РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по художественному и ручному труду «МАСТЕРСКАЯ ВОЛШЕБНИКОВ»
рабочая программа (подготовительная группа)

Программа разработана в соответствии с Основной Образовательной Программой Дошкольного Образования МБДОУ № 15 «Нэбзый».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_do_ruchnoy_trud.docx64.4 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №15"Нэбзый "

ПРИНЯТО

На педагогическом совете

МБДОУ № 15" Нэбзый "

Протокол № ___________

от  «     »  __________2022 г

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий

МБДОУ № 15"Нэбзый "

____________ Р.Р.Курганова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по художественному и ручному труду

«МАСТЕРСКАЯ ВОЛШЕБНИКОВ»

(в соответствии ФГОС ДО)

Возраст воспитанников 5-7 лет.

Срок реализации программы 2 года

Разработала:

ЯшниковаЭльвираИгоревна,

педагог дополнительного образования

пгт. Яблоновский

2022 г

 I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Дополнительная программа по художественному и ручному труду «Мастерская волшебников» разработана, утверждена и реализуется в образовательном учреждении на базе основной общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №15" Нэбзый "», разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования  «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровской, М.А. Васильевой,  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Рассчитана на возраст детей от 5 до 7 лет, срок реализации программы два года.

Программа разработана в соответствии с Основной Образовательной Программой Дошкольного Образования МБДОУ № 15 «Нэбзый» на основе:

  • Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации;
  • Федерального закона от 21 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Закон Республики Адыгея от 27 декабря 2012 г. № 264 «Об образовании в Республике Адыгея»;
  • Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобр-науки России от17.10.2013г. № 1155;
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждённым постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26.
  • Устава МБДОУ № 15 «Нэбзый»

         Программа по художественному и ручному труду направлена на развитие творческого потенциала дошкольников и воспитание у детей интереса к разным видам художественной деятельности, стремление участвовать в конкурсах и фестивалях детского творчества.

      Данная программа ориентирована на  старшую и подготовительную группы,  является открытой к изменениям, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий.

      Новизной программы является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Для закрепления знаний в каждом занятии используется дидактическая игра или упражнение.                           .
         Вся работа дополнительного образования построена на желании детей научиться делать что- то новое, необычное, своими руками, а точнее , быть немного волшебниками.                          .                
           Новизна не только в том, чтобы научить детей создавать что-то новое, но и находить применение создаваемым поделкам. Занятия спланированы так, что большая часть — поделок- это нужные в быту предметы и находят применение в игре, на занятиях, служат украшением.               .

Актуальность

 Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:

  • желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
  • желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Актуальность программы и в том, что развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.                .

Педагогическая целесообразность

Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цели программы:

  • Развивать творческие способности, фантазию, воображение.
  • Помогать ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности. 
  • Способствовать развитию у детей устойчивого интереса к художественному и ручному труду.

Задачи программы:

1. Учить детей чувствовать себя на занятиях свободно, не стесняться высказывать свои мысли, добиваться эмоциональной отзывчивости детей на занятиях дополнительного образования «Мастерская волшебников» 
2. Обучать детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материалов.
3. Развивать воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и творчества детей.

4. Закреплять умение работать аккуратно, содержать в порядке своё рабочее место.
5. Вырабатывать желание получать положительные результаты в работе.
6. Развивать чувство коллективизма, коммуникабельности.
7. Учить детей анализировать образы поделок.
8. Развивать целеустремлённость в работе.
9. Развивать умение доводить работу до конца, работать в заданном темпе.
10. Изготовлять с детьми атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр-драматизаций, использовать детские поделок для оформления интерьера дошкольного учреждения.
11. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.
12. Проявлять творчество, инновационные решения в работе.

        Отличительной особенностью программы является то, что время работы дети превращаются в волшебников и делают своими руками «волшебство», каждая работа имеет своё назначение: украшение, подарок, для игры и т.д. Первое занятие в каждой группе — это создание волшебной палочки, которая сложнее предыдущей группе. В конце учебного года, на итоговом занятии, в награду и подтверждение его навыков ребёнок получает диплом волшебника волшебной мастерской и свою волшебную палочку. В средней группе детей называют «Маленькие волшебники», в старшей - «Просто волшебники», а в подготовительной группе - «Настоящие волшебники». Отличительная особенность также в том, что появляются новые возможности и используются более разнообразные материалы для творчества -  солёное тесто, карамель, крашеная манка, поделки из круп, шоколада, губок, ниток, фольги, бисера, бус, страз и так далее.

Принципы построения педагогического процесса
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Индивидуальный подход.

Методы и приемы обучения
1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).

