Авторская дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования художественно-эстетической направленности «Чувствуй – думай – выражай» (6-7 лет)
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования художественно-эстетической направленности
«Чувствуй – думай – выражай» (6-7 лет)
Срок реализации программы – 1 год.
Автор: музыкальный руководитель Семенова Ю.Н.
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание………………………………………………………….2
Пояснительная записка……………………………………………………….3
Обоснование и общее содержание программы «Чувствуй – Думай - Выражай»……………………………………………………………………...6
Оценка достижения планируемых результатов освоения программы
детьми подготовительной к школе группы……………………………….....9
Учебно-тематический план…………………………………………………..14
Содержание программы:
Перспективно-тематический план…………..……………………………….15
Психо – эмоциональные особенности детей подготовительной группы…16
Методика организации и приемы руководства в процессе
образовательной деятельности……………………………………………….18
План-конспекты образовательной деятельности…………..………………..24
Список используемой литературы…………………………………………....60
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Чувствуй – Думай - Выражай» разработана в соответствии с требованиями Министерства образования науки РФ к программам дополнительного образования детей дошкольного возраста, Федерального государственного стандарта дошкольного образования и определяет содержание и организацию образовательного процесса в ходе освоения детьми навыков выразительного исполнения песен, танцев, навыков выразительной передачи художественных образов.
В современный период развития общества «приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры». («Концепция развития дополнительного образования детей» Раздел «Общие положения» (утв. Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-Р).
В связи с этим, дополнительное образование является уникальной социальной практикой наращивания мотивационного потенциала личности, персонализации процесса развития способностей детей, в том числе творческих способностей.
Детство – самый важный этап в жизни человека. Он должен быть заполнен радостью открытия мира» Л.И. Царенко. О необходимости вовлекать детей в мир театра, в мир чувств и образов, писали Т.Н. Караманенко и Ю.Г. Караманенко «Театр создает хорошее настроение, обогащает детей впечатлениями, вызывает у них разнообразные эмоции, способствует их общему развитию и эстетическому воспитанию». И относят к занятиям театральной деятельностью выразительную передачу песни, хореографии, мимики, жестов, слова. Так же развитие музыкальности, раскрепощенности, внимания и адаптационных возможностей детей. Большинство авторов указывают на актуальность задачи развития выразительной передачи музыкальных, игровых, сценических образов детьми.
Однако, неблагоприятная тенденция к обеднению и ограничению общения детей с другими детьми приводит к росту явлений социальной изоляции (детского одиночества), отвержения, к низкому уровню коммуникативной компетентности детей, низкой мотивации общения и сотрудничества, недостаточному развитию жизненных навыков взаимодействия и сотрудничества с другими детьми, усилению проявлений тревожности и детской агрессивности.
В связи с этим актуальным является поиск эффективных средств развития коммуникативных навыков и художественно - эстетических способностей детей, развитие интереса к самореализации посредствам театральной деятельности, личностных качеств ребенка.
С этой точки зрения одним из эффективных путей творческого развития дошкольников может стать направленная работа на развитие навыков выразительного исполнения песен, танцев, участие в театральной деятельности.
Многообразие видов и форм организации музыкально-театральной деятельности помогают сделать образовательную деятельность насыщенной, интересной, содержательной и в полной мере поможет детям развить навыки выразительного исполнения песен, танцев, и небольших ролей. Во время работы над выразительным исполнением формируются певческие навыки, совершенствуется артикуляционный аппарат, развивается чувство ритма, расширяется кругозор, тренируется память, увеличивается двигательная активность, появляется уверенность в действиях ребенка.
В связи с этим, стимулирование развития личностных качеств в дошкольные годы создает определенные предпосылки лучшей адаптации к следующему (школьному) этапу жизни. И в целом способствует успешному решению проблемных ситуаций.
Новизна данной программы состоит в том, что в ней разработана технология освоения и выразительной передачи образов в таких видах деятельности как пение, танец и художественное слово, у детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем творческих способностей.
Реализация данной дополнительной общеобразовательной программы позволит в условиях дошкольной общеобразовательной организации посредствам дополнительной образовательной деятельности расширить возможности образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Программа «Чувствуй –Думай –Выражай» имеет четкую содержательную структуру:
- пояснительная записку;
- обоснование и общее содержание программы (цели и задачи, ожидаемый результат освоения программы, принципы построения программы, ресурсное обеспечение);
- методика и инструментарий для отслеживания результатов освоения программы;
- содержание программы в соответствии с возрастом детей дошкольного возраста;
- особенности развития детей подготовительного к школе возраста;
- перспективно – тематический (учебный) план программы на год;
- конспекты образовательной деятельности освоения техники выразительной передачи образов в пении, танце, художественном слове.
ОБОСНОВАНИЕ И ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Чувствуй – Думай - Выражай»
Программа разработана с учетом основных принципов, требований к составлению дополнительного образования детей, возрастных особенностей дошкольников и в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией развития дополнительного образования детей.
Цель программы.
Развитие выразительности в пении, танцевальных движениях, художественном слове, посредствам музыкально-театральной деятельности.
Задачи программы:
- Образовательные задачи:
- обучать приемам выразительного пения;
- обучать технике выполнения музыкально-ритмических движений;
- знакомить с литературными произведениями, расширять словарный запас детей;
- формировать основы музыкальной культуры, знакомить с музыкальными понятиями.
2. Развивающие задачи:
- развивать певческие навыки;
- развивать музыкально-ритмическую двигательную активность;
- развивать речевые навыки;
- развивать эмоционально-выразительное исполнение песен, танцев, ролей.
3. Воспитательные задачи:
- формировать потребность в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла;
- воспитывать чувство сопереживания друг за друга;
- формировать умение согласовывать свои действия с действиями сверстников в ансамблевом исполнении.
Программа рассчитана на 9месяцев (сентябрь – май), 36 занятий (занятия проводится один раз в неделю по 30 минут), для детей 6 – 7 лет. Программа реализуется в форме кружка, во второй половине дня, по подгруппам.
Формы и режимы образовательной деятельности
Рекомендуемые формы образовательной деятельности (ОД): игрового, сюжетно-ролевого, импровизационного, обучающего характера. ОД проводится небольшими группами (не более 10-12 человек) – 1 раз в неделю.
Структура ОД включает в себя вводную, основную и заключительную части:
- вводная часть включает задания на умеренную активность: музыкальное приветствие, комплекс упражнений для подготовки речевого аппарата, слушание музыкального или художественного произведения, беседа, подготовка к основной работе.
- основная часть включает упражнения на формирование выразительного исполнения песни , танца или художественного произведения, тренинговые задания на раскрепощение, воображение и погружение в образ.
- заключительная часть включает музыкальные игры, творческие задания, комплекс упражнений на расслабление мышц, подведение итога занятия.
Ожидаемые результаты освоения программы детьми
- ребенок владеет певческим навыком – чисто интонирует мелодию песни, управляет дыханием, четко пропевает текст песни, соблюдает динамику, темп, выразительно передает характер и настроение песни;
- ребенок выразительно двигается, четко и ритмично исполняет движения танца, выполняет имитационные движения характерные для передачи образа героя, ориентируется в пространстве, координирует движения с речью или пением;
- ребенок владеет дилогической, монологической и связной речью, следит за четкостью произносимого текста, интонацией, динамикой, темпом, дыханием, мимикой.
- ребенок способен запоминать достаточно длинный стихотворный текст, импровизировать, проявлять самостоятельность в воплощении художественного замысла.
- ребенок умеет согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослых, способен выслушивать мнение других и выражать собственное, находит решения в проблемных ситуациях, находит подход к решению творческих заданий.
- ребенок способен к самовыражению по средствам эмоционального выразительного пения, танца, художественного слова, обладает уверенностью, участвует в концертной, театрально-постановочной, конкурсной деятельности в рамках детского сада и за его пределами.
- ребенок обладает установкой положительного отношения к другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, с интересом участвует во всех видах деятельности, предусмотренных программой «Чувствуй – Думай - Выражай».
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО К ШКОЛЕ ВОЗРАСТА
Основой оценивания результатов работы по реализации основных задач дополнительной образовательной программы «Чувствуй – Думай – Выражай» является изучение степени развития навыков выразительного исполнения песен, танцев и художественного слова.
