План работы по самообразованию по теме: «Развитие творческих способностей детей старшей группы через нетрадиционные техники рисования» 2015-2016 год
методическая разработка по рисованию (старшая группа)
К нетрадиционным техникам изоискусства обусловлено тем, что нетрадиционное рисование даёт возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, такое рисование удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobraz_starshaya_gruppa.docx | 114.66 КБ |
Предварительный просмотр:
М
МММ
МКДОУ «Малиновский детский сад»
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А. Сухомлинский
Актуальность моей работы связана с тем, что жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления. Поэтому в современном мире востребованы творческие личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Именно таких творчески активных людей и должны воспитывать современные педагоги, что отражено в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: «…содержание и организация образовательного процесса для детей дошкольного возраста должна быть направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность». Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития творческих способностей ребёнка.
Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у ребёнка чувства гордости и удовлетворения результатами труда.
К нетрадиционным техникам изоискусства обусловлено тем, что нетрадиционное рисование даёт возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, такое рисование удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество.
Цель плана по самообразованию — развитие креативных способностей детей через нетрадиционную технику изображения.
Задачи.
- Обучить техническим приёмам и способам нетрадиционного рисования с использованием различных изо материалов.
- Познакомить с разными жанрами живописи.
- Учить понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит.
- Формировать способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков окружающего мира.
- Побуждать детей экспериментировать с изо материалами. Придумывать и создавать композиции, образы.
- Поощрять и поддерживать детские творческие находки.
Распределение техники по возрастным группам.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
рисование пальчиками;
оттиск печатками из картофеля;
рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
- тычок жесткой полусухой кистью.
- печать поролоном;
- печать пробками;
- восковые мелки + акварель;
- свеча + акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошки;
- рисование ватными палочками;
- с помощью ватных дисков;
- кляксография с трубочкой
А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:
рисование песком;
рисование мыльными пузырями;
рисование мятой бумагой;
кляксография с трубочкой;
монотипия пейзажная;
печать по трафарету;
монотипия предметная;
кляксография обычная;
пластилинография.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Кучешева Юлия Ивановна 1 этап Организационно- ознакомительный Подбор литературы, накопление материала, изучение методики проведения занятий по изо в средней группе. Цель: Учить подбирать краски для передачи в рисунке колорита осени, отражая свои впечатления от наблюдений за осенней природой. Учить заполнять изображениями весь лист бумаги. выделяя цветом небо, лес, землю. Познакомить детей с техникой работы «по сырому», воспитывать любовь к природе. Познакомить детей с новым видом изобразительной техники – «печать листьями»; Основной этап. Овладение циклом занятий «Радуга красок». Ознакомление с новыми техниками. Цель: Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному настроению. Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества, закрепить название осенних деревьев, признаки поздней осени. Цель: Упражнять детей в технике рисование мятой бумагой, работы с гуашью; Учить рисовать нестандартной техникой (, ладошками, полосками из картона, оттиск печатками из картофеля и ватными палочками) Воспитывать любовь к комнатным животным; доброжелательность к людям, чувство прекрасного, бережное отношение к природе. Активизировать словарь (натюрморт, портрет, пейзаж), расширять кругозор; использовать технику «сжатой бумагой»; учить располагать изображение на определённом месте. Цель: Помочь почувствовать красоту зимней природы посредством музыки, живописи, поэзии. Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа. Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой, эстетическими терминами Уточнить и расширить знания детей о характерных признаках зимы; познакомить с новым способом изображения деревьев – отпечаток капустным листом; развивать у детей интерес к нетрадиционной технике изображения зимнего леса; развивать у детей эстетическое восприятие, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе. Познакомить детей с рисованием гуашью, способом - эстамп Цель: Формировать у детей обобщённое представление о птицах, пробуждать интерес детей к известным птицам, расширять знания о перелётных птицах. Развивать творческий потенциал у детей, мелкую моторику пальцев рук. Совершенствовать умение детей изображать зимний пейзаж, используя различные материалы: трафареты, печатки из картофеля, поролоновые кисти. Упражнять детей в смешивании красок для получения новых оттенков цвета: светло-серого, нежно-розового, бледно-жёлтого. Дать детям представление на влияние на цвет снега освещённости, погоды, окружающих предметов. Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ. - Закреплять умение рисовать тычком жесткой кистью кругов различного диаметра; - поощрять желание детей дорисовывать пальчиком мелких деталей – глаза, нос, рот, пуговички снеговика; - учиться дорисовывать маркером метлу и ведро у снеговика; - продолжать развивать детское воображение; - продолжать учить детей аккуратности. Цель: Учить детей рисовать сказочных птиц с помощью «трафарета» - руки; упражнять в подборе цвета, для передачи необходимого эффекта; обогащать словарный запас детей глаголами и прилагательными. Совершенствовать умения и навыки детей в технике оттиск печатками (картофель, пробки) -развивать воображение, чувство композиции; -учить технике: рисование верёвочкой; -вызвать желание поделиться своим теплом и хорошим настроением. Развивать дыхательную систему. Создавать у детей радостное настроение средствами музыки, поэзии в изобразительной деятельности. Закрепить знание о временах года. Цель: Развивать воображение, мышление и умение за компоновать на листе бумаги. Продолжать знакомить детей с натюрмортом используя нетрадиционными техниками рисования. Обогащать эмоциональную сферу. Расширить знание о первых весенних цветах. Закрепить умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы. Учить располагать цветы по всему листу бумаги. Закрепить умение рисовать тонкой кисточкой листья и стебли. Продолжать учить рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Цель: Научить новому способу получения изображения – граттаж. Побуждать детей передавать в рисунке картину космического пейзажа, - совершенствовать умения и навыки детей в технике оттиск печатками (картофель, пробки ) Расширять представления детей об изменениях в живой природе с приходом весны. Учить детей рисовать ветки вербы используя технику рисования красками «по сырому», вливать цвет в цвет. Продолжать развивать творческие способности детей путем овладения различными способами изображения. Воспитывать интерес к занятию, аккуратность. Цель: Познакомить с новым способом изображения симметричных предметов - «монотипия». Учить создавать образ бабочки с помощью новой техники; делать дорисовки кистью или фломастером; использовать яркие, сочные тона. Развивать творчество, фантазию Учить детей рисовать нетрадиционным способом “по мокрому” листу. Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки, зрительный контроль за ними. Закрепить умение работать в разной нетрадиционной технике рисования: тычком, тычком жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой, оттиск из овощей, печать по трафарету, а также использовать в работе обрывную аппликацию. Закрепить умение работать ножницами. Заключительный этап. Отчет о проделанной работе. | Техники: «Печать ладошками» «Рисование по сырому» «Печать листьями» Техники: «Монотипия» Восковые мелки + акварель. «Пластилинография» Рисование мятой бумагой, ладошками, ватными палочками. «рисование манной крупой» Сжатой бумагой, печатание пальцами. Техники: «Набрызг» «Капустным листом» «Печать пенопластом» Техники: «Пластилинография» «Трафареты, печатки из картофеля, поролоновые кисти» «Тычок жёсткой кистью» Техника: «Трафарет» - руки. «Печать пробками» «Кляксография» Техники: «Мятая бумага» «Метод тычка» «Рисование поролоном» «граттаж» «Печать картофелем, рисование верёвочкой» «По сырому» «монотипия» «По мокрому листу» «Тычком жёсткой полусухой кистью» | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | Изучение литературы: 1. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки"" 2. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками" 3. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г. 4. И. А. Лыкова "Цветные ладошки" 5. Журналы "Дошкольное воспитание", " Воспитатель". 6. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» 7. И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений». Информация для родителей на тему: «Нетрадиционная техника рисования в средней группе» Работа с отдельными группами детей. Работа с ребёнком ОВЗ. Выставка детских работ. «Осенние поделки из овощей и фруктов» Консультация родителям: «Зачем детям рисовать» Наблюдения за природными явлениями на прогулках, экскурсиях. В центре изо пополнение играми: «Подбери по цвету, форме», эксперименты: Смешивание красок, цветной лёд. Консультация для педагогов: «Нетрадиционные техники рисования в старшей группе» Рекомендация; «Как рисовать с ребёнком дома» Пополнение центра изо материалами: Трафареты для рисования, раскраски, штамповки из пробок, пенопласта, паралона. Выставка коллективных робот. Оформление выставки «Цветы для мамы» Подготовка к занятию для педагогов по теме «Нетрадиционные техники рисования» Выставка детских работ. Создание фото альбома. Подготовка к презентации: «Отчёт годовых задач о проделанной работе по нетрадиционной технике рисования» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад тема"Развитие творческих способностей детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования"
Цель: Развитие творческих способностей детей....
самообразование по теме "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования в условиях внедрения ФГОС"
Создать условия для развития творческих способностей, изобразительных навыков ребенка, используя различные изобразительные материалы и нетрадиционные техники рисования...
План самообразования на 2019-2024 гг. на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей ...
Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством объёмной аппликации».
Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством объёмной аппликации» с описанием цели, задач,...
План работы по самообразованию на тему «Развитие творческих способностей детей раннего возраста через театрализованную деятельность»
Актуальность темы: Мир детства, внутренний мир ребёнка- ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой,...
Семинар – практикум для педагогов на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
Семинар-практикуи для педагогов детского сада...
Папка воспитателя по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования».
Тема: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования"...