Дополнительная образовательная программа по LEGO конструированию
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Дополнительная образовательная программа по LEGO конструированию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_detalka_obshcherazvivayushchaya_programma.docx | 46.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА №460
Принята на заседании Утверждаю:
методического (педагогического) совета Директор ГБОУ Школа №460
от «___»_____________20___г. ____________________/Ф.И.О./
Протокол №__________ «___»___________20__г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Объединение: «Лего-конструирование»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: ТЕХНИЧЕСКАЯ
Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель:
Максюта Оксана Анатольевна,
воспитатель
Москва 2023 год
Содержание
1. Пояснительная записка 3
2. Учебный (тематический) план 7
3. Содержание учебного (тематического) плана 8
4. Календарно-тематический план 10
5. Формы контроля 15
6. Организационно - педагогические условия реализации программы 17
7. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение программы 19
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Лего-конструирование» имеет техническую направленность и разработана с учетом методических рекомендаций Е.В. Фешиной «Лего-конструирование в детском саду».
Актуальность программы обусловлена тем, что современные дети живут в эпоху активной информатизации и разнообразных технических возможностей. Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Лего-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи)
Материал Лего является универсальным и многофункциональным, поэтому он может использоваться в различных видах деятельности, в дидактических играх и упражнениях. Внедрение лего-технологий в образовательный процесс дает возможность осуществлению интегративных связей между образовательными областями. Использование лего-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом. Лего конструкторы дают детям возможность для экспериментирования и самовыражения. Лего развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов – настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение.
Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность лего-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей на занятиях по лего-конструированию, открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Лего-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.
Адресат программы – настоящая программа предназначена для детей дошкольного возраста 5-7 лет, в том числе для детей с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи). Так как данная программа может реализовываться с детьми с тяжелыми нарушениями речи, главным приоритетом в работе является индивидуальный подход, с учетом специфики психофизического здоровья каждого ребенка.
Актуальность
Данная программа способствует формированию человека, способного самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие проблемы и находить пути их решения; четко осознавать, где могут быть применены его знания; творчески мыслить; грамотно работать с информацией; уметь работать в команде; самостоятельно развивать собственный интеллект. Кроме того, в последнее время особенно пользуются спросом профессии технических специальностей. Занятия в данном объединении как нельзя лучше развивают способность технически мыслить, конструировать и изобретать.
Педагогическая целесообразность заключается в раскрытии индивидуальных способностей обучающихся не только в технической сфере, но и в творческом подходе к любому виду деятельности, в повышении его самооценки. Детское техническое творчество – это эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития творческих способностей обучающихся в результате создания материальных объектов с признаками полезности и новизны.
Отличительные особенности программы
Главной отличительной особенностью данной программы является использование конструкторов «LEGO» в сочетании с другими материалами, применение некоторых технологий и материалов, используемых в моделизме, как правило, легкодоступных. Также необходимо отметить еще одно важное обстоятельство данной программы, являющееся её отличительной особенностью – это возможность и постоянная необходимость обновления и дополнения используемых при обучении материалов в связи с тем, что научно-технический прогресс стремительно идет вперед, появляются новые технологии и материалы, с помощью которых можно создавать оригинальные конструкции.
Цель и задачи программы
Цель Программы: способствовать познавательной активности детей, овладение учащимися навыками начального технического конструирования;
Задачи
Обучающие:
- обучить технологии лего-конструирования и моделирования;
- обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
- формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
- совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
Развивающие:
- развить умения творчески подходить к решению поставленной задачи;
- развить умение работать в команде, эффективно распределять обязанности;
- развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения;
- развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
- развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
Воспитательные:
- научить действовать сплоченно в составе команды;
- воспитать волевые качества, такие как собранность, терпение, настойчивость;
- выработать стремление к достижению поставленной цел.
Категория обучающихся
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной Программы, составляет от 5 до 7 лет.
Срок реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения, начинается 1 сентября и заканчиваются 31 мая. 38 часов.
Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
Формы проведения занятий делятся на:
- групповые – для всей группы, посвященные обсуждению общих практических и теоретических вопросов;
- индивидуальные консультации в рамках подгрупповых занятий.
Занятия, как правило, состоят из практической и теоретической частей.
Основное время отводится на практическую часть занятий.
Программа может корректироваться с учетом имеющейся материально-технической базы и контингента обучающихся. Количество детей в группе – 28 человек.
Обучающиеся занимаются 1 раз в неделю по 30 минут с обязательными перерывами во время занятия (динамическими паузами, физкультразминками).