Методика обследования была разработана на основе методического комплекса музыкально-певческого воспитания В.В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса», методических рекомендаций по развитию выразительности в танцевальных движениях С.Н. Мухиной, на основе программы «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной, пособие по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста О.В. Артамоновой.
Особенностью диагностического исследования является то, что оно позволяет выявить уровень владения как техническими навыками в пении, танцах и художественном слове, так и эмоционально-выразительную передачу технически наработанных навыков.
Наиболее целесообразно проводить изучение степени развития навыков выразительности у детей в начале и в конце учебного года (индивидуально или по подгруппам), используя следующие виды организации: наблюдения в процессе образовательной деятельности, упражнения, игровые задания.
Изучение проводится по определенным показателям, соответствующим задачам программы, что позволяет отслеживать динамику уровня освоения навыков выразительного исполнения песни, танца, художественного слова каждого ребенка. Выделяются три уровня развития навыков выразительности – высокий, средний, низкий, с балльной шкалой – 3,2,1, соответственно.
Определение уровня сформированности навыков выразительного пения
Чистое интонирование.
Методика обследования:
- подготовка певческого аппарата (исполнение распевок на формирование различных голосовых возможностей ребенка);
- исполнение знакомой ребенку песни под аккомпанемент;
- исполнение знакомой песни без музыкального сопровождения.
Уровни развития:
Высокий – ребенок понимает движение мелодии, способен четко, самостоятельно ее воспроизвести как с аккомпанементом, так и без музыкального сопровождения.
Средний – ребенок допускает незначительные ошибки в интонировании, самостоятельно поет песню под аккомпанемент, но затрудняется в исполнении без музыкального сопровождения.
Низкий - ребенок поет неуверенно, не соблюдает интонационную линию песни, не поет без аккомпанемента.
Выразительно-эмоциональное пение.
Методика обследования:
- предложить ребенку исполнить знакомую попевку с разным настроением (радость, грусть, злость)
- предложить ребенку исполнить знакомую песню так, как будто он выступает на концерте.
Уровни развития:
Высокий – ребенок эмоционально исполняет песню, попевку, чувствует и передает настроение в пении, манере исполнения, самостоятельно подбирает средства для более выразительного исполнения песни (жестикуляция, танцевально-ритмические движения).
Средний – ребенок сдержан в проявлении эмоционально-выразительной стороны песни, не всегда уместно использует движения, или не использует их вовсе.
Низкий – ребенок исполняет песню или попевку не выразительно, не уверенно, не проявляет навыков сценического исполнения песни, скован в жестикуляции, движениях.
Определение уровня сформированности навыков выразительности в танцевальных движениях
Четкость и ритмичность в танцевальных движениях.
Методика обследования:
- разминка, исполнение ритмических упражнений, направленных на подготовку двигательного аппарата;
- исполнение комплекса танцевальных движений, знакомых детям, индивидуально;
- исполнение танца в коллективе.
Уровни развития:
Высокий – ребенок понимает технику исполнения движений, обладает навыками его исполнения, ориентируется в пространстве, согласует свои движения с ритмом музыки и движениями других детей, без помощи педагога выполняет комплекс из 6 – 8 танцевальных движений.
Средний – ребенок интуитивно выполняет движения, нуждается в подсказке взрослого при выполнении комплекса танцевальных движений, не всегда двигается соответственно ритму музыки.
Низкий – ребенок выполняет движения вяло, не ритмично, не координирует движения с музыкой, выбивается из ансамбля в общих танцах, не запоминает последовательность движений, нуждается в постоянной поддержке взрослого.
Выразительность в танцевальных движениях.
Методика обследования:
- использование упражнений с движениями имитационно-подражательного характера;
- исполнение характерного танца или фрагмента танца, сольно или в коллективе.
Уровни развития:
Высокий – ребенок самостоятельно и выразительно выполняет имитационно-подражательные движения, характерные для передачи образа, сохраняет эмоциональную линию на протяжении всего выступления.
Средний – ребенок нуждается в незначительной помощи педагога, в имитационно-подражательных движениях затрудняется с поиском верных движений для передачи образа, во время исполнения танца отвлекается, теряет целостность в передачи эмоционального замысла танца.
Низкий – ребенок не эмоционален во время исполнения танца, и даже при хороших технических навыках танцует невыразительно, не передает характер и настроение танца.
Определение уровня сформированности выразительности в передаче художественного слова
Четкость речи.
Методика обследования:
- предложить ребенку повторить сказанную педагогом скороговорку в умеренном темпе;
- чтение ребенком знакомого стихотворного текста наизусть.
Уровни развития:
Высокий – ребенок произносит слова правильно, четко, в умеренном темпе, равномерно распределяет дыхание, не выкрикивает и не «проглатывает» окончания слов, способен запоминать достаточно длинный стихотворный текст, до 8 четверостиший.
Средний – ребенок затрудняется в четкости произношения некоторых слов, в чтении стихотворения постепенно может переходить на крик или наоборот затихать, не всегда правильно пользуется дыханием.
Низкий – речь ребенка невнятная, слишком быстрая, или наоборот –замедленная, ребенок говорит с придыханием, забывает стихотворный текст, нуждается в поддержке педагога.
Выразительность речи.
Методика обследования:
- предложить ребенку озвучить персонажа любимой сказки;
- предложить рассказать ребенку знакомое стихотворение наизусть.
Уровни развития:
Высокий – ребенок понимает характер и настроение присущее выбранному им герою, стихотворному тексту, способен выразительно передать образ в монологической и диалогической речи, соблюдает интонационную окраску, знаки препинания, импровизирует, добавляя к стереотипу героя личное отношение, то есть, проживает момент погружения в образ.
Средний – ребенок понимает характер и настроение, с которым следует передавать образ героя или читать стихотворение, но ограничивает себя в выразительности, опираясь в основном на подражание педагогу и отвлеченному отношению к произносимому монологу или диалогу.
Низкий – ребенок не эмоционален при чтении стихотворения, не использует интонационную выразительность, не соблюдает знаки препинания, пассивен, зажат, может отказаться от выполнения заданий.
Диагностическая карта
№п/п | Ф.И. ребенка | Определение уровня сформированности навыков выразительного пения | Определение уровня сформированности навыков выразительности в движениях танцевальных | Определение уровня сформированности выразительности в передаче художественного слова | Общий показатель | ||||||||||
Чистое интонирование. | Выразительно-эмоциональное пение. | Четкость и ритмичность в танцевальных движениях | Выразительность в танцевальных движениях. | Четкость речи. | Выразительность речи. | ||||||||||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | ||
Учебно-тематический план реализации программы дополнительного образования
Блоки программы | количество часов |
Мониторинг | 3 |
Работа над развитием навыков выразительного пения | 9 |
Работа над развитием навыков выразительного исполнения танцевальных движений | 8 |
Работа над развитием навыков выразительности в речи | 6 |
Развитие навыков выразительного исполнительства | 7 |
Мониторинг | 2 |
Отчетное мероприятие | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Перспективно-тематический план реализации программы дополнительного образования
Месяц | Тема ОД | количество ОД |
Сентябрь | «Определение уровня сформированности навыков выразительного пения, танцевальных движений, художественного слова» | 2 |
«Упражнения и игры на развитие внимания, памяти» | 1 | |
«Упражнения и игры на развитие фантазии, воображения» | 1 | |
Октябрь | «Развитие певческих навыков» | 2 |
«Игры и упражнения на развитие выразительности в пении» | 2 | |
Ноябрь | «Развитие певческих навыков» | 1 |
«Игры и упражнения на развитие выразительности в пении» | 1 | |
«Работа над целостным, концертным исполнением песни» | 2 | |
Декабрь | «Развитие танцевальных навыков» | 2 |
«Игры и упражнения на развитие выразительности в танцевальных движениях» | 2 | |
Январь | «Развития танцевальных навыков» | 1 |
«Игры и упражнения на развитие выразительности в танцевальных движениях» | 1 | |
«Работа над целостным, концертным исполнением танца» | 2 | |
Февраль | «Развитие речевых навыков» | 2 |
«Развитие навыков выразительной передачи художественного слова» | 2 | |
Март | «Развитие речевых навыков» | 1 |
«Развитие навыков выразительной передачи художественного слова» | 1 | |
«подготовка к музыкально-театрализованному представлению» | 2 | |
Апрель | «Развитие навыков интеграции песенной, танцевальной, театральной деятельности » | 2 |
«Творческие задания и игры на закрепление навыков выразительного исполнения песни, танца, художественного слова» | 2 | |
Май | «Творческие задания и игры на закрепление навыков выразительного исполнения песни, танца, художественного слова» | 1 |
«Определение уровня сформированности навыков выразительного пения, танцевальных движений, художественного слова» | 2 | |
«Образовательная деятельность в форме концерта или открытого мероприятия» | 1 |
ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО К ШКОЛЕ ВОЗРАСТА
Психическое и эмоциональное состояние ребенка в возрасте 6-7 лет характеризуется неустойчивостью и переменчивостью. Чувства дошкольника непроизвольны, они быстро вспыхивают, ярко выражаются и быстро гаснут. Бурное веселье нередко сменяется слезами. Но, не смотря на это, в старшем дошкольном возрасте, эмоциональные процессы более управляемы. Эмоциональность обусловлена развивающимися представлениями: желание, воображение, действие, чувства. В эмоциональном представлении ребенка содержится будущий результат и его оценка взрослым. Ребенок предвидит отрицательный (положительный результат), неодобрение (одобрение), испытывает переживания после оценки взрослого.
