Дополнительная образовательная программа "Фантастический мир Lego"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Дополнительная образовательная программа, по лего - конструированию и робототехнике, разработана для детей 6-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_robototehnika20.doc | 458 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологии захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот только усовершенствует их все в новых и новых открытиях.
Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями и шагать с миром в одну ногу, наше образование должно достичь еще немало важных усовершенствований и дать детям возможность воплотить в жизнь свои мечты и задумки, которые начинают формироваться у них в дошкольном образовательном учреждении. Воспитание всесторонне развитой личности во многом зависит от того, что в эту личность вложить, и как она с этим будет совладать.
Наблюдая за деятельностью дошкольников в детском саду, можно сказать, что конструирование является одной из самых любимых и занимательных занятий для детей. Дети начинают заниматься LEGO-конструированием, как правило, со средней группы. Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность на данном этапе можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения). Идея расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников за счет внедрения конструкторов нового поколения легла в основу данной программы.
Робототе́хника (от робот и техника; англ. Robotics — роботика, роботехника) — прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем и являющаяся важнейшей технической основой производства.
На сегодняшний день робототехника одна из самых динамично развивающихся областей промышленности. Можно ли представить жизнь в современном мире без механических машин. Вряд ли! Ведь именно благодаря роботам многие задачи человечества стали значительно проще в реализации, повысилась точность, ускорились темпы, улучшилось качество. В ближайшем будущем роботы станут составной частью повседневной жизни. На каждом шагу мы будем сталкиваться с роботами. Роботы будут повсюду.
Образовательная робототехника - это универсальный инструмент для дошкольного образования в четком соответствии с требованиями ФГОС. Подходит для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Причем обучение детей с использованием робототехнического оборудования - это не только обучение в процессе игры, но и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом, самодостаточных людей нового поколения. Современные технологии настолько стремительно входят в нашу повседневную жизнь, что справиться с компьютером или любой другой компьютерной игрушкой для наших детей не проблема.
Робототехника начинается с конструирования. Целенаправленное систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию играет большую роль при подготовке к школе, оно способствует формированию умения учиться, добиваться результатов, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности. Важно, что эта работа не заканчивается в детском саду, имеет продолжение в школе. Образовательные конструкторы многофункциональное оборудование с возможностью использования по пяти областям ФГОС: социально – коммуникативное, познавательное, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое.
Программа технической направленности, модульная, ориентирована на реализацию интересов детей в сфере конструирования, моделирования, развитие их информационной и технологической культуры. Программа соответствует уровню дошкольного образования, направлена на формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования, приобретение опыта конструктивной творческой деятельности.
Цель:
Развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста средствами LEGO WeDo.
Задачи:
- Познавательная задача: развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно –техническое творчество.
- развивать познавательный интерес детей дошкольного возраста к робототехнике.
- Образовательная задача: формировать первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях связанных с изобретением и производством технических средств, знакомство с новыми видами конструкторов LEGO;
- Развивающая задача: развивать творческую активность, самостоятельность в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развивать внимание, оперативную память, воображение, мышление (логическое, комбинаторное, творческое).
- Воспитывающая задача: воспитывать ответственность, культуру, дисциплину, коммуникативные способности.
Ожидаемые результаты:
К концу курса дети могут:
∙ сформировать устойчивый интерес к конструированию, моделированию и робототехнике;
∙ работать по предложенным инструкциям;
∙ творчески подходить к решению задачи;
∙ довести решение задачи до готовности модели;
Содержание программы.
Реализация программы осуществляется с использованием методических пособий, специально разработанных для обучения техническому конструированию на основе образовательного конструктора Перворобот LEGO Education WeDo. Настоящий курс предлагает использование конструкторов нового поколения LEGO, как инструмента для обучения детей конструированию, моделированию и программированию. Простота построения модели в сочетании с большими конструктивными возможностями, позволяют в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную задачу.
Курс предполагает использование компьютера совместно с конструктором. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления робототехнической моделью. Его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Дети получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем.
В данной программе обобщен теоретический материал по LEGO-конструированию, предложены собственные способы организации обучения конструированию на основе конструкторов LEGO WeDo, LEGO WeDo 2.0, Lego K`NEX.
Данная программа рассчитана на работу с детьми дошкольного возраста. С учётом возрастных особенностей детей.
Состав групп: 6-7 чел.
Возрастная категория: дети 6-7 лет.
Кружок проходит 1 раз в неделю (всего 32 занятия), длительность занятия 1 академический час.
Занятия ЛЕГО конструированием, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «ЛЕГО» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Результаты: в ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.
Материально-техническое обеспечение:
- наборы конструкторов LEGO WeDo, LEGO WeDo 2.0, Lego K`NEX, Робомышь.
- Ноутбук, планшет
- Карты, опорные схемы
Перспективное планирование.
