Программа дополнительного образования дошкольников 4-5 лет "Волшебная мастерская"
рабочая программа (средняя группа)
Программа творческого объединения детей средней группы "Волшебная мастерская" , художественно-эстетическая направленность
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №8 г. Вязьмы Смоленской области
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Волшебная мастерская»
возраст обучающихся: 4-5 лет
срок освоения программы: 1 год
Автор-составитель:
Ксенофонтова О.А.,
воспитатель
2019
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная мастерская» (далее – Программа) относится к программам художественной направленности.
Российское общество нуждается в творчески мыслящих людях, способных создавать культуру, жить в ней и развивать её.
Творческая личность востребована во всех сферах деятельности. Люди, способные к саморазвитию и самосовершенствованию, к поиску и принятию нестандартных решений поистине важнейший капитал современного общества. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.
Чрезвычайно значимо решение этой задачи в период дошкольного детства, т.к. данный возраст признан отечественными и зарубежными психологами и педагогами этапом интенсивного развития личности, её психологических процессов, чувств, представлений, отношений, интеллектуальных и художественных способностей.
Современное образование находится сегодня в поиске новых педагогических идей, нетрадиционных средств и технологий развития ребёнка.
Направленность
Программа объединения «Волшебная мастерская» имеет художественно-эстетическую направленность. Нетрадиционные техники рисования, работа с различными материалами, техника «бумажной пластики» - всё это позволяет создавать яркие композиции. А также открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения.
Актуальность
Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребенка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют ребенка думать. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта - учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения. «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», — утверждал В.А. Сухомлинский.
Данное направление в работе с детьми является актуальным, важным и необходимым, так как дети с удовольствием работают с бумагой и красками. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники выполнения работ по рисованию и аппликации, с различным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски и палочки, бумажные салфетки, использование соли при рисовании акварельными красками и т. д.
Новизна
Новизной программы является необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения. Что, в свою очередь удовлетворяет исследовательскую потребность детей, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в их творчество, делает его более увлекательным и интересным.
Педагогическая целесообразность
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании и аппликации стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования и аппликации дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изобразительных техник.
Отличительные особенности
Отличительной особенностью программы «Волшебная мастерская» по нетрадиционным техникам рисования и аппликации является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы. Нетрадиционное рисование и аппликация доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Основные характеристики образования
Цель, задачи, уровень программы, объем и сроки реализации
Цель программы: создать педагогические условия для развития творческих способностей дошкольников через использование нетрадиционных техник рисования и аппликации.
Образовательные задачи:
- Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними;
- Учить основным приемам техники «бумажная пластика»;
- Закреплять приобретённые умения и навыки, показать детям широту их возможного применения;
- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
Развивающие задачи:
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
- Развивать художественный вкус, творческие способности, фантазию, пространственное воображение;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Развивать внимание, память и глазомер;
Воспитательные задачи:
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
- Воспитывать аккуратность, целеустремленность, творческую самореализацию.
Содержание программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество ДОУ с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в художественно-эстетической деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Данным принципам соответствуют следующие подходы к формированию Программы:
- культурно-исторический подход (Л.С.Выготский). Культурно-исторический подход к развитию психики человека, предложенный Л.С.Выготским, рассматривает формирование психики в онтогенезе как феномен культурного происхождения. Культурно-исторический подход Л.С.Выготского наиболее полно отражает качественный подход к развитию ребенка. В рамках этого подхода развитие определяется как «...процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях» (Л.С.Выготский, 1956).
- деятельностный подход (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов). В рамках деятельностного подхода деятельность наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования.
-личностный подход. Все поведение ребенка определяется непосредственными и широкими социальными мотивами поведения и деятельности. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие.
Исходя из положения, что в основе развития лежит, прежде всего, эволюция поведения и интересов ребенка, изменяется структура направленности его поведения. Идея о поступательном развитии ребенка главным образом за счет его личностного развития принципиально противоположна господствующим в современной педагогике идеям о приоритете интеллектуального развития.
