Развитие творчества в конструировании и моделировании из бумаги для детей дошкольного возраста
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Кузнецова Оксана Дмитриевна
  1. Формировать способности к конструированию из бумаги в различных техниках.
  2. Расширять знания детей о дополнении образа деталями, делающими поделку более выразительной, используя различные навыки.
  3. Развивать мелкую моторику пальцев рук, память, зрительное восприятие, внимание, мышление, воображение, творчество, художественный вкус.
  4. Поддерживать у детей интерес, самостоятельность в работе, творческую инициативу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped._chteniya_kuznetsova_o.d.docx47.95 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Усть-Илимска

Муниципальное казенное учреждение

«Центр развития образования»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 37 «Солнышко»

Городские педагогические чтения

Мастер-класс:

«Развитие и формирование функциональной грамотности учащихся: от теории к практике»

ТЕМА: 

«Развитие творчества в конструировании и моделировании из бумаги для детей дошкольного возраста»

                                                                                      Автор:

Кузнецова Оксана Дмитриевна,

воспитатель МБДОУ д/с № 37 «Солнышко»

I квалификационная категория

 

г.Усть-Илимск, 2020г.

Содержание

  1. Введение _____________________________________________________3 с.
  2. Концептуальная часть

    Теоретические аспекты развития конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста посредствам бумаги_________________________3 с.                                                                           

  1. Практическая часть

        Этапы реализации работы по развитию конструктивной деятельности у дошкольников_________________________________________________4 с.

  1. Заключение ___________________________________________________6 с.
  2. Список литературы
  3. Приложение

             

         Конструирование и моделирование из бумаги - это один из видов конструктивного творчества, в основе которого лежит работа с различными видами бумаги, связанная с созданием различных образов путем изменения плоскости листа с помощью разнообразных приемов (сгибания, скручивания в жгуты, надрезания, обрывания и т. д.). В процессе конструирования у ребенка развивается не только творческое мышление, но и мелкая моторика рук, необходимая и в других видах деятельности дошкольника.  

На современном этапе становления детского конструктивного творчества большое значение приобретает обеспечение условий для реализации детьми собственных замыслов в работе с бумагой. Об условиях творческого развития личности ребенка не однократно говорили многие исследователи, такие как Л.С. Выготский, Г.Г. Григорьева, А.Н. Давидчук, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец, Е.И. Игнатьев, Э.В. Ильенков, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова и другие, каждый из которых рассматривал творчество в определенном аспекте. Многолетние экспериментальные исследования по изучению детского конструирования посредством бумаги проводила Л.А. Парамонова. Совместно с О.А. Сафоновой ими была разработана система, включающая разные технологии конструирования.

             Проблема развития конструктивного творчества на сегодняшний день связана с тем, что внимание уделяется только обучению элементарным способам получения поделок из бумаги. Более сложные приемы осваиваются в наименьшей степени. Многие полагают, что дети дошкольного возраста не готовы и неспособны усваивать многоэтапность изготовления этих поделок. Так же обучая детей некоторым техническим приемам изготовления поделок из бумаги, не устанавливается взаимосвязь данных техник с другими техниками, знакомыми детям дошкольного возраста. Поэтому ребенок не интегрирует знания, умения, впечатления, получаемые от разных видов творчества, что в целом обедняет как содержательную сторону создаваемых образов, так и их выразительность.

              В процессе моей работы было установлено, что у детей складываются неполные и поверхностные представления об основных технических приемах работы с бумагой, их конструктивных особенностях, средствах художественной выразительности. Наблюдение за детьми на занятиях, самостоятельной деятельности по конструированию из бумаги, анализ и оценка продуктов детской творческой деятельности позволили мне выявить следующие проблемные моменты:

- недостаточное зрительное восприятие;

- дети нуждаются в постоянной помощи воспитателя;

- затрудняются в подборе материалов, не стремятся внести свое усовершенствование в конструкцию изделия, улучшить его внешний вид;

-  отсутствует индивидуальный почерк исполнения.

