Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования художественно-эстетической направленности для детей 5-7 лет «Умелые ручки»
рабочая программа (старшая группа) на тему
Старший дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для организации продуктивной деятельности, так как именно в это время дети становятся организованными, учатся планировать деятельность, могут решать художественные задачи, начинают чувствовать цвет, форму, размер, фактуру материала, обладают большим потенциалом фантазии, у них вырабатывается точность движения рук, координируются действия, поэтому программа предусматривает расширение этого потенциала, формирование и совершенствование уникальных способностей любого ребёнка, а не только одарённого от природы.
Цель реализации данной программы – создание условий для самоопределения, саморазвития личности воспитанников, развитие творческих способностей средствами декоративно-прикладного искусства.
Основные задачи программы:
- раскрыть роль декоративно-прикладного искусства в жизни общества;
- привить интерес к традиционному народному искусству;
- обучение детей навыкам и приемам художественного конструирования;
- развивать у детей образное, независимое, оригинальное, творческое воображение;
- активизировать познавательные интересы, поисковую активность;
- прививать этику общения при совместной деятельности в детском коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 37.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал «Звездочка» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №4 «Радуга»
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению решением педагогического Совета МБДОУ от «__» _________ 2018 г. Протокол №___ | Утверждено: приказом заведующего МБДОУ «Детский сад №4 «Радуга» от «____»___________ 2018 г. № _________ О. Ю. Мищшукова |
Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования
художественно-эстетической направленности для детей 5-7 лет
«Умелые ручки»
(срок освоения – 1 год)
г. Мичуринск
Пояснительная записка к программе кружка «Умелые ручки»
Ручной труд – это творческая, социально мотивированная деятельность ребёнка, направленная на создание конкретного продукта.
Ручной труд:
- позволяет удовлетворить одну из основных потребностей старших дошкольников – чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих;
- работа с различными материалами позволяет детям реализовывать свой познавательный интерес (узнать свойства и качества материала);
- действия с инструментами пополняют практический опыт детей;
- обретение, казалось бы ненужными вещами в руках ребёнка второй жизни даёт возможность решать проблемы экологического воспитания (не загрязнять окружающую среду) и развивает умение увидеть в простых предметах будущие оригинальные игрушки и сувениры.
Старший дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для организации продуктивной деятельности, так как именно в это время дети становятся организованными, учатся планировать деятельность, могут решать художественные задачи, начинают чувствовать цвет, форму, размер, фактуру материала, обладают большим потенциалом фантазии, у них вырабатывается точность движения рук, координируются действия, поэтому программа предусматривает расширение этого потенциала, формирование и совершенствование уникальных способностей любого ребёнка, а не только одарённого от природы.
Цель реализации данной программы – создание условий для самоопределения, саморазвития личности воспитанников, развитие творческих способностей средствами декоративно-прикладного искусства.
Основные задачи программы:
- раскрыть роль декоративно-прикладного искусства в жизни общества;
- привить интерес к традиционному народному искусству;
- обучение детей навыкам и приемам художественного конструирования;
- развивать у детей образное, независимое, оригинальное, творческое воображение;
- активизировать познавательные интересы, поисковую активность;
- прививать этику общения при совместной деятельности в детском коллективе.
Занятия проходят один раз в неделю во второй половине дня по 25-30 минут.
В программе непосредственной образовательной деятельности представлены тематическими блоками, каждый блок включает в себя от 3 до 5 тем:
№ | Наименование темы | Количество непосредственной образовательной деятельности |
Работа с природным и бросовым материалом | 5 4 | |
Оригами | 4 | |
Конструирование «Волшебные полоски» | 4 | |
Фигурное вырезывание | 2 | |
Работа с пластилином и тестопластика | 5 | |
Работа с пряжей | 5 | |
Работа с фольгой и проволокой | 5 | |
Аппликация | 2 | |
Всего | 36 |
Содержание учебного материала ориентировано на возрастные особенности детей, и проводятся с применением разнообразных педагогических форм и методов:
- беседа, рассказ;
- эксперимент;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание образцов, схем;
- практические занятия;
- выставки детского творчества.
В основе образовательного процесса лежат следующие педагогические принципы:
- уважения личности ребёнка;
- деятельности (на занятиях дети находятся в постоянном процессе открытия новых знаний)
- креативности (создание условий для творческой активности детей)
- вариативности (свобода выбора ребёнком способов решения творческих задач)
Каждое занятие проводится таким образом, чтобы ребенок «взял» из него как можно больше и как можно лучше у него получалось. В первый год даются легкие задания, посильные каждому, работа идет по готовым шаблонам. Это вызывает у детей продолжительные положительные эмоции удовлетворения, радости, рождается стойкая мотивация к данной деятельности. Для детей, обучающихся по данной программе характерна яркая эмоциональность, непроизвольное внимание на новое, неожиданное, яркое, наглядное.