Планируемые результаты освоения программы
1. Ребёнок проявляет творческую активность, повышенный интерес к данному виду деятельности;
2. Умеет точно передавать форму, пропорции, реальный цвет предмета;
3. Использует разнообразную цветовую гамму;
4.По всей плоскости листа соблюдает пропорциональность между предметами;
5. Ребёнок аккуратен, хорошо развита моторика рук;
6. Выполняет задания самостоятельно, без помощи взрослого.
7. Ребенок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирает выразительные средства, доводит начатое дело до конца.
Современные ценностные ориентиры, формируемые в процессе освоения Программы
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Уровень программы, объем и сроки реализации программы
Уровень программы - базовый.
Срок реализации - программа «Волшебная мастерская» рассчитана на один год обучения.
На освоение программы отводится 34 часа.
Организационно-педагогические условия реализации Программы
Форма проведения занятия - очная.
Режим занятий: занятия проводятся в групповом помещении 1 раз в неделю, академический час (продолжительность одного занятия) – 20 минут, количество учебных недель – 34.
Возраст обучающихся: дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет).
Принцип формирования групп: Программа «Волшебная мастерская» не предусматривает никаких условий отбора по способностям, принимаются дети 4-5лет разного пола и разной подготовки.
Форма организации образовательного процесса: групповая.
Образовательные технологии, приемы и методы
Образовательные технологии
Перечисленные ниже методики и технологии обеспечивают выполнение программы и соответствуют принципам полноты и достаточности:
- игровая технология;
- технология сотрудничества (В.Дьяченко, А.Соколов и др.);
- технология проектной деятельности.
Игровая технология
Концептуальные идеи и принципы:
- игра – ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения;
- игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирования обучающихся к познавательной деятельности;
- постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий;
- игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует;
- использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины;
- цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.). Результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут;
- механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.
Технология сотрудничества
Концептуальные идеи и принципы:
- позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность;
- уникальность партнеров и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность точек зрения, ориентация каждого на понимание и активную интерпретация его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимная дополнительность позиций участников совместной деятельности;
- неотъемлемой составляющей субъект-субъектного взаимодействия является диалоговое общение, в процессе и результате которого происходит не просто обмен идеями или вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной деятельности;
- диалоговые ситуации возникают в разных формах взаимодействия: педагог - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - средства обучения; ребенок – родители;
- сотрудничество непосредственно связано с понятием – активность. Заинтересованность со стороны педагога отношением ребёнка к познаваемой действительности, активизирует его познавательную деятельность, стремление подтвердить свои предположения и высказывания в практике;
- сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге - фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными, раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.
Технология проектной деятельности
Концептуальные идеи и принципы:
- развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, динамичностью предметно-пространственной среды;
- особые функции взрослого, побуждающего ребёнка обнаруживать проблему, проговаривать противоречия, приведшие к её возникновению, включение ребёнка в обсуждение путей решения поставленной проблемы;
- способ достижения дидактической цели в проектной технологии осуществляется через детальную разработку проблемы (технологию);
- интеграция образовательных содержаний и видов деятельности в рамках единого проекта совместная интеллектуально – творческая деятельность;
- завершение процесса овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Методы обучения:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Используемые методы
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Приемы:
- показ способов, уточнение приёмов выполнения работы взрослым с подробным объяснением; поэтапный показ или показ с привлечением детей;
- использование литературного ряда (стихи, загадки, поговорки, и т.д.); фонограмм;
- игровые приёмы;
- индивидуальная работа с детьми, совместная деятельность взрослого и ребёнка;
- обследование, рассматривание, наблюдение.
