Роль моделей и моделирования в экологическом образовании детей дошкольного возраста
статья на тему

Хужалиева Любовь Жумагельдыевна

 

 В настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием гармонично развитой личности. А начинать это воспитание надо с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Экология – это наука, изучающая закономерности взаимодействия организмов друг с другом и окружающей средой. Экологическое воспитание включает в себя знакомство с бесконечно разнообразным миром природы.

 Основные задачи такого воспитания заключаются в формировании у дошкольников элементов экологического сознания. В процессе освоения экологических знаний, умений и навыков ребёнок начинает осознавать себя мерой всех вещей, нравственным критерием природоохранного отношения; причиной всех возможных неблагоприятных последствий взаимодействия с природой и образующей силой мироздания. Процесс познания окружающего мира непрост для ребёнка. Познавая, ребёнок осваивает представления о связях и социуме, о многообразии ценностей природы Земли. При этом его знания, как показали научные исследования, приобретают качество системности. Тем самым возрастают возможности операциональной стороны интеллекта: совершенствуются познавательные умения, наблюдательность и познавательный интерес, способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе. Всё это позволяет детям творчески применять полученные знания и умения в повседневном общении с природой. Очень важны следующие виды познавательной деятельности: наблюдение; экологическое моделирование; поисковая деятельность. Основным из наиболее перспективных методов реализации экологического развития является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 В настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием гармонично развитой личности. А начинать это воспитание надо с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Экология – это наука, изучающая закономерности взаимодействия организмов друг с другом и окружающей средой. Экологическое воспитание включает в себя знакомство с бесконечно разнообразным миром природы.

 Основные задачи такого воспитания заключаются в формировании у дошкольников элементов экологического сознания. В процессе освоения экологических знаний, умений и навыков ребёнок начинает осознавать себя мерой всех вещей, нравственным критерием природоохранного отношения; причиной всех возможных неблагоприятных последствий взаимодействия с природой и образующей силой мироздания. Процесс познания окружающего мира непрост для ребёнка. Познавая, ребёнок осваивает представления о связях и социуме, о многообразии ценностей природы Земли. При этом его знания, как показали научные исследования, приобретают качество системности. Тем самым возрастают возможности операциональной стороны интеллекта: совершенствуются познавательные умения, наблюдательность и познавательный интерес, способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе. Всё это позволяет детям творчески применять полученные знания и умения в повседневном общении с природой. Очень важны следующие виды познавательной деятельности: наблюдение; экологическое моделирование; поисковая деятельность. Основным из наиболее перспективных методов реализации экологического развития является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.

Метод моделирования имеет развивающее значение, так как открывает у ребёнка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности, в том числе и при ознакомлении с окружающим миром. Для становления ребёнка как субъекта деятельности важно предоставить ему возможность самостоятельно находить информацию адекватно цели, познавать и использовать освоенные способы действий. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие, в процессе моделирования.

В процессе экологического воспитания дошкольнику предстоит усвоить много информации, и именно моделирование помогает ему в этом. В исследованиях многих психологов (Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) отмечается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста. Цель моделирования в экологическом воспитании – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними. Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решить следующие задачи:

 - развивает у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать;

 - учит вычленять главные признаки предметов, классифицировать объекты, выделять противоречивые свойства объекта;

 - наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире;

 - способствует развитию речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольника.

 В дошкольном обучении можно применять разные виды моделей, например: 1. Предметные – в них воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. Например: с детьми старшего возраста можно сделать глобус (из папье-маше на мече или воздушном шаре, либо другим способом). Такой глобус позволяет давать информацию о Земле постепенно и небольшими порциями: в течение учебного года приклеивать материки, обозначать государства, города, моря, которые так или иначе оказались в поле зрения детей, наносить печатными буквами их названия.

2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например: полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображение геометрических фигур на карточке – при абстрагировании и замещении формы листьев; полоски бумаги разной фигуры (гладкая, бугристая, шероховатая) – при абстрагировании и замещении характера поверхности частей растений – листьев, стеблей и т. д.

 3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщённо (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Например: при формировании понятия «рыбы» в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, своеобразное строение конечностей (плавники), форма тела, покров тела, жаберный способ дыхания, в которых проявляется приспособление рыб к водной среде обитания.