Этапы работы
Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.
1 этап - знакомство со свойствами материалов. 
2 этап - обучение приемам изготовления.
3 этап - изготовление поделок.

Работа с педагогами: 

  • Мастер-класс: «Изготовление поделок новогодней тематики»
  • Беседы
  • Семинары- практикумы: «Волшебная бумага»

Работа с родителями

  • Сбор материала для занятий
  • Папки раскладушки: «Бумага + творчество = оригами»
  • Информационные стенды: «Как воспитать творческую личность».
  • Консультации: «Что необходимо для изготовления поделок?», «Первые шаги в работе с бумагой в освоении техники «Оригами», «Истоки рукоделия» 
  • Конкурс творческих семейных работ «Зимняя сказка» (нетрадиционная техника выполнения творческих работ, с использованием разнообразных материалов).
  • Конкурс совместного творчества детей и взрослых «Новое и удивительное своими руками»
  • Семинары – практикумы: «Творите своими руками».


Формы и режим занятий

Продолжительность занятия составляет: в старшей группе – 25 минут, в подготовительной группе – 30 минут. Занятия проводятся во вторую половину дня, 1 раз в неделю. Индивидуальная работа предполагается в свободное от занятий и вечернее время, направленное на решение конкретных задач.

Группа

Время занятий

Кол-во занятий в неделю

Кол-во занятий в год

Старшая группа

25 мин

1

36

Подготовительная группа

30 мин

1

36


Практическая работа детей

Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом: тканью и бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ. Использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников. 


Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях, радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.
Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.

Обсуждение
При проведении анализа работы используются различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства и недостатки своих работ и в поделках других детей, принимать и понимать интересы другого человека.

Общий план занятий

Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о предполагаемом создаваемом предмете, дидактические игры.

  1. Подготовка к занятию (установка на работу).
  2. Повторение пройденногоматериала (выявление опорных знаний и представлений):
  • повторение названия базовой формы;
  • повторение действий прошлого занятия;
  • повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.
  1. Введение в новую тему:
  • загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.), дидактические игры.
  • показ образца;
  • рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);
  • повторение правил складывания.
  1. Практическая часть:
  • показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и

сформированности навыков);

  • вербализация учащимися некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»);
  • текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);
  • самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
  • оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
  • анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности.


Старшая группа

• Развивается способность к самостоятельному анализу сооружений, рисунков, схем (по обобщенному способу).

• Совершенствуются навыки пространственной ориентации.

• Формируются навыки и умения в художественном труде и дизайне с использованием разных материалов (бумаги, картона, бросового и природного материала и пр.).

• Дети умеют мастерить несложные поделки по принципу оригами.

• Развивается художественный вкус при оформлении построек и изделий в процессе гармоничного сочетания элементов по форме, величине, цвету, фактуре и пр.

• Формируется стремление к совместной деятельности.

• Формируются навыки коммуникативного, делового общения.

• Продолжает формироваться умение пользоваться инструментами и материалами для труда.

• Формируется умение самостоятельно подготавливать к работе необходимые материалы.

• Формируется привычка соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте.

Подготовительная группа
• Сформировано умение самостоятельно анализировать сооружения, поделки, рисунки, схемы, чертежи.

•  Продолжает формироваться умение придумывать свои конструкции и изделия из разных материалов и воплощать их сначала в зарисовках, схемах.

• Сформированы навыки пространственной ориентации.

• Сформировано умение конструировать и мастерить как индивидуально, так и совместно по образцам, по условиям, по замыслу.

• Осваиваются разные виды конструкторов, формируется умение создавать простейшие двигающиеся механизмы (рычаг, блок, зубчатая передача).

• Продолжает формироваться умение создавать с помощью разных материалов оригинальные художественные образы.

• Формируется художественный вкус в процессе оформления конструкций, изготовления поделок, в дизайн-деятельности.

• Умеют мастерить игрушки, поделки, в основе которых лежат объемные формы (модули), делать несложные выкройки, создавать эскизы (изделия из бумажных цилиндров, конусов, кубических и прочих форм).

• Осваивают способы изготовления поделок по принципу оригами.

• Приобщаются к дизайну(к моделированию, проектированию, макетированию, оформительской деятельности).

• Совершенствуются навыки коммуникативного, делового общения.

• Сформировано умение самостоятельно подготавливать к работе свое рабочее место.

• Сформирована привычка соблюдать чистоту и порядок.

• Развита поисковая деятельность.

• Умеют анализировать поделку.

• Сформировано положительное отношение к труду.

• Развиты конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.

• Рука подготовлена к письму.

Определение результативности.

