Конспект НОД с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (конструирование, ручной труд) «Как лоскуток скрутился в куклу Столбушку» с презентацией
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Конспект НОД с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (конструирование, ручной труд) «Как лоскуток скрутился в куклу Столбушку»
Цель: Приобщение к традициям и ценностям народной культуры через знакомство с народной игрушкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект НОД | 26.48 КБ |
_kak_loskutok_skrutilsya_v_kukolku_stolbushku.pptx | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (конструирование, ручной труд) «Как лоскуток скрутился в куклу Столбушку»
Цель: Приобщение к традициям и ценностям народной культуры через знакомство с народной игрушкой.
Задачи:
1. Обучающие:
- прививать навыки работы с тканью при создании народной игрушки;
- формировать универсальные действия: складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание узла и др.;
- формировать знания, умения, навыки выполнения тряпичной обереговой куклы «Столбушка».
2. Развивающие:
- художественный вкус, творческое воображение и пространственное мышление, тактильное восприятие;
- развивать мелкую моторику рук и глазомер;
3. Воспитывающие:
- пробуждать интерес и уважительное отношение к традициям и обычаям русского народа;
- воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, настойчивость, аккуратность, желание заниматься рукоделием.
Интеграция образовательных областей:
Области | Интеграция | Решаемые задачи |
Познавательное развитие (Формирование целостной картины мира) | Презентация «Кукольный сундучок» (знакомство с народной куклой) | Развивать познавательный интерес; внимание. |
Познавательное развитие (ФЭМП) | Игровая ситуация «Разноцветные лоскутки» | Закреплять способы сравнения предметов по величине, цвету, форме. |
Речевое развитие | Беседа. Ответы на вопросы. Общение детей между собой. | Активизировать речь детей через использование прилагательных, наречий, предлогов, новых слов. Прививать соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения. |
Физическое развитие | Физминутка: пальчиковая игра «Девочки и мальчики» | Формировать ориентировку в пространстве, приучать действовать по сигналу, развивать мелкую моторику, внимание. |
Художественно – эстетическое развитие. | Конструирова-ние (ручной труд) «Куколка Столбушка» | Прививать навыки работы с тканью при создании народной игрушки; формировать универсальные действия: складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание узла и др. |
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в альбоме «Народная кукла», книги «Кукольный сундучок»; беседа о игрушках (с опорой на наглядность): какие бывают игрушки, из какого материала, кто делает игрушки; традиции и обычаи русского народа; хороводные игры: «Бабушка Маланья», «Воевода»; слушание народной музыки и колыбельных песен.
Работа с родителями: рекомендации родителям по чтению русской-народной сказки «Василиса Прекрасная»; подготовка материала для изготовления куколки (лоскутки ткани и нитки).
Форма организации: фронтальная
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, художественно-эстетическая.
Методы и приемы: игровой, наглядный, вопросы к детям, художественное слово, словарная работа и активизация словаря, индивидуальная работа.
Материалы и оборудование: сундучок, телевизор, компьютер, презентация «Кукольный сундучок»; лоскутки ткани: 10х20 (для скрутки), 15х15 (светлая однотонная для рук и головы), для изготовления одежды – различные лоскуты; для фиксации прочные нитки.
Демонстрационный: куклы, выполненные педагогом, технологическая карта «Куколка Столбушка».
Ход НОД:
Вводная часть
Звучит русская-народная музыка. Воспитатель собирает детей у экрана. Воспитатель: «Ребята, посмотрите кто к нам пришёл? (слайд 2 «Куколка»: высказывания и эмоции детей)
Воспитатель: Здравствуй куколка! Кто ты? Зачем ты к нам пришла? Почему ты грустная?
Куколка: Здравствуйте, ребята! Я народная куколка Столбушка. А грустная я потому, что у меня нет подружек. Мне очень хочется водить хоровод с подружками. (слайд 3 «Куколка говорит»)
Воспитатель: Куколка, не расстраивайся, мы с ребятами тебе поможем. Ребята, а как мы можем помочь? (варианты ответов детей, обсуждение) Будут у тебя подружки - Столбушки, только мы не знаем кто это.
Куколка: А я вам сейчас расскажу. Послушайте историю. (слайд 4 «Куколка говорит»)
Основная часть
Показ презентации «Кукольный сундучок» в сопровождении рассказа педагога:
(Слайд 5) «Кукла «Столбушка» - это самая древняя народная куколка. В нее и играли, и она являлась оберегом. Таких куколок в доме могло быть очень много, но по дому их не разбрасывали, а аккуратно хранили в сундучке (слайд 6 «Куколки Столбушки»).
Издавна считалось, что «Столбушка» – лучшая помощница в душевной беседе. Дети в взрослые часто делились с такой куколкой своими радостями и неудачами (слайд 7 «Дети и куколки»)
«Столбушка» – одна из самых простых народных тряпичных кукол. Ее еще называют кукла-закрутка, мастерят ее только с помощью рук и без иголки. (слайд 8 «Технология изготовления куколки Столбушки») В основе куклы - «столбик», отсюда и её название – «Столбушка». Столбушка – кукла-оберег, поэтому она «безликая». (Слайд 9) А из вас кто знает, что значит «безликая»? (варианты ответов детей) По древним преданиям, глаза не изображали на лице, чтобы злые силы не могли навредить кукле и её хозяину.
Воспитатель: Спасибо тебе, куколка, за интересную историю. Мы обязательно сейчас сделаем тебе подружек. (Слайд 10) Иди к нам.