1.Учебный план
№ п/п | Тема | Количество академических часов | Формы аттестации | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Введение в Программу | 1 | 1 | - | наблюдение |
2. | «Воздушный шар» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
3. | «Солнышко» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
4. | «Осеннее дерево» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
5. | «Ветка рябины» | 2 | 0.5 | 1.5 | наблюдение |
6. | «Осенний букет» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
7. | «Необыкновенная гусеница» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
8. | «Подарок для мамы» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
9. | «Осенний парк» | 2 | 0.5 | 1.5 | наблюдение |
10. | «Первый снег» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
11. | «Новогодняя ёлочка» | 2 | 0.5 | 1.5 | наблюдение |
12. | «Рукавички» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
13. | «Зимнее дерево» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
14. | «Зимняя деревня» | 2 | 0.5 | 1.5 | наблюдение |
15. | «Лимонад» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
16. | «Снежинка» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
17. | «Подарок для папы» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
18. | «Открытка для мамы» | 2 | 0.5 | 1.5 | наблюдение |
19. | «Ёжик» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
20. | «Веточка мимозы» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
21. | «Пушистый друг» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
22. | «Веточка ивы» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
23. | «Красные маки» | 2 | 0.5 | 1.5 | наблюдение |
24. | «Салют» | 2 | 0.5 | 1.5 | наблюдение |
25. | «Пушистые одуванчики» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
26. | «Ваза с ромашками» | 2 | 0.5 | 1.5 | наблюдение |
Итого | 34 | 13.5 | 20.5 |
2.Календарный учебный график
(приложение к Программе «Волшебная мастерская»)
УТВЕРЖДАЮ
заведующий МБДОУ д/с №8
_____________ Мацкул Н. В.
«_____» ____________2019 г.
Срок учебного года (продолжительность обучения) | Каникулы | Кол-во занятий в неделю, продолжительность одного занятия | Кол-во учебных недель | Место проведения занятия | Время проведения занятия | Сроки диагностики |
02.09.2019- 29.05.2020 | 01.01.2020- 08.01.2020 | 1 20 мин. | 34 | МБДОУ детский сад № 8 Группа №6 | 15.30-15.50 День: пятница | Стартовая: октябрь Итоговая: май |
Тема занятия | Сроки занятия | Режим занятия |
Введение в Программу | 20.09.2019 | 15.30-15.50 |
«Воздушный шар» | 27.09.2019 | 15.30-15.50 |
«Солнышко» | 04.10.2019 | 15.30-15.50 |
«Осеннее дерево» | 11.10.2019 | 15.30-15.50 |
«Ветка рябины» | 18.10.2019 25.10.2019 | 15.30-15.50 15.30-15.50 |
«Осенний букет» | 01.11.2019 | 15.30-15.50 |
«Необыкновенная гусеница» | 08.11.2019 | 15.30-15.50 |
«Подарок для мамы» | 15.11.2019 | 15.30-15.50 |
«Осенний парк» | 22.11.2019 29.11.2019 | 15.30-15.50 15.30-15.50 |
«Первый снег» | 06.12.2019 | 15.30-15.50 |
«Новогодняя ёлочка» | 13.12.2019 20.12.2019 | 15.30-15.50 15.30-15.50 |
«Рукавички» | 27.12.2019 | 15.30-15.50 |
«Зимнее дерево» | 10.01.2020 | 15.30-15.50 |
«Зимняя деревня» | 17.01.2020 24.01.2020 | 15.30-15.50 15.30-15.50 |
«Лимонад» | 31.01.2020 | 15.30-15.50 |
«Снежинка» | 07.02.2020 | 15.30-15.50 |
«Подарок для папы» | 14.02.2020 | 15.30-15.50 |
«Открытка для мамы» | 21.02.2020 28.02.2020 | 15.30-15.50 15.30-15.50 |
«Ёжик» | 06.03.2020 | 15.30-15.50 |
«Веточка мимозы» | 13.03.2020 | 15.30-15.50 |
«Пушистый друг»» | 20.03.2020 | 15.30-15.50 |
«Веточка ивы» | 27.03.2020 | 15.30-15.50 |
«Красные маки»» | 03.04.2020 10.04.2020 | 15.30-15.50 15.30-15.50 |
«Салют» | 17.04.2020 24.04.2020 | 15.30-15.50 15.30-15.50 |
«Пушистые одуванчики» | 15.05.2020 | 15.30-15.50 |
«Ваза с ромашками» | 22.05.2020 29.05.2020 | 15.30-15.50 15.30-15.50 |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №8 г. Вязьмы Смоленской области
СОГЛАСОВАНО
зам. зав. по ВМР МБДОУ д/с №8
_______________ Денисова Л. В.
«_______»______________2019 г.