                   Гипотеза: организация конструктивных видов деятельности из бумаги повлияет на развитие мыслительных операций, проявление творчества и индивидуальности у детей.

Цель: создание условий для развития конструкторских и художественных способностей детей.

Задачи:

  1. Формировать способности к конструированию из бумаги в различных техниках.
  2. Расширять знания детей о дополнении образа деталями, делающими поделку более выразительной, используя различные навыки.
  3. Развивать мелкую моторику пальцев рук, память, зрительное восприятие, внимание, мышление, воображение, творчество, художественный вкус.
  4. Поддерживать у детей интерес, самостоятельность в работе, творческую инициативу.

            

Изучение методических разработок по данной проблеме исследования, помогло мне понять, что развитие конструктивных способностей у детей дошкольного возраста формируется в непрерывном сочетании и взаимодействии обучения и творчества.

Развитие конструктивно-творческих способностей осуществляю через создание игровых образовательных ситуаций, которые помогли заинтересовать и активизировать детей на создание какого-либо продукта. Обучение техникам конструирования и моделирования из бумаги предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач.

             Вопрос педагогам (включение в деятельность): С чем у вас ассоциируется бумага?

             В начале своей работы над темой познакомила детей второй младшей группы с бумагой как художественным материалом, создала условия для экспериментального освоения ее свойств. Дети имели возможность пощупать, помять, порвать, пошуршать бумагой. В результате одни дети рвали из мягкой бумаги длинные полоски, другие – скатывали маленькие комочки, третьи пытались сделать большой ком, сминая более плотную бумагу. Так из смятых комочков дети предложили собрать снеговиков. Длинные полоски послужили хвостом для рыб, гривой для лошадей, волос для куклы барби и т.д.

При использовании разных приемов: сминание, разрывание, складывании простейшего оригами дети создавали выразительные образы: цыплята на лугу, пушистые тучки, цветы в букете, жучки на траве и т.д. Поделки делают с помощью взрослых, поскольку только осваиваются несложные способы работы с этим материалом. Так при дальнейшем использовании приемов сминания, Мишей было предложено наклеить на дорожку, которую он нарисовал фломастером, колобка из комочка смятой бумаги. Вероника приложила одуванчик и дорисовала карандашом стебельки. Такое сочетание простых сюжетных композиций и коллективных коллажей способствовало сравнению объемной формы и плоскостного рисунка, развитию зрительного восприятия, чувства формы, мелкой моторики, формированию представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

В среднем дошкольном возрасте познакомила детей с плоскостным конструированием из бумаги. В процессе складывания и склеивания бумажных поделок дети познакомились с различными геометрическими фигурами, научились ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, находить вертикальные, горизонтальные линии, диагональ и т.д. Из предложенных мной детям наборов типа «Мозаика» и «Сердечко», комбинируя детали, дети получали разные интересные конструкции.

Взаимодействие с педагогами: я вам предлагаю из двух одинаковых наборов типа «Сердечко» составить две разных птицы.

Широкое применение получили игровые задания от «Кубика»: «Придумай и построй», «Что изменилось», «Дострой конструкцию», «Сложи фигуру» и т.д. Смоделированные из геометрических фигур роботы стали частью детского пособия «Самоделкин». В продолжение уже известной детям техники оригами, использовала игровую ситуацию типа «Загадочные превращения квадрата». Первыми детскими игрушками-самоделками из бумаги стали лодочки, самолетики, шапочки, коробочки, различные животные, выполненные путем складывания и сгибания белой, цветной и газетной бумаги. Тимофей и Кирилл обратили внимание на то, как по-разному смотрится одна и та же поделка из разной бумаги. Возможность изготовить поделки из яркой цветной бумаги поднимает уровень художественной задачи, дети стали украшать, совершенствовать свою игрушку, стремятся сделать ее наряднее и привлекательнее. Для того чтобы процесс изготовления поделок в стиле оригами стал для дошкольников более доступен, познакомила детей с пооперационной картой, которая показывает последовательность создания бумажной фигурки.

