Программа дополнительного образования для детей средней группы художественной направленности «Творческая мастерская»
методическая разработка по конструированию, ручному труду (средняя группа)
Рабочая программа дополнительного образования рассчитана для работы с детьми 4-5 лет и направлена на формирования эстетически развитой творческой личности; развитие инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа дополнительного образования для детей 5-6лет художественной направленности. | 28.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида №128
Программа дополнительного образования для детей средней группы
художественной направленности
«Творческая мастерская»
Руководитель: воспитатель Шмакова С.В. |
Комсомольск-на-Амуре
2018-2019 г.
Пояснительная записка.
"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"
В.А.Сухомлинский
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях художественно-эстетического развития актуальна, так как эти занятия способствуют согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом.
Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Цель. Создавать условия для формирования эстетически развитой творческой личности; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
Задачи.
- Пробуждать творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность, за счет использования разных приемов работы с красками, бумагой, пластилином, тестом.
- Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания.
- Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворять потребности детей в самовыражении.
- Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
В основу данной программы легли принципы:
1. Принцип сознательности и активности. Этот принцип отражает необходимость развития мотивации к художественно – продуктивной деятельности.
2. Принцип наглядности. Пользуясь наглядным материалом педагог открывает для детей еще один канал восприятия – зрительный, что значительно повышает эффективность усвоения новой информации.
3. Принцип систематичности и последовательности придает системный характер процессу обучения, что является необходимым условием эффективности любого воздействия.
4. Принцип прочности. Целью этого принципа является прочное и долговременное усвоение полученных знаний. Эта цель достигается с помощью развития интереса и положительного отношения детей к выполнению работы.
5. Принцип доступности подразумевает разработку содержания процесса выполнения работы с учетом возможностей детей. Важным условием доступности является правильная последовательность преподнесения нужного материала.
6. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства. Предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.
7. Принцип дифференциации, учета индивидуальности. Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения конструктивной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.
8. Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов художественно – продуктивной деятельности
Основные направления.
- Пластилинография.
- Тестопластика.
- Бумагопластика .
Планируемые результаты освоения детьми программы дополнительного образования.
Владеет разными способами деятельности, проявляет самостоятельность, стремится к самовыражению. Умеет работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его задания, отвечать, когда спрашивают.
Ребенок способен к активному усвоению художественного опыта (эстетической апперцепции), к самостоятельной творческой деятельности,к саморазвитию и экспериментированию (поисковым действиям).
Ребенок приобретает основы знаний и представлений о различных видах искусства, начинает осваивать их«язык» - изобразительно-выразительные средства. На этой основе у ребенка формируются практические художественные умения и в результате - складывается опыт художественно-творческой деятельности.
Ребенок овладевает обобщенными (типичными) и самостоятельными способами творческой деятельности, необходимыми и достаточными во всех видах творческой деятельности, свободно пользуется техническими приемами и способами изготовления поделок и картин из пластилина, соленого теста или бросового материала.
Детей отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты познавательные, творческие и художественные способности, творческая активность, самостоятельность. Дети овладевают навыками совместной работы.
Формы, способы, методы и средства реализации программы
Формы, способы, методы и средства реализации программы подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
При реализации данной программы педагог:
- продумывает содержание и организацию совместного образа жизни детей, условия эмоционального благополучия и развития каждого ребенка;
- соблюдает гуманистические принципы педагогического сопровождения развития детей, в числе которых забота, теплое отношение, интерес к каждому ребенку, поддержка и установка на успех, развитие детской самостоятельности, инициативы;
- осуществляет развивающее взаимодействие с детьми, основанное на современных педагогических позициях: «Давай сделаем это вместе»; «Посмотри, как я это делаю»; «Научи меня, помоги мне сделать это»;
- сотрудничает с родителями, совместно с ними решая задачи воспитания и развития малышей.
Формы организации:
- тематические занятия;
- дидактические игры;
- творческие занятия;
- игровые занятия;
- выставки детских работ;
- тематические беседы.