Изменения в эмоциональной сфере способствует изменениям и в речевом развитии ребенка. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей отражается более богатый словарный запас, дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. Развивается диалогическая, и некоторые виды монологической речи, дети осваивают формы позитивного общения с людьми.
Увеличивается устойчивость внимания, у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Наиболее продуктивный путь запоминания обусловлен особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью, эмоциональными переживаниями ребенка, об этом важно помнить при организации образовательной деятельности.
Характерным для детей старшего дошкольного возраста является активизация воображения— вначале воссоздающего, позволяющего представлять сказочные, музыкальные образы, а затем и творческого воображения, благодаря которому создается принципиально новый образ. Этот период — сензитивный для развития фантазии.
Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, легко переносятся и на персонажей художественной литературы – сказок, рассказов. Переживания могут возникать и по отношению к животным, игрушкам, растениям. Таким образом формируется чувство сострадания, сопереживания, это способствует эмоциональной передачи личного отношения ребенка к людям, поступкам, предметам. В процессе выполнения совместных творческих, игровых, поисковых заданий развивается эмоциональное единство группы дошкольников.
Вся жизнь ребенка дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. В большинстве случаев лучше не придавать слишком большого значения переменам настроения ребенка, что позволит ему самостоятельно обрести эмоциональную стабильность.
Музыка – искусство, воздействующее на эмоциональный аспект развития личности ребенка. При специально организованной деятельности на музыкальных занятиях, дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием музыки, отображая эти чувства в пении, танцах, художественном слове, играх, насыщенных переживаниями. Обычно эмоции и чувства дошкольников сопровождаются выразительными движениями: мимикой, пантомимикой, голосовыми реакциями.
Эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым полезно помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Нельзя требовать от ребенка переживать то, что он не переживает, чувствует; можно лишь косвенно, опосредованно направлять его, организуя деятельность ребенка.
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРИЕМЫ РУКОВОДСТВА В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Принципы построения программы и ее реализация в работе с детьми
- Принцип развивающего обучения.
Предлагаемые задания должны быть направлены не на имеющийся в данный момент у детей уровень творческих способностей, а опережать его, требовать приложения усилий для овладения навыками выразительного исполнения.
- Принцип воспитывающего обучения.
Работа, направленная на формирование выразительности в музыкально-театральной деятельности детей, предусматривает решение воспитательных задач, например, воспитание таких личностных качеств, как инициативность, отзывчивость, потребность в самовыражении, формирование эстетического вкуса.
- Принцип систематичности.
Последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным, повышение требований к уровню способностей по мере их развития. Только при многократных повторениях музыкального, танцевального, словесного материала образуются художественные стереотипы. Повторения обеспечивают долговременную приспособительную перестройку исполнительского порядка, на основе которых развиваются навыки выразительного исполнения. Регулярность, планомерность, непрерывность обеспечивают принципы систематичности.
- Принцип сознательности и активности детей.
Сознательное отношение детей к предлагаемому музыкальному и художественному материалу увеличивает прочность их усвоения, воспитывает самостоятельность, инициативу. Этот принцип направлен на воспитание у ребенка осмысленного отношения к выразительному исполнению. Осознание техники передачи образа, последовательность в действиях, концентрация памяти и мышления способствуют формированию у ребенка творческой рефлексии. Он осваивает пространственную терминологию, осознанно выбирает рациональный способ выразительной передачи музыкального и (или) художественного образа; учится самостоятельно и творчески решать задачи выразительного исполнения.
- Принцип индивидуального подхода.
Основывается на учете разного уровня музыкальных и театральных способностей, имеющихся у детей, и требуют дифференцированного отношения, гибкости в подборе репертуара для исполнения. Индивидуальный подход должен помочь каждому развить свои способности и проявить их в выразительной передаче образов, наиболее соответствующих возможностям ребенка.
- Принцип наглядности.
Предполагает получение представлений в процессе комплексного использования разнообразных форм наглядности: демонстрации песен, движений танца, художественных произведений и различного рода наглядных пособий, воссоздающих целостное представление о рассматриваемом образе в сочетании с идеомоторикой, а так же имитационными и другими подводящими средствами выразительной передачи образа.
Обеспечение реализации программы
«Чувствуй – Думай - Выражай»
Методы работы
Для развития выразительности в исполнении песен, танце и художественных произведений применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса художественно-эстетического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).
В основе методики художественно-эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде.
- Метод целостного восприятия, дает полное понимание содержания сказки, песни, характера танца, художественного произведения и т.д. Способствует первичной эмоциональной оценке образов предлагаемого произведения, побуждает желание принять участие в исполнение песни, танца, или театральной постановке.
- Репродуктивный метод, при котором воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности. Упражняясь в практических действиях ребенок уточняет и воспроизводит их по данному образцу. Репродуктивный метод повышает усвоение знаний и навыков, позволяет использовать и варьировать их в разнообразных ситуациях.
- Игровой метод применяется для того, что бы совершенствовать навыки выразительного исполнительского мастерства, самостоятельных действий, проявление творческой инициативы. Игровые действия развивают познавательные способности, морально-волевые качества, формируют поведение ребенка. В игре с соответствующими установками, можно более точно решать задачи художественно-эстетической направленности, так как на фоне положительных эмоций ребенок способен без особых усилий проявить свои творческие способности.
- Наглядные методы применяются для того, что бы сформировать у дошкольника представления о способах и качестве выразительной передачи образа, яркость чувствительного восприятия.
- наглядно-зрительные приемы обеспечивают: правильный, четкий показ образца танцевальных движений, жестикуляции, мимики.
- тактильно-мышечная наглядность, этот прием основан на непосредственной помощи педагога, который прикосновением к ребенку уточняет и направляет положение отдельных частей тела. Использование этого приема должно быть кратковременным, в противном случае ребенок привыкает к помощи взрослого и не стремится к самостоятельному качественному исполнению музыкально-ритмических движений.
- предметная наглядность включает использование предметов (реквизитов) для формирования точного завершенного представления о художественном образе и способствует выразительному воспроизведению.
- прием художественно-выразительного исполнения позволяет детям эмоционально погрузиться в содержание песни, танца, литературного произведения, переживать настроение соответствующее настроению персонажей.
- Словесный метод активизирует сознание ребенка, способствует осмыслению поставленных задач, их содержания, структуры, осознанному выполнению заданий, самостоятельному и творческому применению их в различных ситуациях.
- краткое описание и объяснение новых техник выразительной передачи танцевальных движений, вспомогательных движений для более точного выражения песенного, художественного образа, с опорой на имеющийся жизненный опыт и представления ребенка;
- пояснение, которое сопровождает наглядные приемы;
- четкие указания действий, требующие различной интонации, динамики и выразительности;
- беседа, предваряющая практические действия, различные виды игр;
- вопросы детям, которые задаются после демонстрации художественного произведения о содержании, характере, образах, содержащихся в представленном материале, для выяснения осознания ребенком его дальнейших действий в выразительной передачи песни, танца, роли.
- рассуждения, способствуют расширению границ характеристики предлагаемых образов, его действий и качеств, также формированию воображения, развитию связной речи.