Общее количество часов в год составляет 38 часов.
Ожидаемые результаты программы
По окончании обучения обучающиеся будут знать:
- основные приемы конструирования;
- способы и приемы соединения деталей;
- правила техники безопасности;
- дополнительные материалы, которые можно использовать в конструировании, чтобы расширить возможность конструктора «LEGO», и уметь с ними обращаться;
По окончании обучения обучающиеся будут уметь:
- творчески создавать изделия, конструкции по своему замыслу, заданному условию;
- действовать индивидуально и в совместном конструировании с детьми и взрослыми;
- уметь анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части
- уметь презентовать созданное другими детьми и взрослыми;
При оценке знаний используются различные формы и методы работы:
- Практические занятия на заданную тему;
- Обобщающие, тематические занятия;
- Выставки.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
№ п\п | Название раздела | Всего | Теория | Практика | Форма аттестации |
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | Опрос |
2. | Техническое развитие | 30 | 5 | 25 | Практическое задание |
3. | Выставки | 4 | 1 | 3 | Выставка |
4. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | Выставка |
Итого | 38 | 4 | 34 |
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА
- Вводное занятие.
Теория (30 мин.). Ознакомление с правилами техники безопасности при работе с конструктором ЛЕГО. Порядок проведения занятия и правила поведения на занятиях.
Практика (30 мин). Познакомить детей с конструктором, его деталями и способом сцепления.
- Конструирование с использованием конструктора ЛЕГО.
Теория (5 занятий). Работать вместе, не мешая друг другу. Названия и назначения деталей. Умение сортировать детали. Познакомить детей с приемами сцепления деталей друг с другом. Знакомство с плоскостным конструированием.
Практика (25 занятий). Учить создавать здания разного назначения, выполнять коллективную постройку Улицы нашего города. Светофор. Транспорт. Военная техника. Мебель для дома. Динозавры большие, маленькие. Детская площадка. Красивый мост. Железнодорожная станция. Робот. Ракета, космонавты. Аэропорт. Детские аттракционы. Зоопарк. Ферма.
3. Выставка разных моделей.
Теория (30 мин).
Практика (90 мин). Подготовка работ для выставки. Выставка на самую интересную новогоднюю постройку. Конструирование на тему «Космический корабль»,
4. Выставка по замыслу.
5. Итоговое занятие.
Теория (15 мин). Подведение итогов. Обсуждение интересных построек.
Практика (15 мин). Разбор конструктора. Сортировка деталей.
Занятия с лего-конструктором - не просто занимательная игра, это работа ума и рук. Любимые детские занятия «рисовать» и «конструировать» выстраиваются под руководством воспитателя в определенную систему упражнений, которые в соответствии с возрастом носят, с одной стороны, игровой характер, с другой – обучающий и развивающий. Создание из отдельных элементов чего-то целого: домов, машин, мостов и, в конце концов, огромного города, заселив его жителями, является веселым и вместе с тем познавательным увлечением для детей. Игра с лего-конструктором не только увлекательна, но и весьма полезна. С помощью игр малыши учатся жить в обществе, социализируются в нем.
Совместная деятельность педагога и детей по лего-конструированию направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Работа с лего-деталями учит ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из лего-конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца.
4. Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование тем | Содержание работы | Количество занятий |
СЕНТЯБРЬ | |||
Вводная часть | Вводная часть | ||
1. | Сказочная страна Лего | Познакомить детей с конструктором, его деталями и способом крепления. | 1 |
2. | Кафе | Учить создавать сложную постройку, работать вместе, не мешая друг другу. | 1 |
3. | Многоэтажные дома | Формировать обобщенные представления о домах разной высоты. | 1 |
4. | Детский сад | Учить строить детский сад, называть помещения в детском саду, их назначение. | 1 |
ОКТЯБРЬ | |||
5. | Школа | Учить строить здание школы. Познакомить со схемой здания школы. | 1 |
6. | Улица нашего города | Учить выполнять коллективную постройку, строить дома и здания на улице нашего города. | 1 |
7. | Магазины | Учить строить здания специального назначения. Закреплять названия магазинов, их виды. | 1 |
8. | Машина для перевозки продуктов | Учить строить по схеме, определять последовательность действий. | 1 |
9. | Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Развивать творческую инициативу. | 1 |
НОЯБРЬ | |||