Рабочая программа
базового уровня сложности
«Волшебная мастерская»
Срок реализации программы: 1 год
Кол-во учебных недель: 34
Всего академических часов: 34
из них в форме групповой работы - 34
Кол-во часов в неделю: 1
Продолжительность занятия: 20 минут
Педагог:
Ксенофонтова О.А.,
высшая квалификационная категория
2019-2020 учебный год
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Волшебная мастерская»
1.Введение в Программу
- Ознакомление с основными темами.
- Гигиена труда и организация рабочего места.
- Правила безопасности труда при работе с колющим и режущим инструментом.
2. «Воздушный шар»
- Познакомить с техникой рисования с помощью пальцев рук;
- Развивать мелкую моторику, творчество, воображение;
- Развивать эстетическое и образное восприятие;
- Воспитывать аккуратность при работе с красками.
3.«Солнышко»
- 1.Учить детей скручивать полоску гофрированного картона, полученную спираль наклеивать на заготовку;
- Уточнить знание детей о круглой форме предметов;
- Закреплять знания о жёлтом цвете;
- Развивать воображение;
- Воспитывать усидчивость.
4.«Осеннее дерево»
- Познакомить с приёмом рисования ватными палочками;
- Учить отображать в рисунке состояние природы, передавать характерные «осенние краски»;
- Закреплять с детьми знания о красном, жёлтом, зелёном цвете;
- Развивать мелкую моторику;
- Воспитывать умение видеть красоту природы.
5.«Ветка рябины»
- Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе;
- Познакомить со способом аппликации из бумажных полосок (формируем петельку и приклеиваем к основе);
- Познакомить с нетрадиционным приёмом аппликации: скатывание шариков из салфеток и приклеивание их к основе;
- Закреплять с детьми знания о красном цвете;
- Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых объектов, передавая характерные природные особенности и цвет;
- Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
6. «Осенний букет»
- Познакомить с техникой печатания листьями;
- Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати;
- Закреплять знания детей о времени года и характерных признаках осени.
- Развивать креативное мышление детей (путем решения проблемных ситуаций), любознательность, творческое воображение, фантазию, мелкую моторику кистей рук.
- Воспитывать любознательность, интерес к познанию живой природы и отражению впечатлений в разных видах художественной деятельности.
- Воспитывать чувство сопереживания и взаимопомощи.
7. «Необыкновенная гусеница»
- Продолжать учить детей скручивать полоски гофрированного картона, получившуюся спираль наклеивать на основу;
- Закрепить знания об оранжевом, жёлтом, зелёном и красном цвете;
- Развивать мелкую моторику;
- Воспитывать интерес к живой природе.
8. «Подарок для мамы»
- Учить детей создавать изображение по образцу, следуя намеченному плану;
- Напомнить детям о предстоящем празднике – Дне Матери, вызвать желание создать своими руками подарок маме;
- Развивать мелкую моторику, цветовосприятие;
- Воспитывать аккуратность, заботу о близких, чувство сопереживания.
9. «Осенний парк»
- Познакомить детей с новым способом изображения – ниткографией, учить намазывать клеем контур и аккуратно приклеивать нитки, формируя стволы деревьев;
- Учить наносить контур изображения клеем, затем засыпать его солью, после высыхания стряхивать остатки;
- Подводить к образной передаче явлений и учить передавать образ осеннего дерева посредством нетрадиционной техники рисования (по соли): наносить краску на контуры из соли, создавая градиентное изображение;
- Развивать у детей эстетическое восприятие осенней природы, образное и пространственное восприятия.
- Воспитывать любознательность, интерес к познанию.