Методы организации:
- Словесные (беседа, рассказ, инструктаж);
- наглядные (демонстрация, показ образцов, схем, иллюстраций);
- практические (конкретные трудовые задания и упражнения);
- репродуктивные (получение детьми знаний и способов деятельности по аналогии (образцу);
- проблемно-поисковые (самостоятельный творческий подход к делу);
- методы работы под руководством педагога
Методы стимулирования и мотивации:
- поощрение и создание ситуации успеха на занятиях;
- познавательные игры;
- игры-соревнования;
- конкурсы;
- выставки творческих работ.
Формы контроля:
- устный опрос;
- практические задания;
- самостоятельные творческие работы;
- самоконтроль.
Программа «Творческая мастерская» рассчитана на 1 год обучения.
Возраст детей 4-5 лет.
Продолжительность занятия 20-25 минут.
Объем программы: количество занятий в неделю: 2;
количество занятий в год: 59.
Срок реализации программы: с 1 ноября по 31 мая.
По окончанию каждого занятия организуются выставки детских работ для родителей, и тематические выставки в ДОУ ежеквартально.
Формы организованной образовательной деятельности: групповая (индивидуально-коллективная) по 5 человек.
Условия реализации программы:
- картон белый и цветной;
- белая и цветная бумага;
- ножницы;
- клей ПВА;
- салфетки;
- доски;
- пластилин, соленое тесто;
- полуготовый рисунок – основа будущей композиции на картоне;
- стеки, палочки;
- кисти белка, щетина;
- бросовый и природный материал (спичечные коробки, бусины, пайетки, шишки, скорлупа от грецких орех, трубочки и т.п.).
Оборудование:
- столы, стулья;
- мольберт;
- образцы объектов труда,
- инструкционные карты.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- выставки детских работ в детском саду;
- составление альбома лучших работ;
- участие в районных, окружных, всероссийских конкурсах художественно – эстетической направленности;
- презентация детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
- творческий отчет воспитателя на педсовете
Методическое обеспечение программы
- Давыдова Г.Н. Детский дизайн: Пластилинография.Издательство: Скрипторий 2003, 2015.
- Давыдова Г.Н. Пластилинография – 2, Пособие, Москва, Изд-во: Скрипторий 2003, 2015.
- Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. - Ярославль: Академия развития, 2002.
- Конощук С.И. Фантазии круглый год: пособие для пед. коллективов детских садов, студентов, родителей – М.: Обруч, СПб.: Образовательные проекты, 2011.
- Новикова, И. В. Конструирование из природных материалов в детском саду/ И. В. Новикова; — Ярославль: Академия развития, 2009.
- Новицкая С.А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - СПб.: ООО Изд-во « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
- Петрова И.М. Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие. - СПб: «Детство-пресс», 2000.
- Ткаченко Т. Б., Стародуб К. И. Лепим из пластилина. – Ростов-на –Дону: Издательсво «Феникс», 2003.
- Халезова Н.Б. и др. Декоративная лепка в детском саду.- М.: Просвещение, 2008.
- Черкасова И.А, Руснак В.Ю, Бутова М.В. От салфеток до квиллинга. Нетрадиционные техники работы с бумагой. - М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2014.
- Шницкая И.О. «Аппликация из пластилина» Д.:Феникс, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по художественному и ручному труду «МАСТЕРСКАЯ ВОЛШЕБНИКОВ»
Дополнительная программа по художественному и ручному труду, расчтана на три возрастных группы (среднюю, старшую, подготовительную). Кружковая работа проводится во вторую половину дня, материал подобр...
Программа дополнительного образования дошкольников художественно-эстетической направленности "Мастерская чудес" (работа с фетром)
Реализуемая цель: создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации, через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и и...
Программа дополнительного образования по художественно - эстетическому развитию "Солнечная мастерская"
Данная программа составлена на основе Программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой и наглядно-методических пос...
ПРОГРАММА дополнительного образования дошкольников художественно – эстетической направленности «Волшебная мастерская»
рабочая программа дополнительного образования дошкольников художественно – эстетической направленности «Волшебная мастерская»...
Программа дополнительного образования дошкольников 4-5 лет "Волшебная мастерская"
Программа творческого объединения детей средней группы "Волшебная мастерская" , художественно-эстетическая направленность...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по художественному и ручному труду «МАСТЕРСКАЯ ВОЛШЕБНИКОВ»
Программа разработана в соответствии с Основной Образовательной Программой Дошкольного Образования МБДОУ № 15 «Нэбзый»....