На протяжении всего года занятия не сводятся только к изготовлению поделок, к развитию специальных способностей, но и направлены на расширение общего духовного богатства, духовных запросов человека.
Для определения уровня развития используются контрольные занятия в начале и конце учебного года. С помощью наблюдений и анализа продуктивной деятельности детей оформляются диагностические карты, на основе которых корректируется тематический план программы.
В результате целенаправленной работы дети к шести годам овладевают такими техниками, как фигурное вырезывание (по шаблону), оригами, волшебные полоски, тестопластика, мозаика, плетение; осваивают традиции народной культуры; получают навыки бережного и экономного расходования материалов, культуры труда, проявляя выдумку, фантазию, старательность, аккуратность, что важно для их подготовки к успешному обучению в школе.
Дети становятся более уверенными в своих силах, самостоятельными, общительными; совместная деятельность воспитывает взаимопонимание и уважение, дружбу и взаимовыручку, влияет на формирование многих моральных качеств личности.
Перспективно-тематическое планирование
Тайны природы (природный материал) | ||||
№ недели | Тема | Цель | Материал и оборудование | |
1 | Приглашение в «мир волшебства» | Предоставить детям возможность увидеть разнообразие материала, из которого можно изготовить поделки, вызвать желание поэкспериментировать с ним, выявляя свойства и связи. | Разные виды бумаги, ниток,природный и бросовый материал, клей, пластилин. | |
2 | «Волшебные листочки» | Коллективная аппликация из листьев. Учить детей составлять декоративные композиции из засушенных листьев. Учить красиво располагать готовые аппликации на ватмане.. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе. | Сухие листья, клей, картон, ватман. | |
3 | «Подносы из Жостово» (из осенних листьев и лепестков) | Продолжать учить детей составлять декоративные композиции из засушенных листьев и цветов. Познакомить с искусством жостовской декоративной росписи по металлу, рассказать историю промысла. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, желание сохранять её красоту в композициях. | Жостовские подносы для рассматривания, картонные силуэты, различные по форме и размеру, осенние листья и лепестки, клей, кисточки,салфетки. | |
4 | «Совёнок» (Шишки хвойных деревьев) | Поделка из природного материала. Продолжать учить детей изготавливать поделки из природного материала, скреплять и вылеплять мелкие детали с помощью пластилина. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе. | Шишки хвойных деревьев, пластилин. | |
5 | «Нарядные бусы» (плоды рябины) | Вызвать у детей интерес к созданию украшений из природного материала, уточнить представления об орнаменте. Учить пользоваться иголкой –нанизывать ягоды на нитку, создавая орнамент. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе. | Природный материал – плоды рябины. Инструменты: игла с ниткой; рабочие тетради со схемами. | |
Тарарушки - тарарушки – это русские игрушки | ||||
№ недели | Тема | Цель | Материал и оборудование | |
6. | «Игрушки – погремушки (бросовый материал) | Учить самостоятельно выбирать материал и конструировать игрушки-самоделки; осваивать способы крепления ручки( привязать, прикрутить, вставлять. | Пустотелые формы: бытовые банки и упаковки; наполнители для звучания: фасоль, горох, рис, гречка, камушки… | |
7. | Разноцветные волчки | Продолжать самостоятельно выбирать материал для поделки, конструировать волчки, используя в качестве стержня – зубочистки или спички, раскрашивать волчки разноцветными кольцами | Цветной картон, фольга, зубочистки или спички, краски, кисти | |
8. | Соломенный бычок | Расширять и обогащать представления о традиционных народных игрушках. Вызвать интерес к созданию фигурок из пучков травы, соломы или пряжи. | Солома, трава, шерстяные нитки, прочные нитки для соединения деталей. | |
9. | «Весёлая карусель» (барашки, лошадки, козлики из пластилина) | Продолжать расширять представления о народных играх и игрушках. Учить лепить и расписывать объёмные фигурки по мотивам дымковской игрушки. | Игрушки для показа детям. Пластилин белого цвета, гуашевые краски, кисти. | |
10 | «Русские матрёшки» | Продолжать знакомить с народными промыслами. Продолжать учить лепить и расписывать объёмные фигурки. Вызвать интерес к оформлению матрёшки | Игрушки для показа детям. Пластилин белого цвета, гуашевые краски, кисти. | |
Здравствуй, русская зима | ||||
№ недели | Тема | Цель | Материал и оборудование | |
11 | «Деревья в снегу» | Аппликация из ваты. Учить наклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, оформлять работу ватой. Воспитывать любовь к русской природе | Листы картона, вата, клей | |
12 | Подвеска «Снежинка» | Фигурное вырезание. Учить вырезать снежинки из сложенного листа бумаги, пользоваться шаблоном. | Листы белой тонкой бумаги,ножницы, шаблоны узоров | |