10. «Первый снег»
- Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками;
- Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости листа.
- Закрепить знания цветов
- Воспитывать любовь к природе.
11. «Новогодняя ёлочка»
- Познакомить со способом рисования тычком кисти;
- Формировать умение детей передавать различными художественными средствами образ и характерные особенности ели;
- Учить дополнять изображение аппликацией из бумажных салфеток (шарики на ёлке);
- Укреплять познавательный интерес детей к природе;
- Закреплять знание цветов;
- Развивать воображение, мелкую моторику;
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года.
12. «Рукавички»
- Учить самостоятельно выбирать способ изображения (аппликация, рисование) в соответствии с индивидуальным замыслом;
- Развивать воображение, творческие способности детей, побуждать вносить в работу дополнения, обогащающие её содержание;
- Воспитывать аккуратность, самостоятельность, инициативность.
13. «Зимнее дерево»
- Познакомить с нетрадиционным способом аппликации (аппликация из ваты);
- Учить намазывать клеем контур изображения и аккуратно приклеивать кусочки ваты;
- Развивать мелкую моторику, творчество, воображение;
- Воспитывать любовь к природе, желание изобразительными средствами передать её красоту.
14. «Зимняя деревня»
- Познакомить со способом рисования солью: наносить изображение акварельными красками, затем посыпать его солью для получения эффекта «размытости», снегопада; дополнять рисунок аппликацией;
- Развивать умение продумывать композиционное построение изображения;
- Поощрять инициативу и самостоятельность детей, внесение в работу тематических дополнений;
- Продолжать формировать умение детей работать над композицией сюжетного изображения;
- Воспитывать усидчивость, терпение, умение доводить начатое до конца.
15. «Лимонад»
- Познакомить с техникой рисования штампами: учить наносить краску на печать и плотно прижимать к листу для получения оттиска;
- Развивать фантазию, творчество, воображение;
- Воспитывать аккуратность при работе со штампом.
16. «Снежинка»
- Продолжать учить технике рисования по соли;
- Развивать умение выбирать сочетающиеся между собой цвета;
- Развивать чувство формы и композиции;
- Воспитывать аккуратность при работе с клеем и сыпучим материалом.
17. «Подарок для папы»
- Познакомить детей с техникой наклеивания крупы на бумажную основу;
- Учить детей наносить на поверхность клей и посыпать рисунок сыпучим материалом;
- Развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику пальцев рук.
- Воспитывать любовь и уважение к близким, желание сделать им приятное.
18. «Открытка для мамы»
- Учить детей создавать выразительный оригинальный образ средствами бумажной пластики;
- Показать различные способы изготовления цветов из бумаги;
- Способствовать радостному весеннему настроению, желанию сделать приятное маме;
- Развивать умение дополнять открытку деталями в соответствии с индивидуальным замыслом;
- Воспитывать аккуратность, усидчивость, инициативу.
19. «Ёжик»
- Продолжать знакомить с техникой рисования печатями (показать способ рисования при помощи пластиковой карты);
- Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего вида, образе жизни ежа;
- Развивать мелкую моторику рук, воображение, творческие способности детей;
- Воспитывать бережное отношение к живым существам.
20. «Веточка мимозы»
- Способствовать радостному весеннему настроению, желанию сделать приятное маме;
- Закреплять умение работать в технике аппликации из бумажных салфеток;
- Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определенной последовательности располагать шарики из бумажных салфеток около листочков для передачи образа веточки мимозы;
- Воспитывать усидчивость, терпение, умение доводить начатое до конца.
21. «Пушистый друг»
- Продолжать знакомить со способом рисования тычком сухой кистью;
- Учить передавать в рисунке характерные особенности животных;
- Развивать творческие способности, мелкую моторику;
- Воспитывать заботливое отношение к домашним питомцам.
