Программа по дополнительному образованию «Lego - конструирование»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Гараева Людмила Сергеевна

Актуальность и педагогическая целесообразность данной методической разработки обоснована тем, что реализация лего-конструирования позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширить активный словарь. Реализация этой программы в рамках дополнительного образования помогает развитию коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.

Данное пособие рассчитано на детей среднего дошкольного возраста, оно поможет содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения ЛЕГО-конструированием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №33 комбинированного вида

Программа по дополнительному образованию

в средней группе

«Lego - конструирование»

 Руководитель:

 воспитатель

 Гараева Л.С

                 

г. Сатка  2020 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Деятельность – это первое условие развития у обучающегося познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде LEGO.

Лего-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Диапазон использования ЛЕГО с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей довольно широк.

Действительно, конструкторы LEGO зарекомендовали себя как образовательные продукты во всем мире. LEGO используют как универсальное наглядное пособие и развивающие игрушки. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук. Что особенно важно для обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Реализация лего-конструирования позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширит активный словарь.  

Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и различных образовательных возможностей.  Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Воспитанники учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

       Игра – необходимый спутник детства. С LEGO дети учатся, играя. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Обучающиеся конструируют постепенно, «шаг за шагом», что позволяет двигаться, развиваться в собственном темпе, стимулирует решать новые, более сложные задачи. Конструктор LEGO помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться. Кроме этого, реализация этой программы в рамках дополнительного образования помогает развитию коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.

Цель: Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения ЛЕГО-конструированием.

Задачи:

Обучающие:

-содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;

-создать условия для овладения основами конструирования;

-способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем.

 Развивающие:

-создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;

-способствовать развитию творческой активности ребёнка;

-способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.

Воспитательные:  

-содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;

-содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);

-создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.

    Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 15 – 20  минут во второй половине дня. Длительность продуктивной деятельности с детьми варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

        Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи.

Срок реализации программы: 8 месяцев.

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, механизм реализации материалов по лего - конструированию состоит из двух основных этапов: предварительного или ориентировочного, и исполнительного. 
На первом этапе ребёнок анализирует поделку, которую ему предстоит сконструировать, выявляет условия достижения цели, планирует последовательность работы над ней, подбирает необходимые детали, и определяет практические умения, навыки, с помощью которых цель будет достигнута. 
На втором этапе ребёнок приступает к непосредственному созданию поделки. При этом он учится подчинять своё поведение поставленной перед ним задаче. Конечным результатом работы должна быть не только созданная поделка, но и формирование у ребёнка определённого уровня умственных действий, конкретных практических навыков и приёмов работы, умений как неотъемлемой стороны трудовой деятельности. И, конечно, обязательна игра.

Для детей возрастной группы от 3 до 5 лет применимы три основных вида конструирования: 
 по образцу 
 по условиям 
 по замыслу 


Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема). 
При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим). 
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности. 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ. 
В ходе работы по лего-конструированию ребенок должны знать:

-         основные детали лего-конструктора (назначение, особенности);

-         простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма);

-         виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;

-         технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.

Уметь:

-         осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);

-         конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;

-        конструировать по образцу;

-         с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей; реализовывать творческий замысел.

Основная форма проведения занятий – практикум.

Для поддержания интереса к занятиям начальным техническим моделированием используются разнообразные формы и методы проведения занятий.

   - беседы, из которых дети узнают информацию об объектах моделирования;

   - работа по образцу,

- обучающиеся выполняют задание в предложенной педагогом последовательности (по схеме), используя определенные умения и навыки;

- самостоятельное проектирование для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий;

- коллективные работы, где дети могут работать группами, парами, все вместе.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

• организация выставки лучших работ,

• представление собственных моделей,

• работа над проектом.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ занятия

Тема

Цель

1

2

3

Октябрь

1

Знакомство с конструктором. Спонтанная игра детей.