Таблица для педагогического обследования по ручному труду

№п/п

Список детей

Свойства материалов

Овладение приемов работы с материалами

Развитие конструктивных способностей (резать, клеить, рвать, измерять, вырезать)

Мелкая моторика

природный

пластилин

бумага

нитки

тесто

бросовый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сформирован - http://gigabaza.ru/images/21/41801/m1d92813b.jpg

На стадии формирования - http://gigabaza.ru/images/21/41801/4731d1d4.jpg

Не сформирован - http://gigabaza.ru/images/21/41801/m6a7d760a.jpg

Формы подведения итогов реализации

  • Проведение выставок детских работ «Мастерской волшебников» на родительском собрании и общих родительских собраний
  • Участие в городских выставках.
  • Поделки для подарков.
  • Мастер- класс для родителей.

ΙΙ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


  Правила техники безопасности

Правила работы с ножницами
• Работайте хорошо отрегулированными и заточенными ножницами. 
• Ножницы должны иметь тупые, скругленные концы. 
• Ножницы кладите кольцами к себе.
• Следите за движением лезвий во время резания.
• Не оставляете ножницы раскрытыми.
• Передавайте ножницы кольцами вперед.
• Не машите ножницами, не подносите к лицу.
• Используйте ножницы по назначению.
• После окончания работы кладите ножницы в футляр.
• Храните ножницы всегда в определенном месте.

Правила работы с иглой
• Храните иголку в игольнице.
• Не оставляйте иглу на рабочем месте без нитки.
• Передавайте иглу в игольнице с ниткой.
• Не берите иглу в рот.
• Не втыкайте иглу в одежду.
• Во время работы с иглой пользуйтесь наперстком.
• До и после работы проверяйте количество игл.
• Храните игольницу с иглой всегда в одном месте.
• Во время работы втыкайте иглу в игольницу.
• Не отвлекайтесь во время работы с иглой.

Средняя группа «Маленькие волшебники» - 1 год обучения

Задачи по разделам:

«Работа с бумагой и картоном»

1. Учить детей технике работы с ножницами и бумагой:

- разрезать бумагу в различных направлениях: прямо, по диагонали, срезая углы у квадратов и прямоугольников; отрезать длинные и короткие полоски;
- учить вырезать различные геометрические формы, круги из квадратов, овалов, прямоугольников, треугольников.
2. Дать понятие об элементах художественного труда, изготовления поделок типа: открытки, альбомы, сувениры и подарки из картона, украшая их по замыслу узорами из различных геометрических фигур.
3. Учить элементам силуэтного вырезывания по заранее предложенному контуру и оформлению работ по замыслу : «Золотая рыбка», «Красивая варежка», «Танюшкины валенки».
4. Учить делать элементарные игрушки- самоделки из согнутого картона: «Домик», «Автобус», «Скворечник».
5. Учить элементам складывания бумаги в технике «Оригами».
6. Делать простейшие украшения к праздникам (подвески, флажки, гирлянды).

«Работа с природным и бросовым материалом»
Задачи обучения:

1. Дать понятие о природном материале на основе дидактического материала (загадок, практических опытов, сбора природного материала, экскурсий в природу). 
2. Учить изготовлять элементарные игрушки- самоделки из природного материала и дополнительных материалов (пластилин, глина): «Вишенки», «Мышки», «Грибочки», «Корзиночки».
3. Коллективно выполнять работу из природного материала «Фрукты на блюде», «Ягоды в корзине» (используя как дополнительный материал -  пластилин).
4. Учить делать простейшие игрушки из спичечных коробок, упаковок из- под чаем, зубной пасты и так далее (различные тележки, каталки, автобусы, часы, домики).

 «Лепка» + солёное тесто
Задачи обучения:
1. Учить детей оттягивать детали из целого куска; соединять части, прижимая и примазывая их.

2. Учить детей изображать в лепке типичные, индивидуальные, характерные признаки предметов.

3. Продолжать учить детей действовать в лепке различными способами (комбинированным и конструктивным).

4. Учить детей использовать в работе с пластилином стеку (украшать изделия с помощью стеки.

Старшая группа «Просто волшебники» 1 - ой год обучения

Раздел 1. «Работа с бумагой и картоном»
Задачи обучения:
1. Совершенствовать навыки работы с бумагой: сгибать лист в 3-4 раза, в разных направлениях; выполнять работу по типу «Оригами».

2. Учить работать по шаблону и готовой выкройке, изготавливать игрушки-самоделки.

3. Выполнять картины по типу «мозаика» из бумаги с использованием природного материала (яичной скорлупы, семян подсолнечника).

4. Учить делать объёмные игрушки - самоделки, в основании которых лежат объёмные геометрические фигуры (конус, цилиндр, параллелограмм).