10. | Грузовой автомобиль | Учить создавать сложную постройку, соединять детали, правильно называть части грузовой машины | 1 |
11. | Автобус | Учить строить автобус по образцу постройки, анализировать образец. | 1 |
12. | Остановка для автобуса | Учить строить прочную постройку с крышей, скамьей для людей. | 1 |
13. | Светофор | Учить строить по образцу. Закреплять знания о светофоре | 1 |
ДЕКАБРЬ | |||
14. | Горка | Учить определять состав деталей конструктора, особенности их формы. Размера и расположения. | 1 |
15. | Качели | Учить строить сложную постройку из лего-конструктора. | 1 |
16. | Новогодняя елка | Учить строить елку по схеме, украшать ее. | 1 |
17. | Выставка на самую интересную новогоднюю постройку | Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки. | 1 |
ЯНВАРЬ | |||
18. | Карусели | Продолжать учить строить сложную постройку из лего-конструктора, играть с ней. | 1 |
19. | Зоопарк | Закреплять представление детей о многообразии животного мира. Закреплять знания о работниках зоопарка. | 1 |
20. | Ферма | Учить выполнять коллективную постройку. Строить загончики для домашних животных по образцу. | 1 |
21. | Животные на ферме | Учить строить домашних животных. Закрепить знания о животных, живущих на ферме. | 1 |
Февраль | |||
22. | Красивый мост | Учить строить сложный мост для высоких машин | 1 |
23. | Железнодорожная станция | Учить строить станцию для паровозов. Познакомить с профессией железнодорожника. | 1 |
24. | Танк | Учить создавать сложную постройку, соединять детали, правильно называть части военной машины. | 1 |
25. | Аэропорт | Учить строить военные самолеты по схеме. Развивать глазомер, навыки конструирования. | 1 |
Март | |||
26. | Торт на праздник | Учить строить красивый торт, пирожное для женского дня. | 1 |
27. | Цветок для мамы | Учить строить постройку по образцу. Воспитывать желание оставить маме радость. | 1 |
28. | Мебель в гостиной | Учить строить диван, кресла, шкаф по схеме. | 1 |
29. | Мебель для кухни | Учить строить мебель для кухни, закрепить знания о ее назначении. | 1 |
Апрель | |||
30. | Динозавры большие, маленькие | Рассмотреть картинки с динозаврами, учить анализировать схему постройки. | 1 |
31. | Ракета, космонавты | Рассказать о первом космонавте нашей страны. Учить строить ракету, космонавта по образцу. | 1 |
32. | Выставка Космический корабль | Рассказать о космическом корабле. Учить строить космический корабль. | 1 |
33. | Робот | Рассмотреть игрушку робот. Учить строить робота. | 1 |
34. | Лабиринт | Познакомить с плоскостным конструированием, развивать мышление, внимание, мелкую моторику рук. | 1 |
Май | |||
35. | Плывут корабли | Рассказать о водном транспорте, есть грузовой, пассажирский, военный. Учить строить корабли, выделять в постройке ее функциональные части (борт, корму, нос, капитанский мостик, трубы) | 1 |
36. | Мы в лесу построим теремок | Учить строить теремок. Развивать творческое воображение. | 1 |
37. | Выставка по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить обдумывать содержание постройки, называть ее тему, давать общее описание. | 1 |
38. | Итоговое занятие | Обсуждение интересных построек. Разбор и сортировка деталей конструктора. | 1 |
Оценка качества освоения программы
5. Формы аттестации (контроля)
Аттестация позволяет определить эффективность работы по реализации дополнительной общеразвивающей программе. Для этого выбрана следующая форма аттестации: творческая работа, выставка, отчетные выставки.
Для отслеживания динамики освоения дополнительной общеобразовательной программы и анализа результатов образовательной деятельности разработан педагогический мониторинг. Мониторинг осуществляется в течение всего учебного года и включает первичный контроль, а также промежуточный и итоговый.
Виды контроля:
Вводный контроль (первичная диагностика) проводится в начале учебного года (сентябрь-октябрь) для определения уровня подготовки обучающихся. Форма проведения – собеседование.
Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений.
Итоговая аттестация проводится в конце обучения при предъявлении ребенком сделанных за год работ.
Формы и содержание итоговой аттестации: беседа, наблюдение, создание образовательных ситуаций.
А также текущий контроль включает следующие формы: творческие работы, самостоятельные работы, выставки.
Уровень освоения детьми дополнительной общеразвивающей программы «Лего-конструирование», осуществляется посредством диагностики, которая проводится в начале и конце учебного года. Данная диагностика включает в себя:
Вопросы контроля:
Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.