Познакомить с lego – конструктором (кирпичик большой, поменьше, маленький, горка, мостик, лапка, клювик и

т.д.), способом сцепления деталей (сборка длинной и короткой змейки». Закрепить знание цвета и форм.

2

Ворота для заборчика

Учить выполнять простейшую конструкцию – ворота, устанавливать опоры и класть на них перекладину.

3

Пирамидка и  башенка.

Учить строить простейшие постройки, формировать бережное отношение к конструктору.

4

Конструирование по замыслу.

Закрепить полученные навыки, учить заранее обдумывать содержание будущей постройки; называть ее тему, давать общее описание, развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Ноябрь

5

Мостик.

Учить строить мостик, точно соединять детали, накладывать их друг на друга.

6

Красивые рыбки.

Уточнять и расширять представление о рыбах, их строении, развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, учить строить морских обитателей.

7

Гусенок.

Учить строить из конструктора гусенка.

8

Конструирование по замыслу.

Закрепить полученные навыки, учить заранее обдумывать содержание будущей постройки; называть ее тему, давать общее описание, развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Декабрь

9

Мы с тобой построим дом!

Учить строить дом, располагать детали конструктора правильно. Развивать творческое воображение, навыки конструирования.

10

Мебель.

Развивать способность выделять в различных предметах их функциональные части. Учить анализировать образец.

11

Знакомство со светофором.

Закреплять навыки конструирования, учить действовать по схеме и образцу. Закрепить знания ПДД.

12

Конструирование по замыслу.

Закрепить полученные навыки, учить заранее обдумывать содержание будущей постройки; называть ее тему, давать общее описание, развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Январь

13

Мы едем в зоопарк. Слон.

Учить строить слона. Закреплять умение читать схему, знакомить воспитанников с обитателями зоопарка.

14

Обезьяна.

учить сроить обезьяну; продолжать знакомить с обитателями зоопарка.

15

Конструирование по замыслу.

Закрепить полученные навыки, учить заранее обдумывать содержание будущей постройки; называть ее тему, давать общее описание, развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Февраль

16

Робот.

Познакомить с игрушкой робот; продолжать учить строить из lego – конструктора.

17

Грузовая машина.

Учить сооружать конструкцию по графической модели 4 соотносить ее элементы с частями предмета, развивать умение работать в парах.

18

Корабли.

Дать обобщенное представление о кораблях, учить способам конструирования, закреплять имеющиеся навыки конструирования, учить сочетать в постройке детали по форме и по цвету, устанавливать пространственные расположения построек.

19

Конструирование по замыслу.

Закрепить полученные навыки, учить заранее обдумывать содержание будущей постройки; называть ее тему, давать общее описание, развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Март

20

Поезд.

Продолжать знакомить с приемами сцепления кирпичиков с колесами, друг с другом, основными частями поезда, развивать фантазию, воображение, умение работать в парах.

21

Самолет.

Рассказать о профессии летчика, учить строить самолет, выделяя функциональные части; развивать интерес и творчество.

22

Грузовик

Продолжать знакомить с приемами сцепления кирпичиков с колесами, друг с другом, основными частями грузовика, развивать фантазию, воображение, умение работать в парах.

23

Конструирование по замыслу.

Закрепить полученные навыки, учить заранее обдумывать содержание будущей постройки; называть ее тему, давать общее описание, развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Апрель

24

Ракета

Дать обобщенное представление о ракетах, учить способам конструирования, закреплять имеющиеся навыки конструирования, учить сочетать в постройке детали по форме и по цвету, устанавливать пространственные расположения построек.

25

Грузовая машина с прицепом

Продолжать учить сооружать конструкцию по графической модели соотносить ее элементы с частями предмета, развивать умение работать в парах.

26

Гараж с большими и маленькими воротами

Продолжать учить сооружать конструкцию по графической модели соотносить ее элементы с частями предмета, развивать умение работать коллективно.

27

Конструирование по замыслу.

Закрепить полученные навыки, учить заранее обдумывать содержание будущей постройки; называть ее тему, давать общее описание, развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Май

28

Разные профессии

Развивать способность выделять в различных предметах их функциональные части. Учить анализировать образец.