22. «Веточка ивы»
- Продолжать знакомить детей с ниткографией;
- Формировать умение изображать предмет, передавая сходство с реальным;
- Развивать творчество, мелкую моторику рук;
- Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
23. «Красные маки»
- Продолжать знакомить детей с техникой ниткографии;
- Закреплять умение вырезать круг из квадрата;
- Учить аккуратно приклеивать цветочек на картон, составляя при этом полуобъемную композицию;
- Развивать умение дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа;
- Развивать чувство цвета и композиции;
- Воспитывать аккуратность.
24. «Салют»
- Расширять представления детей о празднике «День Победы»;
- Продолжать знакомить с техникой рисования по соли;
- Учить наносить краску на соль, добиваясь плавного перехода одного цвета в другой;
- Создавать выразительный оригинальный образ средствами нетрадиционного рисования;
- Развивать мелкую моторику рук, творческие способности, трудолюбие и усидчивость;
- Воспитывать любовь к Отечеству.
- Воспитывать уважение к героям войны.
25. «Пушистые одуванчики»
- Продолжать учить технике рисования пальчиками;
- Развивать воображение;
- Воспитывать эстетическое восприятие природы;
- Воспитывать любовь к красоте, чувство удовлетворения, радости от созданного изображения.
26. «Ваза с ромашками»
- Продолжать учить детей способу аппликации из бумажных полосок;
- Учить изготавливать цветы из бумаги;
- Вызвать интерес к созданию коллективной композиции;
- Развивать чувство композиции;
- Воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность.
Методические материалы
Алгоритм ООД
Подготовительная часть.
Организационный этап (общая организация детей, подготовка необходимых принадлежностей).
Вводная часть: беседа, мобилизация внимания, создание эмоциональной заинтересованности, повышение мотивации изобразительной деятельности детей, рассматривание образца.
Тактильно-двигательное восприятие, анализ объектов изображения (натуры или образца) по форме, величине, строению, цвету, положению в пространстве или выявление сюжета рисунка (в тематическом занятии).
Физкультурная пауза.
Основная часть.
Определение последовательности выполнения работ, методы и приемы обучения (планирование деятельности).
Показ. Объяснение. Беседа по композиции и технике исполнения, предупреждение возможных ошибок.
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия. Обобщение деятельности; просмотр и развернутый анализ работ с точки зрения поставленных задач; фиксирование внимания детей на ошибках и достоинствах выполненных работ; оценка их детьми и педагогом.
№ | Части занятия | Цель | Формы работы | Продолжительность |
1. | Мотивация детей | Постановка цели индивидуально или группе детей; - Вовлечение в совместную деятельность; - Использование наглядных, информационных средств. - Развитие интереса у детей к предстоящей деятельности и сосредоточение внимания на предстоящей деятельности. | - сказочное повествование, - игровые ситуации, - элементы пантомимы, - игры-путешествия, - дидактические игры, - погружение ребенка в ситуацию слушателя, - погружение ребенка в ситуацию актера. Доминирует сказочно-игровая форма преподнесения материала. | - средняя группа – 4-5 минут; |
2. | Пальчиковая гимнастика | - Развитие мелкой моторики. - Разминка суставов кисти. - Подготовка руки ребенка к движениям необходимым в художественном творчестве. | - проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов | - средняя группа – 2 минуты; |
3. | Художественно-изобразительная деятельность | -Использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. - Формирование у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искусства, настроение живой природы. - Развитие умения передавать эмоции, чувства в практической деятельности. | - задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения; - литературные произведения; - музыкальное сопровождение; - пластические этюды, импровизации; - нетрадиционные техники рисования; - дизайн-творчество | - средняя группа – 10 минут; |
4. | Выставка-презентация детских работ | - Решение творческих задач. - Позитивный анализ результатов с позиции оригинальности, выразительности, глубины замысла. | - соединение коллективных и индивидуальных форм работы; - выставки детского изобразительного творчества; - индивидуальные вернисажи; - совместное обсуждение работ. | - средняя группа – 3 минуты; |
Условия реализации программы.
Чтобы успешно обучить детей, необходимо, прежде всего, владеть знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость.
Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям. До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В процессе обучения учащиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.