 Другой вид бумагопластики заключается в использовании ножниц, клея, помимо приёмов работы с бумагой. Этот вид позволяет создавать объёмные конструкции и поделки, применяя опыт работы с аппликационными образами. Конструируя из простых полосок бумаги смастерили с детьми гусеницу, рыбок, лебедя, ромашку, новогоднюю гирлянду. Главное приготовить для детей цветные полоски длиной 10 сантиметров и показать, как их склеивать. Здесь также требуется умение работать с ножницами, чтобы получить необходимую деталь для конструкции. Нужно отметить, что в средней группе дети осваивают только простые способы вырезывания. Они надрезают, разрезают бумагу и вырезывают элементарные формы из заготовок. Наряду с вырезыванием в средней группе для создания конструктивного образа может применяться обрывание бумаги (для передачи определённого характера образа). Приёмы аппликации в данном случае могут выступать как основные средства работы, так и дополнительные.

С переходом в старший дошкольный возраст территорию для творчества в развивающей предметно-пространственной среде дети подбирали сами и назвали ее «Мастерская Фиксиков». Дети предлагали добавить бумагу плотной текстуры, салфетками разных цветов, схемы по изготовлению бумажных фигурок. Познакомив детей с созданием поделок из бумажных гармошек, дети активно включились в деятельность по созданию рыбок, бабочек, гусениц, змей. Так Настей, Ксюшей и Вероникой был создан свой зоопарк. Жар птицы, сделанные Дашей и Дианой нашли там свое место.  Работы, выполненные из полоски бумаги сложенной гармошкой добавили детям творческого замысла. Девочки вырезали целый хоровод разных кукол, украшали сарафаны разными пайетками и стразами. Мальчиков больше привлекло моделирование машин, вышедших с завода «АВТОВАЗ». Детские работы, выполненные в разной технике, стали украшением территории участка в летнее время, что оказывало позитивное влияние на развитие способностей детей, продолжение творчества, воплощение идей.

 В процессе самостоятельной деятельности, обратила внимание, что дети пытаются по-разному применить салфетки, в основном это было сминание, скатывание в шарик. Для активизации творчества дошкольников по средствам моделирования из бумаги познакомила с новой техникой салфеточного искусства «Пейп арт».

Включение в деятельность педагогов: предлагаю вам взять салфетки, отрезать полосы шириной 3см. скатать из них жгутики и выстроить из них грибок, яблоко, зонтик.

 Дети увидели, как может преобразиться работа, выполненная в данной технике: цветы для мамы, бабочки, яблоня и т.д. Работа в творческой «мастерской Фиксиков» открыла большие возможности для воплощения замыслов детей.

 Замечая интерес девочек к красивым платьям, аксессуарам познакомила их с профессией модельера-дизайнера, объяснила, почему его так называют и чем он занимается. В игре «Модница» предлагала детям трафареты одежды и просила продумать свой наряд с использованием различных материалов: нитки, салфетки, гофрированная бумага, газета, пайетки, бусины, ленты, стразы, пуговицы и т.д. Так Юля и Вероника сделали бальные платья из гофро бумаги, а Диана – летнее платье из фантиков от конфет. Мальчики в свою очередь смоделировали повседневную одежду из цветной и газетной бумаги. При демонстрации своих работ в выставке-игре «Мастерская модельера» предложила детям выступить в роли «модельеров» и «экспертов». «Модельеры» выставляли свои работы, а «эксперты» давали оценку. «Эксперт» Кирилл высоко оценил легкие и воздушные платья, созданные Дашей. «Модельер» Миша, показал своим сверстникам, как из трубочек цветной бумаги можно изготовить пляжный наряд для мальчиков. Лиза в роли «эксперта» предложила добавить в его образ яркие пуговицы.  Эта игра дала возможность увидеть творчество других детей, какими средствами достигли результата, ощутить, каким сложным бывает творческий процесс и насколько трудна роль эксперта.