29

Пожарная машина

Рассказать о профессии пожарного, учить строить машину, выделяя функциональные части; развивать интерес и творчество.

30

Итоговое

Выполнение проектов по замыслу

Диагностическая карта воспитанника 4-5 лет

кружка «Lego – конструирования»

Фамилия, имя ребенка.

Называет детали.

Называет форму.

Умеет скреплять детали конструктора «Дупло»

Строит элементарные постройки по творческому замыслу

Строит по образцу

Строит по схеме

Называет детали изображенные на карточке

Умеет рассказывать о постройке

1

2

Методическая литература кружка «Lego - конструирование»:

  1. Фешина Е.В.  Лего – конструирование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  2. Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие / сост. В.Н. Мамрова – Челябинск, 2014.
  3. Селезнева Г.А. Сборник материалов «Игры» для руководителей Центров развивающих игр (Леготека). М., 2007.
  4. Старцева О.Ю. Занятия по конструированию с детьми 3-7 лет. М. 2010.
  5. Зворыгина, Е. Особенности воображения детей в игре с образными фигурками и конструктивным материалом / Е. Зворыгина, Л. Яворончук // Дошкольное воспитание. 2007. - № 1.
  6. Емельянова, И.Е., Максаева  Ю.А. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами лего-конструирования и компьютерно-игровых комплексов. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011

        

Приложение 1

Дидактические игры

«Найди кирпичик, как у меня»

Цель: закрепить цвет, форму деталей (квадрат, прямоугольник). Оборудование: кирпичики красного, синего, зеленого, желтого цвета (2х2,  2х4 см). в коробке лежат кирпичики lego – конструктора, педагог достает кирпичик и просит назвать его цвет и форму и найти ему такой же.

«Собери кирпичики Lego»

Оборудование: кирпичики 4х цветов.

Дети играют по четверо. Педагог раскидывает на ковре кирпичики Lego ставит коробочки, распределяет в какую коробочку какого цвета нужно положить. Дети выбирают цвет, который будут собирать по команде «Начали!» дети собирают кирпичики. Побеждает тот, кто быстрее всех соберет.

«Найди постройку»

Цель: развивать внимание, наблюдательность; учить соотносить изображение на карточке с постройками.

Оборудование: карточки, постройки, коробочка.

Дети поочереди достают карточку из коробки или мешочка, внимательно смотрят на нее, называют, что на ней изображено,и ищут эту пострйку. Кто ошибается, берет вторую карточку.

«Кто быстрее»

Цель: развивать внимание, быстроту координацию движений.

Оборудование: 4 коробочки, детали Lego – конструктора (  2х2, 2х4 см), по 2 на каждого игрока.

Игроки делятся на две команды. У каждой команды свой цвет кирпичиков и своя деталь. Например, кирпичики 2х2 см красного цвета, 2х4 – синего. Игроки переносят по одному кирпичики о содного стола на другой. Чья команда быстрее, тот и победил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "LEGO"

Программа обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство....

Программа дополнительного образования «Lego конструирование как вид технического творчества »

Пояснительная записка Программа дополнительного образования «Lego конструирование как вид технического творчества» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 7 лет с уче...

АВТОРСКАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «LEGO - КОНСТРУИРОВАНИЕ И РОБОТОТЕХНИКА В ДОУ»

Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологии захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот...

Рабочая программа дополнительного образования LEGO-конструирование Возраст 3-7 лет

Рабочая программа  дополнительного образования    LEGO-конструирование  Возраст 3-7 лет...

Программа дополнительного образования "Lego- конструирование"

Общеразвивающая программа  образования дошкольников от 3 до 7 лет по легоконструированию «ЛЕГО»  актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники...

Программа по дополнительному образованию "Lego - конструирование в детском саду".

Программа по дополнительному образованию «LEGO-конструировании в детском саду».LEGO-конструирование способствует раскрытию творческого потенциала детей. С помощью ярких деталей они могут с...