5. Учить делать элементарные подвесные вращающиеся конструкции из лёгких фактур бумаги, на круге плотного картона или пластмассовом кольце.

6. Учить выполнять коллективную работу, используя в работе мягкий картон, цветную бумагу, бросовый материал, шаблоны.

7. Учить делать аппликацию по типу эстампов, плоскостные игрушки, используя природный и бросовый материал.

Раздел 2. «Работа с тканью и нитками»
Задачи обучения:
1. Учить детейделать игрушки - самоделки плоскостной формы, используя цветную бумагу, хорошо накрахмаленную ткань плотной структуры (сатин, тик, лён), различный бросовый материал (бусы, брошки и т. д.).

2. Учить изготавливать сувениры к праздникам: нарядные салфетки, различные сувениры, используя при этом плотную ткань, типа драпа, обрезки меха, пластик.

3. Выполнять картины по типу «мозаика» из бумаги с использованием природного материала (яичной скорлупы, семян подсолнечника).

4. Учить делать объёмные игрушки - самоделки, в основании которых лежат объёмные геометрические фигуры (конус, цилиндр, параллелограмм).

5. Учить делать элементарные подвесные вращающиеся конструкции из лёгких фактур бумаги, на круге плотного картона или пластмассовом кольце.

6. Учить выполнять коллективную работу, используя в работе мягкий картон, цветную бумагу, бросовый материал, шаблоны.

7. Учить делать аппликацию по типу эстампов, плоскостные игрушки, используя природный и бросовый материал.


Раздел 3. «Работа с природным и бросовым материалом, крупами, сахаром, шоколадом»
Задачи обучения:
1. Учить детей делать аппликацию, используя в работе сухие засушенные листья различных деревьев и различных цветовых оттенков.

2. Учить детей делать игрушки - самоделки из природного материала (скорлупы грецкого ореха, каштанов, ягод рябины, семян подсолнечника и бросового материала (пенопласта, различных коробок, обрывков шнуров), используя в качестве дополнительного материала пластилин, глину, клей ПВА.

3. Учить выполнять коллективные работы (с использованием бросового и природного материала, цветной бумаги) по сказкам,стихотворениями рассказам.


Раздел 4. «Работа с пластилином + солёное тесто»
Задачи обучения:
1. Совершенствовать навыки и умения детей в лепке сложных по форме и строению предметов комбинированным, скульптурным способами, употребляя при этом стеки, штампы материалы для укрепления идеальных, вытянутых форм. 
2. Учить создавать сложные лепные композиции; использовать в лепке разнообразные приёмы: выполнение декоративных налепов разной формы методом прищипывания, сплющивания, оттягивания деталей от общей формы, плотного соединения частей путём примазывания, одной части к другой. 

Общие задачи:

1. Учить детей работать самостоятельно и коллективно, распределять между собой самостоятельно или при помощи взрослого объём работ. Развивать и поощрять у детей стремление проявлять в работе инициативу, творчество.

2. Воспитывать дружелюбие, стремление помочь товарищу.

3. Учить анализировать, делать логические выводы, намечать последовательность выполнения работы.

4. Воспитывать аккуратность, умение работать в предложенном темпе.

5. Совершенствовать технику работы с ножницами, шаблоном, простым графическим карандашом, стекой. 

6. Учить планировать создание собственной игрушки - самоделки из бросового и природного материала, по назначению использовать дополнительные виды материалов. 

Перспективный план старшей группы «Просто волшебники»

Месяц

Работа

Тема

Цель

Сентябрь

Правила работы с ножницами,клеем

«Наша волшебная

мастерская»

 Знакомство  с волшебной мастерской.

Изучение   правил работы с ножницами, клеем. Получение   знаний  о материалах для поделок. Умение поддерживать чистоту на рабочем месте. Д/у «Узнай на ощупь»

 Работа с бросовым материалом

 (палочкой для суши), цветной бумагой

 «Волшебная палочка для просто волшебников»

Уметь превращать бросовый материал в поделку, палочку обернуть клейкой золотой бумагой. Д/у «Загадай желание»

Конструирование из бумаги

«Троллейбус»

(для с/р игры Транспорт)

Учить работать с бумагой, сгибать ее по линиям. Воспитывать трудолюбие, интерес к работе

Аппликация из природного материала

«Превращение в ежа»

Вызвать интерес к созданию образа ежа. Учить сочетать в работе разные природные материалы; совершенствовать умение работать аккуратно Д/у «Узнай на ощупь»

Контурная мозаика из цветной стружки карандаша ствол –гречка

Волшебство осени: «Осеннее дерево»

Учить делать дерево из различных материалов. Д/у «Узнай на ощупь»

Октябрь

Конструирование из бросового материала

«Божья коровка»

Учить конструировать из бросового материала и пластилина

Конструирование из картона, бумаги

Сказочный город. «Многоэтажки» (для с/р игры)

Продолжать осваивать работу с картоном прямоугольной формы сложенным в квадраты. Делить полоску на квадраты. Воспитывать любознательность, самостоятельность, доброжелательность

Конструирование из бумаги в технике «Оригами» (коллектив)

«Отлёт птиц»

Познакомить детей с одним из видов работы с бумагой – оригами; с приемами сгибания бумаги; развивать мелкую моторику рук.

