Организация кружковой работы с детьми
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду

Герасимова Ирина Анатольевна

Кружковая работа даёт возможность каждому ребёнку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

F:\протоколы\тит лист_page-0001.jpg

 Информационная карта

1.     Учреждение: МБДОУ «Детский сад «Звездочка»

2.     Название программы: «Бумажное волшебство»

По обучению детей элементарным приемам техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

3.Ф.И.О., должность ведущего: Герасимова Ирина Анатольевна, воспитатель

4. Тип программы: художественно-эстетическая

5.Вид программы: развивающая

6. Направление деятельности: прикладное творчество, конструирование

7. Продолжительность освоения программой:  1год (1раз в неделю)

8.Количество участников: 14чел.

9. Возраст участников: 6-7 лет

10. Критерии отбора детей: На основе запроса родителей, педагогов.

11. Форма организации: Групповая

12. Продолжительность занятий – подготовительная группа  - 30 мин.

 

Пояснительная записка

Всегда найдется дело для умелых рук,

Если хорошенько посмотреть вокруг.

 Мы чудо сотворить сумеем сами

 Вот этими умелыми руками.

 

Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга.

Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

Программа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование).

“Бумажное волшебство” — так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Она предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Одной из основных целей конструкторской деятельности из бумаги является развитие личности ребенка, его способностей, творческих задатков, интеллекта. Обучение умениям не вытесняет непосредственности детского восприятия.  В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики у ребенка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться  на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение.

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В процессе работы по программе “Бумажное волшебство ”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

Цель программы кружка «Бумажное волшебство»-– всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы кружка:

Обучающие

• Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.

• Обучать различным приемам работы с бумагой.

• Формировать умения следовать устным инструкциям.

• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

Развивающие:

• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

• Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

• Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к искусству квиллинга.

• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)

Программа кружка «Бумажное волшебство» рассчитана на 1 год (с детьми подготовительной к школе группы). Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять 14 человек. Продолжительность занятия составляет до 30 мин. Занятия проводятся четыре раза в месяц с сентября по май.

Количество занятий

Количество детей в подгруппе

В месяц

В год

4

34

14

Условия реализации программы:

·        Наличие материально-технического обеспечения;

·        Систематичность посещения кружка «Волшебный завиток»;

·        Регулярные отчетные выставки кружка для родителей, детей, сотрудников и гостей детского сада;

·        Участие детей, посещающих кружок, в конкурсах детского творчества муниципального и краевого значения;

Содержательная часть

 Формы и методы занятий.

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, конкурсы, соревнования и другие.

Методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)

• наглядный ( иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

- исследовательский – самостоятельная творческая работа детей

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:

• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

• групповой – организация работы в группах.

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

• и другие.

Среди приемов, используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:

·        активизация и индивидуализация обучения;

·        игры и игровые ситуации;

·        творческие работы и т.д.

 

                                 Направления работы:

·        Изготовление цветов в технике квиллинг.

·        Изготовление сувениров  и открыток к празднику.

·        Конструирование.

                                 Тип программы:

Программа кружка «Бумажное волшебство» является авторской программой художественно-эстетической направленности Лебедевой Ж.М., созданной на основе методических пособий Давыдовой Г.Н.,ХеленУолтер., Д.Чиотти. Ханны Линд, А.Быстрицкая,ДжейнДженкинс,О.С. Кузнецовой, Докучаевой Н.И

Формы работы:

индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);

групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);

коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей)

Ожидаемые результаты .

В результате обучения по данной программе обучающиеся:

– научатся различным приемам работы с бумагой;

– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;

– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

– познакомятся с искусством бумагокручения;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы.

Принципы, лежащие в основе программы:

• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанников в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Техническое оснащение занятий.

Для занятий в кружке необходимо иметь:

Оборудование и инструменты:

- цветную бумагу,

- гофрированный картон;

- картон белый и цветной,

- клей (наилучшим является клей ПВА),

- зубочистка

-бумажные полоски шириной 5-7 мм,

-стержни дляшариковой ручки с расщепленным концом, 

-ножницы,

- карандаши простые,

-линейка,

-кисточки для клея,

- салфетки,

- клеенка.