  При использовании гофрированной бумаги была задействована новая для детей техника торцевание. Торцевание из бумаги позволило смастерить пушистые поделки, необычайно красивые, объемные картины. В этой технике Настя изготовила открытку на день рожденье мамы, а топиарий сделанный Лизой и Вероникой стал настоящим украшением интерьера нашей группы.

          Большой потенциал для развития конструктивно-творческих способностей дошкольников заложен в совместной деятельности детей со взрослыми, что нашло свое отражение в выставках: «Плыви, плыви кораблик», «Новогоднее конфетти», «Маскарад», «Весенний букет» и т.д. Для более эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, привлекла родителей к организации декораций из бумаги и картона для театральной постановки с участием детей «Как леший кашу варил». Творческий коллектив нашей группы был отмечен сертификатом участия в общегородской выставки-конкурса объемных макетов, посвященный 45-летию Усть-Илимска «Мой город, мой двор, моя улица».

             Результативность конструктивного творчества детей представлена диаграммой, которая подтверждает, что дети приобрели опыт творческого воплощения замыслов, активного взаимодействия на основе продуктивной деятельности. У большинства детей появилось желание демонстрировать продукт своего творчества. Можно наблюдать самостоятельное решение в выборе выразительных средств у детей. Дошкольники стали использовать элементы декора как на занятии, так и в свободной деятельности. Дети ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию.

Таким образом, подводя итоги своей работы по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста посредствам конструктивных видов деятельности можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост детей, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы /Приложение 1/ 

Перспектива: в подготовительной к школе группе использование техники скрапбукинг для дальнейшего развития творческих способностей у детей в оформлении открыток, конвертов, блокнотов и т.д.

Список литературы:

  1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Третий год жизни. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2018
  2. Бычкова З.Н., Степанова Н.А. Конструирование из бумаги как средство развития творческих способностей у старших дошкольников // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 5.
  3. Щеголькова И.В., Дунаева Е.С. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через овладение основами бумагопластики // Инновационные педагогические технологии: материалы VIII Междунар.науч.конф. (г.Казань, май 2018 г.) – Казань: Молодой ученый, 2018
  4. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду – М.: Сфера, 2010
  5. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду / Л.А. Парамонова. – М.: Академия, 2002
  6. Шайдурова Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности – М.: ТЦ Сфера, 2008
  7. Давидчук А.Н. Развитие у детей конструктивного творчества – М. 2006

Приложение 1

Динамика творческих проявлений в конструктивной деятельности (%)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование метода моделирования в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"

В статье раскрывается проблема целенаправленного использования метода моделирования в системе музыкального образования дошкольников; активизизация познавательной деятельности детей, способствующая акт...

Мастер-класс. Образовательная область Коммуникация. Тема. Модернизация и моделирование речевых функций у детей дошкольного возраста в процессе работы над инновационными формами составления рассказов.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18 комбинированного вида     Мастер- класс.Образовательная область « Коммуникация».Тема « Моде...

Доклад на тему: «Использование метода моделирования в экологическом воспитании детей дошкольного возраста».

Человек и природа – одно целое, неделимое. Природа оказывает на нас огромное влияние. В настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием гармо...

Использование технологий имитированного моделирования в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Актуальность В условиях, когда увеличивается число регионов экологическогонеблагополучия, проблема воспитания экологической культуры уподрастающего поколения, да и всего населения, становится осо...

Роль моделей и моделирования в экологическом образовании детей дошкольного возраста

В настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием гармонично развитой личности. А начинать это воспитание надо с дошкольного возр...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА В КОНСТРУИРОВАНИИ И МОДЕЛИРОВАНИИ ИЗ БУМАГИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В современном дошкольном учреждении конструирование и моделирование из бумаги стало достаточно распространенным видом изобразительного творчества. На этих занятиях развивается не только творческое мыш...