Создает сложные постройки
Создает постройки по образцу
Создает постройку по схеме
Создает постройки по инструкции педагога
Создает постройки по творческому замыслу
Умеет работать в паре (коллективе)
Использует предметы-заместители
Умеет составлять рассказ о постройке
Умеет обыгрывать постройку
Умеет делать выводы о результатах работы на занятиях (в том числе и в подгрупповой работе и работе в паре)
Умеет договариваться, не ссориться работая в паре, коллективе.
6. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Процесс обучения и воспитания основывается на дифференцированном подходе к обучающимся с учетом их возрастных и психических возможностей. Для достижения максимально возможных результатов используется совокупность методов и приемов обучения.
Методы обучения: словесные (объяснение, рассказ, беседа), наглядные и практические (творческие, практические работы).
Также используются и приемы обучения: анализ ситуации, показ практических действий, выполнение заданий, поиск решений.
Занятие имеет следующую структуру:
Организационный момент. Предполагает создание продуктивных условий для взаимодействия педагога и воспитанников.
Этап целеполагания и мотивации обеспечивает желание участников педагогического процесса работать на занятии через постановку целей и актуализацию мотивов учебной деятельности, через формирование установок на восприятие и осмысление учебной информации, развитие личностных качеств воспитанника.
Учитывая активную позицию, обучающийся в освоении материала и формировании умений, классифицировать учебные занятия по дидактической цели можно следующим образом:
− изучение и первичное закрепление новых знаний;
− закрепление знаний и способов деятельности, комплексное применение знаний и способов деятельности;
− обобщение и систематизация знаний и способов деятельности;
− проверка, оценка, коррекция знаний и способов деятельности.
Подведение итогов определяет уровень достижения целей, мера участия всех обучающихся и каждого в отдельности, оценка их работы и перспективы познавательного процесса, анализ построек.
В процессе освоения программы обучающимся могут быть предложены примерные темы выставок. Также ребенок может самостоятельно предложить тему выставки.
Трудолюбие, аккуратность, ответственность формируются в результате творческой деятельности, групповой и индивидуальной. Процесс обучения является воспитывающим, обучающиеся не только приобретают знания и нарабатывают навыки, но и развивают свои способности, умственные и моральные качества.
Выполнению этих целей и задач должны способствовать следующие методы, а именно:
- соревнование;
- поощрение.
Всю эту работу необходимо проводить с учетом имеющихся ресурсов и возможностей ребенка.
Материально-технические условия реализации программы:
Помещение для работы объединения должно отвечать требованиям санитарно-гигиенических норм и правил техники безопасности, установленным для помещений, где работают дети. Оборудование:
- столы
- стулья
- доска
- учебные пособия
- объяснительно-иллюстративный материал
- образцы построек из лего-конструктора
Конструктор Lego
Кадровое обеспечение программы:
Данную программу реализовывает: Максюта Оксана Анатольевна, педагогический стаж-20 лет, образование-высшее, категория-1.
7. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение программы:
1. Мельникова О.В. Лего-конструирование. Программа, занятия. ФГОС ДО - Учитель, 2019.
2. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие – М.:ТЦ Сфера, 2017. «Творческий Центр Сфера»
3. Шайдурова В.Н. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: справочное пособие/В.Н. Шайдурова - М.:Т.Ц. Сфера, 2008.
4. Комарова Л.Г. Строим из Лего (моделирование логических отношений объектов реального мира средствами конструктора Лего): методическое пособие/Л.Г. Комарова – М.: Линка-Пресс, 2001.
5. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий. М., 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РОБОТОТЕХНИКА LEGO WeDo» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РОБОТОТЕХНИКА LEGO WeDo»ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ...
Дополнительная общеразвивающая программа по LEGO-конструированию, для детей старшего дошкольного возраста «Фиксик»
Дополнительная общеразвивающая программапо LEGO-конструированию,для детей старшего дошкольного возраста«Фиксик»...
Дополнительная общеразвивающая программа по Lego-конструированию с использованием игрового оборудования « Послушные ладошки» для детей 2-4 лет
Программа " Леголандия"к муниципальной инновационной площадке МБДОУ на тему:« Развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечение в научно &ndash...
Дополнительная общеразвивающая программа по Lego-конструированию с использованием игрового оборудования « Послушные ладошки»для детей 3-5 лет.
Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используется недостаточно. Обучение и развитее в ДОО можно реализовать в образовательной среде с помощью Lego-к...
Дополнительная общеразвивающая программа по LEGO-конструированию и робототехнике «Фиксики»
Техническая направленность Возраст детей: 5–7 лет Срок реализации: 2 года...
Дополнительная общеразвивающая программа по LEGO-конструированию и робототехнике «LEGO – мастер»
Техническая направленность Возраст детей: 4–5 лет Срок реализации: 1 год...