Программа дополнительного образования по художественно - эстетическому развитию "Солнечная мастерская"
рабочая программа
Данная программа составлена на основе Программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой и наглядно-методических пособий по изобразительной деятельности: «Изобразительная деятельность в детском саду» И.А.Лыковой, «Бумагопластика. Цветочные мотивы» Г.Н.Давыдовой, «Волшебные полоски» И.М.Петровой, Т.М.Геронимус «Я всё умею делать сам».
Работа кружка «Солнечная мастерская»» нацелена на общее развитие ребёнка и содержит задания различных видов с различными материалами. Данная программа рассчитана на 4 года обучения. Возраст обучающихся: 3 -7 лет. Объем программы- 252 занятия, которые распределяются следующим образом:
· Первый год обучения: 36 занятия (один раз в неделю по 20мин.)
· Второй год обучения: 72 занятия (два раза в неделю по 25-30мин.)
· Третий год обучения: 72 занятия (два раза в неделю по 30-35мин.)
· Четвертый год обучения: 72 занятия (два раза в неделю по 35-40мин.)
В программу включены следующие разделы:
- «Чудесные превращения» (поделки из бросовых материалов)
- «Лесное царство» (из природного материала)
- «Чудеса своими руками» (поделки из бумаги)
- «Мукосолье» (лепка из соленого теста и пластилина)
- «Калейдоскоп зернышек» (работа с крупами)
- «Разноцветные кусочки» (работа с тканью и нитками)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_colnechnaya_masterskaya_sinelnik_o.v.docx | 234.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
«Детский сад № 70 «Солнечный город»
Утверждаю
Заведующий МАДОУ д/с №70
___________Е.А. Кондратьева
Программа
развития творческой деятельности
детей 3-7 лет
«Солнечная мастерская»
“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.
(В.А.Сухомлинский)
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе Программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой и наглядно-методических пособий по изобразительной деятельности: «Изобразительная деятельность в детском саду» И.А.Лыковой, «Бумагопластика. Цветочные мотивы» Г.Н.Давыдовой, «Волшебные полоски» И.М.Петровой, Т.М.Геронимус «Я всё умею делать сам».
Работа кружка «Солнечная мастерская»» нацелена на общее развитие ребёнка и содержит задания различных видов с различными материалами. Данная программа рассчитана на 4 года обучения. Возраст обучающихся: 3 -7 лет. Объем программы- 252 занятия, которые распределяются следующим образом:
· Первый год обучения: 36 занятия (один раз в неделю по 20мин.)
· Второй год обучения: 72 занятия (два раза в неделю по 25-30мин.)
· Третий год обучения: 72 занятия (два раза в неделю по 30-35мин.)
· Четвертый год обучения: 72 занятия (два раза в неделю по 35-40мин.)
В программу включены следующие разделы:
- «Чудесные превращения» (поделки из бросовых материалов)
- «Лесное царство» (из природного материала)
- «Чудеса своими руками» (поделки из бумаги)
- «Мукосолье» (лепка из соленого теста и пластилина)
- «Калейдоскоп зернышек» (работа с крупами)
- «Разноцветные кусочки» (работа с тканью и нитками)
Кружковая работа проводится 2 раза в неделю во второй половине дня.
Содержание занятий кружка «Солнечная мастерская»» по каждому разделу составлено с учётом возрастных особенностей детей. Важно помнить, что детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический.
«От простого к сложному» - девиз данной программы.
На занятиях кружка, осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.
Актуальность
Детское творчество – сложный процесс познания растущим человеком самого себя и окружающего мира, способ выражения своего личностного отношения к реальности. Поэтому очень важно научить ребенка ориентироваться в окружающем мире, осуществлять жизненный выбор, опираясь на нравственные ценности, реализовывать себя в деятельности, способствующей духовному развитию, закладывая тем самым фундамент успешной жизнедеятельности воспитанника в будущем.