Для успешной реализации программы необходимо материальное обеспечение:
Бумага белая, цветная, гофрированная, бумага для акварели, карандаши, краски, гуашь, картон белый, цветной, гофрированный, кисти разные, клеёнки, тарелочки, тряпочки для обмакивания клея, просушивания краски, различный бросовый материал, клей ПВА, клей карандаш, нитки шерстяные, вата, манная крупа, соль, цветные салфетки, ватные палочки, листья и другое.
Описание нетрадиционных техник рисования, используемых в работе с детьми по программе «Волшебная мастерская»
Техника «набрызг»
Вырежьте большой кусок картона и положите его на стол или на пол. Сверху положите лист бумаги для рисования. Картон будет защищать окружающие поверхности от брызг. Затем хорошо разведите акварельные краски, возьмите жесткую кисть или зубную щетку — и разбрызгивайте краску на бумаге. Покажите ребенку, что можно делать красивые брызги, проводя щетиной по твердому куску бумаги или по деревянной палочке.
Рисование губкой
Палочка с поролоном обмакивается в краску (главное, чтобы не было большого количества воды), и малыш начинает ее следами покрывать лист. Пусть сначала он просто поймет, что с помощью «волшебной палочки» можно быстро и легко рисовать следы. Потом изобразите черным фломастером ветви дерева или кустик, пусть ребенок дорисует листву зеленой, желтой, красной или оранжевой краской. Нарисуйте карандашом незатейливый контур зайчика или лисицы, пусть малыш «затопчет» его своим «волшебным инструментом» — зайка и лиса получатся пушистыми, их шерстка будет казаться такой взъерошенной, что малышу непременно ее захочется потрогать.
Крайне интересно работать в этой технике с трафаретом. Вырежьте посередине плотного листа картона какое-либо изображение. Приложите картон с вырезанным трафаретом к альбомному листу и предложите малышу «затоптать» ту часть альбомного листа, который виден в отверстие трафарета. Затем поднимите картон – изображение готово.
Отпечатки листьев
Ребёнок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый лист. Полученный рисунок дорисовывают красками по своему желанию.
Метод пальцевой живописи
Вот еще один из способов изображать окружающий мир: пальцами, ладонью, кулачком. Пальцы — это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем карандаш. Просто обмакиваем пальчик в гуашь и прикладываем к листу бмаги, создавая таким образом разнообразные изображения.
Печатание штампами
Способ рисования, а точнее, печатания основан на возможности многих предметов оставлять красочные отпечатки на бумаге. Вы берете картофелину, разрезаете ее пополам и из одной половинки вырезаете квадратик, треугольник, ромбик, цветочек или что-нибудь интересное. Причем одна сторона печати должна быть плоской для прикладывания к бумаге, а за другую вы будете держаться рукой. Потом вы или ребенок макаете такую печатку в краску (лучше гуашевую) и прикладываете к бумаге. Как вы догадываетесь, остается отпечаток. С помощью этих печаток можно составлять бусы, орнаменты, узоры, мозаики. Штампом может служить не только картофелина, а так же и крышки от бутылок, колпачки от фломастеров, пуговицы, небольшие коробочки и т.п.
Соленые рисунки
А что, если порисовать клеем, а сверху на эти участки посыпать солью? Тогда получатся удивительные снежные картины. Они будут выглядеть более эффектно, если их выполнять на голубой, синей, розовой цветной бумаге. Попробуйте, это очень увлекательно! А если провести по этому рисунку кисточкой с красками, получается удивительное по красоте изображение.
Метод рисования тычком жесткой кистью
Понадобится гуашь, кисточка, альбомные листы. Ребёнок держит в руках кисточку, обмакивает её в гуашь и ставит на бумагу перпендикулярно. Покажи, как кисточка у тебя прыгает! Таким методом тычка можно нарисовать салют, можно раскрасить пушистую кошку (кошку заранее следует нарисовать фломастером или карандашом), можно раскрасить и цветы.