Объёмная аппликация

«Сказочная книга»

Совершенствовать умение работать ножницами, создавать выпуклые изображения из бумаги на горизонтальной поверхности

Ноябрь

Конструирование из природного материала

«Сказочные животные»

Учить детей выкладывать и наклеивать засушенные листья превращая в белку, лису, ежа. Склеивать детали между собой. Д/у «На что похоже?»

Конструирование из бумаги

Конструирование в технике оригами «Домашние животные»

Учить детей работать в технике оригами. Складывать бумагу по диагонали, загибать углы. Дорисовывать глаза, нос, рот до завершения образа

Конструирование из бумаги в технике «Оригами»

«Фигурка лисы»

Учить детей складывать квадратный лист бумаги по диагонали, загибать углы. Дорисовывать глаза, нос, рот до завершения образа

Объёмная аппликация

«Карандаш»

Учить детей делать объемные картины, вырезая прямоугольники и сворачивая их трубочкой. Совершенствовать навык работы ножницами, клеем. Развивать умение работать по образцу

Декабрь

Конструирование из бросового материала (крышки от бутылок)

«Ёлочные игрушки».

(Для украшения группы)

Учить детей делать новогодние игрушки, используя разный бросовый материал, развивать творчество, фантазию, эстетический вкус

Работа с нитками

«Пушистый зайка»

Учить делать помпоны из ниток и превращать их в поделки

Конструирование из бумаги в технике «Оригами»

 Волшебники снега

«Волшебная
снежинка».

(для украшения группы)

Учить детей вырезать полоски из бумаги; складывать их гармошкой, соединять. Развивать чувство композиции

Рисунок шоколадом

«Шоколадная ёлочка»

Учить рисовать ель шоколадом, пальчиком. Воспитывать интерес, развивать креативность

Январь

Карамельные превращения

Волшебные съедобные сосульки (коллективная работа)

Провести превращения сахара в карамель. На фольге остудить карамель в виде сосулек. Развивать интерес к простым опытам

Художественный ручной труд: Мозаика из детских ладошек

(коллектив)

«Волшебный снеговик»

(Часть 1)

Учить выполнять аппликацию из бумажных ладошек в виде круга.

Закреплять навыки выполнения поделок из картона на основе базовой формы круг; развивать творческое воображение

Объёмная аппликация. Мозаика из детских ладошек

(коллектив)

«Волшебный снеговик» (украшение в раздевалку) (часть 2)

Учить выполнять аппликацию из бумажных ладошек в форме круга. Закреплять навыки выполнения поделок из картона на основе базовой формы круг; развивать творческое воображение

Поделка из пластмассового стаканчика 

«Человечек» (для проращивания овса)

Учить детей создавать образы героев сказок из подручного материала. Совершенствовать умение дополнять образ смешного человечка бумажными деталями

Февраль

Пластилин  графия

«Слон. Рисуем жгутиками из пластилина» (по готовым контурам)

Учить крутить из пластилина жгутики одинакового размера и составлять из них рисунок

Объёмная аппликация

«Танк»

(подарок папе) часть1

Учить детей делать танк из бумаги в виде объемной аппликации. Закреплять навык работы с бумагой. Развивать творческие способности, фантазию детей

Объёмная аппликация

«Танк»

(подарок папе)

Часть2

Учить детей делать танк из бумаги в виде объемной аппликации. Закреплять навык работы с бумагой. Развивать творческие способности, фантазию детей

Конструирование из бумаги в технике «Оригами»

«Солдатская пилотка». (для с/р игры)

Продолжать учить складывать из бумаги, проглаживать все сгибы. Принести детям радость от примерки пилоток

Март

Продолжение: Вышивка атласными ленточками

«Волшебный платочек для мамочки» (подарок маме)

Учить вышивать по готовой квадратной ткани атласной ленточкой швом вперёд

Конструирование из крупы (коллективная)

«Сказочные

 цветы»

Учить делать поделку из бросового материала. Воспитывать чувство коллективизма

Работа с бумагой

«Стол» (для с/р игры)

Учить делать стул со спинкой со сложенной бумаги.