- Практические методы применяются для того, что бы дошкольник закрепил свои певческие, танцевальные, актерские навыки, совершенствовал их, понимал и корректировал; научился ориентироваться в пространстве; приобрел навыки самоорганизации.
Все методы и приемы обучения играют важнейшую роль в
формировании выразительного исполнительского мастерства и должны применяться в комплексе. Они подбираются педагогом с учетом стоящих задач, этапа обучения, возрастных особенностей и подготовленности детей, предлагаемого репертуара.
Материально-техническое обеспечение
- специально оборудованное помещение (музыкальный зал или театральная студия);
- оборудование (фортепиано или другой инструмент, которым владеет педагог, детские музыкальные инструменты, аудио – СD – DVD аппаратура, микрофон, световые эффекты, ширмы, декорации, реквизиты, атрибуты для игр, костюмы и элементы костюмов), удобная одежда, на ногах – чешки;
- наглядный материал (иллюстрации, записи музыкальных произведений, фонограммы)
Кадровое обеспечение
- музыкальный руководитель.
- воспитатель, владеющий игрой на музыкальном инструменте.
Начинать работу по развитию навыков выразительности в пении, танцах, речи, следует с определения видов деятельности, которые можно использовать в детском саду:
- пассивное и активное восприятие музыкальных произведений;
- пение в допустимом диапазоне в пределах октавы;
- музыкально-ритмические движения;
- несложные танцевальные постановки;
- разучивание стихотворного текста и прозы;
- театрализация сказок;
- игры различного содержания, направленные на развитие и закрепление песенных, танцевальных, речевых навыков.
Организация перечисленных видов деятельности практически не имеет ограничений участия в них детей, кроме отдельных индивидуальных особенностей, о которых должен знать педагог, к ним относятся физические и психо-эмоциональные нарушения, которые ограничивают, или полностью исключают участие ребенка в одном или нескольких видах деятельности.
Технология развития выразительного пения
К старшему дошкольному возрасту ребенок владеет певческими навыками, сформированы тембровые особенности детского голоса, но стоит не забывать, что певческий аппарат ребенка недостаточно развит и выдерживает определенные нагрузки.
Необходимо соблюдать временные рамки при занятиях пением (не более 10 минут). Обязательно подготовить певческий аппарат к работе с помощью попевок, упражнений. Во время пения следить за звукообразованием, за тем, что бы ребенок, не напрягал мышцы шеи, не поднимал плечи, не сутулился, при дыхании опирался на диафрагму. Чередовать быстрое, отрывистое пение с медленным, протяжным.
При первой демонстрации песни пение педагога должно быть четким,
эмоционально-выразительным, легким, аккомпанемент не должен заглушать голоса, дети должны видеть, как педагог извлекает и формирует звук, как сидит во время пения – это должно быть эталоном исполнения песни.
Во время беседы обратить внимание на характер, настроение, сюжет
песни, дать возможность детям высказать свое мнение, относительно манеры исполнения.
Использовать вспомогательную атрибутику для выразительной передачи характера песни можно тогда, когда ребенок хорошо знает текст песни, интонационно поет верно и уверенно, в противном случае атрибут будет отвлекать ребенка и невозможно будет добиться ни технически правильного исполнения, ни выразительности в пении.
Совмещать пение с пантомимой и жестами, нужно как можно раньше, это способствует лучшему запоминанию текста песни, закрепляет навыки координации пения с движением, доводит их до автоматизма и делает уместными, дополняющими, и способствуют выразительному исполнению песни. Важно не перегружать сопровождение песни танцевальными движениями, чтобы песня не стала танцем, движения должны не мешать, а помогать ребенку в выражении песенного образа.
Технология развития выразительной передачи танцевального движения
Танец – один из ведущих видов деятельности самовыражения ребенка, его природа более естественна для самостоятельной творческой деятельности детей.
Начинать разучивание танцевальных движений всегда нужно с простых, умеренных, понятных детям элементов, постепенно увеличивая нагрузку на двигательный аппарат ребенка. Следить за осанкой, постановкой частей тела, что бы их движения были не обособленными, а согласованными.
Переходя к интенсивным движениям танца, так же следует помнить о временных рамках (не более 3-5 минут), не перегружать сердечнососудистую систему ребенка, чередовать темп выполнения танцевальных движений. После необходим комплекс упражнений на расслабление и восстановления дыхания.
Следить за техникой выполнения танцевального движения или отдельного его элемента, при необходимости индивидуально отработать то, что не получается. Озвучить то, что делает педагог и пошагово показать правильное выполнение движения, при необходимости направить движения ребенка прибегая к тактильному приему. На данном этапе необходимо чтобы ребенок выполнял движения перед зеркалом, сначала с помощью педагога, затем самостоятельно, и только потом можно «развернуть» ребенка к зрителю.
В разучивании танцевальных движений допустимо многократное повторение одного или нескольких связных элементов танца, это помогает активизировать мышечную память, довести движения до автоматизма и впоследствии дает ребенку ощущение комфорта во время исполнения танца.
Когда техническая сторона танца освоена, ребенок запомнил последовательность танцевальных движений, выполняет их верно, ритмично, появляется эмоциональность, раскованность, легкость в движениях. Задача педагога направить проявляющуюся выразительность в нужное русло, соответствующее содержанию и характеру танца. Так как на этом этапе есть опасность того, что ребенок перестает вслушиваться в музыку и опережает ее темп, выбивается из общего ансамбля.
Для формирования выразительности в характерных танцах необходимо использовать имитационно – подражательные движения, а так же учитывать индивидуальные психофизические особенности ребенка при подборе индивидуальных танцев.
Технология развития выразительности художественного слова
К завершению дошкольного возраста ребенок овладевает правильным звукопроизношением, имеет необходимый словарный запас, грамматически правильную речь. Употребляет и изменяет все части речи. Совершенствуется связная речь ребенка, включая диалогическую и монологическую речь. (Диалогическая речь это умение вести беседу, умение общаться и, как следствие, иметь сформированные коммуникативные навыки. Монологическая речь - это пересказ, чтение стихотворений наизусть, составление рассказов по картинкам, устные сочинения.)
Первый этап – это знакомство с художественным произведением, которое читает или рассказывает педагог, либо оно звучит в записи, перед прослушиванием нужно обязательно сконцентрировать внимание ребенка, подготовить его к слушанию.
Затем задать вопросы по содержанию текста. Необходимо выбирать небольшие произведения для полноты восприятия сюжета. Вопросы должны отображать порядок действий и событий в данном литературном произведении. Для лучшего запоминания ребенком текста целесообразно использовать картинки, отображающие сюжет произведения.
Во время пересказа ребенком сюжета произведения педагог должен придерживаться правил: не перебивать по пустякам, не вдаваться в те подробности, которых не было или они не значительны для сюжета; если литературное произведение произвело очень сильное впечатление, то пересказ может быть отсрочен.
При формировании выразительности речи следует, во - первых, дать возможность ребенку услышать, прочувствовать, пронаблюдать, как с помощью языка педагог дает свою оценку действительности, как он выражает свой духовный мир, свои эмоции и чувства; во -вторых, создать условия для того, чтобы на языковые средства выразительности речи ребенок сам откликался эмоциями, чувствами и упражнялся в выражении собственной оценки действительности.
Мотивация. Итогом всей деятельности ребенка является выступление на утреннике, спектакле, конкурсе, концерте.
План – конспекты образовательной деятельности по развитию навыков выразительного исполнения песен, танцев, навыков выразительной передачи художественного образа
Занятие 1
Цель: определить уровень сформированности навыков выразительного пения.
Задачи | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности детей |
1. Организовать детей, развивать внимание. 2. Подготовить певческий аппарат ребенка, обратить внимание на интонационную выразительность в исполнении. 3. Побуждать детей точно, «объемно» высказываться о наблюдениях. 4. Развивать внимание, воображение, научить детей соизмерять громкость подачи звуков. 5. Развивать память на физическое самочувствие, воображение. Например: жарко, холодно. | 1.Настроечные упражнения. «Послушай комнату, улицу». 2. Показ распевки «Ох, ах, эх» Е. Шаламонова. 3. Беседа об осени, проблемные вопросы. 4. Исполнение попевки «ветерок – ветер - вихрь» В. Емельянова, без интонационных изменений, создание поисковой ситуации. 5. Объяснение правил игры «Осенняя прогулка», «Березка». |
3.Составление рассказ о об осени короткими фразами «Трава пожухла». «Стало холодать» и т.д. 4. Исполнение попевки с соответствующей интонацией, динамикой. 5. Самоорганизация, проговаривание правил игры, игровая деятельность. |
Занятие 2
Цель: определить уровень сформированности навыков выразительного исполнения танцевальных движений.