13 | «Зимушка пушистая» | Аппликация из резаных ниток. Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток, равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом. Воспитывать любовь к русской природе | Лист картона, мелко нарезанная пряжа белого и голубого цвета, клей | |
14 | Волшебная снежинка | Работа с нитью. Дать понятие о нитях, как формообразующем явлении, способном менять форму. Учить выкладывать нить по контуру. | Листы бумаги с обозначенным контуром снежинок, клей, пряжа белого и голубого цвета | |
Новый год у ворот | ||||
15 | Волшебные полоски. бусы для украшения группы | Работа с полосками бумаги. Учить самостоятельно подбирать полоски для своих поделок по размеру, цвету; соединять с помощью клея. Научить практическому использованию поделок в оформлении группы, в сюжетно – ролевых играх. | Разноцветные полоски 1/ 19 из бумаги для ксерокса, клей, ножницы. | |
16 | «Нарядная ёлочка» | Оригами с элементами аппликации. Продолжать учить изготавливать фигурки в стиле оригами, используя пооперационные карты, украшать полученную конструкцию по замыслу. Воспитывать бережное отношение к зелёным красавицам. | На каждого ребёнка квадраты из цветной бумаги10 / 10, бумажная обрезь, ножницы, клеящий карандаш. | |
17 | «Снегурочка» | Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму снегурочки, нарисованную на светлом картоне. | Пластилин, готовая форма Снегурочки , нарисованная на светлом картоне. | |
18 | «Дед Мороз» | Мозаика из пластилина. Продолжать учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму, нарисованную на светлом картоне, контролировать совпадение цветов рисунка и пластилина. | Пластилин, готовая формаДеда Мороз , нарисованная на светлом картоне. | |
«Снеговички в лесу» | Работа с полосками бумаги. Продолжать учить самостоятельно подбирать полоски для своих поделок по размеру, цвету; учить составлять поделку из уже знакомых элементов. | Полоски белого цвета 1/ 19 и 1/ 15 из бумаги для ксерокса, клей, ножницы. | ||
Кузнечных дел мастера | ||||
20. | «Наша кузница» | Расширить представления детей о видах традиционных народных ремёсел. дать представления о профессии кузнеца, вызвать интерес к экспериментированию с фольгой. | Для показа детям: коллекция художественных и бытовых изделий и металла, рулоны фольги, ножницы, предметы для оборачивания фольгой. | |
21. | «Праздничная наковальня» | Расширить представления о профессии кузнеца. познакомить с защитой богатырей русских: шлем, кольчуга… Развивать творческое мышление. Способности к формообразованию. Воспитывать интерес к народной культуре. | Рулоны фольги, ножницы, предметы для оборачивания фольгой. | |
22 | Морозные украшения | Сравнить деятельность кузнеца и действие мороза. Познакомить с техникой конструирования из мягкой проволоки. Расширить опыт художественного конструирования из мягкой проволоки. Развивать творческое воображение | Для показа детям – фигурки из проволоки, мягкая проволока, ножницы, предметы для оборачивания. | |
23 | «Игрушки из проволоки» | . Расширить опыт художественного конструирования из мягкой проволоки. Создать условия для свободного экспериментирования. Продолжать знакомить с народным искусством | Для показа детям – фигурки из проволоки, мягкая проволока, ножницы, предметы для оборачивания. | |
Ай, качи, качи, качи – мы лепили калачи. | ||||
24 | «Булки и пирожное, рогалики и круассаны» | Лепка из соленого теста. Познакомить детей с новым материалом –соленым тестом учить использовать знакомые приемы лепки для создания поделок | Солёное тесто, стеки. | |
25 | «Пряничные человечки» | Расширить опыт работы с тестом. Познакомить со старинной технологией изготовления пряничных человечков и других фигурок силуэтным способом. развивать интерес к истории и традициям народной культуры. | Для показа детям – силуэтные пряники, готовое тесто, формочки, подносы. | |
26 | «Горячие картинки» | Учить создавать декоративные композиции в технике рельефной лепки поп растительным мотивам(дуга, завиток, спираль. Воспитывать интерес к декоративно – прикладному искусству. | Солёное тесто, стеки, иллюстрации с видами орнаментов. | |
Русский лес полон сказок и чудес
| ||||
27 | «Забавные зверушки» (волк,заяц, медведь) (лиса, мышка) | Оригами. Учить изготавливать фигурки в стиле оригами, используя пооперационные карты. Познакомить с одним из способов соединения деталей – склеиванием. Научить практическому использованию поделок в театрализованной деятельности. Воспитывать интерес и бережное отношение к животным. | На каждого ребёнка квадраты из цветнаябумаги10/10 и 8 / 8; клеящий карандаш; пооперационная карта. | |
28 | «Забавные зверушки» (лиса, мышка) | Оригами (продолжение). Продолжать учить изготавливать фигурки в стиле оригами, используя пооперационные карты. Научить практическому использованию поделок в театрализованной деятельности Воспитывать интерес и бережное отношение к животным. | На каждого ребёнка квадраты из цветной бумаги10 / 10и 8 / 8; клеящий карандаш; пооперационная карта. | |