Воспитывать трудолюбие

Панно на бумажной тарелке

«Птичка в гнезде»

Учить создавать картину на тарелке, используя природный материал: веточки, перья, ракушки. Учить детей вырезать образ птички по шаблону

Апрель

Работа с бумагой

«Стул» (для с/р игры)

Учить делать стул со спинкой со сложенной бумаги.

Воспитывать трудолюбие

Аппликация из скрученных полосок

«Собачка» (поделка для игры «Магазин игрушек»)

Учить детей создавать диковинных животных из кручёной бумаги. Развивать мелкую моторику

Конструирование из бросового материала (коллектив) 

«Аквариум»

Уточнить и расширять знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей. Учить создавать выразительный и интересный сюжет

Аппликация из ракушек

«Рамка» (для своей фотографии)

Учить детей, делать из ракушек

поделку. Воспитывать трудолюбие, усидчивость

Май

Поделки из картона

Превращение картона. «Транспорт» (для подвижных игр)

Учить вырезать по контуру, наклеивать на картонную основу (машины автобусы, велосипеды)

Конструирование из цветной бумаги в технике «Оригами» 

«Фигурка голубя»

Совершенствовать технику оригами, воспитывать трудолюбие, интерес к работе

Конструирование из бросового материала. Итоговое занятие

«Декоративная подставка для карандашей»

 «Вручение волшебной палочки волшебников»

Учить детей делать поделки из разного материала, использовать дополнительные предметы.

 Подведение итогов

Подготовительная к школе группа «Настоящие волшебники» - 2 год обучения

Раздел 1. «Работа с бумагой и картоном»

Задачи обучения:
1. Совершенствовать умение детей работать с бумагой и картоном, продолжать учить делать поделки по типу «Оригами». Продолжать учить делать плоскостные игрушки, объединённые одним содержанием на плоском цилиндре или картоне, изготовление настольных театров по мотивам русских народных сказок.
2. Учить создавать различные конструкции по словесному описанию или рисунку.
3. Мастерить игрушки – забавы, используя в работе картон и бросовый материал, пользуясь шаблоном.
4. Учить изготовлять отдельные элементы для карнавальных костюмов, инсценировка сказок, рассказов. При этом в качестве дополнительного материала используя бросовый материал.
5. Учить создавать и оформлять картины по типу «Коллаж».  Используя в работе ткани различной текстуры: кружева, атлас, драп, шифон, трикотаж; бросовый материал: пуговицы, старые фотографии вырезки из старых газет и журналов и т.д.; акварельные краски, фломастеры, цветную бумагу.
6. Учить делать объёмные игрушки, в основании которых лежат геометрические формы: цилиндр, конус.
7. Дать элементарные навыки и понятия для оформления интерьера – поработать дизайнером. Учить делать поделки по методу «Витража», используя марлю или целлофан, бумагу различной фактуры.

Раздел 2. «Работа с тканью и нитками»
Задачи воспитания:

1. Учить делать сувениры - подарки, в виде кулонов с использованием ткани грубых текстур, бросового и природного материала.

2. Выполнять и оформлять картины по принципу «Коллаж», с использованием цветных ниток, мулине, искусственной кожи и природного материала.

3. Дать понятие о моделировании одежды.  

4.Учить кроить наряды для плоскостных кукол из хорошо накрахмаленной хлопчатобумажной ткани; украшать их по замыслу, используя элементы ручного труда (изготовление из бумаги бус, браслетов, кулонов, бантов).

Раздел 3. «Работа с бросовым и природным материалом, крупами, сахаром, шоколадом»

Задачи воспитания:
1. Продолжать работать с природным материалом (орехами, ракушками, сухими листьями, ветками, ягодами); бросовым материалом при изготовлении картин, при этом оформленненные картины в рамку фиксируютсяза нить для подвеса. 
2. Создавать сувениры - поделки, в виде кулонов, на основе плотного картона, с использованием природного и бросового материала (конфетти, семя различных растений: акации, дыни, арбуза и т. д.)
3. Учить мастерить подставки и вазы для сухих букетов и икебан, используя в работе пустые пластиковые банки. В качестве дополнительного материала использовать пластилин, орехи, скорлупу яиц, ракушки.
4. Изготовлять поделки, в виде монументальных скульптур, по замыслу, по сюжету сказки или рассказа, с использованием природного бросового материала.
5. Учить работать в коллективе, создавать совместно поделки для настольного театра, из природного материала.

Раздел 4. «Работа с пластилином + солёное тесто»

Задачи воспитания:
1. Совершенствовать передачу динамики и статики при создании изображений в лепке.
2. Совершенствовать художественные навыки в сюжетных работах лепки: соблюдать взаимосвязи между объектами построения, композиции.