Задачи | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности детей |
1. Организовать детей, развивать внимание. 2.Учить строить полукруг, развивать внимание и быстроту реакции на смену деятельности. 3. Развивать у детей навык различать динамические оттенки и отражать их в движении. 4. Развивать у детей чувство ритма, умение различать музыкальные фразы. Определить навык выполнения шага польки. 5. Развивать у детей умение передавать в движении содержание музыкального произведения. Развивать воображение, творчество. Улучшать ритмичность движений. | 1.Настроечные упражнения. «Послушай комнату, улицу». 2. Показ упражнения «Волна» 3.Исполнение «Лендлер» Л.Бетховен, побуждать детей менять характер движения рук. 4. Выразительное исполнение Чешской н.м. в обр. Н.Френкеля Постановка задачи, наблюдение за выполнением движений. 5. Исполнение «Марш» Т.Ломовой. Объяснение правил игры, предложить детям изменить правила игры. | 1.Слушание, составление рассказа об услышанных звуках. 2. Выполнение упражнения, проявление самоорганизации, внимания, сосредоточенности. 3. Выполнение упражнения «Ветерок и ветер» 4. Игра «Замри». 5. Игра «Метро». Самоорганизация, проявление творческих способностей, на основе приобретенных навыков.
|
Занятие 3
Цель: определить уровень сформированности навыков выразительной передачи художественного слова.
Задачи | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности детей |
1.Рразвивать воображение, внимание. Воспитание чувства партнера, умение подхватить заданное движение. 2. Работа над четким произношением скороговорки. 3.Развивать интонационную выразительность речи. Понятие – интонация. 4.Развивать умение управлять силой голоса – давать его тихо, средне, громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и, наоборот. 5. Учить снимать мышечное напряжение голосовых связок. | 1.Настроечные упражнения «Послушай комнату. Улицу» Вспомогательные вопросы, организация внимания 2. Проговаривание скороговорки в разных темпах от умеренного к быстрому «Белый снег» 3.Показ, как здороваться, разнообразно интонируя слова: радостно, приветливо, угрюмо, и т.д. Объяснение правил игры. Предложить детям разыграть знакомую сказку по ролям «Теремок». 4.Показ игрового упражнения с гласными: «Покажи, как гудит самолет, если он далеко, и как гудят, если он близко?» 5. Показ упражнения «Фыркающая лошадь», указания, наблюдение. |
Самостоятельное распределение ролей, выбор реквизитов. Обыгрывание сказки «Теремок», самостоятельный побор средств интонационной выразительности.
|
Занятие 4
Цель: познакомить детей с играми направленными на развитие воображения.
Задачи | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности детей |
1.Привлеч внимание детей, настроится на занятие. 2. Продолжать учить детей в игре перевоплощаться с помощью развития языка жестов, мимики, пантомимики. 3. Развивать у детей навыки совместной деятельности, чувство общности, умение выражать свое настроение. 4. Работать над формированием правильной, четкой речи, над артикуляцией, произношением. 5. Учить снимать мышечное и эмоциональное напряжение. | 1.Настроечные упражнения. «Волна», «Послушай улицу». Создание эмоциональной атмосферы. 2. Показ упражнения «Отгадай что я хочу сказать тебе жестом» Давать понятия о том, что кроме речевых средств существуют и другие средства общения.
|
|
Занятие 5
Цель: формировать навыки постановки корпуса во время пения – осанки.
Задачи | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности детей |
5. Упражнять детей в умении самостоятельно менять направление движения со сменой тембровой окраски музыки. Воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту. | 1.Показ упражнений на развитие внимания, быстрой реакции «Волна», «Посмотри, запомни, расскажи». Обратить внимание на правильность выполнения. 2. Показ песни «Петь приятно и удобно» Л.Абелян. 3. Показ игровых упражнений «Пружинки», «Березка».
4.Показ игры «Мы артисты». Предложить детям исполнить отрывок из знакомой им песни. 5. Выразительное исполнение «Гори ясно» р.н.м. обр. С. Бодренкова. | 1.Следить за слаженностью действий, быть внимательным. Выполнять упражнение в соответствии с правилами. 2.Выполнение движений по тексту песни, следить за осанкой, запоминать текст песни. 3.Правильное выполнение движений с пятки на носок, балансировка, следить за постановкой плеч (опущены и расслаблены). 4. Исполнение песни по выбору ребенка, следить за осанкой, самоанализ. 5.Игровая деятельность, соблюдать правила игры, двигаться выразительно с пением. |
Занятие 6
Цель: развивать артикуляционный аппарат детей.
Задачи | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности детей |
|
|
|
Занятие 7
Цель: познакомить детей с упражнениями, формирующими навыки звуковедения, как основой выразительного пения.
Задачи | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности детей |
|
|
|
Занятие 8
Цель: продолжать работать над звуковедением, как основой выразительного пения.
Задачи | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности детей |
|
3. Исполнение песни «Доброта» Г.Гомонова. Пропевание некоторых интонационных фраз, разбор ритмического рисунка. Применение метода «Эхо». 4. Чтение сказки «Лиса и петух». Беседа. Побуждать детей полно отвечать на вопросы по содержанию сказки, давать характеристику персонажам, оценивать поступки героев. | 1. Самоорганизация, решение проблемной ситуации, умение слушать других, дожидаться возможности высказаться, не выкрикивать. Наблюдение. 2. Выполнение движений по показу педагога, развитие воображение и способность передачи образа в беспредметных действиях. Пение под аккомпанемент, с сопровождающими движениями. 3. Разучивание и исполнение 1 куплета песни. Активная певческая деятельность. Самоанализ. 4. Слушание сказки, умение дать анализ поведению героев. Распределение ролей. Игровая, творческая, самостоятельная деятельность, в инсценировке фрагмента сказки. |
Занятие 9
Цель: развивать умение свободно и уместно использовать жестикуляцию во время пения.
Задачи | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности детей |
5. Совершенствовать умение передавать в движении ярко выраженный характер каждого отрывка музыки. |
2.Повтороное чтение сказки «Лиса и петух», побуждать детей правильно пластически имитировать движения животных, использовать характерные для персонажей жесты. 3.Побуждать детей к пению. Песня «Доброта» Г.Гомонова, обсудить роль жеста, его характер и необходимость. 4.Показ упражнения «Зевающий лев», следить за положением головы во время упражнения(запрокинута назад), правильностью выполнения считается естественный позыв к зеванию. 5.Выразительное исполнение «Колобок» р.н.м. обр. Е.Тиличеева. отмечать умение детей слышать ускорение темпа и отражать это в движении. |
2.Самостоятельная, творческая деятельность. Приобретение навыков свободно, естественно пользоваться жестами, помогающими передать характер героев. 3. Выразительное исполнение песни сольно, с использованием жеста, передающего содержание песни. Творческая деятельность. 4. Выполнение упражнения, расслабление мышц гортани, релаксация, эмоциональное успокоение.
|
Занятие 10
Цель: познакомить детей с песней – диалогом, определить ее особенности.
Задачи | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности детей |
5. Продолжать развивать умение снимать мышечное и эмоциональной напряжение. | 1.Настрой на слушание песни, постановка вопросов «О чем поется в песне?», «В чем ее особенность?». Аудиозапись песни «Волк и козлята». 2. Показ упражнения «Ох, ах, эх». Следить за интонационной и эмоциональной окраской исполнения междометий, соответственно изменяя окраску голоса. 3. Выразительное исполнение песни «Что вам нравится зимой?» Е. Теличеевой. Обратить внимание на интонацию. 4. Организация игровой деятельности, объяснение правил игры. Исполнение музыкального материала «Характерный танец» В.Ребикова. 5. Чтение текста с указаниями к действиям к упражнению «Таяние снежной бабы». Настроить детей на расслабление и плавное выполнение движений. |
|
Занятие 11
Цель: формировать навыки ансамблевого исполнения песни.
Задачи | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности детей |
|
|
|
Занятие 12
Цель: создание атмосферы сцены, организация мини-концерта.