(дети зовут куколку; слайд 11 «Куколка говорит», аудиозапись: «А я уже у вас в группе! Найдите меня»)
Игра на развитие внимания: «Посмотри вокруг, найди и на ушко мне скажи!»
Куколку усаживают на удобное место и приступают к изготовлению куколки Столбушки.
Давайте разомнём наши пальчики и поиграем.
Пальчиковая игра «Девочки и мальчики»
Наши девочки и мальчики | дети поднимают сначала правую руку согнутую в локте, показывают ладошку, потом левую… |
Ловко прыгают как мячики | Поочередно сгибают пальчики |
Головой слегка качают | Пальчики вместе, одновременно сгибаем 1-2 фаланги пальцев |
И красиво приседают | Пальчики вместе, одновременно сгибаем к ладошке |
Ручками хлопают вот так, вот так | хлопки 4 раза |
Ножками топают вот так, вот так | топают 4 раза |
Кулачки сжимают вот так. вот так | Показывают один кулачок, потом другой |
Ладошки раскрывают вот так, вот так | Поочерёдно раскрывают ладошки |
На ладошки мы подуем | Дуют поочерёдно на обе ладошки |
Наши пальчики разбудим. | Шевелят пальчиками |
(воспитатель предлагает детям пройти к столам, дети садятся, воспитатель обращает внимание детей на осанку…).
Воспитатель: У вас на столе лежат лоскуты ткани:
для скрутки – прямоугольный лоскут,
для оформления головы и рук – лоскут светлой однотонной ткани
для изготовления одежды – лоскут цветной ткани,
для фиксации – прочные нитки.
И карта – алгоритм изготовления игрушки.
Приступаем к изготовлению куклы «Столбушки».
1. Сворачиваем лоскут ткани в плотную скрутку (трубочку).
2. Перевязываем скрутку прочной ниткой и сверху набрасываем квадратный лоскут светлой ткани. (дети выполняют 1-2 шаг в изготовлении куклы)
3. Обозначаем голову – обматываем столбик прочной ниткой на уровне шеи. -- Вот и сформировалась голова куколки. (дети выполняют 3 шаг в изготовлении куклы)
Основа нашей куклы готова. Теперь самая интересная и творческая работа: мы будем свою куколку рядить.
4. Делаем руки – уголки свисающей ткани подгибаем внутрь, чтобы убрать лишнюю длину, и закрепляем нитками. (дети выполняют 4 шаг в изготовлении куклы)
5. Мастерим юбку и фартук из лоскутов яркой ткани. Одеваем куклу. (дети выполняют 5 шаг в изготовлении куклы)
6. Повязываем платок, украсив лоб куклы яркой тесьмой или лентой. Концы платка или косынки завязываем сзади. (дети выполняют 6 шаг в изготовлении куклы)
Воспитатель контролирует деятельность детей и проводит индивидуальную работу.
Слайд 12. Звучит русская-народная музыка. Воспитатель предлагает детям встать в хоровод (куколки у детей в руках) и полюбоваться своими куколками Столбушками.
Заключительная часть (рефлексия)
Воспитатель: Ребята, какие замечательные куклы у вас получились! Если кто-! то еще не до конца выполнил свою работу, то не расстраивайтесь, у вас будет еще время довести начатое дело до конца! Вы все - молодцы!
Кукла просто загляденье,
Детям всем на удивленье,
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить,
Вам придется не лениться
И старанье приложить!
- Ребята, вам трудно было делать куклу? (варианты ответов детей)
- Какую часть было трудно делать? (варианты ответов детей)
- А какую легко? (варианты ответов детей)
- Из какого материала делают куклу – Столбушку? (ответов детей)
Почему кукла называется Столбушкой? (ответов детей)
(слайд 13 «Куколка говорит») Куколка Столбушка благодарит детей за подружек-Столбушек. И предлагает порадовать своих родителей. Слайд 14 «Куколки танцуют», дети весело танцуют, повторяя танцевальные движения за куколками. Оформляем мини-выставку готовых кукол-Столбушек.
_________________________________________________________________
Используемая литература:
И. А. Лыкова «Конструирование в детском саду. Старшая группа», Издательский дом «Цветной мир», М.: - 2017.
Интернет - ресурсы:
https://youtu.be/mlTa4P23Pns ( «Хоровод»)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (аппликация)
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (аппликация) "Снегири"...
Конспект НОД с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (рисование)
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (рисование) "Яблонька-красавица цветы нам подарила"...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (Декоративное рисование) Тема Лошадки (по мотивам дымковской игрушки)
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (Декоративное рисование)Тема: Лошадки (по мотивам дымковской игрушки)...
Конспект НОД для детей старшей группы по художественно-эстетическому развитию на тему "Конструирование "Наш космодром"
Конспект НОД для детей старшей группы по художественно-эстетическому развитию на тему "Конструирование "Наш космодром"...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно эстетическому развитию. Спектакль «Заюшкина избушка»
Театрализованная игра появляется в определенный период и как бы вырастант из сюжетно-ролевой. Это происходит в тот момент, когда в более старшем возрасте не удовлетворяются только воспроизведени...
Конспект проведения НОД с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (рисованию) на тему «Грачи прилетели – встречаем весну»
использование нетрадиционных техник рисования "тычком" и оттиск поролона в старшей группе детского сада...
Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно – эстетическому развитию. Рисование «Автобус едет по дороге»
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно – эстетическому развитию.Рисование «Автобус едет по дороге» Цель: Научит...