Ручной труд
опыты и эксперименты по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Бузуева Любовь Валерьевна

Ребенок появляется на свет с огромными  возможностями  и способностями. И если не развивать возможности и способности они с возрастом постепенно слабеют и угасают. Творческие способности могут развиваться только в творческой деятельности, и чем раньше развивать их у ребенка, тем успешнее будет развитие его творческого начала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya-r.t.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». (В.А. Сухомлинский)

Ребенок появляется на свет с огромными  возможностями  и способностями. И если не развивать возможности и способности они с возрастом постепенно слабеют и угасают. Творческие способности могут развиваться только в творческой деятельности, и чем раньше развивать их у ребенка, тем успешнее будет развитие его творческого начала.

Многие известные  педагоги и психологи подчеркивают, что творчество – это процесс взаимодействия с окружающей действительностью, творчеству можно научить и следует учить, оно не является качеством личности и развивается постепенно под воздействием воспитания и обучения. В то же время творчество дошкольника – это активное участие в процессе своего развития.

Сегодня перед нами стоит очень важная задача - развитие творческого потенциала подрастающего поколения. Развитие творческой и уникальной личности невозможно без развития уже с ранних лет творческих способностей и творческого воображения.

Творчество и воображение активно формируется средствами «детских» видов деятельности – восприятия сказок, игры, разновидностей художественного творчества.  Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, по мнению многих известных ученых, являются продуктивные виды деятельности, в частности ручной труд.  

Ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами и возможностью взаимодействия различных материалов и техник для создания разнообразных поделок и игрушек, полезных и эстетически значимых предметов и изделий для украшения быта (игр, труда и отдыха). В процессе работы у детей получается реальный и привлекательный продукт (сувенир, упаковка, игрушка, подарок родным…).

При создании красивых поделок он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретённых в процессе трудовой деятельности и на занятиях по ручному труду.

Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе в работе с различными материалами, которая включает в себя различные виды создания предметов, поделок композиций из пластилина, бумаги, ткани. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования, приёмами присоединения и использование их в различных композициях.

Наряду с конструктивными умениями (складывание, соединение, скручивание, наложение, примазывание и др.)  формируется умение целенаправленно рассматривать и анализировать предметы, сравнивать их между собой, выделять в них общее и различное, делать выводы и обобщения, творчески мыслить. Анализируя условия задачи, поставленной взрослым, ребёнок ищет способы её решения, учится планировать и контролировать, организовывать свою деятельность.

В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: «Вещь, сделанная самим ребёнком, соединена с ним живым нервом, и всё, что передаётся его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий».

Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, если они получаются и великое огорчение, если образ не получился. Поэтому у ребёнка и воспитывается желание добиваться положительного результата – дети бережно относятся к поделкам, сделанным своими руками: не ломают их, не позволяют другим испортить её, дарят своим близким.

Весь процесс творческого труда нужно строить по следующим принципам обучения:    

- Принципы воздействия: воздействие как сотворчество педагога и ребенка; взаимодействие детей как партнера по творческой деятельности; сенсорное взаимодействие ребенка с материалом.

- Принцип игровой подачи материала с учетом возрастных особенностей детей. Соизмеримость преподносимого ребенку материала, созданного культурой с качеством и характером пережитых им эмоций. Организация деятельности ребенка как творчество по поводу личных впечатлений. Сочетание в процессе занятий репродуктивного и творческого типа деятельности.

- Принцип познания ребенком материала от ощущения через эмоции к ассоциации и анализу, а затем к творчеству – я чувствую – я представляю – я воображаю – я творю.

Из теории и практики педагогики известно, что компонентами детского творчества являются: воображение, активность, самостоятельность, инициатива.

Творческий процесс ручного труда сопровождается активной работой творческого воображения, что является предпосылкой эффективности усвоения новых знаний, условием творческого преобразования окружающей действительности, способствует саморазвитию личности.

Активность проявляется, прежде всего, в своём желании полно и до конца реализовать свой замысел и в процессе ручного труда носит творческий характер.

Умение переносить умения и навыки из одних условий в другие, поиск способов и приёмов создания выразительного образа – является показателем самостоятельности в художественно – творческой деятельности дошкольника.

Инициатива проявляется в том, насколько ребёнок, опираясь на собственный опыт, руководствуясь фантазией, замыслом, отношением к поделке расширяет границы содержания продукта своего творчества.

Учитывая знания о компонентах детского творчества на занятиях по ручному труду решаются следующие задачи:

- Дать знания об использовании различных видов изобразительных материалов в жизни человека;

- Формировать представления о практической художественной деятельности, способствующей развитию творческого начала;

- Формировать у детей прочные умения и навыки действия с различными материалами для детского творчества;

- Создавать условия для экспериментирования с различными материалами, инструментами, изобразительными техниками;

- Поддерживать личностное творческое начало, умение воплощать в художественной форме свои представления, переживания, мысли, чувства, проявлять инициативу;

- Развивать самостоятельность в сочетании знакомых техник для придания детскому продукту ещё большей выразительности и индивидуальности;

- Развивать фантазию, воображение и индивидуальный почерк;

- Развивать сенсомоторные навыки (тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук);

- Воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира, творческую активность.