Потребность в творчестве – одно из главных отличительных качеств человека, а для ребёнка творчество – это возможность попробовать себя в разных сферах деятельности, найти ту сферу, где его возможности и интересы раскрываются максимально, и тем самым утвердить себя в этой жизни, реализовать как полноценную личность.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:
- желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
- желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Новизна
Изучив ряд методических пособий, литературу по организации и проведению работы в кружках дополнительного образования, опыт работы детских садов города Новосибирска, выявлено, что работа ведётся в узком направлении: либо это занятия по рисованию, либо по ручному труду (наряду с конструированием из бумаги, строительного и природного материала), либо оригами. Программа «Солнечная мастерская» – комплексная, включающая занятия по аппликации, лепке, ручному труду, рисованию, в том числе с использованием нетрадиционных способов, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.
Цель программы
Основная цель программы - создание условий для развития инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
Задачи программы:
Программа предусматривает реализацию педагогических, познавательных и творческих задач.
Педагогические задачи предполагают формирование таких свойств личности, как внимание, осознанность в действиях, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, художественный вкус, стремление к экспериментированию, формирование творческого начала в личности ребенка, развитие его индивидуальности.
Познавательные задачи реализуются через поиск детьми новых знаний в области изобразительного искусства и познание своих возможностей путем соединения личного опыта с реализацией заданных действий.
Творческие задачи - это те задачи, которые требуют от ребенка комбинирования известных приемов художественной деятельности и главным образом самостоятельно найденных в результате экспериментирования с художественными материалами.
Направления работы:
1. Развитие творческих способностей
2. Художественно-эстетическое развитие
3. Познавательное развитие
Содержание программы:
Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.
При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.
Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.
Количество занятий, входящих в любой из тематических циклов, не может быть четко фиксировано, оно во многом зависит от того, делается работа всей группой или же делается детьми одной возрастной группы. Использование тематических блоков позволяет переводить занятия из одной темы в другую, заменять одно задание другим, не меняя при этом основной цели – развитие художественно-творческих способностей детей во время работы с различными материалами. При проведении анализа работы использовать различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства и недостатки своих работ и поделок других детей.
Принципы, лежащие в основе программы:
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Принцип тематических циклов.
4. Индивидуального подхода.
Структура программы:
Программа “Солнечная мастерская” рассчитана на 4 года (вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная). Для успешного освоения программы на занятиях численность детей в группе кружка должна составлять не более 6-8 человек. Кружок посещают дети по запросам родителей. Занятия проводятся 1- 2 раза в неделю (в зависимости от возраста), с сентября по май. Продолжительность занятий с каждой группой - не более 20- 30 минут.
Обучение по программе первого года построено по принципу «от простого — к сложному». От вырезания простых и симметричных форм — к составлению сложных сюжетных композиций; от работы на плоскости — к обработке объемных форм.
Особенностью второго, третьего и четвертого годов обучения является то, что весь процесс осуществляется по спиралеобразной схеме: каждая тема в течение года подается с возрастанием степени сложности.
Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.
Словесные методы: беседа, вопросы, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы), объяснение, напоминание, поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.
Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.
Используется на занятиях и такой приём, как практический. Изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание в слух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.
Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.
Весь образовательный цикл делится на 5 этапов.
1 этап – подготовительный (подбор литературы, составление конспектов занятий, сбор различного материала для поделок и т. д.).
2 этап - знакомство со свойствами материалов.
3 этап - обучение приемам изготовления.
4 этап - изготовление поделок.
5 этап – вывод
Основной формой работы являются занятия подгруппами два раза в неделю. Индивидуальная работа предполагается в свободное от занятий и вечернее время, направленное на решение конкретных задач.
Занятия с детьми проводятся по следующей схеме:
1. Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.
2. Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру.
3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.
4. Объяснение приёмов создания, Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом.
5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук.
6. Самостоятельное изготовление поделки.
7. Анализ готовых поделок своих и товарищей.
8. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.
Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
Вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденной теме;
Текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме. Он позволяет обучающимся усвоить последовательность технологических операций;
Рубежный, который проводится после завершения изучения каждого блока. Он закрепляет знания и умения, связанные технологической характеристикой изделия;
Итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ работ.
Перспективное планирование кружковых занятий первого года (3-4)
№ п/п | Раздел | Занятия |
1 | «Чудесные превращения» (поделки из бросовых материалов) |
|
2 | «Лесное царство» (из природного материала) |
|
3 | «Чудеса своими руками» (поделки из бумаги) |
|
4 | «Мукосолье» (лепка из соленого теста и пластилина) |
|
5 | «Калейдоскоп зернышек» (работа с крупами) |
|
6 | «Разноцветные кусочки» (работа с тканью и нитками) |
|
Перспективное планирование кружковых занятий второго года (4-5)
№ п/п | Раздел | Занятия |
1 | «Чудесные превращения» (поделки из бросовых материалов) |
|
2 | «Лесное царство» (из природного материала) |
|
3 | «Чудеса своими руками» (поделки из бумаги) |
|
4 | «Мукосолье» (лепка из соленого теста и пластилина) |
|
5 | «Калейдоскоп зернышек» (работа с крупами) |
|
6 | «Разноцветные кусочки» (работа с тканью и нитками) |
|
Перспективное планирование кружковых занятий третьего года (5-6)
№ п/п | Раздел | Занятия |
1 | «Чудесные превращения» (поделки из бросовых материалов) | 1.Картина из соли 2. Декутаж тарелки 3. «Пудель» (из пакетов) 4. «Елочная игрушка» (из семечек) 5. «Рыбка» (из стружек) 6. «Домик» (из спичек) 7. «Одуванчик» (из ватных дисков) 8. «Пасхальный зайчик» (из скорлупы) 9. «Картина» (из яичной скорлупы) 10. «Зимняя картина» (из ватных дисков и палочек) 11. «Веточка» (из ватных дисков) 12. «Подсвечник» (диск) 13. «Бабочка» (из коробки) 14. «Лев» (из прищепки) 15. «Веселый человечек» (из киндер яиц» |
2 | «Лесное царство» (из природного материала) |
|
3 | «Чудеса своими руками» (поделки из бумаги) |
|
4 | «Мукосолье» (лепка из соленого теста и пластилина) |
|
5 | «Калейдоскоп зернышек» (работа с крупами) | 1.- 2.-… |
6 | «Разноцветные кусочки» (работа с тканью и нитками) |
|
Перспективное планирование кружковых занятий четвертого года (6-7)
№ п/п | Раздел | Занятия |
1 | «Чудесные превращения» (поделки из бросовых материалов) |
|
2 | «Лесное царство» (из природного материала) |
|
3 | «Чудеса своими руками» (поделки из бумаги) |
|
4 | «Мукосолье» (лепка из соленого теста и пластилина, глины) |
|
5 | «Калейдоскоп зернышек» (работа с крупами) |
|
6 | «Разноцветные кусочки» (работа с тканью и нитками) |
|
Ожидаемый результат.
Вторая младшая группа и средняя группа.
• Познакомятся с различными материалами и их свойствами.
• Освоят навыки работы с ножницами и клеем.
• Научатся некоторым приемам преобразования материалов.
• Научатся видеть необычное в обычных предметах
• Разовьют мелкую моторику рук.
Старшая группа
• Овладеют различными приемами преобразования материалов.
• Освоят обобщенные способы работы.
• Разовьют познавательные, конструктивные способности.
• Разовьют интерес к результату и качеству поделки.
Подготовительная группа
• Разовьется поисковая деятельность.
• Освоят умение анализировать поделку.
• Сформируется положительное отношение к труду.
• Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.
• Подготовится рука к письму.
Результатом работы по данной программе должно стать:
Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту.
Овладение разными видами ручного труда.
Умение создавать художественный образ своего изделия.
Овладение приемами работы с разными материалами и инструментами.
Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия.
Развитие коммуникативных способностей и навыков работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации данной программы являются: выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах детского сада, города, республики, Российской Федерации.