Месяц | Занятие | Задачи | Содержание темы |
Октябрь | 1 | Познакомить с конструкторами LEGO WeDo, LEGO WeDo 2.0 правилами организации рабочего места. Техника безопасности. Знакомство со средой программирования, с основными этапами разработки модели. | Беседа о технике безопасности во время конструирования. Знакомство с компонентами конструктора LEGO WeDo. |
2 | Введение в робототехнику Знакомство с деталями конструктора | Знакомство с деталями LEGO. Просмотр презентации. | |
3 | Развивать познавательный интерес детей дошкольного возраста к робототехнике. Формировать умения и навыки конструирования, приобретения первого опыта при решении конструкторских задач. Воспитывать ответственность, высокую культуру, дисциплину, коммуникативные способности. | Знакомство со средой программирования (блоки, пиктограммы, связь блоков программы с конструктором). | |
4 | Знакомить детей с исполнителем «Робомышь». Действие исполнителя. Выкладывать символами команды исполнителя. | Исполнитель «Робомышь» | |
Ноябрь | 1 | Знакомить со средой программирования, с основными этапами разработки модели. Знакомство с понятиями мотор и ось, исследование основных функций и параметров работы мотора. Выработка навыка поворота изображений и подсоединения мотора к LEGO-коммутатору. Разработка простейшей модели с использованием мотора – модель «Обезьяна на турнике». | Мотор и ось |
2 | Знакомить детей с элементом модели зубчатые колеса, понятиями ведущего и ведомого зубчатых колес. Изучить виды соединения мотора и зубчатых колес. Знакомство и исследование элементов модели промежуточное зубчатое колесо, понижающая зубчатая передача и повышающая зубчатая передача, их сравнение, заполнение таблицы. Разработка модели «Умная вертушка» (без использования датчика расстояния). | Зубчатые колеса | |
3 | Знакомить с элементом модели коронное зубчатое колесо. Сравнение коронного зубчатого колеса с зубчатыми колесами. Разработка модели «Рычащий лев» (без использования датчиков). | Коронное зубчатое колесо | |
4 | Знакомить с элементом модели шкивы и ремни, изучение понятий ведущий шкив и ведомый шкив. Знакомство с элементом модели перекрестная переменная передача. Сравнение ременной передачи и зубчатых колес, сравнений простой ременной передачи и перекрестной передачи. Исследование вариантов конструирования ременной передачи для снижение скорости, увеличение скорости. Прогнозирование результатов различных испытаний. Разработка модели «Голодный аллигатор» (без использования датчиков). | Шкивы и ремни | |
Декабрь | 1 | Знакомить с элементом модели червячная зубчатая передача, исследование механизма, выявление функций червячного колеса. Прогнозирование результатов различных испытаний. Сравнение элементов модели червячная зубчатая передача и зубчатые колеса, ременная передача, коронное зубчатое колесо. | Червячная зубчатая передача |
2 | Знакомить с понятием алгоритма, изучение основных свойств алгоритма. Знакомство с понятием исполнителя. Изучение блок-схемы как способа записи алгоритма. Знакомство с понятием линейного алгоритма, с понятием команды, анализ составленных ранее алгоритмов поведения моделей, их сравнение. | Алгоритм | |
3 | Знакомить с понятием цикла. Варианты организации цикла в среде программирования LEGO. Изображение команд в программе и на схеме. Разработка модели «Карусель», разработка и модификация алгоритмов управляющих поведением модели. | Блок "Цикл" | |
4 | Конструирование по замыслу. Закреплять полученные навыки. Развивать творческую активность, самостоятельность в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развивать внимание, оперативную память, воображение, мышление (логическое, комбинаторное, творческое). | Обобщенное занятие (закрепление пройденного материала) | |
Январь | |||
2 | Знакомить с блоком «Прибавить к экрану», обсуждение возможных вариантов применения. Разработка модели «Карусель» с изменением мощности мотора и применением блока «прибавить к экрану». | Блок "Прибавить к экрану" | |
3 | Знакомить с блоком «Вычесть из экрана», обсуждение возможных вариантов применения. Разработка модели «Ракета». | Блок "Вычесть из Экрана" | |
4 | Обсудить элементы модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма. | Разработка модели «Танцующие птицы» | |
Февраль | 1 | Обсудить элементы модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, сравнить управляющих алгоритмов. | Разработка модели «Кран» |
2 | Обсудить элементы модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Колесо обозрения». | Разработка модели «Колесо обозрения» | |
3 | Познакомить с элементом модели кулачок (кулачковый механизм), выявление особенностей кулачкового механизма. Прогнозирование результатов различных испытаний. Способы применения кулачковых механизмов в разных моделях: разработка моделей «Обезьянка-барабанщица», организация оркестра обезьян-барабанщиц, изучение возможности записи звука. Закрепление умения использования кулачкового механизма в ходе разработки моделей «Трамбовщик» и «Качелька». | Кулачковый механизм | |
