные особенности программы кружка «Всё обо всём»
Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды детской деятельности. Метод экспериментирования, являясь интегрирующимся видом деятельности, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. Главным отличием можно назвать генетическое родство детского экспериментирования с игрой, а также с манипулированием предметами, которые служат у детей важнейшими способами познания мира. Детское экспериментирование свободно от обязательности, как и при игре продолжительность опыта не регламентируется, дети могут варьировать условия опыта по своему усмотрению, работают общаясь друг с другом.
1.7. Адресат Программы.
Программа рассчитана для детей старшей группы. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - 5-6 лет.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Ребенок проявляет устойчивый интерес к познавательно-исследовательской деятельности, способен совершать интеллектуальные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение), способен разработать план действий по возникновению образов положительных эмоций приобщений с природой, способен отражать свои впечатления в рисунках, фиксировав результаты.
1.8. Планируемые результаты освоения Программы:
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение
детьми определенными знаниями, умением, навыками.
- Проявление интереса к исследовательской деятельности;
- Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение
итогов;
- Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
- Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
- Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
- Развитие коммуникативных навыков.
1.9. Формы педагогической диагностики
Формы учёта знаний, умений:
В процессе оценки достижения планируемых результатов используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы
Беседы, тесты, мини-проекты, конкурсы, выставки.
Метод ы текущего контроля : наблюдение за работой обучающихся, устный фронтальный опрос, беседа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа творчески-познавательный, информационный «Волшебный пластилин» (пластилинография) (стартовый уровень) Возраст обучающихся: 4-5 лет Срок реализации: 1 год Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 го
АктуальностьВ последнее время родители очень часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?...
Дополнительная общеобразовательная программа: социально-гуманитарной направленности «АБВГДЕЙКа» (стартовый уровень) Возраст обучающихся – 5-6 лет
Дополнительная общеобразовательная программа: социально-гуманитарной направленности«АБВГДЕЙКа»(стартовый уровень)Возраст обучающихся – 5-6 летСрок реализации: 1 год...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «БИМ-БАМ-БОМ» по обучению игре на музыкальных инструментах (стартовый уровень). Возраст обучающихся 6-7 лет. Срок реализации программы на 1 год (2021-2022 гг.)
Музыкальное воспитание –это не воспитание музыканта,а прежде всего воспитание человека. В.А.Сухомлинский Программа «Бим-Бам-Бом&r...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Радуга» (художественное конструирование и дизайн) (стартовый уровень)
Дополнительная программа «Радуга» (Художественное конструирование и дизайн) относится к образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и соответствует Федерально...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Школа светофора» стартовый уровень Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года
Данная программа рассчитана на 2 года обучения, предназначена для проведения педагогической работы с детьми от 5 о 7 лет. Целью данной программы является формирование навыков безопасного поведения на ...
Дополнительная общеразвивающая программа «Основы финансовой грамотности» Срок освоения: 6 дней Возраст обучающихся: 5-7 лет
Дополнительная общеразвивающая программа«Основы финансовой грамотности»Срок освоения: 6 днейВозраст обучающихся: 5-7 лет Разработчик:Капралова Виктория Павловна,педагог дополнительног...
Дополнительная общеразвивающая программа «Основы финансовой грамотности» Срок освоения: 6 дней Возраст обучающихся: 5-7 лет
Дополнительная общеразвивающая программа«Основы финансовой грамотности»Срок освоения: 6 днейВозраст обучающихся: 5-7 лет Разработчик:Капралова Виктория Павловна,педагог дополнительног...