29 | «Птичка» | Поделка из картонных трубочек. Познакомить детей с новым видом ручного труда. Учить самостоятельно делать заготовки для поделки по шаблону, вырезать и наклеивать их на трубочку. Воспитывать интерес и бережное отношение к птицам | Трубочки от туалетной бумаги, шаблоны, цветная бумага, ножницы, клей. | |
30 | «Бабочка» | Поделка из картонных трубочек. Продолжать учить делать заготовки для поделки по шаблону, вырезать и наклеивать их на трубочку. | Трубочки от туалетной бумаги, шаблоны, цветная бумага, ножницы, клей. | |
31 | «Разноцветные стайки» | Поделки из яичной скорлупы. Расширять представления детей о традиционных обрядах и народных играх. Вызвать интерес к украшению яичной скорлупы. Воспитывать интерес к народной культуре | Яичная скорлупа, цветная бумага, шаблоны заготовок для поделок, ножницы, клей. | |
Пришла весна - красна | ||||
32 | «Красно – солнышко» | Работа с нитью. Дать понятие о нитях, как формообразующем явлении, способном менять форму. Учить выкладывать нить по контуру. Продолжать знакомить с творчеством, как видом декоративно – прикладного искусства. | Листы бумаги с обозначенным контуром солнца, клей, пряжа красного и жёлтого цвета. | |
33 | «Журавлик» | Фигурное вырезывание с элементами оригами. Продолжать учить складывать лист бумаги в стиле оригами, вырезывать фигурку журавлика, пользуясь шаблоном. | Бумажный квадрат со стороной 20 см., ножницы, шаблон фигурки журавлика. | |
34 | «Воздушные игрушки» | Конструирование из бумаги. Расширить опыт изготовления самодельных игрушек из бумаги для подвижных игр на улице. Учить работать по чертежам, схемам. Воспитывать интерес к народным играм. | Бумага белая и цветная для вертушек, самолётиков, фломастеры для оформления, нитки, палочки, схемы. | |
35 | Мозаика «Весенние картинки» | Дать представление о мозаике. Научить создавать коллажи из битой яичной скорлупы: выкладывать кусочки скорлупы на заранее приготовленный эскиз, раскрашивать. Развивать художественный вкус. | Битая яичная скорлупа, цветной картон, клей ПВА, краски, кисти. | |
36 | «Весенний венок» (конец – делу венец) | Работа с полосками бумаги. Продолжать учить самостоятельно подбирать полоски для своих поделок по размеру, цвету; учить составлять композицию, чередуя цветы по цвету, наклеивая их на полоску картона. Воспитывать интерес к природе и культуре своего народа. | Полоски цветной бумаги 1/ 15 , полоски картона, клей, ножницы. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Богатеева З.А. Мотивы народного орнамента в детских аппликациях. – М.: Просвещение, 1986 г.
- Красота своими руками. Авт. – сост. О.И. Клионская, ми.: ООО «Полифакт-Альфа», 1993 г.
- Кошелев В.М. Вырезаем и складываем. – СП.: ООО Издательский Дом «Кристалл»
- Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду.- И.Д. «Цветной мир» Москва 2011.
- Петрова И.М. Волшебные полоски. Ручной труд.- С. –Петербург «Детство – пресс» 2000
- Румянцева Е. Простые поделки без помощи мамы. – М. :Айрис – пресс, 2008.
- Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. – М.: Айрис – пресс, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Непоседы» Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования физической направленности баскетбол 6-7 лет
laquo;Непоседы» Дополнительная общеобразовательная программадошкольного образования физической направленности...
Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования физической направленности «Непоседа»
Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования физической направленности «Непоседа»...
Дополнительная общеобразовательная программа «Театральная студия» художественной направленности для детей 5-7 лет
Отличительная особенность данной Программы заключается в широкой интеграции театрализованной деятельности с речевым развитием детей.Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой...
Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования интеллектуальной направленности «Малыш Фанкластик»
Цель программыФормирование предпосылок инженерного мышления у старших дошкольников посредством технологии трёхмерного моделирования на основе конструктора «Фанкластик»....
Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования познавательной направленности «ЮНЫЙ КРАЕВЕД СМОЛЕНЩИНЫ» НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
В «Концепции модернизации российского образования» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распро...
Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования познавательной направленности «УЧИМСЯ, ИГРАЯ»
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Работа кружка &la...
Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования спортивной направленности «Веселые ступеньки»
Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования спортивной направленности «Веселые ступеньки»...