Задачи | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности детей |
4. Развивать способность анализировать свою деятельность и деятельность других детей. | 1.Организация игровой деятельности, создание комфортной обстановки, создание ситуации успеха. Пояснение правил. 2. Показ упражнения «качели». Сопровождение пения взмахами руки вверх – вниз. 3. Выразительное исполнение аккомпанемента к песням «Доброта» Г. Гомонова, «Что вам нравится зимой?» Е. Тиличеева.
|
|
Занятие 13
Цель: определить роль движения в передаче образа.
Задачи | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности детей |
| 1. Показ упражнения «мы попали под дождь». 2. Выразительное чтение стихотворения «Кривая песенка» пер. с англ. С. Маршака. Беседа о способах передачи содержания стихотворения. Предложить детям передать движениями образы стихотворения. 3. Исполнение «Учимся танцевать» Т. Ломовой. Следить за техникой исполнения с легкого перетопа. Улучшать качество пружинящего шага. 4. Настройка на упражнение «Космос», негромкое, выразительное чтение стихотворного текста, которое сопровождается показом движений. 5. Упражнение «Угадай кто я?» Демонстрация этюдов, передающих характерные движения животных, людей. |
|
Занятие 14
Цель: познакомить с играми и упражнениями, направленными на развитие подражательных движений.
Задачи | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности детей |
1.Организация внимания, заинтересованности детей.
5. . Продолжать развивать умение снимать мышечное и эмоциональной напряжение. | 1.Создание поисковой ситуации, задание на внимание «Найди в музыкальном зале все предметы зеленого цвета». 2. Выразительное чтение стихотворения «Кривая песенка» пер. с англ. С. Маршака. Беседа, анализ характера движений. 3. Познакомить детей с музыкальной игрой. Беседа, пояснение, побуждать детей к танцевальному творчеству, исполнение музыкального материала «Хоровод дружбы» Е. Тиличеева. 4.Организация игровой деятельности. «Угадай что я делаю?». 5. Чтение текста с указаниями к действиям к упражнению «Таяние снежной бабы». Настроить детей на расслабление и плавное выполнение движений. | 1.Самоорганизация, решение проблемной ситуации, умение слушать других, дожидаться возможности высказаться, не выкрикивать. Наблюдение. 2. Инсценировка стихотворения. Творческая, самостоятельная деятельность. 3.Игровая деятельность «Эй, друг, выходи-ка в круг!» танцевальная, творческая деятельность. 4.Игровая деятельность, умение взаимодействовать друг с другом, быть внимательным. Проявлять творческую, двигательную активность.
|
Занятие 15
Цель: формировать понятие о характере танцевальных движений.
Задачи | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности детей |
|
Побуждать детей двигаться как можно выразительнее, что бы тебя понимали.
|
|
Занятие 16
Цель: познакомить с упражнениями на развитие координации движений.
Задачи | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности детей |
1.Организация внимания, побуждение детей к игровой деятельности. 2.Познакомить с понятием координация, как согласованным действием между руками и ногами.
|
|
|
Занятие 17
Цель: работа над пластикой в движениях.
Задачи | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности детей |
5.В игровой форме продолжать развивать способность творчески использовать знакомые плясовые движения.
|
5.Организация игровой деятельности. Выразительное исполнение р.н.м. «Плетень» и «Танец» обр. С. Бодренкова. |
|
Занятие 18
Цель: познакомить детей с упражнениями на развитие выразительности в танцевальных движениях..
Задачи | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности детей |
|
«Ищи» Т. Ломова. Следить за выполнением пружинящего бега и легкого поскока. |
упражнения. Следить за постановкой корпуса во время движения.
|
Занятие 19
Цель: разучивание танцевальной постановки «Солнечные лучики».
Задачи | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности детей |
|
|
|
Занятие 20
Цель: использование предметов в танцевальной постановке.
Задачи | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности детей |
|
4. Организация игровой деятельности. Следить за выполнением правил игры, согласованностью действий детей. |
|
Занятие 21
Цель: познакомить детей с упражнениями на развитие мышц речевого аппарата.
Задачи | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности детей |
|
|
|
Занятие 22
Цель: развивать четкость речи ребенка.
Задачи | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности детей |
4. Развитие внимания, памяти, быстроты реакции | 1.Закрепление упражнений «Лягушка», «Слон», чередование этих упражнений, следить за активным выполнением упражнений и дыханием во время выполнения. 2. Проговаривание чистоговорок на согласные звуки «М», «Л», «В», «С». 3. Исполнение песни «Песенка о гамме» Г. Струве. Постановка вопросов «назовите семь нот гаммы?», «какой характер песни?». 4. Создание поисковой ситуации, задание на внимание «Найди в музыкальном зале все предметы белого цвета». | 1. Выполнение упражнений, подготовка артикуляционного аппарата.
4.Самоорганизация, решение проблемной ситуации, умение слушать других, дожидаться возможности высказаться, не выкрикивать. Наблюдение. |
Занятие 23
Цель: развитие навыков составления описательного рассказа.
Задачи | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности детей |
1.Развитие воображения, фантазии, внимания. 2.Развивать навык составления рассказа 3. Закреплять у детей умение согласовывать свои действия со строением музыкального произведения.
| 1. Чтение стихотворения «Облака» С. Михалков, беседа, определение эпитетов, выразительных слов для передачи образа облаков. 2. Организация игры – конкурса «Угадай игрушку». Предложить детям перечислить не только ее приметы, а составить маленький рассказ с определением характера, возраста и т. д. 3. Организация игры «Кто быстрее». 4. Настройка на упражнение «Космос», негромкое, выразительное чтение стихотворного текста, которое сопровождается показом движений. | 1. Познавательная деятельность, речевая активность, умение слушать, понимать, и, высказывать свое мнение об услышанном произведении. 2. Познавательная деятельность, речевая активность, приобретение навыка составления описательного рассказа.
3.Игровая деятельность. Выполнять правила игры, двигаться соответственно характеру музыки. Стремиться к победе.
|
Занятие 24
Цель: развивать умение менять тембр голоса в устной речи.
Задачи | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности детей |
1.Организация детей, создание эмоциональной атмосферы. 2.Подготовка речевого аппарата. 3. Развивать правильную интонацию речи 4.В игровой форме продолжать развивать способность творчески использовать знакомые плясовые движения.
| 1. Сюрпризный момент – сундук с кукольным театром. Знакомство с куклами би-ба-бо. Беседа, проблемный вопрос «Герои какой сказки к нам пришли?» 2. Пропевание попевок «Качели», «По дороге Петя шел…», обращать внимание на интонирование мелодии, смену высоты голоса, следить за осанкой. 3. Организация театральной деятельности. Предложить детям распределить роли, обсудить основные интонационные обороты, присущие каждому герою. 4. организация игры «Цветные ленты». Пояснение правил, побуждение к самостоятельной танцевальной деятельности. 5. Организация упражнения «Таяние снежной бабы». | 1. познавательная деятельность, название кукол би-ба-бо. Пересказ содержания р.н. сказки «Кот, Петух и Лиса». 2.Певческая деятельность, самоорганизация, следить за осанкой, дыханием во время пения. 3.Речевая, творческая, театральная, самостоятельная деятельность. Умение уступать, прислушиваться к советам педагога. Стараться при выполнения задания. 4. Игровая деятельность соревновательного характера, творческая активность. 5. Выполнение движений согласно тексту, самоконтроль, релаксация, формирование ощущения своего тела. |
Занятие 25
Цель: Развитие навыков диалогической речи.
Задачи | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности детей |
1.Создание эмоциональной, игровой атмосферы. 2. Знакомство с понятием – диалог. 3. Закреплять умение детей двигаться в соответствии с характером музыки, с использованием лент Этюд на развитие веры, воображения. 4. Учить восстанавливать дыхание после двигательной активности 5. Продолжать развивать навыки четкого исполнения текста песни. | 1. Показ игры «Море волнуется раз» 2. Обыгрывание жизненной ситуации «На концерте». Наводящие вопросы, побуждать детей к полному, развернутому ответу. 3. организация игры «Цветные ленты». Пояснение правил, побуждение к самостоятельной танцевальной деятельности. 4. Упражнение «Прилив - отлив», «спокойная ходьба». 5. Разучивание песни «Песенка о гамме» Г. Струве. Работа над четкостью пропевания текста песни. | 1. Игровая, творческая, танцевальная деятельность. 2. Речевая, творческая активность детей. Анализ ситуации, импровизация, развитие диалогической речи. 3.Игровая деятельность соревновательного характера, творческая активность. 4. Самоорганизация, умение «прислушаться» к своему организму, учиться дышать ровно, спокойно, без толчков, через нос. 5.Певческая деятельность. |
Занятие 26
Цель: развитие навыков монологической речи.