Требования техники безопасности
Любая деятельность детей должна осуществляться лишь под непосредственным контролем взрослого.
Воспитатель обязан перед началом любого вида трудовой деятельности детей провести с ними инструктаж (объясняя и показывая безопасные методы и приемы выполнения работы).
Обучая детей навыкам и приемам работы, владению инструментом при изготовлении поделок из бумаги, воспитатель должен обеспечить четкий и грамотный показ, объяснение по тем или иным действиям детей при выполнении работ.
Взаимодействие с семьями воспитанников
Мероприятие | Содержание | Сроки |
Родительское собрание | ознакомление родителей с программой кружка | Сентябрь 2019 |
Консультации для родителей | «Нетрадиционное рисование» «Аппликация помогает ребёнку развиваться» «Рисование – это интересно» | Октябрь 2019 Январь 2020 Март 2020 |
Индивидуальное консультирование родителей | Рассмотрение интересующих вопросов | В течение учебного года |
Участие в творческих выставках ДОО | По плану работы ДОО |
Оценочные материалы
Мониторинг освоения программы
Формой отслеживания и фиксации результатов детей является диагностика, составленная педагогом. Программа предполагает стартовую и итоговую диагностику детей 4-5 лет. Стартовый контроль осуществляется в начале учебного года и направлен на диагностику начального уровня знаний, умений и навыков детей. Итоговая диагностика осуществляется в конце учебного года и направлена на выявление уровня освоения программы за весь срок обучения.
Данный вид диагностики не предполагает специальных форм и видов организации детей, осуществляется в наблюдениях, во время занятий.
Анализируемый параметр | Критерии оценки | Уровень |
Творческая активность |
| высокий |
| средний | |
| низкий | |
Сенсорные способности |
| высокий |
| средний | |
| низкий | |
Композиция |
| высокий |
| средний | |
| низкий | |
Общая ручная умелость |
| высокий |
| средний | |
| низкий | |
Самостоятельность |
| высокий |
| средний | |
| низкий |
Список литературы
- Зайцева А. «Техники работы с бумагой»
- Котова Е.В., Кузнецова СВ., Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2010
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации.- М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009
- Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду» (средняя, старшая группы). - Цветной мир,2011
- Лыкова И.А. «Изобразительное творчество в детском саду» занятия в ИЗОстудии- ТЦСФЕРА- М.2009»
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2010
- Роза М. Курто «Рисуем пальчиками». – М.: Феникс-премьер
- Интернет - источники:
- Социальная сеть работников образования nsportal.ru
- Международный образовательный портал maam.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования дошкольников по обучению правилам дорожного движения "Уважайте светофор"
Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах поселка Новоаганск. Статистические данные об участии детей в ДТП, а также от...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ «УВАЖАЙТЕ СВЕТОФОР».
ПРОГРАММАДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯДОШКОЛЬНИКОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ «УВАЖАЙТЕ СВЕТОФОР»....
Программа дополнительного образования дошкольников (в возрасте с 6 до 7 лет) «Каблучок»
Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста.В период с 6 до 7 лет дети продолжают интенсивно расти и развиваться. У них возрастает потребность в движении.В совреме...
Программа дополнительного образования дошкольников художественно-эстетической направленности "Мастерская чудес" (работа с фетром)
Реализуемая цель: создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации, через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и и...
ПРОГРАММА дополнительного образования дошкольников художественно – эстетической направленности «Волшебная мастерская»
рабочая программа дополнительного образования дошкольников художественно – эстетической направленности «Волшебная мастерская»...
Программа дополнительного образования дошкольников по воспитанию духовно-нравственных качеств дошкольников по средствам национальных традиций Православных праздников «Праздники добра» (для детей 5-7 лет)
laquo; …. Дети всего мира изучают в школах культуру той страны, в которой они живут. Общеизвестно, что ключевую роль в становлении российской государственности сыграло Православие. Православие...
Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста "Мастерская чудес"
Программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. Цель программы – раскрытие творческого потенциала детей посредством нетрадиционных техник рисов...