Оборудование:

- столы

-стулья

-мольберт

-доска

- плакаты

-образцы объектов труда

-инструкционные карты

Методическое обеспечение программы кружка «Волшебный завиток»

I. Учебные и методические пособия. Интернет ресурсы

1. Быстрицкая А. “Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва 1982

2. Гибсон Р. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 1996.

3.Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.

4. Джун Джексон. Поделки из бумаги. Перевод с англ. С.В. Григорьевой – М: «Просвещение», 1979 г.

5. Докучаева Н.И.. Мастерим бумажный мир. Школа волшебства. Санкт-Петербург «Диамант» «Валерии СПб», 1997 г.

6. Кузнецова О.С., Т.С. Мудрак. Мастерилка. Я строю бумажный город. Мир книги «Карапуз», 2009 г.

7. Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.

  8.Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-"Университет", Москва         2000.

  9. .Чиотти Д. “Оригинальные поделки из бумаги”.-Полигон С.-Петербург 1998.

 10. http:/stranamasterov.ru

II. Материалы из опыта работы педагога

1.     Инструкционные карты и схемы изготовления поделок

2.     Инструкционные карты сборки изделий

3.     Образцы изделий

4.     Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний

5.     Диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы кружка «Волшебный  завиток».

Диагностика результатов образовательной деятельности.

Срез творческих и эстетических знаний и умений.

Фамилия, имя обучаемого

Организация рабочего места

Основы квиллинга

Умение пользоваться инструментами и приспособлениями

Знание базовых форм и условных обозначений

Владение разнообразными приемами

Овладение основными навыками работы с различными видами бумаги

Умение пользоваться чертежами и схемами

Моделирование художественно-выразительных форм

Проявление творчества и фантазии в создании работ

Стремление к совершенству и законченности в работе

Система оценок: средний уровень, высокий уровень

 

 

Баллы:

     Не умею (1). Умею иногда (2). Умею с чьей-то помощью (3). Умею, но в зависимости от сложности материала (4). Умею всегда (5).

Диагностика

Проявление творческих способностей по уровням.

ФИ ребёнка

 

Проявление творческих способностей

Уровни

Средний

Высокий

1. Участие в  конкурсах

2.Работа по образцу.

3.Работа с внесением изменений.

4.Работа над своим вариантом.

5.Конструирование.

 6.  Владение техникой.

7. Придумывание композиций.

8.Работа с внесением изменений в технологию или конструкцию.

Средний процент

 Оценка результатов по уровням:

·        Средний уровень –

·        Высокий уровень –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста «Золотые ручки» (экопластика)»

Природа всегда была неиссякаемым источником творчества. Разнообразие ее форм - вызов человеческой фантазии. Войти в этот таинственный мир, познакомится с его особенностями поможет работа с природным м...

Работа с одаренными детьми. Организация кружковой работы в ДОУ

«Работа с одаренными детьми. Организация кружковой работы в ДОУ»Выполнила: Кирилова А.   «Одаренность – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из землии требующий к себе огромного ...

Планирование и организация кружковой работы педагога дошкольной образовательной организации

В связи с изменениями в законе Российской Федерации «Об образовании» и определением Федеральных Государственных Требований к структуре основной образовательной программы, введением Федеральных государ...

"Организация кружковой работы по обучению детей дошкольного возраста игре в шашки".Выступление на Августовской конференции педагогических работников образовательных организаций МО "Кабанский район".

Реализуя вариативную часть программы, мы организуем работу по дополнительному образованию, создавая кружки коррекционной направленности, кружки, направленные на развитие одарённых детей и кружки на ра...

«Организация кружковой работы в ДОО» (из опыта работы кружка «Умелые ручки»)

laquo;… Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».В. А. Сухомлинский...

Методические рекомендации по организации кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Кружковая работа в дошкольном образовательном учреждении давно уже стала  нормой деятельности педагогического коллектива и вышла за рамки нововведения. Разнообразие кружков и содержания их работы...