Задачи | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности детей |
1.Создание эмоциональной, игровой атмосферы. 2.Знакомство с понятием – монолог 3. Учить детей самостоятельно передавать ритмический рисунок мелодии. 4. Развитие воображения, фантазии, внимания. | 1. Организация игры «Море волнуется раз», наблюдать за творческим проявлением детей, добиваться в пластичности выполнения движения и умении замереть по команде. 2. Организация игры – конкурса «Угадай игрушку». Предложить детям перечислить не только ее приметы, а составить маленький рассказ с определением характера, возраста и т. д. 3. Выразительное исполнение «Походный марш» С. Василенко. Следить за умением детей шагать на месте, высоко поднимая ноги и сохраняя хорошую осанку. 4. Выразительное чтение стихотворения «Он был совсем один» А. Барто. Беседа о поведении героев стихотворения «Грустное или радостное настроение?» «О чем говорится?». | 1. Игровая, творческая, танцевальная деятельность. 2.Познавательная деятельность, речевая активность, приобретение навыка составления описательного рассказа. Развитие монологической речи. 3. Двигательная активность, развитие чувства ритма, ощущения сильной доли. Мотивация к качественному выполнению движения, определение победителя. 4. Познавательная деятельность, анализ действий и поступков героев стихотворения. Развитие монологической речи детей. |
Занятие 27
Цель: познакомить детей с театральной инсценировкой «Как просыпался подснежник»
Задачи | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности детей |
1. Организация внимания. 2.Подготовка речевого аппарата. 3. Закрепить навык свободного речевого общения. 4. Закреплять умение детей двигаться в соответствии с характером музыки. | 1. Настроечные упражнения. «Волна», «Посмотри-запомни-расскажи». Создание эмоциональной атмосферы. 2. Пропевание попевок «Качели», «По дороге Петя шел…», обращать внимание на интонирование мелодии, смену высоты голоса, следить за осанкой. 3. Беседа о весне. Побуждать детей к составлению рассказа о наблюдаемом времени года. Чтение рассказа «Каплюшкины истории - Подснежник» Т. Лаврова. 4. организация игры «Цветные ленты». Пояснение правил, побуждение к самостоятельной танцевальной деятельности. | 1. Следить за слаженностью действий, быть внимательным. Выполнять упражнение в соответствии с правилами. 2.Певческая деятельность, самоорганизация, следить за осанкой, дыханием во время пения. 3. Познавательная, речевая деятельность. Формирование монологической и диалогической речи. 4.Игровая деятельность соревновательного характера, творческая активность. |
Занятие 28
Цель: распределение ролей для работы над инсценировкой.
Задачи | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности детей |
1. Развитие фантазию, изобретательность. 2. Побуждать желание и интерес к работе над постановкой инсценировки. 3. Закреплять навыки выразительного пения. 4. Закреплять умение детей двигаться в соответствии с характером музыки, с использованием лент Этюд на развитие веры, воображения. 5. Продолжать учить восстанавливать дыхание после двигательной активности. | 1. Организация игры «Превратился сам». Беседа, пояснение правил игры. Наблюдение за творческой импровизацией детей. 2. Повторное прочтение рассказа «подснежник». Т. Лаврова. Дать детям возможность самим распределять роли, следить за умением взаимодействовать в коллективе, уступать, добиваться, направлять выбор ребенка. 3. Разучивание песни «Весна идет». Беседа о характере песни, вопросы «Какое настроение?», «Что вам хочется делать, слушая эту песню?» 4. Выразительное исполнение «Танец солнечных лучиков» Ю. Слонова, показ движений, пояснение, следить за правильностью выполнения. 5. Упражнение «Прилив - отлив», «спокойная ходьба». | 1. Игровая, творческая, деятельность. 2. Познавательная, творческая, аналитическая деятельность. Формирование навыков взаимодействия со сверстниками и педагогом. 3. Познавательная, творческая, певческая деятельность. Умение формулировать ответы, слышать и понимать характер песни. 4. Танцевальная деятельность. Работа над выразительностью движений с лентами, передающих образ лучика. 5. Самоорганизация, умение «прислушаться» к своему организму, учиться дышать ровно, спокойно, без толчков, через нос. |
Занятие 29
Цель: работа над выразительностью песни, в театральной постановке
Задачи | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности детей |
1.Развитие артикуляционного аппарата и четкости звукопроизношения. 2. Подготовка певческого аппарата. 3. Закреплять навыки выразительного пения. 4. Продолжать развивать внимание, быстроту реакции. 5. Учить снимать мышечное и эмоциональное напряжение. | 1. Проговаривание чистоговорок на согласные звуки «Г», «Д», «Ж», «Х». 2.Исполнение распевки «Кто в домике живет?» следить за чистотой интонации, четкостью речи, обращать внимание на тембральные изменения голоса. 3. Разучивание песни «Весна идет». Беседа о характере песни, вопросы «Какие выразительные средств использует композитор для передачи образа весны?» 4. Организация самостоятельной деятельности детей. Следить за умением взаимодействовать друг с другом. 5. Организация упражнения «Таяние снежной бабы». | 1. Речевая а активность, Познавательная деятельность, тренировка артикуляционного аппарата. 2. Певческая деятельность, самоорганизация, следить за осанкой, дыханием во время пения. 3. Познавательная, творческая, певческая деятельность. Умение слышать и понимать характер песни. формулировать ответы. 4. Выполнение игровых упражнений «Волна», «Горячий шар». Самоорганизация, умение быть терпимым к действиям другого. 5. Выполнение движений согласно тексту, самоконтроль, релаксация, формирование ощущения своего тела. |
Занятие 30
Цель: работа над выразительностью танца в театральной постановке.
Задачи | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности детей |
1.Подготовка двигательного аппарата. 2. Закреплять навык выразительного исполнения танца. 3. Развивать навык составления рассказа 4. Закреплять умение детей двигаться в соответствии с характером музыки. | 1. Показ танцевальной разминки «Новый день» А. Варламов. Организация детей, выразительный показ движений. 2. Выразительное исполнение «Танец солнечных лучиков» Ю. Слонова, показ движений, пояснение, следить за правильностью выполнения. 3. Организация игры – конкурса «Угадай игрушку». Предложить детям перечислить не только ее приметы, а составить маленький рассказ с определением характера, возраста и т. д. 4. организация игры «Цветные ленты». Пояснение правил, побуждение к самостоятельной танцевальной деятельности. | 1.Двигательная, танцевальная активность, легкость в выполнении движений. Создание эмоциональной атмосферы, настрой на исполнение танца. 2. Танцевальная деятельность. Работа над выразительностью движений с лентами, передающих образ лучика. 3. Познавательная деятельность, речевая активность, приобретение навыка составления описательного рассказа. 4. Игровая деятельность соревновательного характера, творческая активность. |
Занятие 31
Цель: познакомить с играми и упражнениями на развитие творческих навыков.
Задачи | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности детей |
1.Развивать внимание, сосредоточенность. 2. Развивать воображение, фантазию. 3.Продолжать побуждать желание и интерес к работе над постановкой инсценировки. 4. Учить снимать мышечное напряжение голосовых связок. 5. В игровой форме продолжать развивать способность творчески использовать знакомые плясовые движения. | 1. Организация игры «Море волнуется раз». 2. Организация игры «Зеркало», обращать внимание на владение детьми жестами, пантомимикой. 3. Организация эмоциональной, творческой атмосферы, погружение в образы, работа над выразительным исполнением ролей. 4. Показ упражнения «Зевающий лев», следить за положением головы во время упражнения(запрокинута назад), правильностью выполнения считается естественный позыв к зеванию. 5.Организация музыкальной игры «Кто быстрее». | 1. Игровая, творческая, танцевальная деятельность. 2. Игровая, творческая, познавательная деятельность. 3. Творческая, исполнительская деятельность детей. 4. Выполнение упражнения, расслабление мышц гортани, релаксация, эмоциональное успокоение. 5. Игровая деятельность. Выполнять правила игры, двигаться соответственно характеру музыки. Стремиться к победе. |
Занятие 32
Цель: работать над выразительностью в постановке инсценировки «Как рождается подснежник».