3.Совершенствовать навыки работы с пластилином в нетрадиционной художественной технике – пластилинграфии.

Общие задачи:
1. Учить детей работать творчески и коллективно, проявляя инициативу в выборе материала.
2. Учить детей выполнять работы по замыслу из любого материала, по мотивам художественного произведения.
3. Самостоятельно проектировать игрушку, определяя последовательность этапов выполнения объёмов работ.
4. Уметь зарисовывать графическую схему поэтапной работы с природным материалом на доске или бумаге.
5. Анализировать предложенный воспитателем образец - поделку, определяя, из каких материалов он сделан.
6. Учить эстетично оформлять свою работу, украшать её отдельными деталями (рамкой, кантом, бисером).
7. Воспитывать аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

Перспективное планирование в подготовительной к школе группе «Настоящие волшебники»

Месяц

Работа

Тема

Цель


Сентябрь

Закрепление правил работы

Изготовление волшебной палочки с пластиковых трубочек и фатина

Закрепить правила поведения в волшебной мастерской. Научиться делать волшебную палочку настоящего волшебника. Д/у «Загадай желание»

Аппликация из природных материалов 

Волшебные узоры: «Композиция в круге»

Познакомить детей с новым видом аппликации, техникой исполнения работы. Развивать композиционные навыки

Аппликация торцеванием

Сказочные превращения «Березка на нашем участке»

Продолжать знакомить детей со способом аппликации-торцевание. Развивать чувство цвета.

Конструирование из природного материала (из листьев)

«Веночек на голову»

Познакомить детей с техникой выполнения работы из осенних листьев, предложить самим определиться с видом и количеством листьев. Развивать воображение, фантазию. Д/у «Превратимся в осень»


Октябрь

Техника папье-маше

«Изготовление стаканчика».

(для кисточек, ручек, фломастеров)

Познакомить детей с новой техникой. Развивать внимание, аккуратность в работе, доводить начатое дело до конца

Декоративное рисование

Роспись стаканчика из папье-маше на мотив Гжель

Предложить детям расписать изготовленные стаканы по мотивам росписи Гжель. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству

Конструирование из природного материала

«Жар птица»

Познакомить детей с техникой выполнения работы из осенних листьев, предложить самим определиться с видом и количеством листьев. Развивать воображение, фантазию

Аппликация техникой квилинг

«Ваза» (Украсим дом осенним букетом)

Познакомить детей с новым видом аппликации - квилинг. Развивать аккуратность в работе


Ноябрь

Работа с папье- маше

«Волшебники делают осенние дары» (часть1)

Учить обклеивать бумагой предметы круглой и овальной формы. Д/у «Предмет-форма»

Работа с папье- маше

«Волшебники делают осенние дары» (часть2) (поделки для с/р овощной магазин)

Продолжать учить обклеивать бумагой предметы круглой и овальной формы. Д/у «Предмет-форма»

Художествен-

ный труд

Плетение в три пряди (закладка в книгу)

Учить плести «косичку» из 3 прядей

Художественный труд: «Детское рукоделие»

«Фоторамка из пуговиц»

Учить пришивать пуговицы, самостоятельно создавать рисунок

Декабрь

Аппликация из салфеток

«Гроздья рябины с шишками» (коллективная аппликация)

Познакомить детей со способом скручивания шариков из цветных салфеток

Моделирование на плоскости

Аппликация из кругов «Деды Морозы» (Поделки на ёлку)

Закреплять умение создавать фигуру из кругов. Воспитывать внимание, аккуратность и точность выполнения задания

Поделки из сахара

«Сахарные снежинки» (Поделки на ёлку)

Познакомить детей с новым видом поделок из сахара и коктейльных трубочек, техникой исполнения работы. Развивать творчество


Январь

Рисунок шоколадом

Зимние деревья

Познакомить с техникой работы процарапывание рисунка деревянной палочкой

Конструирование из цветной бумаги в техники «Оригами»

«Фигурка воробья»

Продолжать знакомить детей с техникой оригами. Воспитывать внимание, аккуратность и точность выполнения задания

Солёное тесто

Калачи, бараночки

Учить лепить из солёного теста тонкие жгутики, придумывать из них поделку

Аппликация с использованием бумаги и ваты

«Зимнее кружево»

Познакомить детей с новым видом комбинированной аппликации, техникой исполнения работы


Февраль

Конструирование из цилиндров

«Волшебный замок»

Продолжать учить конструировать из цилиндров

Аппликация на пластиковой тарелке

«Подарок своими руками»