 Особое место в работе с детьми занимает также использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

 - развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;

 - развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Работа состоит из нескольких этапов:

 Этап 1: Рассматривание таблицы и разбор, что в ней изображено.

Этап 2: Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

Этап 3: После перекодировки осуществляется пересказ, т.е. происходит отработка метода заполнения.

Этап 4: Графическая зарисовка мнемотаблицы.

Этап 5: Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. Эти и другие виды моделей значительно улучшают процесс усвоения экологических знаний.

 Экологические модели можно классифицировать по разным основаниям:

 - по характеру моделирования– модели объектов, процессов;

- по внешнему виду – плоскостные и объёмные;

 - по месту расположения – настенные, настольные и напольные;

 - по способу использования – статические и динамические и т. д.

 Например, для использования моделей для обогащения представлений детей о животных необходимо:

- систематически вариативно использовать экологические модели в совместной деятельности с детьми;

- включение используемых моделей строить на основе учёта особенностей представлений детей о животных;

 - последовательность осваиваемых моделей должна отражать усложнение представлений об объектах природы;

 - предполагать вариативные задания по применению приобретённых дошкольниками представлений в разнообразной деятельности, стимулировать детей к активному самостоятельному созданию моделей;

- размещать в предметно-развивающей среде разнообразные виды моделей экологического содержания.

 Придумывая разнообразные модели вместе с детьми, необходимо придерживаться следующих требований: модель должна отображать обобщённый образ и подходить к группе объектов; раскрыть существенное в объекте; замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна. Модели многофункциональны. Они могут использоваться на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности. На основе моделей можно создать разнообразные дидактические игры. Итак, в результате освоения детьми дошкольного возраста моделирования значительно повышается уровень их экологической воспитанности, которая выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе. Моделирование позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер. Ведущим личностным достижением ребёнка становится подлинно гуманное отношение к величайшей ценности – Жизни.

Литература: Бондаренко Т.М. Экологическое воспитание детей 5-6 лет. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.И., 2012.

 «Мы». Программа экологического образования детей /Н.Н.Кондратьева и др. – СПб: «Детство – пресс; 2000.

Сово И.Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада. – СПб.: ООО «Издательство и Детство ПРЕСС», 2010.

Маневцова Л.М. «Мир природы и ребенок». СПб, 1998.

Воронкович О.А. «Добро пожаловать в экологию» Санкт-Петербург «Детство – Пресс» 2007.

Логинова В.И. Программа развития детей в детском саду «Детство». СПб.,2000.

 Утверждено:_________  

                                              Заведующий МДОУ

Верескун Н. Н.  

Роль моделей и моделирования в экологическом образовании

детей дошкольного возраста

Выступление на семинаре  воспитателя

первой квалификационной категории

МДОУ « Детский сад комбинированного

 вида № 35 « Алёнушка-1»

г. Ершова Саратовской области»

Хужалиевой Л Ж

г. Ершов 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель развивающей среды для детей старшего дошкольного возраста

  В развитии ребенка образование и среда  играют большую роль, чем наследственность…  Вопрос  в том, какое образование  и какая среда лучше всего развива...

Руководство инновационной деятельностью педагогов.Формирование перцептивного моделирования у детей старшего дошкольного возраста».

        Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: лепки, рисования, конструиров...

«Использование моделирования в обучении детей дошкольного возраста пересказу сказок, рассказов»

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Дети с общими нарушениями и задержкой психического развития испытыв...

Использование моделирования при обучении детей дошкольного возраста математике

В математическом образовании дошкольников можно эффективно использовать такую форму работы, как уроки моделирования, в основу которой положен метод моделирования. Уроки моделирования — это изготовлени...

«Игры в коррекционной логопедической работе с использованием наглядного моделирования посредством ИКТ» (старший дошкольный возраст)

Современные требования к организации педагогического процесса детей дошкольного возраста предусматривают использование в работе логопеда информационно – коммуникац...

Роль бесед в формировнии у детей старшего дошкольного возраста основ экологической культуры (из опыта работы).

Роль бесед в формировании у детей старшего дошкольного возраста основ экологической культуры (из опыта работы)....

Консультация «Экологические сказки и их роль в развитии эмоционально-речевой сферы ребёнка дошкольного возраста».

Консультация«Экологические сказки и их роль в развитии эмоционально-речевой сферы  ребёнка дошкольного возраста»....