Задачи | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности детей |
1. Развитие артикуляционного аппарата и четкости звукопроизношения. 2. Развитие фантазию, изобретательность. 3. Продолжать побуждать желание и интерес к работе над постановкой инсценировки. 4. Закреплять навыки выразительного пения. 5. Продолжать прививать навыки самомассажа. | 1. Проговаривание чистоговорок на согласные звуки «Б», «З», «Л», «Ф». 2. Организация игры «Превратился сам». Беседа, пояснение правил игры. Наблюдение за творческой импровизацией детей. 3. Организация эмоциональной, творческой атмосферы, погружение в образы, работа над выразительным исполнением ролей. 4. Исполнение песни «Весна идет». Беседа о характере песни, вопросы «Какие выразительные средств использует композитор для передачи образа весны?» 5. Выполнение перед зеркалом самомассажа «Раскрас индейца».Стимулировать ощущение мышц, которые участвуют в работе речевого аппарата. | 1. Речевая а активность, Познавательная деятельность, тренировка артикуляционного аппарата. 2. Игровая, творческая, деятельность. 3. Творческая, исполнительская деятельность детей. 4. Познавательная, творческая, певческая деятельность. Умение слышать и понимать характер песни. формулировать ответы. 5. Выполнение упражнения перед зеркалом. |
Занятие 33
Цель: продолжать работать над выразительностью в постановке инсценировки «Как рождается подснежник».
Задачи | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности детей |
1. Подготовка певческого аппарата. 2. Закреплять навыки выразительного пения. 3. Продолжать побуждать желание и интерес к работе над постановкой инсценировки. 4. Закреплять умение детей двигаться в соответствии с характером музыки. 5. Учить снимать мышечное и эмоциональное напряжение. | 1. Исполнение распевки «Кто в домике живет?» следить за чистотой интонации, четкостью речи, обращать внимание на тембральные изменения голоса. 2. Разучивание песни «Весна идет». Беседа о характере песни, вопросы «Какие выразительные средств использует композитор для передачи образа весны?» 3. Организация эмоциональной, творческой атмосферы, погружение в образы, работа над выразительным исполнением ролей. 4. Выразительное исполнение «Танец солнечных лучиков» Ю. Слонова, показ движений, пояснение, следить за правильностью выполнения. 5. Настройка на упражнение «Космос», негромкое, выразительное чтение стихотворного текста, которое сопровождается показом движений | 1. Певческая деятельность, самоорганизация, следить за осанкой, дыханием во время пения. 2. Певческая деятельность, самоорганизация, следить за осанкой, дыханием во время пения. 3. Творческая, исполнительская деятельность детей. 4. Танцевальная деятельность. Работа над выразительностью движений с лентами, передающих образ лучика. 5. Упражнение выполняется лёжа на спине, полное расслабление туловища и конечностей, под спокойную, чуть слышную музыку. |
Занятие 34
Цель: Определение уровня сформированности навыков выразительного исполнения.
Задачи | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности детей |
1. Организовать детей, развивать внимание. 2. Побуждать детей точно, «объемно» высказываться о наблюдениях. 3. Развивать речевой памяти. 4. Развивать внимание, воображение, научить детей соизмерять громкость подачи звуков. 5. Продолжать учить восстанавливать дыхание после двигательной активности. | 1. Настроечные упражнения. «Послушай комнату, улицу». 2. Беседа о дружбе. 3. Предлагаю детям прочитать наизусть стихотворение, или отрывок. 4. Исполнение попевки «ветерок – ветер - вихрь» В. Емельянова, без интонационных изменений, создание поисковой ситуации. 5. Упражнение «Прилив - отлив», «спокойная ходьба». | 1. Слушание, составление рассказа об услышанных звуках. 2. Составление рассказа «мой друг». 3. Чтение стихов наизусть, активизация памяти. Речевая активность. 4. Исполнение попевки с соответствующей интонацией, динамикой. 5. Самоорганизация, умение «прислушаться» к своему организму, учиться дышать ровно, спокойно, без толчков, через нос. |
Занятие 35
Цель: Определение уровня сформированности навыков выразительного исполнения.
Задачи | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности детей |
1.Развивать воображение, внимание. Воспитание чувства партнера, умение подхватить заданное движение. 2. Учить строить полукруг, развивать внимание и быстроту реакции на смену деятельности. 3. Продолжать побуждать желание и интерес к работе над постановкой инсценировки. 4. Продолжать развивать внимание, воображение, фантазию. 5. Учить снимать мышечное и эмоциональное напряжение. | 1.Настроечные упражнения «Послушай комнату. Улицу» 2. Организация игры «Передай другому». 3. Организация эмоциональной, творческой атмосферы, погружение в образы, работа над выразительным исполнением ролей. 4. организация упражнения «Минное поле». Объяснение, что от действий одного ребенка зависит положение в игре другого. 5. Показ упражнения «Легкий пух» | 1. Сочинить рассказ, историю по представлению о звуке. 2. Выполнение упражнения, проявление самоорганизации, внимания, сосредоточенности. 3. Творческая, исполнительская деятельность детей. 4. Партнерская игра, четкость и слаженность выполнения задач игры. 5. Дети строятся в круг. Берутся за руки. Бесшумно поднимаются на носочки, делают глубокий вздох, бесшумно опускаются и делают выдох. Улыбаются. |
Занятие 36
Цель: демонстрация приобретенных навыков детьми по выразительному исполнительству.
Задачи | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности детей |
1. Настроить детей на выступление. 2. Показ музыкально- театральной инсценировки для детей средней и старшей группы. | 1. Комплекс упражнений на активацию певческого, речевого, двигательного аппарата. Создание ситуации успеха. 2. Исполнение музыкального сопровождения к инсценировке «Как рождается подснежник». Поддержка детей. | 1.Выполнение упражнений, настрой, ощущение комфорта. Мотивация к успешному выступлению. 2.Исполнительская деятельность детей. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПОСОК Л Начало формы
1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
2. Артамонова О.В «Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста» Тольятти. 1995г.
3. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
4. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.
6. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006.
7. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам.- М.: Просвещение, 1969.
8. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. – Ярославль: Академия развития, 2001.
10. Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи. – М.: Астрель, 2013.
11. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2001.
12. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры.. – М.: АРКТИ, 2001.
13. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.
14. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб.: Речь; М.: ТЦ Сфера, 2008.
15. Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. - М.:ВЛАДОС, 2001.
16. Федорова Г.П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. – СПб.: “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2006.
17. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990.
18. Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
25. Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
26. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ НЕТРАДИЦИОННЫМ ТЕХНИКАМ РИСОВАНИЯ «ВЕСЕЛАЯ ПАЛИТРА»
1. Целевой компонент Программы 1.1 Пояснительная запискаДошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, с...
Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования «Азбука безопасности»
Одним из основных направлений Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования является создание условий развития ребенка, открываю...
Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования художественно-эстетической направленности для детей 5-7 лет «Умелые ручки»
Старший дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для организации продуктивной деятельности, так как именно в это время дети становятся организованными, учатся планировать деятельность...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО РАЗВИТИЮ ОСНОВ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА У ДЕТЕЙ «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»
Мир, в котором живет человек сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неу...
Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования по оказанию дополнительных платных услуг по развитию интеллектуально - творческих способностей у детей от 5 до 6 лет "ТИКО - мастера"
Программа «ТИКО-мастера» разработана с целью развития логического мышления детей дошкольного возраста посредством активизации их творческой деятельности ...
Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования пооказанию дополнительных платных образовательных услуг «Золотая рыбка»
Цель программы:Оздоровление подрастающего поколения; создание условий для укрепления здоровья детей посредством водной среды; улучшение деятельности сердечно – сосудистой и дыхательн...
Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования по «художественно – эстетическому развитию» (нетрадиционные техники рисования) «Волшебная палитра» для детей старшего дошкольного возраста от 6 д
ДополнЦель программы: развитие художественно-творческих способностей детей через освоение нетрадиционных техник изображения....