4 | Составление собственной модели, составление технологической карты и технического паспорта модели. Разработка одного или нескольких вариантов управляющего алгоритма. Демонстрация и защита модели. Сравнение моделей. Подведение итогов. | Свободная сборка | |
Март | 1 | Знакомство с понятием датчика. Изучение датчика расстояния, выполнение измерений в стандартных единицах измерения, исследование чувствительности датчика расстояния. Модификация уже собранных моделей с использованием датчика рас-стояния, изменение поведения модели. Разработка моделей «Голодный аллигатор» и «Умная вертушка» с использованием датчика расстояния, сравнение моделей. Соревнование роботов «Кто дольше». | Датчик расстояния |
2 | Знакомить с датчиком наклона. Исследование основных характеристик датчика наклона, выполнение измерений в стандартных единицах измерения, заполнение таблицы. Разработка моделей с использованием датчика наклона: «Самолет», «Умный дом: автоматическая штора». | Датчик наклона | |
3 | Знакомить с конструктором Lego Education K`NEX, правилами работы с конструктором. Учить читать схему. | Знакомство с конструктором «Lego Education K`NEX» | |
4 | Повторить чтение схемы. Отбирать нужные детали. Строить по схемам. | Конструирование с помощью Lego Education K`NEX | |
Апрель | 1 | Повторить элементы модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Гоночный автомобиль», придумывание сюжета для представления модели | Разработка модели «Гоночный автомобиль» |
2 | Обсуждение элементов модели, конструирование. | Разработка модели «Вертолет» | |
3 | Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма. | Разработка модели «Танцующие птицы» | |
4 | Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели. Развитие модели: создание отчета, презентации, придумывание сюжета для представления модели, создание и программирование модели с более сложным поведением. | Творческая работа «Порхающая птица» | |
Май | |||
2 | Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Нападающий». Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Вратарь». Рефлексия (измерения, расчеты, оценка возможностей модели). Организация футбольного турнира – соревнования в сборке моделей «Нападающий» и «Болельщики», конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Ликующие болельщики». | Творческая работа «Футбол» | |
3 | Составление собственной модели, составление технологической карты и технического паспорта модели. Разработка одного или нескольких вариантов управляющего алгоритма. Демонстрация и защита модели. Сравнение моделей. Подведение итогов. | Творческая работа «Парк аттракционов» | |
4 | Создание и программирование собственных механизмов и моделей с помощью набора LEGO, составление технологической карты и технического паспорта модели, демонстрация и защита модели. Сравнение моделей. Подведение итогов. | Итоговое занятие. Конкурс конструкторских идей . |
Список литературы.
- Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условия введения ФГОС: пособие для педагогов. - всерос.уч.-метод, центр образоват. Робототехники.-М.: Изд.-полиграф, центр «Маска» - 2013.
- Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.
- ПервоРобот LegoWeDo. Книга для учителя (прилагается к программному обеспечению интерактивного конструктора LegoWeDo).
- Фешина Е.В. «Легоконструирование в детском саду»: Пособие для педагогов. М.: изд. Сфера, 2011.
Интернет – ресурсы:
http://int-edu.ru http://7robots.com/
http://www.spfam.ru/contacts.html
http://www.robo-sport.ru/ http://www.railab.ru/ http://www.tetrixrobotics.com/ http://lejos-osek.sourceforge.net/index.htm http://robotics.benedettelli.com/ http://www.battlebricks.com/ http://www.nxtprograms.com/projects.html http://roboforum.ru/
http://www.robocup2010.org/index.php
http://myrobot.ru/index.php http://www.aburobocon2011.com/
http://creative.lego.com/en-us/games/firetruck.aspx?ignorereferer=true http://www.youtube.com/watch?v=QIUCp_31X_c
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РОБОТОТЕХНИКА LEGO WeDo» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РОБОТОТЕХНИКА LEGO WeDo»ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ...
Занятие по дополнительной образовательной программе "Юный техник" с использованием конструктора LEGO WeDo на тему:"Самолёты - спасатели"
занятие по дополнительной образовательной программе "Юный техник"...
Дополнительная образовательная программа для детей 7-го года жизни познавательной направленности «Робототехника LEGO WeDo»
Настоящая программа предлагает использование конструкторов нового поколения: LEGO WeDo, как инструмента для обучения детей конструированию и моделированию и носит практико - ориентированный характер. ...
Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «LEGO-конструирование».
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 424 г. Челябинска» Дополнительная образователь...
Дополнительная образовательная программа "Фантастический мир Lego" (старшая группа)
Данная дополнительная образовательная программа, разработана для работы с детьми 5-6 лет....
Дополнительная образовательная программа по LEGO конструированию
Дополнительная образовательная программа по LEGO конструированию...