Эффективностью развития творчества дошкольника во многом зависит какие методы и приёмы использует педагог в работе с детьми. Основными методами и приёмами обучения дошкольников являются:

- Практические методы (упражнения и экспериментирование, помощь нуждающимся детям);

- Наглядные методы и приёмы (использование натуры, образа, схем, технологических карт, рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, показ способов и приёмов);

- Словесные методы и приёмы (чтение художественной литературы, рассказ, беседа, объяснение, разъяснение, указания и т.д.);

- Игровые методы (дидактические, творческие, развивающие игры);

- Игровые приёмы (создание игровых ситуаций, обыгрывание изображений, внезапное появление игрушек и др.).

Все эти методы и приёмы в процессе работы с детьми используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно. Ценными методами развития творческого воображения можно назвать игровые методы, так как игра является ведущей деятельностью дошкольников и является главным содержанием детской жизни. Незаметно для себя дошкольник в игре приобретает новые знания, умения, навыки, осуществляет поисковые действия, учится мыслить, творить.

Таким образом, на занятиях по ручному труду ребёнок вооружается умениями и навыками, развивает интеллектуальную и творческую активность, учится планировать свою деятельность, осуществлять задуманное, конструировать поделки, вносить изменения в процесс изготовления, технологию. У детей формируется умение сравнивать, анализировать, открывать что-то новое, делать оригинальные выводы, возникает желание преобразовывать окружающий мир по законам красоты.

В своей работе я уделяю особое место ручному труду с детьми. Приобщая детей к этому волшебству, я не только передаю им свой опыт, но создаю у них потребность самим создавать красоту. А в целом – формирую их духовный мир. Ведь человек, знающий радость творческого труда, всегда найдет способ выразить себя и достичь внутренней гармонии со своей природой.

В Концепции модернизации дошкольного образования подчеркивается первостепенность решения задач, направленных на создание творческой атмосферы и условий для инновационной деятельности. Авторы Концепции указывают, что ребенок, прежде всего, приобщается к вечным общечеловеческим ценностям (красоте, добру, истине). В результате этого у него рождаются и развиваются такие стержневые качества личности, как самостоятельность, инициативность, произвольность в виде стремления к преодолению трудностей, а также потребность в активном освоении и созидательном преобразовании окружающей действительности.

В своей работе с детьми я стремлюсь к тому, чтобы  дети применяли и комбинировали различные техники и способы изображения в одной поделке, и при этом не просто усвоенные  способы действий, но и учились думать, самостоятельно решать, какую технику и материал использовать, чтобы тот или иной образ получился более выразительным.

Я  заметила, что на занятиях с использованием нетрадиционных видов художественного  ручного труда дети проявляют большую активность и работоспособность, меньше отвлекаются и работают более сосредоточено, что становится залогом успешной предпосылки к раскрытию творческого потенциала.

И хотя в народе говорят « Век живи - век учись», важно не пропустить тот период в жизни ребенка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится развитию творческих способностей, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольный период, то в последующем наступает быстрое снижение активности  этой функции. А значит -  обедняется личность. Снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные интересы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка.

В последнее десятилетие все более актуальным становится использование интегративных принципов организации, освоения содержания образования. Они содействуют более глубокому и многостороннему познанию детьми предметов и явлений действительности, формированию ассоциаций  и их активизации в разных видах творческой художественно-эстетической деятельности.

Ручной труд может быть объединен с занятиями по ознакомлению детей с изобразительным искусством, математикой, развитием речи, а также с игровой, театрализованной и другими видами деятельности. Он содержит в себе возможность решения широкого круга воспитательных, развивающих и дидактических задач.

И так, ручной труд является эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, что в полной мере подтверждает практическая деятельность и не теряющие своей актуальности слова скульптора Родена (1840-1917гг.): «…Мир будет счастлив только тогда, когда каждый будет находить радость в своём труде».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок по ручному труду и конструированию

Каждый из нас в детстве смастерил своими руками хотя бы одну игрушку, и именно эта игрушка долгое время была самой любимой, потому что мы вложили в нее свою душу....

Конспект интегрированного занятия по экологии и ручному труду. Тема: «Почему идёт дождь и дует ветер».

ЦЕЛЬ: (Экология)- ознакомить с такими явлениями, как осадки и движение воздуха.- расширить и уточнить представления детей о дожде и ветре; раскрыть значение этих явлений для челов...

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Образовательная деятельность «Лиска-лисонька, лиса» (чтение художественной литературы-коммуникация-труд\ручной труд)

Планируемые результаты:ребенок  старается поддерживать беседу, высказывать своё мнение, рассуждает и дает свои необходимые пояснения;ребенок  познакомиться с правилами укрепления и сохранени...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ручному труду бумажной пластики. Изготовление новогодних украшений .Специфика приемов обучения ручному труду детей с общим нарушением речи . «Тема НОД- Новогоднее украшение для елочки»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ручному труду бумажной пластики. Изготовление новогодних украшений .Специфика приемов  обучения ручному труду детей с общим нарушением реч...