Техническое оснащение занятий.
Для занятий в кружке необходимо иметь:
цветную бумагу, офисную цветную бумагу, гофрированную цветную бумагу, бумажные салфетки;
белый и цветной картон;
клей (наилучшим является клей ПВА и клей карандаш);
пластилин;
соленое тесто;
природный материал;
различные крупы.
Инструменты: ножницы, простые карандаши, линейка, зубочистки, стержни от шариковой ручки, стека, кисточки для клея, подкладные листы, салфетки.
Список используемой литературы.
1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2010г.
2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2010г.
3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров». Издательство «Учебная литература», 2008г..
4. Т.Н. Проснякова. Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство. «Учебная литература», 2008г..
5. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги - Ярославль: Академия развития, 2006.
6.Н.М. Конышева. «Чудесная мастерская». Издательство «Ассоциация 21
век. 2007.
7. Н.М. Конышева. «Наш рукотворный мир» - Издательство «Ассоциация 21
век. 2004.
8. М.И. Нагибина. «Чудеса для детей из ненужных вещей». Ярославль
«Академия Холдинг» 2000г
9. Сайт Страна Мастеров
http://stranamasterov.ru
10. Сайт Всё для детей
http://allforchildren.ru
11.Агапова И., Давыдова М. 200 лучших игрушек из бумаги и картона, Москва, 2008г
12.Гончар В.В. Модульное оригами. Айрис – пресс, 2008
13.Концов В. Волшебная бумага, – М.: ИД «Чистые пруды», 2005.
14.Лыкова И.А. Я леплю из пластилина, Карапуз, 2008г.
15.Лыкова И.А. Я создаю поделки, Карапуз, 2008г.
16.Чен Н.А. Замечательные поделки своими руками, Харьков, 2008г.
17. Брыкина Е.К. “Творчество детей с различными материалами”, Педагогическое общество России, М: 2002г.;
18. Гомозова Ю.Б. “Калейдоскоп чудесных ремесел”, “Академия развития”, Ярославль, 1999 г.;
19. Гульянц З.К., Базик И.Л. “Что можно сделать из природного материала, М: “Просвещение”, 1991 г.;
20. Гульянц З.К. “Учите детей мастерить”, М: “Просвещение”, 1979 г.;
21. Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками” (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). – М: ТЦ “Сфера”, 2000. – 112 с. (Серия “Вместе с детьми”.)
22. Демина И.П. “Подарки из природных материалов”, Смоленск “Русич”, 2001 г.;
23. “Дошкольное воспитание” - журнал 1995-1999, 2000-2005, 2006-2008 гг.;
24. Кошелев В.М. “Художественный и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 2002 г.;
25. Корчинова О.В. “Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях”, Серия “Мир вашего ребенка”. Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 320 с.
26. Куцакова Л.В. “Конструирование и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 1990 г.;
27. Литвиненко В.М., Аксенов М.В. “Игрушки из ничего”, Издательство “Кристалл”, Санкт - Петербург, 1999 г.;
28. Нагибина М.И. “Чудеса из ткани своими руками”. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1998. – 208 с., ил. – (Серия: “Вместе учимся мастерить”).
29. Нагибина М.И. “Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1997. – 224 с., ил. – (Серия: “Вместе учимся мастерить”).
30. Тарабарина Т.И. “Оригами и развитие ребенка”, “Академия развития”, Ярославль,
1996 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлая ритмика» (для детей шестого года жизни)
программа по допобразованию...
Программа дополнительного образования дошкольников художественно-эстетической направленности "Мастерская чудес" (работа с фетром)
Реализуемая цель: создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации, через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и и...
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Затейники» воспитанников средней группы (возраст детей 4-5 года) Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год.
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию«Затейники»...
ПРОГРАММА дополнительного образования дошкольников художественно – эстетической направленности «Волшебная мастерская»
рабочая программа дополнительного образования дошкольников художественно – эстетической направленности «Волшебная мастерская»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз».
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз»....