Закреплять умение детей выполнять работу с использованием ватных дисков дополнять букет веточками из цветной бумаги

Работа с тканью

Салфетка

Продолжать знакомить детей со способом вышивки. Развивать чувство цвета

Объёмная аппликация (бросовый материал)

«Самолёт» (подарок папе)

Закреплять умение вырезать мелкие детали, затем склеивать из них целую фигуру


Март

Вышивка салфетка

«Букет для мамы»

Продолжать знакомить детей со способом вышивки. Развивать чувство цвета. Развивать творчество

Конструирование из бросового материала

«Лотки для рассады»

Продолжать учить конструировать с лотка для яиц, яичной скорлупы. Быть внимательным и аккуратным

Художественный труд: «Детское рукоделие»

«Игрушка из обрезков ниток Панда»

Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом

Поделка

 из цветных бумажных трубочек

«Подставка»

(для дома)

Познакомить детей с нетрадиционным видом аппликации и конструированиюразвивать творчество, аккуратность в работе

Апрель

Конструирование из бросового материала

Ракету запускаем в космос

Учить делать поделку из пробки, при помощи бумаги превратить в ракету

Конструирование из цветной бумаги в технике «Оригами»

Волшебная бумага. «Фигурка цапли».

Продолжать учить точно складывать бумагу, проглаживать место сгиба, обыгрывать поделку

Картина с резанных ниток (украсим группу)

Волшебство из ниток. «Люблю березку русскую»

Продолжать совершенствовать у детей технику, учить видеть красоту русской природы, красиво сочетать цвета


Май

Конструирование из бросового материала

«Часы» (для занятий)

Продолжать знакомить детей с видом конструирования из бросового материала. Развивать творчество

Поделка из бумаги

«Первые листочки на деревьях»

Продолжать знакомить детей со способом обрывочной аппликации. Развивать чувство цвета

Выставка детских работ

Изготовление любимых поделок

Развивать творчество, умение изготовлять поделки самостоятельно, воспитывать интерес к изготовлению поделок Вручение подарков волшебных полочек

Список использованной литературы.

  1. И. Агапова, М.Давыдова «200 лучших игрушек из бумаги и картона», Москва, 2008г.;
  2. М. Антипова «Соленое тесто» Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. Ростов-на-Дону, ИД Владос, 2007г.;
  3. И.А. Лыкова «Я леплю из пластилина», Карапуз, 2008г.;
  4. И.А. Лыкова «Я делаю аппликации», Карапуз, 2008г.;
  5. И.А. Лыкова «Я создаю поделки», Карапуз, 2008г.;
  6. И.А. Лыкова «Я собираю гербарий», Карапуз, 2008г.;
  7. Л.В Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду», ТЦ «Сфера, 2005г.;
  8. Е.Рубцова «Фантазии из соленого теста», Москва, Эксмо, 2008г.;
  9. Л.А. Парамонова, Е.Ю. Протасова «Я люблю изобретать», Мир книги, «Карапуз», 2008г.;
  10. Н.А. Чен «Замечательные поделки своими руками», Харьков, 2008г.;
  11. В. Броди «Зверюшки из бумаги», изд. «Мой мир», М, 2008г.;
  12. Е. Ступак «Оригами. Игры и конкурсы», изд. «Айрис пресс», М, 2008г.;
  13. Гомозова Ю.Б. «Калейдоскоп чудесных ремесел», «Академия развития», Ярославль, 1999 г.;
  14. Демина И.П. «Подарки из природных материалов», Смоленск «Русич», 2001 г.;
  15. Нагибина М.И. «Чудеса из ткани своими руками». Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998.(Серия: «Вместе учимся мастерить»);
  16. Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие ребенка», «Академия развития», Ярославль, 1996г.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию "Россинка" детей 4 - 6 лет

        Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче вс...

Рабочая программа дополнительного образования по художественному творчеству для детей от 5 до7 лет "Мир фантазии"

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста. В работа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по художественному и ручному труду «МАСТЕРСКАЯ ВОЛШЕБНИКОВ»

Дополнительная программа по художественному и ручному труду, расчтана на три возрастных группы (среднюю, старшую, подготовительную). Кружковая работа проводится во вторую половину дня, материал подобр...

Рабочая программа дополнительного образования детей художественной направленности кружок "Умелые ручки"

Планирование на год по видам деятельности с названием и задачами занятия...

Программа дополнительного образования по художественному и ручному труду "Волшебники"

Программа ориентирована на реализацию творческого потенциала детей 4-7 лет, развитие их воображения, фантазии. Разработана с учетом возрастных особенностей детей....

Рабочая программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию "Волшебные ладошки".

Рабочая программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию "Волшебные ладошки"....